Закономерности проявления влечений — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Закономерности проявления влечений

2019-08-26 267
Закономерности проявления влечений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В результате долгих научных исканий З.Фрейд пришел к выводу о существовании антагонистических[74] влечений: жизни (эрос[75]) и смерти (танатос[76], по оценке Сабины Шпильрейн). Следует более подробно остановится на важнейших положений[77] его теории, которые оказали влияние на дальнейшее развитие исследований особенностей и объяснения причин человеческого поведения. Клиническая проблема, поставленная Шпильрейн, состоит в том, что на практике мы не можем разнести сексуальное влечение и влечение к смерти, они всегда являются сообща. В одной из своих ключевых работ «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) З. Фрейд говорит: «В одной богатой содержанием и мыслями работе, к сожалению, не совсем понятной для меня, Сабина Шпильрейн предвосхитила значительную часть этих рассуждений. Она обозначает садистический компонент сексуального влечения как „деструктивное“ влечение».

 

 

Первое[78] объяснение или категоризация закономерности проявления влечений. Влечения могут проявлять себя по-разному. Если при большой интенсивности влечения отсутствует объект, необходимый для его удовлетворения, то неосуществившиеся желания проникает в сознание в виде представлений о прежнем удовлетворении влечения. Влечения могут смещаться на другие объекты, они могут сублимироваться (т. е. внешне направляться на несексуальные цели) и, наконец, вытесняться[79]. В последнем случае они оказывают скрытое влияние [80] на переживания (проявляется в содержании сновидений) или на поведение (проявляется в ошибочных и симптоматических действиях или невротических нарушениях).

 

 

Второе[81] объяснение закономерностей проявления влечений В теоретических построениях Фрейда психическая жизнь, понимаемая как постоянный конфликт противоречивых тенденций внутри личности, предстает в виде иерархии трех механизмов[82]. Поиску удовлетворения (Оно[83]) противостоит моральный контроль (Сверх-Я)[84], а примирением их через достижение компромисса занимается механизм приспособления[85] к реальности (Я). У Лакана: воображаемое, символическое, реальное.

 

Оно (Id) – представляет собой источник и резервуар всей побудительной энергии, включает все то психическое, что является врожденным и возникает сразу после рождения ребенка, включая влечения. Оно тесно связано с телесными процессами, откуда черпает свою энергию. З. Фрейд назвал Оно «истинной психической реальностью», поскольку она отражает внутренний мир субъективных переживаний и не знает об объективной реальности.

 

В результате внешней стимуляции, либо вследствие внутреннего возбуждения, когда энергия нарастает и уровень напряжения организма повышается, человек переживает дискомфортное состояние напряжения. В ответ Оно начинает действовать таким образом, чтобы немедленно снизить напряжение и вернуть организм на приемлемый постоянный и низкий энергетический уровень. Принцип редукции напряжения, на основе которого действует Оно, называется принципом удовольствия[86] - Vergn ügen prinzip.

 

Для того, чтобы избежать напряжения или боли, получить удовольствие – Оно может использовать два процесса: рефлекторные действия, которые представляют собой врожденные автоматические реакции типа чихания и мигания, обычно сразу снижающие напряжение, и более сложные действия (первичный процесс) Первичный процесс – это попытка[87] высвободить энергию через создание образа объекта, в связи с чем энергия переместится. Лучшим примером первичного процесса у здорового человека является сновидение, которое представляет исполнение или попытку исполнения желания[88].

 

 

Я (Ego) – появляется в связи с тем, что потребности организма требуют соответствующих взаимодействий с миром объективной реальност[89] и. Основное различие между Оно и Я заключается в том, что Оно знает только субъективною реальность, в то время как Я различает внутреннее и внешнее, объективное.

