О композиции и колорите цветного снимка — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

О композиции и колорите цветного снимка

2019-08-07 245
О композиции и колорите цветного снимка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Все композиционные приемы построения изображений, разработанные для черно-белой фотографии, остаются справедливыми и для цветных снимков, но, располагая таким сильным дополнительным выразительным средством, как цвет, все эти задачи решаются на более высоком уровне. В связи с тем что изображение на слайдах кадрированию в дальнейшем не подлежит, все вопросы композиционной завершенности снимка должны полностью и окончательно решаться во время съемки.

Возможность передать на снимке цвет настолько иногда увлекает фотолюбителя, что он стремится включать в кадр как можно больше различных по окраске предметов с высокой насыщенностью цвета. В результате снимки такого рода получаются пестрыми, аляповатыми, очень далекими от истинной художественности.

О мастерстве фотографа судят не по его умению передать на снимках больше различных цветов, пусть даже с высоким качеством, а по общему колориту снимка.

Колорит — это взаимосвязь всех используемых в изображении цветов и цветовых оттенков, их согласованность, взаимоподчинение, служащие наибольшей художественной выразительности цветного фотоснимка.

Колорит (преобладание каких-то определенных цветов) должен определяться замыслом фотографа-цветника, подчеркивать главенствующую идею снимка. Не отступая в то же время от реальности и жизненности изображаемого сюжета.

В природе имеется бесконечное число цветов и их оттенков, которые существуют неотрывно друг от друга, а не каждый сам по себе. Вот в умении подмечать естественную гармонию цветовых сочетаний, использовать их в своих работах и заключается подлинное мастерство фотографа-цветника. Цвет, цветовые сочетания используются в снимках различно, но всегда так, как этого требует тема, содержание и характер изображаемого сюжета, без противопоставления одних цветов другим. В некоторых сюжетах необходимо преобладание какого-то одного тона, в других — использование большого числа цветовых оттенков и цветов. Какие-то снимки строят так, что цвет в них едва намечается, а в каких-то основная выразительность достигается включением в кадр элемента яркой, насыщенной окраски. Важно не это. Важно то, чтобы краски, цвета являлись не просто украшением снимка, а были их существом, составной частью их содержания.

Цветной фотопейзаж

 

Пейзажные снимки в практике фотолюбителей-слайдистов занимают самое большое место. Это вполне естественно, поскольку именно пейзаж с его многообразием и богатой цветовой палитрой предоставляет наиболее широкие возможности для цветных фотосъемок. Да и цветные пленки обеспечивают более качественное воспроизведение естественных природных цветов при Солнечном освещении. Возможности слайдовой фотографии в пейзаже значительно шире, чем в какой-либо другой области. Фотоотпечаток на бумаге, пусть даже и цветной, хорошо передает общее впечатление от пейзажа, но он не в состоянии воспроизвести все тончайшие нюансы природы, в которых она проявляется с наибольшей силой.

Цветные картины природы как бы сами просятся на пленку, но и в этом случае не следует очень увлекаться красками. Не нужно забывать, что каждому времени года свойственна своя цветовая гамма: серебристо-голубая для зимы; нежная, светло-зеленая для весны; сочная, с яркими цветами земли и неба, для лета; и желто-золотистая, со всеми оттенками теплых тонов, для осени.

Лето. При съемке на цветные обращаемые пленки летом обычно трудностей не возникает. Спектральный состав света благоприятен в течение длительного времени, разве что за исключением самых ранних утренних и предзакатных часов, но и при низко стоящем солнце летние пейзажи на цветной пленке получаются превосходно. Сделанные без какой-либо коррекции цвета, они имеют мягкий «теплый» или золотистый оттенок, который так характерен для этого времени суток. И только в тот короткий промежуток времени, когда солнце находится непосредственно у горизонта, снимки могут получаться с искажением в цвете. В таких ситуациях коррекция с помощью голубых светофильтров почти всегда дает хороший результат. Не нужно только стремиться приводить цветовой баланс слайдов в этих случаях к «белому» освещению, так как длинные тени, какие бывают при низком положении солнца, могут восприниматься естественно лишь в сочетании с «теплым» общим колоритом снимка, но никак не с тем, какой характерен для солнечного освещения в середине дня.

