Игра-ситуация «Травка-муравка» — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Игра-ситуация «Травка-муравка»

2019-09-09 696
Игра-ситуация «Травка-муравка» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сентябрь

КАРТОЧКА № 1

Игра-ситуация «Травка-муравка»

Цель: Ввести детей в игровую ситуацию; дать положительный эмоциональный заряд; развивать интонационную выразительность голоса.
Материалы: Картинки для игры «На лужке» и для прибаутки «Травка-муравка».

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, художественная литература, развитие речи.
Ход игры: Воспитатель приводит детей на «зеленый лужок», обращает внимание на красоту лужайки (яркие цветы, зеленую траву) и предлагает порадоваться солнечному дню. Дети стоят стайкой. Проводится двигательная разминка.
Двигательная разминка «На лужке»
Воспитатель:

Вышли детки на лужок, на высокий бережок.
Зеленеет травушка, травушка-муравушка.

(Дети взмахивают руками вверх-вниз.)
Колокольчики цветут, прямо к солнышку растут,
На ветру качаются, всем хотят понравиться.

(Дети качают поднятыми вверх руками.)
Пчелки быстрые спешат, над цветочками кружат,
Ладится работа —меду полны соты!

(Дети летают, как пчелки.)
Воспитатель собирает «пчелок» в кружок и проводит гимнастику для голоса.

Игра-диалог (гимнастика для голоса) «Пчелы, отзовитесь!»

Воспитатель стоит в кругу, дети сидят на корточках – «прячутся».
Воспитатель: Пчелки, пчелки, отзовитесь!
Пчелы (недовольно): Зум-зум-зум!
                             Зум-зум-зум!
Воспитатель: Пчелки, пчелки, покажитесь!
Пчелы (недовольно): Зум-зум-зум!
                            Зум-зум-зум!
Воспитател :. Вам построю новый дом!
Пчелы (поднимаются, машут крылышками, жужжат удивленно):
                           Зум-зум-зум?
                           Зум-зум-зум?
Воспитатель: Так уютно в доме том!
Пчелы (радостно): Зум-зум-зум!
                           Зум-зум-зум!
Воспитатель: Солнце скрылось за горой,
              Ну-ка, пчелки, все домой!
Пчелы, радостно жужжа, перелетают в «новый домик» – на другое место.
Игра повторяется.
Воспитатель обращает внимание ребят на то, что наступил вечер, настраивает их на спокойный лад и драматизирует русскую народную прибаутку «Травка-муравка», показывая соответствующую картинку:

Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась,
Зайки – за капустку,
Мышки – за корку,
Детки – за молоко.


Можно дать детям молока в красивом кувшине.

КАРТОЧКА № 2

КАРТОЧКА № 3

Игра-ситуация «Жили гуси у бабуси»

Цель: Дать детям положительный заряд эмоций; учить следить за ходом изображаемого взрослым сюжета, вовлекать в беседу по его содержанию.
Материалы: Настольная ширма, перчаточные куклы (гуси), костюм бабушки.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, развитие речи.

Ход игры: Воспитатель в костюме бабушки приходит к детям и приглашает их на свой двор. Говорит, что в сарае на дворе живут гуси. Педагог показывает сценку про гусей с помощью перчаточных кукол.
Сценка «Гуси»
Бабушка.
У меня есть два гуся,
Два задиристых гуся. (Показывает гусей.)
Два задиристых гуся
Как начнут щипаться,
Как начнут ругаться:
– Га-га-га! – один кричит.
– Га-га-га! – другой шипит. (Имитирует драку гусей.)
Вот гуськом спешат на пруд,
Вперевалочку идут. (Гуси идут друг за другом вперевалочку.
Покричу им:
– Стойте, гуси!
Вы не слышите бабуси?
Но они бегут к канавке
За прохладной свежей травкой. (Гуси бегут.)
На лужайке развалились —
Ссоры-драки прекратились. (Сытые гуси лежат на лужайке.)
Бабушка просит детей показать, как вели себя гуси (кричали, ссорились, бежали к пруду и т. п.). (Примечание. Задача воспитателя состоит в том, чтобы дать детям прочувствовать ситуацию эмоционально, отразить ее в движении и в интонации голоса.)
Бабушка просит деток поиграть в гусей. Дети, изображая гусей, выполняют двигательную импровизацию на слова народной песенки «Жили у бабуси».
Двигательная импровизация «Жили у бабуси»
Бабушка.

Жили у бабуси, два веселых гуся:
Один серый, другой белый,
Два веселых гуся.

(Дети-«гуси» делают пружинку с поворотом,

помахивая крылышками.)
Вытянули шеи, у кого длиннее, —
Один серый, другой белый,
У кого длиннее. (Дети ритмично вытягивают шеи.)
Мыли гуси лапки в луже у канавки –

(Хлопают крылышками по воображаемой воде.)
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке. (Дети прячутся за спинки стульев.)
Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси! —
Один серый, другой белый, гуси мои, гуси!»