 

Я подчиняется принципу реальности – сдерживает разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен объект, подходящий для удовлетворения потребностей при минимуме болезненных и неприятных последствий. Иными словами, принцип реальности[90] временно приостанавливает действие принципа удовольствия, хотя, в конечном счете, при обнаружении нужного объекта и снижении напряжения позволяет реализовать именно принцип удовольствия.
[91]

 

Я действует посредством вторичного процесса (реалистического мышления). При помощи вторичного процесса Я формулирует план удовлетворения потребностей, а затем подвергает его проверке (тестирует реальность) – как правило, некоторым действием, – чтобы выяснить, срабатывает ли он. Я называют исполнительной инстанцией личности, так как отбирает из среды то, чему действие должно соответствовать, и решает, какие влечения и каким образом должны быть удовлетворены.

 

 

Сверх–Я (Superego) – это внутренняя, генетическая репрезентация традиционных ценностей и идеалов общества в том виде, в каком они интерпретируются для ребенка родителями и насильственно прививаются посредством наград и наказаний. [92] Иными словами, эта структура функционирует, чтобы контролировать поведение в соответствии с правилами общества, предлагая награды (чувство гордости, любви к себе) за «хорошее» поведение и наказания (чувства вины и неполноценности, а также самонаказание в виде так называемых несчастных случаев) за «плохое» поведение[93]. Поэтому Сверх–Я – это моральная сила личности, оно представляет собой скорее идеал, чем реальность, и служит скорее для совершенствования, чем для удовольствия. Его основная задача – оценить правильность или неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов, санкционированных обществом (принцип долженствования). В отличие от Я, Сверх–Я не просто отсрочивает удовлетворение инстинктивных потребностей: оно их постоянно блокирует[94].

 

Третье[95]. Взрослая личность есть результат истории влечений[96], причем особое значение имеет детство. Препятствия, возникающие на пути удовлетворения влечений, особенно в раннем детстве, имеют серьезные последствия и причиняют сильный ущерб способности человека работать и любить.

 

 

Четвертое[97]. Развитие влечений проходит несколько психосексуальных фаз в соответствии со сменой так называемых эрогенных зон[98]. Эрогенная зона

 – это участок кожи или слизистой, высоко чувствительный к раздражению; если им определенным образом манипулировать, это снижает напряжение и вызывает удовольствие. Одну из таких зон образуют губы и ротовая полость, другую – анальная область, третью – половые органы, четвертую - район гирокампа как зона нейрогенеза. На каждой из фаз доминирует определенная эрогенная зона, ее раздражение доставляет максимальное чувственное удовлетворение. Порядок смены эрогенных зон следующий:

 

оральная фаза – сосание, глотание, жевание, кусание – тенденции к поглощению и насыщению, оральной агрессии[99] («кусающий рот»);

 

анальная фаза – работа кишечника – тенденции к удержанию[100] и выделению, контролю собственного поведения;

 

фаллическая и генитальная фазы – тенденции к доминированию[101],

проявлению власти и контроля над поведением других людей.

 

Развитие влечения может фиксироваться на одной из фаз. Травмирующие переживания могут отбросить развитие на более ранние стадии (регресс[102]).

 

 

Пятое[103]. Ход развития влечений подобен развитию действия в «любовном треугольнике»: супружеской пары и любовника. В роли последнего выступает ребенок, который стремится к сексуальным отношениям с родителем противоположного пола (эдипов комплекс) и наталкивается при этом на сопротивление и угрозы со стороны родителя одного с ним пола. При нормальном развитии конфликт разрешается путем идентификации с родителем одного с ребенком пола[104]. Это разрешение ведет к усвоению уже в раннем детстве моральных норм, персонифицируемых с одним из родителей, и тем самым к образованию совести (Сверх-Я) как механизма, контролирующего поведение личности.

 

 

Шестое объяснение. [105] Механизмы ошибочных действий

 

 З. Фрейд отмечал, что для целей психологических исследований ошибочных действий важным является не простое описание и классификация явления, а стремление понять их как проявление борьбы душевных сил, как выражение целенаправленных тенденций, которые работают согласно друг с другом или друг против друга. Если придерживаться динамического понимания психических явлений, то воспринимаемые феномены должны уступить место только предполагаемым стремлениям.[106]  Каждое ошибочное действие имеет свои своеобразные особенности и возникает в результате своеобразного механизма.

