Анализ внешнеэкономической деятельности Белгородской области — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Анализ внешнеэкономической деятельности Белгородской области

2019-09-17 2811
Анализ внешнеэкономической деятельности Белгородской области 4.50 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Внешнеэкономическая деятельность является основой межгосударственной политики любой страны. Благодаря осуществлению внешнеэкономической деятельности происходит экономический рост страны в целом и активное социально-экономическое развитие регионов в частности.

Внешнеэкономическая деятельность региона происходит в основном по двум приоритетным направлениям: внешнеторговая деятельность и инвестиционное сотрудничество с иностранными партнерами.

Развитие внешней торговли региона должно способствовать наращиванию его экономического потенциала, повышению уровня благосостояния населения, укреплению экономической безопасности и, в конечном счете, повышению социально-экономической эффективности области.

Важным направлением социально-экономического развития является межрегиональное разделение труда и специализации субъектов Российской Федерации по конкурентоспособным направлениям деятельности. Исходя из этого, во внешнеэкономической деятельности российских регионов подразумевается специализация, которая позволит им не конкурировать на внешних рынках[43].

 Очевидным является тот факт, что в условиях глобализации мировой экономики и в период экономических кризисов, при прочих равных условиях наименьшие потери понесут регионы Российской Федерации, которые осуществляют широкую внешнеэкономическую деятельность, что обуславливается их высокую конкурентоспособность. В каждом из российских регионов внешнеэкономические связи хозяйствующих субъектов имеют свои особенности, определяющиеся спецификой ресурсной базы, инфраструктуры, уровнем социально-экономического развития, состоянием предприятий, степенью их адаптации к работе в рыночных условиях, развития предпринимательства, его поддержки региональными органами власти.

 Белгородская область входит в состав Центрально-Чернозёмного экономического района и Центрального федерального округа Российской Федерации. На юге и западе она граничит с Луганской, Харьковской и Сумской областями Украины, на севере и северо-западе - с Курской областью, на востоке - с Воронежской областью. Общая протяжённость её границ составляет около 1150 км, из них с Украиной - 540 км[44].

Поэтому вполне закономерным явлением представляется значительное расширение внешнеэкономических связей. Они развиваются как на правительственном уровне с целым рядом государств, так и на уровне прямых контактов зарубежных и областных производителей. Динамичное развитие внешнеэкономической деятельности области во многом обусловлено наращиванием объемов внешнеторговых операций.

В состав области входят 13 муниципальных районов, 9 городских округов, 25 городских и 265 сельских поселений. Численность населения на 1 января 2019 года, составила 1 миллион 547 тысяч 788 человек, средний возраст которого - около 40 лет. Административный центр - город Белгород с населением 392 тысячи 561 человек, расположен в 695 километрах к югу от Москвы[45]

Белгородская область входит в число успешно развивающихся сельскохозяйственных и индустриальных регионов Российской Федерации. Развитая инфраструктура, наличие значительных агроклиматических ресурсов, а также запасы железных руд способствуют высокому промышленному потенциалу региона, представленному горнометаллургическим и агропромышленным комплексами, предприятиями производящими строительные материалы и пищевые продукты. Вышеназванные факторы, а также благоприятный инвестиционный климат определяют значительную роль внешнеэкономической деятельности в функционировании хозяйственного комплекса области.

Приграничное положение Белгородской области способствует интенсивному развитию внешнеэкономической деятельности. Продукция белгородских предприятий поставляется в 82 страны мира.

В страны дальнего зарубежья государства – участники СНГ поставляются руды, цемент, черные металлы, генераторы и электрические двигатели[46].

Основные торговые партнеры Белгородской области в 2018 году, графически представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Основные торговые партнеры Белгородской области в 2018 г.

 

Основными торговыми партнерами Белгородской области в 2018 году были: Украина – 20,0% от всего товарооборота субъекта Российской Федерации, Италия – 12,1%, Германия – 7,3%, Казахстан – 5,1%, Беларусь – 5,0%, Турция – 4,8%, Испания – 3,2%, Алжир – 3,0%, Узбекистан – 2,9%, Китай – 2,7%[47].

Таким образом, проведем анализ экспортной, импортной составляющей, а также внешнеторговый оборот Белгородской области за 2016-2018 годы.

 

Таблица 1

Внешняя торговля Белгородской области за 2016-2018 гг.

