Показатели гармоничных и дисгармоничных взаимоотношений между родителями и детьми — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Показатели гармоничных и дисгармоничных взаимоотношений между родителями и детьми

2019-08-07 265
Показатели гармоничных и дисгармоничных взаимоотношений между родителями и детьми 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обеспечить благополучие ребенка в семье, создать условия для воспитания здоровой личности — одна из важных функций семьи. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но и особенности поведения родителей.

Показателями гармоничности родительско-детских отношений служит выраженность ряда параметров. Со стороны родителей это:

· эмоциональное принятие ребенка, эмоциональная близость к нему;

· конструктивность и последовательность воспитательного процесса;

· уровень родительских знаний о возрастных особенностях ребенка;

· адекватные требования к ребенку с учетом его способностей, уровня притязаний, направленности интересов;

· соответствие строгости санкций и адекватности применяемых наказаний;

· уровень контроля, сообразный возрасту ребенка и особенностям его личности;

· принятие личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка;

· широкий репертуар и гибкость при решении конфликтных ситуаций.

Со стороны ребенка: уверенность в себе, адекватная самооценка, в том числе по уровню притязаний и возможностей; чувство привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей; способность к сопереживанию; контактность и общительность, стремление к взаимодействию со сверстниками на равных.

Дисгармоничные типы родительско-детских отношений разнообразны, но всем им в разной степени свойственны:

· недостаточный уровень эмоционального принятия ребенка, эмоциональное отвержение и амбивалентное (двойственное) отношение;

· разногласия в семье в вопросах воспитания детей, противоречивость и непоследовательность в воспитании;

· завышение требований к ребенку или, наоборот, недостаточная требовательность, вседозволенность;

· неконструктивный характер контроля (гипер- и гипопротекция), чрезмерность санкций или их полное отсутствие;

· повышенная конфликтность в повседневном общении с ребенком;

· неадекватный уровень ожиданий в отношении ребенка без учета его возрастных и личностных особенностей;

· недостаточность или чрезмерность удовлетворения потребностей ребенка;

· отсутствие психологических знаний о возрастных особенностях ребенка.

Существует прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка. Этот фактор учитывался при составлении индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей программы для семей с проблемами в межличностном общении между родителями и детьми младшего школьного возраста, поэтому ее основу составляют совместные родительско-детские занятия.

Структура программы

Программа предназначена для семей с детьми в возрасте от 6 до 12 лет.

Цель программы: гармонизировать родительско-детские отношения.

Задачи:

· скорректировать психоэмоциональное состояние ребенка и родителя;

· нормализовать самооценку ребенка;

· сформировать навыки саморегуляции у ребенка и родителя;

· развить способности адекватно понимать и отражать собственные чувства и чувства партнера;

· сформировать последовательность родительской позиции;

· обучить конструктивным формам взаимодействия в родительско-детской паре;

· повысить психологическую компетентность родителя.

Программа реализуется в два этапа.

1. Диагностический этап. Цель — выявить проблемы во взаимоотношениях родителей и ребенка, чтобы на основе результатов спланировать коррекционную работу.

На этапе первичной диагностики педагог-психолог решает следующие задачи:

· устанавливает контакт с родителями;

· собирает информацию;

· анализирует актуальную ситуацию;

· исследует личностные особенности, психоэмоциональное состояние, семейные взаимоотношения;

· формирует запрос.

На этапе итоговой диагностики — анализирует результаты коррекционно-развивающей работы.

Диагностические методики и диагностируемые показатели представлены в табл. 1. Подбирать диагностические методики рекомендуется индивидуально, в зависимости от проблем, заявленных в каждом конкретном случае. Вместе с диагностическими методиками педагог-психолог также использует методы наблюдения, анализа и беседы.