 

  Классификация ошибочных действий. З. Фрейд разделял ошибочные действия на три группы. К первой группе относят т ТРИ ООО:

 

Ошибки[107],  оговорки[108] – когда, желая что-либо сказать, человек вместо одного слова употребляет другое; описки[109] – когда то же самое происходит при письме, что может быть замечено или остаться незамеченным (сюда же, вероятно следует отнести и опечатки); очитки[110] – когда человек читает не то, что напечатано или написано; ослышки – когда человек слышит не то, что ему говорят (совершенно очевидно, что нарушения слуха по органическим причинам сюда, конечно же, не относятся). Опоздание[111].

  Основу другой группы таких явлений составляет не длительное, а временное забывание или ТРИ ЗЗЗ:

 забывание имен[112] (названий, адресов, телефонных номеров, дат значимых событий, ранее полученных знаний и пр.) – когда человек не может вспомнить информацию, которую человек знает и обычно затем вспоминает (причем, имя собственное - это катексис); забывание впечатлений[113] – когда человек не может вспомнить эмоциональные переживания, которые сопровождали то или иное событие;  забывание намерения[114] – когда человек намеревается что–то сделать и забывает об этом лишь на определенное время, но о чем позднее вспоминает позднее.

 К третьей группе явлений относятся пять ЗЗЗЗЗ: забывание,

 

запрятывание[115] – когда человек куда-то убирает какой-либо предмет, так что не может его больше найти;  затеривание[116] – когда человек теряет какой-либо предмет, так что не может его найти очень длительной время, а порой никогда; за/иск/ивание[117];

 ошибки-заблуждения[118] – когда на какое-то время человек верит чему–то, о чем до и после знает, что это не соответствует действительности.

 

Попытки объяснений ошибочных действий. Как считал З. Фрейд, при ближайшем рассмотрении оказывается, что не все ошибочные действия можно объяснить только теорией внимания или чем–то другим. Опыт показывает, что ошибочные действия могут проявляются и у лиц, которые не устали, не рассеяны и не взволнованы. Кроме того, вряд ли можно свести все к простому объяснению, сомнительно и то, что усиление внимания обеспечивает правильность действия, а ослабление же нарушает его выполнение.

 

 

Интерференция[119] намерений. Достаточно часто ошибочное действие является совершенно правильным, только оно возникло вместо другого ожидаемого или предполагаемого действия.

 

Например, если взять оговорки, то в целом ряде случаев намерение, смысл оговорки совершенно очевиден. В частности, в одних случаях эта очевидность проявляется:

 

- когда говорится противоположное тому, что человек намеревался сказать;

 

- когда при оговорке прямо не высказывается противоположное утверждение, но в ней все же выражается противоположный смысл;

 - когда оговорка просто прибавляет к смыслу намерения какой-то второй смысл. [120] Тогда предложение звучит так, как будто оно представляет собой стяжение, сокращение, сгущение нескольких предложений. Оговорки часто производят впечатление сокращений.

Оговорка. Следует отметить, что к оговорке присоединяются менее значительные аффективные явления, которые также небезынтересны. В частности, З.Фрейд пишет: «Никто не любит оговариваться, часто оговорившийся не слышит собственной оговорки, но никогда не пропустит чужой. Оговорки даже в известном смысле заразительны, довольно трудно обсуждать оговорки и не сделать ее самому. Самые незначительные формы оговорок, которые не могут дать никакого особого объяснения стоящих за ними психических процессов, нетрудно разгадать в отношении их мотивации. Если кто-то произносит кратко долгий гласный вследствие чем-то мотивированного нарушения, проявившегося в произношении данного слова, то следующую за ней краткую гласную он произносит долго и делает новую оговорку, компенсируя этим предыдущую… При этом, по-видимому, имеет значение мнение собеседника, который не должен подумать, что говорящему безразлично, как он пользуется родным языком. Второе компенсирующее искажение как раз направлено на то, чтобы обратить внимание слушателя на первую ошибку и показать ему, что говоривший сам ее заметил. Самыми частыми, простыми и малозначительными случаями оговорок являются стяжения и предвосхищения, которые проявляются в несущественных частях речи. В более длинном предложении оговариваются, например, таким образом, что последнее слово предполагаемого высказывания звучит раньше времени. Это производит впечатление определенного нетерпения, желания поскорее закончить предложение и свидетельствует об известном противоборствующем стремлении по отношению к этому предложению или против всей речи вообще». Таким образом, речь идет о приближении к пониманию пограничных случаев, в которых различия между психоаналитическим и обычным физиологическим пониманием оговорки стираются. Можно предположить, что в этих случаях имеется нарушающая речевое намерение тенденция, но она может только намекнуть на свое существование, не выразив собственного намерения. Нарушение, которое она вызывает, является следствием каких-то звуковых или ассоциативных влияний, которые можно понимать как отвлечение внимания от речевого намерения. Но ни это отвлечение внимания, ни ставшие действенными ассоциативные влияния не объясняют сущности процесса. Они только указывают на существование нарушающей речевое намерение тенденции  "трансцендентальной тревоги языка" (Ж. Деррида)[121]. природу которой, однако, нельзя определить по ее проявлениям, как это удается сделать во всех более ярко выраженных случаях оговорки.

