Дидактические основы преподавательской деятельности в вузе — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Дидактические основы преподавательской деятельности в вузе

2019-08-26 771
Дидактические основы преподавательской деятельности в вузе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дидактические основы преподавательской деятельности в вузе

 

Направление подготовки (специальность): 

01.06.01 Математика и механика

02.06.01 Компьютерные и информационные науки

03.06.01 Физика и астрономия

06.06.01 Биологические науки

08.06.01 Техника и технологии строительства

(уровень подготовки кадров высшей квалификации)

09.06.01 Информатика и вычислительная техника

(уровень подготовки кадров высшей квалификации)

10.06.01 Информационная безопасность

13.06.01 Электро- и теплотехника

(уровень подготовки кадров высшей квалификации)

15.06.01 Машиностроение

(уровень подготовки кадров высшей квалификации)

22.06.01 Технологии материалов

(уровень подготовки кадров высшей квалификации)

27.06.01 Управление в технических системах

(уровень подготовки кадров высшей квалификации)

37.06.01 Психологические науки

(уровень подготовки кадров высшей квалификации)

38.06.01 Экономика

(уровень подготовки кадров высшей квалификации)

44.06.01 Образование и педагогические науки

(уровень подготовки кадров высшей квалификации)

45.06.01 Языкознание и литературоведение

(уровень подготовки кадров высшей квалификации)

46.06.01 Исторические науки и археология

(уровень подготовки кадров высшей квалификации)

47.06.01 Философия, этика и религиоведение

(уровень подготовки кадров высшей квалификации)

50.06.01 Искусствоведение

(уровень подготовки кадров высшей квалификации)

 

Заочная форма обучения

Составитель:

Яковлева Е.В., зав. каф. НООиСП

д.п.н., профессор

 

г. Череповец - 2019

Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы

Цель дисциплины: формирование у аспирантов совокупности универсальных и общепрофессиональных компетенций, составляющих необходимую основу для успешного планирования и эффективного осуществления преподавательской деятельности в вузе по основным образовательным программам высшего образования (в соответствии с профилем подготовки).

Виды и задачи профессиональной деятельности по дисциплине:

Виды профессиональной деятельности: преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования.

Задачи дисциплины:

- формирование у аспирантов психолого-педагогической компетентности как составной части их профессионально-педагогической подготовки;

- овладение базовыми психолого-педагогическими знаниями, лежащими в основе проектирования и организации образовательного процесса в современном вузе;

- освоение современных образовательных технологий, способствующих становлению будущего конкурентоспособного специалиста в условиях многоуровневого высшего образования.

Дисциплина связана с курсом «Организация учебного взаимодействия в вузе», технологической и педагогической практиками, государственным экзаменом.

Необходимой базой для ее изучения являются знания студентов:

- о закономерностях психического развития человека как субъекта образовательного процесса, его возрастных и индивидуальных особенностях;

- о теоретических основах и ведущих тенденциях развития системы образования, психологической и педагогической науки;

- об особенностях содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов образовательных учреждений;

- об основных теоретических подходах, современных концепциях воспитания и обучения;

- о закономерностях, принципах, содержании и структуре целостного педагогического процесса.

Освоение данной дисциплины может помочь аспирантам при прохождении технологической и педагогической практик, изучении других дисциплин.

 

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю)

Перечень планируемых результатов освоения образовательной программы – компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: · особенности содержания и организации педагогического процесса в вузе; · технологии организации обучения в вузе; ·  технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса вузе. Уметь: · организовать педагогический процесс в вузе; выбрать методы и средства преподавания профессиональных дисциплин; · использовать современные технологии в сфере высшего образования. Владеть: · использованием педагогической теории и практики вузовского обучения при решении профессиональных задач; · способами анализа, планирования и оценивания образовательного процесса в вузе и его результатов. Готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (способность обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося,- для стандарта 37.06.01 психологические науки)  
Знать: · сущность, структуру и принципы процесса профессионально-творческого саморазвития; · алгоритм формирования профессионально-педагогических компетенций преподавателя высшей школы; · методы профессионального и личностного самообразования, проектирования дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры. Уметь: · выстраивать индивидуальные траектории профессионально-творческого саморазвития; · реализовывать процесс профессионального самовоспитания и самообразования; Владеть: · навыками самоанализа и самоконтроля педагогической деятельности; · навыками оценивания эффективности сформированности собственных профессионально-педагогических компетенций. Способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития  

Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)

 

№ и наименование раздела (модуля) дисциплины Краткое содержание
1. Современное развитие высшего образования в России и за рубежом. Роль высшего образования в современном мире. Фундаментализация образования в высшей школе. Гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе. Интеграционные процессы в современном образовании. Информатизация образовательного процесса. Воспитательная компонента в профессиональном образовании.
2. Психолого-педагоги-ческая компетентность преподавателя высшей школы.     Компетентность преподавателя:  сущность, содержательная характеристика и структура. Этапы профессионального становления и формирования компетентности преподавателя.  Требования к компетентности преподавателя в условиях реформирования и инновационных преобразований высшей школы. Структура профессиональной деятельности и виды компетентности преподавателя. Характеристика структурных компонентов психолого-педагогической компетентности преподавателя. Построение индивидуальных траекторий профессионально-личностного становления преподавателя вуза.
3. Основы дидактики вышей школы. Понятие о дидактике. Основные категории дидактики: принципы обучения, содержание образования, методы и формы организации обучения.
4. Организация учебного процесса и методическое обеспечение деятельности преподавателя Учебное занятие в вузе. Подготовка преподавателя к занятию. Проведение занятия. Лекция как ведущий метод изложения учебного материала. Традиционные и нетрадиционные виды подачи лекционного материала. Семинар как метод обсуждения учебного материала. Сущность, особенности подготовки и проведения семинара, разновидности семинарских занятий в вузе. Организация и проведение практических и лабораторных занятий в вузе. Основы организации самостоятельной работы студентов.
5. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса Требования к учебно-методическому обеспечению дисциплины. Разработка рабочей программы дисциплины. Подготовка контрольно-измерительных материалов для оценки знаний студентов. Учебно-методические материалы по  дисциплине.
6. Современные технологии обучения в вузе. Технология обучения: сущность, содержательная характеристика и структура. Классификация технологий обучения в высшей школе. Проектирование и конструирование профессионально-ориентированной технологии обучения. Контроль и оценка эффективности учебного процесса в вузе: сущность, содержание, организация. Педагогическое тестирование как средство повышения качества контроля и оценки эффективности учебного процесса. Основы рейтингового контроля эффективности учебного процесса в вузе. Особенности организации отдельных технологий обучения в вузе: эвристические технологии; технологии развивающего обучения; технология знаково-контекстного обучения; технология проблемного обучения; информационные технологии; технологии дистанционного образования и др.

Литература по дисциплине

Основная литература:

1. Засобина, Г.А. Психолого-педагогические основы образовательного процесса в высшей школе: учебное пособие / Г.А. Засобина, Т.А. Воронова, И.И. Корягина. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 231 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3743-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272317 (01.12.2015).

2. Шарипов, Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Ф.В. Шарипов. - М.: Логос, 2012. - 448 с. - (Новая университетская библиотека). – [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119459 (28.10.2015).

 

Дополнительная литература:

1. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы: учебное пособие / М.Т. Громкова. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 446 с. - Библиогр.: с. 403-404. - ISBN 978-5-238-02236-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117717 

2. Педагогика и психология высшей школы: современное состояние и перспективы развития: международная научная конференция. Москва, 5–6 июня 2014 г.: сборник статей / под ред. В.А. Ситаров; сост. О.А. Косинова. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 213 с.: табл., рис. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-2323-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=252970 (01.12.2015).

3. Попков, В.А. Дидактика высшей школы: учебное пособие для вузов / Попков В.А., Коржуев А.В. - Москва: Академия, 2001. - 132 с. - (Высшее образование).   

4. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности: учебное пособие для вузов. - 5-е изд. - Москва: ИЦ "Академия", 2010. - 394 с. + Указатели. - Библиогр.: с.364-377. - ISBN 978-5-7695-7647-8.

5. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Шарипов Ф.В. - Москва: Логос, 2013. - 446 с. - (Новая университетская библиотека). - Библиогр.: с. 440-446. - ISBN 978-5-98704-687-9.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)

www.chsu.ru/biblioteka/e-library Электронные ресурсы библиотеки ЧГУ

http://edu.chsu.ru/portal Образовательный портал ЧГУ

http://www.inion.ruИнститут научной информации по общественным наукам РАН

http://www.rsl.ruРоссийская государственная библиотека

http://www.nlr.ruРоссийская национальная библиотека

htpp: www.gnpbu.ru Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского

http://elibrary.ru научная электронная библиотека

 

 

Учебно-методические указания и рекомендации

Заочная форма обучения

Семестр

Лекции

№ раздела (модуля) Тема лекции Количество часов
1 Приоритетные стратегии и тенденции развития высшего образования в России и за рубежом 4
  Итого: 4

Практические занятия

№ раздела (модуля) Тема практического занятия Количество часов
3 Основы дидактики высшей школы 2
5 Учебно-методическое обеспечение учебного процесса 2
  Итого: 4

 

Семестр

Лекции

№ раздела (модуля) Тема лекции Количество часов
4 Формы организации учебного процесса в вузе 2
  Итого: 2

 

Практические занятия

№ раздела (модуля) Тема практического занятия Количество часов
6 Современные технологии обучения в вузе 2
  Итого: 2

 

Зачет – 4 семестр

 

 

Семестр

 

Лекция  

Приоритетные стратегии и тенденции развития высшего образования

В России и за рубежом

Содержание

 

1. Роль высшего образования в современном мире.

2. Высшее образование в системе образования в РФ.

3. Болонский процесс и другие интеграционные процессы в развитии высшего образования.

4. Приоритетные тенденции в развитии высшего образования:

· Фундаментализация образования в высшей школе.

· Гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе.

· Интеграционные процессы в современном образовании.

· Воспитательная компонента в профессиональном образовании.

· Информатизация образовательного процесса.

 

Контрольные вопросы

1. Какие глобальные процессы начала XXI века влияют на систему высшего образования в мире?

1. Назовите тенденции развития высшего образования и установите характер связи между ними.

2. Как Вы считаете, является ли необходимым для современного человека освоение программ высшего образования? Почему?

3. Какова структура высшего образования в РФ?

4. Как Вы считаете, позитивную или негативную роль сыграл Болонский процесс в развитии отечественной системы высшего образования? Аргументируйте свою точку зрения.

5. Какие нововведения в системе высшего образования предусматривает вхождение России в Болонский процесс?

6. В чем Вы видите смысл гуманизации и гуманитаризации высшего образования?

7. Является ли, на Ваш взгляд, обязательной воспитательная компонента в высшем профессиональном образовании?

2. В чем специфика кредитно-модульной системы обучения, ее отличие от традиционной организации обучения в российских вузах?

 

Литература

1. Байденко В.И.Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. – 2- изд., испр. и доп. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 111 с.

2. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / Под ред. В.И. Байденко. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 211 с.

3. Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века (В поисках практикоориентированных образовательных концепций). - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 608 с.

4. Гребнев Л.С. Высшее образование в Болонском измерении // Высшее образование в России. – 2004. - №1. – С. 37-42

5. Инновационная политика высшего учебного заведения / [Девяткина М. А., Мирошникова Т. А., Петрова Ю. И. и др.]; под ред. Р. Н. Федосовой. – М., 2006.

6. Национальная доктрина образования РФ // Постановление Правительства РФ «О национальной доктрине образования в РФ» № 751 от 04.10.2000 г.

7. Панкрухин А. П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Учеб. пособие. – М., 1995.

8. Сербиновский Б. Ю., Оздоева А. М. Стратегия интеллектуального лидерства университета нового типа на рынке образовательных и научных услуг. – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2010. – 204 с.

9. Серякова С.Б. Компетентностный подход как направление модернизации российского образования // Педагогическое образование и наука: Науч.-метод. журнал. – 2004. - №1. – С. 32-35

10. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. - 304 с.

11. Трайнев В.А, Мкртчян С.С., Савельев А.Я. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. - М: Дашков и К, 2010 (ЭБС «КнигаФонд).

12. ФЗ  «Об образовании в РФ» (2012).

