Дополнительные общеразвивающие программы — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Дополнительные общеразвивающие программы

2019-08-26 150
Дополнительные общеразвивающие программы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ

 В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Предметная область

 ПЛЕНЭРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ

ПЛЕНЭР

 

                            МАУ ДО «ДХШ им. А.П. Митинского»

Г.

                                

 

                                         

№№ Наименование раздела  
I. Пояснительная записка 3
II. Содержание учебного предмета. 10
III.  Требования к уровню подготовки обучающихся 28
IV. Формы и методы контроля, система оценок 30
V. Методическое обеспечение учебного процесса 32
VI. Список литературы 33
VII  Приложение 34

 

 


Пояснительная записка

Проект модифицированной программы учебного предмета «Пленэр» разработан на основе общеразвивающей образовательной программы в области изобразительного искусства. Которая в свою очередь разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусства», направленных письмом Министерства Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств.

Актуальность: В настоящее время в художественных учебных заведениях накоплен значительный опыт проведения летней пленэрной практики. Пленэрная практика — особый период в учебном процессе, наиболее благоприятный для расширения кругозора учащихся, для развития их общекультурной компетентности. В настоящее время остро стоит вопрос о связи учебных, художественно-творческих и воспитательных задач при работе с детьми в учреждениях дополнительного художественного образования. В этом отношении целесообразна связь дисциплины «Пленэр» с художественным краеведением. Краеведение - совокупность знаний (географических, исторических, экологических и т. д.) об отдельных местностях страны. За словосочетанием «художественное краеведение» в данном случае стоит соотношение знаний о каком-либо месте и его визуального облика. Это история архитектурного облика города, освоение ландшафтов местности, деятельность мастеров народного и профессионального искусства и т.д. Художественное краеведение — один из самых эффективных компонентов воспитания уважения к традициям предков, к родной земле, к культурному наследию прошлого.   Кроме того, на пленэре у учащихся развивается и формируется художественное и экологическое сознание, любовь к окружающей природе. В условиях глобального экологического кризиса наличие и развитие у человека на всех этапах жизни экологической культуры является необходимым. Развитие экологической культуры происходит на занятиях в художественной школе, особенно на занятиях на открытом воздухе по пленэрной практике, проводимых на природе.

Проблема: В последние годы краеведение приобретает особое значение при преподавании истории, литературы, развивается географическое, природоведческое, художественное, экологическое, этнографическое, экономическое, биологическое, медицинское краеведение. К сожалению, преобладает недооценка непосредственного зрительного контакта, на основе которого рождается художественный образ.

С одной стороны, даже сторонники идей краеведческого просвещения не обращают должного внимания на визуальный образ среды бытования. С другой стороны, в занятиях с юными художниками на пленэре зачастую опускается культурологический контекст. Включение художественного и экологического краеведения способствует развитию визуального компонента, важного для изучающего родной край, для художника особенно.

Поэтому актуальной проблемой является связь историко-культурного контекста со зримым обликом места. Обращение к краеведению на пленэре позволяет направить учебный процесс на развитие ребенка в целом, а не только собственно художественных качеств. Краеведческий подход к организации пленэра направлен и на развитие обще-эстетического компонента личности учащихся, и в значительной степени способствует развитию художественно-творческих качеств, формирование художественной и экологической культуры ребенка.

Аннотация программы: Программа учебного предмета «Пленэр» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись».

Учебные занятия на открытом воздухе (пленэр) - неотъемлемая часть учебного процесса, в котором применяются навыки, формируемые в рамках различных учебных предметов: рисунка, живописи, композиции. Пленэр является школой для дальнейшего развития данных навыков. Во время занятий на природе учащиеся собирают материал для работы над композицией, изучают особенности работы над пейзажем: законы линейной и воздушной перспективы, плановости, совершенствуют технические приемы работы с различными художественными материалами, продолжают знакомство с лучшими работами художников-пейзажистов.

