ГЛАВА 1. Аналитический обзор литературы — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

ГЛАВА 1. Аналитический обзор литературы

2019-12-20 146
ГЛАВА 1. Аналитический обзор литературы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Занятия физической культуры и спорта готовят человека к жизни, закаляют тело и укрепляют здоровье, содействуют его гармоничному физическому развитию, способствуют воспитанию необходимых черт личности, моральных и физических качеств.

На занятиях по физическому воспитанию учащиеся получают разнообразные теоретические сведения, овладевают новыми практическими умениями, совершенствуют ранее приобретённые двигательные навыки.

Одним из видов физического воспитания, является футбол.

Футбол - наиболее доступное, а следовательно, массовое средство физического развития и укрепления здоровья широких слоёв населения.

Футбол – Подлинно атлетическая игра. Она способствует развитию быстроты, ловкости, выносливости, силы и прыгучести.

В футболе используют индивидуальную и групповую тактику. Тактика игры в футболе отличается большим многообразием средств, способов и форм ведения игры. Она базируется на решении индивидуальных и групповых задач, основывающихся на уровне технического мастерства занимающихся. Чем выше технико-тактическое мастерство каждого игрока, тем рациональней и результативней используется их потенциал для достижения конечной цели игры, тем оригинальней и самобытней тактический почерк игры всей команды.  

Данная работа является актуальной, потому что в индивидуальной и групповой тактике большее значение уделяют технической и тактической подготовке. А атакующие действия входят в состав технической подготовки. Тем самым эта работа рассматривает возможность обучения атакующим действиям юношей 14-15 лет с использованием индивидуальной и групповой тактики.

Целью работы является обучение атакующим действиям у футболистов 14-15 лет с использованием индивидуальной и групповой тактики.

Предмет исследования – атакующие действия юных футболистов.

Объект исследования – процесс обучения атакующим действиям футболистов 14-15 лет.

Задачи исследования:

1. Проанализировать и обобщить научно-методическую литературу по данной проблеме.

2. Изучить динамику обучения атакующим действиям у футболистов 14-15 лет в экспериментальной и контрольной группах.

3. Разработать содержание занятия с использованием комплекса специальных упражнений для обучения атакующим действиям.

Для решения были использованы следующие методы исследования:

1. Анализ и обобщение научно-методической литературы

2. Педагогическое тестирование.

3. Педагогический эксперимент

4. Метод математической обработки данных.

Гипотеза. Предполагается, что использование индивидуальной и групповой тактики оказывает положительное влияние на обучение атакующим действиям.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, где обосновываются актуальность данного педагогического исследования, ставятся его цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы; двух глав(теоретической и практической) и заключение, а так же списка использованной литературы в количестве 33 источников. Материал представлен на 56 страницах и содержит 7 рисунков и 6 таблиц.


ГЛАВА 1. Аналитический обзор литературы

Тактика игры в футбол

 

Тактикой футбола являются наиболее точные действия игроков в группе и команде, которые направленны на достижение определенной цели в данной игре. Тактика - это способ объединения и выполнение двигательных действий спортсменов, она является достаточно важным свойством игры. Она размещается на психологической, физической и технической подготовленности футболистов. Командам высокого класса свойственны различные тактические построения, наличие «фамильной» тактики, умение в процессе игры менять тактический рисунок. Из-за больших затрат сил на поле, уровень высокий тактической подготовленности достигается постепенно. Футболисты должны уметь играть так, чтобы выполнять на поле как созидательные функции, так и разрушительные независимо от своих основных функций. Чтобы суметь играть на высоком уровне, нужно стараться, чтобы в многолетнем обучение футболом, начинающие спортсмены поняли в чем богатство современной тактики футбола, по правилам умели строить свои особые действия без мяча и с мячом, как в нападении, так и в защите, так же нужно создавать свою игру опираясь на действия партнёров в команде. Тактика футбола состоит из нескольких действий, которые помогают решать задачи с учетом уровня игры соперника и особенностей ведения им игры, состояния поля, климатических условий и т.д.

