Любим Торцов - главный герой пьесы — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Любим Торцов - главный герой пьесы

2019-09-17 672
Любим Торцов - главный герой пьесы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цели: обучать анализу драматического произведения; показать роль народной песни в пьесе.

 

Ход урока

 

I. Реализация домашнего задания.

1. Выразительное чтение песен из комедии.

— Кого из героев пьесы назвали «песенной героиней»?

— Докажите с помощью текста, что вся душа Любы как бы «прокомментирована лирическими песнями».

— Почему народная песня играет такую важную роль в раскрытии образа героини?

— Как в пьесе проявляется любовь драматурга к русским нравам и обычаям?

 

2. Работа над образом Любима Торцова.

Стоит с поднятой головой,

Бурнус напялив обветшалый,

С растрепанною бородой,

Несчастный, пьяный, исхудалый,

Но с русской чистою душой...

                                   А. Григорьев

— Что можно сказать о характере героя по его речи?

— Почему пьяница Любим Торцов воплощает пробуждающееся чувство сопротивления самодурству?

— Можно ли утверждать, что с образом Любима Торцова связано авторское отношение к жизни?

— Почему поэт А. Григорьев утверждал, что у Любима Торцова «русская чистая душа»?

(Идеалы народной нравственности Островский видел в патриархальных формах национальной жизни. Но драматург показывает, что идиллия патриархальной семьи Торцовых доведена до высокого напряжения. Поэтический мир народной культуры и нравственности, созданный Островским, противостоит самодурству, но и уязвим перед лицом современной цивилизации. Защитить его оказывается в состоянии лишь Любим Торцов, обретший горький жизненный опыт за его пределами и потому сумевший активно вмешаться в ход событий, направив их к счастливой развязке.)

 

3. Выразительное чтение (монолог Любима Торцова из 3-годействия) и беседа по прочитанному.

— Какова главная мысль монолога?

— Какую роль он играет в развитии конфликта пьесы?

— Каково эмоциональное состояние героя? Как оно выражается?

— Можно ли по речи героя судить об отношении автора к нему?

 

II. Написание сочинения-миниатюры «Почему главным действующим лицом пьесы Островский сделал Любима Торцова?».

Учитель. Подводя итог работы над пьесой, отмечаем, что в драме нет прямого отношения автора к герою, но оно показано через ремарки, речевую характеристику самого героя и других действующих лиц. Сюжет максимально сжат, так как предполагает, что действие развертывается на глазах зрителей (в этом и особенность драматического произведения — оно предназначено для постановки на сцене).

С помощью диалогов и монологов сюжет движется, обнажая перед нами внутренние (в душе героя) и внешние (социально-политические, социально-бытовые) конфликты.

Время действия ограниченно, поэтому развивается действие стремительно. Конфликт спрессован, обострен, именно он ведет к кульминации и дает ответ, почему тот или иной персонаж является главным героем пьесы.

Попытайтесь порассуждать, почему же именно пьяницу Любима Островский сделал главным действующим лицом. Чтобы сочинение получилось убедительным, логически завершенным, можно использовать следующий план:

1) Место комедии в творчестве Островского.

2) Сюжет — и конфликт, воплощенный в сюжете.

3) Роль Любима Торцова в развитии сюжета.

4) Речь героя — важнейшее средство раскрытия его характера.

5) Отношение автора к герою, выражение с помощью этого персонажа авторского отношения к жизни.

 

Домашнее задание:

1) читать статью о Ф. М. Достоевском (с. 312—314);

2) индивидуальное сообщение (см. следующий урок)

3) повесть «Белые ночи» читать.

 

Урок

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ: СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ

И ТВОРЧЕСТВА. ПОВЕСТЬ «БЕЛЫЕ НОЧИ»

Цели: проследить жизненный путь писателя; сделать обзор романов: обменяться впечатлениями о прочитанной повести «Белые ночи».

 

Ход урока

 

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

Ф. М. Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как писатель-философ, потому что в центре его романов всегда стояла философская проблематика. Раскрытие этой проблематики объясняет глубокий интерес писателя к тайнам внутреннего мира человека, к психологическому анализу его личности. Его герои обычно сосредоточены на разрешении какой-либо философской проблемы, их не интересует бытовая сторона жизни. «Русские мальчики», как обычно называл Достоевский своих любимых героев, переполнены идеями и страстями. Основу конфликтов в его романах составляет внутренняя борьба в душах героев и борьба этих героев, раздираемых противоречиями, между собой. Суть этой борьбы — решение вопроса о добре и зле.

