Как составить программу развития ребенка и реализовать ее — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Как составить программу развития ребенка и реализовать ее

2019-08-07 151
Как составить программу развития ребенка и реализовать ее 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В педагогической практике используется следующая последователь- ность:

 

1. Обследование ребенка с помощью таблиц развития «Днев- ник развития ребенка раннего возраста» или других удобных таблиц. Электронный вариант таблиц можно найти на сайте Даунсайд Ап в разделе для родителей.

2. Составление программы занятий.

3. Реализация  программы:

• формирование навыков и компетенций по таблицам

«Я все смогу»;

• организация дополнительных занятий по проблемным сторонам развития, чаще всего это занятия по двига- тельному и речевому развитию.

4. Отслеживание динамики развития по «Дневнику развития ребенка раннего возраста».

5. Повторение цикла с 1-го по 4-й пункт с учетом новых резуль- татов.


Перед тем, как приступить к более подробному рассмотрению этих пунктов, отметим, что в тех случаях, когда программу занятий составляет специалист, родители могут сразу приступать к реализа- ции программы, то есть сосредоточиться на формировании навыков и компетенций.

 

Обследование

Обследование ребенка проводится по двум направлениям. Первое направление – традиционное обследование по таблицам развития ребенка. Мы рекомендуем использовать поэтапные таблицы разви- тия, которые позволяют увидеть целостное развитие ребенка, а не только перечень имеющихся у него навыков по разным направлени- ям развития. Как один из возможных вариантов, мы предлагаем вам

«Дневник развития ребенка», представляющий собой одиннадцать таблиц, отражающих поэтапное развитие ребенка раннего возраста с рождения до 3 лет. У детей с отставанием развития использование таблиц возможно до 3,5–4 лет. Проводя обследование, важно опре- делить, на каком этапе / ступени развития находится ребенок, какие навыки у него уже сформированы, какие навыки только начали фор- мироваться, а каких нет совсем.

Второе направление обследования учитывает систему требова- ний и ситуаций, которые возникают в детском саду или другом кол- лективе сверстников. Для этого используются «Таблицы навыков и компетенций», которые включены в данное пособие. Организован- ное и проведенное таким образом обследование позволяет составить индивидуальную, социально-ориентированную программу развития ребенка.

 

Составление программы

На основании результатов обследования составляется  програм- ма развития ребенка. Родители могут составить ее при поддержке специалиста либо самостоятельно, ориентируясь на таблицы, то есть на «Дневник развития ребенка раннего возраста» и «Таблицы навы- ков и компетенций “Я все смогу”».

Обследуйте ребенка по «Дневнику развития ребенка раннего возраста», отмечая уровень развития навыков желтым карандашом.


КОМПЕТЕНЦИЯ «УМЫВАНИЕ И МЫТЬЕ»*

Навыки, входящие в компетенцию Содержание  обучения Дополнительные  условия, ситуации и задания Примечания
1. Принять решение о выполнении. Дайте ребенку время на то, чтобы он мог: • понять инструкцию взрослого и принять ее на свой счет; • ориентироваться на ситуацию и действия окружающих. Поддержите  самостоятельное желание ребенка. Подробно организация общения описана в разделе «Развитие общения и речи в естественной среде». С. 9-10. • Выделите постоянное время для мытья рук: после прогулки, перед едой, после туалета. • Используйте ситуации, когда очевидно, что руки грязные: после прогулки, после рисования. Это поможет ребенку лучше ориентироваться в происходящем. • Используйте для пояснения дополнительные зрительные подсказки, например: картинки, полотенце; слуховые подсказки: звук льющейся в ванной воды. Возможные ситуации: • в семье; • на прогулке; • в гостях; • в группе кратковременного пребывания.  
2. Добираться до ванной комнаты. Мыть руки. Вытирать руки. Чистить зубы. • Учите ребенка ориентироваться в пространстве. • Задавайте наводящие вопросы, например: «Что мы будем делать?», «Куда пойдем?», «Куда поставить стульчик?», «Как включить свет?», «Где полотенце?». См. навык «Мыть руки». С. 17-18. • Учите ребенка находить свое полотенце по картинке и местоположению. См. навык «Чистить зубы». С. 19-20. • Определите постоянные места для основных предметов. • Организуйте игры и занятия на ориентировку в помещении, поиск предметов, достижение цели. • Обыгрывайте ситуацию умывания в игре. • Учите вытирать руки в процессе игр, занятий, прогулки. • Учите различать и сличать картинки, играйте в лото: предмет и изображение, парочки.  

