B. Порядок действий при производстве выстрела — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

B. Порядок действий при производстве выстрела

2019-08-07 155
B. Порядок действий при производстве выстрела 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. Вступление

Эти заметки сложились из дневниковых записей стрелка и тренера.

Так уж случилось, что почти всю мою жизнь в спорте я был и стрелком и тренером, т.е. стреляющим тренером. Мой тренерский опыт может быть очень отличным от опыта большинства моих коллег, так как я работал в шести разных странах с очень различными уровнями развития спорта, различными традициями и менталитетом народов и, естественно, стрелков.

Основная цель этих заметок - это активация тренерской мысли на поиск новых методов и способов совершенствования в стрельбе из пистолета. Этот поиск необходим, потому что самые совершенные методы тренировки со временем становятся менее эффективными, "приедаются", тренеры должны искать новые пути, шлифовать своё умение.

Толчком к систематизации моих заметок послужил курьёзный случай на кафедре стрельбы в Московском институте физкультуры и спорта в начале 1983 года. Вместе с другими тренерами сборной команды СССР я был приглашён на курсы повышения квалификации. На кафедре стрельбы, возглавляемой в то время Ефимом Леонтьевичем Хайдуровым, велась работа по подготовке издания учебника по профилю для ВУЗ'ов. Однажды мы стали свидетелями спора между сторонниками различных формулировок понятия "изготовка". Казалось бы, что тут сложного? Ан, нет! Каждая из сторон с упорством, достойным лучшего применения, отстаивала свою формулировку. Для нас, практиков, эти формулировки были практически одинаковыми и слишком "научными". В самый разгар спора неожиданно вмешался обычно молчаливый Георгий Крылов, в то время бывший тренером женской винтовочной группы сборной СССР: "Прошу прощения, коллеги! Послушайте меня, пожалуйста, внимательно. Самопроизвольное истекание продуктов сухой возгонки древесины при повышенной температуре через отверстие обычно квадратного сечения... Кому не понятно, могу повторить другими словами - из трубы идёт дым". На этом тогда спор закончился, но авторов учебника под общей редакцией Аркадия Яковлевича Корха, ничему не научил, в чём я убедился после его появления в продаже.

В этом ученике, равно как и во всех других книгах о стрельбе из пистолета, говорится о том, что "изготовка должна быть экономичной с точки зрения затрат физической и нервной энергии".


Фото 1



Фото 1a

Давайте порассуждаем о целесообразности экономии энергии при стрельбе из пистолета. Для того, чтобы затраты мышечной и нервной энергии были минимальными, нужно включать в работу только те мышцы и органы чувств, которые непосредственно участвуют в процессе производства выстрела. При этом мышцы должны создавать положение равновесия при равных углах устойчивости, т.е. проекция общего центра масс системы "стрелок - оружие" должна проходить через центр площади опоры. Это так называемая изготовка "на балансе", изображённая на фото 2 и 2а. Стрелковая практика показывает, что такая свободная изготовка действительно обеспечивает большое количество "десяток", но при ней имеются и далёкие отрывы. Жёсткая же, силовая изготовка (фото 1 и 1а) позволяет избавиться от таких отрывов, что повышает уверенность стрелка в своих силах.Очень характерным представителем такого типа стрелка может быть Олимпийский чемпион Мехико Григорий Косых - он иногда делал до 200 выстрелов без единой "восьмёрки" и, хотя "десяток" у него бывало меньше, чем у соперников, однако он чаще выигрывал. Тренируя силовую изготовку с жёстким закреплением кисти и лучезапястного сустава (ЛЗС) Г.Косых целый сезон стрелял из переделанного 10-зарядного пистолета Марголина. Спорткомитет СССР даже принял специальное решение, позволявшее ему стрелять из многозарядного пистолета вместо произвольного на Первенстве СССР. Почти всё тренировочное время Косых стрелял парами выстрелов, "натаскивая" ЛЗС на более энергоёмкую работу. Результат зтого эксперимента мы знаем - Олимпийское золото.