Тактические системы игры – это совокупность действий в команде, которые заключаются в планомерном размещении футболистов на поле в соответствии с их игровыми функциями и индивидуальными способностями: вратарь, защитники, полузащитники, нападающие. За время существования этой игры, тактические схемы в ней очень часто менялись и становились лучше. Это объяснялось стремлением тренеров и футболистов найти оптимальное сочетание в усилении обороны и атаки.

В современном футболе многие команды используют схему 4-4-2, т.е. впереди вратаря четыре защитника, далее четыре полузащитника и, наконец, два нападающих (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Тактическое построение команды по схеме 1-4-4-2

 

В этой схеме – два чистых нападающих. Парадоксально, но в современных условиях схема 4-4-2 является по сути оборонительной. Это связанно с тем, что наиболее распространёнными сегодня схемами являются 4-2-3-1 и4-3-3, в которых подразумеваются три центральных полузащитника. В схеме 4-4-2 им противостоят только два центральных полузащитника, больше ориентированных на оборонительные действия. Таким образом преимущество в центральной зоне получает соперник, а позиционное развитие своих атак через центр становится трудным.

Такая расстановка позволяет иметь надежную оборону и большие возможности для организации атакующих действий. Ведь в атаке предполагается активное участие и игроков средней линии и защитников, особенно крайних. В целом данная тактическая схема значительно расширяет функции большинства игроков. Ряд команд используют различные варианты этой схемы. Например, 1-4-5-1 или 1-3-5-2 (см. рисунок 2).

Рисунок 2. Тактическое построение команды по схеме 1-3-5-2

 

Юные футболисты должны осваивать тактические системы игры на небольшом поле с уменьшенными составами. Лишь постепенно, освоив такой вариант футбола, целесообразно попробовать свои силы на большом футбольном поле.

Тактика в футболе делится на три основные категории:

1. Расстановка игроков;

2. Действия команды при атаке или обороне, в отношении либо всей команды, либо её части;

3. Стандартные положения.

Для игроков и тренеров важно определить роль каждого игрока на поле и способы, которыми они должны достигать цели игры,- забить гол и не позволить сделать это сопернику. Для этого приходится уделять внимание всем трём аспектам тактики, а так же следить за эволюцией игры в целом.

 

Расстановка игроков

 

Расстановка игроков определяет место каждого игрока на поле.

Хотя в идеале футбол должен быть спонтанной игрой, полной импровизации, все успешные команды уделяют большое внимание игровой дисциплине. Игроки команды должны соблюдать расстановку, которую разработал тренер. С течением времени разрабатывались все новые и новые системы.

Впервые игра приобрела организованный характер в середине XIX в. Со временем игра стала более сложной. Этому в немалой мере способствовало правило офсайда. Оно было заимствовано из регби и получило развитие в публичных школах, где в основном и играли в футбол.

В то время офсайдом считалась ситуация, когда пас отдавался игроку, который был ближе к чужим воротам, чем мяч. При этом не важно было, сколько соперников находится перед ним. В этом не было ничего необычного для времен, когда в атаку шли восемь человек. На своей половине поля оставались вратарь и двое защитников, один из которых именовался полузащитником, то есть наполовину защитником, наполовину форвардом. Таким образом, была создана первая тактическая схема, которую можно обозначить как 1-1-1-8. Через очень короткое время один из форвардов был оттянут на позицию крайнего полузащитника, что образовало систему 1-1-2-7.

 

Открывание

Открывание – означает выход футболиста на свободную позицию, дающую возможность освободиться от опеки соперника, оторваться от него и, получив мяч, выполнить удар по воротам. Открывшийся игрок может увести соперника за собой, освобождая путь к воротам противоположной команды одному из своих партнеров. Выход на свободное место, как правило, осуществляется на скорости. Этому могут предшествовать имитация игроком некоторой пассивности в целях введения опекуна в заблуждение или же обманные движения, запутывающие соперника. Открываться можно вперед, в сторону, а при необходимости и назад. Причем делать это постарайтесь своевременно, а именно в тот момент, когда партнер готов сделать передачу на свободное место.

