Рупануга-бхакти и манджари-бхава — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Рупануга-бхакти и манджари-бхава



Шрила Прабхупада является строгим последователем Шрилы Рупы Госвами. В начале своего вступления к «Нектару наставлений» он пишет: «Движение сознания Кришны осуществляется под руководством Шрилы Рупы Госвами. Гаудия-вайшнавы или бенгальские вайшнавы, являются последователями Шри Чайтаньи Махапрабху, прямыми последователями которого были шесть Госвами Вриндавана. Поэтому Шрила Нароттама дас Тхакур пел:

рупа-рагхунатха-паде хоибе акути

кабе хама буджхабо се йугала-пирити

«Поняв литературу Госвами, я смогу понять трансцендентные любовные игры Радхи и Кришны».

Шри Чайтанья Махапрабху нисшел, чтобы даровать человечеству благословение, которое заключается в науке о Кришне. Вершиной всех деяний Господа Кришны являются Его любовные игры с гопи. Шри Чайтанья Махапрабху нисшел в настроении Шримати Радхарани, лучшей из гопи. Поэтому, чтобы понять миссию Господа Шри Чайтаньи Махапрабху и идти по Его стопам, следует очень серьезно идти по стопам шести Госвами – Шри Рупы, Санатаны, Бхатты Рагхунатхи, Шри Дживы, Гопала Бхатты и Даса Рагхунатхи.

Книга «О, мой друг» утверждает, что Гауридас Пандит (спутник Господа Нитьянанды) находился в сакхья-расе, поэтому Прабхупада тоже должен быть в сакхья-расе. Там говорится, что хотя Гауридас Пандит и его ученик Хридой Чайтанья находились в сакхья-расе, ученик Хридой Чайтаньи Шьямананда Прабху, вкушал мадхурья-расу. Вывод, который делается в этой книге, что бхакта в сакхья-расе может дать мадхурья-расусвоему ученику. Однако, там не упоминается, что согласно нашей бхагават-парампаре, Шьямананда Прабху получал шикшу у Шрилы Дживы Госвами, который находился в мадхурья-расе.

Более того, Гауридас Пандит не принадлежал к линии Шрилы Рупы Госвами. Несомненно, он был вечным спутником Господа, но не рупанугой. В «Гуру-парампара киртане», который мы поем ежедневно, он не упоминается как один из ачарий в линии рупануг.

В своем вступлении к «Нектару преданности» Шрила Прабхупада пишет: «Данное движение сознания Кришны основывается также на авторитете Шрилы Рупы Госвами Прабхупады. Поэтому мы в целом известны как рупануги, последователи Шрилы Рупы Госвами Прабхупады». Это также отражается в пранама-мантрах Шрилы Бхатисиддханты Сарасвати Прабхупады: мадхурйоджджвала-премадхйа-шри-рупануга бхактида, шри-гаура-каруна-шакти-виграхайа намо’сту те – «И снова я кланяюсь Шриле Сарасвати Тхакуру – воплощению милости Шри Гауранги – который, будучи последователем Шри Рупы Манджари, одаривает уджджвала – мадхурья-расой, сокровищем мадхурья-премы».



Уннатоджджвала-раса, или мадхурйаджджвала-раса – это дар принесенный Шри Чайтаньей Махапрабху. Это дар всех ачарий, строго придерживающихся линии Шрилы Рупы Госвами. Этот дар Махапрабху не давали никакие предшествующие ачарьи или воплощения Господа. Махапрабху – это Сам Кришна, Он пришел в этот мир по двум причинам: вкусить славу любви Шримати Радхарани и вовлечь дживы в божественное служение Ей (см. «Ч.-ч.», Ади, 4.15-16). Следующий стих, приведенный в «Чайтанья-чаритамрите (Ади, 1.4), цитируется из «Видагдха-мадхавы» Шрилы Рупы Госвами.

анарпита-чарим чират карунайаватирнах калау
самарпайитум уннатоджвала-расам сва-бхакти-шрийам
харих пурата-сундара-дйути-кадамба-сандипитах
сада хридайа-кандаре спхурату вах шачи-нанданах

«Пусть верховный Господь, божественный сын Шримати Шачи деви, озарит Своим появлением самую глубину вашего сердца. Сияя, как расплавленное золото, Он по Своей беспричинной милости нисшел на землю в эпоху Кали, чтобы даровать миру то, что еще не давало ни одно из воплощений Господа – самый возвышенный и сладостный вкус служения Шримати Радхике в качестве Ее доверенной служанки, манджари-бхаву».

