Основные этапы развития средневековой философии. Общая характеристика философских идей апологетики, патристики, схоластики. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Основные этапы развития средневековой философии. Общая характеристика философских идей апологетики, патристики, схоластики.

2019-08-07 1863
Основные этапы развития средневековой философии. Общая характеристика философских идей апологетики, патристики, схоластики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Систематизация идей средневековой философии в поздней схоластике (Фома Аквинский)

Схоластика — средневековая теологическая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных логических аргументов для теоретического оправдания догматов церкви.Идейные основы схоластики восходят к неоплатонизму и патристике.

Принята следующая периодизация схоластики: Первый этап —от VI до IX в. — предварительный. Второй этап Х–XIII в. — «золотой век схоластики». Третий этап — ХIV и ХV вв. — угасание схоластики. Каждый из этапов можно связать с личностями мыслителей, наиболее рельефно выражающих его особенности: первый — с именем философа И. С. Эриугена; второй — Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр и Фома Аквинский; третий — В. Оккам.

Фома Аквинский (13 век) систематизировал теологию,опираясь на учение Аристотеля. У Фомы постижение Бога возможно лишь через изучение его творения. Согласно Аквинскому,следует отличать истины разума от высших истин, истин веры, познаваемых через Откровение. У Фомы универсалии существуют трояким образом: 1) до вещей как идеальная сущность вещей в уме Бога; 2) в вещах как их субстанциональная форма; 3) в человеческом разуме, образуясь в процессе абстрагирования сущности от единичных вещей. Мир у Фомы предстает как система, состоящая из 4 ступеней. Первая — это неживая природа. Над ней возвышается мир растений и животных. Из него вырастает высшая ступень — мир людей, который образует переход к сверхъестественной и духовной сфере. На второй ступени форма предстает как конечная причина, которая характерна для растений. Третий уровень — это животное, и здесь форма становится действующей причиной. Наконец на четвёртой ступени форма предстает уже не сама по себе, независимо от материи.

«Доказательства» бытия Бога у Фомы:

1) если в мире всё движется, то обязательно должен существоватьт Перводвигатель;

2) если в мире всё причинно обусловлено, то должна быть Первопричина;

3) если природные вещи возникают и погибают и происходит это как по необходимости, так и случайно, то должна существовать

Абсолютная необходимость;

4) поскольку в мире есть более или менее совершённые предметы, то Бог Абсолютное совершенство;

5) если все процессы гармоничны и целесообразны, то Бог Абсолютная цель.

 

Основные тенденции духовного развития эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Гуманизм.

Эпоха Возрождения - 15-16 века - желание "возродить древний мир"

Основные идеии философии этой эпохи:

1. Антропоцентризм. Философы формально по-прежнему в центр внимания ставили Бога, но

преимущественное внимание уделяли уже не ему, а человеку. Философской основой был антропоцентрический неоплатонизм.

2. Гуманизм. Признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье.

Имелось в виду, что этого можно достичь,прежде всего, за счет возрождения характерного для античности интереса к гуманитарному знанию.

3. Постулирование творческой сущности человека. Человек никому не подражает: ни Богу, ни природе; он сам по себе деятелен, он творит, в основном рукотворно, ремесленно.

4. Личностно-материальное понимание мира. Всё существующее понимается в проекции на человека при максимальном интересе к телесному началу.

5. Эстетика. Идея доминирования эстетического понимания действительности над моральными и научными представлениями.

6. Антисхоластика. Стремление развенчать мнимые авторитеты и пропагандируемые ими догмы.

7. Геометрически-структурное понимание мира.

8. Пантеизм. ("Всебожие") Христианский Бог здесь утрачивает свой трансцендентный характер, он как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется и приобретает новые черты.

 

Основные этапы развития средневековой философии. Общая характеристика философских идей апологетики, патристики, схоластики.

Средневековая фил. принадлежит эпохе феодализма (10-15 век)

Предпосылки ее возникновения связаны с социально-экономическими, политическими и идеологическими условиями существования Римской империи в I–IV вв. до н. э.

Уменьшение производительности труда рабов, появление таких социальных групп как вольноотпущенные, восстания рабов, варварские нашествия, вызывающие беспорядок формировали новый уклад жизни.

На смену официальной религии пришло христианство, которое утверждало, что земная жизнь преходяща и праведно живущие будут жить в блаженстве в ином мире.

