Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2019-08-07 | 151 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В педагогической практике используется следующая последователь- ность:
1. Обследование ребенка с помощью таблиц развития «Днев- ник развития ребенка раннего возраста» или других удобных таблиц. Электронный вариант таблиц можно найти на сайте Даунсайд Ап в разделе для родителей.
2. Составление программы занятий.
3. Реализация программы:
• формирование навыков и компетенций по таблицам
«Я все смогу»;
• организация дополнительных занятий по проблемным сторонам развития, чаще всего это занятия по двига- тельному и речевому развитию.
4. Отслеживание динамики развития по «Дневнику развития ребенка раннего возраста».
5. Повторение цикла с 1-го по 4-й пункт с учетом новых резуль- татов.
Перед тем, как приступить к более подробному рассмотрению этих пунктов, отметим, что в тех случаях, когда программу занятий составляет специалист, родители могут сразу приступать к реализа- ции программы, то есть сосредоточиться на формировании навыков и компетенций.
Обследование
Обследование ребенка проводится по двум направлениям. Первое направление – традиционное обследование по таблицам развития ребенка. Мы рекомендуем использовать поэтапные таблицы разви- тия, которые позволяют увидеть целостное развитие ребенка, а не только перечень имеющихся у него навыков по разным направлени- ям развития. Как один из возможных вариантов, мы предлагаем вам
«Дневник развития ребенка», представляющий собой одиннадцать таблиц, отражающих поэтапное развитие ребенка раннего возраста с рождения до 3 лет. У детей с отставанием развития использование таблиц возможно до 3,5–4 лет. Проводя обследование, важно опре- делить, на каком этапе / ступени развития находится ребенок, какие навыки у него уже сформированы, какие навыки только начали фор- мироваться, а каких нет совсем.
|
Второе направление обследования учитывает систему требова- ний и ситуаций, которые возникают в детском саду или другом кол- лективе сверстников. Для этого используются «Таблицы навыков и компетенций», которые включены в данное пособие. Организован- ное и проведенное таким образом обследование позволяет составить индивидуальную, социально-ориентированную программу развития ребенка.
Составление программы
На основании результатов обследования составляется програм- ма развития ребенка. Родители могут составить ее при поддержке специалиста либо самостоятельно, ориентируясь на таблицы, то есть на «Дневник развития ребенка раннего возраста» и «Таблицы навы- ков и компетенций “Я все смогу”».
Обследуйте ребенка по «Дневнику развития ребенка раннего возраста», отмечая уровень развития навыков желтым карандашом.
КОМПЕТЕНЦИЯ «УМЫВАНИЕ И МЫТЬЕ»*
№ | Навыки, входящие в компетенцию | Содержание обучения | Дополнительные условия, ситуации и задания | Примечания |
1. | Принять решение о выполнении. | Дайте ребенку время на то, чтобы он мог: • понять инструкцию взрослого и принять ее на свой счет; • ориентироваться на ситуацию и действия окружающих. Поддержите самостоятельное желание ребенка. Подробно организация общения описана в разделе «Развитие общения и речи в естественной среде». С. 9-10. | • Выделите постоянное время для мытья рук: после прогулки, перед едой, после туалета. • Используйте ситуации, когда очевидно, что руки грязные: после прогулки, после рисования. Это поможет ребенку лучше ориентироваться в происходящем. • Используйте для пояснения дополнительные зрительные подсказки, например: картинки, полотенце; слуховые подсказки: звук льющейся в ванной воды. Возможные ситуации: • в семье; • на прогулке; • в гостях; • в группе кратковременного пребывания. | |
2. | Добираться до ванной комнаты. Мыть руки. Вытирать руки. Чистить зубы. | • Учите ребенка ориентироваться в пространстве. • Задавайте наводящие вопросы, например: «Что мы будем делать?», «Куда пойдем?», «Куда поставить стульчик?», «Как включить свет?», «Где полотенце?». См. навык «Мыть руки». С. 17-18. • Учите ребенка находить свое полотенце по картинке и местоположению. См. навык «Чистить зубы». С. 19-20. | • Определите постоянные места для основных предметов. • Организуйте игры и занятия на ориентировку в помещении, поиск предметов, достижение цели. • Обыгрывайте ситуацию умывания в игре. • Учите вытирать руки в процессе игр, занятий, прогулки. • Учите различать и сличать картинки, играйте в лото: предмет и изображение, парочки. |
|
* В данном случае мытье рук выступает в качестве примера навыков, имеющих отношение к гигиеническим процедурам: умыванию лица, мытью тела, ног, купанию, принятию душа.