Последнюю часть этого стиха можно перевести также как «то, что не давало еще ни одно воплощение Господа – манджари-бхаву, служение Шримати Радхике в качестве Ее близкой служанки». В «Чайтанья-чаритамрите» говорится: «По своей природе Шримати Радхарани подобна лиане любви к Богу, ветвями, цветами и листьями которой являются гопи» (Мадхья, 8.210). Опираясь на эту же аналогию в своем комментарии к «Чайтанья-чаритамрите», Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур дает толкование фразы сва-бхакти-шрийам. Это толкование приводит далее Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж: «Так что же Он пришел дать? Уннатоджджвала-раса сва-бхакти-шрийам. Здесь основной смысл содержится в заключительных словах сва-бхакти-шрийам. Сва означает «собственный». Собственное бхакти. Чья именно собственная? Шримати Радхики. Бхакти Кришны означает бхакти Радхики, потому что Радхика – олицетворение бхакти Кришны. Шри Кришна хотел почувствовать то, что составляет суть высшей преданности Ему, то есть любовь Радхики, и хотел даровать достойным дживам Свою бхакти-шриям. Сва означает Радхика. Бхакти означает бхакти Радхики, и шри означает шобха, красота. Шри Чайтанья Махапрабху хотел дать красоту уннатоджджвала-расыШримати Радхики.



Следующий пример поможет нам это понять. Представьте лиану. Без листьев плодов и цветов в ней нет красоты. Она покрыта листьями, на каждой ее веточке благоухают цветы. На ней есть также манджари и сладкие красноватые, розоватые или золотистые плоды. Кукушки всегда едят эти плоды и сладко поют, стоит ветерку поиграть с лианой как все ее листья начинают радостно танцевать, и тогда манджари тоже счастливо танцуют. В этом заключается вся красота лианы. Если на лиане нет ни листьев, ни плодов, ни манджари, ветер не будет играть с ее ветвями, это не принесет ему удовольствия. Если мы видим, что лиана играет с ветром, то ее листья качаются, постоянно танцуя, и в этом заключается вся ее красота. Подобным же образом Шри Чайтанья Махапрабху хотел дать красоту уннатоджджвала-расы Шримати Радхики. Лиана символизирует Саму Шримати Радхику. А в чем заключается ее красота? В сакхи Шримати Радхики.

Шри Чайтанья Махапрабху нисшел только ради уннатоджджвала-расы. Что это такое? Это настроение гопи в служении Кришне, а именно настроение Шримати Радхики. Не думайте, что использовать слово гопи означает сахаджия. Если бы это было так, то Шрила Кришнадас Кавирадж (автор «Чайтанья-чаритамриты»), Шрила Рупа Госвами (автор этой шлоки) и Шри Чайтанья Махапрабху (живое воплощение «Чайтанья-чаритамриты») – все были бы сахаджиями, потому что этот стих – вступительная молитва и основной стих «Чайтанья-чаритамриты». Уннатоджджвала-раса бывает двух видов: настроение Шримати Радхики и гопи, таких как Лалита, Вишакха, Читра и другие, а также настроение палья-даси, настроение служанок Шримати Радхики. Палья-даси Шримати Радхики не хотят служить Кришне, когда Радхики нет рядом с Ним. Если Кришна один и зовет их, они не придут к Нему, они не хотят лично наслаждаться обществом Кришны. Шри Чайтанья Махапрабху принес настроение таких служанок, как Рупа Манджари и Лаванга Манджари, в их служении Шримати Радхике и Кришне. Настроение Шримати Радхики дать невозможно, это исключительно Ее собственность. Кришна в полной мере прочувствовал три Ее настроения, приняв образ Шри Чайтаньи Махапрабху («Ч.-ч.», Ади, 1.6).

Блаженство, которое Шримати Радхика испытывает в служении Кришне, когда видит Его, никому передать невозможно, но настроение служанок гопи даровать можно. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху пришел дать это настроение служения Шримати Радхике, то есть предпочтение служению Ей, чем Кришне, но в конце концов служение Им обоим. До прихода Чайтаньи Махапрабху было много вайшнава-ачарий таких как Шри Рамануджа и Шри Мадхвачарья. Приходили такие воплощения Господа, как Господь Рама и Господь Нарисимха. Все Они давали что-то особенное миру, но только не эту прему, именуемую бхакти-раса, которую Шри Чайтанья Махапрабху дал через Шрилу Рупу Госвами.

Вокруг Шри Чайтаньи Махапрабху было много великих преданных Его близких спутников, таких как шесть Госвами, Шри Сварупа Дамодара и Шри Рая Рамананда, но эта шлока (шри-чайтанйа-мано-бхиштам…), составлена Шрилой Нароттамой дасом Тхакуром, прославляет именно Шрилу Рупу Госвами. Потому что он – Рупа Манджари, он понимает самые сокровенные желания Господа и может дать дживам свое собственное близкое служение Кришне. Шрила Сварупа Дамодара и Шри Рая Рамананда – это Лалита и Вишакха, и ни одно из своих настроений или видов служения они дать никому не могут. Они служат Кришне подобно Шримати Радхике в том смысле, что Кришна наслаждается с ними расой и они имеют собственные непосредственные отношения с Ним.