 

Показатели 2016 г, млн. долларов США 2017 г, млн. долларов США 2018 г, млн. долларов США
Импорт 1 401 456,3 1 610 029,2 1 483 974,8
Экспорт 2 187 183,6 2 789 682,8 3 334 879,2
Внешнеторговый оборот 3 588 639,9 4 499 712,0 4 818 854,0
Внешнеторговый оборот со странами дальнего зарубежья 1 082 421,4 2 630 284,0 3 121 385,0
Внешнеторговый оборот со странами СНГ 1 473 298,0 1 768 070,0 1 697 497,0

 

На протяжении анализируемого периода 2016-2018 гг., наблюдается увеличение показателей внешней торговли, это говорит о динамичном развитии внешнеэкономической деятельности приграничного региона, активном участии Белгородской области в международном разделении труда и росте конкурентоспособности продукции.

Стоимостные объемы импорта по отношению к 2017 году снизились, это обусловлено, в основном, уменьшением поставок из Украины.

По данным Федеральной таможенной службы за 2018 год предприятия и организации, зарегистрированные в Белгородской области, осуществляли торговлю со 128 странами мира[48].

Таблица 2

 

Товарная структура экспорта и импорта Белгородской области в январе-сентябре 2018 года

 

Наименование товара

Страны дальнего зарубежья

Страны СНГ

импорт экспорт импорт экспорт
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 146 334,0 31 973,1 88 976,6 84 582,8
Минеральные продукты 41 343,1 18 865,3 102 722,0 17 969,3
Топливно-энергетические товары 7 834,3 674,7 269,2 752,1
Продукция химической промышленности, каучук 43 180,7 66 650,2 6 495,1 140 852,9
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 70,6 858,6 0,2 69,8
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 9 810,4 9 041,4 336,0 10 140,6
Текстиль, текстильные изделия и обувь 2 768,0 15 402,1 63,8 3 088,8
Металлы и изделия из них 305 343,0 236 393,0 1 575 249,0 30 418,6
Машины, оборудование и транспортные средства 86 891,2 183 348,3 14 887,5 175 215,5
Другие товары 16 997,7 52 807,8 3 373,6 18 604,0

 

Крупнейшими экспортерами Белгородской области являются: Узбекистан, Украина, Молдова, Азербайджан, Киргизия.

Импортная география распространяется на Молдову, Украину, Германию, Китай, Нидерланды, Францию, Сербию, Италию.

В страны СНГ экспортируется металл, железная руда, цемент, сельскохозяйственное сырье, продовольственные товары, машины и  оборудование.

Таблица 3

 

Сальдо торгового баланса Белгородской области за 2016-2018 гг., млн. долларов США.

Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Сальдо торгового баланса, в том числе со странами: +785,7 +1179,6 +1850,9
Дальнего Зарубежья +1385,3 +1425,7 +1772,4
СНГ +317,7 - 245,4 +78,5
Коэффициенты покрытия импорта экспортом, % 156 173 224

 

Как показывают данные, приведенные в таблице 3, динамика показателей внешнеторгового оборота Белгородской области в целом положительная. Коэффициент покрытия импорта экспортом, представляющий собой отношение экспорта приграничного региона к импорту на протяжении анализируемого периода, возрастал. Это значение характеризует высокий уровень внешнеторговой самообеспеченности приграничного региона–экспорт покрывает импорт.

Анализ общей динамики показателей развития внешнеэкономической деятельности показывает, что в последние годы, территория Белгородской области становится одним из центров активизации внешней торговли, который обладает конкурентными преимуществами приграничного расположения, также наблюдается устойчивая тенденция расширения экспортного потенциала региона, при этом подавляющая часть экспорта приходится на поставки собственной продукции.

Исследование структуры экспортной деятельности свидетельствует о том, что основными товарными группами экспорта за период 2016-2018 гг. в регионе являются: металлы и изделия из них, продовольственные товары и сельскохозяйственного сырье, продукция химической промышленности. За областью сохраняется роль традиционного поставщика железной руды и черных металлов.

На территории Белгородской области действуют крупнейшие промышленные предприятия, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность:

− ОАО «Лебединский ГОК» – крупнейшее в Российской Федерации предприятие по добыче и обогащению железной руды. Доля продукции на экспорт составила 55,6 %, на внутренний рынок 44,4 %;

− ОАО «Стойленский ГОК» является одним из ведущих предприятий Российской Федерации по объему производства сырья для сталелитейной промышленности;

− ОАО «Комбинат КМАруда» осуществляет подземную добычу железистых кварцитов Коробковского месторождения Курской магнитной аномалии и переработку их в железорудный концентрат;

− ООО «Белгородская горнодобывающая компания» занимается добычей руды.

