Философия русского космизма: В. Вернадский, Н. Фёдоров. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Философия русского космизма: В. Вернадский, Н. Фёдоров.

2019-08-07 450
Философия русского космизма: В. Вернадский, Н. Фёдоров. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Космизм — специфическое мировосприятие космоцентрической ориентации, течение в философской и естественнонаучной мысли. С середины Х1Хв. в России складывается уникальное направление, которое представляли Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский и другие, и которое было названо космизмом.

Николай Федорович Федоров (1829–1903) — родоначальник русского космизма. В основе его концепции лежит поиск глубинных причин зла и разработки его преодоления. Главное зло для человека он видел в смерти, порабощенности человека слепой силой природы. Поэтому человек пытается решить прежде всего проблему самосохранения, что неизбежно порождает эгоизм, безнравственность общественного строя. Регуляция природы мыслилась им как принципиально новая ступень эволюции, как сознательный этап развития мира и космоса. Он пишет: «Потому-то и нет в природе целесообразности, что ее должен внести сам человек, и в этом заключается высшая целесообразность». По Федорову, долг воскрешения есть не только высшая нравственность, но и само христианство, превращение его догматов в заповеди. Он считал христианскую идею личного спасения неверной и настаивал на соборном, всеобщем спасении, победе над смертью. В дальнейшем учение Федорова развивалось в двух направлениях: религиозно-богословском и естественнонаучном.

Владимир Иванович Вернадский (1863–1945) — выдающийся естествоиспытатель и мыслитель-гуманист.По Вернадскому, биосфера — это оболочка нашей планеты, развивающаяся по своим внутренним законам. Главным фактором, формирующим биосферу, выступает живое вещество, осуществляющее многообразные геохимические и планетарно-космические функции. Живое вещество вечно, изначально присутствует в Космосе и повсеместно в нём распространено.

Вернадский указывает на существование трех различных пластов реальности:

1) космических просторов;

2) атомных явлений;

3) жизни человека, природных явлений ноосферы и нашей планеты, взятых как целое.

Ноосфера — область планеты, охваченная разумной деятельностью человека. Основные предпосылки возникновения стадии ноосферы таковы:

1) распространение человека — одного биологического вида, обладающего разумом, — по всей поверхности планеты, победа этого вида в борьбе с другими биологическими видами;

2) развитие средств связи и обмена, интегрирующих людей в единое целое;

3) открытие новых источников энергии (атомная, солнечная и др.), придающих деятельности человека масштаб геологических преобразований;

4) массовая демократизация государственного устройства;

5) взрыв научного творчества в ХХ в.

Отдавая приоритет науке, Вернадский подчеркивал, что она неотделима от философии. По его мнению, научное познание расширяется путем не только логических приемов мышления, его источником служат также вненаучные формы, философия и религия.

Социально-экономическая концепция К. Маркса. Теория общественно-экономических формаций.

Теория общественно-экономической формации является методом постижения всемирной истории в ее единстве и многообразии. Последовательная смена формаций образует линию прогресса человечества, образуя его единство. В то же время развитие отдельных стран и народов отличается значительным многообразием, которое проявляется: - в том, что не каждое конкретное общество проходит все ступени; - в существовании региональных особенностей, культурно-исторической специфике проявления общих закономерностей; - в наличии различных переходных форм от одной формации к другой; в переходной период в обществе, как правило, сосуществуют различные общественно-экономические уклады, представляющие собой как остатки старой, так и зародыши новой формации.

К. Маркс выделял также три основных ступени: 1. Первичная формация (первобытное общество) раннеклассовые общества - личная зависимость 2. Вторичная формация (частично феодализм и капитализм) - внешняя зависимость 3. Третичная формация (будущее общество)- свободная индивидуальность Теория общественно-экономической формации является методологической основой современной исторической науки (на ее основе делается глобальная периодизация исторического процесса) и обществознания в целом


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.