* В данном случае мытье рук выступает в качестве примера навыков, имеющих отношение к гигиеническим процедурам: умыванию лица, мытью тела, ног, купанию, принятию душа.


 

  № Навыки, входящие в компетенцию   Содержание  обучения   Дополнительные  условия, ситуации и задания   Примечания
3. Ждать своей очереди у умывальника и после умывания уступать место следующему. Мойте руки по очереди с ребенком: «Сейчас мама помоет, потом (имя ребенка)», «Подожди, теперь моет мама». • Используйте дома любые ситуации, предполагающие соблюдение очередности. • Играйте в игры, требующие поочередных действий: скатывайте машинку с горки, играйте на барабане и т.д. • На прогулке по очереди с другими детьми можно съезжать с горки, бросать мяч, ходить по бревну и т. д. • На занятиях в развивающей группе стоит использовать все ситуации, требующие ожидания своей очереди.  
4. Двигательные навыки. Развитие двигательных навыков происходит по индивидуальной программе и в индивидуальные сроки. • Создайте удобную среду: позаботьтесь об устойчивом табурете или стульчике, повесьте на подходящей высоте полотенце, организуйте удобное место для умывания. • Учите ребенка выполнять действия в позе стоя, залезать на возвышение и сходить с него, ходить по ступенькам. • Развивайте умения совершать вращательные движения запястьем: поворачивать дверные ручки, отвинчивать крышки и т.д.  
5. Навыки взаимодействия, общения и речи. Речевой материал должен позволять ребенку понимать и использовать слова и выражения, относящиеся к данной компетенции. • Используйте диалог с ребенком: отвечайте на его инициативу, делайте паузы, комментируйте действия, выполняйте просьбы. • Говорите кратко, четко и понятно. Соотносите свои слова с предметами и действиями. • Принимайте все способы общения, доступные ребенку. Научите его простейшим регулирующим жестам: «дай», «на», «не хочу», «нет / отсутствие», «иди сюда». Речевой материал – слова и выражения. • Имя ребенка, папа, мама и другие слова из раздела «Люди». • Голова, глаза, нос, рот, язык, зубы, палец, ухо, живот, волосы, руки, ноги и другие слова из раздела «Части тела и лица». • Мыло, вода, полотенце, ванна, свет и другие слова из раздела «Игрушки, вещи, мебель». • Глаголы (действия): смотреть, слушать, включить, выключить, открыть, закрыть, взять, положить, стоять, мыть, мыться, чистить, тереть, идти и другие слова из раздела «Действия». • Холодный горячий, грязный, чистый и другие слова из раздела «Качества». • Здесь, где, нельзя, спасибо и другие слова из раздела «Восклицания, приветствия, служебные слова» и «Регулирующие глаголы». Выражения должны быть простыми и лаконичными, с использованием приведенного словаря, например: «Будем мыться, иди сюда!»  

• Если навык сформирован, слегка раскрасьте ячейку желтым карандашом. Следует иметь в виду, что в данном случае не- обходимо продолжать создавать условия для использования ребенком навыка в повседневной жизни.

• Если ребенок пока лишь иногда выполняет навык или мо- жет выполнить его с вашей помощью, обведите ячейку жел- той рамкой. Это так называемая зона ближайшего развития, и данный навык необходимо включить в программу занятий.

• Если навыка еще нет совсем, оставьте ячейку, где он описан, нетронутой. Этим навыком пока заниматься не нужно, со временем он начнет появляться сам, и тогда вы его вставите в программу.