 К крупнейшим предприятиям-участникам внешнеэкономической деятельности обрабатывающего производства относятся: ОАО «Оскольский электрометаллургический комбинат» (окатыши, литая заготовка, прокат); ООО «Завод Новатор» (металлоконструкции и нестандартное оборудование); ОАО «Ракитянский арматурный завод» (трубопроводная арматура);                 АО «Белгородский цемент» − (цемент).

Доля Белгородской области в общероссийском производстве мяса в целом составляет более 13 %, свинины – 16 %, мяса птицы – 18 %, а в Центральном федеральном округе - соответственно 40; 45 и 47 %. На сегодняшний день доля вывоза мяса и мясопродуктов, включая экспорт, составляет более 60 % от объемов производства. Наибольшую долю в экспорте занимает мясо птицы, где АО «Приосколье» экспортирует 20%, ООО Торговый дом «Белая птица» 10 %[49].

В птицеводстве наиболее крупными предприятиями Белгородской области являются АО «Приосколье», ООО «Белая птица», ООО «Белгранкорм», ООО «Белгородсемена», в свиноводстве - ООО «ГК «Агро-Белогорье», Агропромышленный комплекс «Мираторг», ООО «Белгранкорм», ОАО «Белгородский бекон»[50].

Структура экспорта приграничного региона носит преимущественно сырьевой и низкопередельный характер (т.е. представлена главным образом углем, металлами и химией). Экспортную структуру в основном определяет промышленный потенциал области, в котором традиционно сохраняется преимущество продукции горно-металлургического комплекса, в том числе металлургической продукции более высокой степени переработки,           рисунок 2.

Рис. 2. Товарная структура экспорта Белгородской области в 2018 году

 

Структуру импорта составляют товары производственно-технического назначения широкой номенклатуры с различными стоимостными объемами, потребительские товары: сахар-сырец, черные металлы, подвижной состав, трубы металлические, машины и оборудование. цветные металлы и изделия из них, сельхозмашины, бумага и картон, медицинское оборудование, фармацевтическая продукция, продукты неорганической химии, масло подсолнечное, лаки и краски, продовольственные товары, рисунок 3.

Рис. 3. Товарная структура импорта Белгородской области за 2018 год

 

По данным Федеральной таможенной службы за период 2018 года, в Белгородской таможне оформление экспортно-импортных поставок осуществляли 964 участника внешнеэкономической деятельности, из них вывозом товаров занимались 333 участника ВЭД, ввозом –771[51].

Белгородской таможней за отчетный период было перечислено в Федеральный бюджет 12, 28 млрд. рублей.

Оформлено 20 742 деклараций на товары практически 100 % с применением электронной формы декларирования. Объем декларационного массива составляет 100,48 % от объема декларирования 2017 года.

По отношению к 2017 году произошло уменьшение объемов декларирования по импорту на 5,37 %, увеличение по экспорту – на 12,81 %.

По объему декларирования крупнейшими являются Белгородский (52,76 %) и Валуйский (16,87 %) таможенные посты.

Грузооборот Белгородской таможни в первом полугодии 2018 года составил почти 6 млн. тонн. По сравнению с 2017 годом грузооборот уменьшился на 30,12 %. Объем вывозимых товаров составил 64,25 % от уровня прошлого года, ввозимых – 91,43 %.

Наибольший удельный вес в общем грузообороте Белгородской таможни имеют Губкинский и Старооскольский таможенные посты, которые оформили 4,2 млн. тонн грузов (70,2 % общего объема грузооборота).

Внешнеторговый оборот таможни 2,266 млрд. долларов США. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объемы внешней торговли выросли на 13,91 %. Также, произошло увеличение стоимостных объемов экспортных поставок (на 24,86 %) и импортных закупок (на 0,04 %).

Во внешнеторговом обороте таможни лидируют: по экспорту – Старооскольский таможенный пост (51,08 % от объема экспорта в целом) и Губкинский (40,40 % от объема экспорта в целом); по импорту – Белгородский таможенный пост (54,33 % от объема импорта в целом) и Валуйский (28,14 %)[52].

