Ый год обучения, период накопления — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Ый год обучения, период накопления

2019-08-26 170
Ый год обучения, период накопления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Специфика театрального искусства как искусства человековедения, где объектом

исследования и изображения, а также исполнителем является сам человек, выходящий

на прямое, непосредственное общение с другим человеком (партнером, зрителем), со

здаёт особые предпосылки для формирования с помощью этого искусства социально

активной, творческой личности, способной изменить мир. Формирование такой личнос

ти является результатом творческого процесса, связанного, по определению Г.Гачева,

с непрерывным «выпрямлением» человека, вырастанием индивида в Человека, носите

ля всей сущности человечества. В этом высказывании как бы закодирован «ключ» к

предлагаемой программе, где через познание другого (личности, индивида) происходит собственное «выпрямление» и где человечество рассматривается как часть единого Космоса, Пространства в непосредственной взаимосвязи с природой.

Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного воспитания и образования, однако надо признать, что школе в большей мере удаётся

Формальное насыщение школьников знаниями, нежели развитие у них творческого по

тенциала, способности выйти за рамки сложившихся представлений.Стереотипность мышления, успешно формируемая в начальной школе и в старшем школьном возрасте,

проявляет себя в гипертрофированном виде общего равнодушия, неумения высказывать свою точку зрения, эмоциональной обеднённости.Соединённая с общей скованностью (зажатостью, несвободой) ребёнка, она выражается в отсутствии навыка общения, в том числе и через продукт собственной художественной деятельности, что приводит к затуханию природных склонностей и задатков (любое произведение ребёнка становится «вещью в себе»,не находя выхода в социальную сферу).Узость художественного кругозора, рождённая той же привычкой к стереотипу, приводит к искажению вкусовых предпочтений школьников, к неадекватной оценке своих собственных возможностей, к отсутствию потребности в познании,безоговорочному, слепому следованию общеизвестным «истинам».

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направлен-

ность.

Отличительной особенностью программы является деятельностный подход к воспитанию,

Образованию, развитию ребёнка средствами театра, т.е. ребёнок на всех уровнях – от

первого года обучения к третьему – становится вовлечённым в продуктивную творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве исполнителя

(толкователя отдельной роли), а с другой (на более высоких ступенях) – художника,

композитора, режиссёра, автора спектакля в целом. Необходимость ощутить на себе социальную роль художника-творца настоятельно требует от него осмысления действительности, выявления своего собственного отношения, позиции, а значит, внутренней свободы-открытости миру в противовес замкнутости и зажиму, характерным для детей всех возрастных групп. Организация творческого процесса целиком и полностью лежит на плечах педагога-режиссёра, который на всех его этапах является соавтором, сотворцом ребёнка.

Предложенная позиция объясняется отсутствием у обучающихся достаточного жизненного опыта, несовершенством психофизического аппарата, доминирующей потребностью «быть на сцене» над желанием выразить, донести идею (замысел, смысл). Однако только формирование у ребёнка отношения к своему собственному созданию как к произведению искусства, способному изменить мир, рождает подлинный результат, а именно продукт, «который на кого-то должен оказывать воздействие, который нужен, с которым связано сознание его возможной социальной ценности». В этом заключается вторая особенность предлагаемой программы, отличие которой от других имеющихся программ по театральному искусству состоит в особом акценте на формирование мировоззренческой позиции обучающегося через включение его во все этапы создания спектакля. Это, с одной стороны, требует от ребёнка умения не только ориентироваться в мире искусства, но и знать историю своего народа, его обычаи и нравы, ощущать «болевые точки» современности. А с другой – ликвидирует одну из причин понижения значимости для обучающихся собственно сценической деятельности: практическую непричастность их к режиссёрскому творчеству – процессу постановки спектакля.

Следующей особенностью программы является акцент на общее развитие личности, включая её физическое совершенствование. С этой целью в курс программы включены занятия по ритмике, гимнастике, сценическому движению, пантомиме. Программа предполагает изучение истории мирового театра, основ этнографии, нравов и обычаев народов, истории костюмов, причёсок, интерьера и т.д., ибо «всё на свете есть человек, ибо в каждом предмете, в каждой мысли живёт их умерший или живущий создатель» (Г.Гачев). Постигая истоки бытия, моделируя собственное представление о жизни народов, ребёнок определяет собственное место в мировом процессе, становясь, с одной стороны, его неотъемлемой частицей, а с другой – ощущая в себе весь бесконечный «смысл, цель, гармонию мироздания».