Новизна программы: В программу «Пленэра» включены занятия по изучению истории города, истории архитектуры города, художественных традиций края, предполагающие:

- целостное видение местности, основанное на знании и ценностном к ней отношении, как важном компоненте включающем визуальный образ места;

- баланс зримого образа и интеллектуальных знаний, которые обогащают визуальное восприятие;

- включение краеведческого компонента в организацию летней практики в учреждениях дополнительного художественного образования детей не только возможно в рамках существующих программ практики, но повышает эффективность ее проведения;

- использование краеведческого аспекта при проведении летней практики «Пленэр» способствует развитию личности, художественного видения, эмоционально-ценностного отношения, подкрепленного краеведческими знаниями.

Кроме того, в заданиях по пленэру используются композиционные правила (передача движения, покоя, золотого сечения), приемы и средства композиции (ритм, симметрия и асимметрия, выделение сюжетно-композиционного центра, контраст, открытость и замкнутость, целостность), а также все виды рисунка: от быстрого линейного наброска, кратковременных зарисовок до тонового рисунка. В рисовании растительных и архитектурных мотивов применяются знания и навыки построения объемных геометрических форм: куба, параллелепипеда, шара, конуса, пирамиды.

При выполнении живописных этюдов используются знания основ цветоведения, навыки работы с акварелью, умения грамотно находить тоновые и цветовые отношения.

Принимая во внимание то, что летняя практика «Пленэр» почти всегда проходит в родном городе, необходимо учитывать и максимально использовать богатый воспитывающий потенциал его среды. Здесь имеют значение не только архитектура, парковые зоны, набережные, но и то разнообразие зрительных впечатлений, состояний время суток и погоды, которые может дать город. Расширение спектра зрительных впечатлений — необходимая составная часть краеведческого подхода к проведению летней практики

Цели учебного предмета:

- Духовно-нравственное, патриотическое воспитание, художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний;

- стремление к осмысленности рисования;

- развитие композиционного мышления;

- повышение интереса к занятиям на пленэре;

- подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения.

Задачи учебного предмета:

1. Развитие пространственной ориентации в работах, способности воспринимать натуру в крупномасштабном трехмерном пространстве, а ее изображение – в двухмерном пространстве на плоскости на основе связи историко-культурного контекста со зримым обликом места;

2. Развитие целостного восприятия натуры с учетом общего тонового и цветового состояния освещенности; восприятия цвета, его теплых и холодных оттенков; умения цельно воспринимать объекты на пленэре и находить большие цветовые отношения в них;

3. Развитие способности применять в этюдах метод работы отношениями (закон пропорциональных отношений) по цветовому тону, светлоте и насыщенности; умения выдерживать тональный и цветовой масштабы;

4. Приобретение умений грамотно изображать графическими и живописными средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира в условиях живой природы;

5. Формирование умения создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач.

Методы обучения:

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- метод работы отношениями;

- метод сравнения;

- метод работы от общего к частному. Приём – демонстрация преподавателем поэтапного выполнении этюда; параллельная работа преподавателя на пленэре. Средства – работы из методического фонда, иллюстрации работ художников.

- практический метод – упражнения (краткосрочные, кратковременные, длительные, специальные, формирующие тренировочные)

- словесный метод – беседа. Приём – анализ натурного мотива по предложенному преподавателем плану;

- наглядные методы – метод личного показа;

- метод стимулирования и мотивации учебно–познавательной деятельности. Приём – анализ работ с участием обучающихся  (текущий просмотр в конце занятия). Приём – посещение мастерских известных Тюменских художников, а также приглашение известных художников на совместный пленэр.

    Предложенные методы работы в рамках программы являются наиболее продуктивными курса «Пленэр» при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Планируемые результаты реализации и освоения предмета (Модель ученика):

В результате прохождения предметной подготовки «Пленэр» обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

знать: законы воздушной перспективы; особенности восприятия пространства и цвета в натуре и изображении; особенности восприятия предметной и социальной среды в процессе работы.

уметь: соблюдать в работе основные этапы выполнения этюда в условиях пленэра: композиция этюда, подготовительный рисунок, обобщенное живописно-пластическое изображение (лепка формы цветом), завершение этюда.

