Выбор литературного материала — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Выбор литературного материала

2019-08-07 159
Выбор литературного материала 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сказка – первый микро спектакль, который ставят студенты режиссеры.

Когда выбран материал, необходимо понять, возможно ли его интерпретировать?

Необходимо отталкиваться от исполнителей. Если нет исполнителя, нельзя брать материал. «Если в театре нет Гамлета, нельзя ставить «Гамлета».

Необходимо учитывать также временные рамки. Длительность спектакля должна быть не более 7 – 10 минут, поэтому лучше выбирать материал небольшого размера. 

Сказка по сей день отвечает проблеме формирования духовно-нравственных ценностей. Сказка дает необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Сказка помогает возродить духовный опыт культуры и традиции нашего народа – она учит добру и справедливости. [2]

Современная авторская сказка весьма свободна в выборе тем и форм. Что касается «материала», то нужно сказать, что любое литературное произведение должно быть актуально, нести на себе отпечаток своего времени, а приближение сказки к современности, перенесение действия в наши дни изменяет и поведение героя, и саму идею сказки.

Всякое подлинное произведение искусства в целом, равно как и каждый отдельный образ этого произведения, - это единство темы и идеи, то есть конкретного и абстрактного, частного и общего, объективного и субъективного, единство предмета и того, что об этом предмете говорит автор.

Художественное воспроизведение как бы впитывает, вбирает в себя мысли и чувства художника, выражающие его отношение к изображаемому предмету, и это отношение преобразует предмет, превращая его из феномена жизни в феномен искусства – в художественный образ. Если сказать образно, то тема это ответ на вопрос «про что?», говорится в произведении или будет говориться исполнителями, тогда как идея - ответ на вопрос «ради чего?». Идея в подобной трактовке – это способ разрешения тех проблем и противоречий, которые обозначил автор в своем произведении, обозначаемых как тема.

 Импровизационное направление - спектакль игра. Ян Виллем ван ден Босс британский режиссер во время работы над постановкой пояснил, почему решил ставить сказку: «Эта история для меня, как режиссера – увлекательный вызов. Работа меня пленяет в разных смыслах – в истории закодированы магические и  фантастические элементы, которые отличаются от обычного повседневного повествования. Я люблю сказки, и особенно такие, для которых я – взрослый – целевая аудитория, а для меня как драматурга интересен конфликт, особенно то, что он создается на стыке материального и духовного мира; как режиссеру мне нравится смешение стилей, создание театрального коллажа, и в конце концов – как режиссеру и как ребенку, который все еще живет во мне, мне время от времени нравится убегать от реальности и стать частью выдумки».

Написание инсценировки

Готовя инсценировки по русским народным сказкам и по авторским сказкам русских писателей, необходимо проводить беседу о жизни и быте русских людей много лет назад, о том, во что они одевались, чем питались, какие обычаи соблюдали, как общались между собой.

Инсценировки по сказкам Х.К. Андерсена, Ш. Перро, братьев Гримм тоже требуют предварительной работы. Необходим сбор информации об авторе, сказке, поиск художественных иллюстраций, прослушивание музыкальных произведений. Фильмы, снятые по мотивам выбранного произведения помогают почувствовать атмосферу сказочных событий. Это расширит кругозор, активизирует познавательный интерес.[3]

 

 

Полезно для развития воображения, умения фантазировать предлагать сочинять жизнь героев до начала пьесы, помогая разнообразными вопросами. Ответы часто служат толчком для появления новых вопросов.

Так, в процессе работы над спектаклем «Аленький цветочек» вопросы были сформулированы следующим образом: Что случилось с женой купца? При каких обстоятельствах (почему) царевич был превращен в Чудище? В каких странах и чем торговал купец?

Едва ли можно предложить готовый рецепт создания инсценировки. Методов работы над ней довольно много. Каждый автор, каждый режиссер ищет свой путь, свой творческий метод переноса литературного материала или каких-то событий на сцену. Но если подходить к этой проблеме с методологических позиций, то всю работу над инсценировкой можно разделить на три этапа:

1. «Перевод» событий из литературы в драму;

2. «Перевод» драматургического материала в сценический;

3. Создание композиции (этот пункт не является обязательным);

Исходя из этих положений, мы можем разработать метод работы над инсценировкой. Он заключается в следующем:

1. Выбор материала.

Он зависит от личной темы. На этом этапе необходимо остановиться на вопросе что хочется сделать, пусть не останавливает как, это потом решается.

2. Разбор материала подлежащего инсценированию:

- выделение событийного ряда

- фабулы

- сюжета

3. Создание каркаса инсценировки - (движение от идейно-тематического замысла к фабуле).

4. Написание сюжета (сценария):

- разработка едва намеченных тем

- усиление частных деталей

- дописывание текста к существующим сценам

- сокращение текста

5. «Перевод» литературных событий в драматические (действие):

- введение повествования (наррация, нарративные инстанции)

- перевод описания в действие

- перевод внутреннего монологаво внешний текст

- применение симультанности действия

6. Перевод драматургического материала в сценический:

- использование возможностей сцены (разноплановость, места - действия)

- применение театральных средств выражения (сценография, мизансцена, свет, музыка и т.д.)

- использование различных жанровых решений (пантомима, вокал, балет, хореография, теневой и кукольный театр и т.д.)

- демультипликацияи синкретизм персонажей

7. Композиция:

- на основе одного произведения

- по мотивам произведения

- по произведениям автора

- коллаж (использование произведений различных авторов)

принципы:

· подчинение одной идее

· иллюстрация

· контраст

 

Замысел и реализация

В процессе творчества режиссера можно выделить два основных этапа: формирование замысла и реализацию (постановку).

Замысел – это исходное представление режиссера о его будущем произведении, осознанный прообраз, с которого начинается творческий процесс. План, заявка, набросок, экспликация – вот наиболее распространенные формы фиксации замысла.

В реализации же замысла режиссера главенствует изобразительность – воспроизведение средствами режиссуры внешнего чувственно-конкретного образа действительности. Для этого режиссер использует целую систему исторически сложившихся материальных средств и приемов создания художественных образов.

Однако, несмотря на все значение подготовительной работы (замысла), основной момент творчества режиссера приходится на работу на площадке (репетиционный период в театре). И как бы ни был готов режиссер к работе, на этом этапе его творчество всегда носит импровизационный характер.

Импровизация – это творческий сиюминутный акт создания художественного произведения, фантазия на заданную тему. Именно в процессе импровизации проявляются черты творческой индивидуальности режиссера.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.