Беседа о стихах Н. А. Некрасова, — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Беседа о стихах Н. А. Некрасова,

2019-09-17 351
Беседа о стихах Н. А. Некрасова, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ф. И. ТЮТЧЕВА, А. А. ФЕТА

 

Цели: познакомить (обзорно) с биографией поэтов, основными особенностями поэтического языка каждого из них; обучать сопоставительному анализу лирических произведений; развивать навыки выразительного чтения.

 

Ход уроков

 

I. Работа по теме урока.

Звучит романс на стихи А. А. Фета «На заре ты ее не буди...».

 

1. Слово учителя.

Сегодня мы продолжаем разговор о поэзии ХIХ в. Обратимся к творчеству поэтов, создавших лирические шедевры, вошедшие в золотой фонд русской пейзажной и интимной лирики.

Афанасий Афанасьевич Фет (романсом которого мы начали наш урок) и Федор Иванович Тютчев...

Современному читателю они рассказывают о красоте русской природы, воспитывают любовь к русским просторам, к своей стране, раскрывают радость и светлую восторженность любви, превращение страданий в «жажду бытия».

Стихи их удивительно мелодичны, отличаются богатством ритмов, доставляют большое эстетическое наслаждение.

— Какой личностью предстает каждый поэт?

— Какие события повлияли на формирование мировоззрения поэтов и определили основное звучание их лирики?

— Какие факты их жизни показались особенно интересными?

 

2. Прослушивание сообщения о жизни Тютчева, беседа.

1) Какие особенности творчества поэта позволяют назвать его поэтом-философом?

2) Прав ли И. С. Тургенев, назвавший Тютчева преемником пушкинских традиций в литературе?

Ф. И. Тютчев вошел в историю русской литературы как поэт-философ благодаря космической масштабности его образов. В лирике поэта сталкиваются и спорят день и ночь, жизнь и смерть, зима и весна, космос и хаос. Противоречия в лирике Тютчева отражают противоречия жизни, явления природы часто ассоциируются с определенными состояниями человеческой души.

Для Тютчева поэзия была прежде всего средством самовыражения. Философские мысли зачастую являются главным содержанием его лирики. Мир человеческой мысли, души у Тютчева трагичен.

Тютчева можно назвать «ночным» поэтом, потому что именно ночью у поэта открывается внутреннее зрение, и он прозревает стихию хаоса, наполненного катастрофами.

В начальных классах мы знакомились с пейзажной лирикой этого поэта, в 9 классе мы будем говорить уже о Тютчеве-философе, Тютчеве-психологе.

Долгие годы Тютчев провел в Германии, находясь на дипломатической службе, и истоки его мироощущения опираются на немецкий идеализм. Отсюда, видимо, и проистекает романтическая идея Тютчева о том, что трагические прозрения поэта никогда не будут услышаны и поняты толпой.

Любовь в лирике Тютчева — это всегда роковая страсть, которая может стать причиной гибели одного из любящих, и жертвой чаще всего оказывается женщина. Однако несмотря на опасность разрушения, которую несет в себе любовь, поэт воспринимает ее как счастье. О такой любви рассказывает «Денисьевский цикл», который посвящен многолетней возлюбленной поэта Елене Александровне Денисьевой, умершей от чахотки. Помимо этой потери, Тютчева постигли еще многие утраты и потрясения. Поиски нравственной опоры в конце концов привели поэта к осмыслению жизни с христианской точки зрения:

 

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать...

 

Находясь за границей, Тютчев с оказией постоянно переправлял на родину стихи, но особой известности они поэту не принесли. И лишь публикация его стихотворений в «Современнике» за 1836 г. сделала имя поэта известным. «Стихотворения, присланные из Германии» были отобраны самим Пушкиным, который вскоре погиб на дуэли. И этот факт можно рассматривать как благословение первого русского поэта своему собрату по перу.

 

3. Выразительное чтение стихотворений Тютчева.

4. Рассказ учителя о Фете.

И личность, и судьба, и творческая биография А. А. Фета необычны и полны загадок, некоторые из них до сих пор не разгаданы. «Чистая поэзия», далекая от реалий жизни, тонкий лиризм и жизненный практицизм; странное рождение и странная смерть самого поэта; трагическая смерть любимой девушки Марии Лазич, которую незадолго до этого Фет убедил в невозможности их брака по материальным соображениям, и какая-то таинственная возлюбленная юности, завесу отношений с которой лишь слегка приоткрывает поэт в стихотворении «Alter ego», — все эти парадоксы переплетаются в одном человеке, вызывая к нему неоднозначное отношение.

Добившийся в жизни практически всего, о чем мечтал, был ли он счастлив на самом деле?

Усвоив пессимистические утверждения Шопенгауэра, Фет пришел к выводу о бесполезности усилий, направленных на изменение мира. Фет считал, что творить надо по наитию и вдохновению. Предметом искусства могут быть природа, любовь, прекрасное, и этому он следовал в своей поэтической практике. В поэзии же он искал «единственного убежища от всяких житейских скорбей...».