(Бабушка ищет гусей.)
Выходили гуси, кланялись бабусе —
Один серый, другой белый, кланялись бабусе.

Дети выходят из-за стульев, кланяются и свободно пляшут.
Бабушка спрашивает у детей, понравилось ли им у нее в гостях, и приглашает выпить с ней чаю.

КАРТОЧКА № 4

Октябрь

КАРТОЧКА № 5

КАРТОЧКА № 6

Игра-ситуация «Кто из нас, из овощей…»

Цель: Обогащать эмоции детей; вовлекать в импровизацию; учить обсуждать содержание сказки.
Материалы: Овощи (помидор, капуста, огурец).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Развитие речи, музыка.

Ход игры: Воспитатель в роли хозяйки встречает детей с капустой в руках. Дети рассматривают кочан, а воспитатель расхваливает капусту:

Уродилась густо крепкая капуста,
Выросла на грядке ладная, складная.
Зачем капуста нужна?
В щах хороша?-Дети. Да!

В борщах важна? -Дети. Да!

В пирожки кладут?- Дети. Да!
 В бочках солят? - Дети. Да!
 Любите капусту? - Дети. Да!
Козочкам дадим? - Дети. Дадим.
 А зайцев угостим? - Дети. Угостим.

Воспитатель начинает хороводную игру. Выбирает одного ребенка на роль заиньки.
Хороводная игра «Заинька»

Дети ходят по кругу. Заинька стоит в середине, отвечает на вопросы детей.
Дети: Заинька маленький, где бывал?
  Заинька маленький, что видал?
Заинька: В поле бывал,
         Огород видал.
Дети: Заинька маленький, чей огород?
   Заинька маленький, кто стережет?
Заинька: Кумы огород,
           Кум стережет.

Дети: Заинька маленький, зачем убежал?
   Заинька маленький, в лесок убежал?
Заинька: Я капустку брал,
        Я морковку рвал,
           От кума и кумы
          В дальний лес убежал.
Воспитатель подводит детей к столу, на котором лежат морковь, лук, капуста, свекла, кабачки, огурцы, помидоры, и показывает овощи, а дети называют их. Далее воспитатель усаживает детей полукругом у стола и рассказывает сказку.
Сказка про овощи
Однажды на огороде овощи заспорили: кто из них самый красивый. Первой стала хвастаться капуста: «Я – белая, хрустящая. Я самая красивая». Потом сказал огурец: «Я зеленый, крепкий. Я самый красивый». Обиделся помидор: «Я самый красивый, потому что я – красный». Овощи долго спорили. Тут на огород прибежал зайка. Он увидел капусту и сказал: «Капуста – самая красивая. Она самая вкусная». Взял кочешок и – был таков. Потом прибежал Коля. Он увидел огурец и сказал: «Какой красивый огурчик, надо попробовать!» Взял его и убежал. Последней пришла мама. Ей понравился помидор: «Какой красавец!» Сорвала его и понесла домой, чтобы сделать салат. Так овощи перестали спорить, потому что всем они понравились. Тут и сказке конец.

Воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им сказка. Оставляет муляжи овощей на столе, чтобы дети могли поиграть в сказку про овощи.

КАРТОЧКА № 7

КАРТОЧКА № 8

Ноябрь

КАРТОЧКА № 9

КАРТОЧКА № 10

Машина «Хлеб»

Развожу я булки, сдобы

В каждый магазин,
Любит хлебушек душистый
Каждый гражданин.
Светофоры пропускают
На зеленый свет,
Чтобы хлеб был на столе
Вовремя в обед.

Мишка
Вот он – плюшевый, большой
Мишенька– медведь,
Может голосом тягучим
Песенку пропеть.
Вперевалку с бока на бок
Он в лесок идет,
Чтоб узнать, готов ли в сотах
Разнотравный мед.

Заяц
Вот на полочке, в углу
Заинька сидит,
Уши длинные прижав,
Серенький дрожит.
– Зайка, не пугайся нас,
Мы – твои друзья,
Знаем мы, что малышей
Обижать нельзя.

Воспитатель дает детям возможность поиграть с выбранными игрушками. Затем предлагает каждому ребенку сыграть роль выбранной игрушки. Дети показывают, как ходит и ревет медведь, едет машина, бегает заяц и т. п.
Воспитатель подходит к полке, на которой стоит игрушечный пастушок. Дети вспоминают сказку про пастушка. Затем распределяются роли: пастушка, коровы Зорьки, бычка Борьки, птичек. Воспитатель дает пастушку дудочку, и сказка начинается. Для разыгрывания хорошо использовать музыкальные записи, которые сопровождали сказку при первом знакомстве с ней. Дети драматизируют содержание сказки. Затем проводится игра.