Непосредственно картины восходов и закатов снимают без каких-либо светофильтров на «дневные» пленки. Для того чтобы сохранить на снимках иллюзию крупного солнечного диска, каким он нам кажется, находясь у горизонта, снимать нужно длиннофокусным объективом. В случае малоформатного фотоаппарата объектив с фокусным расстоянием в 135 — 200 мм обеспечит сохранение иллюзии «крупного» солнечного диска. Объективы большего фокусного расстояния применяются для съемки таких сюжетов лишь с целью получения специального эффекта, так как естественность восприятия общей картины при этом утрачивается. Широкоугольные объективы для съемок таких сюжетов малопригодны, так как солнце в этом случае получается настолько мелким, что совсем не соответствует нашему восприятию картин восхода или заката. Считается, что солнечный диск можно смело включать в кадр, не боясь возникновения рефлексов, если на него смотреть незащищенным глазом и оно при этом не слепит. Но тем не менее светозащитная бленда и в этом случае совершенно необходима. Наилучший эффект при съемке картин подобного рода достигается при использовании объективов с многослойным просветлением, которые почти полностью гарантируют получение, отличных снимков без рефлексов.

Цвет листвы деревьев и кустарников во многом зависит от состояния небосвода. При безоблачном небе листва часто получается с синеватым оттенком в результате отражения глянцевой ее поверхностью синевы неба. Такого явления не наблюдается, если небосвод хотя бы на 30 — 40% покрыт облаками. Луговая трава, как правило, всегда имеет на слайдах естественный цвет, так как в отличие от листвы некоторых пород деревьев не имеет блестящей поверхности.

Небо на слайдах редко получается переэкспонированным, что часто наблюдается при съемке на черно-белые пленки, если снимают без желтого светофильтра. Поэтому оно почти всегда воспроизводится хорошо. Объясняется это тем, что, несмотря на высокую яркость неба, свет от него воздействует только на верхний, синечувствительный слой, поскольку два последующих защищены от синих лучей желтым фильтровым слоем. Насыщенностью цвета неба на слайдах управляют с помощью поляризационных светофильтров, но это не всегда приносит успех, так как «притенение» неба таким способом возможно только под определенными углами к солнцу, да и не все поляризационные светофильтры обеспечивают правильную цветопередачу. В связи с тем, что насыщенность цвета неба на слайдах в сильной степени зависит от экспозиции, эту особенность используют: при даже очень малой недодержке небо получается заметно темнее, тогда как основной пейзаж воспроизводится правильно. И наоборот, — небольшая передержка «разбеливает» на изображении небо, и оно получается бледно-голубым.

Наиболее впечатляющая картина предгрозового состояния природы на слайдах выходит в тех случаях, когда тучи низко нависают над самой землей, а сам пейзаж освещен солнцем. Последнее условие считается непременным, так как, стоит тучам закрыть солнце, все краски сразу «погаснут» и эффектного кадра уже не получится.

Различные водные поверхности украшают снимки, особенно когда в них видны отражения. Этими отражениями определяется цвет водных поверхностей: если в них отражается синее небо, он будет синим; небо, покрытое белыми облаками, даст нам на слайде «белую» воду. При безоблачной погоде вода часто приобретает на снимке неприятный чернильно-синий оттенок значительно более насыщенного цвета, чем само небо. Объясняется это. частичным поглощением света водой, в результате чего изображение неба в воде как бы недоэкспонируется по сравнению с небом из-за особой чувствительности к экспозиции синечувствительного слоя. Такие снимки производят неприятное впечатление, поэтому лучше избегать сюжетов с большими водными поверхностями, если небо безоблачно и имеет относительно темный цвет.

