Особенности реализации во внеурочной деятельности духовно-нравственного направления в детском коллективе. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности реализации во внеурочной деятельности духовно-нравственного направления в детском коллективе.

2019-12-20 1538
Особенности реализации во внеурочной деятельности духовно-нравственного направления в детском коллективе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Решение поставленной в настоящем исследовании проблемы потребовало от нас при определении его исходных позиций обратиться, прежде всего, к анализу  имеющих для него существенное значение понятий как «нравственность», «воспитание», «духовно-нравственное воспитание».

Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. Феномен нравственности анализируется в различных науках − этике, истории, социологии, социальной психологии, психологии личности. По определению А.С. Арсеньева, нравственность − это психологическая характеристика личности, принимающей или отвергающей систему норм, требований к правилам поведения, правилам, сформированным в человеческом обществе, воспринимающей или отрицающей эти правила и проявляющей тем самым свою внутреннюю позицию.

Мы считаем, анализ сущности понятия «духовно-нравственное воспитание» невозможен без понимания более широкой категории, какой является воспитание. По всеобщему признанию, воспитание является одной из древнейших и вечных категорий. Оно возникло и развивалось вместе с обществом, будучи всегда одной из необходимейших и важнейших сфер его жизни. Воспитание − универсальная категория педагогики, потому что, выражаясь словами А.С. Макаренко, происходит «на каждом метре земли». Наиболее широко известным является следующие определением воспитания как целенаправленного, сознательно контролируемого процесса и результата формирования личности [6].

Духовно-нравственное воспитание является одним из аспектов воспитания, одной из ведущих целей развития и формирования личности. Анализ научной литературы по проблеме исследования показывает, что в настоящее время в педагогической науке нет единой точки зрения на понятие «духовно-нравственное воспитание».

Итак, мы рассматриваем духовно-нравственное воспитание как один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию и их ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях и определяющих их поведение, поступки. Таким образом, основу духовно-нравственного воспитания составляют нравственные ценности.

В настоящее время, когда нарушено духовное единство общества, размыты жизненные ориентиры, деформированы традиционные моральные нормы и нравственные установки, образованию отводится ключевая роль в духовно- нравственном объединении российского общества, его сплочении, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. (КОНЦЕПЦИЯ)

Результативность нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят отношения и общение в коллективе, семье, на улице с товарищами и друзьями, родителями, учителями, отношение к себе, к природе, к внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (разработанная коллективом авторов, включающим А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова и В.А. Тишкова) отмечает, что ценности личности формируются на основе внешнего воздействия, в т.ч. воздействия коллектива. Также в Концепции замечено, что общешкольный и классный коллективы являются основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. [9]

Нравственному развитию младшего школьника присущи свои возрастные ограничения. В этом возрасте дети еще не способны к достаточно полноценной выработке собственных нравственных убеждений. Им присуща большая внушаемость, подражание.

Ведущая роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения учащихся, принадлежит начальной школе. Именно в этом возрасте происходит социализация ребенка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся внутренними качествами. Именно младший школьный возраст называют «золотой порой» духовно-личностного становления.

Совместная учебная деятельность постепенно сплачивает учащихся в детские коллективы, отличительным признаком которых является учебная целеустремленность.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет современные требования к личности младшего школьника, которые являются критериями развитости коммуникативных способностей младших школьников. К личным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования относятся: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; формирование уважительного отношения к иному мнению; умение использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения избегать конфликтов. Всё это способствует формированию личности, способной работать в коллективе. В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному. Такая система формирует ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности, преодолевающего субъективные и объективные препятствия. (фгос)

В свете новых образовательных стандартов, одним из ведущих показательней уровня достижений учащихся является владение коммуникативной компетентностью, умение добывать и пользоваться полученной информацией.

Реализация требований осуществляется как в урочной, так и внеурочной деятельности. Причём, во внеурочной деятельности, когда нет строгих временных рамок, в более неформальной обстановке, личность младшего школьника раскрывается ярче.