Игра «Пастушок и коровы»
Воспитатель.
У домов мычат коровы,
Громко дудочка поет:
Пастушок (играя на дудочке).
Ду-ду-ду, всех зову,
Всех коровок я зову!
Воспитатель.
А коровки вслед ему:
Коровы.
Му-у-у!
Выпускай нас на лужок,
Наш любимый пастушок.
Му-му-му, му-му-му
Наш любимый пастушок.
Воспитатель.
На лугу стада пасутся,
Громко дудочка поет:
Пастушок.
Ду-ду-ду, на лугу
Раздается «ду-ду-ду»!
Воспитатель.
А коровки вслед ему:
Коровы.
Му-му-му!
Хорошо нам на лугу!
Му-му-му!
Хорошо нам на лугу!

Воспитатель объявляет, что магазин игрушек закрывается. Дети могут взять понравившиеся игрушки с собой.

КАРТОЧКА № 11

Игра-ситуация «Коза-дереза»

Цель: Познакомить детей с театром, его устройством; увлечь театральной постановкой, вызвать эмоциональный отклик на яркое зрелище.
Материалы: Оборудование для кукольного театра, театральные куклы.
Связь с другими занятиями и видами деятельности: Музыка, художественная литература, развитие речи.
Ход игры: Воспитатель приносит билеты в театр и спрашивает у детей, знают ли они, что такое театр. Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает поговорить о театре.
Воспитатель рассказывает детям, что театр – это место, где показывают спектакли для детей и для взрослых. Театр – это большой дом, в котором много помещений. Самым главным местом в театре является зрительный зал. Там есть сцена, где показывают спектакль, есть кресла для зрителей. Зрители специально приходят в театр, чтобы посмотреть выступления актеров. Зрители покупают в кассе билеты, входят в помещение театра, раздеваются в гардеробе и ждут, когда прозвенит звонок. После первого звонка можно идти в зрительный зал. Зрители садятся в кресла и ждут начала спектакля. Когда зрители входят в зрительный зал, сцена закрыта занавесом. Но вот звенит последний звонок, играет музыка, занавес открывается, и зрители видят на сцене декорации. Выходят актеры, и начинается спектакль. Актеры во время спектакля очень стараются, они хотят, чтобы спектакль всем понравился. Зрители смотрят спектакль внимательно, не разговаривают, поддерживают любимых героев аплодисментами. В конце спектакля актеры выходят на поклон, а зрители им дружно хлопают, благодарят за доставленное удовольствие.
Примечание. Воспитатель в беседе о театре данного возраста детям сообщает только самое главное, не перегружая подробностями. Воспитатель может сопровождать свой рассказ показом картин, слайдов, фотографий. Вторую часть рассказа желательно проводить на конкретном примере.
Воспитатель сообщает детям, что сегодня к ним приехал в гости кукольный театр и покажет новый спектакль (например, русская народная сказка «Коза-дереза»). Дети «покупают» билеты, садятся на расставленные полукругом стулья, ждут звонка. Занавес на ширме открывается, и дети смотрят кукольный спектакль, показанный силами взрослых или старших детей.
Кукольный спектакль «Коза-дереза» в театре бибабо
Роли: ведущий (воспитатель), дед, баба, внучка Маша, коза, зайка, волк, медведь (куклы).
Звучит русская народная мелодия «Уж вы, сени».
Ведущий. Жили-были дед да баба, да внучка Маша. Не было у них никакой скотинки – одна коза, желтые глаза, кривая нога, острые рога. Дед козу очень любил.
(Выходят дед и коза.)
Дед (ласково). Ты, моя коза, желтые глаза, иди на травку пастись, свежую водичку пить. (Коза молча ходит.) Внучка, Машенька, иди козу пасти.
Маша (выходит). Иду, дедушка. (Козе.) Пойдем, козочка.
Коза (недовольно). Ме-е-е…
(Уходят.)
Ведущий. Пошла Маша козу пасти. Вот уж дело к вечеру, сел дед у ворот, ждет козу домой.
Дед. Вот коза моя вернулась. Коза моя, коза, желтые глаза, кривая нога, острые рога, что ты ела, что пила?
Коза (недовольно). Я не ела, не пила, меня внучка не пасла. Как бежала я через мосточек, ухватила кленовый листочек, а как бежала через гребельку, проглотила воды капельку, – вот и вся моя еда!
Дед (сердито). И вся еда? (Кричит.) Маша!
Маша (выходит). Я здесь, дедушка.
Дед. Ах, ты, негодная, почему козу не накормила, водой не напоила? Пришла домой коза, не ела, не пила! Уходи прочь!