Забывание имен собственных и иностранных названий (слов). Здесь также можно говорить о существовании противоположного намерения, которое прямо или косвенно направлено против соответствующего названия. Например, если кто-то забывает хорошо известное ему имя и с трудом его запоминает, то можно предположить, что против носителя этого имени он что-то имеет и не хочет о нем думать. "Понятие жизни схвачено в инстанции, которая является не более чем предтрансцендентальной наивностью, языком повседневной жизни или биологической науки. Но если это ультратрансцендентальное понятие жизни дает нам возможность понять жизнь (в обычном или биологическом смысле) и если оно никогда не было описано в языке, то оно требует иного имени" (Ж.Деррида).

 

Механизмы психологической защиты - psychologische Abwehrmechanismen[122]. Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний посттравматического периода, человек с помощью «Я» вырабатывает, у себя так называемые защитные механизмы. Защитные механизмы ( defense) - это психологические стратегии, с помощью которых люди избегают или снижают интенсивность таких негативных состояний как конфликт, фрустрация, тревога, стресс. Сущность психологической защиты состоит в том, что неудовлетворенные импульсы, исходящие из «Оно», дают о себе знать в закодированной, символической форме, например в сновидениях, описках, обмолвках, шутках, странностях поведения человека, вплоть до его патологических реакций. Мариэтта Шагинян во время рассказа подружки о своих любовных похождениях в мыслях обратилась к Богу: "Боже, чтобы мне этого не слышать!". И оглохла на какой-то момент.

В психодинамическом направлении принято дифференцировать механизмы защиты по первичным и вторичным признакам. Диссоциация или рассоединение и сопротивление или Widerstand[123] (англ. Resistance[124]) - психический механизм, препятствующий психоаналитическому проникновению в бессознательное и мешающий возвращению вытесненного. Как говорит Фрейд, «сила, которая поддерживает болезненное состояние», и не позволяющая ему придерживаться основного правила психоанализа: говорить всё, что приходит в голову.

К первичным защитным механизмам относится всемогущий контроль восприятие себя как причины всего, что происходит в мире. Поль Жане (Janet, Paul, 1823–1899), французский философ-идеалист, еще до Фрейда, назвал диссоциацией[125] отделение себя от своих неприятных переживаний. Диссоциация как механизм психологической защиты состоящий в минимизации конфликта обретением способности воспринимать происходящее так, будто оно относится не к себе самому, а кому-то постороннему. Таким образом диссоциируется (отделяется) личность и неприятные ощущения, которые переживает человек. Диссоциироваться могут не только неприятные эмоции, но и очень сильные положительные эмоции с обуревающими идеями и мистическими представлениями: "Кто я, тварь дрожащая или право имею"; писатель Пилевин перефразировал: "Кто я? Тварь дрожащая, представляющая всякое право!". Мистические представления вызывают эмоциональный дистресс, то есть стресс, вредящий организму (в отличие от эустресса - полезного стресса). Симптомы дистресса: частые болезни, ослабление имунной системы организма; расстройство половой функции; головные боли, желудочные боли, язвенные болезни; ухудшение сна; потеря аппетита или наоборот излишнее обжорство; изменение предпочтений в еде: если раньше, например, много острого или сладкого не хотелось - то в состоянии стресса наоборот хочется и помногу. А также - повышенная возбудимость: чаще хочется раздражаться, злиться, сердиться, беспричинно смеяться). В анализе материалистических, в том числе, коммунистических, представлений, П. Жане[126] предположил, что комплекс идей может отщепляться от основной личности и существовать независимо и как бы вне сознания[127] (метакогниции): "Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма" (К. Маркс, Ф. Энгельс). С помощью гипноза Жане удавалось на время "соединить" личность и переживания. Кроме диссоциации, классический психоанализ выделяет другие первичные МПЗ:

 

1.Вытеснение[128] Verdrängung — один из механизмов психологической защиты. Заключается в активном, мотивированном устранении чего-либо из сознания. Обычно проявляется в виде мотивированного забывания или игнорирования. Зигмунд Фрейд, считавший его основным механизмом структурирования бессознательного: «судьба импульса влечения может быть определена так, что он наталкивается на сопротивление, которое хочет сделать его недейственным. Тогда при определённых условиях он приходит в состояние вытеснения». Как защитный механизм, вытеснение направлено на минимизацию отрицательных переживаний за счёт удаления из сознания того, что эти переживания вызывает. При встрече со школьной учительницей, я спросил, как поживает ее сын Саша и получил ответ: Леша (ее младший сын) хорошо, работает инженером и т. п.. Только потом я узнал, что Саша, ее старший сын умер. Удалённые из сознания, элементы, однако, не пропадают из памяти и не перестают влиять на поведение человека и его сны. На начальном этапе Фрейд выделял только защитный механизм вытеснения и относил к нему всё, что целенаправленно переносит нечто из сознания в бессознательное. На бытовом уровне вытеснение может быть легко обнаружено. Например, кто-то говорит: «я употребляю алкоголь, чтобы забыться, чтобы не думать о плохом», «я пошла на концерт, чтобы отвлечься», «для того чтобы отвлечься мне нужно сменить обстановку». Преступник на вопрос журналиста о содеянном ответил: "Я стараюсь об этом не думать, это не приятно". Это так называемое «мотивированное забывание[129]». Человек, имевший негативный опыт еонфликта с кем-то, может совершенно этого не помнить. Однако память о вытесненных событиях продолжает жить в бессознательном и периодически прорываться «наружу» в оговорках, и т.д. Огово́рка по Фре́йду — обиходное название обмолвки, частный случай явления, описанного З. Фрейдом в исследовании «Психопатология обыденной жизни» (1901). Вместе со всякого рода незначительными описками и машинальными действиями,  охватываемыми термином парапра́ксис, Фрейд предположил, что с виду незначительные и бессмысленные ошибочные действия (fehlerhafte Operation erforderlich) служат для реализации бессознательных желаний, являясь компромиссными образованиями, создаваемыми соответствующим сознательным намерением и частичным одновременным осуществлением бессознательного желания. Рассказывал один свидетель о православном священнике, проповедь которого, помимо его желания, сопровождалась нецензурной бранью. Фрейд разделял ошибочные действия на четыре группы: оговорки, описки, очитки, ослышки; забывание (забывание имён собственных, чужих слов, своих намерений, впечатлений); затеривание и запрятывание вещей; действия «по ошибке». Не смотря на кажущуюся[130] их нелепость и невинность, Фрейд отказывал таким действиям в тривиальности, трактуя их как значимое в психологическом плане явление — внешнее проявление неразрешённых подсознательных конфликтов и вытесненных желаний. Как и в сновидениях, Фрейд видел в парапраксисе[131] потенциальную «дорогу» к тайнам бессознательного. Не все ошибочные действия легко понятны, однако в ходе аналитической работы с пациентом иногда удаётся строить предположения о том, каков именно смысл его, даже самых запутанных, ошибочных действий. А ошибочные действия пациента (например, забывание времени сеанса или оплаты лечения) позволяют аналитику и пациенту получить важные сведения о сопротивлении и переносе.