№ | Навыки, входящие в компетенцию | Содержание обучения | Дополнительные условия, ситуации и задания | Примечания |
3. | Ждать своей очереди у умывальника и после умывания уступать место следующему. | Мойте руки по очереди с ребенком: «Сейчас мама помоет, потом (имя ребенка)», «Подожди, теперь моет мама». | • Используйте дома любые ситуации, предполагающие соблюдение очередности. • Играйте в игры, требующие поочередных действий: скатывайте машинку с горки, играйте на барабане и т.д. • На прогулке по очереди с другими детьми можно съезжать с горки, бросать мяч, ходить по бревну и т. д. • На занятиях в развивающей группе стоит использовать все ситуации, требующие ожидания своей очереди. | |
4. | Двигательные навыки. | Развитие двигательных навыков происходит по индивидуальной программе и в индивидуальные сроки. | • Создайте удобную среду: позаботьтесь об устойчивом табурете или стульчике, повесьте на подходящей высоте полотенце, организуйте удобное место для умывания. • Учите ребенка выполнять действия в позе стоя, залезать на возвышение и сходить с него, ходить по ступенькам. • Развивайте умения совершать вращательные движения запястьем: поворачивать дверные ручки, отвинчивать крышки и т.д. | |
5. | Навыки взаимодействия, общения и речи. Речевой материал должен позволять ребенку понимать и использовать слова и выражения, относящиеся к данной компетенции. | • Используйте диалог с ребенком: отвечайте на его инициативу, делайте паузы, комментируйте действия, выполняйте просьбы. • Говорите кратко, четко и понятно. Соотносите свои слова с предметами и действиями. • Принимайте все способы общения, доступные ребенку. Научите его простейшим регулирующим жестам: «дай», «на», «не хочу», «нет / отсутствие», «иди сюда». | Речевой материал – слова и выражения. • Имя ребенка, папа, мама и другие слова из раздела «Люди». • Голова, глаза, нос, рот, язык, зубы, палец, ухо, живот, волосы, руки, ноги и другие слова из раздела «Части тела и лица». • Мыло, вода, полотенце, ванна, свет и другие слова из раздела «Игрушки, вещи, мебель». • Глаголы (действия): смотреть, слушать, включить, выключить, открыть, закрыть, взять, положить, стоять, мыть, мыться, чистить, тереть, идти и другие слова из раздела «Действия». • Холодный горячий, грязный, чистый и другие слова из раздела «Качества». • Здесь, где, нельзя, спасибо и другие слова из раздела «Восклицания, приветствия, служебные слова» и «Регулирующие глаголы». Выражения должны быть простыми и лаконичными, с использованием приведенного словаря, например: «Будем мыться, иди сюда!» |
• Если навык сформирован, слегка раскрасьте ячейку желтым карандашом. Следует иметь в виду, что в данном случае не- обходимо продолжать создавать условия для использования ребенком навыка в повседневной жизни.
|
• Если ребенок пока лишь иногда выполняет навык или мо- жет выполнить его с вашей помощью, обведите ячейку жел- той рамкой. Это так называемая зона ближайшего развития, и данный навык необходимо включить в программу занятий.
• Если навыка еще нет совсем, оставьте ячейку, где он описан, нетронутой. Этим навыком пока заниматься не нужно, со временем он начнет появляться сам, и тогда вы его вставите в программу.
Такой способ позволит наглядно увидеть, какими навыками не- обходимо заниматься, чтобы добиться сбалансированного развития.