Упражнения:

1. Соревнуются две группы игроков. Они образуют две встречные колонны. Расстояние между ними 8-10 шагов. Головной игрок, одной из колонн внутренней стороной стопы выполняет передачу впередистоящему игроку противоположной команды, а сам делает рывок за мячом и встает в конец этой колонны. Игрок, принимающий мяч, направляет мяч обратно, а сам бежит за мячом и встает в конец противоположной колонны. Данное упражнение можно провести в виде эстафеты. Например, соревнуются две команды. Каждая образует две встречные колонны. Задача команд - быстрее закончить перебежки, причем каждый игрок должен выполнить по три передачи.

2. Упражняются три партнера. Они образуют на поле треугольник со сторонами в 8 шагов. Партнеры поочередно передают мяч друг другу по ходу часовой стрелки. Направив мяч в сторону партнера, игрок перебегает на его место и т.д. Выполнив по 8-10 передач, игроки начинают движение против хода часовой стрелки.

3. Выполняйте упражнение вместе с товарищем. Перемещаясь на свободное место, выполняйте продольные и поперечные передачи. Например, сделайте из точки А передачу партнеру, находящемуся в точке Б, а сами переместитесь в точку А. Ваш партнер из точки Б выполняет вам продольную передачу и перемещается в точку Б и т.д.

4. На ограниченном участке поля упражняется группа занимающихся. Каждому дается порядковый номер. Игроки запоминают их. Задача игроков – выполнять передачи в соответствии с присвоенными номерами: первый номер отдает мяч второму, тот – третьему и т.д. Последний игрок передает мяч первому номеру. Отдав мяч, игрок должен переместиться на свободное место, предлагая себя для передачи. Игрок, допустивший ошибку, наказывается одним штрафным очком. В итоге побеждает участник, набравший меньше штрафных очков.

5. На поле обозначается площадка 15х15 шагов. Здесь располагаются 6 игроков. Двое из них назначаются водящими. Остальные игроки начинают передавать мяч друг другу, стараясь, чтобы он не попал к водящим и не вышел за пределы площадки. Игрок, допустивший ошибку, меняется с одним из водящих.

 

Закрывание

Закрыванием соперника называется такое действие футболиста, которое направлено на занятие выгодной позиции, мешающей выходу соперника на свободное место или овладению мячом. Те, кто умело закрывает соперника, получают благоприятную возможность своевременно вступить в борьбу за мяч, не дать получить мяч сопернику и таким образом сорвать атаку противоположной команды. В различных ситуациях закрывание может осуществляться по-разному. Однако во всех случаях неизменна позиция закрывающего игрока: он должен занять место между соперником и своими воротами. При этом учитывается следующее требование: чем ближе соперник расположился к воротам, тем ближе к нему следует находиться.

Упражнения:

1. На поле обозначается площадка 10х10 шагов. Трое игроков нападения играют против одного защитника. Нападающий Б занимает позицию с мячом между партнерами А и В, показывая руками, где они должны занять места (а). Затем игрок Б передает мяч игроку В и устремляется в сторону передачи, предлагая себя для обратной передачи. Игрок А также выходит на свободное место, но только в другую сторону. Игрок В с мячом, расставив руки, указывает партнерам новые позиции (б). Задача игрока Г – атаковать нападающего, владеющего мячом, и принудить его выполнить передачу в определенную сторону (в).

2. На площадке размечается квадрат 12х12 шагов. Игра заключается в том, что один защитник пытается помешать продвижению двух соперников к воротам, сооруженным из стоек, и отнять у них мяч. Защитник должен стремиться занять такую позицию, чтобы соперник с мячом не смог передать мяч в сторону открытого партнера. В ходе игры, упражняющиеся периодически, меняются ролями.

3. Два защитника играют против двух нападающих. Игра проводится на площадке размером 15х15 шагов.

Задача защитников – закрыть нападающих, действующих с мячом. Защитник, опекающий нападающего с мячом, стремится занять такую позицию, чтобы задержать продвижение соперника и отбить мяч. Его партнер, действуя против игрока без мяча, стремится расположиться так, чтобы помешать ему, занять выгодную позицию для получения мяча.

4. На середине поля размещаются четверо нападающих с мячом. У ворот, защищаемых вратарем, встают четыре защитника. Нападающие передвигаются вперед, передавая мяч друг другу. Защитники (каждый держит одного из нападающих) стремятся отобрать у них мяч или отбить его к центру поля. Через условленное время команды меняются ролями. Победа дается команде, сумевшей пропустить меньше мячей во время обороны ворот.

