Совершенствование внешнеэкономической деятельности Белгородской области, как приграничного региона — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Совершенствование внешнеэкономической деятельности Белгородской области, как приграничного региона

2019-09-17 551
Совершенствование внешнеэкономической деятельности Белгородской области, как приграничного региона 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Внешнеэкономическая деятельность приграничного региона оказывает огромное влияние на экономический потенциал, как самого региона, так и государства в целом. На данный момент международная торговля занимает ведущую роль во внешнеэкономической деятельности и требует высокого уровня конкурентоспособности экономики Российской Федерации. Немаловажную роль при этом играет внутренняя и внешняя эффективность развития приграничных регионов, таковым регионом является и Белгородская область, так как находится на западной границе Российской Федерации.

Внешнеэкономическая деятельность предприятий и организаций Белгородской области характеризуется активной положительной динамикой и является одним из важных факторов, способствующих экономическому росту и развитию региона.

Практически все средние и крупные предприятия Белгородской области различных форм собственности являются субъектами внешнеэкономической деятельности и ежегодно расширяют свое присутствие на внешних рынках, однако для повышения эффективности и улучшения перспектив развития внешнеэкономической деятельности Белгородской области необходимо решить некоторые проблемы.

Внешнеэкономическая политика Белгородской области должна быть направлена на обеспечение ее выхода на новые рынки и укрепление позиций в мировой торговле.

Для решения выявленных проблем и совершенствования внешнеэкономической деятельности области, как приграничного региона, необходимо:

1. Направлять усилия Правительства Белгородской области на диверсификацию экспортного потенциала, которая может стать механизмом стимулирования дальнейших структурных преобразований в экономике. Достигать ее следует через развитие и поддержку предприятий, осуществляющих обработку добытых ресурсов, а также занятых в производственной деятельности. Диверсификация экспорта обуславливает формирование его эффективности и оптимальной структуры, расширение ассортимента товаров, постепенное увеличение части высокотехнологичной продукции и товаров с высокой степени обработки, а также освоения белгородскими производителями и экспортерами новых рынков товаров, технологий, капиталов и услуг.

2. Повышение устойчивости экономики Белгородской области за счет совершенствования условий и стимулирования развития малого и среднего бизнеса, в особенности предоставление особых льгот той его части, которая осуществляет внешнеэкономическую деятельность. Необходим переход малого и среднего бизнеса на качественно новый уровень участия в формировании валового регионального продукта, создание высокоэффективного конкурентоспособного сельскохозяйственного производства.

3. Совершенствование информационно-аналитического обеспечения. Речь идет об организационно-технических мероприятиях, направленных на комплексное развитие средств информационного обеспечения и внедрение современных технологий в сфере внешнеторговых связей, создание инфраструктуры, соответствующей мировым стандартам и способствующей интеграции в международное информационное пространство. Это позволит заинтересованным структурам получать информацию о рынках и ценах, об инвестиционных проектах, намечаемых и проводимых тендерах на эти проекты; находить партнеров для установления прямых связей; предоставлять информационно-рекламные услуги, информацию о надежности партнера; консультировать по вопросам законодательства; оказывать маркетинговые услуги; осуществлять мониторинг; обеспечивать участие в конференциях, форумах, семинарах, выставках.

Кроме того, в процессе развития внешнеторговых связей Белгородской области необходимо уделить внимание таким проблемам, как освоение невостребованного научно-технического потенциала, продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок, развитие импортозамещающих производств в отдельных отраслях, развитие производственной инфраструктуры. Помимо этого, стартовой проблемой регулирования внешнеэкономического сотрудничества должно стать его информационно-аналитическое обеспечение.

Белгородская область импортирует такие важнейшие продукты как мясо, зерно, подсолнечное масло. Стоит отметить, что все данные товары производятся и на территории самой области, но не отличаются высоким качеством, не смотря на наличие высокотехнологичных сельскохозяйственных предприятий и постоянных инвестициях в этот сектор экономики.

Именно поэтому предприятия-переработчики сельскохозяйственной продукции предпочитают использовать импортируемое сырье. Безусловно, это негативная тенденция развития экономики региона, сельскохозяйственные предприятия недополучают значительное количество прибыли из-за конкуренции импортируемых на рынок области товаров.