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, которая осуществляется в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.Основными целями внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО являются следующие:

1) содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности младших школьников;

2) содействие становлению и проявлению индивидуальности младших школьников;

3) содействие накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности. [5] Внеурочная деятельность реализуется образовательной организацией по ключевым векторам развития личности ученика: общее интеллектуальное; общее культурное; духовно-нравственное; социальное; спортивно-оздоровительное.

Целью духовно-нравственного направления является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.духовно – нравственное воспитание должно осуществляться по следующим направлениям:

1. Воспитание патриотизма и гражданственности.

2. Воспитание морального сознания и нравственных убеждений

3. Воспитание трудолюбия.

4. Формирование экологической культуры.

5. Формирование семейных ценностей.

6. Эстетическое воспитание.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания школьников раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России. Каждое направление основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.

Если для достижения цели в физическом, эстетическом воспитании достаточно организовать и осуществить систему хорошо подобранных воспитательных дел, то в духовно-нравственном воспитании все намного сложнее. Многие педагоги не без оснований утверждают: не от метода здесь нужно идти, не от формы, а от индивидуальности каждого воспитанника, особенностей конкретной ситуации. Важны и побудительные мотивы, которые движут человеком и объясняют его поступки. Действия и поступки человека всегда основываются на тех или иных мотивах. В педагогическом процессе можно выделить два аспекта в проблеме мотивов. Первый аспект касается мотивационной деятельности педагога по программированию действий ученика. По мнению психологов перед воспитателем всегда стоит один и тот же вопрос: что надо сказать или сделать, чтобы ребенок реагировал или поступал так, как мы хотим. Но такая форма управления поведением недостаточна, надо, чтобы ученик самостоятельно искал истину, проявлял инициативу, учитывал в своих действиях специфику ситуации, проявлял интерес, любознательность. Управлять направленными действиями ученика возможно, вызывая и управляя его соответствующими мотивами. Второй аспект, мотивации касается непосредственно самого ученика [59].

Стержнем воспитания, определяющим духовно-нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. Главный фактор воспитания − активность самого ребенка, его участие в реальных делах. Если мы говорим о нравственности, то это − нравственные поступки, и через них мы приобщаем ребенка к ценностям. Согласно этой теории, ребенок должен практически почувствовать, как приятно делать добро. Чтобы школьник почувствовал, что он делает добро, это не столько жертва, сколько удовольствие. Это приятно потому, что ты выполнил моральный долг. Приятно потому, что другому хорошо. Приятно потому, что ты почувствовал себя полноценным человеком [19]. Таким образом, в процессе духовно-нравственного воспитания младшего школьника формируется следующая система ценностей: индивидуально-личностные, семейные,национальные, общечеловеческие.

По мнению Степанова, для приобретения школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни оптимальна форма этической беседы. Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества реальности происходит в активном обсуждении, дебатах. Далее школьники получают опыт самостоятельного социального действия. Григорьев, Степанов: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. ФГОС Просвещение, 2013 г

Духовно-нравственное воспитание младших школьников, как известно, осуществляется в деятельности. Формирование личности в ней является закономерностью воспитания. Понятие «деятельность» в самом широком смысле означает разносторонний процесс создания общественным субъектом условий для своего существования и развития, процесс преобразования социальной реальности в соответствии с общественными потребностями, целями и задачами.

Внеурочная деятельность является частью воспитательного процесса. Для оценки эффективности внеурочной деятельности школьников обратимся к определению воспитания. Воспитание — это управление процессом развития личности ребёнка через создание благоприятных условий. Соответственно и диагностика должна быть направлена на изучение личности ученика и создаваемые во внеурочной деятельности условия развития личности. Исходя из этого, можно выделить предметы диагностики. Первый предмет диагностики — это личность самого воспитанника. Второй предмет диагностики — это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика. Традиционно в российских школах внеурочная деятельность организуется главным образом в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском общественном объединении и т. д. Диагностику можно сделать с помощью методик изучения детского коллектива и социометрических изучений межличностных отношений в детском коллективе. Григорьев Д.В. Г83 Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-020549-8.