Реализация программы
|
Формирование и закрепление навыков происходит в процессе повседневной жизни, игры и специально организованных занятий, проводимых в игровой форме. Бытовые, игровые и социальные на- выки охватывают всю жизнь малыша, то есть являются базовыми в его развитии. В процессе формирования навыков предлагается использовать Таблицы формирования навыков, в которых каждый навык представлен в виде последовательной цепочки действий. Зна- чительную помощь вам могут оказать специальные методические пособия. Так, для родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, создан ряд книг, которые рассылаются в семьи, зарегистри- рованные в программах Даунсайд Ап. Электронные версии этих пу- бликаций размещены на сайте Даунсайд Ап.
Решение практических задач
В процесс освоения навыков и компетенций на определенном эта- пе включаются дополнительные практические или так называемые проблемные задачи. Это делается для того, чтобы ребенок умел пе- реносить навык в новую ситуацию и находить пути разрешения воз- никшей сложности. Например, ребенок во время мытья рук всегда
становился на стульчик, который постоянно стоял в ванной. Он это запомнил, и у него выработался определенный алгоритм действий. Когда он освоил этот алгоритм, можно создать дополнительную про- блему: поставить стульчик в непривычном месте. Конечно, сначала стоит расположить стульчик не очень далеко, в пределах видимости ребенка, а затем – дальше, вне поля его зрения. Если ребенок не мо- жет указать на стульчик, взрослому на этом этапе важно знать, смо- жет ли ребенок решить сказать / показать, что стула нет, или пойти и принести его самостоятельно.
Решение практических задач стимулирует развитие мышления, внимания, памяти, учит ребенка справляться с проблемами, перено- сить имеющиеся навыки в новые ситуации.
Отслеживание динамики развития, повторение цикла Проверить, успешен ли ребенок в своем развитии, можно с исполь- зованием тех же таблиц. Для того чтобы отметить, какие навыки по- явились или начали появляться, используется «Дневник развития ребенка», который позволяет понять, какие навыки уже сформиро- вались, в чем у ребенка есть затруднения, и внести уточнения в про- грамму развития. Это основной, универсальный способ, который дает картину того, что умеет делать ребенок, и определять, равно- мерно ли его развитие.
В процессе формирования навыков используются «Таблицы формирования навыков и компетенций “Я все смогу”», пользуясь которыми можно не только ориентироваться в процессе формирова- ния навыков, но и создавать необходимые для социализации ребенка условия, чтобы готовить его, например, к посещению детского сада.
|
Напоминаем, что одновременно с формирование навыков и компетен- ций должны составляться и реализовываться программы по формиро- ванию навыков общения и речи и формированию основных двигатель- ных навыков. Динамику развития этих направлений проверяют как по специально составленным программам, так и по «Дневнику развития ребенка», что позволяет свести все данные вместе.
НАВЫКИ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ
Содержание *
НАВЫКИ ОПРЯТНОСТИ И ЕДЫ
• Моет руки
• Моется под душем и / или в ванной**
• Чистит зубы
• Пользуется туалетом / остается сухим
• Самостоятельно ест (руками, ложкой, вилкой) и пьет (из чашки, через соломинку)
НАВЫКИ НАВЕДЕНИЯ ПОРЯДКА
• Моет посуду
• Вытирает поверхность
• Сметает крошки со стола
• Подметает пол
• Стирает белье
• Переносит нетяжелые коробки и предметы мебели
НАВЫКИ УЧАСТИЯ В ИГРАХ И ЗАНЯТИЯХ
• Играет (любая игра)
• Участвует в занятии и / или чтении книги (любое занятие)
НАВЫКИ ОДЕВАНИЯ И РАЗДЕВАНИЯ
• Снимает и надевает носки
• Снимает и надевает колготы***
• Снимает и надевает обувь
• Снимает и надевает штаны, брюки, шорты
• Снимает / надевает одежду без застежки (свитер, футболку, платье)
• Снимает / надевает одежду с застежкой (рубашку, куртку)
• Расстегивает и застегивает одежду и обувь
НАВЫКИ ВСТУПЛЕНИЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВА****
* Навык «Доставать предметы и игровое оборудование и убирать их на ме- сто» включен во все навыки и выделен в отдельную компетенцию.