В программе затрагивается проблема творческого общения в процессе создания спектакля и даются конкретные предложения по формированию этого навыка.

 

Основной, доминирующей особенностью программы является активное включение в процесс развития личности других, смежных театру искусств.

Выход на интегрирование связан с возможностью театра как модели мира, проецирующей внутри себя не только множественность структур человеческих отношений, но и потенциальное движение к восстановлению нарушившихся связей: «бытия и человека, общества и личности, разрозненного и случайного, личного и разного – в целостность»(Г.Гачев). В результате ребёнок должен почувствовать себя частицей мироздания в историческом времени и пространстве, освоив при этом присущие человечеству материальные и духовные ценности.

Программа построена по принципу блоков, которые организованы по вертикали и горизонтали одновременно. Блоки, расположенные по вертикали, учитывают периодизацию развития ребёнка и имеют стадии, условно названные как:

- период накопления (погружения)- 1-ый год обучения;

- период моделирования – 2-ой год обучения;

- период становления собственного «Я» - 3-ий год обучения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Ый ГОД ОБУЧЕНИЯ

№ п/п Разделы, темы Общее количество часов Теорети- ческих Практи- ческих
1.1. История театра 17 17 --
1.2. Многообразие выразительных средств в театре 4 2 2
1.3. Значение поведения в актёрском искусстве 14 2 12
1.4. Связь предлагаемых обстоятельств с поведением 12 -- 12
1.5. Значение подробности в искусстве 4 1 3
1.6. Целесообразность поведения 4 1 3
1.7. Органичность поведения 8 -- 8
1.8. Бессловесные элементы действия 30 2 28
1.9. Специфика актёрских задач 10 2 8
1.10. Подготовка к выступлению и его проведение 41 -- 41
  4 часа в неделю 144 27 117

Содержание программы

Ый год обучения

1 .1. История театра. 17 ч. (17/-)

Театр и его язык. Драматург и актёр. Пьеса (драма) – основной материал для спектакля. Сценарий. Диалог. Монолог. Конфликт. Трагедия. Комедия. Сатирическая комедия. Юмористическая комедия. Драма

Древнейшие формы театральных представлений: первобытная община (обряды: пантомима, танец, музыка и пение – священное действие: земледельческие обряды); театрализованные религиозные сцены о судьбе богов в Египте; Древняя Греция: культ бога Диониса (Вакха), зарождение драматургических жанров. Трагедия: Эсхил, Софокл и Еврипид. Комедия. Сатировская драма. Аристофан. Менандр. Пантомима – древнейший вид сценического искусства. Древний Рим: продолжение традиций греческого театра: итальянская комедия – палматы. Тит Макций Плавт. Страны Востока – соблюдение условности.

Средневековый театр. Гистригоны – народные актёры. Церковный театр – основная форма театрального искусства Европы средних веков. Литургическая драма, полулитургическая драма. Мистерия. Моралите: персонажи – аллегорические фигуры.

 

Подготовка к выступлению и его проведение.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Го ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

№ п/п Разделы, темы Общее количество часов Теорети- ческих Практи- ческих
2.1. История театра 17 17 --
2.2. Бессловесные элементы действия 6 -- 6
2.3. Словесные действия 16 4 12
2.4. Логика действий и предлагаемые обстоятельства 12 2 10
2.5. Связь словесных действий с бессловесными элементами действия 6 1 5
2.6. Драматургический материал как канва для выбора логики поведения (действий) 3 3 --
2.7. Проявление характера персонажа в общении 4 1 3
2.8. Работа над ролью в отрывке 25 4 21
2.9. Актёр и его роли 14 -- 14
2.10. Подготовка к выступлению и его проведение 41 -- 41
  4 часа в неделю 144 32 112

 

Содержание программы

Ой год обучения

История театра. 17 ч. (17/-)

       Театр эпохи Возрождения. Итальянский театр: истоки нового театра: народное искусство и гуманизм; карнавалы, маскарады и лицедейства; комедия дель арте; формирование законов театрального искусства; любительский гуманистический театр («учёные» комедии). Николо Макиавелли, Пьетро Аретино.

       Испанский театр: Лопе де Руэда, Мигель Сервантес де Сааведра; «Золотой век» испанского театра – Лопе де Вега Карпио («драмы чести», «комедии плаща и шпаги»); Педро де ла Барка (философская трагедия).

       Английский театр: Золотой век английской драмы; Вильям Шекспир и его театр «Глобус».