Ведение и обводка

Ведение и обводка – очень эффективные приемы игры. Умело, используя ведение мяча различными способами а также на различной скорости и в сочетании с обманными движениями игрока получает хорошую возможность хода на свободное место или для нанесения удара по воротам. В ходе игры ребята обычно используют и ведение мяча, и обводку. Однако очень часто это делается в ущерб команде. Поэтому в случаях, когда партнер занял выгодную позицию, следует направить мяч именно ему. Ведь точная и своевременная передача – тоже является сильным оружием в игре. Так или иначе, ведению и обводке необходимо в юном возрасте уделять как можно большее внимание.

Упражнения:

1.Проводится игра в виде эстафеты. В ней участвуют одновременно две или три команды. В составе каждой команды одинаковое число игроков. Команды строятся за общей линией старта в колонны по одному. В 5 шагах от линии старта параллельно ей проводится линия передачи мяча. По сигналу головные игроки команд ведут мяч по прямой, и обводя по 5 стоек, которые ставятся через каждые 2 шага, и по прямой ведут мяч назад. От линии передачи они направляют мяч вторым номерам команд, и занимают место в конце колонн. Вторые номера действуют так же и т.д. В ходе игры каждый игрок должен сделать по три ведения мяча. Побеждает команда та которая быстрее закончившая эстафету.

2. Участвуют два игрока, один из них с мячом. Он ведет мяч по полю на расстояние 3-4 шага и делает передачу партнеру, движущемуся в стороне на расстоянии 4-5 шагов. Получив мяч, тот выполняет такие же действия и т.д. Задача игроков без мяча – быстро открыться вперед, когда партнер собирается сделать передачу. Игрок с мячом должен, контролируя мяч, заметить движение партнера.

3. Упражнения выполняют несколько игроков. Они встают в колонну по одному, соблюдая дистанцию в 2-3 шага. Таким образом, группа медленно продвигается по полю. Мяч находится у последнего игрока. Он поочередно обходит всех игроков сзади, и заняв место впереди колонны, передает мяч идущему, сзади, который действует так же, и т.д.

4. Упражняются двое игроков. На поле обозначается коридор шириной 4 шага, длиной 15 шагов. Один из игроков ведет мяч по коридору, стараясь обвести соперника и пройти с мячом вперед. Второй стремится отнять мяч. Партнеры периодически меняются ролями.

5. На футбольном поле через каждые 3 шага ставятся 5 стоек. Перед занимающимися ставится задача обвести стойки и примерно с 11-метровой отметки нанести удар по воротам. Каждый должен повторить упражнение 5-6 раз.

 

Удары по воротам

Футболисты, владеющие разнообразными ударами и умеющие наносить неожиданные удары по воротам, значительно повышают атакующий потенциал своей команды. Удары по воротам не должны быть прерогативой только игроков нападения. Этим важнейшим индивидуальным тактическим действием должны владеть все футболисты независимо от занимаемого места в команде.

Упражнения:

1. Изобразите на стенке ворота. Разбейте их на квадраты. В каждом из них поставьте номер. Выполняйте упражнение вместе с партнером. Наносите удары в номер, предварительно указанный партнером. Сделав 5 ударов по цели, поменяйтесь с партнером ролями. Сравните, кто добился лучшего результата.

2. Упражняются несколько партнеров. Цель упражнения – точно нанести удар по воротам после передачи мяча низом. Передачи выполняются партнерами сбоку, сзади, спереди. Каждый выполняет по 10-12 ударов.

3. Упражняются два игрока. Один встает с мячом в 25 шагах от ворот. Другой занимает позицию в 18 шагах от ворот. Первый делает партнеру передачу низом. Тот пропускает мяч и наносит удар по уходящему мячу. Партнеры периодически меняются ролями.

4. Встаньте напротив ворот (примерно на 11-метровой отметке). Пусть ваш партнер сбоку подает вам мячи так, чтобы вы ударом с лета могли бы направлять их в ворота. Периодически меняйтесь ролями.