Шрила Сварупа Дамодара и Шрила Рая Рамананда были шикша-гуру для Шрилы Рупы Госвами. Шри Чайтанья Махапрабху попросил их, так же как Нитьянанду Прабху и других Своих спутников пролить особую милость на Шрилу Рупу Госвами, чтобы тот мог понять сокровенное желание Его сердца и распространить это по всему миру. Все они пролили на Шрилу Рупу Госвами свою милость, поэтому он смог создать литературу, объясняющую глубокие настроения Шри Чайтаньи Махапрабху. Таким образом, Шрила Рупа Госвами доставил удовольствие Господу. Никто до него не создавал подобных книг.

Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж пришел дать эти высочайшие принципы посредством святого имени. Тем, кто к этому был не готов, он дал также ваидхи-бхакти посредством святого имени, но его самым глубоким желанием было дать эту форму кришна-премы… Он был рупануга-вайшнавом последователем Шрилы Рупы Госвами, Рупы Манджари» («Вершина преданности»).

 

Ученическая преемственность рупануга-вайшнавов

Практически все песни, которые пел Шрила Прабхупада, были написаны ачарьями, имевшими сиддха-деху служанок Шримати Радхарани. Например, «Радха-Кришна прана-мора йугала кишор», в которой описывается сокровенное служение манджари Божественной Чете: «Я украшу темноликого Кришну и златокожую Радхарани сандаловой пастой, благоухающей чувой. Я буду обмахивать Их чамарой и смотреть в Их прекрасные как луна лица…»

Когда Шрила Прабхупада пел «Шат-Госвами-аштаку» он испытывал столь глубокие чувства, что иногда плакал. Будучи последователем шести Госвами он и внешне и внутренне всецело посвятил себя миссии проповеди и в то же время был погружен в настроение служанки-гопи. Стих тйактва турнам ашеша-мандала-пати раскрывает эту истину: «Я почтительно кланяюсь шести Госвами, а именно Шри Рупе Госвами, Шри Санатане Госвами, Рагхунатхе Бхатте Госвами, Шри Рагхунатхе дасе, Шри Дживе Госвами и Шри Гопалу Бхатте Госвами, которые с легкостью отказались от всякого аристократизма как от чего-то незначительного. Чтобы даровать освобождение страждущим обусловленным душам они стали носить лишь набедренную повязку, как подобает аскетам, но при этом были всегда поглощены сладким вкусом любви гопи к Кришне, постоянно омываясь в волнах этой любви».

Перед тем как наш дорогой Шрила Прабхупада покинул этот мир в ноябре 1977-го года, Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж посетил его вместе с Пуджьяпадом Шэшашаи брахмачари. Тогда Шрила Прабхупада слушал, как Шэшашаи поет для него «Шри Рупа-манджари пада». Шрила Нароттама дас Тхакур прославляет лотосные стопы Шри Рупы Манджари как свое самое дорогое сокровище, наивысший объект своего поклонения и садханы, богатство, лучшее украшение своей жизни и саму свою жизнь.

Вся наша гуру-парампара, начиная со Шрилы Мадхавендры Пури до настоящего времени – Шри Сварупа Дамодара, Шри Рая Рамананда и Шрила Рупа Госвами и все его последователи – все сакхи или манджари. Шри Сварупа Дамодара Госвами и Шри Рая Рамананда - Лалита и Вишакха соответственно. Остальные – Шри Рупа Госвами, Шри Рагхунатха дас Госвами и т.д. – манджари. Если бы Шрила Прабхупада был мальчиком-пастушком, он бы не принадлежал к линии Шрилы Рупы Госвами. Те, кто совершают садхану с целью стать сакхами, не имеют отношения к линии Рупы Госвами. Это рагануга-вайшнавы, но не рупануги. Рагануга-бхакти включает все виды взаимоотношений с Кришной, такие как дружба, родительская любовь и супружеская. Сварупа Дамодара и Рамананда Рай также не являются рупануга-бхактами, они не находятся в линии Рупы Госвами. Они – гуру Шрилы Рупы Госвами. В нашей линии, начиная с Рупы Госвами, вся парампара состоит из рупануга-вайшнавов. Поэтому Прабхупада не может быть сакхой.

