Тема 2 . Проблема поведения в психоанализе — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Тема 2 . Проблема поведения в психоанализе

2019-08-26 285
Тема 2 . Проблема поведения в психоанализе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 3. ПРОБЛЕМА ПОВЕДЕНИЯ В ТЕОРИИ ПОЛЯ Курта Левина.

Коннексионизм Эдвард Торндайка.

 

 Одним из пионеров бихевиористского движения был Эдвард Торндайк (1874–1949). Сам он называл себя не бихевиористом, а «коннексионистом» (от англ. «коннексия» – связь). Работы Торндайка открыли первую главу в летописи бихевиоризма.

Свои выводы Торндайк изложил в 1898 г. в докторской диссертации «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных». Торндайк существенно расширил область психологии. Он показал, что она простирается далеко за пределы сознания. Раньше предполагалось, что психолога за этими пределами могут интересовать только бессознательные явления, скрытые в «тайниках души». Торндайк решительно изменил ориентацию. Сферой психологии оказывалось взаимодействие между организмом и средой. Прежняя психология утверждала, что связи образуются между феноменами сознания. Она называла их ассоциациями. Прежняя физиология утверждала, что связи образуются между раздражением рецепторов и ответным движением мышц. Они назывались рефлексами. По Торндайку, коннексия – связь между реакцией и ситуацией. Очевидно, что это новый элемент. Говоря языком последующей психологии, коннексия – элемент поведения. Работы Торндайка не имели бы для психологии пионерского значения, если бы не открывали новых, собственно психологических закономерностей. Но не менее отчетливо выступает у него ограниченность бихевиористских схем в плане объяснения человеческого поведения. Теоретическим лидером бихевиоризма стал Джон Браадус Уотсон (1878–1958). Его научная биография поучительна в том плане, что показывает, как в становлении отдельного исследователя отражаются влияния, определившие развитие основных идей направления в целом.

После защиты диссертации по психологии в университете Чикаго Уотсон стал профессором университета Джона Гопкинса в Балтиморе (с 1908 г.), где заведовал кафедрой и лабораторией экспериментальной психологии. В 1913 г. он публикует статью «Психология с точки зрения бихевиориста», оцениваемую как манифест нового направления. Вслед за тем он публикует книгу «Поведение: введение в сравнительную психологию», в которой впервые в истории психологии был решительно опровергнут постулат о том, что предметом этой науки является сознание.

Девизом бихевиоризма стало понятие о поведении как объективно наблюдаемой системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Это понятие зародилось в русской науке в трудах И.М. Сеченова, И.П. Павлова и В.М. Бехтерева.

Всеми реакциями, как интеллектуальными, так и эмоциональными, можно, по мнению Уотсона, управлять. Психическое развитие сводится к учению, т. е. к любому приобретению знаний, умений, навыков – не только специально формируемых, но и возникающих стихийно.

Среди сподвижников Уотсона выделялись крупные экспериментаторы У. Хантер (1886–1954) и К. Лешли (1890–1958).

 

ТЕМА 7. ПРОБЛЕМА ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНОЙ

Часа семинара

 

Цель: уяснение сущности и специфики рассмотрения проблемы активности и поведения с точки зрения психоаналитической теории.

Задачи:

 - освоить психоаналитический подход к проблеме человеческой активности и поведения;

 - изучить основные категории психологии активности и поведения с точки зрения психоанализа;

 - освоить классификацию ошибочных действий;

 - уметь выявлять источник ошибочных действий.

 

Задание 1 уровня сложности. Пользуясь психологическим психоаналитическим словарём либо другими научными источниками по психоанализу, дать определение поведения с точки зрения психоанализа:

 Влечение. Источник влечения. Цель влечения. Объект влечения. Фиксация. Стимул (напряжение). Потребность. Оно (Id). Я (Ego). Сверх–Я (Superego). Редукция влечения. Ошибочное действие. Нарушаемое намерение. Нарушающее намерение

 

Задание 2 уровня сложности. Влечение как движущая сила поведения является одним из центральных понятий психоанализа. Охарактеризуйте влечение как психологический феномен, с точки зрения З. Фрейда, ответив на предложенные вопросы. При необходимости обратитесь к работе З. Фрейда «Влечения и их судьба».

 Как соотносятся категории «влечение» и «раздражение»?

