Философские идеи французского Просвещения 18 века — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Философские идеи французского Просвещения 18 века

2019-08-07 610
Философские идеи французского Просвещения 18 века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наиболее яркими выразителями идеи просвещения, наряду с английскими философами, были французские мыслители:Д. Дидро, П. Гольбах, Де Аламбер, Ламетри, Гельвеций. Все они были представителями материалистической традиции. Исходным пунктом их воззрений на природу является понятие материи.

Материя есть то, что вне нас, что оказывает влияние на наши органы чувств. Самым существенным для материи, по их мнению, является движение. Однако движение понимается ими как простое механическое перемещение, как вечный круговорот. Сама материя несотворима и неуничтожима, а движение — вечное свойство ее существования. Метафизичность их философии сказывается не только в понимании самой материи, но и в том, что они пытались дать ей четкие физические характеристики, отождествляя ее с атомами (Гольбах) или молекулами (Дидро).

Первоначальными свойствами материи считались протяженность,тяжесть, форма, непроницаемость. В своей борьбе с идеализмом французские мыслители большое внимание уделяли обоснованию существования объективных законов природы, понимая их, прежде всего, как законы механики и распространяя эти законы и на человека. Человек — считали они —часть природы, только чувствующая и мыслящая. В этом плане даже шло отождествление человека с машиной. В учении о познании последовательно развивался материализм. Все они исходили из сенсуализма, признавая, что, источникомпознания является внешний мир, данные которого добываются органами чувств.

Несколько обособленно от французских материалистов ХVIII века находился Ж.-Ж.Руссо.

Руссо представлял самые низшие слои общества. Основная тема его философских размышлений — судьба простого человека из народа. Руссо радикальный демократ горячо и искренне сочувствующий народу. Он верит, что простой переход к буржуазному обществу не уничтожит неравенства между богатыми и бедными. Успехи наук и искусства не были, утверждает Руссо, успехом нравственности. Наоборот, нравы испортились и пали всюду, где произошло возрождение художественных и научных знаний. «Сделайте человека вновь единым, — призывал Руссо, — и вы сделаете его таким счастливым, каким он только может быть». Руссо выдвигает гипотезу о первоначальном «естественном состоянии» человечества, из которого возникла цивилизация. Человек (дикарь) в естественном состоянии не был ни зол, ни добр, не имел ни пороков, ни добродетелей. Он не был злым, ибо не знал, что значит быть добрым. В естественном состоянии человек слепо отдается природному порыву человеколюбия. Напротив, разум, развившийся на выходе из естественного состояния, рождает самолюбие.

Французские просветители отстаивали пути мирного реформирования общества, идущего сверху от «просвещенных правителей». Революционный путь преобразования общества признавался ими как крайний случай для свержения такой власти, которая отказывается от просвещенного правления и является «просто разбоем», делающим общество несчастным. Философия французского Просвещения подготовила духовные основы Французской буржуазной революции 1789–1794 гг. Она выдвинула и обосновала такие принципы гражданского общества, как свобода, равенство, братство, социальная справедливость и гуманизм.

 

 