(Все уходят.)
Ведущий. Рассердился дед и прогнал Машу. Послал бабу козу пасти.
Баба (бежит за козой). Стой, коза, погоди! Не беги! Поешь травки, попей водицы!
Дед (выходит). Ну, коза, моя коза, желтые глаза, кривая нога, острые рога, что теперь скажешь? Что ты ела, что пила?
Коза (сердито). Я не ела, не пила, меня бабка не пасла. Как бежала через мосточек, ухватила кленовый листочек, как бежала через гребельку, проглотила воды капельку, – вот и вся моя еда!
Дед (грозно). Да ты, баба, в своем уме? Коза пришла, не ела, не пила, а ты и не видишь! Поди прочь!
(Баба уходит.)
Ведущий. Рассердился дед, прогнал бабу и пошел пасти козу сам. Пас, пас, досыта накормил козу, пригнал домой, сел у ворот и спрашивает.
Дед (ласково). Ну, коза моя, коза, желтые глаза, кривая нога, острые рога, что скажешь? Что ты ела, что пила?
Коза (упрямо). Я не ела, не пила, а как бежала через мосточек, ухватила кленовый листочек, а как бежала через гребельку, проглотила воды капельку, – вот и вся моя еда!
Дед (в гневе). Вся еда? Ах ты, обманщица! (Берет прут и бежит за козой.) А ну, постой, я покажу тебе – «вся еда»!
(Убегают.)
Ведущий. Еле убежала от деда коза. Прибежала в лес и забралась в зайкину хатку, двери заперла, залезла на печь. А зайка ничего не знал, – он в огороде капусту ел.
Зайка (поет).
Выхожу на огород,
Посижу на грядке,
Посмотрю, что тут растет,
Все ли тут в порядке.
Вот капуста, вот горох,
Урожай вполне хорош!
Ля-ля-ля, ля-ля-ля,
Урожай вполне хорош!
Ну, кажется, все, наелся! Пойду домой, морковку отнесу. (Бежит, видит – дверь заперта). Эй, кто там? (Стучит.) Кто, кто мою хатку занимает, меня, зайку, в дверь не пускает?
Коза (с печи страшным голосом). Я – коза-дереза, желтые глаза, кривая нога, острые рога! Я топу-топу ногами, заколю тебя рогами, хвостом замету!
Зайка (испуганно). Ой-ой-ой! (Убегает за кустик.)
Волк (выходит). О чем, заинька, плачешь, о чем слезы льешь?
Зайка. Как мне, заиньке не плакать, как мне серому не горевать: построил я себе избушку на лесной опушке, забралась в нее коза-дереза, меня домой не пускает.
Волк. Не горюй, я ее выгоню. (Идет к домику, кричит козе.) Ступай, коза, с печи, освобождай зайкину избу!
Коза. Как выскочу, как выпрыгну, как забью ногами, заколю рогами – пойдут клочки по закоулочкам!
Ведущий. Испугался волк и прочь побежал. Снова зайка плачет. Идет мимо медведь.
Медведь. О чем, заинька, плачешь, о чем, серенький, слезы льешь?
Зайка. Как мне, заиньке, не плакать, как мне, серому, не горевать: построил я себе избушку на лесной опушке, а забралась ко мне коза-дереза, меня домой не пускает.
Медведь. Не горюй, я ее выгоню. (Идет к домику, кричит козе.) Пошла, коза, с печи, освобождай зайкину избу!
Коза. Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Ведущий. Испугался медведь – и ну бежать. Опять зайка плачет под кустом. Идет мимо петушок, красный гребешок.
Петух. О чем, заинька, плачешь, о чем, серенький, слезы льешь?
Зайка. Как мне не плакать, как мне, серому, не горевать. Построил я избушку, забралась в нее коза-дереза, домой меня не пускает.
Петух. Не горюй, заинька, я ее выгоню.
Зайка. Я гнал – не выгнал, волк гнал – да не выгнал, медведь гнал – да не выгнал, где тебе, Петя, выгнать!
Петух. Ну, посмотрим! (Идет к дому, кричит козе.) Иду скоро, на ногах шпоры, несу острую косу, козе голову снесу! Ку-ка-ре-ку!
Коза (испуганно). Ой-ой-ой, выхожу, бегу! (Убегает.)
Ведущий. Испугалась коза – да как хлопнется с печи, да на стол, да на пол, да в дверь и в лес бегом. Только ее и видели! А зайка снова в избушке живет, морковку жует и вам кланяется.
(Выходят зайка и петух, поют песенку.)
Петух.
Убежала прочь коза,
Коза – желтые глаза.
Зайка песенки поет,
Снова в домике живет.
Зайка.
И «спасибо» петушку
Я за помощь говорю.
Хорошо, что есть друзья,
Без друзей прожить нельзя!

В конце воспитатель побуждает детей аплодировать героям-куклам, затем спрашивает, понравилась ли им сказка.
Примечание. Более подробные вопросы следует задавать детям через некоторое время, при следующей встрече.