2. Отрицание [132] (Verneinung). Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он «закрывает на нее глаза», прибегает к отрицанию ее существования или старается снизить серьезность возникшей для его «Сверх-Я» угрозы. Доцент, не компетентный в предъявлении результатов исследования, переходит а личность и обвиняет оппонента в неуважении и придирках. Наиболее распространенная форма отрицающего поведения — неприятие критики в свой адрес, утверждение того, что критикуемое на самом деле отсутствует. В некоторых случаях такое отрицание играет определенную психологическую защитную роль, например тогда, когда человек действительно серьезно болен, но не принимает, отрицает это как факт, среди других, известные врачи: Пирогов, Склифософский, Боткин. Тем самым он находит в себе силы продолжать бороться за жизнь. Однако чаще всего отрицание мешает людям жить и работать, поскольку, не признавая критики в свой адрес, они и не стремятся избавиться от имеющихся недостатков, подвергающихся справедливой критике. Отрицание— полный отказ от осознания неприятной информации, при котором отрицающий не замечает допускаемых им ошибок, очевидных для психоаналитика. Известный пример. Женщина подала в суд на соседку, которая разбила ее дорогую вазу. На что ответчица эмоционально "аргументирует": во-первых я ее у тебя не брала, во вторых, я ее не разбивала, в третьих, я ее тебе вернула в целости и сохранности. Или, классический пример с рассказов Л. Н. Толстого. Когда мама спросила детей, кто съел без разрешения сливу, все молчали. Когда она сказала, что в сливе есть косточка, проглотив которую можно умереть, младший брат стал отчаянно защищаться: "Нет, я косточку не ел, я ее выбросил в окошко!" Очень яркий пример с отрицанием руководством России ввода воск в Украину с самозабвенным раздуванием пропаганды и обвинений не только соседней страны, но Европы и Америки. Отрицание - стремление не принимать за реальность нежелательные для себя события: и настоящие, и давно прошедшие. Знаменитый врач Боткин панически боялся серьезного заболевания сердца, "грудной жабы", списывая свой недуг на счет желчного пузыря и умерев в конце- концов именно от отрицаемой им болезни. Человек, у которого работает механизм отрицания, не будет замечать у себя наличия явных симптомов заболевания. Механизм отрицания позволяет игнорировать травмирующие проявления реальности. Отрицание часто встречается в семейных отношениях, когда один из супругов совершенно игнорирует наличие проблем с партнером. В последнее десятилетие своей работы Фрейд понял, что формирование психической структуры не так тривиально и не является производным просто от типа конфликта, а клинический опыт Фрейда привёл его к необходимости описания трёх психических структур, что он и сделал в 1938 году, говоря о трёх механизмах: отказе, отрицании и о тбрасывани и (Verwerfung) - особом психическом механизме, лежащем в основе формирования психотической структуры, и описанном Фрейдом в клиническом случае Сергея Панкеева или «Человека-волка». В этой связи Фрейд говорит о трёх основных механизмах психики, которые формируют субъекта: «отрицание» (Verneinung), которое лежит в основании невротической структуры, «отбрасывание» (Verwerfung) — психотической и «отказ» (Verleugnung) — перверсивной. Жак Лакан говорит о Verwerfung в семинаре «Фрейдовская структура психозов» (1955/56) как об отбрасывании субъектом возможности символического восполнения факта кастрации. «То, что не было принято в символическом — возвращается в реальном», говорит он в лекции 1955 года. В качестве перевода этого понятия на французский язык Лакан предлагает юридический термин «форклюзия» (forclusion), который обозначает утрату права на имущество за истечением срока давности. Поскольку ему было важно подчеркнуть не только топическое, но и хронологическое измерение этого механизма. Жак Лакан развивал идеи Фрейда, описывая психоз как особый (отличный от невроза и перверсии) способ вхождения субъекта в язык.