Внешнеэкономическая деятельность предприятий и организаций Белгородской области способствует экономическому росту и развитию региона.

Региональный промышленный потенциал области: горнометаллургический и агропромышленный комплексы, предприятия производящие строительные материалы и пищевые продукты определяет товарную структуру экспорта. При активном развитии экономики в секторах – добыча металлических руд и металлургическое производство, большая часть областного экспорта – 84,0 % приходится на железорудное сырье и прокат черных металлов.

Внешняя торговля способна активизировать собственный потенциал области, привнося в экономику элементы здоровой конкуренции, новые технологии, опыт рыночного хозяйствования, обеспечивая прирост регионального богатства за счет товарообмена по выгодным ценам и привлечения зарубежного капитала.

В условиях продолжающихся экономических санкций, давления социально-экономических рисков и геополитических факторов, вопросы развития внешнеэкономической деятельности государства становятся одними из актуальных в контексте модернизации отечественной экономики.

Евразийский экономический союз представляет собой наиболее крупномасштабное и эффективное интеграционное объединение на постсоветском пространстве. Однако, в Союзе существуют некоторые проблемы в интеграции: экспортно-сырьевая ориентация экономик основных стран-участниц (Россия, Казахстан); разноскоростная интеграция и темпы развития стран - участниц ЕАЭС; наиболее высокий уровень статуса Российской Федерации относительно других стран-участниц, вызванный наибольшей численностью населения, потенциалом экономики и др.; преимущество национальных интересов над союзными.

Евразийский экономический союз играет важную роль для развития страны: способствует интеграции между странами-участницами Союза. Россия создала выгодные условия для граждан стран-участниц ЕАЭС, что проявляется в увеличении числа приезжих граждан ЕАЭС, как следствие трудовая миграция страны была налажена в рамках союзных органов.

К главным задачам ЕАЭС следует отнести: увеличение объема экспорта продукции обрабатывающей промышленности, повышение роли и ускорение темпов технологического развития промышленных комплексов стран-участниц ЕАЭС, импортозамещение промышленных товаров на общем рынке[53].

В рамках Евразийского экономического союза страны-участницы отличаются по экономическому потенциалу и социально-экономического развитию, где Российская Федерация стабильно является определяющей силой во внешней торговле, а также занимает лидирующую позицию во взаимной торговли товарами государств-членов ЕАЭС.

Наибольшая доля из стран ЕАЭС во внешнем товарообороте Российской Федерации принадлежит Белоруссии. К сожалению, отношения между Россией и Белоруссией в сфере торговли нельзя назвать стабильными. Являясь членом ЕАЭС, Белоруссия остается транзитной страной. На российские потребительские рынки не редко попадают товары из стран Европы, поставляемые через Беларусь. Кроме того, возникают проблемы, связанные с качеством продукции, производимой для экспорта в Россию некоторыми белорусскими предприятиями.

Тем не менее, доля Белоруссии составляет около 5% от объемов внешней торговли России. При этом Россия для Белоруссии на протяжении долгих лет является основным торговым партнером, доля которого превышает 40% во внешнеторговом обороте страны[54].

Доля Казахстана во внешнеторговом обороте России менее значительна и составляет примерно 3 %. Следует отметить, что в последние годы отмечалось сокращение взаимных объемов экспорта и импорта (как в стоимостном, так и в натуральном измерении)[55].

Девальвация российского рубля по отношению к доллару США и, соответственно, к казахскому тенге, сохранившему относительную устойчивость, стала причиной уменьшения реальных объемов поставок в Россию. При этом в Казахстане были введены определенные ограничения на продажу некоторых видов российских товаров, ставших дешевле аналогичных, производимых местными предприятиями. Киргизия является небольшой страной с недостаточно емким внутренним рынком. В объемах внешней торговли России ее доля невелика и составляет не более 0,3 %. Несмотря на сокращение торговых барьеров при присоединении Киргизии к Таможенному союзу, объемы импорта в страну из России продолжают снижаться.

Доля Армении во внешнеторговом обороте Российской Федерации составляет около 0,3 %.

Присоединение к ЕАЭС Армении способствовало росту экспорта страны в Россию. Основную долю поставок составляют продовольственная продукция и сельскохозяйственное сырье[56].

Торговые отношения стран-членов ЕАЭС определяют следующие характерные особенности. Во-первых, основной движущей силой интеграции в рамках ЕАЭС изначально являлась и остается Россия.

