Конверсионные светофильтры и соответствующие им наборы корректирующих фильтров — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Конверсионные светофильтры и соответствующие им наборы корректирующих фильтров

2019-08-07 276
Конверсионные светофильтры и соответствующие им наборы корректирующих фильтров 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Условия и время съемки, характер освещения Тип светофильтра Возможная замена (Ж — П — Г),% Кратность
Утром до 7 ч или после 19 ч на солнце В -1,5 00 — 05 — 10 1,2
Через 1 ч после восхода или за 1 ч до заката В -3 00 — 10 — -20 1,4
При восходе или закате солнца В -6 00 — 20 — 40 2,0
Съемка при свете ламп накаливания В -12 00 — 40 — 80 4,0
Съемка в полдень при безоблачном небе Р -1,5 10 — 05 — 00 1,0
Съемка в пасмурную погоду Р -3 20 — 10 — 00 1,2
В тени при наличии на небе белых облаков Р -6 40 — 20 — 00 1,4
В глубокой тени при безоблачном синем небе Р -12 80 — 40 — 00 2,0

 

 

Из тех светофильтров, которые применяются в черно-белой фотографии при съемке на «дневные» пленки в ряде случаев используют слабый желтый Ж -1,4 Х (для коррекции цвета при съемках в тени в условиях синего безоблачного неба) и светлый голубой Г -1,4 Х (для съемок в ранние утренние и предзакатные часы). Коррекция цвета при этом получается весьма приблизительной, что следует иметь в виду.

«Эффектные» светофильтры предназначены для видоизменения или преобразования обычного фотографического изображения с целью придания им большей выразительности. Некоторые из них действительно являются светофильтрами в прямом смысле слова, например цветные и рассеивающие, а некоторые относятся скорее к насадкам на объектив, служащим для получения определенных эффектов. Ряд «эффектных» светофильтров и насадок освоен и выпускается нашей промышленностью и кооперативными предприятиями, а некоторые из них не очень сложно изготовить и самостоятельно. К числу насадок и светофильтров промышленного изготовления относятся множительные призмы (мультипризмы), дифракционные решетки, светофильтры «звездных вспышек».

Pис. 11. Самодельный компендиум для установки конверсионных светофильтров: (— корпус; 2 — бленда; 3 — замок-защелка; 4 — кольцо с резьбой от светофильтра; 5 — конверсионные светофильтры; 6 — уплотняющие прокладки из поролона; 7 — петелька

Рис. 12. Типы множительных призм

 

Множительные призмы имеют несколько граней (рис. 12), вследствие чего они многократно (в зависимости от числа граней) повторяют изображение при однократном экспонировании. Вращая перед объективом такую насадку, легко изменить взаимное расположение повторяющихся элементов изображения, добиваясь желательных эффектов.

Светофильтры типа дифракционных решеток представляют собой плоскопараллельную стеклянную пластинку, на которую нанесены каким-либо способом мельчайшие параллельные штрихи, в результате чего происходит разложение проходящего через нее света в цветной спектр. Применяя дифракционные решетки, можно получать на снимках многократно повторяющиеся радужные полоски вокруг точечных источников света, включаемых в кадр.

Светофильтр «звездных вспышек», схематическое изображение которого показано на рис. 13, создает многолучевые звездные изображения вокруг источников света или их отражений на блестящих поверхностях объекта съемки. Число лучей в «звездочках» на снимке зависит от характера сетчатого рисунка на светофильтре. На снимках, сделанных с помощью таких насадок, очень эффектно выглядят вечерние городские сюжеты с многочисленными огнями и их отражениями в стеклах витрин, на мокром асфальте и т. д.

К числу «эффектных» светофильтров, изготовляемых самостоятельно, относятся многоцветные фильтры, а также диффузные или рассеивающие, служащие для смягчения изображения или получения «размытого» рисунка. Многоцветные светофильтры позволяют получать необычные по цвету слайды, например, с небом, имеющим любой, самый неожиданный цвет, или используются для создания на изображении цветных зон и пятен. Для изготовления таких светофильтров на разные участки тонкой стеклянной пластинки наносят расплавленную желатину, подкрашенную акварельными красками. Желатину распускают в водяной бане, вводят в нее краситель и несколько капель фенола, являющегося антисептиком, и наносят с помощью кисти на предварительно хорошо обезжиренную поверхность участка пластинки. Таким образом легко получить половину окрашенной поверхности светофильтра или создать несколько зон различного цвета. В качестве стеклянной заготовки для таких фильтров удобно использовать защитные стекла от пластмассовых рамок для слайдов размером 6X6 см, которые продают в фотомагазинах.

