I . Реализация домашнего задании. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

I . Реализация домашнего задании.

2019-09-17 321
I . Реализация домашнего задании. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тестовая работа, составленная учащимися, проверяющая знание текста главы «Тамань».

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы и целей урока.

Хорошее знание текста поможет нам при его анализе. Рассмотрим эпизод (гл. «Тамань») по плану:

1) микросюжет;

2) композиция;

3) детали;

4) способы выражения авторской позиции.

— Установите ближние связи, рассмотрите эпизод в системе других эпизодов.

— Обратите внимание на возможные «переклички» эпизода с другими произведениями.

— Свяжите свои наблюдения с темой, идеей произведения, авторским мировоззрением, мастерством.

 

2. Работа с развернутым планом сочинения на тему «Роль главы «Тамань» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1) Деление текста на части, различающиеся сюжетом и героями, — отличительная особенность романа «Герой нашего времени».

2) Роль главы «Тамань» в романе.

3) Сюжет главы, ее композиция.

4) Характер Печорина, вырисовывающийся из описываемых событий; как способствует выявлению его характера центральная ситуация главы.

5) Лаконизм повести, точность и простота как отличительные особенности повествования.

6) Пейзаж, контрастность, романтические мотивы, точное воссоздание быта, изображение экзотического мира способы выражения авторской позиции.

7) «Тамань» — первая часть дневниковых записей Печорина, с которой начинается «самораскрытие» героя.

8) Высокая оценка «Тамани» В. Белинским: «Мы не решились делать выписок из этой повести, потому что она решительно не допускает их: это словно какое-то лирическое стихотворение, вся прелесть которого уничтожается одним выпущенным или измененным не рукою самого поэта стихом...»

 

3. Работа с таблицей.

«Герой нашего времени» — это «история души человеческой», история развития одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия целого исторического периода.

Фабула — совокупность событий художественного произведения в их естественном хронологическом порядке.

Обратимся к таблице: в чем причина такого расположения частей?

 

Сюжетный порядок Хронологический (фабульный) порядок
«Бэла» — Путешествие по Военно-грузинской дороге офицера-повествователя с Максимом Максимычем. — Первая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле. — Переезд через Крестовый перевал. — Вторая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле. — Концовка «Бэлы». Заключение от имени офицера- повествователя   7   5 8 6 9
«Максим Максимыч» — Встреча Максима Максимыча с Печориным. — Включение сообщения о том, что Печорин умер   10 11
«Предисловие к «Журналу Печорина» — Предыстория того, как Печорин попал на Минеральные воды на Кавказе   1
«Тамань» — Дневник Печорина, сделанный в ночь перед дуэлью   2
«Княжна Мери» — Окончание повести — запись, сделанная Печориным по памяти в крепости   3
«Фаталист» — История с Вуличем, в казачьей станице зимой, до похищения Бэлы   4

 

Такое построение дает возможность автору:

— максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;

— проследить историю его внутренней жизни;

— раскрыть образ Печорина двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия;

— как бы оставляя героя в живых, показать свою, авторскую позицию.

 

Урок 49

ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ТВОРЧЕСТВУ

М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

 

Цели: выявить усвоение темы.

 

Ход урока

 

1. Чтение и анализ 1—2 сочинений (сильных учеников), с комментарием степени раскрытия темы и речевой грамотности.

 

II. Тестовая работа.

Задание 1

Михаил Юрьевич Лермонтов жил:

1. В 1814—1841 гг.

2. В 1824—1849 гг.

3. В 1812—1837 гг.

 

Задание 2

Определите мотивы (темы) лирики М Ю. Лермонтова по группам названий стихотворений:

1. «Письмо», «Чаша жизни», «Монолог», «Ангел»,

2. «Монолог», «Кладбище», «Исповедь», «Смерть», «Земля и небо».

3. «Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Журналист, читатель и писатель», «Пророк».

4. «Новгород», «Жалобы турка», «Парус», «Желание», «Прощай, немытая Россия...», «Кинжал».