Фото 2



Фото 2a

Указания на необходимость экономии энергии есть во всех книгах о стрельбе. Давайте посмотрим, что происходит на практике. Применительно к стрельбе из произвольного и пневматического пистолетов, не говоря уже о скоростных видах пистолетных стрельб, эти рекомендации представляются далеко не бесспорными, они отстали от стрелковой практики. Сильнейшие пистолетчики прошлых лет, такие как М.Умаров, А.Ясинский, А.Гущин, Г.Косых, В.Столыпин, Ю.Запендзки, Р.Сканакер, А.Мелентьев, С.Пыжьянов и представители современной элиты Р.Ди Донна, И.Басинский, М.Неструев, Ж.Кошта, Т.Кирьяков, Ф.Дюмулен и ещё многие не столь именитые отнюдь не могут считаться экономными на огневом рубеже. Типичными представителями "экономов" можно назвать М.Папаву, Х.Фольмара, Б.Кокорева, Ванга Йифу, В.Гончарова. Их спортивные достижения достойны самых высоких похвал, однако среди мировой элиты всё-таки больше представителей неэкономичного силового стиля.

Термин "активная изготовка" применялся в сборной СССР уже 25 лет назад, но какая может быть экономия при активности? Как можно добиться совершенства в каком бы то ни было виде деятельности, заботясь об экономии энергии? Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Успех в стрельбе обеспечивается не мышечной силой, а четко организованной работой мозга. Элементарное сравнение нескольких стрелков, Чемпионов Мира и Олимпийских Игр, показывает нам, насколько они различны по своим физическим характеристикам. Есть высокие и мощные как Рагнар Сканакер, Харальд Стенваг, Игорь Басинский, Мирослава Сагун, Ясна Секарич и невысокие и худощавые как Владимир Гончаров, Сергей Алифиренко, Светлана Смирнова, Рената Мауер, Артём Хаджибеков. Общим у всех этих стрелков может быть только умение правильно мыслить. Поэтому и на тренировках нужно учиться думать, расходуя при этом нервную энергию. Только интенсивная умственная работа может сформировать в нашем подсознании алгоритм надёжного выстрела, который и будет нашим "автопилотом" в любой стрессовой ситуации. Ведь лучшие результаты достигаются именно тогда, когда стрелок стреляет, не думая, когда четко работает подсознание, не подверженное стрессу.

Даже опытный стрелок не всегда может сохранить сосредоточение во время выстрела. Что же говорить о новичках с явно выраженным "синдромом телевизионного воспитания", при котором можно пить Колу, слушать Рэп, болтать с другом и вполуха и вполглаза воспринимать то, что происходит на экране? Рассеянное внимание, неумение сосредоточиться - это плата за бездумное глядение на телеэкран. Молодые стрелки, любители книги, с этой проблемой практически не знакомы. В ходе напряжённых тренировок "телевизионный синдром" снижается, но это должны быть тренировки, целью которых является организация мыслительного процесса во время выстрела.

Думаю, что относительно изготовки самым разумным было бы согласиться с тем, что она должна обеспечивать надёжность попадания в "десятку", а сколько энергии на это потребуется - это не так важно.

Не могу удержаться от соблазна привести цитату из Корховского учебника: "Афферентный анализ, подчиняясь доминирующей на данный момент мотивации, под коррекцией памяти ведёт такой подбор возможных степеней свободы, при котором возбуждения избирательно направляются к мышцам, приводящим в действие указательный палец для управления спуском".

Кроме желания показать свою научность в этой фразе ничего нет, не пытайтесь искать в ней скрытый смысл, так как анализ, даже если он афферентный, т.е. центростремительный, от периферии нервной системы к центру, это только процесс и подбирать он ничего не может, и направления нервных возбуждений не зависят от "степеней свободы". Кстати, "степеней свободы" чего? Ну, да Бог с ним, с этим учебником. Я почти уверен, что я был одним из немногих, кто его читал.

Закончить этот раздел я хочу некоторыми соображениями о хватке пистолета. Мне нравится идея Е.Л.Хайдурова, который сравнивал хватку рукоятки пистолета с удержанием тяжёлого яйца с хрупкой скорлупой - нельзя сжать сильно, но и нельзя расслабить пальцы. Я предпочитаю более силовую хватку в которой наиболее напряжён мизинец, несколько меньше безымянный и средний, а большой нажимает на рукоятку сверху своей средней частью. Ногтевые фаланги всех пальцев не должны быть сильно напряжены.