Во-вторых, подписанные нормативные соглашения, определяющие торговую политику стран ЕАЭС на общей территории таможенного союза, далеко не всегда имеют практическое применение. Размеры российской экономики (более 80 % общесоюзного ВВП) и, соответственно, внутреннего рынка, во многом определяют долю каждой страны-члена в объемах внешней торговли нашей страны.

В целом, общая доля Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии во внешнеторговом обороте России составляет около 8%. Тем не менее, дальнейшее развитие торговых и экономических отношений в ЕАЭС приобретает для России все большую значимость.

Как известно, заинтересованность в ускорении интеграции на общей территории ЕАЭС обусловлена внешнеполитической ситуацией. Кроме того, преодоление кризисных явлений в национальных экономиках проще в рамках региональных интеграционных объединений.

Следует отметить, что на торговые отношения в рамках ЕАЭС существенно влияет география экспорта и импорта.

Таким образом, на торговлю России с другими странами ЕАЭС влияет множество факторов: значительная доля третьих стран в объемах внешней торговли, высокая волатильность международных цен на сырье, нестабильность национальных экономик, высокий уровень инфляции и снижение покупательной способности населения.

Кроме того, в условиях применения взаимных российско-западных санкций из-за событий, связанных с обострением отношений между Россией и Украиной, на торговые отношения в рамках ЕАЭС стали оказывать значительное влияние следующие тенденции:

- обесценение российского рубля по отношению к доллару США и евро;

- высокая волатильность обменных курсов валют стран-членов ЕАЭС;

- новые ограничения для взаимных поставок, применяемые странами ЕАЭС в рамках таможенного пространства;

- изменение схем товарных поставок;

- ужесточение таможенного режима[57].

В настоящее время при совершении таможенных операций и таможенного контроля наиболее активно применяются инновационные таможенные технологии, основанные на электронном предоставлении сведений через сеть Интернет: предварительное информирование, электронное декларирование, удаленный выпуск товаров.

Центр электронного декларирования (ЦЭД) стали прогрессивной инновацией, которая получила развитие в связи с необходимостью облегчения и ускорения совершения таможенных операций для участников  внешнеэкономической деятельности.

Технологической основой работы центров электронного декларирования является удаленный выпуск товаров, который предусматривает электронное взаимодействие таможенного органа декларирования и места нахождения товаров с использованием штатных программных средств.

С возникновением и развитием центров электронного декларирования перестала существовать территориальная привязка товара и декларанта к таможенному посту, рядом с которым он находился. Это значит, что декларант и таможенный инспектор могут находиться на любом расстоянии друг от друга, а товары при этом могут размещаться на любых приграничных терминалах.

В скором времени будет реализована технология автоматического выпуска товаров, предусматривающая выпуск товаров без участия должностных лиц таможенных органов. Значительный интерес к инновационным технологиям, позволяющим сократить время, затрачиваемое на совершение таможенных операций и таможенного контроля, а также в ряде случаев упростить таможенный контроль, не снижая его эффективности, проявляют как таможенные органы, так и участники внешнеэкономической деятельности. Именно технологии электронного документооборота с использованием сети Интернет на сегодняшний день являются наиболее перспективной формой развития взаимодействия между таможней и участниками внешнеэкономической деятельности.

Центры электронного декларирования имеют отличительные черты от остальных таможенных постов:

1) не имеют в зоне своей деятельности подконтрольных складов временного хранения;

2) выпускают товары только в свободное обращение (имеются некоторые исключения);

3) не осуществляют фактический таможенный контроль в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров;

4) не оформляют декларации на товары по тем таможенным процедурам, по которым требуется осуществление контроля после выпуска условно выпущенных товаров.

В центрах электронного декларирования может осуществляться таможенное оформление любых товаров исключительно в электронной форме, кроме тех категорий, для которых места декларирования установлены специально, а также товаров, декларирование которых предусмотрено в письменной форме.

Появление ЦЭД ознаменовало новый этап развития электронного декларирования в форме технологии удаленного выпуска товаров, то есть таможенная декларация подается в электронном виде в центр электронного декларирования, а товар находится на складе временного хранения таможенно-логистического терминала, который расположен вблизи пункта пропуска на границе.