21. Теория познания И. Канта

Немецкая классическая философия — это значительный этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Родоначальником немецкой классической философии является И. Кант. В его творчестве два периода-докритический (Кант как физик и географ) и критический (критика чистого разума, критика практического разума, критика способности суждения- это три его работы.). Кант делает переворот в понятии предмета философии. Кант делает предметом философии специфику познающего субъекта, который определяет способ познания и контролирует предмет знания. У Канта возникает задача: установить различие между субъективными и объективными элементами знания в самом субъекте. Кант впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта. В самом субъекте он различает два уровня: эмпирический (опытный) и трансцендентальный (находящийся по ту сторону индивидуального опыта). К эмпирическому уровню он относит индивидуально-психологические особенности человека, к трансцендентальному — надындивидуальное начало в человеке, т. е. всеобщие определения человека как такового, человека как представителя человечества. Он считает, что предметом философии должно быть изучение познавательной деятельности, установление границ разума. Его философия трансцендентальная. По Канту существует мир вещей который взаимодействует с организмом. Но как только он переходит к исследованию вопроса о границах и возможностях человеческого познания, его формах, то заявляет — это мир «вещей в себе», т. е. мир не познаваемый посредством разума, а являющийся предметом веры (Бог, душа, бессмертие), «вещи в себе», по Канту, трансцендентны, т. е. потусторонни, существуют вне времени и пространства. Кант делит всё знание на опытное и доопытное. Способ образования этих знаний различен: первое выводится индуктивным путём, т. е. на основе обобщения данных опыта. В нём возможны заблуждения, ошибки. Уже то, что опыт никогда не заканчивается, означает, что всеобщего знания он не даст. Всеобщее и необходимое знание является априорным, т. е. доопытным. Априорные знания он делит на аналитические и синтетические. Согласно Канту, доопытные суждения мы способны высказывать потому, что владеем некими «схемами». Если мы хотим понять суть какого-то явления, то обязательно ищем его основание или причину. Внутри причины движется всякое познание. Он рассматривает три сферы познания: чувства, рассудок, разум. Посредством чувства предметы нам даются; посредством рассудка они мыслятся; разум же направлен на рассудок и с опытом совсем не связан. Чувства. Живое созерцание с помощью чувств имеет свои формы существования и познания — пространство и время. Они не существуют объективно, а являются способностью восприятия предметов. Рассудок. Рассудок — это способность мыслить предмет чувственного созерцания. Рассудок — это мышление, оперирующее понятиями и категориями. Рассудок, по Канту, выполняет функцию подведения многообразного чувственного материала под единство понятий и категорий. Разум — это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели. Разум оперирует идеями. Идеи у Канта — это не сверхчувственные сущности, обладающие реальным бытием и постигаемые с помощью разума (Платон). Идеи — это представления о цели, к которой стремится наше познание, о задачах, которые оно перед собой ставит. Разум опирается на мнимые идеи. Появилось учение об актиномиях разума(Антиномии — это противоречивые взаимоисключающие положения. Например, если мы возьмём идею мира в целом, то, оказывается, можно доказать справедливость двух противоречащих друг другу утверждений — мир конечен, и мир бесконечен в пространстве и времени. Антиномии имеют место там, где с помощью конечного человеческого разума пытаются делать заключения не о мире опыта, а о мире «вещей самих по себе»Актиномии возникают из за желания человека перейти границу, которую он не может перейти.

22. Антропология и этика И. Канта. Категорический императив И. Канта.

Человек, по Канту, — житель двух миров: чувственно воспринимаемого и умопостигаемого.(первый-мир природы, второй-мир свободы).В сфере свободы действует практический ум, так как именно он руководит поступками человека посредством воли. Законы практического разума-нравственные законы, которые продиктованы внутри человеку. Единственный мотив к нрав. Поведению –долг. Жизнь разумной личности невозможна без того, чтобы не следовать некоторым самостоятельно установленным правилам.(они зависят от характера человека, событий в его жизни.)Тем не менее эти правила являются императивами –повелениями. не менее, они выступа- ют в качестве императивов, т. е. повелений. Условных императивов может быть бесконечное множество. Однако есть императив безусловный, т. е. правило, одинаково обязательное и приемлемое для всех людей, поэтому общеобязательное. Всеобщее правило поведения или категорический императив может быть построено так же, как правило математики, т. е. быть чисто формальным. Категорический императив столь же естественен, как закон природы, он может быть одинаково воспринят и мною, и другим человеком. Нравственный долг Кант формулирует в форме нравственного закона или нравственного категорического императива: «Поступай так, чтобы максимума твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства»(относись к людям так как хочешь чтоб они к тебе). Двойственная природа человека обусловлена его биологической природой (человек — явление) и духовной сущностью (человек — вещь в себе).Как явление человек подчиняется законам природы, как вещь в себе не подчиняется и происходит в соответствии с категорическим императивом. Следовательно, категорический императив предполагает существование сверхчувственного миропорядка, мира «вещей в себе» и признания наличия в нем бессмертия души, свободы поведения человека как нравственного существа, независимо от законов природы. Свобода может быть только в этом сверхчувственном мире.