Несколько улучшить впечатление от таких пейзажей позволяет применение при съемке оттененных нейтральных светофильтров, с помощью которых удается понизить яркость неба, не изменив тональности его отражения в воде, равно как и всего основного пейзажа. При частичной облачности таких неприятных явлений не наблюдается. Более того, отражения облаков в воде способны украсить любой пейзажный снимок.

Осень, Как и лето, осень является одним из самых любимых1 времен года у любителей цветной фотографии. Осенью снимают на цветную пленку в течение всего дня от восхода и до заката, не прибегая к коррекции цветового баланса. В пору «золотой» осени, когда вся растительность приобретает теплые желто-золотистые тона, низкое осеннее солнце с преобладанием в его свете красно-оранжевых лучей только подчеркнет естественную цветовую гамму увядающей природы. В этот период нужно только оберегаться от излишнего увлечения красками, от стремления включать в кадр как можно больше элементов различных цветов. Несколько красных кленовых листьев, показанных в кадре крупно, или желтые листья, пронизанные насквозь солнечным светом, выглядят на снимках куда более эффектно и выразительно, чем общий вид осеннего леса с обилием мелких пестрых деталей, сливающихся порой в единую массу.

Осенью часто идет дождь. Многие фотолюбители в такую погоду предпочитают сухую теплую квартиру сырости лугов и лесов, не подозревая даже, какие прекрасные возможности для съемок они при этом упускают. Хмурая, пасмурная и особенно дождливая погода наиболее полно передает состояние природы этой поры, придает особую прелесть осенним пейзажам. Поскольку общая цветовая палитра пейзажа в дождливую погоду несколько приглушена, а даль «разбелена», желательно для поднятия тональной и цветовой шкалы таких снимков включать в кадр какие-либо ярко окрашенные предметы, расположенные на переднем плане. Такими предметами станут бликующие мокрые поверхности, куча опавших красных листьев, дождевая лужа, в которой отражается небо, и т. д. Украсит сни1 мок женская или детская фигура в ярком плаще под цветным зонтиком. И конечно, не следует упускать таких моментов, когда на какое-то мгновение проглянет солнце и все краски оживут, мокрые листья засверкают множеством солнечных зайчиков.

Нередки осенью и туманы. Снимать в туман трудно, особенно на цветные пленки, поскольку он сильно снижает контрасты, «разбеливает» цвета, особенно на дальних и средних планах. По этой причине удачные снимки здесь бывают редко, за исключением сюжетов, снятых при слабом тумане прямо против солнца, когда его лучи начинают пробиваться сквозь туманную мглу. В эти моменты создается эффект «светящегося» воздуха. При низком положении солнца (восход в тумане) это «свечение» приобретает различную окраску: розовую, сиреневую, голубоватую, что может быть воспроизведено на слайдах. Хорошие кадры «с настроением» получают, снимая рано утром или к вечеру, когда туман не заполняет весь пейзаж, а только стелется по низинам и над водой.

Зима. Фотолюбители-слайдисты снимают в этот период обычно редко, считая, что в данную пору года общая цветовая гамма пейзажа бедна и не заслуживает по этой причине съемок на цветную пленку. Это глубокое заблуждение. И зимой в природе много интересных по колориту сюжетов. Не следует только выходить на съемку в пасмурную погоду, когда снимки действительно выходят вялыми, с едва намечаемыми цветами и пониженным контрастом. В связи с тем что на цветных трехслойных материалах передача белых и серых тонов затруднена, слайды, снятые в пасмурную погоду, всегда имеют какой-нибудь цветной оттенок в виде вуали, что еще больше снижает впечатление от таких снимков. А вот зимние солнечные пейзажи Выглядят на слайдах великолепно! Особенно эффектно смотрятся сюжеты с хвойными породами деревьев с ветками, покрытыми пушистым искрящимся инеем на фоне яркого синего неба. Слепящая белизна зимнего солнечного дня никогда более или менее достоверно не передается на обычном фотоснимке, но легко и очень естественно воспроизводится на экране при проекции слайдов.