 

КАРТОЧКА № 12

Декабрь

КАРТОЧКА № 13

КАРТОЧКА № 14

КАРТОЧКА № 15

КАРТОЧКА № 16

Январь

КАРТОЧКА № 17

Игра-ситуация «Сказки матушки метели»

Цель: Вовлекать детей в игровую ситуацию в двигательную импровизацию, побуждать вступать в диалог; приучать внимательно слушать новую сказку и следить за развертыванием ее содержания.
Материалы: Две снежинки, костюм метели (накидка и шапочка); оборудование для сказки на фланелеграфе, картинки: летом воробей Яшка клюет личинки, сидя на дереве; нахохленный голодный воробей сидит на березе; дедушка и мальчик развешивают коробочки с кормом; воробей Яшка наблюдает, как птицы клюют корм; Яшка и другие воробьи клюют корм.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Экология, развитие речи.
Ход игры: Воспитатель подводит детей к окну, обращает их внимание на красоту зимней природы, затем берет в руки две снежинки и говорит:
Снег засыпал все тропинки,
Тихо падают снежинки.
Посмотрите, как красиво!
Снег ложится на осины,
Украшает тихий двор.
У снежинок вышел спор:
Чье белее платье,
Чей узор нарядней?

Воспитатель предлагает детям поиграть в снежинок. Звучит музыка, дети-«снежинки» свободно танцуют. Затем воспитатель ведет диалог с детьми-«снежинками».
Игра-диалог «Снежинки»
Воспитатель
. Снежинка, скажи мне, взялась ты откуда?
1-я Снежинка. Из снежной метели, порхаю повсюду!
Воспитатель (обращается к другой снежинке). А ты где взяла свой красивый наряд?
2-я Снежинка. Метели снежинкам наряды дарят!
Воспитатель. Метели для вас нет важнее на свете?
2-я Снежинка. Метель – наша мама, а мы – ее дети!
Дети зовут метель. Воспитатель надевает за ширмой элементы костюма (накидку и шапочку) и выходит в роли метели.
Метель.
Я пришла к вам погостить, погостить, поговорить,
Начинаю тихо-тихо: у-у-у, у-у-у!
А потом сильнее: у-у-у, у-у-у!
Загужу я ветром: у-у-у, у-у-у!
Да завою волком: у-у-у, у-у-у!
Но метель стихает: у-у-у, у-у-у!
Умолкает ветер: у-у-у, у-у-у!
Не страшна метель: у-у-у, у-у-у!
Никому на свете!
Вот теперь я, метель, стала мягкой, тихой, ласковой. Вы – мои дети-снежинки – нарядные, красивые. Расскажите, какие у вас наряды? (Красивые, белые, серебристые и т. п.). Расскажите, куда вы летите? (Ответы детей.) Потанцуйте со мной. (Звучит музыка, дети танцуют с метелью.) Вы, наверное, устали целый день летать и кружиться, садитесь на полянку, я расскажу вам зимнюю историю.
Зимняя история на фланелеграфе

«Волшебная коробочка»
Жил-был в парке воробей Яшка. Он был очень веселый. Целый день Яшка летал по своим птичьим делам: то на ветке сирени покачается, то на березу прыгнет, то полетит посмотреть, что делается в дальних уголках парка. Еды у Яшки было летом всегда много. Жучков и червячков на деревьях искал, воду из лужиц пил. Так до зимы и дожил.
Пришла холодная зима. Веселья у Яшки поубавилось. Надо было о еде заботиться. Корма почти не стало. Жучки и червячки пропали – залезли глубоко в кору деревьев и уснули. Не достать их. Лужи в парке замерзли и покрылись снегом. Яшка ел мелкие семечки и ягодки, которые еще оставались на деревьях и кустах. Воробышек погрустнел. Как дальше жить? Тут он увидел, что в парк пришли дедушка и мальчик Андрюша. Взяли мальчик с дедушкой какие-то коробочки, похожие на домики, и повесили на деревьях. Встали в сторонку и стали наблюдать.
Яшке было любопытно, что это за коробочки такие. Но он решил, что надо быть осторожнее. Он сел на высокую березу и стал смотреть, что из этого выйдет. Тут он увидел, как к коробочкам прилетел его приятель, Серый воробей, поглядел по сторонам, уткнулся клювом в коробочку и стал что-то клевать. Яшка потоптался на ветке и увидел, что целая стайка птиц слетелась к коробочкам, которые развесили на деревьях дедушка и мальчик. Яшка подумал, наверное, это не опасно, можно и ему попробовать. И он полетел прямо к коробочке.
На дне коробочки Яшка увидел зерна ячменя. Яшка обрадовался и стал быстро клевать. Воробьи, слетевшиеся к корму, быстро его склевали и улетели на соседний куст. Андрюша подошел, достал из пакетика еще корма и насыпал в коробочку. Птицы опять прилетели и стали клевать. Яшка тоже клевал корм из коробочки и был очень доволен. Теперь он понял, что это за волшебные коробочки. Так жизнь Яшки стала сытнее.
Метель спрашивает у детей, понравилась ли им история, и прощается с ними.

