Гарантии государства в области занятости — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Гарантии государства в области занятости

2019-08-26 198
Гарантии государства в области занятости 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Государство, используя инструменты макроэкономического регулирования, ставит своей целью обеспечить граждан благоприятными условиями для реализации своей потребности к труду, а также активно содействовать профессиональной мобильности рабочих сил, формируя высокую конкурентоспособность. Сущность управления раскрывается через его функции. Функции, в которых выражается сущность управления, обуславливается содержанием и структурой производственного процесса [15, с. 134].

Одним из направлений государственных гарантий в сфере труда, социального обеспечения, занятости определенны Президентом Республики Казахстан, который утвердил государственные программы, единая система финансирования и оплаты трудовой деятельности работникам всех органов, что содержатся за счёт государственного бюджета. В 24 статье Конституции сказано: Каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор, свободный выбор профессии.[16].

Министерство труда и социальной защиты Республики Казахстан осуществляет оказание помощи, органам социальной защиты населения, связанным с применением действующего законодательства. Ведёт разработку программ для решения общих вопросов народонаселения. Разрабатывает основные направления государственной политики в области труда и занятости населения. Эффективное использование трудовых ресурсов и социальной защиты. Также Министерство труда и социальной защиты занимается анализом процессов, которые складываются на рынке труда, прогнозирует, разрабатывает и осуществляет перспективные и текущие государственные программы занятости населения. Формирует государственный фонд содействия занятости. Осуществляет деятельность Пенсионного фонда республики и его подразделений на местах с целью создания надёжной финансовой базы для выплаты всех видов пенсий. Организацией и руководством деятельности медик социальной экспертизы, реабилитации инвалидов, участие в выполнении необходимых мер по обеспечению доступа инвалидов к действующей инфраструктуре. Осуществляет разработку предложений по осуществлению комплекса социально-экономических мер, по проблемам семьи, материнства и детства. Разъясняется применение нормативных актов в области труда и социального обеспечения.

Вопросы занятости, безработицы, трудоустройства, выплат и пособий по безработице регулирует Государственная служба занятости. Государственная служба занятости анализирует и прогнозирует спрос и предложение на рабочую силу, информирует о текущей ситуации на рынке труда. Ведёт учёт граждан обращающихся по вопросам трудоустройства и наличие свободных рабочих мест, предоставляет информацию обращающимся в службу занятости предприятиям, организациям о наличии свободной рабочей силы. Оказывает помощь гражданам в подборе подходящей работы, предприятиям и организациям и другим работодателям в подборе нужных работников. Производит регистрацию безработных и оказывает им социальную поддержку, оплату пособий. Оказывает услуги по трудоустройству высвобожденных работников и не занятого населения. Организовывает профессиональное обучение, переподготовку, разрабатывает республиканские программы занятости. В состав органов Государственной службы занятости входят: Департамент занятости при Министерстве труда и социальной защиты Республики Казахстан. Департамент непосредственно состоит из: центрального аппарата, центров занятости областных, городских.

Департамент занятости осуществляет разработку и реализацию государственной политики в области занятости и социальной защиты безработного и незанятого населения. Анализирует и прогнозирует ситуацию на рынке труда и на основе полученных данных осуществляет разработку перспективных и текущих программ занятости населения. Осуществляет совершенствование организаций трудоустройства лицам, нуждающимся в социальной поддержке. Производит взаимодействие с органами государственного управления, местными исполнительными органами, работодателями. Совершенствует порядок и условия выплат пособий по безработице, стипендии безработным гражданам на обучение. Материальная помощь лицам потерявшим право на пособие по безработице, их иждивенцам. Разрабатывает проекты законодательных и нормативных актов по проблемам занятости, пользуется мировым сотрудничеством в решении проблем занятости. Выше приведены полномочия государственных органов осуществляющих гарантии государства в области занятости. В Республике Казахстан существует Государственный фонд содействия занятости, он состоит из дотаций государственного, республиканского и местного бюджета, добровольные взносы организаций, и других поступлений. Обязательные отчисления предприятий [17, с. 132].

