Использование психосоматической гимнастики и ритмики в логопедической работе с неговорящими детьми — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Использование психосоматической гимнастики и ритмики в логопедической работе с неговорящими детьми

2019-08-07 131
Использование психосоматической гимнастики и ритмики в логопедической работе с неговорящими детьми 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Значение сенсомоторного воспитания в коррекционно-логопедической работе с безречевыми детьми

Физиологической основой восприятия и речи является условно-рефлекторная деятельность межанализаторных (ассоциативных) комплексов нервных связей. Следовательно, логопедические занятия, включающие элементы сенсорного воспитания (привлечения всех сохранных анализаторов), окажутся плодотворными. Отмечено, что есть группа неговорящих детей, у которых отсутствие речи, возможно, обусловлено недостаточностью представлений о целостном образе предмета. При нормальном развитии сенсомоторный, целостный образ предмета складывается на основе комплекса зрительных, слуховых, тактильных, кинетических, кинестетических, вкусовых и других ощущений. Недостаточная сформированность сенсомоторного образа предмета (явления) вызывает невозможность появления у ребенка чувственных концептов, необходимых для появления слова (понятия). Таким образом, сенсорное воспитание — основа лексической работы и личностного развития; включения максимального количества сохранных анализаторов (полисенсорный подход) способствует более успешной актуализации (появлению слова в активной речи). Знания, не подкрепленные чувственным опытом, неотчетливые и непрочные, зачастую искаженные (Метиева Л.А., Удалова Э.Я., 2008).

Занятия в сенсорных комнатах и уголках, проведение сенсорных игр способствуют установлению эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым, сенсорные игры — важный инструмент преодоления негативизма безречевого ребенка. Большинство детей с нарушениями в развитии легче познают новое, если педагогами применяется полисенсорный подход, т. е. в работу включаются все органы чувств ребенка (Ньюмен С., 2004). При этом недостаточно просто показать ребенку действие, он должен попробовать выполнить его самостоятельно, или вместе со взрослым: способом «рука в руке».

Сенсорные игры, как правило, являются привлекательным видом деятельности для ребенка, обеспечивая, таким образом, эмоционально насыщенный фон логопедических занятий, преодоление негативизма. Сенсорными считаются игры, которые помогают детям получать чувственные ощущения. Лучше запоминается только наиболее значимая часть тематической лексики, но сенсорный опыт, приобретенный при специально организованном обучении, позволяет не заучивать речь механически, а способствует ее спонтанному формированию.

Обоснованность использования многочисленных сенсорных эталонов при формировании речи находит свое отражение и в исследованиях, посвященных когнитивной лингвистике. В соответствии с современными представлениями о языковом сознании человека (Э.Д. Попова, И.А. Стернин, 2002) в его основе лежит индивидуальная концептосфера, т. е. совокупность некоторых ментальных образов, созданных в том числе на основе информации от органов чувств. Динамика развития и изменения концептосферы обнаруживается в речевой деятельности людей — появление новых номинаций сигнализирует о возникновении новых концептов. Следовательно, увеличение количества сенсорных образов упрочивает тот или иной концепт в сознании ребенка, что в дальнейшем позволит объективизировать его в языковом знаке и проявить в речевой деятельности. Сенсорное воспитание безречевых детей состоит из следующих разделов: тактильно-двигательное восприятие и развитие моторных функций; зрительное восприятие; восприятие свойств предметов через осязание, обоняние, барические ощущения, вкусовые ощущения; слуховое восприятие. Сенсорное воспитание способствует формированию речевой деятельности. Приведем примеры сенсорных игр и игровых упражнений, направленных на формирование речевой деятельности.

 

Кинестетическое восприятие

«Сухой бассейн». Для этой игры заранее необходимо подготовить прозрачную емкость (миску, банку с широким горлышком и т. п.), в которую насыпать любую крупу, например, гречневую. Игру желательно проводить на полу, предварительно постелив на полу покрывало или старую простынь. Возможно большое количество вариантов данной игры, в зависимости от целей занятия. Например, игра может использоваться для формирования слоговой структуры слов, типа СГСГ (для игры понадобятся мелкие игрушки: ваза, коза, лиса, пони, духи, боты, пума). Взрослый демонстрирует ребенку все игрушки, называя их, побуждая ребенка произнести название игрушки вместе с ним сопряженно, «отхлопывая» рукой слоговую структуру слов. Затем взрослый опускает руку ребенка в банку с крупой, показывает, как можно пересыпать крупу, объясняет ребенку: «Игрушки решили поиграть с тобой в прятки (прячет игрушки в “сухом бассейне”), найди их». Ребенок, опуская руку в «бассейн», пытается на ощупь угадать игрушку и назвать ее; либо достает и называет игрушку по вербальной инструкции взрослого.