В связи с этим вспомнилась давняя история, случившаяся в 1961 году в Киеве накануне Первенства СССР. На тренировке я стрелял рядом со свежеиспечённым Чемпионом Римской Олимпиады Алексеем Петровичем Гущиным, многие подходили, чтобы поздравить его с победой. Вот молодой парень после поздравления спрашивает: "Алексей Петрович, вы как держите пистолет, сильно?". "Конечно, сильно!" - отвечает Гущин. Почти сразу подходит другой: "Как вы держите пистолет, слабо?". "Конечно, слабо!" - ответил Гущин. Теперь спрашиваю я: "Петрович, кого из ребят ты обманул?", а он говорит: "Никого я не обманул. В зависимости от моего состояния и условий стрельбы я сжимаю рукоятку то сильно, то слабо. Чаще сильно, но не в этом дело. Ты обратил внимание на форму вопроса? Они ведь хотели получить подтверждение своим предположениям и они его получили. А если бы я стал объяснять им моё понимание хватки да ещё накануне старта, то ничего хорошего из этого скорее всего не получиось бы". Великим стрелком и мудрым человеком был Алексей Петрович.

Теперь, после такого развёрнутого вступления, можно приступить к рассмотрению основных элементов технической подготовки пистолетчика.

 

II. Техническая подготовка

А. Изготовка

Общее развитие стрелкового спорта, влияние результатов отдельных стрелков, поиски тренеров вносили и будут вносить изменения в технику стрельбы, в том числе и в изготовку. Относительно недавно этому вопросу уделялось, на мой взгляд, незаслуженно много внимания. Существовало много суждений о достоинствах и недостатках той или иной изготовки. Причём эти суждения, как и изготовки, часто были взаимоисключающими. Становились и грудью к мишени и чуть ли не спиной, прогибались и выпрямлялись. Сейчас выработалась изготовка, которой с неизбежными индивидуальными особенностями пользуются большинство стрелков высокого уровня. Эта изготовка уже знакома нам по фото 1, активная. Стрелки и тренеры убедились, что оригинальничанье не дает преимуществ и хорошей устойчивости можно добиться в любой изготовке. Стрелок с помощью тренера, а иногда и самостоятельно находит свой вариант изготовки. Опыт тренера помогает с максимальным эффектом использовать анатомические особенности стрелка и предостерегает от слепого копирования изготовок чемпионов. Когда швейцарец Морис Миндер победил на Чемпионате Мира 1978 года с новым мировым рекордом, используя уникальную изготовку, у него появились последователи, но ни один из них не показал ничего хорошего. Уникальность изготовки Мориса заключалась в том, что руку с пистолетом он держал, повернув её почти на 90 градусов тыльной стороной кисти вниз.

Некоторые стрелки добивались высоких результатов в различных изготовках. Очень показательной может быть эволюция изготовки двукратного чемпиона Мира Владимира Столыпина. В сборной СССР он стрелял в течение 20 лет. Сначала он стрелял, повернувшись боком к мишени и сильно отклонившись влево, а последние годы применял изготовку грудью к мишени, слегка сутулясь и без прогиба в пояснице. Олимпийский чемпион Мехико Григорий Косых стрелял, повернувшись боком к мишени и сильно откинувшись влево, примерно так, как В.Столыпин в начале своей карьеры.

Думаю, что этих примеров достаточно, чтобы понять, что изготовка может быть только индивидуальной и что рекомендации для абстрактного стрелка с указаниями углов наклона и поворота не имеют смысла. Например, обычно рекомендуют линию плеч иметь на 10-15 градусов правее линии, проходящей через ступни ног, а Сергей Пыжьянов закручивает плечи влево и является пятикратным рекордсменом Мира.

Можно сделать вывод, что выбор вида изготовки не играет решающей роли в достижении высоких результатов. Важно умение стрелка добиться неподвижности в выбранном им варианте изготовки при оптимальном напряжении мышц. Оптимальное в данном случае не значит экономное с точки зрения энергетических затрат. Напряжение мышц должно обеспечивать надёжность сохранения устойчивости - вот главная задача. Для большинства это выполнимо при значительном мышечном напряжении.