Произошло сокращение инвестиций в черную металлургию, это может рассматриваться и как положительный процесс - отрасль достаточно модернизирована и не нуждается в больших объемах иностранного капитала, однако это может свидетельствовать и о снижении заинтересованности инвесторов в предприятиях данной отрасли, о том, что их продукция не пользуется на внешнем рынке достаточным спросом, является неконкурентоспособной.

Положительным, напротив, является тот факт, что возрастает диверсификация иностранных инвестиций по отраслям промышленности: осуществляются вложения в такие отрасли как легкая промышленность и машиностроение, растет объем вложений в пищевую промышленность.

На этом фоне неоправданно низким выглядит объем инвестиций в сельское хозяйство. Повышение инвестиционной привлекательности этой отрасли благоприятно отразится на экономике региона в целом, позволит получить значительные средства в городской и региональный бюджет, откроет возможность выхода продукции на российский и зарубежный рынки сбыта.

Таким образом, необходимо создание инфраструктуры внешнеэкономической деятельности и благоприятной правовой среды, гарантии от разного рода рисков, юридическая и дипломатическая помощь предприятиям. Стартовой проблемой регулирования внешнеэкономического сотрудничества должно стать его информационно-аналитическое обеспечение, то есть мероприятия, направленные на комплексное развитие средств информационного обеспечения и внедрение современных технологий в сфере внешнеэкономической деятельности.

Для преодоления возникших в результате влияния мирового финансового кризиса проблем в сфере внешней торговли и других сферах экономики Правительством Белгородской области принимаются специальные меры по минимизации его негативных последствий. В целях контроля реализации антикризисных мер проводятся заседания координационного совета, руководство которым осуществляет Губернатор области.

В его состав входят руководители органов исполнительной власти области и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и депутаты Белгородской областной Думы.

С целью активизации и расширения внешнеэкономической деятельности региона необходимо разработать стратегию развития внешнеэкономической деятельности, ключевым ориентиром в которой должно стать эффективное использование растущего инновационного потенциала области.

Приоритетное значение должно получить развитие конкурентоспособных импортозамещающих производств, и совершенствование механизма поддержки экспорта, что позволит привести экономику региона к внешнеторговой самообеспеченности. Дальнейшее привлечение инвестиционных ресурсов, в том числе иностранного капитала, создаст условия.

Решение проблем в сфере внешнеэкономической деятельности Белгородской области необходимо решать не только на региональном уровне. Важнейшее и одновременно решающее значение играет государственная поддержка, которая должна включать в себя следующие меры:

- предоставление государственных гарантий, ввод в действие системы поощрения экспорта, в том числе в форме госкредитов и иных форм финансирования экспортеров, и их внешнеторговой маркетинговой деятельности, особенно это касается мер поддержки аграрного сектора;

- снижению экономических и политических препятствий продажам российской продукции на зарубежных рынках, улучшению имиджа российских производителей;

- согласованность действий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти области;

- учет интересов области при определении приоритетов внешнеэкономической политики;

- содействие региону в освоении опыта деятельности в области внешних связей, их активному международному сотрудничеству;

- всесторонняя поддержка внешнеэкономической деятельности в регионе[61].

Эффективность внешнеэкономической деятельности приграничных регионов во многом определяется направлениями совершенствования этого процесса, которые, предполагают:

1. формирование стратегии развития внешнеэкономической деятельности за счет внутренних резервов, вытекающих из преимуществ геополитического положения территории, специфики регионального производственного потенциала и его инфраструктуры;

2. выявление основных направлений преобразования механизма регулирования внешнеэкономической деятельности приграничного региона;

3. разработку динамичной организационной структуры механизма регулирования внешнеэкономической деятельности приграничного региона;

4. обоснование комплекса мер, направленных на привлечение отечественных и иностранных инвестиций в экономику приграничного региона;

5. инициирование нормативных актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность региона;

6. создание гарантийных условий со стороны федеральных и региональных органов управления для инвесторов, вкладывающих средства в приоритетные региональные проекты;

7. более полное использование существующего внешнеэкономического потенциала для формирования экономики, способной работать в режиме равноправного обмена с другими регионами страны и мира, повышение благосостояния населения[62].