«Коробка с тканями». Взрослый достает из коробки различные кусочки ткани, называя их. Затем предлагает ребенку достать кусочки, взрослый снова повторяет названия. Для усложнения игры взрослый предлагает достать/убрать ткань по инструкции, самостоятельно назвать тип ткани. Используемые названия: байка, букле, мех, лен, тафта, тюль. Игра проводится с детьми, имеющими высокий уровень языковой способности, при условии достаточного внутреннего лексикона по общепринятым лексическим темам.

«Сборщик». Ребенок садится на пол, сгибает в коленях ноги, а затем пальцами ног начинает собирать рассыпанные по полу мелкие предметы. Игра может применяться с разными целями.

Вариант 1. У ног ребенка две коробки: одна с крышкой, другая открытая. Для понимания предлогов: взрослый по инструкции просит положить ребенка предмет НА коробку или в коробку.

Вариант 2. Ребенок должен ногами выбрать из мелких игрушек только животных или только фрукты, в этом случае игра будет направлена на закрепление понимания обобщающих понятий, закрепление лексических тем. Целесообразно задействовать в игре именно ноги, так как непривычный способ деятельности привлечет внимание ребенка, будет способствовать повышению мотивации к взаимодействию со взрослым.

«Муха». Взрослый просит ребенка представить, что вокруг летает муха (оса, жук), садится на разные части тела ребенка. Ребенок должен ее отогнать: смахнуть рукой, наморщить нос, сдуть с губ. Взрослый в свою очередь стимулирует ребенка к произнесению: «Фу!», «Муха! (Оса! Жук!)», «Фу, муха! (Оса! Жук!)».

«Медвежонок». Ребенок изображает медвежонка, наевшегося меда, хлопает себя по животу, удовлетворенно произнося: «м-м-м», «ух».

«Холодно-жарко». Услышав слово «холодно», ребенок сжимается, напрягает мышцы. Услышав слово «жарко», расслабляется.

«Цветная баночка». Ребенок с помощью взрослых засыпает в банку слоями различные крупы и бобы: мука, кофе, чай и т. п. Взрослый многократно проговаривает названия, стимулируя ребенку к их повторению.

«Легкий — тяжелый». Взрослый предлагает сортировать предметы, по возможности называя их, в две коробочки: легкую коробочку повезет в путешествие маленький мишка, а тяжелую коробочку возьмет большой мишка. Предметы: вата, пух, пакет, бумага, кокос, тени, губка, шайба, бита, замок и т. д. Для развития понимания сравнительной степени прилагательных взрослый сопровождает игру вопросами: «Что легче? Что тяжелее?»

 

Зрительное восприятие

Активизация зрительного восприятия способствует формированию различных видов деятельности ребенка. Кроме того, развитие зрительного восприятия — одна из основных задач при формировании речевой деятельности у отдельной группы неговорящих детей (с нарушениями зрительного восприятия по Р.Е. Левиной).

«Узнай картинку». Узнавание картинок при закреплении соответствующих лексических тем. Узнавание: черно-белых изображений, теневых, зашумленных, наложенных друг на друга, недорисованных; соотнесение их с предметами.

«Постоянные цвета». Ребенку выдается набор цветных прямоугольников и контурных картинок. Ребенок должен называть слова и раскладывать картинки, соотнося их по цвету. Игра научит ребенка определять постоянные цвета предметов, позволит актуализировать в речи простые по слоговой структуре слова. Примерный набор контурных картинок: лимон, банан, малина, мак, салат, томат, язык, губы, туча, пума, семя, усы, шайба, вода, пальма, вишня. Цветные прямоугольники: желтый, красный, синий, зеленый, черный.

«Фонарик». Игра проводится в темной комнате. Взрослый периодически включает и выключает фонарик, направляя свет в различные места комнаты, ребенку необходимо «поймать» луч света, хлопнув по нему и сказав: «Оп!», «Свет!», «Нет!». Аналогично можно включать/выключать свет в комнате, телевизор и т. п., обращая внимание ребенка на разноприставочные глаголы «включить-выключить».