23. Объективный идеализм Гегеля.

В виде субстанции у него выступает некое надындивидуальное духовное начало — Абсолютный Дух. Гегель — диалектик: Абсолютный Дух находится в беспрерывном движении, развитии и на определенном этапе он переходит в своё инобытие, т. е. в Объективный Дух, который, затем, переходит в инобытие — Субъективный Дух.

Гегелевская философия выглядит след.образом: Наука логика (абсолютная идея сама по себе) — (Учение о бытии) (Учение о сущности)(Учение о понятии) Философия природы (абсолютная идея в природе) — (Механика) (Физика) (Органическая физика) Философия духа (абсолютная идея в духе) — (Субъективный дух)(Объективный дух) (Абсолютный дух). Гегель понимает диалектику как логику идей, как восхождение от абстрактных идей к всё более конкретным. В исходной идее содержится все, что из нее получается. Идея внутренне противоречива. Гегель разработал идеалистическую форму диалектики. Он понимает развитие как самодвижение, как саморазвитие, происходящее на основе взаимопроникновения противоположностей: поскольку явление противоречиво, оно обладает движением и развитием. У него каждое понятие находится во внутренней необходимой связи со всеми остальными понятиями и категориями, которые взаимно переходят друг в друга. Возможность в процессе развития превращается в действительность, количество — в качество, причина — в следствие и обратно. Для Гегеля категории и по форме, и по содержанию не нуждаются в чувственно воспринимаемом материале: они как чистые мысли и ступени развития абсолютной идеи сами по себе содержательны и поэтому составляют сущность вещей. Гегелю принадлежит открытие основных законов диалектики: закона взаимного перехода количества в качество и обратно, закона взаимопроникновения противоположностей и закона отрицания отрицания. Гегель ввел диалектику в процесс познания. Для него истина — это процесс, а не раз и навсегда данный, абсолютно правильный ответ.

24. Антропологическая философия Людвига Фейербаха

Людвиг Андреас Фейербах (1804–1872 гг.) занимает особое место в истории немецкой классической философии: он остается в ней единственным выдающимся философом-материалистом. Фейербах известен своими трудами по атеизму, философии человека, гуманизму. С именем Фейербаха связан антропологический поворот в истории немецкой классической философии. Фейербах был первым в истории немецкой классической философии, кто отчетливо поставил проблему человека как главного предмета философии. Он писал: «Новая философия превращает человека, включая и природу, как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку». Фейербах отрицал существование мирового разума, оторванного от человека: «…новая философия, разумеется, также опирается на разум, но на разум, сущность которого сводится к человеческой сущности, таким образом, опирается не на тот безымянный разум, который лишен сущности, лишен красок, но на разум, насыщенный человеческой кровью». Носителем единства бытия и мышления является человек.

Такой постановкой вопроса о предмете философии Фейербах совершил антропологический поворот в немецкой классической философии, определив общее направление развития европейской философии на многие годы. Правда, надо сказать, что Фейербах, говоря о сущности человека, опирается на свой антропологический метод. Фейербах дает следующее определение своему методу: «В чем же состоит мой «метод»? В том, чтобы посредством человека свести все сверхъестественное к природе, и посредством природы все сверхчеловеческое свести к человеку, но неизменно лишь опираясь на наглядные, исторические, эмпирические факты. Антропоцентризм Фейербаха позволял ему материалистически подойти к вопросу о возникновении человека как живого биологического существа, но он не позволял ему объяснить становление человека как социального существа.