В «Шри Гаура-ганодеша-дипике» Шрилы Кави Карнапура, большой отрывок из которой Прабхупада приводит в своем комментарии к «Чайтанья-чаритамрите», Ади-лиле, гл. 9-10, приводятся исчерпывающие сведения о том кем являются спутники Господа Чайтаньи в кришна-лиле. Например, Шрила Рупа Госвами – это Шри Рупа Манджари, Шрила Рагхунатха дас Госвами – Рати Манджари, Шрила Джива Госвами – Виласа Манджари, Шрила Рагхунатха Бхатта Госвами – Раса Манджари, а Шрила Санатана Госвами – Лаванга Манджари. В литературе шести Госвами раскрывается, что Нароттама дас Тхакур – Анувиласа Манджари. В своей «Навадвипа-бхава-таранге» Шрила Бхактивинода Тхакур раскрывает, что он – Камала Манджари.

Мы не знаем ни одного случая, когда бы ачарья в нашей рупануга-линии имел бы иную сварупу и служение, чем его гуру, по стопам которого он идет. Садхаки в сакхья-расе не идут по стопам Рупы Госвами, или Рупы Манджари. Они идут по стопам Субала, который, согласно «Гаура-ганодеша-дипике» был Гауридасом Пандитом в чайтанья-лиле. Гауридас Пандит – рагануга-ачарья в нашей гаудия-вайшнава-сампрадае, но он не находится в линии Шрилы Рупы Госвами.

Шрила Бхакти Ракшак Шридхара Махарадж также утверждает это (8.10.1981г.): «Наша сампрадая известна как рупануга, мы ясно даем понять, что находимся в мадхурья-расе».

Наш Шрила Прабхупада учит нас идти по стопам гопи: «Обрести это сильное чувство разлуки – в этом заключается учение Господа Чайтаньи и Его прямых учеников, Госвами. Не имея непосредственного общения с Кришной, мы можем общаться с Ним через чувство разлуки, как это делали гопи. Трансцендентный образ Кришны, Его качества, игры и окружение – все тождественны Ему.

Есть девять различных видов преданного служения. Преданное служение Кришне с чувством разлуки поднимает бхакту на высший уровень совершенства, уровень гопи. Это говорится в молитве Шриниваса Ачарьи, посвященной Шести Госвами, которые оставили свою службу при дворе и царскую роскошь и пришли во Вриндаван, где стали жить как обыкновенные аскеты, собирая милостыню от двери к двери. Но их переполняло такое чувство разлуки, свойственное гопи, что они каждое мгновение наслаждались трансцендентным блаженством.

Подобным образом, когда Господь Чайтанья жил в Джаганнатха Пури, Он испытывал разлуку с Кришной, как Радхарани. Те, кто принадлежат к мадхва-гаудия-сампрадайе, должны всегда испытывать разлуку с Кришной, поклоняться Его трансцендентному образу и обсуждать Его трансцендентные наставления, игры, качества и окружение. Это поднимет преданного на высочайший уровень совершенства в бхакти. Служить Господу постоянно чувствуя разлуку с Ним, - совершенство сознания Кришны» («Источник вечного наслаждения», гл.35).

Наш Шрила Прабхупада получил дикшу у своего Прабхупады, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Его дикша-мантры включали гопала-мантру, в которой есть слова гопи-джана-валлабхайа-сваха. Это означает: «Я обрел такие же отношения с Кришной как у гопи, то есть Кришна – мой возлюбленный». Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объяснил, что эта мантра – гопи-мантра, то есть мантра, позволяющая обрести настроение гопи. Она предназначена для гопи бхава ашрайа, принятия прибежища у их трансцендентных любовных эмоций. Кама-гаятри также предназначена исключительно для того, чтобы стать гопи. Она не содержит никаких других настроений.

В 1966-ом году Шрила Прабхупада дал преданным ИСККОНа пранама-мантры своего Гуру Махараджа, которые они повторяют по сей день. В этих мантрах говорится о том, что Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур милостиво раздавал рупануга-бхакти и был нетерпим к идеям, противоречащим учению Шрилы Рупы Госвами. Шрила Сарасвати Тхакур также раскрыл свою сварупу как Наяна Манджари своим нескольким самым близким ученикам. В «Гаудия-патрике» он раскрыл также сварупу Шрилы Гауракишоры даса Бабаджи как Гуны Манджари. В письме Хамсадуте (16 января, 1969 г.) Шрила Прабхупада ответил на вопрос, касающийся сварупы его Гуру Махараджа: «Положение моего Гуру Махараджа – одна из помощниц манджари».

В 1959г. Шрила Прабхупада получил санньясу у своего почтенного духовного брата Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа, который является Винода Манджари в кришна-лиле. Санньяса-мантра Шрилы Прабхупады ничем не отличается от мантры, которую получают все санньяси в линии Шрилы Рупы Госвами. Это гопи-мантра, молитва о том, чтобы стать гопи.

 

Роль прия-нарма сакх

Особая роль прия-нарма сакх описывается в «Нектаре преданности»: «Есть другие друзья, которые даже еще ближе. Их называют прия-нарма, самые близкие друзья. К ним относятся Субал, Арджуна, Гандхарва, Васанта и Уджджвала.