 

 

 

___________________________________________

 

_____________________________________________________________

___________________________________________

 

 

Задание 3 уровня сложности.  Как соотносятся по отношению друг к другу категории «раздражение влечения» и «потребность»? Каким образом происходит преодоление раздражения влечения (возможно ли избегание влечения)?

 По А. Адлеру, возможно существование сплетения влечений. В чём заключается сущность данного понятия?

Какие три полярности владеют душевной жизни, по З. Фрейду?

В поведении мотив может выражаться прямо или замаскировано, скрыто. Одно и то же поведение может удовлетворять у одних людей одни мотивы, а у других – другие или множество различных мотивов одного и того же человека.

 Какие мотивы, по-Вашему мнению, может удовлетворять потребление пищи? Чрезмерное потребление пищи, алкоголя?

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

 

1. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – СПб.,

2000.

 

2. Вайнштейн, Л.А. Общая психология: учебное пособие / Л.А. Вайнштейн [и др.]. – Минск: Вышэйшая школа, 2005.

 

3. Зейгарник, Б. Запоминание законченных и незаконченных действий / Динамическая психология: Избранные труды / Б. Зейгарник. – М.,

 

2001.

 

4. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000.

 

5. Левин, К. Влияние сил окружающей среды на поведение и развитие ребенка / Динамическая психология: Избр. труды. – М., 2001.

 

6. Левин, К. Намерение, воля, потребность / Динамическая психология: Избр. труды. – М., 2001.

 

7. Левин, К. Психологическая ситуация награды и наказания / Динамическая психология: Избр. труды.– М., 2001.

8. Левин, К. Теория поля в социальных науках. – М., 2000.

9. Мадди, С. Р. Теории личности: сравнительный анализ / С. Р. Мадди.

– СПб.: Речь, 2002.

 

10. Петровский, В. А. Психология неадаптивной активности / В. А. Петровский. – М.: Прогресс, 1992.

 

11. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М.: Школа-Пресс, 2001.

 

12. Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова. – СПб.: Издательство СПбГУ, 1998.

 

13. Толмен, Э. Ч. Бихевиоризм и необихевиоризм // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я.Гальперина, А. Н. Ждан. М.,

 

1980.

 

14. Триандис, Г. С. Культура и социальное поведение: учебное пособие / Г. С. Триандис. – М.: ФОРУМ, 2007.

 

15. Уотсон, Д. Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм) // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н.Ждан. М., 1980.

 

16. Фрейд,​З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.,1989. – (Лекции

 

1,2,3,4).

 

17. Фрейд, З. Психопатология обыденной жизни / Психология бессознательного. – М.,1990.

 

18. Фрейджер, Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

 

19. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – М.: Педагогика, 1986.

 

20. Холл, С. Теории личности / С. Холл, Г. Линдсей. – М.: КСП+, 1997.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

21 Александров, Ю. И. Психофизиологическое значение активности центральных и периферических нейронов в поведении / Ю. И. Александров.

 

– М.: Наука, 1989.

 

22 Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 1968.

 

23 Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.

 

24 Годфруа, Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа. – М.: Мир, 1992. 25 Гримак, Л. П. Резервы человеческой психики: введение в

 

психологию активности / Л. П. Гримак. – М.: Политиздат, 1989.

 

26 Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. – СПб: Издательство «Питер», 2000.

 

27 Ершов, А. А. Взгляд психолога на активность человека / А. А. Ершов. – М: Луч, 1991.

 

28 Зейгарник, Б. В. Теория личности К. Левина. – М., 1981.

29 Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер,

 

2000.

 

30 Коломинский, Я. Л. Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. – Мн: Вышэйшая школа, 2009.

 

31 Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997.

 

32 Мацумото, Д. Психология и культура. Современные исследования / Д. Мацумото. – СПб: Еврознак, 2002.

33 Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования.–

М., 2000.

 

34 Ротенберг, В. С. Мозг. Обучение. Здоровье / В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1989.

 

35 Фурманов, И.А. Практикум по психологии активности и поведения / И.А. Фурманов, А.В. Ракицкая.

 

Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – М.:

 

Наука, 1995.

 

36 Фромм, Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. – М.: Прогресс, 1995.

 

 

 

 

Часа лекции

 

 

ЦЕЛЬ: уяснение сущности и специфики рассмотрения проблемы активности и поведения с точки зрения социально-когнитивной теории А.Бандуры.

