Исповедование веры без обращения к другим религиям — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Исповедование веры без обращения к другим религиям

2019-08-07 133
Исповедование веры без обращения к другим религиям 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Люди, принимающие или принявшие буддийскую религию, должны заранее узнать о высоких и низких достоинствах буддийских и неверных учителей, их учений и обучающихся им людей. Конечно, те, которые приняли буддизм, должны будут считать спасителями только «три буддийских драгоценности» и не будут обращаться к иноверным учителям как спасителям. Если кто-нибудь после получения Посвящения в Махаяну или другие Яны будет обращаться к иноверным учителям как спасителям, то он там найдет падение. Всякому здравомыслящему, наделенному сознанием и свободной волей кармически отводится достаточное время для того, чтобы разобраться в выборах путей. После того как он получит буддийское посвящение, и тем более тантрийское, уже поздно приходить к иноверным учителям и получать наставление к иноверным законам. Даже читать и изучать иноверные законы религии, которые у еще неопытного читателя могут вызвать сомнения, строго запрещается.

Сказано: «Я, оставив других учителей, уверовал в тебя, Победоносный, так как ты не имеешь недостатков и вполне обладаешь добрыми качествами!» «Поскольку обдумываю главные правила других — иноверцев, поскольку у меня является благоговейная мысль к тебе, Спаситель! Люди, исказившие мысль несовершенствами воззрений других учителей, кроме такого Всеведущего, как ты, и иноверцы с испорченными помыслами не узреют тебя, Учителя, не имеющего недостатков».

«Учение Победоносного Будды способствует спокойным путем обретать, как плод, блаженство, спасает людей от дальнейшего пребывания в круговороте, совершенно искореняет источники греха -клешу, не обманывает желающих спастись, одинаково благодетельно ко всем и очищает недостатки, а учение иноверцев не имеет всего этого».

В «Нирване» сказано: «Кто исповедует веру в «три драгоценности», поистине — упасака и они никогда не будут исповедовать веры в другие божества. Исповедание веры в законы Высшего разлучит человека с мыслью истязать и убивать, исповедующий веру в общину — не будет вступать в содружество с иноверцами. Поэтому не следует исповедовать веру в другие божества, нужно избегать причинения живым существам вредных истязаний, и не следует вступать в содружество с иноверцами».

«Не вступать в содружество с еретиками значит, что человек не должен входить в соглашение с теми, которые, не веруя в три драгоценности, порицают их. Между тем необходимо наладить тесный контакт с членами буддийской общины». Цзонхава сказал: «Нельзя оскорблять и унижать членов общины или имеющих внешние признаки „совершенно вышедших из мира" и даже внешние признаки их; никогда нельзя усматривать в них врагов, подразделяя на своих и чужих, а следует почитать их, как драгоценных членов буддийской общины».

В «Увещании к высшим помыслам» сказано: «Стремящиеся к высшим добрым качествам, находящиеся как бы в лесу, не должны рассматривать недостатков других. Не должны думать, что они особенные люди и лучше других; такая надменность — основание всякой неумеренности. Высшие бикшу, не относись пренебрежительно к низшим по знаниям бикшу! В противном случае, в течение целого мирового периода (кальпы) не достигнет спасения. Это обычное правило второго учения».

В «Отделах» сказано: «Я — Учитель-татхагата, указавший вам путь, прекращающий страдания суетной Сансары. Вы должны выполнять этот путь!» На этом основании Будда есть спасающий учитель, член общины — исполняющий спасение друг, а настоящий спаситель — драгоценные его (законы) учения, потому что приобретение их избавляет от опасности.

 

СХЕМА СОВЕРШЕНСТВУЮЩИХ ПУТЕЙ

Хинаяна

В соч. Майтреи «Абхисамаяламкара», доставленном людям Великим Учителем Асангой, указаны пути достижения Нирваны. Они имеют пять главных последовательных ступеней:

1. Путь накопления добродетелей — Самбхара-марга;

2. Путь обучения — прайога-марга:

3. Путь просветления — дарсана-марга;

4. Путь созерцания — бхавана-марга;

5. Путь конечный — ми-лев-лам (тиб.)

Последние три ступени являются путями святого, а первые две являют собой «путь хинаяны». Путь достижения Нирваны, состоящий пяти ступеней, по-разному понимается Шраваками, пратьекабуддами и бодхисаттвами; об этом подробно говорится в «Абхисамая-ламкаре», в ее восьми отделах.