«Блеск». Для игры понадобятся заготовленные черные контуры изображений (используются изображения простых по слоговому составу слов), промазанные канцелярским клеем. Ребенок совместно со взрослым засыпает контуры блестками, произнося сопряжено/самостоятельно названия изображений. Для развития зрительного восприятия используются картинки с «наложенными», «зашумленными», «незаконченными» изображениями. Изображения подбираются в соответствии с лексическими темами и слоговой структурой слов, при выборе частотности употребления названий картинок необходимо исходить из уровня языковой способности ребенка.

Слуховое восприятие

Развитие слухового восприятия включает: совершенствование слухового внимания, умения различать неречевые (природные, предметные) шумы и звуки; формирование фонематических процессов (слуха, восприятия, анализа и синтеза). Если ребенок не фиксирует взгляд на игрушках, целесообразно начинать коррекционную работу по развитию слухового восприятия с использования цветных повязок на голове матери, ярких, блестящих предметов одно временно со звуковым раздражителем (Кириллова Е.В., Дедюхина Г.В.).

«Шумящие коробочки». Взрослый предлагает угадать по звуку и назвать, чем заполнены коробочки: кофе, монеты, камни, бобы и т. д. Можно предложить ребенку парные по звучанию коробочки и предложить: «Найти такую же».

«Инопланетяне». Взрослый рассказывает ребенку, что у инопланетян свой язык, что они вместе будут его учить. Затем взрослый производит серию движений, ребенок должен их повторить: два хлопка в ладоши, позвенеть колокольчиком; потрещать трещеткой, один раз подудеть в дудочку. Можно придумать соответствие «инопланетному» языку. Например, два раза постучать в барабан — обозначает «Да». Взрослый в процессе игры «невзначай» интересуется у ребенка, а что же у инопланетян означают те или иные звуки.

«Колокольчик». Игра проводится логопедом совместно с родителями. Ребенку завязывают глаза, мама звонит колокольчиком (железным, деревянным, фарфоровым и т. д.) в разных местах комнаты, логопед помогает ребенку искать колокольчик, постоянно стимулируя его к произнесению вопроса: «Где? Где он?», а когда ребенок находит колокольчик к произнесению: «Вот!», «Вот он!», «Нашли!», «Тут!», «Там!»

«Покричи в банку». Взрослый продуцирует в различные стеклянные банки гласные звуки, стимулируя ребенка к повторению этого действия. Варианты: пузырьки и бутылочки с горлышками разного диаметра.

«Волшебная банка». Взрослый предлагает ребенку рассмотреть различные природные материалы: шишку, каштан, камушек, песок. Ребенку завязывают глаза, взрослый бросает предметы в трехлитровую банку. Ребенок по звуку должен догадаться, что упало в банку: открыв глаза, показать соответствующий предмет (картинку), либо назвать его. В конце игры взрослый и ребенок меняются местами.

«Музыкальные инструменты». Названия музыкальных инструментов подбираются в соответствии со слоговой структурой и языковой способностью ребенка: туба, бубен, гусли, дудка, баян, бузуки. Взрослый демонстрирует ребенку аудиозаписи звучания различных музыкальных инструментов, ребенок должен показать соответствующую картинку, совместно со взрослым попытаться назвать ее. Игру удобно проводить, используя мультимедийную презентацию, подготовленную заранее.

«Звуки комнаты». Взрослый демонстрирует ребенку различные звуки, издаваемые предметами окружающей обстановки, ребенок должен указать соответствующий предмет или картинку, затем сопряженно назвать их: часы, веник, вода, утюг, плита, печь (СВЧ) и др.

«Волшебный карандаш». Взрослый дает ребенку неотточенный карандаш, показывает, как можно зажать его между ладонями и потереть, издавая при этом звук «ш-ш-ш». Взрослый предлагает ребенку послушать сначала левым ухом, потом правым, как «шумит карандаш».

«День — ночь». Взрослый произносит слово «день» — ребенку можно бегать по комнате, прыгать. Взрослый произносит слово «ночь» — ребенку необходимо лечь и закрыть глаза. Целесообразно проводить игру в группе детей и поначалу использовать сюжетные картинки с изображением дня и ночи. Подобные игры также способствуют воспитанию волевых качеств у ребенка, способствуют выработке равновесия процессов возбуждения и торможения.

«Отдерни ручку». Взрослый кладет ладонь ребенка на свою. Поглаживая каждый палец, произносит любое слово, например «Зайка», объясняя ребенку, что как только он произнесет «Лиса» — «зайки должны убежать», т. е. ребенок должен отдернуть руку.