По данным Федеральной таможенной службы, растет число пользователей Единого личного счета. В первом полугодии было открыто 2 934 единых личных счетов (за весь прошлый год 3 670), а суммы уплаченных через единый лицевой счет таможенных платежей уже превысили показатели всего прошлого года[58].

По состоянию на 1-е июня 2018-го года, доля центров электронного декларирования, размещенных на площадях, находящихся в государственной собственности, составила 89,6 %. При этом из 29 центров электронного декларирования площади 26 находятся в государственной собственности, 2 — в частной собственности и 1 — в акционерной[59].

Доля таможенных деклараций, зарегистрированных в центрах электронного декларирования, составила 27,2 %. Автоматически регистрируется 70 % экспортных и 23% импортных деклараций. Выпущено в автоматическом режиме, без участия таможенного инспектора 33,6 % экспортных и 11,5 % импортных деклараций. Средняя продолжительность помещения «безрисковых» товаров под процедуру экспорта составила 39 минут, а выпуска для внутреннего потребления — 1 час 21 минута[60].

Не смотря на очевидные преимущества, хотелось бы выделить некоторые проблемные аспекты функционирования ЦЭД. Барьером к достижению большей доли автоматически зарегистрированных деклараций является невыполнение критериев автоматической проверки соблюдения условий регистрации на товары.

В частности, это касается вопросов компетенции таможенного органа (основная проблема и для экспорта, и для импорта), подтверждения наличия товара в зоне таможенного контроля (для импорта), особенностей начисления сборов (для экспорта). Также существуют и другие проблемные аспекты функционирования ЦЭД:

- несогласованность действий постов ЦЭД и постов фактического

контроля;

- удаленность ЦЭД друг от друга, разница в часовых поясах;

- фактические сбои в программном обеспечении.

Так, очереди на проведение досмотровых операций порой может доходить до 20 дней на некоторых терминалах, что является следствием несоответствия сопоставляемых объемов документального оборота и фактического товара на постах прибытия. По мнению участников ВЭД, «сверку фактического нахождения товара на терминалах с постов прибытия», полностью исключив человеческий фактор.

Еще одним существенным недостатком ЦЭД является увеличение количества дополнительно запрашиваемых документов и сведений. Так, для товаров, попадающих под такую нетарифную меру как техническое регулирование, возникла необходимость предоставления протоколов испытаний, которые прежде не подлежали проверке. При несоответствии описания товара (состав) на иностранном языке и русскоязычного документа, должностное лицо таможенного органа может отказать в выпуске. Хотя данного рода проверка входит в компетенцию Роспотребнадзора, что может быть осуществлено в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), но зачастую такой способ обмена данными используется не в полном объеме.

Одна из проблем технического характера – существование порядка 400 форматов электронных документов, с которыми приходится работать уполномоченным должностным лицам. Такие форматы не совпадают с международными форматами. В результате, документы приходится преобразовывать самостоятельно.

В современных рыночных условиях государственное регулирование внешнеэкономической деятельности представляет собой комплекс государственных мер экономического, правового и административно-управленческого характера, применяемых в отношении взаимосвязей с зарубежными партнерами, вмешательство административных органов в предпринимательскую деятельность путем использования различных форм и методов с целью формирования благоприятной среды для субъектов внешнеэкономической деятельности.

К государственному регулированию внешнеэкономической деятельности можно отнести валютное, финансовое, таможенное тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение контроля над импортом и экспортом.

Среди основных целей государственного регулирования сферы ВЭД в Российской Федерации выделяют: ускорение становления рыночной экономики с помощью совершенствования системы внешнеторговых связей; оказание политического, информационного, финансового, содействия для создания более выгодных условий внедрения российских предпринимателей на мировые рынки; защита внутреннего рынка и национальных внешнеэкономических интересов; создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимодействии с зарубежными странами и международными организациями.

Таможенные органы, являясь институтом, выполняющим регулирующую, контролирующую,  фискальную функции государства в области внешнеэкономической деятельности, своими методами и инструментами регулируют деятельность участников внешнеэкономической деятельности, реализующих ту или иную форму внешнеэкономической деятельности.

В современных условиях место таможенных органов в инфраструктуре внешнеэкономической деятельности приобретает все большее значение для развития регионов, мотивации участников международной торговли в развитии их инвестиционной активности в приоритетных отраслях региональной экономики через сферу внешнеэкономической деятельности. Таким образом, таможенные органы являются ключевым компонентом государственной политики в области внешнеэкономической деятельности.