Чтобы надёжно зафиксировать голеностоп, ноги и поясницу, т.е. создать фундамент устойчивости, можно рекомендовать простой, но безотказный способ: начиная подъём руки, слегка приподняться на носки, затем опуститься на пятки, не отклоняясь назад. Это автоматически создаёт необходимое мышечное напряжение и закрепление стопы, голени, задней поверхности бедра и поясницы.

Ступни ног предпочтительно располагать почти параллельно друг другу, т.е. несколько "косолапо".

Вывод:

  • изготовка должна гарантировать максимальную устойчивость, базой которой является надёжное закрепление мышц ног и поясницы, а сколько физической и нервной энергии на это потребуется - это каждый решит для себя сам.

 

 

М.А. Иткис

ГЛАВА II
ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Содержание

Качество стрельбы зависит от правильности и стабильности выполнения технических приемов, выполняемых спортсменом. В условиях соревнований сильное эмоциональное возбуждение может нарушать точность и согласованность действий.

Многие мастера стрельбы, обладая незаурядными способностями, замечательным комплексом общих и специальных качеств и свойств, добиваются очень высоких результатов. Но стрелки, которые способны стабильно показывать выдающиеся результаты в течение длительного времени, встречаются сравнительно редко. Обычно спортивные результаты в какой-то период повышаются и стабилизируются, затем резко снижаются и снова растут. Чем же обусловлены эти, на первый взгляд, беспорядочные взлеты и падения? Можно ли управлять этим процессом? Как совместить период повышения и стабилизации на высоком уровне спортивной формы стрелка с периодом ответственных соревнований? Как не допустить срыва спортсмена на соревнованиях? Вот основные вопросы, интересующие всех спортсменов и тренеров. Универсальной и стройной системы пока еще нет. Существующая практика подготовки спортсмена рассчитана главным образом на выявление из масс стрелков уникальных талантов, показывающих высокие результаты на соревнованиях. Но методика подготовки состоит не только в удачном отборе стрелков, а в стройной, целенаправленной системе психологической подготовки, сущность которой состоит в обеспечении высокого уровня показателей в условиях эмоциональной напряженности на соревнованиях.

Потребность и цель

Всякая деятельность исходит из определенных мотивов и направлена на достижение определенных целей. В общем смысле мотив - это то, что побуждает человека к деятельности, а цель - то, чего он стремится достигнуть в результате деятельности. В процессе жизни у любого человека формируется система мотивов, из которых одни становятся доминирующими, другие подчиненными. Доминирующие мотивы формируют потребности к деятельности. Деятельность, ставшая потребностью для человека, - необходимое условие его совершенствования.

Интерес и любовь к стрелковому спорту - необходимые мотивы для достижения эффективности учебно-тренировочного процесса. Воспитание потребности к занятиям данным видом спорта - тот основной психологический фундамент, на котором в дальнейшем строится преодоление любых трудностей и препятствий на пути к достижению высокого спортивного мастерства. На первых же занятиях с новичками необходимо использовать в пропагандистских и воспитательных целях исторические данные о возникновении огнестрельного оружия, сведения о его боевых свойствах. Показать на примере снайперского движения в период Великой Отечественной войны, как бывшие стрелки-спортсмены использовали свой опыт для уничтожения фашистских захватчиков и тем самым вносили большой вклад в дело великой победы нашего народа.

Огромное воспитательное значение имеет показ достижений советских стрелков на мировой спортивной арене, например, лучших представителей поколения советских стрелков-винтовочников Б. Андреева, А. Богданова, В. Борисова, Л. Вайнштейна, В. Шамбуркина, М. Ниязова, А. Эрдмана, В. Власова и других. Изучение опыта выдающихся спортсменов должно стать основой, на которой строится дальнейший прогресс нового поколения стрелков. На примере выдающихся стрелков очень важно показать, что это люди с присущими им сильными и слабыми сторонами, но отличительными их чертами являются: целеустремленность, решительность, настойчивость, работоспособность, упорство, выдержка и самообладание, инициатива, самостоятельность и высокая увлеченность.