 

Такой способ позволит наглядно увидеть, какими навыками не- обходимо заниматься, чтобы добиться сбалансированного развития.

 

Реализация программы

Формирование и закрепление навыков происходит в процессе повседневной жизни, игры и специально организованных занятий, проводимых в игровой форме. Бытовые, игровые и социальные на- выки охватывают всю жизнь малыша, то есть являются базовыми в его развитии. В процессе формирования навыков предлагается использовать Таблицы формирования навыков, в которых каждый навык представлен в виде последовательной цепочки действий. Зна- чительную помощь вам могут оказать специальные методические пособия. Так, для родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, создан ряд книг, которые рассылаются в семьи, зарегистри- рованные в программах Даунсайд Ап. Электронные версии этих пу- бликаций размещены на сайте Даунсайд Ап.

 

Решение практических задач

В процесс освоения навыков и компетенций на определенном эта- пе включаются дополнительные практические или так называемые проблемные задачи. Это делается для того, чтобы ребенок умел пе- реносить навык в новую ситуацию и находить пути разрешения воз- никшей сложности. Например, ребенок во время мытья рук всегда


становился на стульчик, который постоянно стоял в ванной. Он это запомнил, и у него выработался определенный алгоритм действий. Когда он освоил этот алгоритм, можно создать дополнительную про- блему: поставить стульчик в непривычном месте. Конечно, сначала стоит расположить стульчик не очень далеко, в пределах видимости ребенка, а затем – дальше, вне поля его зрения. Если ребенок не мо- жет указать на стульчик, взрослому на этом этапе важно знать, смо- жет ли ребенок решить сказать / показать, что стула нет, или пойти и принести его самостоятельно.

Решение практических задач стимулирует развитие мышления, внимания, памяти, учит ребенка справляться с проблемами, перено- сить имеющиеся навыки в новые ситуации.

 

Отслеживание динамики развития, повторение цикла Проверить, успешен ли ребенок в своем развитии, можно с исполь- зованием тех же таблиц. Для того чтобы отметить, какие навыки по- явились или начали появляться, используется «Дневник развития ребенка», который позволяет понять, какие навыки уже сформиро- вались, в чем у ребенка есть затруднения, и внести уточнения в про- грамму развития. Это основной, универсальный способ, который дает картину того, что умеет делать ребенок, и определять, равно- мерно ли его развитие.

В процессе формирования навыков используются «Таблицы формирования навыков и компетенций “Я все смогу”», пользуясь которыми можно не только ориентироваться в процессе формирова- ния навыков, но и создавать необходимые для социализации ребенка условия, чтобы готовить его, например, к посещению детского сада.

 

Напоминаем, что одновременно с формирование навыков и компетен- ций должны составляться и реализовываться программы по формиро- ванию навыков общения и речи и формированию основных двигатель- ных навыков. Динамику развития этих направлений проверяют как по специально составленным программам, так и по «Дневнику развития ребенка», что позволяет свести все данные вместе.


НАВЫКИ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ

Содержание *


НАВЫКИ ОПРЯТНОСТИ И ЕДЫ

• Моет руки

• Моется под душем и / или в ванной**

• Чистит зубы

• Пользуется туалетом / остается сухим

• Самостоятельно ест (руками, ложкой, вилкой) и пьет (из чашки, через соломинку)

 

НАВЫКИ НАВЕДЕНИЯ ПОРЯДКА

• Моет посуду

• Вытирает  поверхность

• Сметает крошки со стола

• Подметает пол

• Стирает белье

• Переносит нетяжелые коробки и предметы мебели


НАВЫКИ УЧАСТИЯ В ИГРАХ И ЗАНЯТИЯХ

• Играет (любая игра)

• Участвует в занятии и / или чтении книги (любое занятие)

 

НАВЫКИ ОДЕВАНИЯ И РАЗДЕВАНИЯ

• Снимает и надевает носки

• Снимает и надевает колготы***

• Снимает и надевает обувь

• Снимает и надевает штаны, брюки, шорты

• Снимает / надевает одежду без застежки (свитер, футболку, платье)

• Снимает / надевает одежду с застежкой (рубашку, куртку)

• Расстегивает и застегивает одежду и обувь

 

НАВЫКИ ВСТУПЛЕНИЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВА****


 


 

 

* Навык «Доставать предметы и игровое оборудование и убирать их на ме- сто» включен во все навыки и выделен в отдельную компетенцию.