Отдел по труду и занятости населения осуществляет:

1)реализацию государственной политики, в области оплаты труда;

2)реализацию государственной политики в сфере социальной защиты населения, обязательное и добровольное страхование;

3)участвует в разработке программ, цель которых оказать социальную поддержку семьям с детьми, трудящимся с семейными обязанностями и работающим женщинам;

4)осуществлять разработку ряда комплексных мер по качественному улучшению безработного населения;

5)на основе аналитической работы дать оценку демографическим процессам и уровню жизни населения, социальным последствиям, подготовка предложений по увеличению уровня социальной поддержки граждан. Разработка адаптированного плана к рыночной экономике. Поддержка семей с детьми, современные подходы к созданию системы государственного социального страхования;

6)единая государственная политика для улучшения условий труда работников;

7)непосредственное участие комиссий в случаях массовых высвобождений работников ликвидируемых предприятий, независимо от форм собственности

8)разрабатывает проекты соглашений о социальных партнёрствах в сфере социально-экономических и трудовых отношений;

9)осуществление государственного контроля, за соблюдением работодателями действующего законодательства о труде;

10)координирование работ, изучение общественного мнения населения в области труда, его оплата, охрана, занятость, социальная защита;

Как отмечалось ранее безработица необходимый элемент функционирования рыночной экономики. Она обеспечивает резерв рабочей силы, который необходим рынку в случаи изменения потребительского спроса. Для стран с устойчивой рыночной экономикой масштабы безработицы незначительны, возможно, снижение до минимального значения. В государствах с недостаточно развитой экономикой, и странах с переходной экономикой, и странах с переходной экономикой какой является Казахстан, уровень безработного населения высок, и обладает тенденцией к росту. Государства, для которых безработица является серьёзной проблемой, приоритетным решением будет разработка программы действий в сфере занятости и защиты безработных граждан [18, с. 132].

Экономика каждого государства индивидуальна, копирование чужого опыта в сфере занятости и социальной защиты не целесообразна. Изучение опыта других стран необходимо, с помощью них, возможно, учесть подходы для решения схожих проблем другими государствами. К примеру, правительство Франции, прежде всего, обеспечивает социальную помощь лицам нуждающимся. США, Швейцария, Германия концентрирует государственные ресурсы на создании рабочих мест, в большинстве случаев малооплачиваемые рабочие места. В первой модели государственной программы заметно, существенное увеличение безработных, во второй модели снижен уровень безработицы, но существенная разница в доходах с работающим населением.

Активная политика занятости. Организационные и экономические меры проводимые государством с целью снижения процента безработицы (обучение, переподготовка, повышение трудовой квалификации лицам ищущим работу). Пассивная политика занятости. Мероприятия, направленные на снижение негативных последствий безработицы (выплата государством гарантированного пособия по безработице, материальная помощь, выплата доплаты на иждивенцев).

На основе опыта многих стран наиболее эффективной государственной политикой является комплексный подход к решению данных проблем при сохранении активной политики создание рабочих мест. В данном подходе просматривается психологический манёвр, безработный смотрит на себя не как на государственного иждивенца, но как на будущего работника. По мнению Е.Ф. Борисова государственная политика занятости населения должна быть осуществлена по основным направлениям;

1)создание правовой базы, регламентирующая вопросы занятости и соцзащиты безработных.

Данная деятельность государства распространяется как на частный так и на государственный сектор экономики.

2)создание условий государством для само занятого населения.

В данном плане мировой опыт показывает, что наилучший эффект происходит при содействии государства развитию малого и среднего бизнеса. Для этого необходимо принять законы о льготном налогообложении для начинающих предпринимателей, предоставление им льготных кредитований для стартового капитала.