       Театр 17-18 вв.: Жан Батист Мольер, Жан Расин, Пьер Корнель; Джон Эверидж, Уильям Уичерли, Уильям Конгрив – театр эпохи Реставрации в Англии. Театры Парижа и Лондона: «Комедии Франсез», «Фрури-Лейн», «Ковен-Гарден». Театр классицизма.

       Театр Французской революции: Франсуа Жозеф Тальма – создатель революционного классицизма.

       Искусство актёра. Режиссёр – организатор спектакля. Выдающиеся режиссёры.

 

       2.2. Бессловесные элементы действия (повторение). 6 ч. (-/6)

    Дальнейшее совершенствование в использовании элементов бессловесных действий.

 

       2.3. Словесные действия. 16 ч. (4/12)

    Психофизическая выразительность речи: словесные воздействия как подтекст. Речь и тело (формирование представления о соответствии работы тела и речи). Уникальность органичного воплощения каждого элемента логики действия. Основы сценической речи, культура речи. Роль гласных и согласных звуков на сцене. Основные орфоэпические правила. Понятие «дикция» и её значение. Техника речи и её значение. Дыхание и голос. Роль дыхания на сцене. Понятие «артикуляция». Артикуляционная гимнастика. Особенности работы над прозаическим произведением; монологи, диалоги.

       Практическая часть. Тренинги по дыханию и постановки голоса. Упражнения по дыханию и посылу голоса. Упражнения для губ, языка, речевого аппарата в целом. Работа над дикцией и выразительностью речи. Движение и речь. Сценические этюды.

       2.4. Логика действий и предлагаемые обстоятельства. 12 ч (2/10)

    Роль предлагаемых обстоятельств в выполнении заданной логики действий. Заданные словесные воздействия как предлагаемые обстоятельства. Основные формы значения сценических этюдов. Этюд как основа развития воображения. Понятие «оценка фактов», общий «ансамбль» спектакля.

       Практическая часть. Сценические этюды. Движение на сцене.

 

Актёр и его роли. 14ч. (-/14)

Практическая часть. Параллельная отделочная работа над несколькими ролями каждого обучающегося как средство активизации овладения техникой действий.

 

Подготовка к выступлению и его проведение. 41 ч. (-/41)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Ий ГОД ОБУЧЕНИЯ

№ п/п Разделы, темы Общее количество часов Теорети- ческих Практи- ческих
3.1. История театра 10 10 --
3.2. Борьба как условие сценической выразительности 4 2 2
3.3. Параметры общения 17 3 14
3.4. Исполнительская техника и её роль в работе артиста 4 2 2
3.5. Работа актёра над ролью 26 2 24
3.6. Импровизация в работе актёра 12 4 8
3.7. Мизансцены в спектакле 12 2 10
3.8. Специфика работы актёра перед зрителем 10 1 9
3.9. Анализ обучающимися своей работы и работы товарищей в учебном спектакле 4 2 2
3.10. Теоретическое обобщение пройденного материала 4 4 --
3.11. Подготовка к выступлению и его проведение 41 -- 41
  4 часа в неделю 144 32 112

Содержание программы

Ий год обучения

История театра. 10 ч. (10/-)

Музыкальный театр: Опера. Балет. Мюзикл. Русский театр. Народные истоки русского театра. Театр кукол. Русский театр 18 века. Русский театр второй половины 18 века. Ф.Г.Волков. Русский театр первой половины 19 века. Яковлев, Семёнова, Щепкин, Мочалов, Мартынов. Русский театр второй половины 19 века. Русский театр конца 19 – начала 20 веков. Комиссаржевская, Ленский, Немирович-Данченко, Станиславский, Мейерхольд. Советский театр.

Истоки современной драмы. Г.Ибсен. Б.Шоу. А.П.Чехов. Экспрессионизм. Трагикомедия. Театр абсурда. Современный театр.

Подготовка к выступлению и его проведение. 41 ч. (-/41)

 

ЛИТЕРАТУРА

ФОРМЫ И МЕТОДЫ  РАБОТЫ

 

 

1. Знакомство с сущностью исполнительского театрального творчества.

2. Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом и т.д.)

3. Упражнения на память физических действий.

4. Упражнения по курсу «Художественное слово» (выразительное чтение).

5. Тренинги.

6. Подготовка и проведение внеурочных внешкольных мероприятий.

7. Сбор сведений о театрах Тульской области.