** Выполняется по аналогии с другими навыками этой группы.
*** Выполняется по аналогии с другими навыками этой группы.
**** Навыки вступления во взаимодействие и сотрудничества являются состав- ной частью каждого навыка, отражены в описании каждого навыка и потому не выделены в отдельную таблицу навыков. Кроме того, данные навыки составляют основу коммуникативно-социальной компетенции.
— НАВЫКИ ОПРЯТНОСТИ И ЕДЫ —
Навык
«Моет руки» *
Возраст формирования навыка Участвует в мытье рук: 1–2 года. Вытирает руки и лицо: 1–2 года.
Моет руки и ноги во время купания: 2–3 года. Моет руки с мылом: 2–3 года.
Сам регулирует температуру воды: 5–6 лет.
Навык. Цепочка последовательных действий | Кто принимает решение, выполняет | Дополнительные рекомендации |
Принять решение вымыть руки. | Мыть руки лучше в одних и тех же ситуациях, что поможет ребенку лучше ориентироваться в событиях: после прогулки, после посещения туалета, перед едой, после рисования, когда видно, что руки грязные. Словесную инструкцию сопровождайте жестом (потирание рук) и детским словом, например, «буль-буль». Если ребенок проявит желание мыть руки, прокомментируйте его действия, используя детское слово, взрослое слово и жест. | |
Подойти к раковине. | Если раковина расположена высоко, используйте устойчивую скамеечку. Желательно, чтобы скамеечка стояла в постоянном месте. Когда ребенок привыкнет к выполнению цепочки действий, он может приносить и ставить ее сам. | |
Засучить рукава. | Если рукава заканчиваются резинкой, покажите ребенку, как их можно поддернуть. Возможно, на первое время в нижние края рукавов стоит специально продернуть резинку. | |
Включить и отрегулировать воду. | ||
Смочить руки. | ||
Намылить руки. | Можно использовать жидкое мыло с дозатором, что позволит ребенку самому нажать на клапан дозатора и поймать ладонью жидкое мыло. Можно поместить мыло в сеточку и подвесить его к смесителю. Детям легче использовать маленький кусочек мыла, который можно просто отрезать от обычного куска мыла. |
* Навык «Моет руки» служит примером того, как можно разложить на цепочки действий умывание лица, мытье ног и тела.
Навык. Цепочка последовательных действий | Кто принимает решение, выполняет | Дополнительные рекомендации |
Потереть руки. | Учите ребенка в разных ситуациях тереть руки друг об друга: вытирать их салфеткой, стряхивать с рук песок, раскатывать двумя руками колбаски из пластилина, ловить ладошками струйку воды, мять двумя руками бумагу, стирать мелкие предметы и т. д. | |
Смыть мыло. | ||
При необходимости намыливание и смывание водой повторить. | После того, как мыло с рук смыто, обратите внимание ребенка на то, что ручки чистые, но мокрые. | |
Найти и снять с крючка свое полотенце*. | Обратите внимание на высоту расположения крючка для полотенца, ребенок должен доставать до него! Лучше использовать полотенце с особой картинкой, чтобы малыш учился искать свое полотенце среди других. | |
Вытереть руки. | ||
Повесить полотенце. | Полотенце должно висеть на доступной для ребенка высоте. |
* Вытирание рук может рассматриваться как отдельный навык. Он включается в такие навыки, как мытье посуды, стирка. По аналогии с вытиранием рук можно выстроить вытирание ног и тела.
Навык
«Чистит зубы»
Возраст формирования навыка
Начинает имитировать движения при чистке зубов: 1,5–2 года.
По подражанию чистит зубы – пасту выдавливает взрослый: 2–3 года. Самостоятельно чистит зубы, выдавливая пасту: 4–5 лет.