В указанных восьми отделах рассматриваются восемь основных предметов, они суть: 1. Особое всеведение. 2. Всезнание в отношении пути. 3 Всезнание в отношении Сансары. 4. Процесс интуитивного познания всех форм всезнания. 5. Процесс просветления в его кульминационной стадии. 6. Завершающее истинное познание. 7 Мгновенное интуитивное познание и 8. Космическое тело Будды — дхармакая. Все это есть махаянистический принцип освоения «парамиты», эта теория занимает кардинальное положение в религиозно-философской системе буддизма, поскольку она показывает «путь освобождения от Сансарных страданий» и, стало быть, имеет первостепенное практическое значение для ищущих индивидуумов.

Раздел «парамита» в Ганчжуре, проповеданный Буддой, Бхагаваном, имеет внутреннее и внешнее содержание. Внутренним содержанием является теория путей к освобождению, излагаемая в «А6-хисамаяламкара» - учение о великом пути, называется гьчен, а к внешнему содержанию относится теория шуньи, которая называется сам-мо-та-гьют — глубокое учение.

Первый хинаянистический путь, путь накопления достоинств и добродетелей (Самбхара-марга) имеет 16 различных аспектов, они суть:

1. Четыре аспекта относительно принципа феноменального существования дукха-сатья, т. е. истинно, что Сансара мучительна.

Во-первых, Сансара полна страдания, по причине того, что она эфемерна, переходящая из одного состояния в другое, ничто не вечно под луною.

Во-вторых, Сансара сама собой пребывает в постоянных муках, каждый индивид, находящийся в круговороте суеты, вечно испытывает муку неудовлетворенности своего желания и ни один из них не имеет постоянного блаженства, ибо нет в Сансаре постоянных вещей явлений.

В-третьих, весь феноменальный мир, все явления и объекты в этом мире суть сплошные иллюзии и поэтому они — шунья.

В-четвертых, отсутствуют индивидуальные «я» не только в отдельных личностях, но и нет «я» во всех элементах.

2. Четыре аспекта относительно причины или силы, ведущие
феноменальное существование, т. е. истина, что мука феноменального
существования имеет причину.

Во-первых, все явления и вещи в феноменальном мире и их возникновение, исчезновение имеют причину.

Во-вторых, в этом безначальном волнении дхарм имеется ведущая сила.


  В-третьих, безначальное волнение дхарм является процессом рождения и смерти.

В-четвертых, оно является состоянием беспрерывного становления и исчезновения.

3. Четыре аспекта относительно потухания или прекращения феноменального существования, т. е. истинно, что феноменальное существование прекратится.

Во-первых, безначальное волнение дхарм может постепенно прекратиться (ниродха) — погружаясь в Нирвану или в Архатство

Во-вторых, в процессе совершенствования индивида волнение дхарм усмирится и активности клеш постепенно будут подавлены.

В-третьих, в результате сознательного обдумывания каждой клеши в отдельности и, после осознания ее, в результате практического (умышленного) подавления ее в жизненном опыте индивид может дойти до завершения и прекращения волнений.

В-четвертых, индивид, полностью очистившийся от клеш и тем самым больше не возвращающийся в Сансару, т. е не подчиняющийся закону кармы, совершенствуется дальше и достигает последней ступени — архатства, это называется освобождение или избавление от Сансарного круговорота.

4. Четыре аспекта относительно принципа путей (маргасатья), т. е. истинно, что имеется путь спасения. Во-первых, существует путь освобождения, указанный нашим всеобщим Учителем — Буддой — Бхагаваном (марга). Во-вторых, имеются методы, преподанные учителем для осуществления конечного результата пути (ньяя). В-третьих, необходима деятельность самого ищущего, совершаемая строго по указанному методу (пратипатти). В-четвертых, фактор освобождения, достигнутый при помощи пути, указанного Бхагаваном, т. е.
результат достижения состояния архатства, это последний, четвертый, «плод» совершенствующегося.

При отправлении по пути накопления достоинства и добродеяния ищущий должен созерцать успокоение (максабхагия), постоянное и необходимое проявление «благочестия» (цаддха-бхуми), в результате которых выявляется: 1) ясное познание (абхиджня); 2) руководящий принцип (пратьякса); 3) вывод, сделанный ищущим в конце теоретического исследования вышеуказанным образом четырех благородных истин (анумана) и выявление «познавательной способности» Здесь же на этом же «пути накопления» начинает раскрываться эмоционально-мистическая интуиция; она раскрывается: 1) в результате изучения четырех благородных истин (срути маипраджня); 2) в результате исследования и обдумывания этих истин, созерцания четырех благородных истин (бхаванамаипраджня).