 

Тема для самостоятельной работы

Практическое занятие

Учебное занятие в вузе

Содержание

1. Деятельность преподавателя по подготовке учебного занятия.

2. Деятельность преподавателя на занятии.

3. Учебно-познавательная деятельность студентов на занятии.

4. Содержательно-информационное наполнение учебного занятия.

Контрольные вопросы

1. Каков алгоритм деятельности преподавателя при проектировании учебного занятия?

2. Каковы основные цели деятельности преподавателя на занятии?

3. Как преподавателю следует строить отношения со студентами на занятии?

4. Что обеспечивает эффективность учебно-познавательной деятельности студентов?

5. Чем должен руководствоваться преподаватель при отборе учебного материала для лекционного, семинарского, практического занятия?

Литература

1. Андреев А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс. – М.: Моск. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. – 264 с.

2. Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. – М., 1987.

3. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы. – М.: Юнити-Дана, 2012 (ЭБС «КнигаФонд).

4. Основы педагогики и психологии высшей школы: учеб. пособие / авт.-сост.: Ж. А. Конакова, В. П. Андронов, Т. Д. Андронова, Н. И. Мешков [и др.]; под ред. Ж. А. Конаковой. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. – 208 с.

5. Педагогика высшей школы: Учеб. Пособие / Р. С. Пионова. − Мн.: Университетское, 2002. − 256 с.

6. Педагогика и психология высшей школы / Отв. ред. С. И. Самыгин. – Ростов н/Д., 1998

7. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / Под общ. ред. А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 258 с.

8. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 512 с.

9. Педагогика и психология высшей школы: учебник для вузов / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, Л. Д. Столяренко; М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, Л.Д. Столяренко; под ред. М.В. Булановой-Топорковой. - 2-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.

10. Ситаров В. А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред В. А. Сластенина. – М.: Издат. центр «Академия», 2004. − 368 с.

11. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. - 304 с.

12. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы.— Ростов н/Д.: Феникс, 2011.

13. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.

14. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы.— М.: Логос, 2012.

15. Якунин В. А. Современные методы обучения в высшей школе. − СПб, 1991.

Лекция  

Практическое занятие

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

Содержание

 

1. Требования к учебно-методическому обеспечению дисциплины.

2. Модульные технологии построения образовательных программ.

3. Разработка рабочей программы дисциплины.

4. Учебно-методические материалы дисциплины.

5. Подготовка контрольно-измерительных материалов для оценки сформированности компетенций студентов.

 

Контрольные вопросы

1. Каковы обязательные требования к учебно-методическому обеспечению подготовки специалиста (бакалавра, магистра)?

2. Что является основой для разработки рабочей программы учебной дисциплины?

3. Что такое учебно-методическое материалы, какова их структура?

4. Чем характеризуется модульное построение образовательных программ?

5. Каковы основные этапы разработки контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине?

6. Что следует понимать под информационной емкостью учебной дисциплины?

7. Обоснуйте методику работы преподавателя по отбору и структурированию учебного материала.

 

Литература

1. Андреев А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс. – М.: Моск. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. – 264 с.

2. Бражник Е.И. Мартыненко Л.Г. Педагогические технологии оценивания в современных университетах Франции и России: – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010(ЭБС «Лань»).

3. Виноградов Б.А. Кукса И.Ю. Развитие системы оценки качества профессионального образования. - Калининград: БФУ им. И.Канта, 2013 (ЭБС «Лань»).

4. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы. – М.: Юнити-Дана, 2012 (ЭБС «КнигаФонд).

5. Даутова О.Б. Дидактика высшей школы: современные педагогические технологии обучения студентов. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2011(ЭБС «Лань»).

6. Красинская Л. Ф.  Психолого-педагогическая компетентность преподавателя высшей школы / Л.Ф. Красинская: Учеб. пособие. – Самара: СамГУПС, 2010

7. Методика преподавания в вузе /под ред. Л. В. Федякиной. — М.: Изд-во Рос. гос. соц. ун-та, 2014.

8. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Коновалова Ю.Н., Сартакова Е.В. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ.— М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010.