КАРТОЧКА № 18

Игра-ситуация «Котик на печке песни поет»

Цель: Приобщать детей к русскому фольклору; увлечь народным сюжетом.
Материалы. Комната, убранная в русском народном стиле, русский народный костюм, картинки для потешки, игрушечный кот.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Художественная литература, музыка, развитие речи.
Ход игры: Воспитатель встречает детей в роли хозяйки Матрены и проводит их в горницу – комнату, украшенную в русском народном стиле.
Матрена. Проходите, ребятушки малые, в мою горницу. Буду с вами в игры играть, сказки рассказывать, покажу свои игрушки. Есть у меня печка-матушка. Она всем в доме правит: и накормит, и обогреет. Если голоден, щами угостит. (Показывает горшок со щами.) Если замерз на морозе, прислонись к ней – будет жарко. Любит на печке мой любимый кот Тимофей погреться. (Показывает игрушечного кота.) Давайте его разбудим и поиграем.
Дети играют в уже знакомую игру «Кот на печку пошел» (См. игру-ситуацию «Первый ледок», с.).
Матрена. Во всем мне помогают мои помощники. (Показывает руки.) Они и воды принесут, и печь затопят, и кашу сварят, и в доме чистоту наведут. А ваши руки вам помогают? Вот у меня – пальчики-помощники.
Матрена проводит с детьми пальчиковую гимнастику по мотивам русской народной потешки.

 

Пальчиковая гимнастика-игра

«Пальчики-помощники»
Матрена (обращаясь к своему пальчику).

Пальчик-мальчик, где ты был?
(Поочередно «кланяется» другими пальцами).
– С этим братцем – в лес ходил,
С этим братцем – щи варил,
С этим братцем – кашу ел,
С этим братцем – песни пел!
Дети (сжимают и разжимают пальцы).
Пальчик-мальчик, где бывал?
(Подражают называемым движениям.)
– У пенечка поскакал,
Топал по пригорку,
Покатился с горки.
Меня дождик испугал,
Я под крышу убежал.

Матрена приносит свою дочку, куклу Аленку и сообщает, что к ней пришли гости.

Читает русскую народную потешку «У Аленки в гостях».

У Аленки в гостях
Два цыпленка в лаптях,
Петушок в сапожках,
Курочка в сережках,

 

Селезень в кафтане,
Утка в сарафане,
А корова в юбке,
В теплом полушубке.
Воспитатель читает потешку и поочередно показывает гостей Аленки – героев театра картинок.
Матрена. А теперь, гости мои дорогие, приглашаю вас к столу.

У Матрены стол накрыт,
Медный самовар стоит,
Чай по чашкам разолью,
Всех гостей я напою Чаем ароматным,
Сладким, вкусным, мятным.
С медом и калиной,
С ягодой малиной.
Пейте, не спешите,
Чаще в гости приходите!

Дети пьют чай в гостях у Матрены.

 

КАРТОЧКА № 19

КАРТОЧКА № 20

Февраль

КАРТОЧКА № 21

Игра-ситуация «Тихая песня»

Цель:  Настраивать детей на тихие, ласковые интонации колыбельной песни, сказки; заинтересовать содержанием сказки; учить размышлять по поводу сюжета; вызывать состояние покоя и добрые чувства.
Материалы. Кукла Ваня, аудиозапись колыбельной песни; картинки для театра: семейство ежей, забота семьи о малютке еже; сынок-ежонок уходит из дома, ежонок один в темном лесу; ежонок встречает волка; волк натыкается на иголки ежонка и кричит от боли; ежонок встречает своих родителей; ежонок становится храбрым и смелым.
Ход игры: Воспитатель включает аудиозапись колыбельной песни и вносит куклу – «спящего» Ваню. Дети слушают песню, а воспитатель качает Ваню. По окончании песни воспитатель тихо, чтобы не будить Ваню, читает стихи Я. Акима «Тихая песня»:

Баю-баю-баиньки,
Спи, сыночек маленький.
Все уснуло до зари.
Спят на ветках снегири.
Спят в озерах утки,
Синенькие грудки.
Спят на небе облака,
Золоченые бока.
В тучу солнышко ушло —
На ночь в косы заплело
Чистые, лучистые
Нити золотистые.
В тихой речке видит сон
Старый сом, усатый сом.
Баю-баю-баиньки,
Засыпай, мой маленький.

Воспитатель. Все уснули, и Ваня спит. Ночь пришла, темноту принесла. Задремал за печкой сверчок, свернулся котик в клубок, спят деревья, спят мосты, спи, мой Ванюшка, и ты. Ребята, вам понравилась песня, которую я пела Ване? Это колыбельная песня. Под нее мой Ваня быстро засыпает. Я пою ее тихо-тихо.

Тихо песенку спою,
Ваню покачаю,
И шуметь никому

 


Я не разрешаю.
Вдруг мой Ванечка проснется,
Испугается во сне?
И поэтому придется
Посидеть нам в тишине.