владеть: различными живописными материалами и техниками; методом работы отношениями.

В программе соблюдается последовательность заданий от простых (изображения общих тонально-цветовых состояний пейзажа и отдельных элементов природы в течение дня и в разную погоду) к сложным (этюдам фигуры человека в природной среде, композиционно-тематическим заданиям по мотивам окружающей действительности).

 

В программе учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся:

При проведении летней практики, ее планировании и анализе результатов имеет значение проблема личностного отношения к природе в подростковом и юношеском возрасте. Принимая во внимание психологические особенности возраста и отношение детей к природе, следует признать, что младшие классы художественной школы (11—13 лет) — наиболее благоприятное время для создания "установки" на пленэр, для развития способности всматриваться в природу, общаться с ней. В старшем возрасте (14—17 лет) для человека снижается важность общения и наблюдения природы и все более увеличивается значение межличностных отношений. Основанием для усиления роли краеведческого аспекта на пленэре явились возрастные особенности учащихся. Им трудно концентрировать внимание в течение долгого времени на одном виде деятельности. Использование краеведческого аспекта при проведении летней практики в учреждениях дополнительного художественного образования детей, с одной стороны, предполагает смену вида деятельности, активизацию восприятия, с другой стороны, способствует более внимательному отношению к натуре.

Воспитательный компонент: Образовательный процесс в учреждениях дополнительного художественного образования детей не сводим только к получению технических умений. Воспитательный компонент — решающий, без него исчезает искусство как отношение художника к изображаемому. Повышение роли краеведческого аспекта при организации летней пленэрной практики позволяет решать и воспитательные задачи.

Использование краеведческого аспекта при организации пленэра является одним из способов развития творческих способностей ребенка на летней практике. Основанием для усиления роли краеведческого аспекта на пленэре явились возрастные особенности учащихся. Им трудно концентрировать внимание в течение долгого времени на одном виде деятельности. Использование краеведческого аспекта при проведении летней практики в учреждениях дополнительного художественного образования детей, с одной стороны, предполагает смену вида деятельности, активизацию восприятия, с другой стороны, способствует более внимательному отношению к натуре.

Важно, что обращение к краеведческому материалу на пленэре возможно в рамках уже существующих программ практики.

Художественное краеведение на пленэре способствует развитию целостного видения, куда включается как необходимый компонент эмоционально-интеллектуальное восприятие

 

Межпредметные связи:

Рисунок Живопись Композиция История искусств
Использование знаний о линейной перспективе, способах построения объемной конструкции на плоскости листа бумаги и передаче объема через светотень; Развитие чувства тона, тоновых отношений, тонового контраста, тонового равновесия; Развитие восприятия пропорций (пропорциональной гармонии) предметов, человека и животных; Применение приемов изображения различных поверх- ностей, т.е. передачи фактуры; Владение живописными техниками «алла-прима», «по- сырому», «лессировка»; Развитие цветоощущения для передачи колорита, цветового контраста, цветовых рефлексов и нюансов; Применение законов воздушной перспективы при создании многоплановых этюдов Развитие воссоздающего воображения и образного мышления; Закрепление знаний о правилах и законах композиции, способах композиционных построений; Использование изученных средств композиции, таких как цветовой и тоновой контраст, ритм; Развитие навыков стилизации изображения, Посещение музея изобразительного искусства, краеведческого музея, мастерских художников, изучение вопросов художественного и экологического краеведения; Закрепление и использование знаний архитектурных стилей и стилевых направлений; Использование знаний об истории изобразительного искусства России от древних времен до современности
Наброски, зарисовки, итоговая работа Этюды, копирование работ известных художников Итоговая композиция в любом художественном материале и  формате. Анализ работ известных художников, эссе о творчестве тюменских художников (интервью, презентация, видео и т.д.)