Но самая сильная заинтересованность может угаснуть, если не будет поддерживаться постановкой конкретных целей спортивной деятельности и их реализацией. Выбор целей должен осуществляться тренером и стрелком в зависимости от многообразных факторов разносторонней подготовленности спортсменов. Это могут быть различные разрядные нормативы, чемпионские титулы и т. п. (цель - результат). Но такие цели будут представлять собой для многих стрелков слишком трудные, а для некоторых - непреодолимые психологические барьеры. Тренеру следует проявлять большую предусмотрительность, постоянно памятуя о том, что стремление к преждевременному успеху и к немедленной выгоде чаще всего, особенно в воспитательном процессе, приводит к срыву, провалу с глубокими отрицательными последствиями. Например, в московской стрелковой секции "Трудовые резервы" спортсменка первого разряда, стремясь добиться результата, соответствующего нормативу мастера спорта, на каждом соревновании в течение нескольких лет (!) показывала результаты на одно-два очка ниже нормы, хотя на тренировках ей это свободно удавалось. Другой известный пример. На Олимпийских играх в Токио тренер сборной команды Л.М.Вайнштейн настойчиво внушал стрелкам накануне выступления постоянно думать о первом месте (золотой медали) и даже засыпать с этой мыслью. "Эксперимент" оказался неудачным.

Психологическая сверхзначимость этого норматива (достижения) для стрелка, как правило, создает у него чрезмерную эмоциональную напряженность и сверхосторожность в действиях, что приводит к техническим ошибкам.

Вероятно, можно значительно легче преодолевать эти и другие психологические трудности, если условно разделить цели на два вида: перспективные и оперативные. Перспективные цели спортивной деятельности определяются результатами, нормативами и другими достижениями. Оперативные цели должны быть направлены на выбор и использование средств и методов воспитания и тренировки для решения конкретных задач технической, тактической и психологической подготовки. И те и другие цели следует постепенно усложнять по мере роста стрелка и повышения требований к нему.

"Цели-результаты", если они недостаточно подкреплены выполнением соответствующих методических задач, - это расчет только на "палочку-выручалочку", саморегулирующуюся систему стрелка, и обычно в перспективном плане дают мало эффекта. Даже если стрелку удалось добиться хорошего результата, он в таком случае не имеет четкого, объективного представления о том, "чем" (за счет каких действий) он его добился. Иное дело, когда спортсмен, нацеленный на осуществление конкретных оперативных задач, в результате их решения приходит к определенному успеху. Тогда он прекрасно знает, каким путем добился этого и как ему следует действовать в дальнейшем. В случае же отрицательного результата делается вывод относительно нецелесообразности выбранного направления. Этот опыт в дальнейшем учитывается и самим спортсменом и тренером.

Таким образом, оперативная цель должна быть: 1) направленной (технически, тактически, психологически); 2) посильной; 3) индивидуальной.

Тренер и стрелок высокой квалификации постоянно анализируют всесторонне свою работу, ищут новые решения, используют и специализируют применительно к стрельбе сведения, данные, факты из разнообразных отраслей науки и повседневной жизни, т. е. занимаются творческой деятельностью. Процесс психологической подготовки всегда требует совместных творческих усилий тренера и стрелка. Но на соревнованиях спортсмен самостоятельно борется за достижение высокого результата. Тренер может ему чем-то помочь в перерывах между сериями выстрелов, положениями, но не во время стрельбы. Поэтому очень важно в процессе подготовки формировать у спортсмена самостоятельность, направлять его на самовоспитание, необходимо давать ему возможность чаще экспериментировать на себе, чтобы методом проб и ошибок он сам находил какие-то оптимальные решения и выводы.

Идеомоторные процессы

Большое значение для выполнения точных, координированных действий имеет связь представлений о том или ином движении с практическим его выполнением или идеомоторные процессы.

Каждый опытный спортсмен-стрелок знает: стоит только подумать перед выстрелом о том, что он может быть неудачным, потерять нить знакомых ощущений и восприятий, как правильное представление мгновенно нарушается, теряется координация движений, и если не предпринять каких-либо мер, то выстрел действительно будет плохим. Например, после ряда хороших пробоин ("десяток") возникла мысль о том, как бы не попасть в "восьмерку", и даже если выстрел был отмечен хорошим (отметка выстрела - прогнозирование попадания по положению мушки в момент выстрела), то очень часто она за этим и последует. При возникновении отрицательной навязчивой мысли ей и соответствует двигательное исполнение ошибочной схемы действий.