9. Основы педагогики и психологии высшей школы: учеб. пособие / авт.-сост.: Ж. А. Конакова, В. П. Андронов, Т. Д. Андронова, Н. И. Мешков [и др.]; под ред. Ж. А. Конаковой. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. – 208 с.

10. Педагогика высшей школы: учеб. Пособие / Р. С. Пионова. − Мн.: Университетское, 2002. − 256 с.

11. Педагогика и психология высшей школы / Отв. ред. С. И. Самыгин. – Ростов н/Д., 1998

12. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / Под общ. ред. А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 258 с.

13. Педагогика и психология высшей школы: учебник для вузов / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, Л. Д. Столяренко; М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, Л.Д. Столяренко; под ред. М.В. Булановой-Топорковой. - 2-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.

14. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: Учеб. пособие / Под ред. С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2013

15. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие для вузов / С. Д. Смирнов. - Москва: ИЦ "Академия", 2001. - 304 с.

16. Соколков Е.А. Технологии проблемно-модульного обучения. Теория и практика.— М.: Логос, 2012.

17. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы.— Ростов н/Д.: Феникс, 2011.

18. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.

19. Фокин Ю. Г. Психодидактика высшей школы. – М., 2000

20. Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М., 2006

21. Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учебное пособие для вузов / Ю. Г. Фокин. - Москва: ИЦ "Академия", 2002. - 215 с.

22. Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе. – М., 2002

23. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы.— М.: Логос, 2012.

24. Якунин В. А. Современные методы обучения в высшей школе. − СПб, 1991

 

Тема для самостоятельной работы

Планирование семинарских (практических) занятий

Цель - знакомство аспирантов с технологией планирования семинарского (практического) занятия.

Технология планирования конкретного занятия включает несколько этапов.

I этап: формулировка цели практического занятия. Формулируя цель, преподаватель должен видеть, какие конкретные результаты он получит в итоге изучения студентами отдельной темы. Это могут быть знания (усвоение понятий, законов, правил, действий и т.п.), это могут быть умения и навыки (интеллектуальные, практические). При этом желательно определить и уровень усвоения студентами учебного материала: запоминание, понимание, репродуктивное воспроизведение, творческое применение.

II этап: составление плана занятия. При разработке структуры семинарского занятия многие преподаватели составляют для студентов списки вопросов: базового (главное, основное) и дополнительного (для сильных, интересующихся). Этот вопросник является путеводной нитью в море информации, также как и список литературы – основной и дополнительной.

III этап: планирование действий преподавателя и студентов. Разрабатывая содержание семинарского занятия, стоит особо продумать, в какие моменты студенты должны активно включаться, что они должны делать (например, здесь преподаватель задает вопрос – возникает диалог (дискуссия), здесь студенты работают с раздаточным материалом, составляют сравнительную таблицу и т.д.).

IV этап: подготовка резервного материала на тот случай, если преподаватель закончит раньше. У опытных педагогов такой проблемы обычно нет, они знают, чем можно занять студентов. А вот молодым преподавателям лучше заранее продумать дополнительные задания: подобрать учебные упражнения, задачи на сообразительность, интересную информацию по теме.

1. Индивидуальное задание: планирование деятельности преподавателя и студентов на семинарском (практическом) занятии. Задание выполняется с опорой на рабочую программу по учебной дисциплине.

Обычно вузовские преподаватели разрабатывают структуру занятия с учетом содержания учебного материала, для чего продумывают и формулируют узловые вопросы по теме, составляют список литературы для самостоятельной подготовки студентов к занятию. При этом редко кто разрабатывает подробный план занятия с учетом последовательности действий преподавателя и студентов, а также времени, необходимого для выполнения планируемых заданий. Аспирантам предлагается освоить этот вид планирования, выполнив следующие действия:

1) определить тему занятия;

2) сформулировать дидактическую цель (она должна соответствовать обучающим и развивающим целям учебной программы);

3) указать необходимое оборудование, технические средства обучения, наглядный и раздаточный материал;

4) разработать подробный план занятия с вычленением его основных этапов, видов действий преподавателя и студентов;

5) определить время, отводимое на все задания (табл. 4).