«Заяц — волк». Игру целесообразно проводить с группой детей. Детям выдаются мячи для фитбола. Взрослый «превращает» детей в зайцев, и они свободно прыгают на мячах. По команде взрослого «Волк!», дети прячутся за мяч.

Примерный перечень дидактического материала и игрушек для неговорящих детей

Звукопроизносительная сторона речи:

— наборы шариков марблс, пуговиц, природных камней, шишек, ракушек и т. п. для формирования слоговой структуры слова и звукопроизношения;

— индивидуальное логопедическое зеркало необычной формы, оформленное в «сказочной манере»;

— песочные часы (как элемент внешнего контроля);

— массажеры и приспособления для артикуляционного и массажа пальцев рук: прищепки, суджок, зубочистки и т. п.;

— «музыка ветра», натуральные перья и пух, свистульки, губная гармошка, фигурные свечи и т. п. для формирования речевого выдоха.

Лексическая сторона речи:

— рамки-вкладыши соответственно лексическим темам;— кубики с изображениями соответственно лексическим темам;

— наборы мелких предметов и игрушек для игр, типа «Чудесный мешочек»;

— муляжи овощей, фруктов и т. п., изготовленные из различных материалов (резиновые, тканные, вязанные, пластмассовые, деревянные и т. п.);

— игры типа «Пальцеход» с пуговицами в соответствии с лексическими темами;

— домино и лото в соответствии с лексическими темами.

Грамматическая сторона речи:

— сюжетные пирамидки, рамки-вкладыши, объемные паззлы для закрепления пред-

логов;

— счетный природный материал для формирования грамматических обобщений

согласования;

— компьютерные презентации, демонстрирующие предлоги, множества в форме дина-

мической наглядности;

— конструкторы сказок для закрепления предлогов, простой фразы.М. И. Лынская. «Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инно-вационных технологий»

 

 

Литература

 

1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. — М.: ТЦ «Сфера», 2003. — 88 с.

2. Битова А.Л. Формирование речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями:

начальные этапы работы // Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Научнопракти-

ческий сборник. — М.: Центр лечебной педагогики, 1999. — Вып. 2. — С. 44–52.

3. Богина Т.И., Куркина И.Б., Сагайдачная Е.А. Современные методы оздоровления

дошкольников. — М.: МИПКРО, 2001. — 64 с.

4. Вальдес Одриосола М.С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические

виды художественной деятельности: метод. пособие. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,

2005. — 63 с.

5. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Перио-

дика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. — М.: Просвещение,

1987.

6. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим

недоразвитием речи. — М.: Книголюб, 2004. — 104 с.

7. Вренева Е.П. Использование компьютерных технологий в работе коррекционного

педагога ДОУ/Организация и содержание образования детей с нарушениями развития.

Тезисы Международной научнопрактической конференции. 25–27 июня 2008 года. Часть

II. — М., 627 с.

8. Грибова О.Е. Что делать если Ваш ребенок не говорит. — М.: Айрис-пресс, 2004.

— 48 с.

9. Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. — М.: Айрис-пресс,

2006. — 64 с.

10. Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговоря-

щим ребенком. — М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997. — 88 с.

11. Кисилева М.В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов,

педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с.

12. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. — М.: Аркти, 2007. —

80 с.

13. Кузьмина Н. И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной ала-

лией. — М., 1977.

14. Лалаева Р., Серебрякова Н. Формирование лексики и грамматического строя у

дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб.: Союз, 2001. — 224 c.

15. Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н. Логопедия в таблицах и схемах. —

М.: Парадигма, 2009. — 216 с.

16. Ларина О.Л. Использование компьютерной программы «Восстановление речи» в

процессе восстановительного обучения больных с очаговыми поражениями мозга / Органи-

зация и содержание образования детей с нарушениями развития. Тезисы Международной

научнопрактической конференции. 25–27 июня 2008 года. Часть II. — М. — С. 315–321.

17. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в

развитии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.И. Селивер-

стова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.

18. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в разви-

тии. Сборник игр и игровых упражнений. — М.: Книголюб, 2008. — 128 с.

19. Методика раннего развития Вальдорфской школы: от 0 до 7 лет / Авт. — сост. Л.И.

Головина. — М.: Эксмо, 2009. — 224 с.М. И. Лынская. «Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инно-

вационных технологий»

86

20. Могилева В.Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в

работе с компьютером. — М.: Академия, 2007. — 240 с.

21. Нестерюк Т.В. Психосоматическая гимнастика. — М.: Книголюб, 2006. — 24 с.

22. Николаевский В.В. Ароматерапия. — М.: Медицина, 2000. — 336 с.

23. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. — М.: Теривинф, 2007. — 107 с.

24. Орлова Д. Большая книга Монтессори. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК; Владимир:

ВКТ, 2008. — 185 с.

25. Попова Е.Ф. Использование компьютерных технологий в коррекционно-развива-

ющем обучении детей с общим недоразвитием речи /Организация и содержание образова-

ния детей с нарушениями развития. Тезисы Международной научно-практической конфе-

ренции. 25–27 июня 2008 года. Часть II. — М.—С. 418–421.

26. Практическое руководство по использованию логопедического тренажера

«Дельфа-142». — М., 2005.

27. Синягина Н.Ю., Кузнецова И.В. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психо-

логические установки и упражнения. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 150 с.

28. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нару-

шением интеллекта и мотор. алалией) / Е.Ф. Соботович. — М.: Классик стиль, 2003. — 160 с.

29. Сударикова С.А. Организация учебного процесса с использованием новых инфор-

мационных технологий обучения. /Организация и содержание образования детей с наруше-

ниями развития. Тезисы Международной научно-практической конференции. 25–27 июня

2008 го да. Часть II. — М.—С. 505–510.

30. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолоа, педагога и логопеда. — СПб.:

Речь, 2006. — 102 с.

31. Тураносов Э.Д., Тураносова Е.Н. Использование информационных технологий в

специальной (коррекционной) школе VIII вида. /Организация и содержание образования

детей с нарушениями развития. Тезисы Международной научно-практической конферен-

ции. 25–27 июня 2008 года. Часть II. — М., С. 531–534.

32. Формирование и развитие предметно-практической деятельности на индивидуаль-

ных занятиях / Л.В. Шаргодская. — М.: Теревинф, 2006.

33. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контактов, способы взаи-

модействия, развитие речи, психотерапия. — М.: Теривинф, 2004. — 136 с.

Использование психосоматической гимнастики и ритмики в логопедической работе с неговорящими детьми

Большинство неговорящих детей имеют особенности эмоционально-личностнойсферы:  чрезмерную утомляемость, сочетающуюся с повышенной возбудимостью; непоседливость, вспыльчивость, замкнутость, склонность к неврозам. Лабильность нервной системы детей при наличии большинства речевых нарушений может стать одним из предрасполагающих факторов к возникновению заикания. В связи с этим, необходимо применять меры для профилактики возникновения заикания и коррекции/компенсации описанных эмоционально-личностных особенностей. Правильное речевое воспитание будет способствовать успешной социализации безречевых детей. Одним из методов коррекционной работы с целью психофизической разрядки является психосоматическая гимнастика или психогимнастика, которая опосредованно способствует речевому развитию ребенка. Психогимнастика помогает детям изучать различные

эмоции, учит ими управлять, совершенствует коммуникативные навыки, способствует развитию эмоциональной лексики детей; это обеспечивает нравственное развитие ребенка.

Психогимнастические упражнения способствуют развитию психических функций (внимания, памяти, воображения), нормализации мышечного тонуса. Чередование мышечного расслабления и напряжения в упражнениях влияет на нормализацию процессов корковой нейродинамики.

Взрослому целесообразно экспрессивно выделять во время психогимнастических упражнений характеристики движений детей, таким образом, обогащая их внутренний лексикон: «напряжение — расслабление»; «резкие — плавные»; «быстрые — медленные»; «вращаться», «прыгать», «кружиться», «шевелиться», «застывать» (выделенные в тексте слова можно заменить более простыми, часто встречающимися синонимами, если уровень языковой способности ребенка более низкий). Объясняя значения слов, одновременно реализуя их на уровне психофизиологии, логопед закрепляет за ними чувственные концепты, что способствует их дальнейшей актуализации. Приведем примеры игр и игровых упражнений, основанных на методе психогимнастики.

Игра «Помогаем маме»

Задачи: стимуляция подражания действиям взрослого, преодоление апраксии, обучение символическим движениям, развитие слухового внимания и понимания речи.

Ход игры. Взрослый совместно с ребенком (либо дети в группе) выполняют символические действия, взрослый сопровождает действия речевым комментарием: стряхивание воды с кистей рук; полоскание белья; стирка белья; выжимание белья; глажка утюгом; натирание на терке; надевание перчаток; подметание пола.

Групповая игра «Часы»

Задачи: стимуляция звуковых жестов «бом-бом», «тик-так»; чередование мышечного расслабления и напряжения; накопление пассивного словаря.