Когда в сознании спортсмена совершенно отчетливо воспроизводится правильная схема основных рабочих движений, особенно в производстве выстрела, вероятность хорошей стрельбы значительно повышается. Как правило, ошибочные и неточные движения проявляются тогда, когда мышечное чувство недостаточно развито или значительно притупляется (блокируется) вследствие эмоционального напряжения, утомления, отвлечения внимания от основного действия и т. п.

Многократно повторяемое спортсменом представление и "проговаривание" определенной схемы действий (состояний) и мысленное их выполнение (воспроизведение) является идеомоторной тренировкой. По данным профессора А. Ц. Пуни, такой метод тренировки позволяет улучшить точность движений на 34%. Мысленное представление и выполнение действий перед стрельбой является идеомоторной настройкой.

При эффективной настройке мысленная модель представляемых действий или их структурных частей в ходе стрельбы упреждает и сопровождает их, являясь своеобразным "образным лидером". Однако чрезмерное эмоциональное возбуждение стрелка, как правило, подавляет представляемую схему действий или нарушает ее, а вместе с тем нарушается и само действие.

Рассмотрим некоторые варианты динамики мысленных представлений и выполняемых действий по производству выстрела:

1. "Навожу. Мушка... достаточно плавно перемещается.., предварительно поджимаю спуск.., подвожу ровно.., движение мушки замедляю, осталось немного дожимать.., допустимые колебания или неподвижность... дожимаю спуск". (Выстрел хороший.)
2. "Навожу.., проскочил..! Срочно вернуть..! Опять проскочил..! Вернуть..! Успеть нажать. Есть!" (Выстрел плохой.)
3 "Навожу.., что-то неровно идет и мушка, и палец... как бы не сорвать? (Мушка подходит и останавливается)... только бы не сорвать..! Слегка колебалась..! Сейчас резко уйдет..! Нет..! Всё же успею..! Есть..! (Выстрел плохой.)

В первом варианте заранее запрограммированные действия строго выполняются без помех. Во втором и третьем вариантах внутренние противоречия, усиленные повышенной эмоциональной напряженностью, подавляют представляемую стрелком правильную схему действий и приводят двигательный аппарат в неуправляемое состояние. Мысли и действия "растворяются" в эмоциях.

Основой для формирования ид со моторных процессов является прежний опыт в определенной деятельности. Повторяемый опытным спортсменом-стрелком множество раз процесс производства выстрела настолько запоминается в мельчайших подробностях, что ему ничего не стоит мысленно воспроизвести все детали в своем воображении. Однако некоторые стрелки затрудняются последовательно воспроизвести даже основные действия, движения, отличительные особенности выстрела, в том числе и определить ошибочные. Вероятно, это бывает в тех случаях, когда спортсмен не приучен к анализу своих действий или их запоминание блокируется значительным эмоциональным напряжением.

В практике нередки случаи, когда при стрельбе, особенно из неустойчивых положений, случаются так называемые "отмеченные и неотмеченные отрывы". Причин, их порождающих, много, но одной из основных является "ожидание выстрела", состоящее в следующем.

У начинающего стрелка - как только в процессе наводки оружия "яблоко" мишени появляется в кольце (мушка под "яблоком"), в дальнейшем обучении - несколько колеблется, а у стрелков высокого класса - останавливается в центре него, непроизвольно возникает в различной степени повышение, напряжения различных групп мышц, особенно тех частей тела, которые участвуют в удержании оружия, причем это напряжение обязательно сопровождается заметным усилением дрожания тела и нередко импульсным, резким сокращением или расслаблением мышц в момент выстрела. Аналогичная картина наблюдается и в тех случаях, когда сигналом (раздражителем) для данной реакции является как пусковой момент на нажатие (прикосновение пальца к спусковому крючку), так и период завершения нажима на спусковой крючок (в момент, предшествующий выстрелу).