Навык. Цепочка последовательных действий | Кто принимает решение, выполняет | Дополнительные рекомендации |
Принять решение чистить зубы. | Заранее приготовьте зубную щетку, пасту, стакан для воды. Подбирая тюбик с пастой, обратите внимание, что крышка не должна быть слишком мелкой. | |
Подойти к раковине и встать на скамеечку. | Желательно, чтобы скамеечка стояла в постоянном месте. | |
Включить и отрегулировать воду. | Если можно заранее отрегулировать температуру воды на шаровом кране, сделайте это, чтобы ребенок мог сам его включить. | |
Набрать воду в стакан и поставить его на поверхность. | Если вы предпочитаете использовать при чистке зубов кипяченую или бутилированную воду, налейте ее в стакан заранее. | |
Взять щетку из стаканчика-подставки. | ||
Смочить щетку под струей воды. | ||
Положить щетку на поверхность или поставить в стаканчик. | На первых порах можно мыть зубы только водой без пасты. Можно использовать специальный подносик, поставив его на раковину, тогда ребенок сможет брать с него и класть обратно щетку, пасту и стакан с водой. | |
Взять тюбик с пастой. | Учите ребенка брать предметы из определенного места, например, карандаши и кисточки из стаканчика. Можно предварительно отвинтить и снять крышку с тюбика и поставить открытый тюбик в стаканчик или положить на подносик. |
* Несмотря на повседневность, данная цепочка может быть самой сложной для ребенка из-за большого количества последовательных действий. В связи
с этим, предлагается вначале его освоения использовать упрощенную цепочку, предполагающую чистку зубов силиконовой щеткой без пасты, а затем уже переход к обычной чистке зубов с зубной пастой. Кроме того, возможна перестановка местами звеньев цепочки, составляющей последовательность. Это зависит от удобства взрослого и ребенка, устройства крана смесителя, расположения полок в ванной и так далее.
Навык. Цепочка последовательных действий | Кто принимает решение, выполняет | Дополнительные рекомендации |
Открутить крышку тюбика и положить ее на поверхность. | Учите ребенка отвинчивать и завинчивать бутылки, баночки. | |
Взять тюбик в одну руку. | Учите ребенка нажимать и выдавливать крем, шампунь и т. д. | |
Другой рукой взять щетку. | Учите ребенка действовать двумя руками. | |
Нажать на тюбик и выдавить пасту на щетку. | ||
Положить тюбик на поверхность или поставить в стаканчик | Учите ребенка класть разные небольшие предметы на поверхность или в стаканчик. | |
Чистить зубы щеткой. | ||
Взять стакан с водой. | Учите ребенка брать емкость с водой, наливать, переливать и выливать из нее воду. Учите ребенка пить из чашки. | |
Прополоскать рот и поставить стакан. | Если есть возможность, используйте кипяченую или бутилированную воду. | |
Помыть щетку под струей воды. | Можно прополоскать щетку в стакане с водой. | |
Поставить щетку в стаканчик- подставку. | Учите ребенка ставить в стаканчик карандаши, палочки, фломастеры и т. д. | |
Взять крышку тюбика и навинтить ее на тюбик. | ||
Поставить тюбик на место. |
Навык
«Пользуется туалетом /
Остается сухим»
Возраст формирования навыка Начало приучения: 1,5–2 года. Почти без «аварий»: 2–3 года.
Ночью остается сухим: девочки – 2–3 года, мальчики – до 4-х лет. Во время сна остается сухим. Встает в туалет, если нужно: 4–5 лет.
Навык. Цепочка последовательных действий | Кто принимает решение, выполняет | Дополнительные рекомендации |
Попроситься в туалет или последовать просьбе взрослого сходить в туалет. | Обеспечьте ребенку удобный горшок, унитаз с подставкой или другое дополнительное оборудование. | |
Подойти к горшку / унитазу. | ||
Спустить штаны. | Описано в отдельной таблице навыка «Раздевание». | |
Сесть*. | Повернуться спиной к горшку и сесть. Если используется унитаз, продумайте дополнительные приспособления: устойчивую подставку, скамеечку, банкетку, детское съемное сидение на унитаз. Используя детское сидение для унитаза, продумайте, как его хранить, чтобы ребенок со временем мог сам достать и положить его на стульчак. | |
Сидеть на горшке / унитазе. | ||
Сообщить, что пора встать. |
* Если мальчик умеет мочиться стоя, лучше пользоваться унитазом, перед которым он сможет встать на подставку, или навесным детским писсуаром, которые сейчас есть в продаже.