 Проектная деятельность («Раскрась свой город (создание раскрасок на основе пленэрных зарисовок)» «Набор открыток к Дню города (на основе пленэрных работ)», «Сделай свой город красивым (роспись стен поликлиник, больниц, детских домов, неприглядных сооружений города», «Иллюстрирование детских книжек», «По местам героев В.П. Крапивина», «Когда бабушка была маленькой (иллюстрирование воспоминаний тюменцев о городе, детстве, времени», «Отчетная пленэрная выставка»), Дипломный проект

 

   

Срок реализации программы учебного предмета – 4 года.

Настоящая программа предназначена для обучения детей в возрасте с 11 до 17 лет (1кл. 11-14 лет, 2кл. 12-15 лет, 3кл. 13-16 лет, 4 кл. 14-17 лет).

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «Пленэр» составляет 196 часов.

II. Содержание учебного предмета

Класс

Цель: Изучение последовательности в работе на пленэре, «Постановка глаза». Освоение художественных приемов для передачи изображаемых объектов в природной среде, воздушной перспективы, выделения главного.

Обучающимся необходимо дать первоначальное понятие о принципах пленэрного рисования, передаче световоздушной среды. Живописный этюд длится непродолжительное время. В карандашных зарисовках нужно также изображать натуру в том или ином состоянии (взаимодействие света и тени, воздушную среду). Учащиеся рисуют штудии частей растений, цветов, травинок и т.д. Беседы сопровождаются показом репродукций, лучших работ учеников школы, зарисовок преподавателя.

С первых заданий необходимо обучать умению выбирать формат в зависимости от характера натуры. Во всех работах необходимо решать задачу композиционной цельности листа.

Все задания выполняются на листах от А5 листа до А3 листа.

 Занятия проводятся в парковых зонах г. Тюмени:

1. Александровский сад (ул. Профсоюзная)

2. Парк им. Ю.А. Гагарина (ул. Мельникайте, д 2)

3. Парк им. Семена Пацко (ул. Первомайская д. 55)

4. Сквер им. Немцова (ул. Республики, д 62)

5. Сквер Тенистый (ул. Республики, д. 162)

6. Текутьевский бульвар (ул. Республики, д. 142)

7. Сквер Юрия Кулатова (за ДК «Строитель»)

8. Сквер Комсомольский (ул. Зои Космодемьянской)

9. Сквер Прощания (ул. Республики, д. 12)

10. Сквер Юности (ул. Восстания, д. 17)

11.  Набережная р.Тура

12.  Страусинная ферма с.Чикча

13. Тюменский зоопарк (27км Ялуторовского тракта)

14. Тюменский краеведческий музей (Республики, 2.)

Результатом освоения программы 1 класса по пленэру является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

- навыки работы на открытом воздухе;

- умение внимательно, вдумчиво, заинтересованно относиться к натуре, точно передавать ее на рисунке;

- умение применять выразительность линии, пятна в передаче «живой» формы;

- умение изображать несложные пейзажи;

- умение передавать характер и пропорции формы предметов;

- умение передавать линейную и световоздушную перспективы.

 

№№

Наименование темы

 

Материал исполнения

Объем времени (в часах)