В целом философия Фейербаха антропологична. В ней общественные связи трактуются преимущественно с нравственных позиций. В антропологической парадигме Фейербаха человек обладает изначальной неизменной природой, не зависящей от национальности, социального статуса, эпохи. Характерными чертами этого человека выступают любовь к жизни, стремление к счастью, инстинкт самосохранения, эгоизм, которые и определяют его поведение в культуре. Фейербах исходил из того, что человек изначально естествен и к нему неприменимы оценочные характеристики (добрый, злой и т.д.) и только условия человеческой жизни делают его тем, кем он становится.

25. Социальная философия Маркса.

Огромная научная заслуга Маркса — выделение мира социального. До Маркса все видели только противостояние духовного мира субъекта и природы. Неприродное выступало исключительно как субъективно-духовное, Маркс обнаруживает третий мир — мир общественного.!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Социальная философия Маркса.

Формирование философии марксизма происходило с конца 30-х до конца 40-х годов XIX в. К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) создают философию, которую называют "новой философией", "новым материализмом".В этот период интенсивно развивается капитализм.. Возникнув в 40-х годах ХIХ века марксизм явился теоретическим выражением кризиса класси-ческого капитализма, отразил политические цели и интересы поднимающегося пролетариата. В естественнонаучном обосновании философии марксизма серьёзное значение, по словам Ф.Энгельса, имело диалектико-материалистическое осмысление природы, в котором существенную роль сыграли, прежде всего, выдающиеся естественнонаучные открытия. В законе сохранения и превращения энергии основоположники марксизма увидели подтверждение принципов материального единства мира, вечности и неуничтожимое материи, взаимопереходов различных форм её бытия. В учении же о клеточном строении живых организмов- усматривали доказательство внутреннего единства растительного и животного царств, а в учении Дарвина - торжество идеи развития.Непосредственными предшественниками, оказавшими наиболее сильное влияние на марксистов философские взгляды, были Гегель и Фейербах. В "Капитале" Маркс демонстрирует два подхода к диалектике - как к теории и как к методологии познания законов капиталистического общества и человеческой истории. Он исследует изменение явлений, их развитие, переход одной формы в другую; рассматривает закономерные связи, открывает за-коны, учитывает их специфику, определяемую конкретными условиями. Новый этап в развитии марксистской философии связан с деятельностью В.И. Ленина.По Ленину, исторические законы, выявленные Марксом, являются всемирно-историческими, всеобщими. В то же время односторонняя философская концепция Ленина привела к негативным результатам. Ленин сводил все достижения мировой философии к философии Маркса и Энгельса. Для Ленина философия Маркса всегда была орудием в той сложной политической борьбе, которую он вел. Основные достоинства философии марксизма:1. материализм был соединен с диалектическим методом. 2. Возникла новая философия - диалектический материализм 3. разрабатывает учение "О всемирно-исторической роли пролетариата", который, освобождая от эксплуатации себя, освободит всех эксплуатируемых.4. было введено понятие "общественно-экономическая формация" и показано, что развитие общества есть смена общественно-экономических формаций.5. Разработанная концепция отчуждения работника от результата своего труда и от власти, позволили К.Марксу выяснить причину перехода от одной общественно-экономической формации к другой и сформулировать закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.6. Впервые Маркс открыто заявил о партийности философии, т.е. о том, что она отражает интересы определённого класса.7. Введя категорию практики в философию, Маркс впервые заявил о практической значимости философии. Философия не просто некая кабинетная ученость. Она должна стать руководством к

действию. Главные недостатки: 1. Идеализация человека, вытекающая из его социализации ("Человек есть совокупность общественных отношений"). При этом игнорируется биологическая составляющая человека, сказывающаяся в консервативности мышления.2. Абсолютизация классового подхода и провозглашение необходимости диктатуры пролетариата,3. Недооценка возможности видоизменения частной собственности.

 

26. Иррационализм А. Шопенгауэра. Ф. Ницше и переоценка ценностей культуры.