Рис. 13. Светофильтр «Звездных вспышек»

 

При желании в желатиновой пленке после ее полного застывания лезвием бритвы легко прорезать небольшое отверстие в центре светофильтра и в результате получить изображение с неокрашенной центральной частью. Подобным путем удается усовершенствовать множительные призмы, покрыв их грани желатиновой пленкой различных цветов. В этом случае повторяющиеся на слайде предметы будут иметь разную окраску.

Диффузные светофильтры чаще всего необходимы при съемке портретов, лирических пейзажей. Они бывают и заводского изготовления, и самостоятельного. Одним из самых хороших способов получения диффузных светофильтров является легкое матирование стеклянного светофильтра УФ-Г с помощью мелкого абразивного порошка. На стекло наносят абразив, смачивают его слегка водой, накрывают любой стеклянной пластинкой и легкими круговыми движениями (без сильного прижима) притирают друг к другу. Степень рассеивания такого светофильтра зависит от размера частиц абразива и времени матирования. При отсутствии абразива пользуются некоторыми видами порошков и паст, которые продаются в хозяйственных магазинах для чистки посуды, раковин и ванн. Иногда подобным способом изготавливают светофильтры, у которых диффузными свойствами обладает только часть его поверхности.

Другим способом изготовления диффузных, или, как их еще называют, «туманных», светофильтров является нанесение на поверхность стекла тонкого слоя белой краски с помощью пульверизатора (можно воспользоваться для этой цели красками в аэрозольной упаковке). Фильтры, изготовленные этим способом, менее практичны, зато в них легко предусмотреть прозрачную часть, наклеив перед нанесением краски на стекло бумажный кружок или звездочку, которая потом удаляется. Получают светофильтры и с разной степенью рассеивания, меняя расстояние, с какого производится напыление краски на стекло. Оценивать действие «эффектных» светофильтров надежнее всего по матовому стеклу однообъективного зеркального аппарата. В случае использования фотоаппарата другой конструкции характер действия этих светофильтров устанавливается путем пробных съемок.

Прочие принадлежности

 

Учитывая малую фотографическую широту цветных обращаемых пленок и повышенные в связи с этим требования к точности их экспонирования, наличие у фотолюбителя-слайдиста хорошего фотоэкспонометра весьма желательно. Исключение делается только в том случае, когда используется фотоаппарат системы ТТЛ или аппарат с каким-либо другим экспонометрическим устройством, хотя опытные фотолюбители и в этой ситуации предпочитают иметь отдельный экспонометр высокого класса.

К таким фотоэкспонометрам относятся «Свердловск-4» и «Ленинград-6», выполненные по классу точности «А». У этих приборов в качестве световоспринимающего элемента используется фоторезистор, поэтому для их работы требуется источник питания. Экспонометры с фотоэлементом, хотя более дешевы и не требуют для своей работы источника питания, хуже вследствие невысокой точности показаний, нестабильности в результате «старения» фотоэлемента и большого угла восприятия при измерениях.

Ри c. 14. Схема действия светозащитной бленды: а — бленда защищает объектив от боковых лучей; б — возникновение паразитных засветок фотопленки в фотоаппарате при отсутствии бленды на объективе

 

Необходимой принадлежностью при съемке слайдов являются светозащитные или противосолнечные бленды на объективы. Эти простые и дешевые приспособления предохраняют фотопленку в аппарате от попадания на нее лучей света, не участвующих в образовании изображения, а только ухудшающие его (рис. 14). При цветных съемках применение бленд целесообразно даже в пасмурную погоду, так как попадающие в объектив боковые лучи вызывают рассеивание света в результате многократного отражения внутри объектива и фотоаппарата, что приводит к падению насыщенности цветов, их «разбеливанию». Поэтому желательно иметь светозащитные бленды на все объективы, имеющиеся у фотолюбителя, если их посадочные размеры различны.