Ход игры. Взрослый экспрессивно, покачиваясь из стороны в сторону, произносит: «бом-бом-бом: вот как бьют волшебные часы. Сейчас давайте все превратимся в волшебные часы». Взрослый подходит к каждому ребенку, раскачивает его из стороны в сторону, воспроизводит звуковой жест, стимулируя ребенка. Взрослый: «А теперь покажем, как ходят стрелки больших часов: “тик-так; тик-так”. Согните руки в локтях перед собой: “тик-так”». Руки детей, согнутые в локтях, движутся попеременно в разные стороны. Взрослый: «Стрелки больших часов металлические, сделаны из металла: напрягите руки, почувствуйте, какие они крепкие, как металл». Он показывает каждому ребенку свои напряженные руки, помогает детям напрячь руки. В завершении занятия взрослый сообщает, что часы пробили нужное время и остановились, показывает детям, как стряхнуть напряжение с рук.

Основная цель — частое воспроизведение звукового жеста детьми.

Игра «Котенок и щенок»

Задачи: стимуляция появления звукоподражаний «мяу», «ав-ав», совершенствование пассивного словаря.

Ход игры. Взрослый вместе с ребенком «превращается» в МЯГКОГО, ПУШИСТОГО котенка (ложатся, свернувшись клубочком), стимулирует ребенка к произнесению звукоподражания «мяу». Затем взрослый и ребенок «превращаются» в ОЗОРНОГО, ДОБРОГО щенка: встают на четвереньки, прижимая ладони и стопы к полу. Стимулируем произнесение звукоподражания «ав-ав» (в конце игры появляются мягкие игрушки: «котенок» и «щенок»).

Игра «Малыш»

Задачи: стимуляция звукоподражания «уа-уа».

Ход игры. Взрослый и ребенок «превращаются» в малыша: сгибают ноги в коленях и подтягивают стопы к лицу. Беспорядочно размахивают руками и ногами, приподнимают голову, не отрывая плеч от пола, вертят головой. Радостно вскрикивают: «уа-уа».

Игра «Огонь — лёд»

Задачи: активизация слов: огонь, лед; введение во внутренний лексикон прилагательных: холодный-горячий; развитие мыслительной функции сравнения; развитие воображения. Желательно проводить упражнение в подгруппе детей.

Ход игры. Взрослый передает детям воображаемую льдинку и говорит «холодный лед», стимулирует ребенка к передаче льдинки другому ребенку и произнесению слова «лед». Затем то же самое — «горячий огонь».

Упражнение «Марионетки»

Задачи: закрепление названий частей тела (ноги, колени, руки, шея, голова); обучение пониманию инструкций; коррекция произвольного внимания.

Ход упражнения. Взрослый показывает ребенку куклумарионетку, демонстрируя, как она безвольно висит, и как «оживает», когда ее дергают за нитки. Затем взрослый предлагает превратиться в марионеток. Пока веревочки ослаблены, все тело расслаблено, ноги согнуты в коленях, голова повисла, руки свободно болтаются. Затем взрослый дергает за воображаемую веревочку и предлагает ребенку инструкции: «подними голову»; «распрями ноги» ит. д. Закончить упражнение лучше фазой расслабления. По окончанию упражнения  можно спросить: какие части тела он напрягал, и проговорить их названия сопряженно: ноги, голова, колени и т. д.

Упражнение «жаба — жук»

Задачи: совершенствование крупной моторики, закрепление слов «жаба», «жук», стимуляция к произнесению звукоподражаний «ква-ква», «ж-ж-ж».

Ход упражнения. Взрослый показывает детям картинку с изображением жабы, произносит название картинки, демонстрирует детям, как жаба подает голос. Затем взрослый вместе с детьми прыгает на корточках, произнося эмоционально: «ква-ква-ква», после чего вместе с детьми сопряженно проговаривает слово «жаба». Взрослый: «Прилетел жук и жужжит “ж-ж-ж”, показывает детям картинку с изображением жука. Затем взрослый вместе с детьми «превращается» в жука (бегает, машет руками, жужжит), падает на пол (жук ударился об стекло), переворачивается на спину: быстро-быстро, часто-часто шевелит руками и ногами, одновременно произносит звукоподражание «ж-ж-ж»; спрашивает детей: кто так жужжит, сопряженно с ними произносит слово «жук». В конце «жук» переворачивается, поднимается

и спокойно кружит по комнате.

 

Упражнение «Ручей-гора»

Задачи: ознакомление с окружающим миром, расширение внутреннего лексикона по теме «Природа», совершенствование воображения.