2. По завершению индивидуальной работы аспирантам предлагается провести взаимный анализ планов занятий по следующим критериям:

- соответствие темы занятия учебной программе;

- оптимальность поставленной цели (единство обучающей и развивающей цели);

- продуманность методического и технического оснащения занятия;

- целесообразность методов обучения, их соответствие цели занятия;

- правильное соотношение видов деятельности преподавателя и студентов (большую активность проявляют студенты, преподаватель управляет их деятельностью);

- приемы, стимулирующие познавательную активность студентов;

- использование дифференцированного подхода к студентам;

- реальность времени, отводимого на выполнение заданий.

Таблица

План занятия

Этап занятия, время Действия преподавателя Действия студентов
I. Сообщение темы и цели занятия (3 мин.) Преподаватель называет тему, мотивирует важность ее изучения, формулирует цель занятия  
II.    
III.    
IV.    
V. Подведение итогов (5 мин) Преподаватель подводит итоги занятия, дает обоснование выставленных оценок, домашнее задание  

 

 

Практическое занятие

Проблемное обучение в вузе

Цель – освоение аспирантами методики проблемного обучения, в частности, многообразных приемов создания учебных проблем на занятиях.

Подавляющее большинство вопросов, задаваемых студентам, требуют механического воспроизведения выученного материала, а не активной работы мышления. Часто, отвечая на поставленный вопрос, студент стремится «угодить» преподавателю, нежели поразмыслить над сущностью вопроса. А преподаватель, твердо зная ответ на вопрос, невольно подгоняет студента под свой шаблон, свое видение. Проблемное обучение стимулирует умственную активность и интерес к теме занятия. Проблемная ситуация, в отличие от учебной задачи, это всегда интеллектуальное затруднение, когда имеющихся знаний недостаточно и нужно выйти на новое решение, а не просто «вспомнить» правильный ответ. Ученые выделяют следующие уровни проблемного обучения: 1) проблемное изложение, при котором преподаватель формулирует проблемный вопрос и сам на него отвечает в ходе изложения учебного материала; 2) частично-поисковый или эвристический уровень: преподаватель формулирует проблему и с помощью наводящих вопросов помогает студентам разрешить ее; 3) исследовательский: преподаватель или сами студенты формулируют проблему и самостоятельно ее разрешают.

1. Индивидуальное задание: аспиранты знакомятся с методическими приемами создания проблемной ситуации. Примеры, которые приводятся в таблице, соответствуют проблематике психолого-педагогических дисциплин, изучаемых аспирантами (табл).

Таблица  

Методика «Кубик»

От предыдущей она отличается тем, что аспиранты работают не в парах, а в микрогруппах (по 4 человека), при этом каждый изучает свой фрагмент текста, с которым потом знакомит других участников четверки.

На подготовительном этапе преподаватель ориентирует аспирантов, на какие вопросы при изучении темы следует обратить особое внимание.

На I этапе (чтения и усвоения прочитанного) каждый аспирант изучает свою часть текста. Для этого в тексте выделяется 4 «законченных» смысловых раздела. Потом по очереди идет изложение материала: каждый участник микрогруппы старается понятно и логично изложить свою часть материала. Слушатели, которые воспринимают информацию впервые, активно задают вопросы, углубляющие понимание темы. Таким образом, на занятии каждый побывает как в роли преподавателя, так и в роли обучаемого.

На II этапе (обобщения материала) организуется либо групповое обсуждение информации по предложенным преподавателем вопросам, либо письменное (графическое) представление изученного материала в виде схем, рисунков, таблиц.

На III этапе обсуждаются достоинства и ограничения методики «Кубик», условия ее применения в учебном процессе вуза. В микрогруппах выбираются участники, которым роль докладчика удалась лучше других, то есть они сумели лаконично, доходчиво, интересно изложить материал, который остальные хорошо поняли.

 

Методика «Зигзаг»

Ее специфика заключается в особой организации познавательной деятельности аспирантов в аудитории, которые будут работать вначале в «экспертной», а потом в «кооперативной» группах.

На подготовительном этапе преподаватель формулирует дидактическую цель и фиксирует на доске те вопросы, на которые аспиранты должны обратить внимание при изучении темы.