Теория Практика Всего  
1 Задание № 1. Зарисовка трав, цветов, веток. Цель задания: Передать пластику формы растений,их характер. карандаш 0,5 5,5 6
2 Задание № 2. Этюд дерева на фоне неба. Цель задания: Научится передавать цветовые соотношения дерева, неба, земли. Решать колористические задачи. Гуашь, мастехин, акварель 0.5 5.5 6
3 Задание № 3. Композиция из деревьев разных по характеру. Цель задания: Определить характер каждого дерева, выявить его особенности. Использовать разные графические приемы: линия, пятно, тон. Карандаш, тушь, перо, кисть, маркер. 0.5 2.5 3
4 Задание № 4 Этюд пейзажа с деревенским домиком Цель задания: Научится грамотно выстраивать сюжет с учетом фронтальной композиции. Уметь передать освещение колорит. Гуашь, акварель 0.5 8.5 9
5 Задание № 5 Рисунок несложной постройки или ее части (линейный рисунок). Наличники, дымники Цель задания: Уметь анализировать масштабное соотношение объекта и среды, конструкцию предмета, пропорции, характер. Карандаш, тушь, перо, кисть, маркер. 0.5 5.5 6
6 Задание № 6 Этюд с лодкой (земля, вода, небо). Цель задания: Освоение основных принципов пленэрной живописи. Работа отношениями. Гуашь, акварель 0.5 5.5 6
7 Задание № 7 Наброски, этюды домашних животных и птиц. Цель задания: Уметь передавать пластику, движение, настроение животного Карандаш, тушь, перо, кисть, маркер. 0.5 2.5 3
8 Задание № 8  Этюды трав, цветов, веток. Цель задания: Передать пластику формы растений,их характер. Гуашь, акварель 0.5 2.5 3
9 Задание № 8  Этюды пространственного пейзажа Цель задания: Освоение основных принципов пленэрной живописи. Работа отношениями. Гуашь, акварель 0.5 5.5 6
       Итого   4,5 43,5 48

 

В качестве иллюстративного материала используются репродукции рисунков художников:

Восточные мотивы в работах А. Матисса, П. Гогена, пейзажные работы М. Сарьяна, П. Кузнецова.

Пейзажи С. Щедрина, А. Иванова, Н. Крымова, Д. Констебла, К. Коро, Ш. Добиньи, Д. Дубовского (зелень растительности, небо, вода).

Зарисовки растительности Леонардо да Винчи, А. Дюрера, И. Шишкина, Ф. Васильева, В. Васнецова, графические работы О. Верейского, А. Остроумовой-Лебедевой и др.

 

Тюменские художники: Ю. Рыбьяков, Ю. Юдин, М. Захаров, Г. Токарев, Ю. Акишев, Г. Вострецов, М. Гардубей, А. Новик, И.Станков, Г.Демин, А.Васильев, К.Шохов.

Темы предполагаемых проектов:

1. В мастерской художника (эссе)

2. «Раскрась свой город (создание раскрасок на основе пленэрных зарисовок)»

3. «Сделай свой город красивым (роспись стен поликлиник, больниц, детских домов, неприглядных сооружений города»,

4. «По местам героев В.П. Крапивина»,

5. «Когда бабушка была маленькой (иллюстрирование воспоминаний тюменцев о городе, детстве, времени»,

6. «Отчетная пленэрная выставка»).

 

 


7.

Класс

 

Цель: Решение больших цветовых и тоновых отношений неба, земли, зелени, воды и т.д. Освоение принципов выбора мотива, его композиционного решения. Совершенствование техники работы акварелью. Решение пространственных задач. Выполнение зарисовок архитектурных построек, набросков животных в движении

Во втором классе учащиеся получают дальнейшее развитие умений и навыков, приобретенных в прошлом году. Продолжают изучать законы линейной и воздушной перспективы. Знакомятся с понятием общего тона. Дается понятие собственных и падающих теней и их взаимосвязь.

Все задания выполняются на листах от А5 листа до А3 листа.

 

Во время занятий происходит знакомство с культурным и историческим наследием. Экскурсия по дороге знакомит, помогает вспомнить исторические сведения, настраивает на работу. Для таких поездок выбираются маршруты богатые историческими, культурными и художественными памятниками —обучение, развитие и расширение кругозора детей.

1. Александровский сад (ул. Профсоюзная)

2. Парк им. Ю.А. Гагарина (ул. Мельникайте, д 2)

3. Парк им. Семена Пацко (ул. Первомайская д. 55)

4. Сквер им. Немцова (ул. Республики, д 62)

5. Сквер Тенистый (ул. Республики, д. 162)

6. Текутьевский бульвар (ул. Республики, д. 142)

7. Сквер Юрия Кулатова (за ДК «Строитель»)

8. Сквер Комсомольский (ул. Зои Космодемьянской)

9. Сквер Прощания (ул. Республики, д. 12)

10. Сквер Юности (ул. Восстания, д. 17)

11.  Набережная р.Тура

12.  Страусинная ферма с.Чикча

13. Тюменский зоопарк (27км Ялуторовского тракта)

14. Тюменский краеведческий музей (Республики, 2.)