Ход упражнения. Взрослый показывает ребенку мультимедийную презентацию (видеофильм, фотографии) с изображениями ручьев и гор; знакомит ребенка со словами «ручей», «гора»; предлагает отправиться в «путешествие» к ручью. «Путешествие» целесо- образно сопровождать включением аудиозаписи «шум ручья». Взрослый: «Давай перейдем ручей по камушкам. Наступай на камушки. Напряги все тело, чтобы не упасть! Вот и пере- брались! Теперь приляжем на солнышке отдохнем, послушаем, как журчит ручей: расслабь руки и спинку. И снова отправляемся в путь: на пути у нас большая гора. Покажи, какая большая гора (взрослый разводит руками). Мы можем пройти ее по узкому (взрослый руками обозначает понятие «узкий») проходу: втяни животик, боком протискиваемся в узкий проход. Вот молодцы мы с тобой: перешли на другую сторону! Давай снова отдохнем, погреемся на солнышке». На протяжении упражнения взрослый экспрессивно выделяет в речи все новые для ребенка слова (журчит, узкий, протискиваемся), произносит их с утрированной интонацией, сопровождает жестами, стимулирует ребенка к подражанию жестам.

Упражнение «Летний лес»

Задачи: стимуляция произнесения звукоподражаний, звуковых жестов, междометий: «тук-тук», «ку-ку», «з-з-з», «ах»; обогащение внутреннего атрибутивного лексикона. Активизация слов: мох, лес. Совершенствование подражательной деятельности. Занятие лучше проводить в подгруппе.

Ход упражнения. Взрослый демонстрирует ребенку мультимедийную презентацию «Летний лес», несколько раз произносит слово «лес», стимулируя ребенка к его повторению, приглашает прогуляться по лесу (включается аудиозапись с шумом леса, ребенку демонстрируются листья деревьев, разложенные в комнате). Взрослый: «Куда мы с тобой пришли? Давай скажем: “в лес!” (сопряженно). Ах, какой свежий воздух в лесу: глубоко его вдохнем (на выдохе взрослый произносит: “ах!”, стимулируя ребенка к повторению) красивые листочки деревьев, соберем букет? Ах! Какой красивый букет получился! В лесу растут высокие (показывает жестом) деревья (показывает картинку), а под деревьями низкие (показывает жестом) кусты (показывает картинку). А под кустами растет мох (демонстрирует ребенку заранее заготовленный натуральный мох), потрогай, какой мягкий мох; понюхай, как пахнет мох. Скажем вместе: «мох» (сопряженно). Послушай, как в лесу поет кукушка (показывает картинку), как она поет: «ку-ку». Давай вместе с кукушкой будем петь: «куку» (включает аудиозапись с пением кукушки). На пути у нас бурелом (показывает картинку), нужно нам его переступить, высоко поднимай ноги (шагают осторожно, высоко поднимая ноги)! А вот дятел прилетел (показывает картинку) и стучит по дереву: «тук-тук». Давай постучим, как дятлы вместе: «тук-тук» (включает аудиозапись с голосом дятла). Мы вышли на полянку: солнышко греет, давай полежим, отдохнем (ложатся на ковер, расслабляются). Ой, комары налетели и звенят: «з-з-з», может вместе с ними позвеним? Они нас тогда не покусают (если ребенок отказывается «звенеть», можно слегка прикоснуться к нему или несильно пощипать, показывая, как кусают комары, таким образом, стимулируя к произнесению звукоподражания). Какая замечательная прогулка в лес получилась! Давай еще раз вдохнем лесной воздух (делают глубокий вдох)». Желательно, чтобы родители закрепили упражнение в настоящем лесу.

 

Упражнения «Зоопарк», «Птичий двор»

 

Задачи: совершенствование подражательной деятельности, закрепление словаря по теме «животные», «птицы»; совершенствование крупной, мимической и артикуляционной моторики.

Ход упражнений. Взрослый демонстрирует ребенку картинки и просит «превратиться» в животное, изображенное на картинке. Во время превращения взрослый стимулирует ребенка к произнесению названия животного (птицы) в соответствии с его речевыми возможностями (названия животных подобраны с учетом минимально возможной сложностью слоговой структуры). Например, взрослый, демонстрирует позу, а ребенок отгадывает, что за животное, затем ребенок со взрослым меняются ролями.

«Зайка» — стучим, как зайки по пенькам. «Лапки» напряжены, твердые, не гнутся. А лицо расслаблено, улыбаемся.