Внешнеэкономическая деятельность  всех этапах  нашей страны  влияние на  экономических проблем  на уровне  хозяйства в целом,  и на уровне  регионов, предприятий и.

Главная роль в  обеспечения экономических  государства принадлежит  службе, являющейся одним  важнейших элементов  инфраструктуры. Участвуя в  внешнеторгового оборота и  фискальную функцию,  служба регулярно  государственный бюджет и  самым способствует  экономических проблем.

Существующий механизм взаимодействия  органов и участников внешнеэкономической деятельности на сегодняшний день является малоэффективным и  дальнейшего совершенствования.

Внешнеэкономическая деятельность является основным регулятором экономического развития России. А таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности, в свою очередь, представляет собой основной рычаг воздействия на ВЭД.

Именно поэтому, таможенно–тарифные и нетарифные меры и механизм их применения в отношении внешнеэкономической деятельности должны быть в высшей мере эффективными. И достичь этого показателя возможно только во взаимодействии с исполнителями регулирующих норм – участниками ВЭД.

Совершенствование взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности предполагает повышение эффективности применения мер по совершенствованию таможенных операций и развитие таможенных технологий, тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом активного обеспечения продвижения национальных интересов Российской Федерации во внешнеэкономической сфере, содействия развитию добросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов путем формирования более благоприятных условий ведения внешнеэкономической деятельности для ее законопослушных участников, а также упреждающего реагирования на угрозы экономической безопасности Российской Федерации.

Основными задачами в этой области являются:

- применение мер по повышению качества аналитической составляющей в области контроля за соблюдением мер тарифного регулирования и правомерности применения налоговых льгот;

-  разработка совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений, касающихся совершенствования таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, в целях реализации курса на модернизацию и технологическое развитие страны, а также поддержку научно-технической сферы;

- обеспечение своевременности и обоснованности принятия решений о выпуске товаров путем расширения, систематизации и совершенствования информационной базы, в том числе за счет использования информационных ресурсов других федеральных органов исполнительной власти, а также Центрального банка Российской Федерации;

- повсеместная реализация механизмов обязательного предварительного информирования;

-  совершенствование технологии проведения таможенными органами операций, связанных с осуществлением государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

- развитие таможенных технологий в рамках реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, дальнейшего упрощения и оптимизации контрольных процедур с учетом функционирования Евразийского экономического союза, в том числе расширение практики применения технологии удаленного выпуска товаров[63].

Взаимодействие должно осуществляться с  информационных технологий,  позволят снизить  субъектных факторов, а,, коррупционную составляющую.

Анализ отношений таможенных органов и участников ВЭД позволяет определить основные формы их взаимодействия:

-государственно–частное партнерство, которое проявляется в совместной реализации социально значимых проектов;

-информационное взаимодействие – форма, при которой таможенные органы информируют участников ВЭД об изменениях в таможенном законодательстве и проводят консультации по разъяснению правовых норм;

-организация семинаров, советов и собраний, на которых решается практическое применения таможенного законодательства[64].

 таможенных органов и  внешнеэкономической деятельности должно  направлено на:

–  времени таможенного;

– прозрачность и предсказуемость  таможенных органов  участников внешнеэкономической;

– партнерский подход в  таможенных органов с  внешнеэкономической деятельности[65].

Внешнеэкономическая деятельность всегда была и остается приоритетным направлением политики любого государства. Современные процессы глобализации интернационализации хозяйствования качественно изменили условия внешнеэкономической деятельности, перенеся акцент на уровень регионов и муниципальных образований.

Внешнеэкономическая деятельность направлена на изменение объемов импорта и экспорта, в целях получения экономической выгоды, обеспечения экономического роста и развития.

Содействие развитию внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации является одной из основных функций таможенных органов.

 В этой связи, взаимодействие таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности является приоритетом для совершенствования механизма предоставления таможенных услуг.