8. Проведение театральных викторин, конкурсов, выпуск стенгазет.

9. Посещение театров.

10. Постановка пьесы на сцене.

11. Знакомство с историей театра.

 

 

Оборудование: магнитофон, фонограммы, телевизор, видеомагнитофон, видеозапись спектакля, портреты Софокла, Эсхила и Еврипида, раздаточный материал (карточки по теме «Костюм»), репродукции картин, пальчиковые куклы.

                           

                   

                                  Ход занятия:

Импровизация.

Деталь в живописи.

   Перед вами репродукция картины одного из величайших итальянских художников конца 16 начала 17 веков Микеланджело Меризи де Караваджо «ужин в Эммаусе».

    Это полотно отличается драматичностью освещения, театральностью жестов и высочайшим реализмом в передаче деталей. На нём изображён постоялый двор вблизи Иерусалима, где двое учеников Христа узнают в разделившем с ними трапезу страннике воскресшего Бога и Учителя. Подсказка заключается в жесте, которым Христос благословил трапезу,- этот жест напоминает о Тайной Вечери.

    На столе мы видим жареную птицу, хлеб, вино, воду и фрукты. Детали, изображённые в реалистичной манере, являются вместе с тем очевидными символами. Хлеб и вино здесь символизируют Причастие; жареная птица и переспелые фрукты – смерть (перезрелый виноград, подпорченные яблоки); гранат – Воскресение (гранат обычно связывают с мифологической Персефоной, полгода проводившей в Царстве мёртвых, но воскрешавшей с наступлением весны).

Лицо Христа: Юное, неожиданно безбородое лицо Христа ярко контрастирует со старообразными, обожжёнными солнцем лицами его учеников. Появление Христа в новом облике позволило ему оставаться не узнанным до той минуты, когда он протянул руки, благословляя трапезу.

Раскинутые руки: Жест, выражающий удивление безымянного ученика, повторяет положение рук Христа на кресте. Левая рука ученика протянута к зрителю театральным жестом, а дальняя кажется слишком большой. Левая рука будто выступает из картины в реальное пространство, помогая зрителю ощутить себя участником изображённой сцены.

Раковина: является символом странника.

Деталь в музыке:

Моделирование

- Перед вами карточки, на которых изображены костюмы древних римлян, и карандаши. Попробуйте добавить в костюм какую-то деталь.

- Как изменился костюм? Наполнился ли он новым содержанием, смыслом? Каким?

5. Упражнения по сценической речи.

1). Лента гласных:

 Произнести гласные с переменным ударением.

2). Скороговорки:

- Из-под топота копыт пыль по полю летит.

- Карл у Клары украл кораллы,

Козлиная песнь

Сатировская драма

       Портреты: Софокл, Эсхил, Еврипид.

                                                    

 

 

Введение

Специфика театрального искусства как искусства человековедения, где объектом

исследования и изображения, а также исполнителем является сам человек, выходящий

на прямое, непосредственное общение с другим человеком (партнером, зрителем), со

здаёт особые предпосылки для формирования с помощью этого искусства социально

активной, творческой личности, способной изменить мир. Формирование такой личнос

ти является результатом творческого процесса, связанного, по определению Г.Гачева,

с непрерывным «выпрямлением» человека, вырастанием индивида в Человека, носите

ля всей сущности человечества. В этом высказывании как бы закодирован «ключ» к

предлагаемой программе, где через познание другого (личности, индивида) происходит собственное «выпрямление» и где человечество рассматривается как часть единого Космоса, Пространства в непосредственной взаимосвязи с природой.

Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного воспитания и образования, однако надо признать, что школе в большей мере удаётся

Формальное насыщение школьников знаниями, нежели развитие у них творческого по

тенциала, способности выйти за рамки сложившихся представлений.Стереотипность мышления, успешно формируемая в начальной школе и в старшем школьном возрасте,

проявляет себя в гипертрофированном виде общего равнодушия, неумения высказывать свою точку зрения, эмоциональной обеднённости.Соединённая с общей скованностью (зажатостью, несвободой) ребёнка, она выражается в отсутствии навыка общения, в том числе и через продукт собственной художественной деятельности, что приводит к затуханию природных склонностей и задатков (любое произведение ребёнка становится «вещью в себе»,не находя выхода в социальную сферу).Узость художественного кругозора, рождённая той же привычкой к стереотипу, приводит к искажению вкусовых предпочтений школьников, к неадекватной оценке своих собственных возможностей, к отсутствию потребности в познании,безоговорочному, слепому следованию общеизвестным «истинам».