Навык. Цепочка последовательных действий | Кто принимает решение, выполняет | Дополнительные рекомендации |
Встать. | Учите ребенка вставать вперед и вверх с низких стульчиков или скамеек. | |
Оторвать бумагу. | Учите отрывать полоску бумаги определенной длины. Можно сделать отметку на стене туалета, которая будет показывать, сколько бумаги нужно отмотать. | |
Вытереть попу. | Встать в удобную для подтирания позу (нагнуться, чтобы взрослый вытер) или вытереть самому (нагнуться и чуть присесть). Можно учить ребенка пользоваться влажными салфетками. | |
Надеть штаны. | Описано в отдельной таблице навыка «Надевает штаны, брюки, шорты». С. 42-43. | |
Вылить горшок / спустить воду. | ||
Вымыть и вытереть руки. | Описано в таблице навыка «Моет руки». С. 17-18. |
Навык
«Ест и пьет самостоятельно»
Возраст формирования навыка
До года: сосет сухарик или ест специальное детское печенье, держа их в кулачке.
Пьет из чашки, жует и проглатывает полупротертую пищу, ест руками, начинает есть ложкой: 1 год. Пьет из чашки, ест ложкой, пьет через соломинку: 2 года.
Пользуется вилкой: 3 года.
Ест полностью самостоятельно: 4 года. Пользуется ножом: 5–6 лет.
Навык. Цепочка последовательных действий | Кто принимает решение, выполняет | Дополнительные рекомендации |
Принять решение кушать / есть или пить. | Приготовьте удобную тарелку, ложку, вилку, салфетки. Место еды должно быть постоянным. | |
Сесть за стол. | Учите ребенка садиться на возвышения разной высоты. У ребенка должна быть возможность самому сесть за стол, поэтому рекомендуется использовать такой стул, чтобы ребенок мог сам сесть на него. | |
Еда руками: есть, держа еду в руке (хлеб, сухарик, банан); есть мелкие кусочки пищи руками: кусочки сыра, овощей, мясо и т. д. | Если ребенок не умеет откусывать кусок нужной величины, нарежьте пищу и предлагайте ему маленькие кусочки, чтобы избежать поперхивания. | |
Еда ложкой: взять ложку; опустить ложку в тарелку; зачерпнуть еду; донести ложку до рта, не переворачивая; снять губами пищу, закрыть рот; прожевать и проглотить. | Будьте внимательны к подбору ложки. Чашечка ложки должна быть глубокой, но не длинной и не широкой. Можно начинать учить ребенка есть ложкой, используя на первых порах вязкую пищу, которая не будет стекать с ложки – например, творожок из пластикового контейнера. Учите ребенка поворачивать запястья, например, предлагайте отвинчивать крышки, при опускании «монеток в копилку», поворачивайте постепенно игрушку-копилку так, чтобы прорезь располагалась вертикально. | |
Еда вилкой: взять вилку; донести до тарелки; наколоть кусочек еды; донести до рта и положить в рот; закрыть рот и снять пищу с вилки; прожевать и проглотить. | Используйте детскую удобную вилку. Учите ребенка накалывать на палочку комки пластилина. |
Навык. Цепочка последовательных действий | Кто принимает решение, выполняет | Дополнительные рекомендации |
Питье из чашки: взять чашку; поднести ко рту; положить край чашки на нижнюю губу; сделать глоток; закрыть рот; проглотить жидкость; поставить чашку на стол; делать несколько глотков подряд. | Чашка должна быть невысокой, не тяжелой и с удобной ручкой. Можно использовать емкость без ручки (стакан, небольшую керамическую пиалу). В некоторых случаях, когда ребенок не понимает, что для проглатывания жидкости нужно сначала закрыть рот, допускается контроль нижней челюсти рукой взрослого. | |
Питье через соломинку: взять пакетик с соком, вставить в него соломинку; вставить соломинку в рот; втянуть жидкость через соломинку и проглотить ее. | Взрослый может слегка нажать на пакет с соком, чтобы жидкость поднялась по трубочке и попала ребенку в рот. | |
Вытереть рот салфеткой: взять со стола салфетку; вытереть в рот; положить салфетку на стол. | ||
Поблагодарить и встать из-за стола. | ||
Отнести посуду в мойку и вымыть ее. | Можно собрать тарелку, чашку и ложку или вилку в маленький тазик, а потом отнести его в раковину. Описано в таблице навыка «Мытье посуды». |
— НАВЫКИ НАВЕДЕНИЯ ПОРЯДКА —
Навык
«Моет посуду»
Возраст формирования навыка
Моет посуду, которую дал в руки взрослый: 2–3 года. Собирает посуду в тазик: 2–3 года.