Основная работа А.Шопенгауэра "Мир как воля и представление" (1819). Шопенгауэр считает, что в сердце обыкновенного человека живет, прежде всего, страх перед смертью. Жизнь лишена смысла, который мог бы сгладить этот страх. Жизнь - это не подарок судьбы, а большое несчастье. По мнению Шопенгауэра Воля заставляет жить людей. Она проявляется в каждой действующей силе природы. В мире животных, человеческом роде - везде проявляется "воля к жизни" через борьбу за жизнь. Шопенгауэр считает, что существует три основные причины человеческих поступков: 1) эгоизм, который хочет собственного блага; 2) злоба, которая хочет чужого горя; 3) сострадание, которое хочет чужого блага. То, что называется подлостью, есть одно из проявлений воли, свойственной всему существующему. Что касается страданий, то они неотделимы от воли. Чем больше в нас жизни, больше воли и всяких стремлений, тем больше страданий. Шопенгауэр не согласен с представителями немецкой классической философии (и особенно с Гегелем) и считает, что философия не наука. Поэтому к ней не применимы все положения и характеристики научного знания. Согласно Шопенгауэру, основным недостатком научного познания является его субъективность. Предмет научного познания обусловлен организацией деятельности субъекта. В эстетике Шопенгауэра идея искусства есть проявление «вещи-в-себе». «Элитарная концепция искусства»-т.е. художественное познание, является достоянием не всех людей, а лишь избранных. Таким образом, общая тенденция философии Шопенгауэра есть эстетизм, т.е. мировоззрение прямо противоположное научному. Так архитектура выступает в роли выразителя идеи физических тел. Но особое место философ отводит музыке. С его точки зрения, музыка представляет собой не «модели» явлений, а непосредственное выражение самих сущностей вещей. Музыка – это универсальный философский язык. Слушая музыку, мы узнаем голос самого бытия, в ней воля приходит к самопознанию, самовыражению. Философия же должна перевести «чистую материю звуков» на обычный язык слов. Фридрих Ницше - один из самых влиятельных и загадочных философов. Долгое время его считали непосредственным предшественником идеологии фашизма. Основные работы: "По ту сторону добра и зла", "Воля к власти". Форма изложения философских идей - это афоризмы, проповеди, полемика, декларации. В своей философии Ницше использует идеи Ч.Дарвина. Он резко критикует современного человека за его слабости, эгоизм, привычку подчиняться. Христианство – это религия слабых. Христианская мораль говорит о необходимости помочь споткнувшемуся, протянуть ему руку. Ницше же утверждает: «если человек споткнулся, подтолкни его». Слабым нет места на земле. Главная вина христианской цивилизации заключается в том, что она остановила действие законов естественного отбора. Но естественный отбор не закончен. На место современного человека должен прийти новый Сверхчеловек, освобожденный от всех слабостей современного человека. Кто же станет прародителем этого Сверхчеловека? Ницше отвечает на этот вопрос следующим образом: и в природе, и в человеке действует один и тот же динамический принцип – «воля к власти». У одних людей этот принцип развит максимально и из них должен возникнуть Сверхчеловек. Ницше, подобно любому философу, занимается переоценкой существующих идеалов, но делает это во многом ярче и резче других. Для него философия есть форма критики традиционного. Ницше решительно выступает против "малокровных" идеалов христианства, морали, науки, но он поддерживает мораль и религию инстинкта (воли к власти). По Ницше, все умирает и все расцветает вновь, только в этом смысле можно говорить о чѐм-то вечном.

27. Философские идеи экзистенциализма: проблематичность и трагизм человеческого существования.