На I этапе аспиранты разбиваются на микрогруппы (4 группы по 4 человека, или 5 групп по 5 человек, то есть в группах должно быть столько же человек, сколько самих групп; если это невозможно, лучше, чтобы в группе были «лишние» люди, чем не хватало хотя бы одного). Учебный текст разбивается на части, равные количеству микрогрупп. Каждая группа (они называются экспертными) получает свою часть текста, который участники (эксперты) изучают индивидуально, работая с раздаточным материалом. Задача экспертов по конкретной теме – изучить материал таким образом, чтобы доступно объяснить его участникам других микрогрупп.

На II этапе студенты каждой микрогруппы рассчитываются по номерам (от 1 до 4 или 5) и образуют новые, т. н. кооперативные группы: первых, вторых, третьих и т. д. номеров. В кооперативных группах аспиранты по очереди знакомят других участников со своей частью текста. Полученная слушателями информация оформляется в виде краткого конспекта, структурно-логической схемы, обобщающей или сравнительной таблицы.

На III этапе аспиранты возвращаются из кооперативных в экспертные группы. Здесь они, во-первых, заканчивают фиксацию результатов усвоения нового материала в конспекте, схеме или таблице, во-вторых, готовятся к групповому обсуждению изучаемой темы.

На IV этапе тема, освоенная аспирантами в ходе совместного изучения, обсуждается по вопросам, сформулированным преподавателем в начале занятия

В заключение обсуждаются достоинства и ограничения методики «Зигзаг».

 

Тема для самостоятельной работы

Вопросы для обсуждения

1) Некоторые преподаватели считают, что надо сначала «зажать» студентов, или даже запугать их, дать понять, что «на халяву» ничего не пройдет, что требования к ним будут достаточно жесткие, а последствия за пропуски занятий и невыполненные задания самые серьезные. Такая начальная сверхтребовательность полезна или вредна?

2) Вы пришли на лекцию. Аудитория возбуждена, никак не может успокоиться (эмоциональное возбуждение может быть вызвано тем, что студенты вернулись после какого-то мероприятия, соревнования, либо прослушали сообщение сотрудников деканата по важной для них проблеме). Какие приемы, на ваш взгляд, лучше всего помогут настроить аудиторию на продуктивную работу?

3) Нужно ли преподавателю быть открытым и откровенным со студентами, или лучше не выходить за рамки социальной роли? Допустимо ли, например, говорить о своих родственниках, знакомых, рассказывать о семейных и личных проблемах? Это повышает или понижает статус преподавателя?

4) Когда преподаватель рассказывает студентам о своих успехах и достижениях, как это на них действует: положительно, так как преподаватель

вдохновляет их примером собственной жизни, или отрицательно, так как студенты в этом видят педагогическое чванство, превосходство?

5) Должен ли преподаватель быть всегда сдержанным, или он может обнаружить свои эмоции, например, раздражение, гнев, обиду? Как Вы относитесь к методу «педагогического взрыва», который обосновал А.С. Макаренко? Как известно, он полагал, что многие сильные эмоции можно сыграть, чтобы оказать нужное воздействие на воспитанников?

6) Какой преподаватель, на Ваш взгляд, лучше воспринимается студентами: твердый, даже жесткий, но при этом умеющий принимать решения, или тактичный, уважающий мнение студентов и предоставляющий им самим решать все вопросы?

7) Должен ли преподаватель, излагая учебный материал, сохранять предельную объективность, то есть, только информировать о событиях, фактах, явлениях? Либо, напротив, он должен активно давать личные оценки, в том числе выражать свои политические и религиозные взгляды? Не будет ли это навязыванием собственных убеждений?

8) Является ли оказание психологической помощи студентам частью работы преподавателя, или этим должны заниматься компетентные специалисты – психологи, сотрудники отдела воспитательной работы? Что вы будете делать, если студент обращается к вам за помощью в сложной для себя ситуации (конфликт с родителями, разрыв с любимым человеком, ссора с соседями по общежитию и т.п.)?

9) Известно, что студенты часто сами провоцируют преподавателей на авторитарные меры. Нужны ли традиционные наказания в вузе: отчитать студента, удалить с занятия, написать докладную в деканат, не допустить до сдачи экзамена? Можно ли добиться выполнения студентами требований без угроз и запугивания? Какие «косвенные» педагогические методы можно использовать в рабо


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.164 с.