**  Выполняется по аналогии с другими навыками этой группы.


***  Выполняется по аналогии с другими навыками этой группы.

**** Навыки вступления во взаимодействие и сотрудничества являются состав- ной частью каждого навыка, отражены в описании каждого навыка и потому не выделены в отдельную таблицу навыков. Кроме того, данные навыки составляют основу коммуникативно-социальной компетенции.


— НАВЫКИ ОПРЯТНОСТИ И ЕДЫ —


Навык

«Моет руки» *


Возраст формирования навыка Участвует в мытье рук: 1–2 года. Вытирает руки и лицо: 1–2 года.


Моет руки и ноги во время купания: 2–3 года. Моет руки с мылом: 2–3 года.

Сам регулирует температуру воды: 5–6 лет.


 

Навык. Цепочка последовательных  действий Кто принимает решение, выполняет Дополнительные  рекомендации
Принять решение вымыть руки.   Мыть руки лучше в одних и тех же ситуациях, что поможет ребенку лучше ориентироваться в событиях: после прогулки, после посещения туалета, перед едой, после рисования, когда видно, что руки грязные. Словесную инструкцию сопровождайте жестом (потирание рук) и детским словом, например, «буль-буль». Если ребенок проявит желание мыть руки, прокомментируйте его действия, используя детское слово, взрослое слово и жест.
Подойти к раковине.   Если раковина расположена высоко, используйте устойчивую скамеечку. Желательно, чтобы скамеечка стояла в постоянном месте. Когда ребенок привыкнет к выполнению цепочки действий, он может приносить и ставить ее сам.
Засучить рукава.   Если рукава заканчиваются резинкой, покажите ребенку, как их можно поддернуть. Возможно, на первое время в нижние края рукавов стоит специально продернуть резинку.
Включить и отрегулировать воду.    
Смочить руки.    
Намылить руки.   Можно использовать жидкое мыло с дозатором, что позволит ребенку самому нажать на клапан дозатора и поймать ладонью жидкое мыло. Можно поместить мыло в сеточку и подвесить его к смесителю. Детям легче использовать маленький кусочек мыла, который можно просто отрезать от обычного куска мыла.

 

*  Навык «Моет руки» служит примером того, как можно разложить на цепочки действий умывание лица, мытье ног и тела.


 

Навык. Цепочка последовательных  действий Кто принимает решение, выполняет Дополнительные  рекомендации
Потереть руки.   Учите ребенка в разных ситуациях тереть руки друг об друга: вытирать их салфеткой, стряхивать с рук песок, раскатывать двумя руками колбаски из пластилина, ловить ладошками струйку воды, мять двумя руками бумагу, стирать мелкие предметы и т. д.
Смыть мыло.    
При необходимости намыливание и смывание водой повторить.   После того, как мыло с рук смыто, обратите внимание ребенка на то, что ручки чистые, но мокрые.
Найти и снять с крючка свое полотенце*.   Обратите внимание на высоту расположения крючка для полотенца, ребенок должен доставать до него! Лучше использовать полотенце с особой картинкой, чтобы малыш учился искать свое полотенце среди других.
Вытереть руки.    
Повесить полотенце.   Полотенце должно висеть на доступной для ребенка высоте.

 

 

*  Вытирание рук может рассматриваться как отдельный навык. Он включается в такие навыки, как мытье посуды, стирка. По аналогии с вытиранием рук можно выстроить вытирание ног и тела.


Навык

«Чистит зубы»


Возраст формирования навыка

Начинает имитировать движения при чистке зубов: 1,5–2 года.

По подражанию чистит зубы – пасту выдавливает взрослый: 2–3 года. Самостоятельно чистит зубы, выдавливая пасту: 4–5 лет.