 

Рис. 15. Малогабаритные штативы: а — карманный штатив — струбцина; б — складной штатив — подставка

 

Учитывая относительно невысокую светочувствительность обращаемых пленок, иногда очень полезным может оказаться штатив, так как выдержки достигают часто таких величин, что съемка с рук полностью исключается. При работе с длиннофокусными объективами для получения четкого, «не смазанного» изображения нельзя пользоваться выдержками длиннее 1/125 — 1/250 с, если съемка производится с рук, поэтому в условиях недостаточного освещения только съемка со штатива обеспечит необходимую резкость изображения. Не обязательно всегда носить с собой громоздкий и тяжелый штатив. В туристском походе, путешествии и вообще при съемках на природе неоценимую услугу окажет портативный штатив-струбцина, который легко закрепить на любом предмете (рис. 15). Для съемок в крупном масштабе при наличии у фотолюбителя однообъективной зеркальной камеры желательно иметь удлинительные промежуточные кольца (рис.16) или удлинительный мех (рис.17). В некоторых ситуациях немалую помощь окажет зарядный рукав. При неаккуратной перемотке пленки в кассету иногда ее кончик отрывается от катушки, после чего перемотать пленку обратно в кассету обычным путем уже нельзя. При наличии зарядного рукава с этой задачей легко справиться без темного помещения. Выручит такой рукав и в случае разрыва. перфорации пленки или какой-то другой небольшой неисправности транспортирования пленки в фотоаппарате.

Рис. 16. Промежуточные кольца к однообъективной зеркальной камере для съемок в крупном масштабе

Рис. 17. Удлинительный мех - приставка для съемок в очень крупном масштабе

 

ТЕХНИКА СЪЕМКИ СЛАЙДОВ

 

Съемочный процесс охватывает очень широкий круг вопросов, которые подробно рассматриваются в различных руководствах по фотоделу, являясь самостоятельным большим разделом практической фотографии. Поэтому, не касаясь общих для всех видов фотографии вопросов, обратим внимание только на те моменты в технике съемки, которые характерны для слайдовой фотографии, а также рассмотрим особенности съемки, с которыми необходимо считаться при работе с цветными материалами.

Общие требования

 

Наряду с обычными приемами фотосъемки, используемыми в любом виде фотографии, съемка слайдов имеет свои, присущие только ей, особенности. Основной из таких особенностей считается получение правильного цветового баланса фотоснимка непосредственно в процессе съемки, так как последующая коррекция цвета слайдов практически невозможна. Имеет слайдовая фотография и другие специфические особенности, недооценка которых доставит фотолюбителю немало огорчений. В связи с этим при съемке слайдов возникает ряд требований, от выполнения которых во многом зависит окончательный результат. Цветовой баланс используемой при съемке фотопленки должен соответствовать условиям освещения. Применение «дневных» пленок для съемок при свете фотоламп или наоборот приводит к неустранимому браку, если при этом не осуществлялась необходимая коррекция спектрального состава света с помощью конверсионных светофильтров.

 При съемках необходимо учитывать возможные отклонения спектрального состава источников от баланса пленки и при необходимости вносить соответствующие поправки в характер цветопередачи.

 Не снимать в условиях смешанного освещения от источников света, имеющих разную цветовую температуру: дневной свет и свет электроламп, электронная лампа-вспышка и свет ламп накаливания и т. д.

Оценивая сюжет, необходимо обращать внимание на предметы, находящиеся вблизи от основного объекта, поскольку большие и близко расположенные ярко окрашенные поверхности могут создавать на объекте съемки цветовые рефлексы, искажая цветопередачу.

Стараться избегать излишне контрастного освещения, так как при этом на изображении утрачиваются детали либо в тенях, либо в светах.

Уделять самое серьезное внимание выбору величины экспозиции, помня, что предельно допустимая ошибка при этом не может превышать половину экспозиционной ступени (1/2 деления шкалы диафрагм объектива).

Кадрирование при съемке необходимо осуществлять с максимальной точностью. Даже небольшие просчеты в этом вопросе (попадание в кадр лишних элементов, перекос линии горизонта, наклон угла здания и т. п.) на слайдах не исправляются. При съемках дальномерными аппаратами не забывать делать поправку на параллакс.

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.