Экзистенциализм возникает как пессимистическое философское направление, которое поставило вопрос: «Как жить человеку в мире острейших противоречий исторических катастроф?» Различают экзистенциализм религиозный: Карл Ясперс (1883–1969), Габриэль Марсель (1889–1973); и атеистический: Жан-Поль Сартр (1905–1980), Альбер Камю (1913–1960). Особняком стоит фундаментальная онтология Мартина Хайдеггера (1889–1976). Само существование понимается в экзистенциализме как непосредственное единство субъекта и объекта, направленность субъекта вовне, открытость перед иным и движение к этому иному. В религиозном варианте иным является Бог, к нему движется личность в своей свободе. В атеистическом варианте иное выступает как ничто. Это означает, что человек спонтанно сам создает себя, осуществляя свою свободу. Экзистенциализм — это учение о бытии. В своем подлинном существовании человек «заброшен» в мир, он постоянно находится перед лицом будущего, в том числе смерти. Главная проблема — отчуждение индивида от общества.(превращение продукта деятельности во враждебную силу, противоречие человеку государства). В экзистенциализме глубоко анализируются субъективные переживания отчуждения личности от внешнего мира: чувство апатии, одиночества, равнодушия. По Хайдеггеру, страх, тревога, забота и т. д. составляют субъективное бытие человека или бытие-в-мире, которое он считает первичным. Эта первичность бытия-в-мире обусловлена самим «настроением» индивида, его сознанием. Хайдеггер считает, что бытие внешнего мира формируется через бытие мира внутреннего, личностного. У Ясперса личностное бытие связывается с обостренными поисками человеком своей индивидуальности, которая раскрывается в коммуникации, общении. Альбер Камю в своих художественных произведениях ставит вопрос — стоит ли жизнь того, чтобы жить? И он приходит к выводу, что человеческая жизнь абсурдна. Единственная же правда в жизни — это непокорство.(миф о сизифе, где он катит камень всю жизнь в гору,а он потом скатывается обратно то есть сизиф проделывает совершенно бессмысленную работу. Свободным человек может оказаться только тогда, когда бунтует. Но бунт его так же лишён смысла и так же бесполезен, как и «сизифов труд». Камю утверждает: «Счастье и абсурд являются порождением одной и той же земли. Они неразделимы». Позже он придет к выводу, что у абсурда есть и другой выход — самоубийство.

28. Позитивистская концепция научного знания. Основные этапы эволюции позитивизма.

В 30–40-х гг. XIX в. возникает и широко распространяется философия французского мыслителя Огюста Конта (1798–1857), которая получила название позитивизма. Конт полагал, что в обществе действует закон двойственной эволюции: интеллектуальной и технической. Он писал, что человечество проходит три стадии своего интеллектуального развития: теологическую, метафизическую и позитивную. Оно также проходит и три стадии своего технического развития: традиционное общество, доиндустриальное и индустриальное. Первое определяется теологией, второе — метафизикой, а третье — наукой. По Конту, наблюдение — это универсальный метод приобретения знаний. Развитие же науки он понимает как накопление полученных знаний и, прежде всего, законов. Основные идеи Конта продолжил английский философ Джон Стюарт Милль (1806–1873). Он был сторонником эмпиризма, отрицал возможность дедуктивного знания, рассматривал логику как «ветвь» психологии. Он утверждал, что любой вывод — это вывод «от частного к частному». Методология позитивизма оказала сильное влияние на развитие не только естественнонаучных, но и социальных исследований. Вторая историческая форма позитивизма — эмпириокритицизм — возникает в конце ХIХ — начале ХХ века.(Мах, Пирсон, Авенариус). Этот позитивизм претендовал на «третью линию» в философии, заявляя, что является философией не материализма или идеализма, а философией реализма. Он утверждал, что любое научное знание — физическое, астрономическое, биологическое и т. п. — есть само по себе знание философское и что философия не может иметь своего отдельного от наук предмета. Третья историческая форма позитивизма неопозитивизм (логический) возникает в 20-е годы XX в.(Шлик, Карнап). Венский кружок пропагандирует философию неопозитивизма как логического позитивизма. В дальнейшем логический позитивизм развивается как аналитическая философия, которая, в свою очередь, разрабатывается в двух направлениях — логического анализа философии с применением аппарата современной математической логики и лингвистической философии. (Основные идеи: отрицание метафизики, аналитические и синтетические предложения, верифицируемост ь (проверяемость). Научная достоверность синтетических предложений подтверждается в эксперименте. Неопозитивисты использовали представление об элементарном предложении, которое проверяется фактами непосредственно. Сложное синтетическое предложение (часто это текст) должно быть сведено к элементарным предложениям, а последние сопоставляются с фактами. Во второй половине XX века формируется постпозитивизм. Английский философ Карл Поппер считает неудачи концепции верификации неслучайными. Рано или поздно на смену старой теории придет новая. Он выдвигает принцип фальсификации. Всякая теория ненадежна, подвергнута ошибкам. Окончательно подтвердить теорию нельзя, зато ее можно опровергнуть. Научной теорией признается лишь та, которая поддается сопоставлению с опытными данными и в любой момент может оказаться фальсифицированной.