Подруги Радхарани, гопи как-то говорили об этих самых близких друзьях. Одна гопи обратилась к Радхарани: «Моя дорогая Кришанги (нежная), только посмотри как Субал шепчет Твое послание Кришне на ухо, как он молча кладет Кришне в руку тайное письмо от Шьяма-даси, как он кладет Кришне в рот орехи бетеля, приготовленные Паликой, как он украшает Кришну гирляндой, сделанную Таракой. Знала ли Ты, о подружка, что все эти близкие друзья Кришны всегда заняты в подобном служении Ему?» (Гл. 41).

Эта цитата является еще одним доказательством, что Прабхупада – не прия-нарма сакха. Будучи рупануга-бхактой, Шрила Прабхупада в своей сиддха-шарире служанки Радхики служит Кришне только в связи с Радхикой, не имея отношений ни к каким другим группам гопи. В «Бхакти-расамрита-синдху-бинду» Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур пишет, что Шьяма-даси – сухрит-пакша гопи, то есть она дружески настроена по отношению к Шримати Радхарани и Ее группе (во главе с Лалитой, Вишакхой и Рупой Манджари), но сама она не принадлежит к этой группе. Палика – татастха-пакша, то есть она нейтральна к группе Шримати Радхики и дружески относится к группе Чандравали, соперницы Шримати Радхарани. Тарака – випакша, то есть она противница Радхики, как и Шримати Чандравали. Приведем далее стих, составленный Шрилой Вишваннатхой Чакраварти Тхакуром:

акхила-расамрита-муртих

прасримара-ручи-руддха-тарака-палих

калита-шйама-лалито

радха-прейан видхур джайати

«Слава Кришне, Верховной Личности Бога! Своей всевозрастающей красотой Он покорил сердца гопи по имени Тарака и Пали и завладел мыслями Шьямы и Лалиты. Он – возлюбленный Шримати Радхарани, старающийся доставить Ей наивысшее удовольствие, и не иссякающий источник блаженства для преданных во всех трансцендентных расах».

[Другой перевод:] «Шри Кришна, освобождающий от всех грехов, дарующий блаженство, воплощающий в Себе наивысшее счастье и вмещающий все расы, всех затмевает Своей славой. Покоряя сердца Тараки и Пали Своей красотой, Он очарован любовью Шьямалы и Лалиты и полностью сражен несравненной любовью Шримати Радхики. Своими непревзойденными достоинствами Он доставляет Ей наивысшее удовольствие».

[Другой перевод:] «Полная луна (Шри Кришна), своими прохладными лучами устраняющая страдания и дарующая счастье, озаряет все вокруг Своими непревзойденными достоинствами и красотой. Эта Луна – само воплощение нектара, полного всех разнообразных вкусов (рас). Своим светом она затмевает скопление звезд (тарака-палих), благосклонно принимает игривые жесты ночи (шйама-лалито) и с наступлением весны с любовью приближается к созвездию Радха (радха-прейан), рядом с которым становится еще прекраснее» (Другими словами, слава Шри Кришны во всей полноте раскрывается только в присутствии Шримати Радхики).

[Другой перевод:] «Слава, слава всемогущему Господу Шри Кришначандре, совершенному воплощению трансцендентного блаженства, проявляющегося в форме двенадцати рас – пяти главных (шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья) и семи дополнительных (смех, изумление, сострадание, гнев, страх, героизм и отвращение)! Сияние Его тела озаряет все стороны света, покоряя сердца ютхешвари, возглавляющих разные группы гопи, а именно Тараки (из числа випакша-гопи, соперничающих со Шримати Радхикой) и Пали (из числа татастха-пакша-гопи, нейтральных к Шримати Радхике). Он считает близкими Себе Шьямалу (из числа сухрит-пакша-гопи, дружественных к Шримати Радхике) и Лалиту (из числа сва-пакша-гопи, самых близких спутниц Радхики) и является возлюбленным Шримати Радхики. Это означает, что Шри Кришначандра, пребывая во власти премы Шримати Радхики, воплощения махабхавы всех ютхешвари, непрестанно жаждет Ее любви» («Б.-р.-с.-б.», с. 18).

Служанка (манджари) Шримати Радхики, будучи свапакшей, то есть находясь в Ее ближайшем окружении, никогда не передаст Кришне гирлянду сделанную Таракой, соперницей Радхики, как это делает Субал согласно приведенному выше стиху из «Нектара преданности».

Однажды один сострадательный преданный дал Шриле Рагхунатхе дасу Госвами молочную сыворотку в чаше из листьев. В своей сиддха-шариреШри Рагхунатха дас Госвами – это Рати Манджари, одна из лидеров служанок Шримати Радхики. Когда он услышал, что эту сыворотку принесли из сакхи-стхали, обители Чандравали, он тут же выбросил ее. Полностью преданный свамини, Шримати Радхике, он готов был даже побить этого преданного палкой.

