Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2019-09-17 | 321 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Тестовая работа, составленная учащимися, проверяющая знание текста главы «Тамань».
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы и целей урока.
Хорошее знание текста поможет нам при его анализе. Рассмотрим эпизод (гл. «Тамань») по плану:
1) микросюжет;
2) композиция;
3) детали;
4) способы выражения авторской позиции.
— Установите ближние связи, рассмотрите эпизод в системе других эпизодов.
— Обратите внимание на возможные «переклички» эпизода с другими произведениями.
— Свяжите свои наблюдения с темой, идеей произведения, авторским мировоззрением, мастерством.
2. Работа с развернутым планом сочинения на тему «Роль главы «Тамань» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
1) Деление текста на части, различающиеся сюжетом и героями, — отличительная особенность романа «Герой нашего времени».
2) Роль главы «Тамань» в романе.
3) Сюжет главы, ее композиция.
4) Характер Печорина, вырисовывающийся из описываемых событий; как способствует выявлению его характера центральная ситуация главы.
5) Лаконизм повести, точность и простота как отличительные особенности повествования.
6) Пейзаж, контрастность, романтические мотивы, точное воссоздание быта, изображение экзотического мира способы выражения авторской позиции.
7) «Тамань» — первая часть дневниковых записей Печорина, с которой начинается «самораскрытие» героя.
8) Высокая оценка «Тамани» В. Белинским: «Мы не решились делать выписок из этой повести, потому что она решительно не допускает их: это словно какое-то лирическое стихотворение, вся прелесть которого уничтожается одним выпущенным или измененным не рукою самого поэта стихом...»
3. Работа с таблицей.
|
«Герой нашего времени» — это «история души человеческой», история развития одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия целого исторического периода.
Фабула — совокупность событий художественного произведения в их естественном хронологическом порядке.
Обратимся к таблице: в чем причина такого расположения частей?
Сюжетный порядок | Хронологический (фабульный) порядок |
«Бэла» — Путешествие по Военно-грузинской дороге офицера-повествователя с Максимом Максимычем. — Первая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле. — Переезд через Крестовый перевал. — Вторая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле. — Концовка «Бэлы». Заключение от имени офицера- повествователя | 7 5 8 6 9 |
«Максим Максимыч» — Встреча Максима Максимыча с Печориным. — Включение сообщения о том, что Печорин умер | 10 11 |
«Предисловие к «Журналу Печорина» — Предыстория того, как Печорин попал на Минеральные воды на Кавказе | 1 |
«Тамань» — Дневник Печорина, сделанный в ночь перед дуэлью | 2 |
«Княжна Мери» — Окончание повести — запись, сделанная Печориным по памяти в крепости | 3 |
«Фаталист» — История с Вуличем, в казачьей станице зимой, до похищения Бэлы | 4 |
Такое построение дает возможность автору:
— максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;
— проследить историю его внутренней жизни;
— раскрыть образ Печорина двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия;
— как бы оставляя героя в живых, показать свою, авторскую позицию.
Урок 49
ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ТВОРЧЕСТВУ
М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
Цели: выявить усвоение темы.
Ход урока
1. Чтение и анализ 1—2 сочинений (сильных учеников), с комментарием степени раскрытия темы и речевой грамотности.
II. Тестовая работа.
Задание 1
Михаил Юрьевич Лермонтов жил:
1. В 1814—1841 гг.
|
2. В 1824—1849 гг.
3. В 1812—1837 гг.
Задание 2
Определите мотивы (темы) лирики М Ю. Лермонтова по группам названий стихотворений:
1. «Письмо», «Чаша жизни», «Монолог», «Ангел»,
2. «Монолог», «Кладбище», «Исповедь», «Смерть», «Земля и небо».
3. «Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Журналист, читатель и писатель», «Пророк».
4. «Новгород», «Жалобы турка», «Парус», «Желание», «Прощай, немытая Россия...», «Кинжал».
5. «Родина», «Бородино», «Прощай, немытая Россия...».