Таблица 1

Диагностические методики

Диагностируемый показатель Методика
1. Психоэмоциональное состояние Цветовой тест Люшера. Тест Спилбергера — Ханина. «Анализ семейной тревоги» (АСТ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис). Тест руки Вагнера (Hand-test)
2. Эмоциональная привязанность «Взаимодействие родителя с ребенком» (И.М. Марковская). «Рисунок семьи» и модификации методики. «Межличностные отношения ребенка» (Р. Жиль). «Цветовой тест отношений» (А.М. Эткинд). «Измерение родительских установок и реакций» (PARI). «Несуществующее животное» (М.З. Друкаревич). «Незавершенные предложения» (различные варианты). «Эмоциональные отношения в семье» (Е. Бене, Е. Антони, модификация И.М. Марковской)
3. Принятие/непринятие чувств и эмоций ребенка «Измерение родительских установок и реакций» (PARI). «Незавершенные предложения» (различные варианты)
4. Эмпатия «Рисуем друг друга». «Незавершенные предложения» (различные варианты)
5. Адекватность требований, уровня строгости и контроля в отношении ребенка «Взаимодействие родителя с ребенком» (И.М. Марковская). «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис). «Измерение родительских установок и реакций» (PARI)
6. Уровень ожиданий в отношении ребенка Родительское сочинение «История жизни моего ребенка». «Незавершенные предложения» (различные варианты)
7. Самооценка «Рисунок семьи» и модификации методики. «Лесенка»
8. Умение разрешать конфликты «Измерение родительских установок и реакций» (PARI). «Незавершенные предложения» (различные варианты)
9. Уровень конфликтности в семье и у ее членов «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис). «Измерение родительских установок и реакций» (PARI). Тест руки Вагнера (Hand-test). «Незавершенные предложения» (различные варианты)
10. Реалистичность представлений о ребенке, системе воспитания «Взаимодействие родителя с ребенком» (И.М. Марковская). «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис). «Измерение родительских установок и реакций» (PARI). Родительское сочинение «История жизни моего ребенка». «Незавершенные предложения» (различные варианты). «Эмоциональные отношения в семье» (Е. Бене, Е. Антони, модификация И.М. Марковской)
11. Воспитательный конфликт между родителями «Взаимодействие родителя с ребенком» (И.М. Марковская). «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис). «Измерение родительских установок и реакций» (PARI). «Рисунок семьи» и модификации методики. «Незавершенные предложения» (различные варианты)
12. Уровень родительских знаний о возрастных особенностях ребенка «Измерение родительских установок и реакций» (PARI). Родительское сочинение «История жизни моего ребенка». «Незавершенные предложения» (различные варианты)
13. Последовательность в отношениях родителей и детей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис). «Взаимодействие родителя с ребенком» (И.М. Марковская). «Незавершенные предложения» (различные варианты)
14. Взаимоотношения в семье «Взаимодействие родителя с ребенком» (И.М. Марковская). «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис). «Рисунок семьи» и модификации методики. «Измерение родительских установок и реакций» (PARI). «Межличностные отношения ребенка» (Р. Жиль). Родительское сочинение «История жизни моего ребенка». «Незавершенные предложения» (различные варианты)
15. Реалистичность представлений о себе Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири (ДМО) (модификация Л.Н. Собчик). Тест Спилбергера — Ханина. «Анализ семейной тревоги» (АСТ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис). «Несуществующее животное» (М.З. Друкаревич). «Дом — дерево — человек». Родительское сочинение «История жизни моего ребенка». «Незавершенные предложения» (различные варианты)

 

2. Коррекционный этап. Цель — скорректировать проблемы, выявленные в ходе диагностики. На данном этапе педагог-психолог проводит индивидуальные и совместные коррекционно-развивающие занятия в соответствии с тематическим планом (табл. 2).

Таблица 2

Тематический план занятий индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей программы для семей, имеющих проблемы межличностного общения между родителями и детьми младшего школьного возраста

Тема Адресат Цель Количество часов
1, 2. «Мое настроение» Ребенок Стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка 2
3. «Узнаем друг друга» Родительско-детская пара Развить интерес друг к другу в диаде «родитель — ребенок» 1
4, 5. «Учимся проявлять эмоции» Родительско-детская пара Сформировать способности понимать и управлять своими чувствами 2
6. «Я тебя понимаю» Родительско-детская пара Актуализировать чувства эмпатии и единения в диаде «родитель — ребенок» 1
7. «Мы — вместе!» Родительско-детская пара Сформировать навыки конструктивного взаимодействия в диаде «родитель — ребенок» 1
8. «Репетиция уверенности» Родительско-детская пара Закрепить навыки конструктивного взаимодействия 1
9. «Я — родитель» Родитель Сформировать адекватную родительскую позицию 1
10. «Подводим итоги» Родительско-детская пара Актуализировать полученные знания, умения и навыки 1

 

Программа включает 10 занятий (приложение). Продолжительность определяется в зависимости от возрастных особенностей ребенка и составляет 30–60 мин. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Результаты программы:

· нормализуется психоэмоциональное состояние ребенка и родителя, у ребенка формируется адекватная самооценка;

· развивается способность адекватно понимать, принимать и отражать собственные чувства и чувства партнера, формируются навыки саморегуляции;

· формируются адекватные требования, уровень строгости и контроля в отношении ребенка;

· формируются реалистичные представления родителей о себе, ребенке, системе воспитания;

· повышается психологическая грамотность родителя, усиливается уверенность в возможности достижения позитивных изменений в поведении ребенка и отношениях в семье.

Приложение


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.