Таким образом, при рассмотрении развития внешнеэкономической деятельности Белгородской области, как приграничного региона государства – участника ЕАЭС были сделаны следующие выводы:

Во-первых, в современных условиях одним из основных направлений внешнеэкономической политики России на ближайшие годы становится дальнейшая либерализация режима внешней торговли. Особого внимания требуют вопросы, касающиеся активизации межрегиональных связей. Решением имеющихся проблем должны заниматься не только региональные, но и федеральные органы исполнительной власти. Это будет способствовать более гармоничному развитию экономики регионов Российской Федерации, в том числе и Белгородской области.

Во-вторых, главной целью внешнеэкономической деятельности в регионе является расширение экономического потенциала и конкурентных преимуществ на мировых рынках, росту валютных доходов, внедрение новейших технологий, импортозамещение с положительным сальдо торгового баланса. Развитие внешней торговли региона должно способствовать расширению его экономического потенциала, укреплению экономической безопасности повышению уровня благосостояния населения, и, в конечном счете, повышению социально-экономической эффективности области.

В-третьих, для совершенствования внешнеэкономической деятельности Белгородской области необходимо: повысить конкурентоспособность экономики за счет диверсификации экспортного потенциала, совершенствовать условия и стимулирование развития малого и среднего бизнеса, в особенности предоставление особых льгот той его части, которая осуществляет внешнеэкономическую деятельность, совершенствование информационно-аналитического обеспечения, направленных на комплексное развитие средств информационного обеспечения и внедрение современных технологий в сфере внешнеторговых связей, создание инфраструктуры, соответствующей мировым стандартам и способствующей интеграции в международное информационное пространство.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внешнеэкономическая деятельность стала ключевым фактором экономических процессов практически во всех регионах Российской Федерации, независимо от размеров их экспортных ресурсов и общественной и политической обстановки.

Основными направлениями внешнеэкономической деятельности приграничных регионов является: экспорт; импорт; иностранные капиталовложения; собственные капиталовложения за рубежом; обеспечение экономической безопасности

Внешнеэкономические связи приграничных регионов воздействуют как прямо, так и косвенно на отраслевую структуру экономики региона. Прямое влияние проявляется через поступление импортных поставок в регион, новейших технологий, а также продукции производственно-технического назначения.

В свою очередь, косвенное воздействие проявляется через поступление оборудования, высококачественного сырья, технологий на региональные предприятия. Увеличение экспортных поставок позволяет увеличить количество рабочих мест, а также пополнить бюджет.

Приграничный регион – это прилегающий к государственной границе административный район. Если он входит в пограничную зону, то на его территории устанавливаются некоторые режимные ограничения, подразумевает, что входящая в него территория испытывает существенное влияние государственной границы, основными функциями которой являются фильтрующая, барьерная, контактная.

Выделяют три уровня приграничья: макроуровень, мезоуровень, микроуровень.

Макроуровень – это все субъекты страны, которые имеют прямой выход к государственным границам.

Мезоуровень приграничья – это административные районы в составе субъектов страны, часть внешних границ которых совпадает с государственной границей, включая города на территории этих районов.

Микроуровень – это приграничная полоса, включающая населенные пункты, которые выходят на государственную границу.

На сегодняшний день применяется двухуровневый механизм регулирования внешнеэкономических отношений: национальный и наднациональный уровень. Данные уровни регулируются таможенным законодательством Евразийского экономического союза и национальным законодательством о таможенном деле государств-участниц ЕАЭС.

 Все нормативные акты образуют единую систему, выстраиваемою вокруг Таможенного кодекса ЕАЭС, который закрепляет правовые основы таможенного регулирования в границах ЕАЭС.

Белгородская область входит в число успешно развивающихся индустриальных и сельскохозяйственных регионов Российской Федерации. Наличие природных ресурсов, развитая инфраструктура делают область наиболее привлекательной для реализации инвестиционных проектов, продвижения инновационных технологий.

Внешняя торговля регионов способствует усилению специализации, повышению производительности имеющихся ресурсов, создает возможность организации массового производства, вследствие чего повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новой техники и технологий, улучшается качество производимой продукции, и как следствие способствует повышению уровня занятости, экономического роста и благосостояния граждан.