 

Навык. Цепочка последовательных  действий Кто принимает решение, выполняет Дополнительные  рекомендации
Принять решение чистить зубы.   Заранее приготовьте зубную щетку, пасту, стакан для воды. Подбирая тюбик с пастой, обратите внимание, что крышка не должна быть слишком мелкой.
Подойти к раковине и встать на скамеечку.   Желательно, чтобы скамеечка стояла в постоянном месте.
Включить и отрегулировать воду.   Если можно заранее отрегулировать температуру воды на шаровом кране, сделайте это, чтобы ребенок мог сам его включить.
Набрать воду в стакан и поставить его на поверхность.   Если вы предпочитаете использовать при чистке зубов кипяченую или бутилированную воду, налейте ее в стакан заранее.
Взять щетку из стаканчика-подставки.    
Смочить щетку под струей воды.    
Положить щетку на поверхность или поставить в стаканчик.   На первых порах можно мыть зубы только водой без пасты. Можно использовать специальный подносик, поставив его на раковину, тогда ребенок сможет брать с него и класть обратно щетку, пасту и стакан с водой.
Взять тюбик с пастой.   Учите ребенка брать предметы из определенного места, например, карандаши и кисточки из стаканчика. Можно предварительно отвинтить и снять крышку с тюбика и поставить открытый тюбик в стаканчик или положить на подносик.

 

*  Несмотря на повседневность, данная цепочка может быть самой сложной для ребенка из-за большого количества последовательных действий. В связи

с этим, предлагается вначале его освоения использовать упрощенную цепочку, предполагающую чистку зубов силиконовой щеткой без пасты, а затем уже переход к обычной чистке зубов с зубной пастой. Кроме того, возможна перестановка местами звеньев цепочки, составляющей последовательность. Это зависит от удобства взрослого и ребенка, устройства крана смесителя, расположения полок в ванной и так далее.


 

Навык. Цепочка последовательных  действий Кто принимает решение, выполняет Дополнительные  рекомендации
Открутить крышку тюбика и положить ее на поверхность.   Учите ребенка отвинчивать и завинчивать бутылки, баночки.
Взять тюбик в одну руку.   Учите ребенка нажимать и выдавливать крем, шампунь и т. д.
Другой рукой взять щетку.   Учите ребенка действовать двумя руками.
Нажать на тюбик и выдавить пасту на щетку.    
Положить тюбик на поверхность или поставить в стаканчик   Учите ребенка класть разные небольшие предметы на поверхность или в стаканчик.
Чистить зубы щеткой.    
Взять стакан с водой.   Учите ребенка брать емкость с водой, наливать, переливать и выливать из нее воду. Учите ребенка пить из чашки.
Прополоскать рот и поставить стакан.   Если есть возможность, используйте кипяченую или бутилированную воду.
Помыть щетку под струей воды.   Можно прополоскать щетку в стакане с водой.
Поставить щетку в стаканчик- подставку.   Учите ребенка ставить в стаканчик карандаши, палочки, фломастеры и т. д.
Взять крышку тюбика и навинтить ее на тюбик.    
Поставить тюбик на место.    

Навык

«Пользуется туалетом /

Остается сухим»


Возраст формирования навыка Начало приучения: 1,5–2 года. Почти без «аварий»: 2–3 года.


 

Ночью остается сухим: девочки – 2–3 года, мальчики – до 4-х лет. Во время сна остается сухим. Встает в туалет, если нужно: 4–5 лет.


 

Навык. Цепочка последовательных  действий Кто принимает решение, выполняет Дополнительные  рекомендации
Попроситься в туалет или последовать просьбе взрослого сходить в туалет.   Обеспечьте ребенку удобный горшок, унитаз с подставкой или другое дополнительное оборудование.
Подойти к горшку / унитазу.    
Спустить штаны.   Описано в отдельной таблице навыка «Раздевание».
Сесть*.   Повернуться спиной к горшку и сесть. Если используется унитаз, продумайте дополнительные приспособления: устойчивую подставку, скамеечку, банкетку, детское съемное сидение на унитаз. Используя детское сидение для унитаза, продумайте, как его хранить, чтобы ребенок со временем мог сам достать и положить его на стульчак.
Сидеть на горшке / унитазе.    
Сообщить, что пора встать.    

