Игры и упражнения для развития тактильной чувствительности — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Игры и упражнения для развития тактильной чувствительности

2019-08-07 97
Игры и упражнения для развития тактильной чувствительности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Аппликация». Взрослый вместе с ребенком наклеивает на картон разный материал, стремится к повторению названий ребенком: пух, вата, мех, бумага. Необходимо наклеить на картон несколько одинаковых кусочков, чтобы обеспечить многократное повторение слов. В конце игры ребенок может на ощупь угадывать и называть наклеенные им кусочки.

«Волшебные фигурки». Ребенок на ощупь находит по инструкции взрослого фигурки, вырезанные из различной бумаги: наждачной, бархатной, гофрированной — и называет их. Фигурки могут обозначать, например, слова: дом, ваза, сапоги, собака, лев, лук.

«Желе — мука». Взрослый опускает руки ребенка поочередно в миски с желе, с мукой, сопровождая действия экспрессивным произнесением слов: «желе», «мука». Затем ребенку завязываются глаза, взрослый поочередно опускает руку ребенка в миску с продуктом и побуждает ребенка ответить, что у него в руке.

«Ком». Взрослый совместно с ребенком раскатывает тесто, затем собирает его в ком, утрировано артикулируя слово «ком», побуждая ребенка к его произнесению. Вариантом игры может стать: скатывание кома из других материалов: творожной массы, глины и т. п.

«Еж». Ребенок совместно со взрослым катает шарик из теста, обваливает его в гречке, сопровождает действия ребенка речевым комментарием. В конце игры взрослый предлагает преподнести ежа в подарок маме с одновременным произнесением: «Еж!» Взрослый подводит ребенка к матери, произнося: «Смотри, мама, еж! Еж!»

«Вода — песок». Взрослый ставит на стол перед ребенком два прозрачных бокала: с водой и песком. Взрослый поочередно опускает руку ребенка в бокалы, побуждая к сопряженному произнесению слов: «вода», «песок». Затем взрослый поясняет ребенку, что вода мокрая, а песок — сухой; просит ребенка показать «мокрый» бокал, затем «сухой» бокал.

«Сортировка». Ребенок сортирует различные предметы по стаканчикам, сопровождая действия словами «сюда», «туда». Взрослый постоянно стимулирует ребенка к произнесению слова, задавая вопрос: «Куда? Куда положишь?» Сортируем: пуговицы, желуди, ракушки, шарики «марблс».

«Разные животные». Взрослый касается различных частей тела ребенка игрушками: мягкой кошкой, мокрым (смоченным в воде) резиновым китом, колючим ежиком, скользким (смазанным маслом) ужом. Ребенок отгадывает, кто к нему прикоснулся и называет: киса, кит, еж, уж.

«Угадай предмет». Взрослый раскладывает на столе предметы, накрывает их непрозрачной тонкой тканевой салфеткой. Ребенок через салфетку ощупывает предметы, и сопряженно со взрослым или самостоятельно называет их. Игра может проводиться для выработки навыка произнесения слов определенной слоговой структуры: нитки, кепка, сумка, губка, вафли, щетка.

«Угадай мешочек». Игру целесообразно проводить для закреплении лексической темы

«Продукты». Ребенку предлагается ощупать мешочки с разным наполнителем, назвав, что в мешочке: мука, манка, кофе, анис.

«Водные процедуры». На стол перед ребенком ставятся три миски с водой: горячей, теплой и холодной (ледяной). Ребенку предлагается с закрытыми глазами опускать руку в миску и отгадывать, какая в ней вода, произнося соответствующие междометия. Миска с холодной водой: «Ух!»; миска с теплой водой: «М-м-м-м»; миска с горячей водой: «Ах!».

«Массаж рук». Взрослый проводит массаж рук (традиционный, с помощью массажеров), сопровождая произнесением различных звукоподражаний, слов типа: «Оп!», «Ух», «Вот так!» и др. Массаж рук способствует установлению контакта с ребенком, снятию эмоциональных «зажимов», преодолению негативизма. Для массажа используются: кольца Су-джок, махровые рукавички, зубные щетки (в том числе резиновые, силиконовые, электрические), бытовые щетки различной жесткости, расчески, массажные мячи, аппликаторы Кузнецова, Ляпко и др. Взрослый может осуществлять контрастно-термический массаж лица, рук ребенка, обращая внимание на слова «холодный», «горячий», «теплый» (такой массаж можно производить нагретым мешочком с песком, горячим яйцом и льдом, завернутым в носовой платок); пробует с ребенком воду, различной температуры. После введения в чувственный опыт ребенка понятий «холодный», «горячий» взрослый просит назвать, что бывает горячим, а что холодным (разложить картинки под условные значки «огонь», «снежинки»; раскрасить «горячие» картинки — красным цветом, а «холодные» — синим): плита, утюг, лед, снег, лава, иней, огонь, камень.  