«Мишка» — балуемся, как мишка в лесу. Легли на спину, обхватили колени «лапами», прижали их к животику, качаемся, как на качелях, вперед-назад. Накачались, устали, перевернулись на живот, голову положили на руки, болтаем ножками.

«Жаба» — прыгаем, как жабы, ловим языком комаров (резко высовываем язык и убираем обратно). Довольная жаба съела комара, облизывается (облизываем губы).

«Жираф» — встаем на носочки, вытягиваем шею.

«Тукан» — увидел нас и приветствует, кивает нам головой. Покажи, как кивает тукан: наклоняем голову вперед, шея напряжена, а теперь наклоняем вправо-влево. Устал кивать тукан — голову вперед свесил, шею расслабил.

«Тюлень» — смешно ползаем, как тюлени. Ложимся на живот, руки перед собой согнуты в локтях, медленно двигаемся вперед.

«Лебеди» — движения лебедей плавные, грациозные. Наши руки — это крылья. Взмахнем плавно правым крылом, теперь левым, теперь обоими.

«Гуси» — увидели нас и зашипели. Шею втянули, плечи приподняли, крылья отвели назад и зашипели: «ш-ш-ш». Успокоили мы гусей, стали они свободно махать крыльями, шею расслабили.

«Индюк» — от важности надулся: голову откинул назад и втянул в плечи, брови нахмурил, глаза прищурил и закричал: «балы-былы-балы» (произносим кратко, не растягивая гласные, «выбрасывая» язык изо рта).

«Петух» — бегает по двору, крыльями машет.

«Киса» — встаем на четыре лапки, прогибаем спинку, крадемся за мышкой.

«Удав» — извиваемся всем телом.

«Аист» — руки-крылья вытягиваем в стороны, поднимаем ногу, сгибая ее в колене; затем колено разгибаем, вытягиваем носок вперед. То же самое — другой ногой.

Упражнение «Лиана»

Задачи: закрепление слоговой структуры слова; обогащение словаря.

Ход упражнения. Взрослый показывает детям картинки и фотографии с изображением лианы. Стимулирует ребенка к сопряженному проговариванию слова, совмещая с отхлопыванием количества слогов рукой по столу. Затем ребенку предлагается превратиться в лиану, свисающую с дерева: опустить руки, расслабиться, наклониться вниз, покачиваться из стороны в сторону. В конце упражнения снова повторяется слово «лиана».

Упражнение «День — ночь»

Задачи: активизация произнесения слов «день», «ночь»; развитие временных представлений, слухового и зрительного внимания. Упражнение желательно проводить в подгруппе детей.

Ход упражнения. Взрослый показывает детям картинки с изображением дня и ночи, называет их, называет действия людей днем и ночью. Затем проводится игра: когда взрослый говорит «день», дети в произвольной форме прыгают, бегают по комнате; когда взрослый говорит «ночь» дети замирают на месте. Взрослый показывает детям картинки, не произнося слов, дети выполняют соответственно те же действия. Если позволяют речевые возможности детей, взрослый может попросить ребенка быть ведущим (самостоятельно произносить слова или называть показываемые им картинки).

Упражнение «Баба Яга»

Задачи: развитие мимической моторики, обогащение внутреннего предикативного лексикона, стимуляция произнесения междометия «Ух!».

Ход упражнения. Взрослый вместе с ребенком превращается в Бабу Ягу. «Покажем, какая злая Баба Яга, страшная. Громко крикнем: “Ух!”, сильно затопаем ногами, зубами ПОКЛАЦАЕМ, ОСКАЛИМСЯ страшно, глазами ВРАЩАЕМ, брови НАХМУРИМ, щеки надуем, руками помашем. Еще раз громко крикнем “Ух!” Баба Яга страшная, а мы с тобой красивые, давай улыбнемся».

Упражнение «Звуки и движения»

Задачи: активизация речевого подражания, формирование умения выстраивать ритмический ряд на основе координации движений и фонации.

Ход упражнения. Взрослый демонстрирует ребенку движения руками, побуждая ребенка к совместным действиям и произнесению. Руки в стороны — «а»; приставление ладоней к углам рта — «у». Ноги в стороны — «и»; руки «в замок» над головой — «о».

Упражнение «Волшебные звуки»

Задачи: активизация речевого подражания, формирование умения соотносить ритм движений с речевым ритмом.

Ход упражнения. Ребенок сначала сопряженно со взрослым, затем самостоятельно проговаривает слоги, соотнося их с соответствующими движ


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.13 с.