5. Встаньте с мячом в 20 шагах от ворот. Позади вас на расстоянии 5-6 шагов занимает позицию ваш партнер. Сделайте рывок с мячом к 11-метровой отметке, чтобы нанести удар по воротам с хода. Ваш партнер должен устремиться за вами, чтобы помешать выполнению удара.

6. В упражнении участвуют одновременно три игрока. Двое из них располагаются в 6-7 шагах от ворот. Их партнер с линии ворот посылает мячи так, чтобы они опускались им на голову. Один из стоящих перед воротами стремится забить мяч в ворота, а второй оказывает ему противодействие. Мы вам предложили лишь несколько упражнений. На их основе вы можете расширить этот перечень.

Отбор мяча

Отбор мяча – важный тактический прием противодействия соперникам, владеющим мячом. Каждый футболист должен помнить, что сразу же после потери мяча необходимо стремиться к созданию соперникам помех в целях отбора мяча. Безусловно, легче всего овладеть мячом, когда сопернику направлена передача. Отбор также целесообразно начать при приеме мяча соперником или во время ведения. Если о технике отбора мы с вами говорили выше, то теперь рассмотрим отбор с тактической точки зрения.

Упражнения:

1. Поупражняйтесь вместе с товарищем. Займите место в воротах, сооруженных из стоек (их ширина примерно 2 шага). Ваш партнер должен вести мяч прямо на вас, стремясь забить мяч в ворота. Выбрав удобный момент, попробуйте отобрать у него мяч. Периодически меняйтесь ролями.

2. Упражняются двое занимающихся. Один из них наносит удар в стенку с расстояния 6-7 шагов. Его партнер, заняв позицию в 2 шагах сзади и немного сбоку, после отскока от стенки устремляется вперед, чтобы овладеть мячом. Партнеры периодически меняются ролями.

3. Упражняются трое занимающихся. Один из них набрасывает партнеру мяч на голову. В 2 шагах сбоку и сзади от принимающего игрока занимает позицию третий. Его задача – успеть вовремя сделать из-за спины партнера рывок и первым отыграть мяч головой. Партнеры периодически меняются ролями.

4. Упражнение выполняют одновременно три игрока. Двое из них встают в затылок друг другу на расстоянии 4-5 шагов. Навстречу им ведет мяч третий участник. Если он сумеет обвести первого, тому на помощь приходит, стоящий за спиной игрок, сразу же атакуя соперника. Игроки периодически меняются ролями.

5. На поле обозначается круг диаметром 10 шагов. В нем размещаются четыре нападающих, которые передают мяч друг другу. Два водящих стараются отобрать у них мяч и выбить его из круга. Через условленное время водящими назначаются другие игроки и т.д. В течение игры все занимающиеся должны побывать в роли водящих. В итоге побеждает пара, сумевшая большее число раз выбить мяч из круга.

Групповая тактика в футболе

К групповым тактическим действиям относятся взаимодействия нескольких игроков одной и той же команды на поле, стремящихся к выполнению этой задачи. К ним таким задачам относятся передачи и отбор мяча посредством согласованных действий и тактические комбинации. Качественно отработанные групповые тактические действия делают более эффектной игру, а также более привлекательной и заманчивой. Их освоение рекомендуется начать по мере освоения индивидуальных тактических действий с наиболее простой формы – в паре с партнером. Постепенно доведите число игроков в том или ином упражнении до 3-5 человек.

Передачи мяча

Игрок, владеющий искусством делать точные и своевременные передачи партнерам, приносит огромную пользу команде. С помощью передач, как правило, выполняется атака по воротам соперников, готовится момент для завершающего удара по воротам. Однако правильно выполнить передачу – дело далеко непростое. Несколько советов: отдавать мяч необходимо тому игроку, который занимает более выгодную позицию. Лучше всего это сделать так, чтобы игрок смог принять мяч в движении и сразу же продолжить атаку или нанести удар по воротам. В процессе игры по возможности разнообразить выполнение передач, т.е. выполнять короткие, средние, и длинные передачи. Чередовать также следует передачи низом и верхом, поперечные и продольные. Это затруднит действия соперников в защите, не даст им возможности приспособиться к игре соперника.

Упражнения:

1. Выполняйте с партнером упражнение вместе. Проходя по прямой на расстоянии 4-6 шагов от партнера, выполняйте попеременно передачи друг другу в одно касание.