Кинестетическое восприятие

«Сухой бассейн». Для этой игры заранее необходимо подготовить прозрачную емкость (миску, банку с широким горлышком и т. п.), в которую насыпать любую крупу, например, гречневую. Игру желательно проводить на полу, предварительно постелив на полу покрывало или старую простынь. Возможно большое количество вариантов данной игры, в зависимости от целей занятия. Например, игра может использоваться для формирования слоговой структуры слов, типа СГСГ (для игры понадобятся мелкие игрушки: ваза, коза, лиса, пони, духи, боты, пума). Взрослый демонстрирует ребенку все игрушки, называя их, побуждая ребенка произнести название игрушки вместе с ним сопряженно, «отхлопывая» рукой слоговую структуру слов. Затем взрослый опускает руку ребенка в банку с крупой, показывает, как можно пересыпать крупу, объясняет ребенку: «Игрушки решили поиграть с тобой в прятки (прячет игрушки в “сухом бассейне”), найди их». Ребенок, опуская руку в «бассейн», пытается на ощупь угадать игрушку и назвать ее; либо достает и называет игрушку по вербальной инструкции взрослого.

«Коробка с тканями». Взрослый достает из коробки различные кусочки ткани, называя их. Затем предлагает ребенку достать кусочки, взрослый снова повторяет названия. Для усложнения игры взрослый предлагает достать/убрать ткань по инструкции, самостоятельно назвать тип ткани. Используемые названия: байка, букле, мех, лен, тафта, тюль. Игра проводится с детьми, имеющими высокий уровень языковой способности, при условии достаточного внутреннего лексикона по общепринятым лексическим темам.

«Сборщик». Ребенок садится на пол, сгибает в коленях ноги, а затем пальцами ног начинает собирать рассыпанные по полу мелкие предметы. Игра может применяться с разными целями.

Вариант 1. У ног ребенка две коробки: одна с крышкой, другая открытая. Для понимания предлогов: взрослый по инструкции просит положить ребенка предмет НА коробку или в коробку.

Вариант 2. Ребенок должен ногами выбрать из мелких игрушек только животных или только фрукты, в этом случае игра будет направлена на закрепление понимания обобщающих понятий, закрепление лексических тем. Целесообразно задействовать в игре именно ноги, так как непривычный способ деятельности привлечет внимание ребенка, будет способствовать повышению мотивации к взаимодействию со взрослым.

«Муха». Взрослый просит ребенка представить, что вокруг летает муха (оса, жук), садится на разные части тела ребенка. Ребенок должен ее отогнать: смахнуть рукой, наморщить нос, сдуть с губ. Взрослый в свою очередь стимулирует ребенка к произнесению: «Фу!», «Муха! (Оса! Жук!)», «Фу, муха! (Оса! Жук!)».

«Медвежонок». Ребенок изображает медвежонка, наевшегося меда, хлопает себя по животу, удовлетворенно произнося: «м-м-м», «ух».

«Холодно-жарко». Услышав слово «холодно», ребенок сжимается, напрягает мышцы. Услышав слово «жарко», расслабляется.

«Цветная баночка». Ребенок с помощью взрослых засыпает в банку слоями различные крупы и бобы: мука, кофе, чай и т. п. Взрослый многократно проговаривает названия, стимулируя ребенку к их повторению.

«Легкий — тяжелый». Взрослый предлагает сортировать предметы, по возможности называя их, в две коробочки: легкую коробочку повезет в путешествие маленький мишка, а тяжелую коробочку возьмет большой мишка. Предметы: вата, пух, пакет, бумага, кокос, тени, губка, шайба, бита, замок и т. д. Для развития понимания сравнительной степени прилагательных взрослый сопровождает игру вопросами: «Что легче? Что тяжелее?»

 

Зрительное восприятие

Активизация зрительного восприятия способствует формированию различных видов деятельности ребенка. Кроме того, развитие зрительного восприятия — одна из основных задач при формировании речевой деятельности у отдельной группы неговорящих детей (с нарушениями зрительного восприятия по Р.Е. Левиной).

«Узнай картинку». Узнавание картинок при закреплении соответствующих лексических тем. Узнавание: черно-белых изображений, теневых, зашумленных, наложенных друг на друга, недорисованных; соотнесение их с предметами.

«Постоянные цвета». Ребенку выдается набор цветных прямоугольников и контурных картинок. Ребенок должен называть слова и раскладывать картинки, соотнося их по цвету. Игра научит ребенка определять постоянные цвета предметов, позволит актуализировать в речи простые по слоговой структуре слова. Примерный набор контурных картинок: лимон, банан, малина, мак, салат, томат, язык, губы, туча, пума, семя, усы, шайба, вода, пальма, вишня. Цветные прямоугольники: желтый, красный, синий, зеленый, черный.

«Фонарик». Игра проводится в темной комнате. Взрослый периодически включает и выключает фонарик, направляя свет в различные места комнаты, ребенку необходимо «поймать» луч света, хлопнув по нему и сказав: «Оп!», «Свет!», «Нет!». Аналогично можно включать/выключать свет в комнате, телевизор и т. п., обращая внимание ребенка на разноприставочные глаголы «включить-выключить».

«Блеск». Для игры понадобятся заготовленные черные контуры изображений (используются изображения простых по слоговому составу слов), промазанные канцелярским клеем. Ребенок совместно со взрослым засыпает контуры блестками, произнося сопряжено/самостоятельно названия изображений. Для развития зрительного восприятия используются картинки с «наложенными», «зашумленными», «незаконченными» изображениями. Изображения подбираются в соответствии с лексическими темами и слоговой структурой слов, при выборе частотности употребления названий картинок необходимо исходить из уровня языковой способности ребенка.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.