 

ЗАДАЧИ:

 

- освоить теоретический подход с точки зрения социально-когнитивной теории А.Бандуры к проблеме человеческой активности и поведения;

 

- освоить основные категории психологии поведения в рамках социально-когнитивной теории А.Бандуры;

 

- изучить особенности и закономерности протекания поведенческой активности;

 

- изучить основные процессы научения через наблюдение.

- Форма контроля: составление плана-конспекта.

 

Задание 1 уровня сложности. Используя материал, предложенный в УМК, дайте определения следующим понятиям

 

Реципрокный детерминизм

 

_____________________________________________________________

Предвиденные последствия

 

_____________________________________________________________

 

Имитация

 

_____________________________________________________________

 

Идентификация

 

 

Модель

 

_____________________________________________________________

Моделирование

 

_____________________________________________________________

Ассоциативная модель

 

_____________________________________________________________

 

Косвенное поощрение

 

_____________________________________________________________

 

Косвенное наказани

 

Самоподкрепление

 

 

Неадаптивное поведение

 

_____________________________________________________________

 

 

Задание 2 уровня сложности. Закончите предложения, используя материал, предложенный в УМК.

 

1. Автором социально-когнитивной теории является

 2. Причины функционирования человека, с точки зрения социально-когнитивной теории, нужно понимать в терминах непрерывного взаимодействия

 3. Поведение, с точки зрения социально-когнитивной теории, регулируется в значительной мере

 

 

_____________________________________________________________

 

Задание 3 уровня сложности. Используя материал, предложенный в УМК, охарактеризуйте основные положения социально-когнитивной теории.

 Опишите модель взаимного детерминизма А.Бандуры, в которой функционирование человека рассматривается как продукт взаимодействия поведения, личностных факторов и влияния окружения.

Рассмотрите стандартный эксперимент (А.Бандура) по защитному научению, в котором животные подвергались воздействию электрошока каждую минуту, но при этом каждое нажатие на специальный рычаг задерживало действие электрошока на 30 секунд, давая возможность животным определять наказуемость собственных действий окружающей средой. Те особи, которые быстро научались контролировать поведение, могли формировать для себя внешнюю среду, фактически свободную от наказания. Другие же, кто по разным причинам медленно приобретал необходимый имитативный навык, оказывались в крайне неприятном положении.

 Обратившись к работе А.Бандуры «Теория социального научения» (гл. Избирательная активация потенциальных влияний), объясните результаты полученные в ходе эксперимента.

 

_____________________________________________________________

Проведите дифференциацию понятий «потенциальная внешняя среда» и «актуальная внешняя среда»

 

Почему люди, находящиеся в одних и тех же обстоятельствах, по-разному реализовывают возможности данных обстоятельств?

 

Опишите характер влияния подкрепления на научение через наблюдение согласно теории инструментального обусловливания и теории социального научения?

 Каким образом, с точки зрения социально-когнитивной теории, общество может научить подрастающее поколение патриотической манере поведения? Выскажите свои предположения

 

В опросы к экзамену по дисциплине "Психология активности и поведения".

 

1.Общее понимания термина «активность» в научной и психологической литературе и теоретические подходы к проблеме поведения с позиций зарубежных психологических концепций.

2. Характеристики активности в философии (Платон, Аристотель, Спиноза, Декарт, Кант, Фихте, Гегель, Сартр, Бердяев, Мамардашвили) и основные методологические категории психологии активности в различных психологических школах.

3. Основные результаты экспериментальных исследований активности в физиологии (И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, Н.А.Бернштейн, П.К. Анохин, А.Р. Лурия, Н.С.Лейтес, В.М. Русалов).

4.Результативная, динамическая и содержательная составляющие активности личности.

5. Основные подходы к определению активности личности, в гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, В. Франкл, Е. Брайтман, Р. Мэй).

6. Основные направления изучения активности в работах отечественных исследователей: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Н.Узнадзе, Н.А. Бернштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, А.В.Брушлинский, А.В. Петровский, В.А. Петровский.

7. Основные структурные компоненты активности: когнитивный, эмоциональный, оценочно-волевой, мотивационный, поведенческий, интенциональный.

8. Принципы и факторы, определяющие активность человека.

