Н ормативно-правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности государств-участников ЕАЭС — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Н ормативно-правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности государств-участников ЕАЭС

2019-09-17 1166
Н ормативно-правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности государств-участников ЕАЭС 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Важную роль в современных экономических отношениях играют организации региональной экономической интеграции. Создание единого и не обремененного внутренними барьерами рынка, объединяющего экономики целой группы независимых государств, может существенным образом повысить привлекательность этих стран для осуществления международной торговли и привлечения инвестиций.

Одним из таких региональных экономических объединений является Евразийский экономический союз. Разный уровень социально-экономического развития, разные цели экономической политики стран-участников ЕАЭС обуславливают разницу в целях, условиях и методах регулирования внешнеторговой деятельности. С этим связана сложность принятия единых решений в области таможенного регулирования, необходимость поиска компромиссов[24].

Участники Евразийского экономического союза проводили до объединения существенно различающуюся по степени либерализации внешнеторговую политику, исходя из собственных экономических интересов.

Регулирование внешнеэкономической деятельности, осуществляемое наднациональными структурами, ставит государственное регулирование ВЭД перед выбором: с одной стороны, государственное регулирование должно осуществляться автономно по усмотрению правительства страны, с другой стороны, странам приходится отступать от защиты своих национальных интересов в рамках международной торговли.

Быстрое развитие интеграционных отношений в Евразийском экономическом сообществе привело к появлению системы международных правовых актов, заменивших национальное таможенное законодательство стран-участниц Евразийского экономического союза.

Главным источником международного правового регулирования взаимоотношений участников внешнеэкономической деятельности и национальных таможенных органов является Киотская конвенция.

Согласно идеологии Киотской конвенции, как одного из основных источников международного таможенного права содействие развитию внешней торговли должно осуществляться  ущерба для эффективности таможенного контроля[25].

На основе положений Киотской конвенции в государствах-участниках ЕАЭС выстраиваются взаимоотношения между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности на основе баланса их интересов с учетом пожеланий торгового сообщества и применением упрощенных таможенных формальностей.

Взаимодействие участников внешнеэкономической деятельности и национальных таможенных органов государств-участников конвенции осуществляется посредством различных форм, методов, к которым относятся различные взаимоотношения, которые возникают в процессе таможенного оформления и контроля, в том числе, информирование и консультирование по таможенным вопросам участников внешнеэкономической деятельности, обжалование по таможенным вопросам, применение упрощенных форм таможенного оформления, посредничество в процессе таможенного оформления[26].

 конвенция определяет  обязанность таможенных  по письменному  заинтересованного лица  свои решения в  виде и в сроки,  национальным законодательством.  решение является  для заинтересованного, таможенные органы  сообщить причины  соответствующего решения и  право на.

Таким образом,  конвенция закрепляет  участников внешнеэкономической деятельности  получение всей  для таможенного  информации вплоть  письменного разъяснения  или бездействий  лиц таможенных.

Исходя из этого, можно выделить два основных уровня таможенного законодательства Евразийского экономического союза: наднациональный уровень, его составляет таможенное законодательство Евразийского экономического союза, и национальный — это национальное законодательство о таможенном деле стран-участниц Евразийского экономического союза. При этом следует отметить, что страны-участницы ЕАЭС перешли к использованию этого двухуровневого механизма регулирования таможенных отношений.

1. Наднациональный уровень - составляет таможенное законодательство Евразийского экономического союза. Его условно можно разделить на три части:

- таможенный кодекс Евразийского экономического союза;

- международные договоры стран - участниц ЕАЭС;

- нормативные правовые акты, принимаемые наднациональным регулятором - Евразийской экономической комиссией.

1) таможенный кодекс ЕАЭС - обладает высшей юридической силой, является базовым актом, закрепляющим правовые основы таможенного регулирования в границах Евразийского экономического союза, и все таможенное законодательство, представляющее собой совокупность нормативных правовых актов. Основывается вокруг него по принципу соответствия всех источников таможенного права, что представляет собой юридическую гарантию единства системы таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе.

2) международные договоры стран - участниц Евразийского экономического союза, регулирующие таможенные отношения в рамках данного союза.

Второй уровень нормативно-правовых актов таможенного законодательства Евразийского экономического союза – национальный уровень. Национальный закон о таможенном регулировании должен соответствовать таможенному законодательству ЕАЭС, не может самостоятельно осуществлять таможенное регулирование и его действие может распространяться только на территорию одной страны. Этот закон является как бы производным от таможенного законодательства Евразийского экономического союза и не может ему противоречить.

Важное значение имеет тот факт, что наднациональное таможенное законодательство Евразийского экономического союза действует на всё пространство единой таможенной территории и обладает по отношению к национальному законодательству о таможенном регулировании приоритетной силой.