29. Философия психоанализа: З. Фрейд и К. Юнг.

Основы психоаналитической философии были заложены врачом-психиатром Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Основные работы Фрейда:"Я" и "Оно", "Психология бессознательного". Фрейд открыл совершенно новый способ лечения душевнобольных. Он обнаружил, что когда пациенты вспоминали некоторые важные обстоятельства, которые привели их к болезни, то их состояние улучшалось. Болезнь, напротив, вызывалась тем, что человек стремился забыть что-то для него неприятное. Метод, созданный Фрейдом, называется психоанализом. По Фрейду, сознание очень важно для человеческой жизни, с его помощью индивиды ориентируются в окружающем мире, формируют собственное "Я". Но кроме "Я", связанного именно с сознанием индивида, в человеческой психике Фрейд выделяет ещѐ две структуры; "сверх-Я", которое представляет собой некоторую совокупность перенесѐнных "вовнутрь" психики индивида социально значимых принципов, а также "Оно", которому и соответствует невидимый для внешнего наблюдения "микромир" бессознательного. По Фрейду, психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а подсознательного - принципу реальности. Ключевой для философии Фрейда становится идея о том, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект - аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности. Важнейший двигатель психической жизни человека- "либидо" определяет противоречия человека и социальной среды. По Фрейду, несмотря на то, что между бессознательным и сознанием есть связи, переходные явления психики, первое качественно отличается от второго. Многие функции нашего тела осуществляются бессознательно. Бессознательны и некоторые наши желания и побуждения. Бессознательное "прорывается" во снах, в гипнотических состояниях, а также тогда, когда оно "заставляет" делать оговорки, описки и т.д. Это своего рода "низшее" бессознательное. "Высшее" же бессознательное связано с интуицией, воображением и т.д. Карл Густав Юнг (1875-1961) - швейцарский психолог, культуролог, философ. Он пересмотрел идеи Фрейда о происхождении творчества человека и развитии человеческой культуры с точки зрения "либидо" и "сублимаций", Согласно Юнгу, "либидо" это не просто некое половое влечение, а поток витально-психической энергии. Поэтому все феномены бессознательной и сознательной жизни человека рассматриваются в качестве различных проявлений единой энергии либидо. Эта энергия либидо под влиянием непреодолимых жизненных препятствий способна, вести к репродукции в сознании человека образов и переживаний, которые не связаны с опытом данного индивида, а являются первичными Формами адаптации к миру человеческого рода. Бессознательное включает в себя не только индивидуальное и субъективное, но, прежде всего это "коллективное" и безличное психическое содержание, Это коллективно-бессознательные образы Юнг назвал архетипами. Архетипы невозможно осмыслить осознанно: они противостоят сознанию и не поддаются выражению в языке. Психология может лишь их описывать и осуществлять возможную типологизацию, Юнг считает, что общую структуру личности создает архетип, и духовная жизнь личности несет в себе архетипический отпечаток. И хотя архетип как способ связи образов переходит из поколения в поколение с древних времен, он всегда у каждого человека наполняется конкретным содержанием

30. Славянофилы и западники об исторических судьбах России.