  Второй хинаянистический путь, путь обучения

На этом пути происходит практическое осуществление теоретического знания, накопленного на первом пути.

1. Подавление гнева и других клеш созерцанием и в жизненной практике, при этом у практикующего индивида ощущается теплота в теле, поэтому это называется «нагревание» (ушмагата) или стадия «теплоты», на которой феноменальный мир представляется как сон, иллюзия и т. д.

2. Острие или кульминационный пункт созерцательного упражнения в предельной направленности (высшая ступень глубокой самадхи — мургхагата).

3. Стойкость и твердость в своих целях и действиях (кшанти) и сильная земная добродетель (саукика-арга-дхарма), которые нужны для освещения пути (нирведха-бхатья).

4. На следующем этапе наступает «умственная неподвижность (самадха) и, соединяясь с «особым прозрением» или трансцендентальным прозрением (випасьяна), дает совет мудрости святого (джаняна-алока). Таким образом, постигаются четыре благородные истины с 16-ю аспектами (алока-лабха). Раскрытие мистической интуиции, постигающей четыре благородные истины, освещающие путь, происходит вот таким образом. После этого приобретается безупречное самадхи (анантарья-самадхи). Индивид, блуждающий в безначальном круговороте Сансары, может освободиться от него, погрузившись в
Нирвану или в Архатство, которое является высшей ступенью святости, т. е. когда пламя клеш угасает и не действует закон Кармы, связывающий личность с перерождениями, индивид освобождается от Сансары. Основной причиной, держащей индивид в Сансарном круговороте, является клеша — источник возникновения всех греховных деяний. Задачей совершенствующегося индивида является освобождение его от клеш. Основных клеш пять: невежество, страсть,
гнев, гордость и зависть. Дальше эти пять клеш ветвятся на более мелкие, второстепенные, о которых мы писали раньше.

Центральной клешей, от которой рождаются остальные клеши, является невежество или неведение (авидья).

Метод освобождения от клеш заключается в том, что индивид должен сознательно обдумывать каждую клешу в отдельности и после осознания ее следует практическое (умышленное) подавление в жизненном опыте. Этот опыт, от простого смертного человека до состояния архата, имеет четыре плода. Когда ищущий на «пути накопления», обдумывая все четыре благородные истины, пришел к выводу о необходимости освободиться от страдания, то этим самым он попадает в состояние, именуемое «вошедший в русло» буддийского учения о пути (сротаапана). Это и есть первый плод, ищущий уже находится на пути обучения. Но до состояния сротаапана индивид проходит   четыре стадии совершенства. Второй плод — агамин — здесь индивид напряженно сосредоточивается на каждой клеше в отдельности и практически (умышленно) устраняет их. В этом состоянии агамин индивид полностью еще не освобождается от клеш, хотя у него воспитывается стоицизм, твердость духа и высшая бесстрастность. Он не должен дрогнуть, встретив даже крушение мира, наподобие ядерного взрыва (войны). Должен проявить при самых затруднительных обстоятельствах невозмутимую ясность духа, над которой не властны ни соблазны, ни угроза. В этом состоянии индивид еще один раз рождается в Сансаре. Следующий плод — анагамин, так называется индивид, полностью очистившийся от клеш, тем самым больше никогда не возвращающийся в Сансару, т. е. не подчиняющийся закону Кармы. Он совершенствуется дальше и достигает последней ступени — Архатства. Архат — это последний, четвертый плод совершенствующегося. Состояние архата — высшая святость Хинаяны, когда ни один элемент больше не волнуется, т. е. на поверхности океана бытия наступает полный штиль. Это состояние является постоянным и называется пратисанкхьяниродха. С точки зрения схемы Виджнянавадинов, выходит, что здесь индивид обретает состояние «анупадхишена Нирваны». Но строгие и последовательные махаянисты-прасангики не признают ее за абсолютную Нирвану, об этом указано в трактате Чандракирти, который дается в наших «мыслях».