3)обучение, повышение профессиональных навыков;

Структурная перестройка неизбежно порождает структурную безработицу. На рынке труда складывается ситуация, с одной стороны избыточность работников старых профессий, с другой недостаток квалифицированных работников. Одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере занятости остаётся обучение, переобучение кадров согласно требованию времени. Переобучение кадров должно носить постоянный характер, в соответствии с постоянными изменениями рынка. Например, правительство Германии уделяет большое внимание подготовке кадров к конкретной области производства. Обучение организуется на предприятии, работникам выплачиваю стипендии.

4)поощрение территориальным мобильным рабочим силам;

Содействие, материальная поддержка, гражданам и семьям что решили сменить место жительство и переехать в районы, в которых наблюдается недостаток трудовых ресурсов. Важное направление государственной политики в сфере занятости, должны происходить организованные мероприятия по набору рабочих сил. На практике смена места жительства это всегда значительные материальные и моральные издержки.

Организационный набор рабочей силы решает многие вопросы трудоустройства (к примеру, вахтовый метод работы).

5)регулирование международной рабочей силы;

В международной практике государство поощряет учёных, узконаправленных специалистов.

6)регулирование демографии;

Государству необходимо отслеживать процесс рождаемости, смертности населения, в случаи выявления негативных факторов принять соответствующие меры по их устранению. Рабочая сила это совокупность умственных способностей, физического потенциала. Качество рабочей силы зависит не только от человека, но и от политики государства в области демографии населения [19, с. 148].

При проведении анализе статей 12,6 Закон Республики Казахстан от 23.01.2001 №149-II «О занятости населения».

Статья 12. Республиканские и региональные программы занятости населения

1. Правительство Республики Казахстан и местные исполнительные органы с участием представителей работников и работодателей на основе индикативных планов социально - экономического развития разрабатывают и утверждают программы занятости населения, предусматривающие:

1) меры, стимулирующие рост уровня занятости населения;

2) меры по сбалансированию спроса и предложения рабочей силы;

3) организацию занятости целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;

4) поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, создающего дополнительные рабочие места;

5) организацию гибкой системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных с учетом потребности на рынке труда;

6) организацию и совершенствование общественных работ;

7) меры по повышению роли местных исполнительных органов в решении региональных проблем занятости;

8) интеграцию деятельности уполномоченного органа с работодателями, общественными объединениями, частными агентствами занятости, занимающимися трудовым посредничеством в вопросах регулирования занятости и рынка труда;

9) совершенствование информационной базы данных по вопросам занятости;

10) создание дополнительных рабочих мест с учетом ситуации на рынке труда при разработке инвестиционных программ.

2. Финансирование программ занятости населения осуществляется за счет бюджетных средств и иных источников в соответствии с законодательством Республики Казахстан [20].

Статья 6. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области регулирования занятости населения

Правительство Республики Казахстан:

1) разрабатывает основные направления государственной политики в сфере занятости населения и организует их осуществление;

2) утверждает порядок установления квоты на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан и ее распределения между регионами Республики Казахстан;

3) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан [20].

Численность занятых на действующих субъектах МСП в разрезе видов экономической деятельности по состоянию на 1 января 2018 года. Общее количество занятых человек на действующих субьектах МСП Республики Казахстан3.190.133 чел. Сельское, лесное и рыбное хозяйство419.315 человек. Строительство 283.692 чел. Информация и связь 51.841 человек. Транспорт и складирование 179.858 чел.

Численность населения что обратилась в органы трудоустройства за 2018 год. Численность населения Республики Казахстан, обрившегося в органы трудоустройства 622.447 чел. Численность мужчин обратившихся в органы трудоустройства, 303.975 чел. Численность женщин обратившихся в органы трудоустройства 318.472 чел. Численность населения проживающего в сельской местности обратившихся в органы трудоустройства 303.339 чел. Численность населения проживающего в городской местности обратившегося в органы трудоустройства 319.108 чел.