На протяжении анализируемого периода наблюдается увеличение показателей внешней торговли, это говорит о динамичном развитии внешнеэкономической деятельности приграничного региона, активном участии Белгородской области в международном разделении труда и росте конкурентоспособности продукции.

Стоимостные объемы импорта по отношению к 2017 году снизились, это обусловлено, в основном, уменьшением поставок из Украины.

По данным Федеральной таможенной службы за 2018 год предприятия и организации, зарегистрированные в Белгородской области, осуществляли торговлю со 128 странами мира.

Крупнейшими экспортерами Белгородской области являются: Украина, Азербайджан, Молдова, Узбекистан, Киргизия.

География импорта распространяется на Украину, Молдову, Германию, Нидерланды, Китай, Францию, Италию, Сербию.

В страны СНГ экспортируется железная руда, металл, цемент, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, машины, оборудование.

Динамика показателей внешнеторгового оборота Белгородской области в целом положительная. Коэффициент покрытия импорта экспортом, представляющий собой отношение экспорта приграничного региона к импорту на протяжении анализируемого периода, возрастал. Это значение характеризует достаточно высокий уровень внешнеторговой самообеспеченности приграничного региона–экспорт покрывает импорт.

На территории Белгородской области действуют крупнейшие промышленные предприятия, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность: ОАО «Лебединский ГОК», ОАО «Стойленский ГОК», ОАО «Комбинат КМАруда», ООО «Белгородская горнодобывающая компания».

 К крупнейшим предприятиям-участникам внешнеэкономической деятельности обрабатывающего производства относятся: ОАО «Оскольский электрометаллургический комбинат», ООО «Завод Новатор», ОАО «Ракитянский арматурный завод», АО «Белгородский цемент».

Внешнеэкономическая деятельность является основным регулятором экономического развития России. А таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности, в свою очередь, представляет собой основной рычаг воздействия на внешнеэкономическую деятельность.

Именно поэтому, таможенно–тарифные и нетарифные меры и механизм их применения в отношении внешнеэкономической деятельности должны быть в высшей мере эффективными. И достичь этого показателя возможно только во взаимодействии с исполнителями регулирующих норм – участниками внешнеэкономической деятельности.

Анализ общей динамики показателей развития внешнеэкономической деятельности показывает, что в последние годы территория области последовательно становится одним из центров активизации внешней торговли, обладающим конкурентными преимуществами приграничного расположения. Также, отмечается устойчивая тенденция расширения экспортного потенциала региона, при этом подавляющая часть экспорта приходится на поставки собственной продукции.

Внешнеэкономическая деятельность предприятий и организаций Белгородской области характеризуется активной положительной динамикой и является одним из важных факторов, способствующих экономическому росту и развитию региона.

Практически все средние и крупные предприятия Белгородской области различных форм собственности являются субъектами внешнеэкономической деятельности и ежегодно расширяют свое присутствие на внешних рынках, однако для повышения эффективности и улучшения перспектив развития внешнеэкономической деятельности Белгородской области необходимо решить некоторые проблемы.

Анализируя внешнеэкономическую деятельность Белгородской области наяду с положительными моментами, характеризующими внешнеэкономическую деятельность области, существует ряд проблем, которые ограничивают сотрудничество с зарубежными странами в данной сфере и препятствуют развитию внешнеэкономических связей. К таковым можно отнести: сырьевая направленность экспорта, низкая конкурентоспособность производимых в регионе товаров по сравнению с товарами, изготовляемыми за рубежом, низкий уровень информационно-аналитического обеспечения.

Для совершенствования внешнеэкономической деятельности Белгородской области необходимо: повысить конкурентоспособность экономики за счет диверсификации экспортного потенциала, совершенствовать условия и стимулирование развития малого и среднего бизнеса, в особенности предоставление особых льгот той его части, которая осуществляет внешнеэкономическую деятельность, совершенствование информационно-аналитического обеспечения, направленных на комплексное развитие средств информационного обеспечения и внедрение современных технологий в сфере внешнеторговых связей, создание инфраструктуры, соответствующей мировым стандартам и способствующей интеграции в международное информационное пространство.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.