Воспитатель прикладывает палец к губам и держит паузу – тишину. Потом кладет Ваню на кровать и подходит к ребятам. Спрашивает, у кого из них есть братики и сестренки, как с ними общаются родители, бабушки и дедушки и сами ребята. Вызывает у детей чувство нежности и любви у детей к малышам.
Затем педагог рассказывает сказку в театре картинок.

Сказка в театре картинок «Маленький ежик»
В одном лесу жило семейство ежей: папа-еж, мама-ежиха, сынок-ежик. Жили они, поживали, и однажды у мамы-ежихи родился еще один ежонок малютка. Родители души в нем не чаяли. Мама всегда стелила ему мягкую постельку из сухих листьев и кормила молочком. Папа утеплял нору ветками и пухом. Один сынок-ежик вертелся без дела. Все внимание родителей доставалось малютке. Его нужно было вовремя кормить, укладывать спать. Сынка-ежика никто не замечал. «Никому я не нужен», – подумал сынок-ежик и ушел. Он убежал далеко от норы, заигрался с еловыми шишками и не заметил, как попал в незнакомый лес.
Наступил вечер, стало темно и холодно. Ежонок загрустил: «Лучше сидел бы я в норке, играл с листьями». Ежику стало совсем грустно, он вспомнил, как дома было тепло, вкусно пахло молоком и яблоками. Ежик совсем было упал духом, как вдруг услышал чье-то теплое дыхание.
Это был незнакомый зверь. Он нагнулся совсем близко, и ежик почувствовал опасность. Незнакомец зарычал, завыл и тронул ежика лапой. Это был волк. Ежонок свернулся клубочком и выставил перед носом волка свои острые иголки. Волк нагнулся было ниже, да вдруг как заскулит от боли: «У-у-у!» Иголки так и впились ему в нос. Волк кинулся бежать, на ходу вытаскивая из носа колючки. Ежик сидел не шелохнувшись. Он не понимал, почему убежал волк.
Понемногу ежик стал приходить в себя. Он огляделся вокруг – никого не было, и, что было силы, бросился бежать домой. Бежал он, бежал и, наконец, прибежал к дому. Возле дома стояли мама-ежиха и папа-еж, они так переживали, что не стали даже наказывать сынка-ежика. Папа-еж сказал только: «Сынок, ты уже большой, но не стоит далеко отлучаться от дома. Волки ходят так близко!» Мама-ежиха сказала: «Милый сынок, я так по тебе скучала, где же ты был?» Ежик обрадовался, что папа и мама его ждали, и сказал: «Так значит, вы меня все же любите?» Мама заплакала и сказала: «Милый малыш, какая же мама не любит своего ребенка? Я так люблю тебя, мой милый, что никогда-никогда не буду разлучаться с тобой!»
Сынок-ежик расхрабрился и сказал: «Мама, папа! Сегодня я победил волка! Он убежал от меня! Но почему, я не понял. Я только свернулся калачиком, и все». Папа ответил: «Малыш, ты стал настоящим ежом, у тебя появились острые иголки, и ты можешь отпугивать врагов. Ты вырос, и я горжусь тобой!» От этих слов ежонок почувствовал себя очень сильным. Он стал помогать маме и папе заботиться о маленьком братике, ведь он, старший брат, теперь сильнее и должен его защищать.

После сказки воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им сказка, что ребята хотят спросить по ее содержанию.
Связь с другими занятиями и деятельностями. Развитие речи, ознакомлении с окружающим.


КАРТОЧКА № 22

КАРТОЧКА № 23

Игра-ситуация «Тили-бом!»

Цель: Увлечь детей художественно-образным преподнесением материала; побуждать самостоятельно действовать в роли, следить за действиями партнеров.
Материалы. Атрибуты и декорации к сценке про кошкин дом (дом, ведро, лист, фонарь – предметы-заместители; пожарная машина).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, развитие речи.
Ход игры: Воспитатель привозит пожарную машину и ударяет в колокол: «Тили-бом! Тили-бом! Что случилось? Это приехала пожарная машина, она бывает там, где пожар. Что горит? Это горит дом! Давайте спасать дом и хозяев!»
Дети выступают в роли пожарных и героев русской народной потешки. Воспитатель – в роли ведущего.
Инсценировка «Кошкин дом»
Ведущий.
Тили-бом! Тили-бом!
(Ребенок-пожарный бьет в колокол.)
Загорелся кошкин дом,
Идет дым столбом!
(Выбегает кошка с вещами.)
Кошка выскочила,
Глаза выпучила,
(Выбегает курочка с ведром.)
Бежит курочка с ведром
Заливать кошкин дом.
(Выбегает лошадка с фонарем.)
А лошадка – с фонарем,
(Выбегает зайка с листом.)
Серый заюшка – с листом.