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направлен-

ность.

Отличительной особенностью программы является деятельностный подход к воспитанию,

Образованию, развитию ребёнка средствами театра, т.е. ребёнок на всех уровнях – от

первого года обучения к третьему – становится вовлечённым в продуктивную творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве исполнителя

(толкователя отдельной роли), а с другой (на более высоких ступенях) – художника,

композитора, режиссёра, автора спектакля в целом. Необходимость ощутить на себе социальную роль художника-творца настоятельно требует от него осмысления действительности, выявления своего собственного отношения, позиции, а значит, внутренней свободы-открытости миру в противовес замкнутости и зажиму, характерным для детей всех возрастных групп. Организация творческого процесса целиком и полностью лежит на плечах педагога-режиссёра, который на всех его этапах является соавтором, сотворцом ребёнка.

Предложенная позиция объясняется отсутствием у обучающихся достаточного жизненного опыта, несовершенством психофизического аппарата, доминирующей потребностью «быть на сцене» над желанием выразить, донести идею (замысел, смысл). Однако только формирование у ребёнка отношения к своему собственному созданию как к произведению искусства, способному изменить мир, рождает подлинный результат, а именно продукт, «который на кого-то должен оказывать воздействие, который нужен, с которым связано сознание его возможной социальной ценности». В этом заключается вторая особенность предлагаемой программы, отличие которой от других имеющихся программ по театральному искусству состоит в особом акценте на формирование мировоззренческой позиции обучающегося через включение его во все этапы создания спектакля. Это, с одной стороны, требует от ребёнка умения не только ориентироваться в мире искусства, но и знать историю своего народа, его обычаи и нравы, ощущать «болевые точки» современности. А с другой – ликвидирует одну из причин понижения значимости для обучающихся собственно сценической деятельности: практическую непричастность их к режиссёрскому творчеству – процессу постановки спектакля.

Следующей особенностью программы является акцент на общее развитие личности, включая её физическое совершенствование. С этой целью в курс программы включены занятия по ритмике, гимнастике, сценическому движению, пантомиме. Программа предполагает изучение истории мирового театра, основ этнографии, нравов и обычаев народов, истории костюмов, причёсок, интерьера и т.д., ибо «всё на свете есть человек, ибо в каждом предмете, в каждой мысли живёт их умерший или живущий создатель» (Г.Гачев). Постигая истоки бытия, моделируя собственное представление о жизни народов, ребёнок определяет собственное место в мировом процессе, становясь, с одной стороны, его неотъемлемой частицей, а с другой – ощущая в себе весь бесконечный «смысл, цель, гармонию мироздания».

В программе затрагивается проблема творческого общения в процессе создания спектакля и даются конкретные предложения по формированию этого навыка.

 

Основной, доминирующей особенностью программы является активное включение в процесс развития личности других, смежных театру искусств.

Выход на интегрирование связан с возможностью театра как модели мира, проецирующей внутри себя не только множественность структур человеческих отношений, но и потенциальное движение к восстановлению нарушившихся связей: «бытия и человека, общества и личности, разрозненного и случайного, личного и разного – в целостность»(Г.Гачев). В результате ребёнок должен почувствовать себя частицей мироздания в историческом времени и пространстве, освоив при этом присущие человечеству материальные и духовные ценности.

Программа построена по принципу блоков, которые организованы по вертикали и горизонтали одновременно. Блоки, расположенные по вертикали, учитывают периодизацию развития ребёнка и имеют стадии, условно названные как:

- период накопления (погружения)- 1-ый год обучения;

- период моделирования – 2-ой год обучения;

- период становления собственного «Я» - 3-ий год обучения.

ый год обучения, период накопления

Цель: Погружение в пространство цвета, звука, движения через подражание как «захвата чужого бытия в себя» - овладение формой, где театр становится «школой согласования тела с душой и души с телом как независимых миров»,школой обучения чувств ребёнка. Здесь происходит освоение общечеловеческих стереотипов поведения, формируется способность к сопереживанию и подражанию, а, в конечном счёте, представление о нерасторжимой связи природы и человека. Общеэстетическое развитие.

Задачи: 1.Знакомство с историей театра и овладение театральной терминологией.

2.Освоение индивидуального пространства через элементы внутренней и внешней техники актёра, через идентификацию себя с другим существом или определённым предметом.

3.Освоение творческой этики.

4.Постановка спектакля.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.