Результатом освоения программы 2 класса по пленэру является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

- умение внимательно наблюдать, изучать особенности строения формы;

- умение решать пейзаж на 2-3 плана, на 4-5 цветовых отношениях (небо, земля, вода, деревья);

- умение передать в этюде состояния дня с помощью цвета (солнечный или пасмурный день);

- умение быстро и выразительно фиксировать свои наблюдения;

- навыки владения линией, штрихом, цветовым пятном.

 

 

№№

Наименование темы

 

Материал исполнения

Объем времени (в часах)

Теория Практика Всего  
1 Задание № 1 Зарисовка трав, цветов, веток. Цель задания: Наработка умения выразительно фиксировать свои наблюдения, углубленный, детализированный подход в рисовании. Карандаш, тушь, перо, кисть, маркер. 0.5 3.5 4
2 Задание № 2 Подробный рисунок одного дерева (по выбору). Цель задания: Наработка умения выразительно фиксировать свои наблюдения, углубленный, детализированный подход в рисовании. Карандаш, тушь, перо, кисть, маркер. 0.5 3.5 4
3 Задание № 3 Этюд группы цветов Цель задания: Передать пластику формы растений, их характер. Гуашь, акварель 0.5 5.5 6
4 Задание № 4 Линейная зарисовка дома с деревьями и кустами. Цель задания: Наработка умения выразительно фиксировать свои наблюдения, углубленный, детализированный поход в рисовании Карандаш, тушь, перо, кисть, маркер. 0.5 2.5 3
5 Задание № 5 Этюд уходящей в глубину аллеи, скамейки, скульптуры, фонтана. Цель задания: Освоение более сложных задач в передаче общего тона, цветовой среды. Гуашь, акварель 0.5 5.5 6
6 Задание № 6 Зарисовка архитектурных деталей Деревянная резьба, Цель задания: Наработка умения выразительно фиксировать свои наблюдения, углубленный, детализированный поход в рисовании Карандаш, тушь, перо, кисть, маркер. 0.5 2.5 3
7 Задание № 7 Наброски группы людей на базаре, на остановке. Цель задания: Наработка умения выразительно фиксировать свои наблюдения, углубленный, детализированный поход в рисовании Карандаш, тушь, перо, кисть, маркер. 0.5 3.5 4
8 Задание № 8 Этюд группы людей на базаре, на остановке. Цель задания: Освоение более сложных задач в передаче общего тона, цветовой среды. Гуашь, акварель 0.5 5.5 6
9 Задание № 9 Рисунок городского пейзажа Архитектура модерна Цель задания: Наработка умения выразительно фиксировать свои наблюдения, углубленный, детализированный поход в рисовании Карандаш, тушь, перо, кисть, маркер. 0.5 2.5 3
10 Задание № 10 Этюд городского пейзажа   Цель задания: Освоение более сложных задач в передаче общего тона, цветовой среды. Гуашь, акварель 0.5 2.5 3
11 Задание № 11 Итоговый композиционный этюд «Город» или «Мой двор». Цель задания: Научиться применять знание закона линейной перспективы, передавать световоздушную перспективу, решать колористическую задачу. Гуашь, акварель 0.5 5.5 6
          итого   5,5 42,5 48

 

В качестве иллюстративного материала используются репродукции рисунков художников:

А. Саврасов, «Проселок»; И. Левитан, «Осенний день в Сокольниках»;

А. Остроумова-Лебедева, «Ленинград. Фонтанка и Летний сад», «Марсово поле»; Ю. Пименов, «Новая Москва».

К. Коровин, «Ф. Шаляпин у открытого окна» (натюрморт); В. Максимов, «Всё в прошлом» (натюрморт); А. Герасимов, «После дождя. Мокрая терраса»; А. Пластов, «Ужин тракториста» (натюрморт при вечернем освещении).