5. «Родина», «Бородино», «Прощай, немытая Россия...».

6. «И скучно и грустно...», «Утес», «На Севере диком», «Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь».

7. «Я к вам пишу», «Кавказ».

 

 тема поэта и поэзии

 любовная лирика

 мотив богоборчества

 тема родины

 тема природы

 философская лирика

 вольнолюбивая лирика

 

Задание 3

Определить размер стихосложения:

И гордый демон не отстанет,

Пока живу я, от меня,

И ум мой озарять он станет

Лучом небесного огня.

Покажет образ совершенства

И вдруг отнимет навсегда.

И, дав предчувствие блаженства,

Не даст мне счастья никогда.

1. Ямб.

2. Хорей.

3. Дактиль.

4. Амфибрахий.

5. Анапест.

 

Задание 4

Укажите количество стоп в стихе:

«Сижу за решеткой в темнице сырой...».

1. 2 стопы.

2. 3 стопы.

 

Задание 5

Определите период творчества поэта, к которому относятся указанные стихотворения и поэмы Лермонтова:

1. «Мцыри», «Демон», «Что толку жить...».

2. «Молитва», «Памяти А. И. Одоевского», «Завещание».

 романтический

 реалистический

 

Задание 6

Найдите метафоры и сравнения в приведенных строках:

1. «В пространстве брошенных светил...».

2. «Под ним Казбек, как грань алмаза...»

 метафора

 сравнение

 

Задание 7

Гипербола — это:

1. Один из тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобии художественном преуменьшении, эмоционально воздействующем на читателя.

2. Такое изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ.

3. Один из тропов: художественное преувеличение, усиливающее какие-либо качества или результаты поступков и эмоционально воздействующее на читателя.

 

Задание 8

Подчеркните гиперболы, использованные в тексте:

Я тот, чей взор надежду губит,

Я тот, кого никто не любит,

Я бич рабов моих земных.

Я царь познанья и свободы.

Я враг небес.

Я зло природы.

И, видишь, — я у ног твоих!

Тебе принес я в умиленьи

Молитву тихую любви,

Земное первое мученье

И слезы первые мои.

 

Задание 9

По идейному содержанию произведений Лермонтова определите их названия:

1. Возвеличивание человека в его стремлении к свободе, к неограниченному познанию мира, поиск «вечного обновления», «вечного возрождения», «история души» главного героя — могучей личности с нереализованными возможностями.

2. Протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе, утверждение любви к родине.

3. Защита чести, прав и достоинства человека, призыв к свободе, столкновение двух противоборствующих сил.

 «Песня про купца Калашникова...»

 «Мцыри»

 «Демон»

 

Задание 10

К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежит роман «Герой нашего времени»:

1. Романтизм.

2. Критический реализм.

3. Сентиментализм.

4. Просветительский реализм.

5. Классицизм.

 

Задание 11

Тема художественного произведения — это:

1. Характеры и ситуации, взятые автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира.

2. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности, предусмотренной композицией данного произведения.

3. Главная обобщающая мысль литературного произведения, основная проблема, поставленная в нем писателем.

 

Задание 12

Определите идею романа «Герой нашего времени»:

1. Изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения восстания декабристов, анализ современного общества и психологии.

2. Осуждение типической личности дворянского круга и породившей ее социальной среды.

 

Задание 13

О ком сказано:

«Ни в чем не видит для себя закона, кроме самого себя».

1. Печорин.

2. Онегин.

3. доктор Вернер.

4. Грушницкий.

 

Задание 14

В чем трагедия Печорина:

1. В конфликте его с окружающими.

2. В неудовлетворенности окружающей действительностью и в свойственном ему индивидуализме и скептицизме. В ясном понимании им своей противоречивости, пропасти между глубокостию натуры и жалкостию действий» (В. Г. Белинский).

3. В безразличии ко всему, что его окружает: людям, событиям.

4. В эгоистичности.

Задание 15

Определите, кому принадлежат приведенные характеристики:

1. Непосредственный, цельный, честный, добрый, великодушный, здравомыслящий, «честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоуничижения, смиренный, верноподданный.