Зимнее солнце стоит низко даже в полуденные часы, поэтому спектральный состав его света сдвинут в сторону красных и оранжевых лучей. Но при голубом небе это компенсируется диффузным потоком от безоблачного небосвода. Снег имеет очень высокую отражательную способность, и поэтому цвет заснеженной поверхности определяется суммарной цветоносностью общего светового потока. В результате этого цветовые оттенки на снегу меняются от бледно-розовых на участках, освещенных прямым солнечным светом, до нежно-голубых в полутенях и темно-синих в глубокой тени. Чем ниже опускается солнце, тем эти цветовые и тональные переходы становятся все красивее, и совсем необычные по колориту картины возникают в те моменты, когда солнце находится у самого горизонта.

При отсутствии в кадре деревьев хвойных пород, а также при небогатой цветной палитре пейзажа следует, как и в осенних пейзажах, включать в кадр отдельные яркие по цвету элементы: фигуру лыжника, какое-нибудь строение, играющих детей. Старые хвойные деревья в зимнее время имеют очень темную хвою, которая даже при солнечном освещении плохо воспроизводится по цвету на слайдах. Такие деревья, особенно если они находятся в тени, получаются на снимках темным силуэтом, тем более что экспозиция всегда выбирается с расчетом воспроизведения фактуры снега. Это требование считается обязательным. Переэкспонированный зимний пейзаж, на котором снежная поверхность воспроизводится без ее фактуры, — полный брак. Чтобы получить хорошую проработку снежной поверхности на зимних слайдах, определяют экспозицию по яркости освещенного солнцем снега и увеличивают ее на полторы-две ступени относительно полученного результата измерений.

Весна. Наиболее сложным и трудным по исполнению является весенний пейзаж, поскольку удача в этом случае зависит не только от хорошего владения техникой фотосъемки и от наблюдательности фотографа, но и от того, насколько ему повезет с погодой во время съемок. Значительно усложняются съемки весенних пейзажей и скоротечностью происходящих в природе изменений: лес, который еще вчера был неприглядно темным, сегодня уже радует свежей зеленью распустившихся за ночь деревьев, а еще через два-три дня — цветущими кустами черемухи. Есть при съемках весенних пейзажей трудности и чисто технического порядка, особенно в пору появления первых проталин. Происходит это в результате высокого контраста между еще белым снегом и темной мокрой землей. Хотя снег в это время несколько темнеет, его фактура воспроизводится плохо, так как, приобретая зернистую структуру, снег сильно сверкает на солнце.

Спектральный состав света как весной, так и осенью благоприятен для съемок слайдов в течение всего дня, но трудность заключается в том, что цветовая палитра пейзажа до появления первой зелени и цветов бедна и не имеет своих характерных признаков, как это бывает в другие времена года. Единственно, что может скрасить общую картину, — хвойные деревья и чистое синее небо, особенно когда оно отражается в многочисленных лужах, создавая своеобразный цветовой акцент. Картина заметно меняется с появлением первой травы и молодой листвы на деревьях и кустарнике. Но период этот очень короток, и съемку таких сюжетов нельзя откладывать: через несколько дней молодые листочки подрастут и пейзаж будет мало чем отличаться от летнего.

В связи с тем что характерные признаки начального периода весны малозаметны на общих планах, их следует избегать. Распускающиеся почки деревьев, «сережки» на ветках ивы, едва пробивающаяся сквозь прошлогоднюю опавшую листву трава или желтые цветочки мать-и-мачехи, снятые крупно, намного лучше передадут на снимке весеннее пробуждение природы.