Роль во внешнеэкономической деятельности таможенные органы реализуют через свои функции:

- осуществляют таможенный контроль и оформление, создают условия, которые способствуют ускорению товарооборота через таможенную границу ЕАЭС;

- взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, осуществляют меры по их принудительному взысканию;

- обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС;

- обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

- обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

- ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями, возникающими в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу оружия, наркотических средств, радиоактивных веществ, культурных ценностей, видов растений и животных, которые находятся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;

-  осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

- ведут таможенную статистику внешней торговли.

При проведении анализа внешнеэкономической деятельности Белгородской области были выявлены некоторые проблемы. Одной из наиболее значимых проблем, которая свойственна не только для Белгородской области, но для Российской Федерации в целом, является сырьевая направленность экспорта. Диверсификация экспортного потенциала должна достигаться через развитие и поддержку предприятий, осуществляющих переработку добытых ресурсов, а также занятых в производственной деятельности.

Сырьевая специализации в сфере экспорта, которая одновременно говорить и о достаточно высокой степени открытости российской экономики для зарубежного потребителя, и о высокой степени зависимости экономики Белгородской области и Российской Федерации в целом от внешних рынков.

Очевидно, природно-ресурсный фактор играет значительную и порой решающую роль в повышении эффективности развития внешнеэкономической деятельности приграничного региона. Наличие промышленных месторождений различных полезных ископаемых зачастую становится основополагающей причиной ресурсной ориентированности внешнеэкономических отношений регионов. Однако богатство природных ресурсов не должно становится фундаментальным и решающим критерием внешнеэкономической специализации региона.

Второй немаловажной проблемой является, низкая конкурентоспособность товаров, производимых в области, по сравнению с товарами, которые изготавливаются за рубежом. Продукция национальных производителей является недостаточно конкурентоспособной, это связано с недостаточной поддержкой со стороны государства, отсутствием кредитования, а также из-за изношенности производственной инфраструктуры предприятий. Данная проблема требует обеспечение конкурентоспособности экономики за счет перехода к инновационному социально ориентированному типу развития в условиях глобализации российской экономики. Повышение устойчивости экономики области за счет совершенствования условий и стимулирования развития той его части, которая осуществляет внешнеторговую деятельность.

На данном этапе состояние отечественного рынка указывает на недостаточно развитую информационную систему, в результате чего многократно возрастают расходы компаний и предприятий по поиску источников необходимой информации, усиливаются риски в связи с получением недостоверных данных, затягивается период принятия решений в области предпринимательской деятельности, не способствуя в целом повышению уровня конкурентоспособности.

Российским предприятиям помимо этого приходится часто сталкиваться и работать с неполной, а порой и устаревшей информацией, не располагая сведениями о степени ее соответствия реальности. В то же время очевиден тот факт, что чем полнее и точнее информационная база данных, тем выше вероятность прогнозных оценок и результативность принимаемых хозяйственно-экономических решений.

Анализируя внешнеэкономическую деятельность Белгородской области, можно сделать следующие выводы:

1. Белгородская область входит в число успешно развивающихся сельскохозяйственных и индустриальных регионов России. Развитая инфраструктура, наличие богатых природных ресурсов делают Белгородскую область наиболее привлекательной для реализации инвестиционных проектов, продвижения инновационных технологий, а ее приграничное положение способствует интенсивному развитию внешнеэкономической деятельности.

2. На протяжении 2016-2018 гг. наблюдается увеличение показателей внешней торговли, это говорит о динамичном развитии внешнеэкономической деятельности приграничного региона, активном участии Белгородской области в международном разделении труда и росте конкурентоспособности продукции. Анализ общей динамики показателей развития внешнеэкономической деятельности показывает, что в последние годы территория Белгородской области становится одним из центров активизации внешней торговли, обладающим конкурентными преимуществами приграничного расположения.

3. Однако, наряду с положительными моментами, характеризующими внешнеэкономическую деятельность Белгородской области, существует ряд проблем, которые ограничивают сотрудничество с зарубежными странами в данной сфере и препятствуют развитию внешнеэкономических связей. К таковым можно отнести: сырьевую направленность экспорта, низкую конкурентоспособность производимых в регионе товаров по сравнению с товарами, изготовляемыми за рубежом, низкий уровень информационно-аналитического обеспечен


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.