2. На поле обозначить круг диаметром 8-10 шагов. Встаньте в центр обозначенного круга и передавайте мяч партнеру, который в бегает в круг по ходу часовой стрелки.Отдать старайтесь мяч партнеру на ход. Затем то же упражнение выполнить против хода часовой стрелки. Периодически меняйтесь ролями.

3. Упражнение выполняйте вместе с другом. Встаньте в 15-18 шагах друг против друга. Сделать передачу мяча партнеру, который бежит вам навстречу. В последний момент игрок вашей команды может изменить направление бега. Постарайтесь угадать направление рывка товарища и сделайте ему передачу точно на выход. Иногда меняйтесь ролями.

4. В игре принимают и участвуют три игрока. Игра проводится на половине футбольного (или гандбольного) поля. Два нападающих продвигаются к воротам, передавая мяч, друг другу. Третий игрок, встав в 12-14 шагах от ворот, выполняет оборонительные функции. Нападающие с помощью передач стремятся обыграть защитника и произвести удар по воротам. Удар делается не ближе чем с 8-метровой отметки. Можно также провести линию, перед которой разрешается выполнять удар по воротам.

5. Игроки делают диагональные и поперечные передачи в такой последовательности: игрок А передает мяч игроку Б, тот – игроку В, который направляет мяч партнеру Г, и т.д. (см. рисунок 3). Иногда игроки меняют направление передач. Занимающиеся выполняют поперечные и диагональные и передачи в такой последовательности: игрок А передает мяч игрок Б, следующий – игроку В, который направляет мяч партнеру Г, и т.д. (см. рисунок 4). Периодически играюшие меняют направление передач.

Рисунок 3. Диагональные передачи.

6. В упражнении отрабатывается смена позиций.

Рисунок 4. Передача мяча со сменой позиции игрока

 

Четыре игрока образуют прямоугольник. Игрок встает в центре. Задача игроков: подач мяч в определенном порядке, выполнить перебежку в ту же сторону и занять место партнера, которому был направлен мяч.Пример, игрок Ц передает мяч игроку А и перебегает на его место. Игрок А в свою очередь – партнеру Б и бежит в сторону игрока и т.д. Периодически игроки изменяют направление перебежек.

 

Примеры групповой учебной комбинации

Были выявлены недостатки в команде, играющей по системе «трех защитников»: выдвинутый вперед центр нападения, находясь впереди у штрафной площадки игрока, отправляет все мячи, идущие ему на голову, сразу к воротам. такие удары не опасны для игрока и легко ликвидируются его вратарем. Полусредние не стремятся поддержать свой центр нападения. Если бы в таких случаях центр нападения несильным ударом головы передавал мяч назад своему полусреднему, атака для соперника была б опаснее.

Вначале требуемый тактический вариант объясняют центру нападения и полусредним. Центр нападения располагается в районе сектора для одиннадцатиметрового удара, а полусредние – в 10-15мсзади, на своих местах. Тренирующий посылает мяч из участка средней линии по воздуху наголову центру нападения, который принимает мяч. В тоже время полусредние занимают позицию, на которую центру нападения удобно отправить мяч сразу или после небольшой обработки. Центр нападения выбирает момент и отправляет мяч назад к лучше «открывшемуся» полусреднему. В зависимости от обстановки, полусредний движется с мячом вперед, производит удар по воротам или разыгрывает комбинацию. Как только комбинация начнет удаваться, к центру нападения прикрепляется «противник», который сначала уступает ему, а впоследствии мешает осуществлять задуманное.

В этом случае роль полусредних усложняется. Им вменяется в обязанность помогать центру нападения, иногда перемещаясь, меняясь с ним местами или выходя на одну с ним линию для того, чтобы ввести защитника в заблуждение. По мере усвоения тремя нападающими этой комбинации, вводят еще одного, а потом и третьего «противника» для борьбы с полусредними, к которым, в свою очередь, добавляются крайние нападающие.