Необходимо определить результативность и эффекты внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность взаимосвязана с программой духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и программой коррекционной работы, хотя через планируемые результаты она связана практически со всеми разделами основной образовательной программы начального общего образования. Остановимся особо на понимании результатов и эффектов воспитательной деятельности. Результат – это то, что станет непосредственным итогом участия обучающегося в деятельности (например, он приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности. То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и агентов социализации (в том числе, сам ребенок) достигли своих результатов. Непонимание различий между результатами и эффектами приводит к тому, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности (особенно в сфере воспитания и социализации), логики и ценности профессионального роста и самосовершенствования.

Уточним понятие результата, рассмотрим его уровненную структуру. Образовательные результаты внеурочной деятельности могут быть трех уровней. Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с педагогами (в рамках основного и дополнительного образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях», которые вовсе не обязательно положительно настроены, молодой человек действительно становится деятелем, гражданином, свободным человеком.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности

Одним из направлений работы по формированию детского коллектива является проектная деятельность. Она обеспечивает координацию различных сторон процесса обучения — содержательной, коммуникативной, синтезирует в себе элементы игровой, познавательной, коммуникативной, учебной, теоретической и практической деятельности. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб.пособие для студ. учреждений высш. образования / Н.В.Матяш. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 160 с.

Метод проекта актуален и очень эффективен. Он дает школьнику возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного образования. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. – М., 2008. – 192 с Проект для учащегося — это деятельность, которая позволяет учащемуся проявить себя, приложить свои знания и умения, показать публично достигнутый результат. Метод проектов включает следующие этапы:

– выбор темы проекта;

– постановка целей и задач;

 – планирование проектной деятельности;

– реализация проекта;
– оценка и самооценка проекта;

 – презентация.

В начальной школе можно выделить следующие виды проектов:

– по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, игровые, творческие;

– по количеству учащихся: индивидуальные, парные, коллективные;

– по месту проведения: урочные, внеурочные; – по продолжительности: краткосрочные (1–3 урока), средней продолжительности (1–2 месяца), долгосрочные (до одного года);
– по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные (затрагивающие 2–3 предмета), свободные (выходят за рамки школьного обучения).

Результатом работы над проектом может быть доклад, альбом, видеофильм, макет, модель, игра, сценарий, компьютерная презентация, стенд, диафильм, афиша, рисунки, набор, экскурсия, викторина, интервью, реклама, выставка и др.Филатикова С. В. Проектная деятельность в начальной школе // Школьная педагогика. — 2016. — №4. — С. 58-60. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/42/1524/ (дата обращения: 16.03.2019).
При работе над проектом ребёнок «выходит» за пределы одного предмета, интегрирует знания, получаемые из различных источников, учиться работать в группах, возглавлять команду, приобретает навыки сотрудничества.

В младшем школьном возрасте повышена восприимчивость к усвоению нравственных правил и норм. В этом возрасте дети с особенным доверием относятся к взрослым. Работая над нравственным воспитанием детей нужно учитывать их возрастные, психологические особенности. Эффективными видами работ по формированию основ духовной ориентации и нравственного поведения являются беседы на этические темы, чтение сказок, рассказов и их обсуждение, использование метода незаконченных рассказов, игры, проектная деятельность, проводятся классные часы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.

В образовательной практике потенциал внеурочной деятельности для достижения необходимых результатов педагоги используют давно. О сущности внеурочной деятельности учащихся, о ее значительном воспитательном потенциале высказывались Я.А. Коменский, С.Т. Шацкий. Внеурочную деятельность как фактор воспитания личности исследовали А.В. Мудрик, Щуркова

Выводы по первой главе

В настоящей главе дана характеристика сущности и содержания понятий «коллектив» «духовно-нравственное воспитание». В главе раскрывается своеобразие духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

Воспитание – это целенаправленный, сознательно контролируемый процесс и результат формирования личности. В главе мы рассматриваем духовно-нравственное воспитание как один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию и их ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях, определяющих их поведение, поступки. Основу духовно-нравственного воспитания составляют нравственные ценности. В главе дается анализ своеобразия духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности, показывается, что своеобразие во многом предопределяется возрастными особенностями младших школьников и социальной ситуацией развития младшего школьного возраста, предоставляющими большие возможности для формирования нравственных ценностей у личности. В главе дается характеристика внеурочной деятельности, рассматриваются ее возможности в духовно-нравственном воспитании младших школьников.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.