Шрила Бхактивинода Тхакур, который в своей сиддха-шарире служит Шримати Радхике как Камала Манджари, пишет в своей книге «Шаранагати», в четвертой песне «Бхакти-пратикула-бхава варджанангикара»:

1

ами то свананда-сукхада-даси

радхика-мадхава чарана-даси

2

дунхара милане ананда кори

дунхара бийоге духкхете мари

3

сакхи-стхали нахи хери найане

декхиле шаибйаке парайе мане

4

йе-йе пратикула чандрара сакхи

пране духкха паи тахаре декхи

5

радхика-кунджа андхара кари

лоите чахе се радхара хари

6

шри-радха-говинда милана-сукха

пратикула-джана на хери мукха

7

радха-пратикула йатека джана

самбхашане кабху на хайа мана

8

бхакативинода шри-радха-чаране

санпечхе парана атиба йатане

1) О, я – жительница свананда-сукхада кунджи и служанка лотосных стоп Радхи и Мадхавы.

2) Я радуюсь встрече Божественной Четы и страдаю, когда Они пребывают в разлуке.

3) Я никогда не смотрю в ту сторону Враджа, где находится сакхи-стхали, обитель Чандравали и ее подруг. Это место напоминает мне острый язык Шайбьи, подруги Чандравали.

4) Мое сердце сжимается от боли, когда я случайно ловлю гордый взгляд Чандравали, потому что все они враждебно относятся к гопи из группы Радхи.

5) Чандравали хочет увести Господа Хари, который принадлежит Радхе, от чего любовная кунджа Радхики погружается во тьму печали.

6) Я никогда не смотрю в лица тех, кто хочет воспрепятствовать радостной встрече Шри Радхи и Говинды.

7) Точно так же я не нахожу никакого удовольствия в беседах с теми, кто принадлежит к группе соперниц Радхи.

8) Бхактивинода вручил свою душу лотосным стопам Шримати Радхарани.

Несмотря на то, что в служении прия-нарма сакх несомненно присутствуют элементы мадхурья-расы, они идут по стопам таких спутников как Субал, а не гопи. Прия-нарма сакхи служат в лиле Радха-Кришны по-своему, и их служение явно отличается от служения манджари.

Служение манджари описывается в песне Шрилы Нароттама даса Тхакура «Радха-Кришна прана мора». На это служение медитируют все ачарьив нашей линии и обучают этому своих учеников. Это служение присуще только манджари, у которых есть особый доступ в игры Радхи и Кришны. Прия-нарма сакхи могут прикоснуться к махабхаве, но не более того. В «Джайва-дхарме» и «Бхакти-расамрита-синдху» написано, что они могут прикоснуться лишь к незначительному аспекту сакхьи-бхавы (бхавы гопи), но они не могут уподобиться Шри Рупе Манджари, которая способна испытать даже вкус маданакья-махабхавы Шримати Радхики (Вершина махабхавы, недоступная даже Лалите и Вишакхе). Они не могут служить Радхе и Кришне в Их любовных играх в кунджах. Им вход туда закрыт. Субал иногда может что-нибудь принести Кришне в кунджу, но не войти туда и служить. А гопи доступ в кунджу открыт, они могут также там одевать и украшать Радху Кришну. В своей «Вриджа-виласа ставе» (31) Шрила Рагхунатха дас Госвами пишет:

тамбeларпана-пада-мардана-пайоданабхисарадибхир

вриндаранйа-махешварау прийатайайас тошайанти прийах

прана-прешnха-сакхи-кулад апи кила-санкочита бхумиках

кели-бхумишу рупа-манджари-мукхас та дасиках самшрайе

«Я принимаю прибежище у служанок Шримати Радхики, главная из которых Шри Рупа Манджари. В отличие от прана-прештха-сакхи они без смущения совершают любое служение во время сокровенных игр [Радхи и Кришны]. Они бесконечно радуют Шримати Радхику, с любовью предлагая Ей тамбулу, растирая Ей стопы, подавая Ей воду и устраивая для Нее встречи с Кришной».

Шрила Бхактивинода Тхакур в «Джайва-дхарме» излагает беседу Шрилы Гопала Гуру Госвами и его ученика Шри Виджая Кумара. Гопал Гуру Госвами велел ученику прийти и поговорить с ним с глазу на глаз, без Враджанатха, потому что Враджанатх был последователем Субала и потому не имел адхикары слушать его мадхурья-катху.

Шрила Прабхупада написал поэму, когда направлялся в Америку в 1966-ом году, в которой он выражает желание поиграть во Вриндаване, из-за чего некоторые стали думать, что он – мальчик-пастушок: «О, дорогой друг, вместе с тобой я снова испытаю огромную радость. Рано утром я буду гулять по пастбищам и полям. Бегая и играя в многочисленных лесах Враджа, я буду кататься по земле в духовном восторге. О, когда же наступит этот день?»