Тюменские художники: Ю. Рыбьяков, Ю. Юдин, М. Захаров, Г. Токарев, Ю. Акишев, Г. Вострецов, М. Гардубей, А. Новик, И.Станков, Г.Демин, А.Васильев, К.Шохов.

 

Темы предполагаемых проектов:

1. «Раскрась свой город (создание раскрасок на основе пленэрных зарисовок)»

2. «Набор открыток к Дню города (на основе пленэрных работ)»,

3. «Сделай свой город красивым (роспись стен поликлиник, больниц, детских домов, неприглядных сооружений города»,

4. «Иллюстрирование детских книжек»,

5. «По местам героев В.П. Крапивина»,

6. «Когда бабушка была маленькой (иллюстрирование воспоминаний тюменцев о городе, детстве, времени»,

7. «Отчетная пленэрная выставка»).


Класс

Цель: Колористическое решение пейзажа, передача состояния: пасмурно, солнечно, вечер, утро и т.п. Изучение особенностей выбора характерных мотивов, их тематическая направленность. Совершенствование техники работы: выполнение a’la prima коротких этюдов на состояние, многослойной живописи с лессировками, с подробной проработкой деталей.

В третьем классе углубляются знания учащиеся о пейзаже. На примере мастеров жанра изучается построение пейзажного мотива, соотношение планов. Идет изучение линейной и воздушной перспективы. Происходит развитие чувства пространства, изучение средств передачи пространства.

Возможно выполнение задания в технике гризайль или на тонированной бумаге угольным карандашом и мелом.

Все задания выполняются на листах от А5 листа до А1 листа.

При включении краеведческого компонента в занятия на пленэре необходимо учитывать еще одну особенность детского восприятия: чтобы увиденное, воспринятое действительно закрепилось в сознании, необходимо осмысление его через предметную деятельность, проживание увиденного в понятном для ребенка виде деятельности, в данном случае — в виде этюда, рисунка... Необходимо учитывать и максимально использовать богатый воспитывающий потенциал городской среды Тюмени. Рассказы о старой и новой Тюмени, знакомство с домиками на ул. Береговой, Щербакова, Герцена, Орлова и др. позволяют обучающимся глубже прочувствовать ландшафты родного города. По мере воплощения своего художественного образа на бумаге открываются новые черты, не замеченные ранее.

В то же время при рисовании с натуры процесс восприятия неотделим от процесса собственно изображения.

 

  Результатом освоения программы 3 класса по пленэру является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

- умение передавать в изображении пейзажа воздушную перспективу с помощью средств графики и живописи- решать пространство цветом, линией, тоном;

- умение вводить в изображение цветовые рефлексы;

- умение передавать тонкие цветовые отношения и нюансы состояния природы;

- умение ставить предметы на плоскость в зависимости от уровня зрения (высокий и низкий горизонт).

 

.

№№

Наименование темы

 

Материал исполнения

Объем времени (в часах)