Эта реакция часто возникает у стрелков и особенно у молодых спортсменов, познавших вкус "десятки", но не имеющих еще уверенности в хорошем выстреле, у опытных же - в условиях нервных напряжений. "Ожидание выстрела" возникает и происходит, как правило, при слишком большом стремлении стрелка добиться высокого результата или опасения не испортить хорошую стрельбу; произвести выстрел с особой точностью, например, обязательно попасть в "десятку"; при намерении исключительно хорошо начать или окончить серию, положение или упражнение в целом; при чрезмерном желании исправить стрельбу после "отрыва" или продолжить ряд "десяток". Подобные стремления часто приводят к значительному повышению эмоционального напряжения, неуверенности в выполнении основных технических действий и к ошибкам: если устойчивость оружия плохая - к подлавливанию "десятки" и затягиванию выстрела; если устойчивость хорошая-к возникновению сверхосторожности и перестраховке: "Как бы не ушла (мушка)", "Не толкнуть бы", "Не дернуть бы (спуск)", что по механизму идеомоторики действительно приводит к соответствующим противоположным реакциям мышечной системы. В данном случае на моторные центры поступают сигналы, соответствующие, в сущности, командам "Ушла", "Толкнуть", "Дернуть" (отрицание "не" как бы заглушается словом-сигналом, обозначающим само действие), и мышцы отвечают на них адекватной, а по мнению стрелка, противоположнюй реакцией, да еще усиленной эмоциональным напряжением.

Недостаточно опытный тренер обычно при этом не учитывает некоторые закономерности психомоторики. Каждый раз при повторении ошибки он старается раскрыть ее причину и указать на нее. Первый раз это правильно. Действительно, следует направить внимание спортсмена на ошибку и на причину, ее породившую. Но уже при следующем повторении целесообразнее предоставить возможность стрелку самому проанализировать совершенную им ошибку и больше сосредоточить внимание стрелка на правильной схеме действий (движений), сделав упор на отвлечение от того звена, где ошибка происходит. Неблагоприятная реакция будет сглажена. В противном случаепри частом навпоминании о самой ошибке, ее вредности и опасности у стрелка тем самым создается ее подсознательная боязнь, мысль о ее неизбежности, более глубокое и яркое представление схемы действий при ее совершении, чем нередко только усугубляют ошибку и усложняют ее исправление. Например, рациональными советами, скажем, при подлавливании "десятки" будут: "Не уточняй положение мушки, все внимание направь на палец, нажимай равномерно, особенно в момент выстрела", или "Вспомни, как ты делал последний хороший выстрел, постарайся следующий сделать так же" и т. п. В перечисленных советах об ошибке (резком сокращении мышц какой-то части тела в момент выстрела и отклонении оружия) ничего не говорится, внимание сосредоточивается на правильных действиях с отвлечением от звена, где физически была допущена неточность. Тем самым создаются нормальные условия для протекания положительной идеомоторной реакции и устранения ошибочного действия в этом звене.

Если и опять будут допущены те же ошибки при проявлении стрелком излишней самоуверенности, беспечности, на них необходимо сделать упор: "Ты ловишь момент", "Дергаешь спусковой крючок", "Толкаешь плечом оружие перед выстрелом" и т. п., но злоупотреблять замечаниями и в этом случае нельзя. Следует также заметить, что форма замечаний должна быть неизменно спокойной, доброжелательной, без тени раздражения, каждый раз с обязательным обновлением в сознании спортсмена правильной схемы действий.

Что касается постоянно и в любой обстановке применяемого совета: "Спокойнее, ничего страшного, в следующий раз получится", то такая манера успокоения не всегда достигнет цели, особенно если всегда сочетается со стрессовыми условиями и сопровождается сильным эмоциональным напряжением. Такой совет сам по себе может в дальнейшем даже стать стимулом (раздражителем) для дополнительного усиления нервного напряжения, так как в этом большое значение имеют рефлекторно возникающие на данный раздражитель психомоторные процессы отрицательного характера.

Эффективным способом преодоления технических неточностей и психологических напряжений является сознательное противопоставление этому сосредоточение внимания спортсмена на основных технических элементах за счет создания положительных идеомоторных реакций методом ярких представлений определенных, наиболее важных, по мнению спортсмена, действий, их предварительного "прогнозирования" перед выполнением.

Венгерские ученые Г. Нагикальди и И. Дока исследовали особенности применения в практике подготовки стрелков идеомоторной тренировки, которую они предложили условно разделить на три фазы.