Самостоятельно убирает со стола посуду: 3–4 года.
Навык. Цепочка последовательных действий | Кто принимает решение, выполняет | Дополнительные рекомендации |
Принять решение мыть посуду. | Приготовьте тазик, легкую небьющуюся посуду, губку, моющее средство, поднос, фартук. Если мытье посуды будет происходить в раковине, в которую можно поставить тазик, позаботьтесь об удобной устойчивой подставке или скамеечке под ноги. | |
Надеть непромокаемый фартук. | Если фартук стесняет передвижения ребенка, его можно надеть, когда ребенок уже стоит на подставке. | |
Сложить посуду в тазик или поднос с бортиками. | ||
Отнести тазик или поднос к раковине. | Помогите ребенку правильно нести емкость с посудой: большие пальцы повернуты внутрь, остальные поддерживают дно или бока емкости. | |
Поставить поднос или тазик на поверхность возле раковины. | ||
Принести стульчик или подставку и поставить перед раковиной. | Стульчик переносят, взяв его одной рукой за спинку, второй – за сиденье. | |
Встать на стульчик. | См. таблицу навыка «Моет руки». | |
Включить и отрегулировать воду. | См. таблицу навыка «Моет руки». | |
Смочить губку под струей воды. | ||
Взять бутылочку с моющим средством, капнуть на губку моющее средство и поставить бутылочку обратно на поверхность. | Для мытья посуды подбирайте щадящее моющее средство. Можно использовать детский гель для купания. Бутылочка с гелем должна быть удобной для нажатия. |
Навык. Цепочка последовательных действий | Кто принимает решение, выполняет | Дополнительные рекомендации |
Взять в одну руку предмет посуды, например, тарелку. | Для удобства тарелку можно положить в раковину или ребром упереть в раковину / тазик. | |
Второй рукой держать губку и намылить ею тарелку. | ||
Положить губку на бортик раковины. | ||
Подставить тарелку под струю воды. | ||
Положить вымытую тарелку на поверхность рядом с мойкой, взять следующий предмет посуды и повторить все действия. | Начинать лучше с одной пластиковой тарелки и ложки, затем добавьте чашку или стаканчик. | |
Отжать губку и положить ее на бортик раковины или в мыльницу. | ||
Сполоснуть руки. | См. таблицу навыка «Моет руки». | |
Вытереть руки полотенцем. | Если мокрая тарелка скользит в руках у ребенка, можно вытереть руки сразу после мытья посуды, если же он может удержать мокрую тарелку – после того, как посуда разложена сушиться. Полотенце можно вешать на место после того, как ребенок слез с подставки. | |
Разложить вымытую посуду: тарелки – в сушилку, ложки в контейнер. | Лучше использовать специальную пластиковую сушилку, из которой вы сами позже переложите посуду на место. Можно раскладывать ложки с учетом величины. | |
Слезть с подставки. | ||
Отнести подставку на место. |
Навык
«Вытирает поверхность» *
Возраст формирования навыка
Вытирает поверхность тряпочкой: 1–1,5 года. Вытирает поверхность влажной губкой: 1,5–2 года.
Совмещает вытирание со сметанием крошек со стола: 2–3 года. Сам приносит тряпочку и вытирает стол: 4–5 лет.