Фет вошел в историю русской поэзии как оригинальный поэт-лирик, мастер лирической миниатюры. Стихи его поразили современников и поражают нас яркостью и согласностью красок, большим эмоциональным накалом.

Классифицировать стихи Фета по темам и жанрам невозможно. Значительное место в его лирике занимает природа, она как бы откликается на чувства поэта.

Очень значительна его любовная лирика, воспевающая радости и беды большого человеческого чувства.

Целый цикл любовных стихотворений посвящен Марии Лазич, большинство из них имеет драматический характер.

Жемчужиной мировой лирики является знаменитое стихотворение «Шепот, робкое дыханье...» (с. 284, учебник).

 

5. Сопоставительный анализ стихотворений Тютчева и Фета.

На доску вывешивается таблица.

 

Особенности поэтического мира

Тютчева Фета
— бытие воспринимал как катастрофу; — поэт-философ, поэт-психолог; — последний русский романтик; — природа — живой, одухотворенный, многоликий мир; — человек часто одинок и бессилен в сравнении с могуществом природы; — для стихов характерна богатейшая метафоричность; — в жанровом отношении тяготение к философской миниатюре, к поэтическому фрагменту — крупнейший поэт «чистого искусства»; — поэт-пейзажист; — природа — прекрасное живое существо; — человек - частица природы, существо, равноправное ей; — любил изображать «переходные состояния» природы; — художественный мир создает разнообразием ритмов, звуков, особым синтаксисом; — мастер композиции; использует все виды композиционных повторов (кольцо, анафора, рефрен); — в жанровом отношении тяготеет к фрагменту, лирической миниатюре

 

Чтение стихотворений «Летний вечер» Тютчева и «Какая ночь!» Фета.

— Каковы тема, идея, композиция (движение поэтической мысли в произведениях) этих стихотворений?

— Каково основное настроение поэта, переданное им в стихотворении?

— Какие другие чувства испытывает автор и как они выражены?

— Каковы поэтические особенности языка каждого стихотворения?

— Какие ощущения возникают при чтении стихотворений?

Вывод. При общности темы стихотворения очень сильно различаются, и главная причина этих различий разное мироощущение поэтов.

— Какое стихотворение больше понравилось? Объясните свою позицию.

 

6. Слово учителя о Некрасове.

Творчество Николая Алексеевича Некрасова составило целую эпоху в истории русской литературы и освободительного движения второй половины ХIХ века. Некрасов увлек своими новаторскими поисками большую группу молодых поэтов, вошедших впоследствии в так называемую некрасовскую школу. Своими произведениями он призывал народ перестроить жизнь в духе революционно-демократических идеалов. Певец труда и борьбы, он был великим гуманистом.

 

7. Выступление учащегося о жизни и судьбе Н. А. Некрасова.

8. Конкурс чтецов.

Заранее подготовленные ученики читают понравившиеся стихотворения Некрасова.

 

II. Итог урока.

 

Домашнее задание: повторить стихотворения Некрасова и его предшественников о назначении поэта и поэзии (К. Ф. Рылеев «Гражданин»; А. С. Пушкин «Пророк», «К другу стихотворцу», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэту», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»; М. Ю. Лермонтов «Поэт», «Журналист, читатель и писатель», «Пророк»; Н. В. Гоголь — лирическое отступление о двух поэтах в начале 7-й главы «Мертвых душ»; Н. А. Некрасов «Тот не поэт...», «Вчерашний день, часу в шестом...»; «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Муза»).

 

Урок 58

ПОДГОТОВКА К ДОМАШНЕМУ СОЧИНЕНИЮ

«НЕКРАСОВ И ЕГО ПРЕДШЕСТВЕННИКИ

О ПОЭТЕ И ПОЭЗИИ»

 

Цели: уточнить, в каком направлении разрабатывал Некрасов тему поэта и поэзии в сравнении с поэтами и писателями предшествующего времени.

 

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

Начало расцвета некрасовского поэтического таланта совпало с годами самого мрачного произвола, черной реакции.

«Темная семилетняя ночь пала на Россию», — говорил Герцен, вспоминая эти ужасные годы. Цензура теперь на корню изводила любой намек на вольномыслие. Запрещались самые безобидные статьи, калечились стихотворные строки, в которых лишь подозревалась правда о положении крестьянства в России. Но уже никакие преграды не могли остановить движение революционно-демократической мысли. И выразителем ее в поэзии был Некрасов. Даже в те годы, когда, казалось, дышать не в такт правительству было запрещено, поэт сумел опубликовать такие остросоциальные произведения, как «Новый год», «Памяти Белинского», «Муза», «Блажен незлобивый поэт...», «Несжатая полоса» и другие. Многие стихотворения Некрасова увидели свет позже, а классическое «Вчерашний день, часу в шестом...» было напечатано лишь после смерти автора.

Неторопливым, привычным слуху ямбом ведет поэт свой на первый взгляд равнодушный рассказ:

 

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...