 

3. Подавление [133] (Unterdrückung) repression. В отличие от отрицания, которое большей частью относится к информации, поступающей извне, подавление относится к блокированию со стороны «Я» внутренних импульсов и угроз, идущих от «Сверх-Я». В этом случае неприятные признания самому себе и соответствующие переживания как бы вытесняются из сферы сознания, не влияют на реальное поведение. Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим же человеком моральным ценностям и нормам. Известные случаи внешне необъяснимого забывания, не сопровождающиеся выраженными психическими расстройствами, являются примерами активной работы бессознательного механизма подавления.Характерным примером подавления является ментальное неприятие метафоры "Майдана", символизирующего энергию личной воли к свободе и достоинству, если эта свобода не "от", а "для", по Э. Фромму. Регрессирование личностных качеств ведет к депрессивной, то есть подавленной личности.

'4. Формирование реакции или симптоматика [134]. Иногда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа (бессознательная неприязнь к ребенку может выражаться в нарочитом, контролирующем внимании к нему - реакция характерная для приемных родителей). Такая тенденция «формирование реакции» характерна и для религиозной сферы с пресловутым "Административным восторгом" (Ф.М.Достоевский). С[135] имптоматика – поведение, прямо противоположное желаемому. Классический пример – мальчишеские подростковые «ухаживания» за девочками, сводящиеся к тому, чтобы побольнее стукнуть, дернуть за косичку, и т.д. Это связано с тем, что в подростковой среде нежность воспринимается как нечто постыдное. Поэтому мальчики стараются свести свое проявление чувств к действиям, по их мнению, полностью противоположным ухаживаниям. К примерам формирования реакций относится прямо противоположное возрасту кокетничание зрелой женщины перед мужчиной или манерничающие поведение представителей сексуальных меньшинств.

 

5. Проекция [136]. Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они у себя признают не с большой охотой, а иногда и совсем не признают. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде. Проекция - обвинение другого в собственном грехе. Проекция - подсознательное приписывание другим людям собственных вытесненных мотивов, черт характера и переживаний. Этот защитный механизм является следствием вытеснения. Благодаря вытеснению влечения подавлены и загнаны вновь внутрь: но от этого они никуда не исчезают и продолжают оказывать свое влияние. Искоренять свои желания – это слишком болезненно, поэтому они проецируются на других. Так, например, бабулька-старая дева будет яростно осуждать нравы современной молодежи. Но еще суровее она будет относиться к своей соседке по лавочке – такой же старой деве. Дескать, характер у нее скверный, вот никто замуж и не взял. Проекция направлена на того, чья ситуация схожа с ситуацией проецирующего. Человек, у которого работает проекция, склонен к непорядочным поступкам, хотя находит эту непорядочность у окружающих, он склонен к зависти, к поиску негативных причин успеха окружающих.

 

6.Рационализация[137] — объяснение самому себе своего поведения таким образом, чтобы оно казалось обоснованным и хорошо контролируемым; нахождение приемлемых причин и объяснений для неприемлемых мыслей или действий. Рациональное объяснение как защитный механизм направлено на снятие напряжения при переживании внутреннего конфликта. Самым простым примером рационализации может служить оправдательные объяснения школьника, получившего двойку. Признаться себе в том, что сам виноват, не доучив урок – слишком болезненно для самолюбия. Поэтому школьник объясняет свою неудачу плохим настроением учителя. Рационализация -  способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство. Обращение к рационализации характерно тем, что оправдание поступку находится обычно уже после того, как он совершен. Наиболее типичные приемы рационализации следующие: а) оправдание своей неспособности что-либо сделать нежеланием это делать либо сверхморальным правом - скопчество, палачество; б) оправдание нежелательного действия стечением обстоятельств либо "происками врага" или "конспирологии".

7.За мещение [138] (Austausch) Оно выражается в частичном, косвенном удовлетворении морально неприемлемого мотива социально допустимым способом, будь то однополые браки или дома терпимости. Термин был впервые введён Фрейдом в 1894 году в работе «Защитные нейропсихозы» и был использован в ряде его последующих работ для описания борьбы Я против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. Изначально Зигмунд Фрейд подразумевал под ним в первую очередь вытеснение, но в 1926 году, в приложении к работе «Торможения, симптомы и тревожность», он возвращается к старому понятию защиты, утверждая, что его применение имеет свои преимущества: «поскольку мы вводим его для общего обозначения всех техник, которые Я использует в конфликте и которые могут привести к неврозу, оставляя слово „вытеснение“ для особого способа защиты, лучше всего изученного нами на начальном этапе наших исследований». Позднее был более детально разработан другими психоаналитиками, в первую очередь Анной Фрейд. На данный момент это понятие, в той или иной форме, вошло в практику большинства психотерапевтов, независимо от направления психологии, которого они придерживаются.