2. «Эталон идеальных фразеров», не способных «ни к действительному добру, ни к действительному злу», недалекий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый, с необоснованным самомнением.

3. Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, критический и сатирический ум. Высокая благородная душа, человек большой культуры, скептик и пессимист, честный и прямой, человечный.

4. Непосредственная, стихийно-страстная, жертвенно любящая.

5. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая.

 

 Грушницкий

 княжна Мери

 Максим Максимiiч

 доктор Вернер

 Бэла

 

Задание 16

О ком из героев романа идет рассказ:

«Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте, все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился, ставня стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один. Бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь от смеха... да-с, с большими был странностями...».

1. Грушницкий.

2. Печорин.

3. Максим Максимыч.

4. доктор Вернер.

 

Задание 17

Чтобы подчеркнуть идейную сущность романа, повысить его напряженность, усилить впечатление странности, противоречивости и трагичности характера героя и показать ярче загубленные возможности его редкой натуры, хронология событий романа нарушена. Восстановите хронологическую последовательность событий в «Герое нашего времени».

1. «Бэла».

2. «Максим Максимыч».

3. Предисловие к журналу Печорина.

4. «Тамань».

5. Окончание журнала Печорина.

6. «Княжна Мери».

7. «Фаталист».

 

Задание 18

Определите, чей это портрет?

«...Был человек замечательный по многим причинам. Он был скептик и материалист... а вместе с этим поэт, и не на шутку, — поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого... Он был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок... Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли, В его одежде были вкус и опрятность, его худощавые маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета».

1. Грушницкий.

2. Печорин.

3. Вернер.

4. Максим Максимыч.

 

Задание 19

Психологичность пейзажа в романе предваряет состояние героев, события, их итог. Какому событию предшествует данный пейзаж:

«...Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошел к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась: там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи».

1. Дуэль Печорина и Грушницкого.

2. Похищение Карагеза.

З. Гибель Бэлы.

4. Выстрел Вулича.

 

Задание 20

По характерным признакам определите, к какому жанру относится произведение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»:

1. В русской средневековой литературе так называлось любое произведение, рассказывающее о каком-либо событии.

2. Короткий динамичный рассказ с острым сюжетом и неожиданной концовкой.

3. Жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека.

 

Задание 21

Печорина звали:

1. Максим Максимыч.

2. Григорий Александрович.

3. Сергей Александрович.

4. Александр Григорьевич.

 

Ответы к тесту

№ задания Ответ
1 1
2 1 — любовная лирика 2 — мотив богоборчества 3 — тема поэта и поэзии 4 — вольнолюбивая лирика 5 — тема родины 6 — философская лирика 7 — тема природы
3 1
4 2
5 1 — романтический 2 — реалистический
6 1 — метафора 2 — сравнение
7 3
8 -
9 1 — «Демон» 2 — «Мцыри» 3 — «Песня про купца Калашникова...»
10 2
11 3
12 1
13 1
14 2
15 1 — Максим Максимыч 2 — Грушницкий 3 — Вернер 4 — Бэла 5 — княжна Мери
16 2
17 4—«Тамань» 6 — «Княжна Мери» 7 — «Фаталист» 1 — «Бэла» 2 — «Максим Максимыч» 3, 5 — журнал Печорина
18 3
19 1
20 3
21 2

 

III. Итог урока.

Г. М. Фридлендер пишет: «Печорин одновременно актер и режиссер своей жизненной драмы; попадая в новые обстоятельства, он каждый раз ставит новую пьесу, в которой сам же герой играет главную роль. Каждая новелла является очередной такой «пьесой», поставленной и разыгранной самим героем».

Какая из поставленных и сыгранных Печориным «пьес» ему больше всего удалась? В какой из ролей он показывает свое истинное лицо?

 

Домашнее задание:

1) повторить биографию Гоголя по учебнику-хрестоматии (с. 259—262);

2) индивидуальное задание: сообщение «Интересно о Гоголе».

 

Урок 50


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.