То же самое можно сказать и о цветущих деревьях. Ветка яблони с бледно-розовыми цветами, снятая крупным планом, где видна каждая тычинка, производит несоизмеримо большее впечатление, чем общий вид цветущего дерева, воспроизводящегося на снимках сплошной белой массой.

Портрет

 

Фотолюбителям часто приходится снимать людей. Это и просто изображения людей на фоне пейзажа или какого-либо исторического памятника, и специально задуманный портрет конкретного человека. Известно, что портрет — самый сложный жанр фотографии, так как требует передачи на снимке не только индивидуального сходства, но и раскрытия характера человека, его психологии. Не вдаваясь в тонкости этих вопросов, которые подробно рассматриваются в специальной литературе, обратим внимание только на некоторые особенности съемки портрета на слайды.

Наиболее сложным и в то же время очень важным в цветном портрете является воспроизведение на снимке естественного цвета кожи лица человека. Если мы более или менее терпимо относимся к отклонениям в цветопередаче многих объектов, особенно в природе, и даже порой не замечаем их, то малейшее несоответствие в цвете лица человека вызывает у нас чувство неприятия, фальши и снимок такого рода теряет в наших глазах достоверность и художественную ценность. Поэтому при съемке портретов на слайды необходимо очень точно оценивать спектральный состав источника света и подбирать соответствующие конверсионные светофильтры, если в этом возникает необходимость. Поскольку эта задача не простая, лучше всего снимать портреты при искусственном освещении, спектральный состав которого постоянен и не требует каждый раз заново подбирать характер цветокоррекции.

Ранее уже упоминалось о влиянии больших окрашенных поверхностей на естественность цветовоспроизведения на слайдах. При съемке портрета это обстоятельство всегда надо иметь в виду: окраска предметов, возле которых находится фотографируемый человек, цвет обоев в комнате и даже яркая цветная одежда (как модели, так и самого фотографа), могут оказывать влияние на цвет лица в будущем снимке и даже полностью испортить его.

Наилучшим натурным освещением при съемке портрета нужно признать направленно-рассеянное, когда солнце находится за полупрозрачными облаками. Такой свет наиболее благоприятен и по спектральному составу, и по контрасту. Он не создает резких и глубоких теней, что неприемлемо в портрете, но хорошо рисует объем и формы. Прямое солнечное освещение в цветной портретной съемке используется редко вследствие высоких контрастов, создаваемых им, но если применить подсветку теней с помощью белых отражателей, рассчитывайте на успех и при таком освещении. Не рекомендуется снимать портреты на воздухе при синем безоблачном небе, так как это неизбежно приводит к синему общему оттенку снимка, если съемка производилась в тени, или к возникновению синих теней на лице человека при съемке на солнце.

При съемках в условиях искусственного освещения обычно результаты бывают лучше. Нельзя только использовать в портрете большое количество различных цветов, создающих пестроту. Нужно стремиться к тому, чтобы снимок был выдержан в какой-то одной цветовой гамме. Такие портреты более Художественны и выразительны. Вместе с тем небольшие, но заметные по цвету детали (перстень, кулон, заколка галстука и т. д.) создают цветовой акцент и повышают достоинства портрета. Однако главным в портрете остается мягкость, пластичность и естественность цвета.

При выборе экспозиции больше всего следует опасаться недодержки, так как при этом наиболее вероятными становятся отклонения в нормальной цветопередаче. Наоборот, небольшая (в 1/2 ступени) передержка окажется очень полезной в связи с тем, что все цвета при этом получаются менее насыщенными, пастельными, более мягкими. Фотопленки «Орвохром» обладают способностью передавать все цвета с большей чистотой и насыщенностью, чем это было в натуре, а фотопортрет только тогда хорошо воспринимается, когда его цвет слегка приглушен. Для получения более мягких тонов стоит порекомендовать проявлять такие пленки в черно-белом проявителе на 1 — 1,5 мин дольше, что равносильно некоторому переэкспонированию их.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.