При этом христианская мысль нередко пыталась видоизменить достижения античной философии. Но если античная философия была связана с языческим многобожием и была космоцентрична, то философская мысль средних веков уходит своими корнями в единобожие и по своему существу она теоцентрична. Теоцентризм — это историческая форма выражения субъекта, его особого места в мироздании. Принцип абсолютной личности — это результат более глубокого, чем в античности, понимания субъективности. Только с Богом-Личностью могут быть установлены отношения интимной духовности и взаимной любви.

Основными формами развития философской мысли в период раннего средневековья были апологетика и патристика.

В период распространения христианства возникает апологетика как философское обоснование и защита христианства.

Творчество всех христианских апологетов имело острую полемическую (полемика - это спор, если че)направленность, а потому ими создавались не столько философские писюльки, сколько произведенияхристианской литературы. В ответ на нападки они доказывали, что лучшие умы античности близки христианству, так как черпали свою мудрость именно в Библии.

Филон Александрийский был первым из философов, определивших в качестве основной цели познание Бога. И он же сформулировал задачу, решение которой становится одной из проблем для всей религиозной философии, — проблема оправдания Бога. Бог мыслится как высшее совершенство, а мир, сотворенный Им, очевидно несовершенен, но если Бог творец мира, значит, он ответственен за его несовершенство. Филон предлагает исторически первое решение этой проблемы - разрабатывая концепцию градуализма.Он не сводит все формы бытия к одной-единственной. Но предлагает понимать их как ряд ступеней. Каждая ступень этой лестницы относительно самостоятельна, но все вместе они образуют единство.

Патристика — совокупность богословских, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II –VIII вв., которых принято называть «святыми отцами церкви». К числу наиболее известных авторов патристики относятся Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Амвросий, Аврелий Августин.

Основными темами патристики явились:

тема троичности, (т. е. учение о единстве Бога в трех лицах — Бог-отец, Бог-сын, Бог-Дух Святой);

христологическая тема (т. е. учение о сочетании в Христе двух природ — божественной и человеческой (богочеловек));

тема богопознания, (т. е. учение о путях познания Бога);

тема соборности (обобщения практики жизни монахов).

 

Аврелий Августин (Блаженный) (354–430 гг. н. э.) — крупнейший мыслитель периода патристики и один из наиболее выдающихся «отцов церкви». Ключевая идея размышлений Августина следующая: познай Бога и собственную душу; Бога — через душу, душу — через Бога. Движение вглубь собственного «я» есть движение к Богу. Знаменитый тезис Августина: «Я обманываю себя, следовательно, существую». Совокупность духовных и душевных процессов Августин называет «внутренним человеком». Внутренний человек есть «образ и подобие Божье». Во внутреннем человеке присутствуют структуры, являющиеся аналогами божественной Троицы. К их числу относится главная и основная триада: бытие,познание, любовь.

 

Схоластика — средневековая теологическая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных логических аргументов для теоретического оправдания догматов церкви. Идейные основы схоластики восходят к неоплатонизму и патристике.

Мыслители схоластики: И. С. Эриуген; Пьер Абеляр; Фома Аквинский;В. Оккам.

Основные проблемы схоластической философии: соотношение веры и разума, философии и теологии, проблема универсалий. Схоластика стремилась сохранить авторитет Писания и Предания. В то же время она не могла отбросить учения и труды античных авторов. Отсюда проблема веры и разума становилась для нее неустранимой, но не была неразрешимой. Универсалии — общие понятия. Проблема представлена как вопрос о том, существует ли общее как самостоятельное бытие или оно образуется мышлением. В схоластике сложилось три основных направления: номинализм, реализм,концептуализм. Согласно реализму универсалии обладают онтологическим статусом, общее существует реально, объективно, независимо от человеческого мышления. При этом общее целиком присутствует в единичных вещах, подобно тому, как идея человека, относясь одновременно ко всему множеству людей, объективно существует в «идеальном мире» Платона. С позиции номинализма реальным существованием обладают только единичные вещи, общее возникает «после вещей», является результатом человеческого мышления.Умеренной формой номинализма является концептуализм, утверждавший, что реальным существованием обладают только единичные вещи, которые в свою очередь имеют сходные признаки. Универсалии же представляют собой выраженные словом понятия, возникающие в процессе объединения в уме сходных признаков единичных вещей.