Теория Практика Всего  
1 Задание № 1 Натюрморт на траве. Цель задания: Научиться передавать световоздушную перспективу с учетом освещения, решать колористические задачи. Гуашь, акварель, масло 0.5 5.5 6
2 Задание № 2 Этюд пейзажа в разное время суток (утро). Набережная р.Тура. Цель задания: Знакомство с жанром пейзаж, изучение композиции пейзажа, соотношение планов, света и тени. Понятие «низкого и высокого горизонта.» Гуашь, акварель, масло 0.5 2.5 3
3 Задание № 3 Этюд пейзажа в разное время суток (день). Цель задания: Знакомство с жанром пейзаж, изучение композиции пейзажа, соотношение планов, света и тени. Понятие «низкого и высокого горизонта.»  Гуашь, акварель, масло 0.5 2.5 3
4 Задание № 4 Этюд пейзажа в разное время суток (вечер).  Цель задания: Знакомство с жанром пейзаж, изучение композиции пейзажа, соотношение планов, света и тени. Понятие «низкого и высокого горизонта.» Гуашь, акварель, масло 0.5 2.5 3
5 Задание № 5 Этюд пейзажа с архитектурой. Цель задания: Знакомство с жанром пейзаж, изучение композиции пейзажа, соотношение планов, света и тени. Понятие «низкого и высокого горизонта.» акварель 0.5 5.5 6
6 Задание № 6 Зарисовка пейзажа с архитектурой. Деревянная резьба Тюмени Цель задания: Знакомство с жанром пейзаж, изучение композиции пейзажа, соотношение планов, света и тени. Понятие «низкого и высокого горизонта.» уголь 0.5 2.5 3
7 Задание № 7 Пейзаж панорамы. Набережная р.Тура Цель задания: Знакомство с жанром пейзаж, изучение композиции пейзажа, соотношение планов, света и тени. Понятие «низкого и высокого горизонта.» Гуашь, акварель, масло 0.5 5.5 6
8 Задание № 8 Наброски фигуры человека или группы людей. Цель задания: Наработка умения выразительно фиксировать свои наблюдения, углубленный, детализированный поход в рисовании Карандаш, тушь, перо, кисть, маркер. акварель 0.5 2.5 3
9 Задание № 9 Этюд пейзажа со стафажем. Цель задания: Знакомство с жанром пейзаж, изучение композиции пейзажа, соотношение планов, света и тени. Понятие «низкого и высокого горизонта.» Гуашь, акварель, масло 0.5 5.5 6
10 Задание № 10 Итоговая композиция. Пейзаж «Утро туманное», «Cолнечный день», «Ночь», «Вечер в городе». Цель задания: Закрепление пройденного материала, изучение композиции пейзажа, соотношение планов, света и тени. Гуашь, акварель, масло 0.5 8.5 9
          Итого   5 43 48

В качестве иллюстративного материала используются репродукции рисунков художников:

О. Ренуар, «Завтрак гребцов», «Бал в Мулен де ла Галетт», «В саду»; Ф. Базиль,

«В семейном кругу»; К. Моне, «Завтрак на вольном воздухе»; И. Грабарь, «Хризантемы»; К. Коровин, «Букет роз на берегу моря».

А. Сислей, «Местечко на берегу Сены»; К. Моне, «Руанский собор»; А. Иванов, «Храм Весты в Риме»; А. Саврасов, «Грачи прилетели»; В. Поленов, «Московский дворик»; Н. Крымов, «Деревня летом», «Красные крыши»; П. Кончаловский, «Ессентуки. Лестница»; В. Стожаров, «На Енисее. Сумерки», «Псков. Кремль»; акварели Т. Салахова из серии «По Италии».

М. Савицкий, «Ремонтные работы на железной дороге»; И. Репин, «Сельский крестный ход в Курской губернии»; О. Ренуар, «На большом бульваре»; А. Пластов, «Сенокос», «Мать с ребенком»; П. Оссовский, «Рыбаки»; В. Цигаль, «Вечер» из серии «На Азовском море»; Т. Яблонская, «Хлеб»; А. Дейнека, «Эстафета на садовом кольце»; М. Сарьян, «Сбор персиков в колхозе».

 

Тюменские художники: Ю. Рыбьяков, Ю. Юдин, М. Захаров, Г. Токарев, Ю. Акишев, Г. Вострецов, М. Гардубей, А. Новик, И.Станков, Г.Демин, А.Васильев, К.Шохов.

 

Темы предполагаемых проектов:

1. «Раскрась свой город (создание раскрасок на основе пленэрных зарисовок)»

2. «Набор открыток к Дню города (на основе пленэрных работ)»,

3. «Сделай свой город красивым (роспись стен поликлиник, больниц, детских домов, неприглядных сооружений города»,

4. «Иллюстрирование детских книжек»,

5. «По местам героев В.П. Крапивина»,

6. «Когда бабушка была маленькой (иллюстрирование воспоминаний тюменцев о городе, детстве, времени»,

7. «Отчетная пленэрная выставка»)


Класс

Цель: Колористическое решение


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.15 с.