Технология проведения «инновационной лекции» в вузе — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Технология проведения «инновационной лекции» в вузе

2019-08-26 432
Технология проведения «инновационной лекции» в вузе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель – освоение аспирантами технологии проведения «инновационной лекции», развивающей критическое мышление студентов.

В условиях традиционного дидактического процесса в высшей школе лекция остается основной формой обучения студентов. При этом преобладает лекция объяснительно-иллюстративного типа, способствующая формированию репродуктивного мышления студентов. Отношение к ней в последние годы существенно изменилось. Появление компьютеров, множительной техники делает возможным использование электронных пособий по курсу, а также быстрое тиражирование учебных конспектов. Результаты исследования, проведенного в вузах, показали, что студенты, ранжируя формы обучения, ставят лекцию на четвертое место после производственной практики, практических занятий, научно-исследовательской работы. Вузовские преподаватели по-прежнему высоко оценивают эффективность лекции и отдают ей приоритет по сравнению с другими формами обучения.

1. Индивидуальная работа: аспирантам предлагается в тетрадях составить сравнительную таблицу «ПМИ» («Плюс, минус, интересно»), то есть определить достоинства, недостатки классической лекции, а также подумать, каким образом можно ее усовершенствовать.

2. Групповое обсуждение: «Классическая лекция: за и против».

Аспирантам предлагается обсудить вопрос, нужна ли классическая лекция в вузе, можно ли найти неиспользованные резервы и усовершенствовать лекцию таким образом, чтобы она активизировала мыслительную деятельность студентов.

3. Знакомство с технологией «инновационной лекции».

Эффективную технологию проведения лекции предложили американские специалисты Р. Джонсон и Д. Джонсон в рамках проекта «Критическое мышление" [см. по:  Загашев И.О. и др. Критическое мышление: технология развития / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. – СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003. – 284 с.]. В структуре лекционного занятия они выделяют три стадии: стадию «вызова», на которой преподаватель актуализирует имеющиеся у учащихся знания, фокусирует их внимание на рассматриваемой проблеме, вызывает интерес к ее изучению; стадию реализации и осмысления, на которой излагается новая учебная информация и используется продуманная система заданий по ее критической переработке; стадию рефлексии, на которой учащиеся осуществляют анализ не столько содержания, сколько самого процесса усвоения нового. Данная технология разрабатывалась для практики школьного преподавания.

Совершенствование этой технологии с учетом интеллектуальных возможностей студентов потребовало усложнения заданий, которые включаются в процесс лекционного изложения.

1) Стадия «вызова». После ознакомления студентов с темой занятия и основными вопросами плана дается письменное задание, не требующее много времени (не более 10-15 минут), которое выполняется индивидуально или в парах, а потом обсуждается с одновременной фиксацией результатов коллективного поиска на доске. В качестве таких заданий используются следующие:

- составление кластера на ключевое понятие (от англ. «cluster» - гроздь, кисть; способ графического оформления материала на основе свободных ассоциаций);

- самостоятельная трактовка нового термина;

- заполнение сравнительной таблицы, позволяющей определить достоинства и недостатки какого-либо подхода или идеи;

- составление списка ответов на проблемный вопрос (письменный «мозговой штурм») и др.

Подобные задания позволяют активизировать имеющиеся у студентов знания, обратиться к их жизненному опыту, привлечь сведения из других дисциплин.

2) Стадия реализации и осмысления. Для того чтобы изложение нового учебного материала осуществлялось при максимальной активности студентов, в лекцию включаются непродолжительные по времени задания, требующее самостоятельного мышления. Система заданий продумывается таким образом, чтобы развивались аналитические способности студентов, умение сравнивать и обобщать. Это могут быть такие задания, как:

- составить денотатный граф на новое понятие (от лат. «denoto» - обозначаю, и «grapho» - пишу; способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия и их графическое представление);

- заполнить концептуальную сравнительную таблицу (при этом критерии для анализа определяются студентами самостоятельно);

- сформулировать выводы по отдельной проблеме.

Эти заданиями выполняются студентами индивидуально или в парах, после чего осуществляется выборочный контроль, обсуждение двух-трех вариантов предложенного решения.

3) Стадия рефлексии. В конце занятия для более глубокого усвоения темы студентам предлагается обобщить содержание лекции, что достигается при выполнении следующих заданий:

- сформулировать выводы по теме лекции;

- графически оформить содержание лекции в виде структурно-логической схемы (может даваться в качестве домашнего задания).

4. Групповое обсуждение аспирантами предложенной технологии: в чем достоинства и ограничения «инновационной лекции»?

Примечание: знакомство аспирантов с технологией «инновационной лекции» сопровождается разъяснением и выполнением тех заданий, с которыми они не встречались в практике собственного обучения, например, составление кластера, денотатного графа, сравнительной концептуальной таблицы.

 

Тема для самостоятельной работы


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.