Одним из направлений реализации государственной политики занятости:

Государственная программа занястости «Дорожная карта занятости 2020».

Программа дорожная карта занятости была принята Постановлением правительства Республики Казахстан от 31 марта 2015 года №162 «Об утверждении Дорожной карты занятости 2020» [21].

Государственная программа развития продуктивной занятости на 2017 -2021 годы. Послужило основанием для разработки данной программы Послание Президента Республики Казахстан Лидера Нации Н.А Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года. Данная программа входит в Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года.

Цель данной государственной программы оказать продуктивную занятость населения, и вовлечь граждан в предпринимательство. Основные задачи, которые ставит перед собой данная программа:

Задача №1- подготовить кадры с техническим и професиональным образованием принимая во внимание потребности рынка труда;

Задача №2- ввести краткосрочное профессиональное обучение по специальностям в которых нуждается рынок труда;

Задача №3- подготовить кадры в рамках проэкта ‘Мәнгілік ел жастары-индустрияға’;

Задача №4- осуществить переподготовку трудовых ресурсов и сокращаемых работников;

Задача №5- проводить обучение основам предпринимательства, за основу взят проект ‘Бастау-Бизнес’;

Задача №6- расширенное кредитование;

Задача №7- гарантирование кредитов;

Задача №8- предоставление государственных грантов;

Задача №9- содействие в обеспечении занятости;

Задача №10- повысить мобильность трудовых ресурсов;

Задача№11- развить единую цифровую площадку для трудоустройства;

Анализ текущей ситуации: по сравнению с 2007 годом, выросла рабочая сила на 9,7%, число наёмных работников увеличилось на 1,7 млн. человек, количество безработных снизилось на 155 ты с. человек.

За время действия государственной программы ДКЗ (Дорожная карта занятости). Государственная поддержка была оказана 770 ты с. гражданам, на постоянные рабочие места трудоустроено 500 ты с. человек. Уровень безработицы сократился с 5,1% в 2015 году до 5,0% в 2016 году, 49% 2017 году. Уровень безработицы среди молодых людей составил 4,2% в 2015 году, 3,8% в 2017 году.

Количество трудовых ресурсов с высшим неоконченным образованием 2015-2017 годах составляла 38%, доля трудовых ресурсов с техническим образованием увеличилась с 38% в 2015 году до 41% 2016 году. А 2017 году уже достигла отметки 42%. Опросы проведённые экспертами на различных предприятиях страны показали: сохраняется высокая потребность на специалистов технического образования. В связи с тем, что происходит несоответствие квалификации трудовых ресурсов каждый год более 20 ты с. вакансий заявленные работодателями остаются, не заполнены работниками.

Для решения данного вопроса необходимо обеспечить молодых людей бесплатной первой рабочей профессией, а также трудоустроить по окончанию Вузов. Провести переподготовку, повысить навыки взрослого населения по рабочим профессиям, востребованным на данный период на рынке труда.

Численность само занятого населения на 2015 год составила 27% от общего занятого населения страны, а это 2,3 млн. человек, до 24,5% в 2017 году 2,1 млн. человек. Основная доля самостоятельного занятого населения на 2017 год была задействована в сельском хозяйстве 58%. Возможность получить более доходное рабочее место, в большинстве случаев ограничением служит недостаточность образования и профессиональных навыков.49,1% непродуктивно занятых владеют средним, общим, начальным образованием.

В мировой практике при решении данных проблем на рынке труда используют меры содействия занятости, переподготовка, увеличение заработной платы, привлечение к общественным работам [22].

В конвенции 1964 года о политике в области занятости были закреплены общие нормы:

а) имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ищет работу;

б) такая работа была как можно более продуктивной;

с) существовала свобода выбора занятости для выполнения работы, к которой он подходит, независимо от расы, цвета кожи, религии, политических взглядов, иностранного происхождения или социального происхождения [23].

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.