6. «И скучно и грустно...», «Утес», «На Севере диком», «Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь».
7. «Я к вам пишу», «Кавказ».
тема поэта и поэзии
любовная лирика
мотив богоборчества
тема родины
тема природы
философская лирика
вольнолюбивая лирика
Задание 3
Определить размер стихосложения:
И гордый демон не отстанет,
Пока живу я, от меня,
И ум мой озарять он станет
Лучом небесного огня.
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда.
И, дав предчувствие блаженства,
Не даст мне счастья никогда.
1. Ямб.
2. Хорей.
3. Дактиль.
4. Амфибрахий.
5. Анапест.
Задание 4
Укажите количество стоп в стихе:
«Сижу за решеткой в темнице сырой...».
1. 2 стопы.
2. 3 стопы.
Задание 5
Определите период творчества поэта, к которому относятся указанные стихотворения и поэмы Лермонтова:
1. «Мцыри», «Демон», «Что толку жить...».
2. «Молитва», «Памяти А. И. Одоевского», «Завещание».
романтический
реалистический
Задание 6
Найдите метафоры и сравнения в приведенных строках:
1. «В пространстве брошенных светил...».
2. «Под ним Казбек, как грань алмаза...»
метафора
сравнение
Задание 7
Гипербола — это:
1. Один из тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобии художественном преуменьшении, эмоционально воздействующем на читателя.
2. Такое изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ.
3. Один из тропов: художественное преувеличение, усиливающее какие-либо качества или результаты поступков и эмоционально воздействующее на читателя.
Задание 8
Подчеркните гиперболы, использованные в тексте:
Я тот, чей взор надежду губит,
Я тот, кого никто не любит,
Я бич рабов моих земных.
Я царь познанья и свободы.
|
Я враг небес.
Я зло природы.
И, видишь, — я у ног твоих!
Тебе принес я в умиленьи
Молитву тихую любви,
Земное первое мученье
И слезы первые мои.
Задание 9
По идейному содержанию произведений Лермонтова определите их названия:
1. Возвеличивание человека в его стремлении к свободе, к неограниченному познанию мира, поиск «вечного обновления», «вечного возрождения», «история души» главного героя — могучей личности с нереализованными возможностями.
2. Протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе, утверждение любви к родине.
3. Защита чести, прав и достоинства человека, призыв к свободе, столкновение двух противоборствующих сил.
«Песня про купца Калашникова...»
«Мцыри»
«Демон»
Задание 10
К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежит роман «Герой нашего времени»:
1. Романтизм.
2. Критический реализм.
3. Сентиментализм.
4. Просветительский реализм.
5. Классицизм.
Задание 11
Тема художественного произведения — это:
1. Характеры и ситуации, взятые автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира.
2. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности, предусмотренной композицией данного произведения.
3. Главная обобщающая мысль литературного произведения, основная проблема, поставленная в нем писателем.
Задание 12
Определите идею романа «Герой нашего времени»:
1. Изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения восстания декабристов, анализ современного общества и психологии.
2. Осуждение типической личности дворянского круга и породившей ее социальной среды.
Задание 13
О ком сказано:
«Ни в чем не видит для себя закона, кроме самого себя».
1. Печорин.
2. Онегин.
3. доктор Вернер.
4. Грушницкий.
Задание 14
В чем трагедия Печорина:
1. В конфликте его с окружающими.
2. В неудовлетворенности окружающей действительностью и в свойственном ему индивидуализме и скептицизме. В ясном понимании им своей противоречивости, пропасти между глубокостию натуры и жалкостию действий» (В. Г. Белинский).
|
3. В безразличии ко всему, что его окружает: людям, событиям.
4. В эгоистичности.
Задание 15
Определите, кому принадлежат приведенные характеристики:
1. Непосредственный, цельный, честный, добрый, великодушный, здравомыслящий, «честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоуничижения, смиренный, верноподданный.
2. «Эталон идеальных фразеров», не способных «ни к действительному добру, ни к действительному злу», недалекий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый, с необоснованным самомнением.
3. Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, критический и сатирический ум. Высокая благородная душа, человек большой культуры, скептик и пессимист, честный и прямой, человечный.
4. Непосредственная, стихийно-страстная, жертвенно любящая.
5. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая.
Грушницкий
княжна Мери
Максим Максимiiч
доктор Вернер
Бэла
Задание 16
О ком из героев романа идет рассказ:
«Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте, все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился, ставня стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один. Бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь от смеха... да-с, с большими был странностями...».
1. Грушницкий.
2. Печорин.
3. Максим Максимыч.
4. доктор Вернер.
Задание 17
Чтобы подчеркнуть идейную сущность романа, повысить его напряженность, усилить впечатление странности, противоречивости и трагичности характера героя и показать ярче загубленные возможности его редкой натуры, хронология событий романа нарушена. Восстановите хронологическую последовательность событий в «Герое нашего времени».
1. «Бэла».
2. «Максим Максимыч».
3. Предисловие к журналу Печорина.
4. «Тамань».
5. Окончание журнала Печорина.
6. «Княжна Мери».
7. «Фаталист».
Задание 18
Определите, чей это портрет?
«...Был человек замечательный по многим причинам. Он был скептик и материалист... а вместе с этим поэт, и не на шутку, — поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого... Он был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок... Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли, В его одежде были вкус и опрятность, его худощавые маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета».
|
1. Грушницкий.
2. Печорин.
3. Вернер.
4. Максим Максимыч.
Задание 19
Психологичность пейзажа в романе предваряет состояние героев, события, их итог. Какому событию предшествует данный пейзаж:
«...Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошел к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась: там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи».
1. Дуэль Печорина и Грушницкого.
2. Похищение Карагеза.
З. Гибель Бэлы.
4. Выстрел Вулича.
Задание 20
По характерным признакам определите, к какому жанру относится произведение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»:
1. В русской средневековой литературе так называлось любое произведение, рассказывающее о каком-либо событии.
2. Короткий динамичный рассказ с острым сюжетом и неожиданной концовкой.
3. Жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека.
Задание 21
Печорина звали:
1. Максим Максимыч.
2. Григорий Александрович.
3. Сергей Александрович.
4. Александр Григорьевич.
Ответы к тесту
№ задания | Ответ |
1 | 1 |
2 | 1 — любовная лирика 2 — мотив богоборчества 3 — тема поэта и поэзии 4 — вольнолюбивая лирика 5 — тема родины 6 — философская лирика 7 — тема природы |
3 | 1 |
4 | 2 |
5 | 1 — романтический 2 — реалистический |
6 | 1 — метафора 2 — сравнение |
7 | 3 |
8 | - |
9 | 1 — «Демон» 2 — «Мцыри» 3 — «Песня про купца Калашникова...» |
10 | 2 |
11 | 3 |
12 | 1 |
13 | 1 |
14 | 2 |
15 | 1 — Максим Максимыч 2 — Грушницкий 3 — Вернер 4 — Бэла 5 — княжна Мери |
16 | 2 |
17 | 4—«Тамань» 6 — «Княжна Мери» 7 — «Фаталист» 1 — «Бэла» 2 — «Максим Максимыч» 3, 5 — журнал Печорина |
18 | 3 |
19 | 1 |
20 | 3 |
21 | 2 |
III. Итог урока.
Г. М. Фридлендер пишет: «Печорин одновременно актер и режиссер своей жизненной драмы; попадая в новые обстоятельства, он каждый раз ставит новую пьесу, в которой сам же герой играет главную роль. Каждая новелла является очередной такой «пьесой», поставленной и разыгранной самим героем».
Какая из поставленных и сыгранных Печориным «пьес» ему больше всего удалась? В какой из ролей он показывает свое истинное лицо?
Домашнее задание:
1) повторить биографию Гоголя по учебнику-хрестоматии (с. 259—262);
2) индивидуальное задание: сообщение «Интересно о Гоголе».
Урок 50
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!