Национальный закон о таможенном регулировании должен соответствовать таможенному законодательству Евразийского экономического союза и его действие распространяется только на территорию данной страны[27].

Для начала отметим, что Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный в городе Астане 29.05.2014 г. (далее - договор ЕАЭС), вступил в силу 01.01.2015 г. Изначально сторонами договора ЕАЭС выступали Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация[28].

В качестве органов Евразийского экономического союза в рамках договора были признаны:

1. Высший Евразийский экономический совет, в полномочия которого входит рассмотрение вопросов деятельности союза, определение стратегии, направлений и перспектив развития интеграции, а также принятие решений, направленных на реализацию целей союза; утверждение состава органов союза, распределение обязанностей; утверждение.

 Регламента работы Евразийской экономической комиссии; утверждение бюджета союза и отчета о его исполнении; определение размеров долевых взносов государств-участников в бюджет союза; обращение с запросами к Суду союза; утверждение порядка проверки достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера судей Суда союза, должностных лиц и сотрудников Аппарата Суда союза, а также членов их семей; определение порядка принятия в союз новых членов и прекращения членства в союзе; принятие решения о предоставлении или об аннулировании статуса наблюдателя или статуса государства-кандидата на вступление в союз; утверждение порядка осуществления союзом международного сотрудничества, а также осуществление иных полномочий, предусмотренные договорами в рамках союза.

Заседания Высшего совета проводятся не реже 1 раза в год. Для решения неотложных вопросов деятельности Союза по инициативе любого из государств – членов или Председателя Высшего совета могут созываться внеочередные заседания Высшего совета. Заседания Высшего совета проводятся под руководством Председателя Высшего совета.

В заседаниях Высшего совета по приглашению Председателя Высшего совета могут участвовать члены Совета Комиссии, Председатель Коллегии Комиссии и иные приглашенные лица.

2.  Евразийский межправительственный совет, обеспечивающий реализацию и контроль за исполнением договоров в рамках союза и решений Высшего Евразийского экономического совета; утверждающий положение о ревизии финансово-хозяйственной деятельности органов союза, стандарты и методологию ревизий, сроки их проведения, осуществляющий иные полномочия, предусмотренные договорами в рамках союза.

Заседания Межправительственного совета проводятся по мере необходимости, но не реже 2 раз в год. Для решения неотложных вопросов деятельности Союза по инициативе любого из государств – членов или Председателя Межправительственного совета могут созываться внеочередные заседания Межправительственного совета[29].

3. Евразийская экономическая комиссия, осуществляющая деятельность в сферах таможенного, таможенно-тарифного и нетарифного, технического, регулирования; санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер; макроэкономической, энергетической, валютной политики; промышленных и сельскохозяйственных субсидий; естественных монополий; государственных и муниципальных закупок; взаимной торговли услугами и инвестициями; транспорта и перевозок; финансовых рынков, а также иных сферах, определенных договорами в рамках союза.

4. Суд Евразийского экономического союза, рассматривающий споры, возникающие по вопросам реализации договоров в рамках союза и решений органов союза.

Целью деятельности Суда является обеспечение единообразного применения государствами – членами и органами Союза Договора о Евразийском экономическом союзе, международных договоров в рамках Союза, международных договоров Союза с третьей стороной и решений органов Союза. Суд рассматривает споры, возникающие по вопросам реализации Договора о ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза по заявлению государства – члена либо по заявлению хозяйствующего субъекта[30].

Положения Договора о Евразийском экономическом союзе регулируют вопросы внешнеторговой, макроэкономической, валютной политики, отношений в сфере энергетики, налогообложения.

Совместное регулирование внешнеторговой политики имеет своей целью обеспечение государствами взаимного содействия экономическому развитию, совершенствования производства на территории каждого из государств путём диверсификации экономик, инновационного развития, развития союза как эффективной и конкурентоспособной организации в рамках глобальной экономики.

 При осуществлении совместной внешнеторговой политики государства руководствуются такими принципами, как:

- применение либеральных (согласованных) мер;

- гласность и открытость в принятии и применении соответствующих мер, их обоснованность и объективность;

- защита прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, производителей и потребителей товаров и услуг[31].

Далее, к Евразийскому экономическому союзу Договором, подписанным в городе Минске 10.10.2014 г., присоединилась и Республика Армения[32].

Кроме того, желание присоединиться к договору ЕАЭС выразила и Кыргызская Республика. В Москве 23.12.2014 г. был подписан Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе, вступивший в силу 23.12.2014 г.[33].
Таким образом, сегодня членами договора Евразийского экономического союза выступают пять его участников - Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Республика Армения и Кыргызская Республика.

Договор Евразийского экономического союза направлен на обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте.