 

 

* Если мальчик умеет мочиться стоя, лучше пользоваться унитазом, перед которым он сможет встать на подставку, или навесным детским писсуаром, которые сейчас есть в продаже.


 

Навык. Цепочка последовательных  действий Кто принимает решение, выполняет Дополнительные  рекомендации
Встать.   Учите ребенка вставать вперед и вверх с низких стульчиков или скамеек.
Оторвать бумагу.   Учите отрывать полоску бумаги определенной длины. Можно сделать отметку на стене туалета, которая будет показывать, сколько бумаги нужно отмотать.
Вытереть попу.   Встать в удобную для подтирания позу (нагнуться, чтобы взрослый вытер) или вытереть самому (нагнуться и чуть присесть). Можно учить ребенка пользоваться влажными салфетками.
Надеть штаны.   Описано в отдельной таблице навыка «Надевает штаны, брюки, шорты». С. 42-43.
Вылить горшок / спустить воду.    
Вымыть и вытереть руки.   Описано в таблице навыка «Моет руки». С. 17-18.

Навык

«Ест и пьет самостоятельно»


Возраст формирования навыка

До года: сосет сухарик или ест специальное детское печенье, держа их в кулачке.

Пьет из чашки, жует и проглатывает полупротертую пищу, ест руками, начинает есть ложкой: 1 год. Пьет из чашки, ест ложкой, пьет через соломинку: 2 года.

Пользуется вилкой: 3 года.

Ест полностью самостоятельно: 4 года. Пользуется ножом: 5–6 лет.


 

Навык. Цепочка последовательных  действий Кто принимает решение, выполняет Дополнительные  рекомендации
Принять решение кушать / есть или пить.   Приготовьте удобную тарелку, ложку, вилку, салфетки. Место еды должно быть постоянным.
Сесть за стол.   Учите ребенка садиться на возвышения разной высоты. У ребенка должна быть возможность самому сесть за стол, поэтому рекомендуется использовать такой стул, чтобы ребенок мог сам сесть на него.
Еда руками: есть, держа еду в руке (хлеб, сухарик, банан); есть мелкие кусочки пищи руками: кусочки сыра, овощей, мясо и т. д.   Если ребенок не умеет откусывать кусок нужной величины, нарежьте пищу и предлагайте ему маленькие кусочки, чтобы избежать поперхивания.
Еда ложкой: взять ложку; опустить ложку в тарелку; зачерпнуть еду; донести ложку до рта, не переворачивая; снять губами пищу, закрыть рот; прожевать и проглотить.   Будьте внимательны к подбору ложки. Чашечка ложки должна быть глубокой, но не длинной и не широкой. Можно начинать учить ребенка есть ложкой, используя на первых порах вязкую пищу, которая не будет стекать с ложки – например, творожок из пластикового контейнера. Учите ребенка поворачивать запястья, например, предлагайте отвинчивать крышки, при опускании «монеток в копилку», поворачивайте постепенно игрушку-копилку так, чтобы прорезь располагалась вертикально.
Еда вилкой: взять вилку; донести до тарелки; наколоть кусочек еды; донести до рта и положить в рот; закрыть рот и снять пищу с вилки; прожевать и проглотить.   Используйте детскую удобную вилку. Учите ребенка накалывать на палочку комки пластилина.