Фома Аквинский (13 век) систематизировал теологию,опираясь на учение Аристотеля. У Фомы постижение Бога возможно лишь через изучение его творения. Согласно Аквинскому,следует отличать истины разума от высших истин, истин веры, познаваемых через Откровение. У Фомы универсалии существуют трояким образом: 1) до вещей как идеальная сущность вещей в уме Бога; 2) в вещах как их субстанциональная форма; 3) в человеческом разуме, образуясь в процессе абстрагирования сущности от единичных вещей.

Мир у Фомы предстает как система, состоящая из 4 ступеней. Первая — это неживая природа. Над ней возвышается мир растений и животных. Из него вырастает высшая ступень — мир людей, который образует переход к сверхъестественной и духовной сфере. На второй ступени форма предстает как конечная причина, которая характерна для растений. Третий уровень — это животное, и здесь форма становится действующей причиной. Наконец на четвёртой ступени форма предстает уже не сама по себе, независимо от материи.

«Доказательства» бытия Бога у Фомы:

1) если в мире всё движется, то обязательно должен существоватьт Перводвигатель;

2) если в мире всё причинно обусловлено, то должна быть Первопричина;

3) если природные вещи возникают и погибают и происходит это как по необходимости, так и случайно, то должна существовать

Абсолютная необходимость;

4) поскольку в мире есть более или менее совершённые предметы, то Бог Абсолютное совершенство;

5) если все процессы гармоничны и целесообразны, то Бог Абсолютная цель.

Оккам Уильям (13-14 в.) — представитель поздней схоластики. Он обосновал принцип, который получил наименование «бритва Оккама»: в сфере разума следует находить наиболее простые и изящные объяснения. «Бритва Оккама» призывает отсекать всё, что усложняет и запутывает объяснение; она формулирует принцип экономии мысли.

12. Философское учение Августина Аврелия (Августин Блаженный) (354-430 гг. н.э.) - один из отцов церкви; крупнейший мыслитель патристики

Основные идеи учения:

1)Метафизика "душевных глубин" - в произведении "Исповедь" Августин анализирует "внутреннего человека",показывает проблему противоречий и глубину внутренней жизни человека. Он считал, что личность противоречива, сам человек любит себя обманывать.

2) Природа зла и свобода воли Зло не субстанционально, не имеет собственных источников существования.

Августин выделяет три уровня зла: метафизический, моральный, физический. С метафизической точки зрения зла как такового нет в Космосе. С точки зрения моральной зло есть нарушение человеком божественных заповедей, т. е. грех. С точки зрения физической зло представлено болезнями, недугами и, наконец, смертью. Причина этого зла — в грехопадении первых людей. Преодоление морального и физического зла — на пути возвращения к Богу. Особую роль здесь играет свобода воли. Свобода — это свойство воли человека. Необходимо употребить усилие воли, чтобы подчинить ее божественной благодати — в этом и состоит свобода воли.

3) Истина - Благая воля и чистое сердце суть условия познания истины. Путь познания для Августина есть восхождение разума, ведомого верой к Богу. Данные пяти органов чувств передаются на следующий, более высокий уровень, к «внутреннему чувству». Внутреннее чувство (здравый смысл) — координатор чувств. Внутренне чувство позволяет человеку иметь связное представление о действительности, такое представление становится материалом для осмысления разумом, откуда и возникает знание. Разум дает критерии суждения. Тот факт, что сформулировать критерии трудно, говорит о подверженности нашего разума всякого рода колебаниям и отклонениям. Но этот же факт говорит о существовании некоторого закона вне нашего ума. Этот закон и есть истина.

4) Смысл истории -  Смысл истории — нравственный прогресс.Августин развивает знаменитое учение о двух градах — «Граде Божьем» и «Граде земном». Сообщество праведных есть незримый Град Божий. Град земной — это люди, живущие вне благодати, под воздействием страстей и управляемые порочной волей.Два града неразличимы простым человеческим умом, поскольку трудно обнаружить ту границу, которая их разделяет. Августин верит, что божественное провидение действует в истории. Поэтому за хаосом земной жизни, ее трагедиями и несправедливостями скрывается незримый процесс нравственного совершенствования человечества. Главную роль в земной жизни играет государство, которое возникает вследствие соглашения людей, объединившихся для определенных целей. Государство может быть улучшаемо постепенно, но никогда в пределах земной истории не станет совершенным. Августин сторонник учения о конце истории.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.