9. Основные факторы детерминации человеческого поведения: намерение, действие, навык, автоматическое, инстинктивное и произвольное поведение.

10. Виды и единицы активности. Произвольная, непроизвольная, нормативная, имплицитная, индивидуальная и личностная активность.

11. Основные характеристики и виды поведения: эффективное, неэффективное, инициативное, шаблонное, рациональное, нерациональное, успешное, неуспешное.

12. Определение категории «ситуация» в психологической литературе. Общая классификация групп факторов и структура ситуации, по Д. Магнуссону.

13. Единицы анализа и характеристики ситуации. Актуальная ситуация:

стимулы и события. Воспринимаемая ситуация: внутренние и общие факторы и ситуационный тип.

14. Личностные и ситуационные подходы к объяснению поведения. Параметры оценки индивидуальных действий: интериндиаидуальные и интраиндивидуальные.

15. Экспериментальное исследование и общая формула поведения. Взаимодействие как процесс взаимовлияния.

16. Общее понимание поведения и активности в психоанализе. Основная цель поведения. Человек как энергетическая система.

17. Влечения и их характеристики. Источник, движущая сила, цель, объект, вынужденное повторение (repetition compulsion) влечения, по З. Фрейду.

18. Производное перемещение энергии от одного объекта в другой: инстинкты жизни и смерти. Модель редукции влечений. Принцип удовольствия и принцип реальности. Катексис и антикатексис в проявлении влечений.

19. Источники чувства вины и защитные механизмы.

20. Ошибочные действия: причины, виды, условия возникновения. Причины ошибочных действий. Влияние словесных ассоциаций и смысл оговорок. Интерференция намерений и нарушающие намерения. Случайные и симптоматические действия.

21. Топологические и векторные величины теории поля К. Левина. Модель личности и модель окружения.

22. Уравнение поведения в теории поля: «поле», «жизненное пространство» и «психологическая среда».

23. Дифференциация «часть-целое» личности и среды. Взаимодействие и свойства регионов. Локомоция, коммуникация, переструктурирование жизненного пространства. Событие и его свойства.

24. Основные понятия «векторной» теории поля: «психическая энергия», «напряжение», «равновесие», «потребность», «квазипотребности», «валентность» и «сила». Внутренняя динамика напряженных систем.

25. Динамика личности в среде. Локомоции и соотношение средств, пути и цели. Динамическое структурирование психологической среды и возвращение равновесия системы.

26. Феномен конфликта в теории поля. Награда и наказание как психологические факторы поведения. Ситуация интереса к делу и ситуации с угрозой наказания: вид и локализация причинности.

27. Характеристика конфликта. Способы выхода из силового поля. Барьеры и их свойства. Принудительный характер ситуации наказания и революционизация идеологии. Действия, направленное на барьер: борьба со взрослыми, уход в себя, упрямство, бегство в ирреальность, аффективный взрыв.

28. Ситуации с перспективой вознаграждения. Вид и локализация побудителей и барьеров. Способы поведения в ситуации награды. Комбинация награды и наказания.

29. Характеристика конфликта. Способы выхода из силового поля. Барьеры и их свойства. Принудительный характер ситуации наказания и революционизация идеологии. Действия, направленное на барьер: борьба со взрослыми, уход в себя, упрямство, бегство в ирреальность, аффективный взрыв.

30. Ситуации с перспективой вознаграждения. Вид и локализация побудителей и барьеров. Способы поведения в ситуации награды. Комбинация награды и наказания.

31.Исследование незавершенных действий. Эксперименты Б.В.Зейгарник, М. Овсянкиной, А. Мэрроу.

32. Исследование замещающих действий А. Малер, К. Лиссиер, М. Хенле. Слиосберг, Т. Дембо и М.А. Каревой.

33. Исследование забывания намерений. Эксперимент В. Биренбаум. Факторы, влияющие на действенность намерения.

34. Исследования уровня притязаний в эксперименте Ф. Хоппе, фрустраций в работах К. Левина, Т. Барнера, Т. Дембо, стилей лидерства в эксперименте Д. Липпита.

35. Сущность и основные идеи бихевиоризма. Особенность, методы и основная задача бихевиоризма. Уравнение поведения. Мышление и речь в теориях бихевиоризма.