(Все участники гасят пожар: дуют на огонь, льют воду.)
Раз! Раз! Раз! Раз!
И огонь погас!
По окончании инсценировки воспитатель хвалит пожарных за работу, кошка благодарит всех соседей. Соседи утешают кошку и с помощью воспитателя вносят предложения, что ей дальше делать (приглашают к себе пожить; предлагают построить новый дом и др.). Воспитатель предлагает детям помочь несчастной кошке-погорелице и построить новый дом.

КАРТОЧКА № 25

Март

КАРТОЧКА № 26

КАРТОЧКА № 27

Игра-ситуация «Чьи детки?»

Цель: Вовлекать детей в воображаемую ситуацию; побуждать выразительно действовать в роли зверей.
Материалы. Шапочки свиньи, собаки, кошки, 3 синие и 3 красные матрешки.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Развитие речи, ознакомление с окружающим, музыка.
Ход игры:
Воспитатель приводит детей в «звериный детский сад». Рассказывает: «Зверята находятся в садике целый день. Здесь они кушают, играют, ходят на прогулку, с ними проводят занятия. В младшую группу ходят зверята: поросенок, котенок, щенок. Рано утром мамы отводят их в детский сад. Зверята вместе с воспитателями делают зарядку».
Дети делают зарядку, подражая зверятам, выполняют движения в соответствии с текстом.
Воспитатель.
Рано утром по порядку
Вышли звери на зарядку.
Лапы вверх, лапы вниз,
А теперь наклонись.


Потом зверята идут умываться.
Дети выполняют действия с воображаемыми предметами.
Воспитатель.
Нам водица даст умыться,
И облиться, и напиться.
Умывают щечки, ушки
Мои милые зверюшки
Вот так, вот так.

А теперь пора на занятия. Сначала будет математика.
Воспитатель высаживает матрешек в два ряда – синие и красные.

Воспитатель.
Вот матрешки тут сидят,
На зверят они глядят.
Эти – красные матрешки,
Эти – синие матрешки.
Разбирайте по одной
И бегите все за мной.

(Дети бегут по кругу.)
Воспитатель ( Обращается к щенку .)
Сколько у тебя матрешек?
Щенок. Гав!
Воспитатель (обращается к котенку). Сколько у тебя? Котенок. Мяу!
Воспитатель (обращается к поросенку). Сколько у тебя? Поросенок. Хрю!
Воспитатель. У всех – по одной! А теперь.
Ставьте, мои крошки,
На стол свои матрешки!
Сколько на столе матрешек? (Много!) А теперь будет музыкальное занятие.
Воспитатель (поет). Вот котенок мне поет:
Котенок. Мя-у, мя-у!
Воспитатель. А щенок вот так поет:
Щенок. Гав-гав-гав!
Воспитатель. Поросенок подпевает:
Поросенок. Хрю-хрю-хрю!
Воспитатель. А все вместе – это хор!
Зверята (поют одновременно). Мяу, гав, хрю!
Воспитатель. Вечером приходят за зверятами их мамы. (Показывает поочередно детям свинью, собаку и кошку.) Они зовут своих детей.
Свинья (низким голосом).
Хрю-хрю-хрю,
Поросенка я люблю.
Поросенок, ты где?
Поросенок (тоненько). Хрю-хрю-хрю!
Собака (сильным голосом).
Я иду издалека

И зову к себе щенка:
Выходи, гав-гав-гав!
Щенок (высоким голосом). Гав-гав-гав!
Кошка (низким грудным голосом).
Где пушистый мой котенок,
Где послушный мой ребенок?
Мяу, мяу, слышишь маму?
Котенок (нежно). Мяу, мяу, мяу!
В эту игру можно играть вариативно. Сначала воспитатель играет все роли «взрослых» (воспитателя, собаки, кошки, свиньи), далее дети могут играть роли попарно, между собой: свинья – поросенок, кошка – котенок и т. д. Важно обращать внимание ребят на интонационные особенности голосов взрослых зверей и зверей-деток.

 

КАРТОЧКА № 28

КАРТОЧКА № 29

Апрель

КАРТОЧКА № 30

КАРТОЧКА № 31

КАРТОЧКА № 32

Игра-ситуация «Зоопарк»

Цель. Познакомить детей с дикими животными и их повадками; воспитывать любовь ко всему живому; развивать любознательность; побуждать к вхождению в роль.
Материалы. Игрушки: обезьяна, тигры, слоны.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, ознакомление с окружающим, экология, развитие речи.
Ход игры:
Предварительная работа. Педагог просматривает с детьми видеосюжеты про зоопарк, про уход за животными, про общение с ними. Показывает иллюстрации, читает рассказы о животных, беседует с детьми. Беседа должна быть краткой, содержать лишь необходимые сведения. Примерное содержание предварительной беседы:
Звери в зоопарке живут в вольерах – специально огороженных местах для животных. В зоопарк приходят посетители, они рассматривают зверей, могут долго за ними наблюда


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.