В действительности это также является особенностью уннатоджджвала-расы Шрилы Прабхупады, его изначального положения как гопи. Шримати Радхика тоже так поступает иногда. Бывает, что Она служит Кришне как мать, потому что это чувство также присуще Ей как это говорится в «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 8.83-87). Иногда Радхика служит Ему как друг, сакха, и в книгах наших Госвами есть много таких описаний. Иногда Она борется с Кришной, шутит, играет в кости и другие игры, предается с Ним играм в воде. Субалу гораздо труднее одержать победу над Кришной в поединке, чем Шримати Радхике, которая, завязав Свою одежду для борцовского поединка, лишь искоса взглянет на Него, как Он уже теряет сознание. Следовательно, поэма Прабхупады не является доказательством того, что он – мальчик-пастушок.

Преданные, вечно пребывающие в сакхья-расе, в качестве прия-нарма сакх, также как и садхаки, совершающие свой садхана-бхаджан с целью стать прия-нарма сакхами, не идут по стопам гопи, они следуют за Субалом. Это объясняется в «Нектаре преданности»: «Преданный, испытывающий родительскую любовь к Кришне или дружескую должны идти по стопам Нанды Махараджа или Субалы соответственно. Нанда Махарадж воспитывал Кришну, а Субал является Его самым близким другом во Враджа-бхуми».

…………………

Шьямарани д.д.

Сварупа Шрилы Прабхупады

Ари Мардан дас

Шрила Бхактиведанта Свами является моим первым подлинным шикша-гуру. Он очень сильно повлиял на формирование моей веры в Шри Кришну. Даже моё посвящение у Шрилы Гурудева (Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа) в первые годы в Матхе не оказало такого сильного влияния на меня, как десять лет изучения книг Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады. Только через десять лет пребывания в Гаудия Матхе, я смог увидеть, как в моём сердце эти два великих ачарьи сравнялись в силе влияния на мою душу. Сейчас, когда я даю свои лекции, я регулярно цитирую Шрилу Прабхупаду наряду с мнением ачарьев Гаудия-парампары и своего дикша-гуру.

Недавно, также и старшие преданные санги Шрилы Гурудева обратились ко мне из Вриндавана, чтобы я выразил свою точку зрения на ту полемику, которая происходит сейчас в отношении природы сварупы Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады. Поскольку Бхактиведанта Свами дорог мне, я с готовностью хочу поделиться своими мыслями в этом отношении, выражая благодарность тем старшим вайшнавам, что сочли мою точку зрения значимой. Благодаря благословениям Шрилы Гурудева, которые он дал мне во Вриндаване в Гопинатх-бхаване, в 2009 году на то, чтобы я писал книги о бхакти, а также редактировал и выпускал их, я могу писать и говорить сейчас. Хотя я далёк от совершенства, я хотел бы в большей степени опираться на шастры и их логику, поскольку слова шастр, гуру и садху принимают все вайшнавы без исключения.

Совсем недавно, в сентябре 2014 года, я уже публиковал свою статью на сайте «Сат-сампрадая» примерно на ту же самую тему. Она называется «Махабхава-гопи». В ней я недвусмысленно писал о том, что Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада испытывает это высочайшее чувство (махабхаву) и пришёл в этот мир для того, чтобы оно проявилось в сердцах баддха-джив следующих по его стопам.

Шрила Свами Прабхупада был достаточно прост в своей проповеди неофитам Запада. Эта духовная простота была необходима для достижения расширения традиции Гаудий в мире людей не знакомых даже с основами ведической культуры. В этом отношении иногда становится сложно понять его концепции, которые он излагает в некоторых случаях без использования санскритстких терминов. Если человек не обладает знанием базовых истин Гаудия-вайшнавов, он не сможет увидеть того, что Бхактиведанта Свами передаёт идеи средневекового вайшнавизма и древних бхакти-шастр без искажений, в полном согласии с ними. Поэтому всё то, что говорит этот великий ачарья и то, что он из себя представляет, следует понимать через призму учения великих учителей прошлого и настоящего.