 

Навык. Цепочка последовательных  действий Кто принимает решение, выполняет Дополнительные  рекомендации
Питье из чашки: взять чашку; поднести ко рту; положить край чашки на нижнюю губу; сделать глоток; закрыть рот; проглотить жидкость; поставить чашку на стол; делать несколько глотков подряд.   Чашка должна быть невысокой, не тяжелой и с удобной ручкой. Можно использовать емкость без ручки (стакан, небольшую керамическую пиалу). В некоторых случаях, когда ребенок не понимает, что для проглатывания жидкости нужно сначала закрыть рот, допускается контроль нижней челюсти рукой взрослого.
Питье через соломинку: взять пакетик с соком, вставить в него соломинку; вставить соломинку в рот; втянуть жидкость через соломинку и проглотить ее.   Взрослый может слегка нажать на пакет с соком, чтобы жидкость поднялась по трубочке и попала ребенку в рот.
Вытереть рот салфеткой: взять со стола салфетку; вытереть в рот; положить салфетку на стол.    
Поблагодарить и встать из-за стола.    
Отнести посуду в мойку и вымыть ее.   Можно собрать тарелку, чашку и ложку или вилку в маленький тазик, а потом отнести его в раковину. Описано в таблице навыка «Мытье посуды».

— НАВЫКИ НАВЕДЕНИЯ ПОРЯДКА —


Навык

«Моет посуду»


Возраст формирования навыка

Моет посуду, которую дал в руки взрослый: 2–3 года. Собирает посуду в тазик: 2–3 года.

Самостоятельно убирает со стола посуду: 3–4 года.


 

Навык. Цепочка последовательных  действий Кто принимает решение, выполняет Дополнительные  рекомендации
Принять решение мыть посуду.   Приготовьте тазик, легкую небьющуюся посуду, губку, моющее средство, поднос, фартук. Если мытье посуды будет происходить в раковине, в которую можно поставить тазик, позаботьтесь об удобной устойчивой подставке или скамеечке под ноги.
Надеть непромокаемый фартук.   Если фартук стесняет передвижения ребенка, его можно надеть, когда ребенок уже стоит на подставке.
Сложить посуду в тазик или поднос с бортиками.    
Отнести тазик или поднос к раковине.   Помогите ребенку правильно нести емкость с посудой: большие пальцы повернуты внутрь, остальные поддерживают дно или бока емкости.
Поставить поднос или тазик на поверхность возле раковины.    
Принести стульчик или подставку и поставить перед раковиной.   Стульчик переносят, взяв его одной рукой за спинку, второй – за сиденье.
Встать на стульчик.   См. таблицу навыка «Моет руки».
Включить и отрегулировать воду.   См. таблицу навыка «Моет руки».
Смочить губку под струей воды.    
Взять бутылочку с моющим средством, капнуть на губку моющее средство и поставить бутылочку обратно на поверхность.   Для мытья посуды подбирайте щадящее моющее средство. Можно использовать детский гель для купания. Бутылочка с гелем должна быть удобной для нажатия.

 

Навык. Цепочка последовательных  действий Кто принимает решение, выполняет Дополнительные  рекомендации
Взять в одну руку предмет посуды, например, тарелку.   Для удобства тарелку можно положить в раковину или ребром упереть в раковину / тазик.
Второй рукой держать губку и намылить ею тарелку.    
Положить губку на бортик раковины.    
Подставить тарелку под струю воды.    
Положить вымытую тарелку на поверхность рядом с мойкой, взять следующий предмет посуды и повторить все действия.   Начинать лучше с одной пластиковой тарелки и ложки, затем добавьте чашку или стаканчик.
Отжать губку и положить ее на бортик раковины или в мыльницу.    
Сполоснуть руки.   См. таблицу навыка «Моет руки».
Вытереть руки полотенцем.   Если мокрая тарелка скользит в руках у ребенка, можно вытереть руки сразу после мытья посуды, если же он может удержать мокрую тарелку – после того, как посуда разложена сушиться. Полотенце можно вешать на место после того, как ребенок слез с подставки.
Разложить вымытую посуду: тарелки – в сушилку, ложки в контейнер.   Лучше использовать специальную пластиковую сушилку, из которой вы сами позже переложите посуду на место. Можно раскладывать ложки с учетом величины.
Слезть с подставки.    
Отнести подставку на место.    

Навык

«Вытирает поверхность» *


Возраст формирования навыка

Вытирает поверхность тряпочкой: 1–1,5 года. Вытирает поверхность влажной губкой: 1,5–2 года.