8. Сублимация [139] (sublimate) - возвышенное. В отличие от романтизации, то есть произвольного придания неким заурядным предметам и явлениям незаурядных свойств (наделение низкого статуса высоким), сублимация - непроизвольное, подсознательное действие. У Ж.-Ф. Лиотара читаем: «Искусство искусственно, оно строит своё представление. Возвышенное не производится, не „проектирует" себя, оно просто случается». (Лиотар Ж.-Ф. Хайдеггер и «евреи». - СПб.: Аксиома, 2001). Сублимация - наиболее распространенный защитный механизм, когда мы, стараясь забыть о травмирующем событии (переживании), переключаемся на различные виды деятельности, приемлемые для нас и общества. Разновидностью сублимации может быть спорт, интеллектуальный труд, творчество. Пример эйдетического восприятия Надежды Рушевой.

9. Инициация [140] (initiation) - посвящение. Сущность и цель инициации всегда и повсюду одни и те же, различаются лишь способы катексиса к месту и времени. Катексис как "вкладывание капитала" никогда не является продуктом чьей-либо фантазии; но, как адаптация традиционных форм в целом, инициация всегда происходит из «не-человеческого», сакрального источника; ибо вне его может существовать не традиция, не инициация, но только какая-нибудь из «пародий», столь часто встречаемых в современном мире, которые ни из чего не происходят и ни к чему не ведут. История инициации различает три категории посвящения — три типа перехода. Первая включает коллективные обряды, знаменующие переход от детства или юношества к взрослому возрасту (совершаются в возрасте 6-ти или 12–ти лет). Вторая категория обрядов включает все виды обрядов вступления в тайное общество или братство. Третья категория посвящения подтверждает мистическое призвание, которое на уровне первобытных религий представляет призвание шамана или вождя. Отличительной особенностью третьей категории посвящения является усиленное религиозное переживание, по сравнению с тем, которое выпадает на долю других членов сообщества. Существуют также ритуалы, проходящие индивидуально или в узких группах, например, профессиональных, субкультурных, сектантских, гендерных.

 

10.Регрессия[141] - возвращение к более примитивным способам эмоционального или поведенческого реагирования, которые были у человека в более раннем возрасте. Например, надуть губки, отвернуться и молчать весь день — возврат к ребячливым, детским моделям поведения. Обидчивость - это регрессия.

       Для разрешения внутреннего конфликта человек обычно применяет сразу несколько защитных механизмов. Но все они служат одной цели: сохранить целостность представлений о себе и о мире. Вторичные защитные механизмы[142]:

— бессознательная попытка «отменить» эффект негативного события путём создания некоего позитивного события.

Так, Аннулирование[143] или Возмещение, Вымещение, Замещение или Смещение — бессознательная переориентация импульса или чувства с первоначального объекта на другой.

Игнорирование или избегание [144] — контроль и ограничение информации об источнике пугающего психологического воздействия либо искажённое восприятие подобного воздействия, его наличия или характера.

 

Идентификация[145] — отождествление себя с другим человеком (маньяком) или группой людей (шовинистов) с изоляцией аффекта — удалением эмоциональной составляющей происходящего из сознания.

 

Интеллектуализация [146] — неосознанное стремление контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации, резонерство. Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем ее отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.

 

Компенсация[147] или Гиперкомпенсация — прикрытие собственных слабостей за счёт подчеркивания сильных сторон ("может быть, я пою и фальшиво, зато громео") или преодоление фрустрации в одной сфере сверхудовлетворением в других сферах. Феномен трудоголизма при репрессированном положении.

 

Морализация[148] — поиск способа убедить себя в моральной необходимости происходящего: "Я выпо


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.