Навык. Цепочка последовательных действий | Кто принимает решение, выполняет | Дополнительные рекомендации |
Вытирать стол | Подготовить тазик с небольшим количеством воды, губку, при необходимости – фартук. | |
Принять решение вытирать стол*. | ||
Надеть непромокаемый фартук. | ||
Окунуть губку в тазик с водой. | В тазике должно быть совсем немного воды на дне. | |
Подождать, пока губка намокнет и отжать ее. | ||
Одну руку положить на стол, а второй рукой с губкой протереть поверхность*. | ||
Повторить действия несколько раз (замочить – отжать – протереть). | ||
Отжать губку в тазик и положить на стол. | ||
Вылить воду из тазика. | ||
Поставить тазик на место. | ||
Положить губку на место*. | ||
Если стол мокрый, протереть его сухой салфеткой или тряпкой. |
* Возможен упрощенный вариант формирования этого навыка: без использования тазика с водой. В этом случае ребенок просто протирает поверхности сухой или влажной губкой / тряпкой, которую ему дал взрослый. В этом случае для выполнения используются только звенья, помеченные звездочкой.
Навык. Цепочка последовательных действий | Кто принимает решение, выполняет | Дополнительные рекомендации |
Вытереть руки*. | ||
Снять фартук*. | ||
Повесить фартук*. | ||
Вытирать пыль | Подготовить фартук, тазик с водой, поднос, тряпочку. | |
Принять решение вытереть пыль*. | ||
Надеть фартук*. | ||
Налить в тазик немного воды и поставить его на поднос. | ||
Смочить тряпочку в тазике. | ||
Отжать тряпочку. | ||
Вытереть пыльную поверхность*. | Вместо пыли можно использовать тонкий слой муки. Это хорошо подходит для маленьких детей, чтобы «пыль» была лучше видна. | |
Повторить операцию. | ||
Тряпочку отжать и положить на поднос. | ||
Воду из тазика вылить. | ||
Повесить тряпочку на край тазика или на другое, принятое в доме, место*. | ||
Вымыть и вытереть руки.* |
Навык
«Сметает крошки со стола»,
«Подметает пол»
Возраст формирования навыка
2–4 года.
Навык. Цепочка последовательных действий | Кто принимает решение, выполняет | Дополнительные рекомендации |
Сметать крошки со стола | Подготовить щетку, совок. Лучше всего подходит щетка с ручкой. | |
Принять решение вытереть стол. | ||
Взять щетку, плотно обхватив пальцами ее ручку. | ||
Взять совок в другую руку. | Можно взять совок после того, как мусор будет сметен в кучку. | |
Смести мусор к центру стола (можно пометить место крупным комком бумаги). | Во время обучения можно использовать комки бумаги, кусочки апельсиновых корок. | |
Подставить совок к кучке мусора и щеткой замести его на совок. | ||
Отнести мусор к мусорному ведру, придерживая его на совке сверху щеткой. | ||
Наклонить совок над ведром, чтобы мусор упал в ведро. | ||
Щеткой отряхнуть совок в ведро. | ||
Убрать совок и щетку на место. |
Навык. Цепочка последовательных действий | Кто принимает решение, выполняет | Дополнительные рекомендации | ||||
Подметать пол | Подготовить щетку с длинной ручкой, совок, комки бумаги. | |||||
Принять решение подметать. | ||||||
Взять щетку с длинной ручкой и смести мусор в одну кучку. | Если ребенку при сметании мусора на совок трудно пользоваться щеткой с длинной ручкой, можно использовать щетку с короткой ручкой и сметать мусор, как со стола. Можно обозначить это место для ребенка, положив на него крупный комок бумаги. | |||||
Взять щетку и совок и смести мусор на совок. | Для обучения используются комки бумаги, сушеные корки мандарина. | |||||
Отнести мусор в мусорное ведро, придерживая его сверху щеткой. | ||||||
Высыпать мусор в мусорное ведро. | ||||||
Отряхнуть совок в мусорное ведро. | ||||||
Щетку и совок поставить на место. |
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов... Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности... Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями... Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается... © cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста. |