В тренировки в сыгранности нападающих с выбором неожиданного места расположения служит следующее упражнение. Игроки в количестве 5-6 человек находясь, имея один мяч, в произвольном порядке на поле площадью приблизительно 25х25м. Задача игроков - быстро передавать мяч друг другу с хода, находясь, всегда в движении. важное в этом упражнении – дать мяч в самом неожиданном направлении для соперника, не соответствующем движениям. Это упражнение сложно усваивается, и требует хорошего дыхания и огромных затраты физических сил, но после его усвоения взаимопонимание между игроками сильно повышается. Оно влияет на рост комбинационной игры, а также выработке тактического взаимодействия.

Такое упражнение не рекомендуется проводить более чем 10 минут в течение одного занятия. В процессе тактической тренировки изолированной от игры, изучают варианты начального удара, угловых, штрафных свободных и других ударов в нападении и защите. мало того, с особенностями предстоящего матча, изолированно может разучиваться та или иная комбинация, намеченная для игры.

 

Виды атак

Постепенное нападение (позиционное).

Соперник сопротивляется большими силами. В такой атаке преобладают поперечные подготовительные и конструктивные передачи. Преодоление сопротивления происходит в основном по схеме: передача вперед – скидка – передача вперед, и далее серия поперечных передач, для удержание завоеванных позиций. Т.е. продвижение вперед идет через смежные зоны.

Маневренная контратака.

Половина поля соперника разряжена. Преобладает вертикальная игра при минимальном количестве времени на проведение атаки.

Быстрая атака.

Может зародиться на любом участке поля (главное отличие от контратаки). Ставка делается на то, что соперник не успевает перестроиться в правильные оборонительные построения. Так же, как и в контратаке преобладают вертикальные передачи.

Фазы нападения

Гол невозможно забить без удара по воротам, а чтобы нанести удар по воротам необходимо проделать ряд подготовительных действий:

1. Игровые действия непосредственно после овладения мячом (переход от обороны к атаке).

2. Построение (развитие атаки).

Игровые действия непосредственно после овладения мячом (переход от обороны к атаке).

После завладения мячом, команда не должна позволить сопернику изменить ситуацию, и дать своим игрокам наилучшим образом распределиться по позициям для начала развития атаки. Более эффективно выполняет эти условия команды, которые:

1. организованы тактически.

Игрок, завладевший мячом, но не находящийся на позиции для начала немедленных контратакующих действий, имеет поддержку со стороны партнеров, сделав передачу которым (подготовительную, конструктивную) ситуация менялась в двух аспектах.

а) Разбивается прессинг соперника.

б) Имеется возможность провести контратаку.

2. умеют удерживать мяч.

Кроме того, важно понимать в какой ситуации, игрок команды завладел мячом (имеются в виду ситуации «с игры»). Если игрок завладел мячом, находясь спиной или боком к воротам соперника, приоритетом должна быть передача на партнера. Если игрок завладел мячом, находясь лицом к воротам соперника, и у игрока есть свободное пространство перед собой, то имеет смысл двинуться с мячом вперед, вытягивая на себя игрока-соперника, нарушая, таким образом, стройность оборонительных порядков. Однако, игрок, владеющий мячом, который находится лицом к воротам соперника, должен всегда помнить, что главное средство развития атаки в футболе – это пас.

Построение (развитие) атаки.

Команда, владеющая мячом, пытается приблизиться к воротам противника различными способами:

1. Постепенная организация атаки. Целесообразно использовать данный вид развития атаки командам, с высокой технической подготовкой. При такой организации атаки преобладают короткие и средние передачи. В ходе атакующих действий используется максимальное количество игроков, за счет активных взаимодействий в рамках ромбов и треугольников.

2. Быстрая организация атаки. Акцент на длинные передачи в разряженные зоны на чужой половине поля. В ходе атакующих действий используются коалиции из 3-4 человек.

3. Организация атаки с использованием элементов быстрой и постепенной атаки. Например, после длинной передачи в зону атаки, идет серия подготовительных и конструктивных передач, во время которых к изначально небольшой по численности атакующей коалиции, подтягиваются партнеры, поджимающие атаку.

Рисунок 5. Голландское упражнение

Ключевые моменты:

1. Хорошее первое касание.

2. Выверенные передачи.

3. По возможности растягивать защитников.

4. Без крайней необходимости не поднимать мяч вверх.