Махаяна

Путь освещения или просвещения (дарсана-марга)

Здесь начинается путь святых махаяны (арья-марга), где раскрывается эмоционально-мистическая интуиция, познающая четыре истины или принцип святых (сатьяабхи-самая). В этом пути с самого начала ясно познается как руководящий принцип пратьякшена или саксат, что не существует у субъекта индивидуального «я» (пудгала натратмая) или индивид представляет, что субъект есть нечто иное, нежели беспрерывный поток элементов (дхарма), а индивидуального, самостоятельного «эго» или души нет. Интуитивная проницательность, развиваясь, постепенно доходит до того, когда сделается сердце чистым и ум свободным от иллюзии о «я». В период этого постепенного развития интуитивной проницательности происходят два важных случая: в первом — интуитивное знание интенсивно концентрируется в «пучок» [39] (самахита-джняна), во втором — интуитивное значение, которое достигает вершины после стадии экстаза (пристха-лабда-джняна). Эта результативная интуиция, приобретенная после   (в результате) глубокого самадхи, есть интуиция махаянистического святого (арья), подлинно познавшего четыре истины, она определяет отсутствие индивидуального «эго». Это есть безупречный или беспрепятственный путь (ананларья-марга), также это есть путь освобождения (вимукти-марга). Мистическая интуиция, постигающая сущность четырех благородных истин, есть противоядие против воззрения о реальности субъекта. Здесь на арену выступает элемент «терпения» или упорства, которое индивид необходимо должен проявить. Оно (кшанти) имеет восемь форм, из них четыре являются «терпениями» для изучения и познания учения дхарма-джняна-кшанти, т. е. для познания четырех истин или принципы святого, которые указывают или исполняют точки зрения ясного интуитивного знания об отсутствии у субъекта индивидуального «я» (эго). Остальные четыре формы терпения являются «терпениями самосозерцающей познавательной способности» (анвая-джняна-кшанти). Они относятся к субъективной части, т. е. они представляют собой результативные интуиции предшествующих четырех форм «терпения», также форма с точки зрения «не эго» — их называют «родами» результативного знания.

Путь освобождения вимукти-марга есть перевертывание всего мирского в результате знания существующих восьми форм. Иначе говоря:

1) четыре рода результата знания учения дхарма-джняна относятся к объективной части, т. е. соответствуют четырем истинам святого;

2) последние четыре формы являются, результатами самосозерцающей
познавательной способности (знания) анвая-кшанти предшествующих
четырех форм.

Восемь различных форм «терпения» и восемь родов результативного знания, взятые вместе, представляют 16 моментов мгновенности садаша-кшана или достижение способности моментального интуитивного познания в конце пути бодхисаттвовского совершенствования. Все это находится в «путях освещения или просветления».

Согласно «Абхидхармакоше», первые четыре рода «терпения» представляют «безупречный путь», это как бы переходящая (передвигающаяся) сила, касающаяся «мира больших тел» или сферы чувственного желания (кама-дхату) и первые четыре различных результативных знания основывают соответствующий «путь освобождения» вимукти-марга. Передвигающиеся формы «терпения» и результативные знания не представляют самосозерцающей интуиции в первых восьми. Но относительно установления отношения между миром возвышенной мистики или «сферой форменных духов» рупа-дхату и бестелесной сферы арупа-дхату занимают кардинальные положения. Они, как было сказано выше, в соответствии со своими качествами основывают «безупречный путь» и «путь освобождения» в пределе пути просветления для всех трех сфер.

    Существует другая теория относительно 16 моментов, основанная Асангой в «Абхидхармасамучая». Но она позже (VII в.) была дискуссирована в связи с махаянистическим путем, школой «прасангика». А относительно знания, которое приобретается после сосредоточения мысли (пристхалабда-джняна) установлено, что оно вытекает после окончания «пути освобождения». Содержание элементов обоих «ясное осознание объекта» или руководящий принцип и конструктивное мышление (кальпана) сходно, где интуиция, возникающая во время сосредоточения мысли самахита-джняна имеет исключительно ясный мистический результат восприятия святых — йогов (йоги-пратьякса).

На этом пути «просветления» (дархана-марга) святой бодхисаттва постигает подлинную сущность отсутствия «я» в трех разных формах:

а) отсутствие индивидуального «я» и познание тонкой сущности его;

б) познание отсутствия «я» элементов дхарм в его грубой форме; в)
познание отсутствия «я» элементов в тонкой сущности его. Все это
называется «путь подлинного познания отсутствия «я» в тонких и
грубых формах или путь подлинного постижения шуньи.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.