Шрила Бхактиведанта Свами был прост для простых. Хотя он знал всё, он вёл себя как садхак, делясь своими мыслями и чувствами только с очень достойными личностями. Именно поэтому ключ к пониманию ценностей сердца одного маха-бхагаваты находится у другого маха-бхагаваты. Тот, кто не признан шуддха-вайшнавами махатмой, не может что-либо утверждать однозначно в отношении чего-либо сокровенного. Сварупалюбого объекта может быть окончательно познана только той личностью, которая живёт собственной сварупой. Глупо принимать мнение о сварупе вещей от умствующих, не познавших своей собственной индивидуальной природы. Потому следует знать, что мыслить нужно всегда опираясь на слова гуру, шастр и садху. Их мнение совершенно:

садху-шастра-гуру-вакйа хридойе карийа аикйа

сатата бхасиба према-маджхе

карми джнани бхакти-хина ихаке карибе бхина

нароттама эи таттва гадже

«Всем сердцем прими слова гуру, садху и шастр. Они не отличны друг от друга. Навсегда погрузись в нектар премы. Не принимай мнения и настроения карми, гьяни и тех, кто лишён шуддха-бхакти! Шри Нароттама дас Тхакур провозглашает это как таттву» («Према-бхакти-чандрика» 1.10).

Шрила Бхактиведанта Свами фактически не говорил о радха-дасье в своей проповеди новичкам, обращаясь к этому словосочетанию. Тем не менее, он обсуждал её с моим высокочтимым духовным учителем. Шрила Гурудев говорил об этом в своём выступлении (Из хари-катхи «День ухода Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа» 31.10.2000): «Я слышал, что Прабхупада сказал, что он пришёл в этот мир исключительно ради того, чтобы дать радха-дасью, но чтобы сделать это ему пришлось потратить так много сил, что вся его жизнь прошла в работе по вырубке джунглей, ибо в то время здесь царила философия майявады».

Какую радха-дасью желал распространить Шрила Бхактиведанта Свами? Является ли это та радха-дасья, которую имеют некоторые возвышенные сакхья-бхакты Шри Кришны или это радха-дасья гопи? Ответ мы можем получить со слов Шрилы Гурудева: «Чайтанья Махапрабху низошёл главным образом для того, чтобы даровать сва-бхакти-шриям:

анарпита-чарим чират карунайаватирнах калау
самарпайитум уннатоджвала-расам сва-бхакти-шрийам
харих пурата-сундара-дйути-кадамба-сандипитах
сада хридайа-кандаре спхурату вах шачи-нанданах

"Пусть же Шри Шачинандана Гаурахари, сверкающий сиянием расплавленного золота (украшенный сиянием исходящим от Шримати Радхики), будет вечно пребывать в ваших сердцах. По Своей беспричинной милости Он низошёл в век Кали, чтобы одарить мир тем, чем он был столь долгое время обделён - самым сокровенным богатством преданного служения Ему, высшим вкусом супружеской любви” («Видагдха-мадхава» 1.3).

Смысл этого стиха очень глубок. Махапрабху пришёл исключительно для того, чтобы даровать эту любовь, и Свамиджи пришёл с той же целью» (Из хари-катхи «День ухода Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа» 31.10.2000).

Согласно стиху анарпита-чарим чират становится ясно, что любовь, которую распространял Шриман Махапрабху, является премой мадхурья-расырасы супружества. Это супружество достигает высоты в паракия-бхаве. Именно эта бхава как эксклюзив распространялась Шри Чайтаньей:

врадже дже виласа, раса маха-раса, према паракийа таттва

гопира махима, вйабхичари сима, ка’ро авагати чхило эта (4)

«Если бы не Он, кто смог бы постичь любовные отношения в паракия-расе, которыми обмениваются акхила-расамрита-мурти Шри Кришна и махабхава-майи Шри Радха вместе с Её кайя-вьюха-сварупа-гопи? Кто бы описал величие гопи, их образ и различные духовные настроения

(бхавы): вибхаву, анубхаву, саттвику и вьябхичари?» (Шри Премананда дас Тхакур «Эмон шачира нандана вине», 4).

Паракия-раса бывает двух видов:

1) самбхога иччха-майи, которую являют гопи желающие непосредственно наслаждаться с Кришной;

2) тат-тад-бхава-иччха-майи, которую являют гопи-манджари, любящие Кришну через посредничество Шримати Радхарани.

На какой из двух форм паракия-бхавы был сделан акцент Шри Чайтаньей в нашей парампаре? Шрила Гурудев говорит: «…что же тогда Махапрабху хотел дать? — Сва-бхакти-шриям. Шримати Радхика - это сва-бхакти - энергия хладини и энергия самвит. Слово “шри” здесь означает “манджари”. Рупа Манджари, Ананга Манджари, Туласи Манджари, Лаванга Манджари, Винода Манджари, Камала Манджари, Наяна Манджари и все остальные манджари, все они — шри Шримати Радхики.

Это и есть бхакти-шриям, и Чайтанья Махапрабху, Рупа Госвами, Прабхупада и Свамиджи явились исключительно с тем, чтобы даровать это — сва-бхакти-шриям, или манджари-бхаву» (31.10.2000).

Таким образом, Шриман Махапрабху принёс настроение гопи-манджари. Перечисленные выше манджари явились в нашей сампр






Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.03 с.