Основным источником, регулирующим внешнеэкономическую деятельность стран-участниц Евразийского экономического союза, является таможенный кодекс ЕАЭС, где определены: виды ставок таможенных пошлин, льготы по уплате таможенных пошлин, порядок исчисления таможенных пошлин, объект обложения, ставки, плательщики, возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, сроки и порядок уплаты, обеспечение уплаты, возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, порядок взыскания таможенных пошлин.

Однако в Таможенный кодекс ЕАЭС большое количество норм являются бланкетными, что требует принятия нормативных правовых актов, в том числе составляющих международно-правовую базу. Он регулирует отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза. Заменил собой таможенные кодексы стран участниц Таможенного союза[34].

Основной инструмент внешнеторговой политики Евразийского экономического союза это Единый таможенный тариф. Таможенный тариф представляет собой перечень ставок таможенных пошлин, упорядоченных в соответствии с товарной номенклатурой, которая применяется для классификации товаров во внешней торговле той или иной страны[35].

Товарная номенклатура – это классификатор товаров, который применяется для целей государственного регулирования экспорта и импорта и статистического учета внешнеторговых операций[36].

Все государства члены ЕАЭС (Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Армения) присоединились к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, положения которой устанавливают правовой минимум, который должен быть обеспечен при регулировании в том числе таможенно-тарифных отношений[37].

В Российской Федерации основным документом, регулирующим внешнеэкономическую деятельность является Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», который определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации[38].

Данный закон сконцентрирован на определении полномочий, которые приходятся на совместное ведение управленческого центра государства и собственно самого субъекта Российской Федерации:

- координация внешнеэкономической деятельности регионов;

- определение и введение региональных и международных программ;

- реализация межрегиональных и международных соглашений России в отношении внешнеэкономической деятельности, которые имеют непосредственное отношение к отдельным регионам;

- регулирование активности регионов Российской Федерации в отношении процессов внешней и приграничной торговли.

Федеральный закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» направлен на защиту экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации. Он устанавливает порядок введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров[39].

Федеральный закон «Об экспортном контроле», устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности[40].

Федеральный закон «О таможенном тарифе» раскрывает содержание основных терминов и определений, таких как таможенная пошлина. Устанавливает право Правительства Российской Федерации назначать размер ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин, а также порядок их расчета и исчисления.

С введением в силу Таможенного кодекса ЕАЭС многие положения Закона о таможенном тарифе утратили свою силу и в настоящее время представляют только исторические и аналитический интерес, но никак не практический. В тоже время в Законе встречаются положения, не нашедшие отражения в иных нормативно-правовых актах федерального и союзного таможенного законодательства (возможно, временно). Например, об особых и временных (сезонных) таможенных тарифах[41].

Таможенное законодательство Евразийского экономического союза действует на всей территории Евразийского экономического союза в отличие от национального законодательства о таможенном регулировании, которое применяется только на территории принявшего его страны. Здесь нужно подчеркнуть, что пространственные пределы действия таможенного законодательства Евразийского экономического союза – это таможенная территория Евразийского экономического союза, которую составляют территории Республики Армении, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий стран-участниц Евразийского экономического союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых страны-участницы Евразийского экономического союза обладают исключительной юрисдикцией[42].

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Внешнеэкономическая деятельность является важнейшей сферойэкономической деятельности страны, регионов, предприятий, которая направлена на осуществление их экономических отношений с иностранными государствами. Внешнеэкономическая деятельность базируется на участии страны в международном разделении труда, фундаментальную основу которой составляют внешняя торговля товарами и услугами, участие страны в международном движении капитала, международной миграции рабочей силы, а также обмене промышленной и интеллектуальной собственностью, в валютно-финансовых расчетах.

2. Продвижение евразийского интеграционного проекта характеризуется расширением спектра международных взаимодействий с другими союзами и государствами, а также  вовлечением в орбиту ЕАЭС новых участников. Данная тенденция определяет перспективы развития отечественных предприятий, формируется кардинально новое единое экономическое пространство взаимной торговли государствами-членами ЕАЭС. Основной задачей регулирования внешнеэкономической деятельности следует считать создание наиболее благоприятных предпосылок для ее развития на условиях обеспечения защиты национальной экономической безопасности.

3. На сегодняшний день применяется двухуровневый механизм регулирования внешнеэкономических отношений: национальный и наднациональный уровень. Данные уровни регулируются таможенным законодательством Евразийского экономического союза и национальным законодательством о таможенном деле государств-участниц ЕАЭС. Все нормативные акты образуют единую систему, выстраиваемою вокруг Таможенного кодекса Таможенного союза, закрепляющий правовые основы таможенного регулирования в границах ЕАЭС.

 

 

ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ПРИГРАНИЧНОГО РЕГИОНА ГОСУДАРСТВА - УЧАСТНИКА ЕАЭС

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.