36. Объяснение поведения в теории Э. Торндайка. Экспериментальные исследования и кривая научения. Закон эффекта, закон готовности, закон воздействия. Феномен идентичных элементов переноса научения.

37. Теория классического (респондентного) обуславливания И.П. Павлова. Первая и вторая сигнальные системы.

38. Феномены респондетного обуславливания: экспериментальное угасание, спонтанное восстановление, обусловливание высшего порядка, генерализация, дифференцирование, отношения между условным и безусловным стимулами, затенение.

39. Современные исследования классического обуславливания: эффект блокировки (Л. Камин), теория классического обуславливания Рескорлы- Вагнера, феномен выученной беспомощности (Майер, Селигман и Соломон), значение внимания (Н. Макинтош), эффект Гарсиа.

40. Теоретические и экспериментальные исследования Д.Уотсона. Молекулярное определение поведения и этическая составляющая эксперимента с «маленьким Альбертом». Эффект размыкания условной связи.

41. Объяснение поведения в теории респондентного обуславливания.

42. Переменные, влияющие на поведение и виды научения, по Э.Толмену: катексисы, равноценные убеждения, ожидания поля, способы познания поля, дифференцирование потребностей, поведенческие паттерны. Латентное и пространственное научение.

43. Функциональный анализ поведения в теории Ф. Скиннера. Понимание личности и контроль поведения человека.

44. Оперантное и респондетное поведение. Принципы оперантного обуславливания.

45. Экспериментальные исследования Скиннера. Проблемный ящик и режимы подкрепления. Позитивное и негативное, первичное и вторичное подкрепление.

46. Феномены оперантного обуславливания: моделирование поведения, угасание, спонтанное восстановление, генерализация и различение стимулов, структурирование поведения. Суеверное поведение.

47. Контроль поведения посредством аверсивных стимулов. Наказание и его свойства. Альтернативы наказанию.

48. Экспериментальные исследования оперантного обуславливания: эксперименты Ворена, Бло, Эйлона и Эзрина, Ловааса. Проблемное обучение.

49. Взаимодействие индивида и ситуации в социально-когнитивной теории А. Бандуры. Концепция реципрокного детерминизма. Поведение как стохастическая система.

50. Научение посредством наблюдения. Различие между научением и подражанием. Научение через ответные последствия. Информационная, мотивационная и подкрепляющая функции научения.

51. Научение через моделирование. Основные процессы научения через моделирование. Детерминанты, определяющие степень внимания. Процессы сохранения, вербальное, образное и символическое кодирование, значение повторения. Моторно-репродуктивные и мотивационные процессы.

52. Эволюционный и сравнительный анализ моделирования. Локус ответной интеграции и роль подкрепления в научении через наблюдение.

53. Диапазон моделирования. Вербальное и символическое, абстрактное и дивергентное, креативное и эффективное моделирование.

54. Предшествующие детерминанты физиологической и эмоциональной реактивности: физиологические реакции, тревога и защитное поведение.

55. Символическое и косвенное ожидаемое научение. Когнитивные функции в ожидаемом научении: функции самовозбуждения. Дисфункциональное научение ожиданием.

56. Корректирующее научение: ожидание эффективности и ожидание результата. Диверсифицированное моделирование. Прогностические социальные детерминанты. Моделирующие детерминанты.

57. Последующие детерминанты. Внешнее подкрепление. Иерархическое развитие побуждений. Многообразные побуждения в психологическом функционировании.

58. Внутренние побуждения. Воздействие внешних вознаграждений на внутреннюю мотивацию. Закономерности соотношения внешних и внутренних побуждений.

59. Объяснения косвенного подкрепления. Структурные вариации условий. Косвенное наказание. Поучительное наказание и средства сдерживания. Сравнительная эффективность прямых и косвенных последствий.

60. Взаимодействие наблюдаемых и непосредственно переживаемых последствий: информативная и мотивирующая функция, функция эмоционального научения, функция оценки, функция восприимчивости к влиянию.

 

Составитель: доцент Е. Л. Малиновский

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 1. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – СПб.,

2000.

2. Вайнштейн, Л.А. Общая психология: учебное пособие / Л.А. Вайнштейн [и др.]. – Минск: Вышэйшая школа, 2005.

 3. Зейгарник, Б. Запоминание законченных и незаконченных действий / Динамическая психология: Избранные труды / Б. Зейгарник. – М., 2001.

4. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000.

 5. Левин, К. Влияние сил окружающей среды на поведение и развитие ребенка / Динамическая психология: Избр. труды. – М., 2001.

 6. Левин, К. Намерение, воля, потребность / Динамическая психология: Избр. труды. – М., 2001.

 7. Левин, К. Психологическая ситуация награды и наказания / Динамическая психология: Избр. труды.– М., 2001.

8. Левин, К. Теория поля в социальных науках. – М., 2000.

9. Мадди, С. Р. Теории личности: сравнительный анализ / С. Р. Мадди.

– СПб.: Речь, 2002.

 10. Петровский, В. А. Психология неадаптивной активности / В. А. Петровский. – М.: Прогресс, 1992.

 11. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М.: Школа-Пресс, 2001.

 12. Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова. – СПб.: Издательство СПбГУ, 1998.

 13. Толмен, Э. Ч. Бихевиоризм и необихевиоризм // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я.Гальперина, А. Н. Ждан. М. 1980.

 

14. Триандис, Г. С. Культура и социальное поведение: учебное пособие / Г. С. Триандис. – М.: ФОРУМ, 2007.
[421]

 

15. Уотсон, Д. Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм) // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н.Ждан. М., 1980.

 

16. Фрейд,​З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.,1989. – (Лекции

 

1,2,3,4).

 

17. Фрейд, З. Психопатология обыденной жизни / Психология бессознательного. – М.,1990.

[1]

[2]

[3]

[4]

[5]

[6]

[7]

[8]

[9]

[10]

[11]

[12]

[13]

[14]

[15]

[16]

[17]

[18]

[19]

[20]

[21]

[22]

[23]

[24]

[25]

[26]

[27]

[28]

[29]

[30]

[31]

[32]

[33]

[34]

[35]

[36]

[37]

[38]

[39]

[40]

[41]

[42]

[43]

[44]

[45]

[46]

[47]

[48]

[49]

[50]

[51]

[52]

[53]

[54]

[55]

[56]

[57]

[58]

[59]

[60]

[61]

[62]

[63]

[64]

[65]

[66]

[67]

[68]

[69]

[70]

[71]

[72]

[73]

[74]

[75]

[76]

[77]

[78]

[79]

[80]

[81]

[82]

[83]

[84]

[85]

[86]

[87]

[88]

[89]

[90]

[91]

[92]

[93]

[94]

[95]

[96]

[97]

[98]

[99]

[100]

[101]

[102]

[103]

[104]

[105]

[106]

[107]

[108]

[109]

[110]

[111]

[112]

[113]

[114]

[115]

[116]

[117]

[118]

[119]

[120]

[121]

[122]

[123]

[124]

[125]

[126]

[127]

[128]

[129]

[130]

[131]

[132]

[133]

[134]

[135]

[136]

[137]

[138]

[139]

[140]

[141]

[142]

[143]

[144]

[145]

[146]

[147]

[148]

[149]

[150]

[151]

[152]

[153]

[154]

[155]

[156]

[157]

[158]

[159]

[160]

[161]

[162]

[163]

[164]

[165]

[166]

[167]

[168]

[169]

[170]

[171]

[172]

[173]

[174]

[175]

[176]

[177]

[178]

[179]

[180]

[181]

[182]

[183]

[184]

[185]

[186]

[187]

[188]

[189]

[190]

[191]

[192]

[193]

[194]

[195]

[196]

[197]

[198]

[199]

[200]

[201]

[202]

[203]

[204]

[205]

[206]

[207]

[208]

[209]

[210]

[211]

[212]

[213]

[214]

[215]

[216]

[217]

[218]

[219]

[220]

[221]

[222]

[223]

[224]

[225]

[226]

[227]

[228]

[229]

[230]

[231]

[232]

[233]

[234]

[235]

[236]

[237]

[238]

[239]

[240]

[241]

[242]

[243]

[244]

[245]

[246]

[247]

[248]

[249]

[250]

[251]

[252]

[253]

[254]

[255]

[256]

[257]

[258]

[259]

[260]

[261]

[262]

[263]

[264]

[265]

[266]

[267]

[268]

[269]

[270]

[271]

[272]

[273]

[274]

[275]

[276]

[277]

[278]

[279]