Славянофильство как направление философской мысли занимает видное место в духовной жизни середины XIX века. Основателями этого направления были А. С. Хомяков (1804–1860) и П. В. Киреевский (1806–1852). Затем к ним присоединились И. В. Киреевский (1808–1856), К. С. Аксаков (1817–1860), И. С. Аксаков (1823–1852), А. И. Кошелев (1806–1883), Ю. Ф. Самарин. Их общность заключается в том, что они сознательно ставили во главу угла две ценности, взятые в неразрывном единстве, — Православие и Россию. Они полагали, что особенная форма, в которой Россия восприняла основы христианской цивилизации, обусловлена русским православием. Универсализм как неотъемлемая черта христианского мировоззрения особенно привлекал славянофилов. Наиболее общими характеристиками учений каждого из деятелей являются христианский универсализм и гуманизм. А.С. Хомяков, отмечая отрицательное влияние Запада и петровских реформ на русскую жизнь, полагал, что её коренные начала - православие и община - остались в своей сущности прежними.

Возрождение на Руси форм патриархальной жизни, утверждение православия как вечного начала - основа социально-исторической концепции Хомякова. Церковь для Хомякова является "первореальностью". С этим связана и разработка философской антропологии в духе "соборности". Соборность направлена на преодоление, как индивидуализма, так и казарменного коллективизма, на утверждение принципов свободы и любви.

Соборность означает сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Соборность у Хомякова понимается не только как церковная. Во-первых, она есть наиболее фундаментальный принцип общественной организации, во-вторых, соборность есть внутренняя согласованность всех душевных сил; разума, рассудка, органов чувств, эмоций и т.д. Соборность - это преодоление разделённости души на субъект и объект. Такое преодоление достигается силой любви.

Хомяков обращает внимание на трагическое противоречие человеческого существования. Оно заключается в том, что, будучи призваны к свободе, к божеству, люди, тем не менее, сами ищут образа жизни, в котором парит необходимость. Они постоянно уходят от свободы в церкви в царство природной или социальной необходимости, живя в ней и становясь её рабами.

Другой путь развития России обнаруживается в концепции западничества. К этому направлению принадлежали А.И.Герцен, Н.П.Огарев, К.Д Кавелин. В.П.Боткин и др. Западники делали акцент на творческом усвоении опыта Западной Европы, особенно в общественно-политической области. Для достижения целей социально-политического преобразования российского общества (отмены крепостного права, обеспечения свободы личности, свободы слова и печати и т.д.) они предусматривали необходимость радикальных методов борьбы, коренной ломки традиций российского общества. Западники скептически или отрицательно относились к исторической роли православия и не видели в нём основ для будущего развития России. Одним из наиболее видных и ярких выразителей этого течения был Александр Иванович Герцен(1812-1870).Герцен считает, что социальное развитие - это неподвластный никакому предопределению процесс, направляемый стремлением людей к самопознанию и сознательной деятельности во имя свободы. Он развивает идеи русского социализма. Он утверждает, что русская деревенская община с её коллективной собственностью на землю, уравнительными отношениями и самоуправлением содержит зачатки социализма. Необходимо просвещение народа и его приобщение к идеям социализма.

В более поздний период противостояние славянофильства и западничества нашло своё отражение в творчестве Я.Л. Данилевского (1822-1885). В своей главной работе "Россия и Европа" он разработал знаменитую теорию "культурно-исторических типов", согласно которой представление об общечеловеческой цивилизации - абстрактная иллюзия. История - это совокупность различных культурных типов человеческих сообществ. Поэтому неправильно втискивать историю различных народов в одну схему; у каждой из них свой ритм, возраст, путь, идеалы и назначение.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.