Взаимодействие атакующих полузащитников с нападающим. В этом упражнении отрабатывается взаимодействие атакующих полузащитников с нападающим для организации голевых моментов. На трети футбольного поля атакующий полузащитник и нападающий играют против двух защитников и вратаря. Их задача разыграть несколько отработанных комбинаций, чтобы пройти защитников и забить гол. Смышленые игроки быстро учатся на разученных комбинациях и начинают импровизировать на их основе. Остальные игроки должны научиться распознавать ситуации на поле, когда можно применить ту или иную комбинацию.

Рисунок 6. Взаимодействие атакующих полузащитников с нападающим

Ситуация 1. Ключевые моменты:

1. Нападающий должен сделать движение навстречу мячу (чтобы оторваться от опекуна).

2. Как только нападающий пасует атакующему полузащитнику, он должен быстро развернуться, чтобы принять мяч, закинутый за спину защитникам.

3. Хорошая техника первого касания у нападающего.

4. Хорошая техника паса атакующего полузащитника.

5. Атакующий полузащитник должен видеть, если передача не проходит. В этом случае он либо наносит дальний удар по воротам, либо делает передачу другому полузащитнику.

Ситуация 2. В этой ситуации защитник старается приблизиться к атакующему полузащитнику и затруднить ему выполнение верховой передачи. В этом случае за вторым защитником образуется свободное пространство, которое нападающий может использовать. Игра в короткую стенку может вывести атакующего полузащитника на хорошую ударную позицию.

Рисунок 7. Игра в короткую стенку

Ключевые моменты:

1. Игроки должны распознавать действия защитников.

2. Хорошее качество передач.

3. Если защитник не прессингует, то атакующий полузащитник может двигаться с мячом к воротам и нанести удар.

Упражнения для обучения атакующим действиям должны стимулировать:

1. Развитие индивидуальных способностей каждого игрока.

2. Умение каждой отдельной линии игроков или команды в целом решать тактические задачи, связанные с различными этапами фазы нападения.

3. Понимание и решения стратегических задач, а так же выполнение тактических комбинаций, подготовленных тренером основанных на особенностях используемой системы игры своей команды и соперников.

 


Педагогическое тестирование

Уровень освоения атакующим действиям с использованием индивидуальной и групповой тактики определялись с помощью следующих тестов:

1. Пенальти. Удары в створ ворот на технику и точность с 11 метровой отметки. Считать количество попадания с 10 попыток.

2. Штрафной удар(16 м). Удары в створ ворот на технику и точность. Розыгрыш комбинаций. За препятствие взяли фишки и спортсменов. Считать количество попаданий с 10 попыток.

3. Угловой удар. Подача к воротам, розыгрыш угловых. Считать количество попаданий с 10 попыток.

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент, задачей которого являлось выяснение эффективности применяемых в учебно-воспитательной деятельности технологий, методов разработанных специальных упражнениях для обучения атакующим действиям футболистов 14-15 лет.

Организация исследования

 

Эксперимент проводился с ноября 2018 года по апрель 2019 года на базе ФК «Локомотив» (г. Аткарск).

Было организованно 2 группы (экспериментальная и контрольная) по 10 человек в каждой.

Тренировочные занятия были направлены на обучение атакующим действиям в футболе с использованием индивидуальной и групповой тактики. На тренировочных занятиях в контрольной и экспериментальных группах были использованы различные методы. В контрольной группе занятия проводились посредством интервального метода, в экспериментальной – повторного метода.

Контрольная группа тренировалась по программе, применяемой в ДЮСШ. Занятия проводили 3 раза в неделю по 90 минут. Программа включала занятия интервальным методом. После выполнения каждого упражнения время отдыха 3-5 минуты.

Структура занятия в контрольной группе представлена в Приложении 1 и состояла из трех частей: разминка, основная, заключительная.

В экспериментальной группе обучение атакующим действиям проходило с помощью повторного метода. Был использован комплекс специально разработанных упражнений. Все упражнения повторялись. Занятия проводили 3 раза в неделю по 90 минут. Каждое занятие состояло из трех частей (см. Приложение 2).

Уровень освоения атакующим действиям с использованием индивидуальной и групповой тактики определяли с помощью следующих тестов:

1. Пенальти. Удары в створ ворота на технику и то


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.169 с.