[280]

[281]

[282]

[283]

[284]

[285]

[286]

[287]

[288]

[289]

[290]

[291]

[292]

[293]

[294]

[295]

[296]

[297]

[298]

[299]

[300]

[301]

[302]

[303]

[304]

[305]

[306]

[307]

[308]

[309]

[310]

[311]

[312]

[313]

[314]

[315]

[316]

[317]

[318]

[319]

[320]

[321]

[322]

[323]

[324]

[325]

[326]

[327]

[328]

[329]

[330]

[331]

[332]

[333]

[334]

[335]

[336]

[337]

[338]

[339]

[340]

[341]

[342]

[343]

[344]

[345]

[346]

[347]

[348]

[349]

[350]

[351]

[352]

[353]

[354]

[355]

[356]

[357]

[358]

[359]

[360]

[361]

[362]

[363]

[364]

[365]

[366]

[367]

[368]

[369]

[370]

[371]

[372]

[373]

[374]

[375]

[376]

[377]

[378]

[379]

[380]

[381]

[382]

[383]

[384]

[385]

[386]

[387]

[388]

[389]

[390]

[391]

[392]

[393]

[394]

[395]

[396]

[397]

[398]

[399]

[400]

[401]

[402]

[403]

[404]

[405]

[406]

[407]

[408]

[409]

[410]

[411]

[412]

[413]

[414]

[415]

[416]

[417]

[418]

[419]

[420]

[421]

ТЕМА 2. ПРОБЛЕМА ПОВЕДЕНИЯ В ПСИХОАНАЛИЗЕ

 1. Психодинамическая теория о взаимодействии внутренних побудительных сил в поведении человека.

2. Поведение как результат борьбы и компромиссов между влечениями, потребностями, мотивами, намерениями.

3.Развитие влечения и фиксирование личности на одной из фаз психосексуального развития.

4.Механизмы защиты и ошибочные действия: механизмы и классификация.                             

 

Смулянский А. Желание одержимого: невроз навязчивости в лакановской теории. Психологические дисциплины, Психотерапия, Психоанализ

СПб.: Алетейя, 2016. — 184 с.

 

Н.И. Козлов.  Фрейдизм, классический психоанализ.

Фрейд, З. Психологические этюды.

 

 

Классический, ортодоксальный психоанализ выводит все проблемы взрослого человека из потребности как двигателя или привода (das Trieb) libido. Фрейд категорически отвергал существование инстинктов в психике человека. В лекции «Введение в психоанализ» он говорил, что сексуальное поведение человека лишь косвенно может быть похоже на половой инстинкт у животных, тогда как каждый человек создаёт свою собственную структуру сексуальных взаимоотношений[47]. Считая каждого человека индивидуальным, Фрейд не считал возможным обобщать и усреднять сексуальный опыт человека, объясняя его инстинктами, — это было бы неверно теоретически и ошибочно практически. Как противоположность инстинктов, Фрейд разработал Теорию влечений, впервые описанную в 1905 году в «Трёх очерках по теории сексуальности».  В строгом и точном смысле термин психоанализ обозначает учение З. Фрейда в том виде, в каком оно было создано им в период с 1900 по 1938 гг. Неофрейдисты остаются в рамках фрейдизма, пока принимают схему Оно - Сверх-Я и Я, но выходят за рамки ортодоксального фрейдизма, когда по-другому видят взаимоотношения этих начал. В концепции классического психоанализа Я и социум, Ид и Супер-Эго, представлены как враждебные, антагонистические друг другу начала.

Но Эрик Эриксон, развивая психоанализ, стал различать ритуалы и ритуализмы и утверждал, что отношения личности и общества могут быть отношениями сотрудничества, обеспечи­вающими гармоничное, точнее эпигенетическое развитие личности.

Психоанализ, в точном значении слова, отличается от фрейдизма. Многие исследователи, которым близок психоанализ, не принимают фрейдизм. Аналогично по поводу психодинамического подхода: фрейдизм является разновидностью психодинамического подхода, но психодинамический подход - шире фрейдизма, к нему не сводится.

 

Основные тезисы, по которым узнается фрейдизм:

 

Человек по своей природе эгоистичен, в основе всех поступков человека и всех его проблем в конечном счете лежат подавленные сексуальные желания либидо.  Невроз образуется в результате столкновения сексуальных желаний с невозможностью их удовлетворить. Символика сновидений и оговорок имеет преимущественно сексуальное значение.