Современному миру, поправшему вечные духовные ценности, забывшему о нравственных идеалах, Достоевский противопоставляет идеал Христа, понимаемый им как духовная красота, которая спасет мир.

Герои Достоевского мучаются проблемами, которые волновали самого автора. Нам следует уделить особое внимание общественной позиции писателя, истокам его философии. Сведения о жизни Федора Михайловича помогут воссоздать общественно-политическую картину жизни России во время создания «Преступления и наказания» — одного из самых сложных в мировой литературе романов.

 

2. Сообщение учащегося о жизни и творчестве писателя.

Отец писателя Михаил Андреевич Достоевский принадлежал к дворянскому роду Ртищевых. Одному из его предков было даровано село Достоево в Подольской губернии, откуда и происходит его фамилия.

Мать его — Мария Федоровна, урожденная Нечаева.

Сам Михаил Андреевич окончил Медико-хирургическую академию, воевал против Наполеона в 1812 г., а выйдя в отставку, поселился в Москве, где был назначен на должность лекаря Мариинской больницы для бедных. Здесь 30 октября (11 ноября) 1821 г родился Ф. М. Достоевский.

В 1838 г. юноша поступил в Главное (Петербургское) военно-инженерное училище, которое окончил в 1843 г., после чего был зачислен в Петербургскую инженерную команду. В 1837 г. умерла мать Мария Федоровна, а в 1839 г. скоропостижно скончался отец от апоплексического удара. Это известие настолько потрясло будущего писателя, что с ним случился нервный припадок, который усугубился слухами о том, что отец умер не своей смертью, а был убит мужиками. Болезнь развилась в эпилепсию, которая мучила писателя всю жизнь.

Унизительная бедность, занятие нелюбимым делом — все это подтолкнуло Федора Михайловича выйти в отставку, чтобы всецело посвятить себя литературной работе.

В 1846 г. увидело свет первое оригинальное произведение Достоевского «Бедные люди», принесшее автору необычайный успех. Оно привело в восторг Белинского, а также писателей, составлявших круг «натуральной школы».

Образ Петербурга, образ «маленького человека», тема психологической двойственности человеческой личности, возникшие в «Бедных людях», продолжатся в произведениях 40-х гг.: «Двойник» (1846 г.), «Белые ночи» (1848 г.), «Неточка Незванова» (1846—1849 гг.).

Итак, год 1849-й... «Подвергнуть смертной казни расстрелянием»... За что? Почему?

 

3. Составление плана-конспекта по жизни и творчеству писателя.

1) «Подвергнуть смертной казни...».

2) В Мертвом доме. Годы изгнания за рубежом и на родине.

3) «Анна Григорьевна Сниткина — горлица среди ворон».

4) Великие романы писателя. Роман-фельетон «Униженные и оскорбленные».

5) Великие романы. Роман-исповедь «Преступление и наказание».

6) Великие романы. Роман о воспитании «Подросток».

7) Великие романы. Роман-синтез «Братья Карамазовы».

8) «Пушкинская» речь (речь о Пушкине). Болезнь и смерть 8 июня 1881 г.

 

4. Заключительное слово учителя.

Мировоззрение писателя, которое находит отражение в его произведениях, достаточно противоречиво. Писатель не разделял взглядов ни революционеров-демократов, ни западников, ни славянофилов на будущность России. Он пытался найти свое собственное решение, был уверен, что у России особая историческая миссия. Вместе со своими героями Достоевский напряженно ищет истину; не какую-то высшую, философско-абстрактную, а истину, выстраданную человеком на нелегком пути личных поисков, заблуждений и сомнений. Эта истина, по мнению писателя, находится рядом, она всегда была глубинной сущностью России, ее народа. Не вновь изобретенные учения и теории возродят Россию, а возврат к высшим духовным ценностям добра, любви и милосердия, известным еще с библейских времен.

 

5. Обмен впечатлениями о повести «Белые ночи» (1848 г.).

— Почему это произведение названо сентиментальным романом?

— В какой обстановке разворачивается сюжет произведения?

— Какие события изображены на страницах повести? (Краткий пересказ.)

— Как чувствует себя главный герой повести? Почему?

— Какие чувства вызвало у вас произведение?

— Как описан город и как передано авторское отношение к Петербургу?

 

Домашнее задание: составить рассказ «Мое представление о главном герое повести «Белые ночи» (с чтением фрагментов повести).

 

Уроки 63—64


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.