 

Совмещает вытирание со сметанием крошек со стола: 2–3 года. Сам приносит тряпочку и вытирает стол: 4–5 лет.


 

Навык. Цепочка последовательных  действий Кто принимает решение, выполняет Дополнительные  рекомендации
Вытирать стол   Подготовить тазик с небольшим количеством воды, губку, при необходимости – фартук.
Принять решение вытирать стол*.    
Надеть непромокаемый фартук.    
Окунуть губку в тазик с водой.   В тазике должно быть совсем немного воды на дне.
Подождать, пока губка намокнет и отжать ее.    
Одну руку положить на стол, а второй рукой с губкой протереть поверхность*.    
Повторить действия несколько раз (замочить – отжать – протереть).    
Отжать губку в тазик и положить на стол.    
Вылить воду из тазика.    
Поставить тазик на место.    
Положить губку на место*.    
Если стол мокрый, протереть его сухой салфеткой или тряпкой.    

 

 

*  Возможен упрощенный вариант формирования этого навыка: без использования тазика с водой. В этом случае ребенок просто протирает поверхности сухой или влажной губкой / тряпкой, которую ему дал взрослый. В этом случае для выполнения используются только звенья, помеченные звездочкой.


 

Навык. Цепочка последовательных  действий Кто принимает решение, выполняет Дополнительные  рекомендации
Вытереть руки*.    
Снять фартук*.    
Повесить фартук*.    
Вытирать пыль   Подготовить фартук, тазик с водой, поднос, тряпочку.
Принять решение вытереть пыль*.    
Надеть фартук*.    
Налить в тазик немного воды и поставить его на поднос.    
Смочить тряпочку в тазике.    
Отжать тряпочку.    
Вытереть пыльную поверхность*.   Вместо пыли можно использовать тонкий слой муки. Это хорошо подходит для маленьких детей, чтобы «пыль» была лучше видна.
Повторить операцию.    
Тряпочку отжать и положить на поднос.    
Воду из тазика вылить.    
Повесить тряпочку на край тазика или на другое, принятое в доме, место*.    
Вымыть и вытереть руки.*    

Навык

«Сметает крошки со стола»,

«Подметает пол»


Возраст формирования навыка

2–4 года.


 

Навык. Цепочка последовательных  действий Кто принимает решение, выполняет Дополнительные  рекомендации
Сметать крошки со стола   Подготовить щетку, совок. Лучше всего подходит щетка с ручкой.
Принять решение вытереть стол.    
Взять щетку, плотно обхватив пальцами ее ручку.    
Взять совок в другую руку.   Можно взять совок после того, как мусор будет сметен в кучку.
Смести мусор к центру стола (можно пометить место крупным комком бумаги).   Во время обучения можно использовать комки бумаги, кусочки апельсиновых корок.
Подставить совок к кучке мусора и щеткой замести его на совок.    
Отнести мусор к мусорному ведру, придерживая его на совке сверху щеткой.    
Наклонить совок над ведром, чтобы мусор упал в ведро.    
Щеткой отряхнуть совок в ведро.    
Убрать совок и щетку на место.    

 

Навык. Цепочка последовательных  действий Кто принимает решение, выполняет Дополнительные  рекомендации
Подметать пол   Подготовить щетку с длинной ручкой, совок, комки бумаги.
Принять решение подметать.    
Взять щетку с длинной ручкой и смести мусор в одну кучку.   Если ребенку при сметании мусора на совок трудно пользоваться щеткой с длинной ручкой, можно использовать щетку с короткой ручкой и сметать мусор, как со стола. Можно обозначить это место для ребенка, положив на него крупный комок бумаги.
Взять щетку и совок и смести мусор на совок.   Для обучения используются комки бумаги, сушеные корки мандарина.
Отнести мусор в мусорное ведро, придерживая его сверху щеткой.    
Высыпать мусор в мусорное ведро.    
Отряхнуть совок в мусорное ведро.    
Щетку и совок поставить на место.  

Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.