Все дети проходят через Эдипов комплекс как "Шибболет" психологии. Мальчики начинают желать свою мать и ненавидят отца как соперника, девочки аналогично направляют свои инцестуозные желания на мать, но вдобавок начинают испытывать зависть к пенису.

Психосексуальное развитие проходит через пять фаз: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную.

 

Психоаналитический подход,  по З.Фрейду,  включает пять фундаментальных принципов: динамический, экономический, структурный, принцип развития, принцип адаптации. На этих принципах основывается психоаналитическое наследие, для которого наиболее существенными являются следующие положения:

 

Главное значение имеют человеческие либидинозные импульсы, их выражение и трансформация и, что наиболее важно, их подавление, посредством которого удается на время избежать болезненных чувств или переживаний неприятных мыслей, желаний и воздействия сознания.

Убеждение, что такое подавление является, по существу, сексуальным, что причиной расстройства является неправильное либидинозное, или психосексуальное, развитие

Идея, что корни неправильного психосексуального развития находятся в далеком прошлом, в детских конфликтах или травмах, особенно это касается родительского эдипова комплекса, выраженного в классическом желании противоположного по полу родителя

Уверенность в сопротивлении  (residential) выявлению эдипова комплекса, его быстром восстановлении

 

Психический детерминизм[48], основанный на противоречиях между внутренними импульсами Ид и выступающим в роли защиты по отношению к внешней реальности Эго в надстроенной коннотации моральных правил или стандартов совести Супер-Эго. Коннота́ция (connotatio, от лат. con — вместе и noto — отмечаю, обозначаю) — сопутствующее значение языковой единицы. Коннотация включает дополнительные семантические или стилистические функции, устойчиво связанные с бессознательным, предсознанательным и сознательным значением носителей языка. Согласно З. Фрейду - «энергетический заряд», своеобразный квант психосексуальной энергии- КАТЕКСИС (греч. κάθεξις — удержание, задержание, напряжение) — является эквивалентом немецкого слова Besetzung (букв. вложение, вклад; занятие [помещения], захват, букв. «инвестирование», «вложение», «вклад». Последним пользовался З. Фрейд для обозначения энергии бессознательного (ид), которая переключается и прочно сцепляется с некоторыми объектами (точнее, с образами этих объектов). В более широком смысле катектируемые объекты — это небезразличные для субъекта предметы, люди, знаки, действия, идеи; иначе говоря, это объекты, вызывающие интерес и имеющие для него личностный смысл. Напр., к первым объектам, катектируемым ребенком, обычно относятся родители. Сильным катексис-стимулом является имя собственное[49], которое способно нарушить даже биоэлектрическое молчание коматозного мозга. Приверженность концепции психического детерминизма, или причинности[50], согласно которой психические феномены, так же как и поведение, бесспорно, не изменяются случайно, а связаны с событиями, которые предшествуют им, и, если не делаются осознанными, невольно являются основанием для повторения[51].

 

Цель[52] классического психоанализа - понять и разрешить внутренние эмоциональные конфликты, возникшие в наиболее ранних отношениях, определяющие субъективное значение последующего опыта и воспроизводящиеся в последующей жизни. Основной метод - анализ свободных ассоциаций.

В невротическом поведении мотив может выражаться прямо или замаскировано, скрыто. Одно и то же поведение может удовлетворять у одних людей одни мотивы, а у других – другие или множество различных мотивов одного и того же человека. Именно эта особенность поведения составляет главный базис психодинамической теории личности. Кроме того, поведение имеет разные уровни осознанности: люди могут в  большей или в меньшей степени осознавать те силы, которые стоят за их разнообразными действиями.

 Задача невротического поведения – получение удовольствия[53] (Мut), т.е. уменьшение напряжения, или разрядка энергии.

Усилия З. Фрейда также были направлены на объяснение казавшихся непонятными поступков, В связи с этим З.Фрейд сконцентрировался на изучении такого состояния психики как «бессознательное», в котором он видел ключ к объяснению поступков человека и которое представлял как непрерывное изменение и столкновение влечений, получающих свое фрагментарное и завуалированное выражение в поведении и бессознательном желании.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.466 с.