 

Повествование прерывается неожиданным обращением к Музе:

 

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

 

Автор энергичным окликом «Гляди!» заставляет нас перечитать и пережить, передумать все стихотворение. Тайный смысл его проступает через «случайную» уличную сцену после нового возвращения к тексту. И громче, отчетливее звучит мысль о предназначении поэта.

В лирике Некрасова тема общественного назначения поэта всегда играла ведущую роль. Никто так часто не обращался к образу Музы, как Некрасов. Какой поэтической и гражданской смелостью одухотворены стихотворения Некрасова, посвященные столь традиционной теме! В одном из первых своих зрелых произведений — «Муза» — Некрасов с начальной же строки вступает в спор с Пушкиным, в те годы возведенным в ранг поэта «чистого искусства». Стихотворение начинается антитезой, тезис к которой заложен в одном из ранних стихотворений Пушкина того же названия и в другом «Наперснице волшебной старины».

 

Нет. Музы, ласково поющей и прекрасной.

Не помню над собой я песни сладкогласной!

В небесной красоте, неслышимо, как дух,

Слетая с высоты, младенческий мой слух

Она гармонией волшебной не убила,

В пеленках у меня свирели не забыла,

Среди забав моих и отроческих дум

Мечтой неясною не волновала ум

И не явилась вдруг восторженному взору

Подругой любящей в блаженную ту пору,

Когда томительно волнуют нашу кровь

Неразделимые и Муза и Любовь...

 

Муза Некрасова несет в себе черты народного страдания, скорби народной как свое природное начало.

Стихотворение «Поэт и гражданин», открывшее сборник 1856 года, продолжало главную мысль пушкинского произведения «Поэт и толпа» о независимости поэта от власть имущих, о его высокой общественной миссии... Требование активного вмешательства в жизнь, признание преобразующей роли литературы — вот ключевые позиции некрасовского Гражданина.

Форма диалога позволяет Некрасову четко раскрыть позиции Поэта, пребывающего в бездействии, в мире поэтических грез, и Гражданина — его антипода, думающего об общем благе.

Осуждая уход от жизни, от «житейских волнений», Гражданин призывает Поэта отказаться от бестолковых поэм, элегий, зная, что продолжается период «мрачного самовластия». В такое время особенно возрастает роль литератора, могущего пробудить людей от долгой спячки, вдохновить их на служение обществу:

 

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой,

Ему нет горше укоризны...

 

И далее страстный призыв:

 

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь...

Иди и гибни безупрёчно.

Умрешь недаром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь.

 

Устами Гражданина Некрасов выражает свои мысли и убеждения о назначении поэта:

 

Будь Гражданин! Служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей любви.

 

Поистине это речь трибуна, провозглашающего высокое назначение поэта. Идея стихотворения выражена в двух строках, ставших афоризмом:

 

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан...

 

Свою революционную роль, неразрывную связь своей поэзии с народом Некрасов понимал сам. Он подчеркнул ее и в итоговом произведении цикла о поэте и назначении поэзии — в «Элегии» (1874 г.):

 

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру, неведомый ему,

Но я ему служил — и сердцем я спокоен...

 

2. Формулировка тезиса-рассуждения к домашнему сочинению.

Как видите, и для Некрасова, и для его предшественников мысль о служении народу, о пророческом назначении поэзии является общей.

А что же нового внес Некрасов в раскрытие этой темы и что было общего у него с другими поэтами?

1) Прямое декларативное заявление об общественной, гражданской роли поэта («Гражданин» Рылеева; «Поэт и Гражданин» Некрасова).

2) Образ Музы, руководящей поэтом: Муза Пушкина (начало 8-й главы «Евгения Онегина») и Муза Некрасова («Вчерашний день, часу в шестом...»).

3) Образ поэта, данный в различных противопоставлениях:

— поэт, томимый «духовной жаждой», и поэт-пророк («Пророк» Пушкина);

поэт, «воспламеняющий бойца для битвы», и поэт, забывший о своем великом назначении («Поэт» Лермонтова);

— поэт обличитель общественных пороков, и поэт, парящий высоко над жизнью (размышление о двух типах поэтов в 7-й главе «Мертвых душ» Гоголя; «Блажен незлобивый поэт», «Поэт и Гражданин» Некрасова);

— поэт, отстаивающий свою независимость от мнения толпы, не посвященной в тайны искусства, — и толпа, диктующая ему свою волю («Поэт и толпа» Пушкина, «Пророк» Лермонтова, «Элегия» Некрасова);

— поэт и народ («Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Пушкина и «Элегия» Некрасова).

Вывод. Некрасов в разработке темы поэта и поэзии был преемником и продолжателем великих русских поэтов и писателей предшествующего времени.

 

II. Итог урока.

 

Домашнее задание:

1) написать домашнее сочинение «Некрасов и его предшественники о поэте и поэзии»;

2) биография (с. 302—304);

3) подготовить наизусть одно из стихотворений, предложенных в учебнике (из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»); ответить устно на вопросы 8—10;

4) подготовить индивидуальное сообщение об Островском.

 

Урок 59


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.