В первой фазе доминирующими являются зрительные и акустические воспоминания о реальной тренировочной или соревновательной обстановке. Во второй фазе начинают преобладать мыслительные модели кинестетических восприятий, связанных с работой групп мышц, действующих при изготовке стрелка, сохранении устойчивости оружия и управлении спуском курка. Эти восприятия становятся достаточно отчетливыми и начинают превалировать над визуальными воспоминаниями, тем самым становятся эффективными как средство тренировки на 4-й и 6-й неделях ежедневных специализированных занятий. В третьей фазе они становятся как бы более объемными и максимально приближенными к реальной деятельности стрелка. Идеомоторная тренировка должна, по мнению авторов, обязательно сочетаться с реальными тренировочными занятиями и отдыхом. При этом подчеркивается большое значение поиска оптимального их сочетания, а также учета индивидуальных особенностей спортсменов.

О некоторых привычках

Приспособительные реакции охватывают психологическую сферу человека, его сознание, чувства, эмоции. Мы часто вдруг обнаруживаем свое определенное отношение или приспособление к чему-либо, определенное реагирование на какое-либо событие, явление, раздражитель, отмечаем в себе множество разнообразных склонностей и привычек. Причем замечаем, что происходит это как преднамеренно, так и непроизвольно Привычка, достигнув определенной степени, становится установившимся режимом, линией поведения и, наконец, потребностью. В последнем случае, если привычное действие или явление не выполняется или не произошло, - это вызывает у человека неприятное чувство неудовлетворенности и беспокойства. Неудовлетворенность собой на основе объективной самокритичности - это очень важная психологическая черта личности. Подкрепленная высокой работоспособностью и целенаправленностью, она является мощным стимулятором роста спортсмена.

Например, на тренировке или соревнованиях перед стрелком поставлена оперативная цель - проследить за положением левой руки и добиться ее полного расслабления при, производстве каждого выстрела. В ходе стрельбы ему никак не удавалось глубоко сосредоточиться на этой важной технической детали, и поставленная задача оказалась выполненной далеко не полностью. Независимо от результата стрельбы (очков) в данном случае у опытного стрелка возникает чувство неудовлетворенности и острое стремление во что бы то ни стало решить эту задачу. И пока это не сделано, он не испытывает удовлетворения. Такую привычку следует считать полезной, и необходимо всячески ее развивать.

Но постоянную неудовлетворенность "всем и вся" нельзя считать положительной чертой личности, если она переходит грань целесообразности. В таком случае она становится фактором отрицательным, нередко создающим благоприятный психологический фон для возникновения плохого настроения, отсутствия оптимизма, ослабления способности к объективному самоанализу. Такая привычка не может стимулировать дальнейшее развитие, оно тормозится или совсем прекращается. Здесь речь может идти лишь об оптимальной степени проявления такого свойства и подобного рода черт личности. Глубокие, ставшие потребностью привычки к подробному, объективному анализу своих действий и поведения, выявлению ошибок, принятию решений по их устранению и неуклонное выполнение этих решений - это, безусловно, необходимые спортсмену-стрелку свойства. К сожалению, даже высококвалифицированные стрелки часто проявляют недостаточную требовательность к себе, полагаясь в основном на существующие у них, автоматизированные действующие психофизиологические механизмы. Случай, когда результат получается невысокий, характеризуют словами "не идет", в которых больше безволия и пассивного беспомощного ожидания, чем здравого смысла, определяющего причину ошибок и способы их устранения. Такую методическую позицию нельзя назвать перспективной.

Молодой способный спортсмен довольно быстро осваивает технику стрельбы и, правильно выполняя приемы, нередко добивается довольно высоких результатов. Его включают в команду, но на ответственных соревнованиях он вдруг допускает грубые ошибки и показывает очень низкие результаты. В чем же дело?

Способному человеку стрелковый спорт дает как бы "аванс" на хороший результат, а потом требует отдачи, большого внимания и труда. И если внимания стрельбе уделено недостаточно, то она "наказывает" за это. Коренные причины таятся в образовавшемся пробеле между высокими требованиями к результатам и низким уровнем психофизиологической подготовленности, не обеспечивающим их. Для многих стрелков становление по-настоящему начинается именно после ряда неудач на соревнованиях. Они заставляют подумать о том, каким образом выйти на сознательный путь борьбы за результат. Иные в этот переломный момент, потеряв веру в себя, бросают стрельбу. Для тех же, кто по-настоящему увлекся стрелковым спортом и полюбил его, это только стимул, толчок для выхода на сознательный т


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.