Что происходит в нервной системе? — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Что происходит в нервной системе?

2019-08-07 140
Что происходит в нервной системе? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Человек с тактильной гиперчувствительностью даже простое прикосновение к руке ощущает порой как базовую (жизненную) угрозу - примерно так же отреагировало бы и дикое животное. Базовая угроза порождает базовую реакцию - агрессию, ответный удар или желание убежать.

Осязание, обоняние и слух - именно эти чувства используют животные, чтобы обнаружить опасность в окружающей среде. Поскольку развитие мозга было направлено на обеспечение выживания в природе, в нем сформировалсяряд нервных реакций на ощущения, предупреждающие о близкой опасности. Эти нервные реакции обостряли внимание и подготавливали нервную систему и мышцы к схватке или спасению бегством. Несколько тысячелетий, на протяжении которых существует человеческая цивилизация, ничуть не изменили базовые нервные реакции, развивавшиеся в течение миллионов лет. Вот почему люди автоматически реагируют на опасность либо бегством, либо ответными ударами.

Однако по мере развития человеческого мозга формировались механизмы, которые подавляли реакции типа «бей или беги», высвобождая ресурсы для процессов перцепции форм и текстур предметов, касающихся кожи. Определенные зоны мозга подавляли защитные реакции, позволяя индивиду оставаться рассудительным и концентрировать внимание на значении тактильных стимулов.

Следовательно, логично рассматривать два типа, или режима, реакций на тактильные стимулы: один называется защитным, или протективным, - он развился у животных для защиты от опасности, а другой -различительным, или дискриминационным (см. главу 6). Защитные процессы являются простыми автоматическими реакциями, дискриминационные же включают сложную настройку в полушариях мозга. Мы автоматически выбираем тот режим, в котором нуждаемся в данную минуту. Когда мы трогаем горячую плиту или когда нас кусает насекомое, мгновенно включается защитный режим. Если же мы хотим на ощупь отличить однокопеечную монетку от пятикопеечной или шерсть от хлопка, запускается различительный режим.

Тип прикосновения, которое мы ощущаем кожей, помогает определить, какой из режимов будет управлять нашей реакцией - защитный или различительный. Болевые ощущения активируют защитную систему, а сильное давление обычно модулирует или подавляет ее. Поэтому, ударившись обо что-либо, мы трем ушибленное место, чтобы уменьшить боль. Потирание рождает тактильные сигналы, подавляющие или блокирующие течение болевых импульсов. Давление, как правило, успокаивает разбушевавшуюся защитную систему. Мы чешем место, где нас укусил комар, потому что сильное давление не дает тактильной системе передавать дальше ощущение зуда. Зуд исчезает, когда мы почесываем место укуса, но как только перестаем, появляется вновь. Терапия тактильной гиперчувствительности основана на том же принципе: ощущения от сильного давления помогают модулировать тактильные процессы, вызывающие дистресс.

Чтобы правильно распределить сенсорные импульсы между защитным и различительным режимами, мозг использует и другие ощущения, особенно вестибулярные и проприоцептивные. В дополнение к этому сбалансировать течение каждого конкретного тактильного импульса помогают тактильные ощущения, поступающие ото всех частей тела. Следовательно, если вестибулярные, тактильные и проприоцептивные ощущения не интегрированы, эти два режима реагирования на тактильные стимулы будут сбалансированы плохо. У гиперчувствительного ребенка защитный механизм чрезмерно активен, а различительный, наоборот, заторможен. Вместо того чтобы выяснять значение ощущения, такой ребенок, скореевсего, отреагирует одной из базовых реакций выживания: бей или беги.

Во рту имеется множество сенсорных рецепторов, помогающих различать текстуру, форму, температуру и вкус пищи и направлять процессы жевания и глотания.

На лице есть огромное количество тактильных рецепторов, крайне значимых для выживания. У животных в процессе эволюции развилась тенденция надежно защищать морду, поэтому ребенок с повышенной чувствительностью к тактильным стимулам настойчиво стремится защитить лицо и особенно область рта. На приеме у стоматолога это может обернуться серьезной проблемой. Даже простое ежедневное умывание превращается в испытание как для родителей, так и для самого малыша. Для детей до трех лет такая реакция избегания вполне естественна, но если ребенок постарше наотрез отказывается вытирать лицо, это может свидетельствовать о преобладании в его нервной системе защитного режима.

Многие гиперчувствительные дети не выносят, когда им моют голову или стригут волосы.

Многие гиперчувствительные дети не выносят, когда им моют голову или стригут волосы. Тактильная система, обслуживающая голову илицо, анатомически отличаетсяот системы, обслуживающей все остальные части тела, поэтому область головы находится под более сильным влиянием защитного механизма. Слегка касаясь волос или кожи головы ребенка, парикмахер невольно активирует именно тот вид ощущений, который наиболее возбуждающе действует на защитную систему. В результате ребенок вертится, сидит как на иголках, мешая парикмахеру и испытывая его терпение. Бедный парикмахер? Нет, бедный ребенок! Ведь он страдает куда сильнее, к тому же с уходом из парикмахерской его проблемы не заканчиваются. Родители могут немного ослабить дискомфорт, если перед мытьем головы или стрижкой помассируют ребенку голову. Давление окажет модулирующий эффект, которого хватит на время мытья или стрижки.

Тактильные ощущения, намеренно вызванные самим человеком, мозг интерпретирует иначе, чем чужие прикосновения. От себя защищаться не нужно. Другие могут пощекотать нас, но мы сами не можем вызвать у себя ощущение щекотки, то есть мы не можем пощекотать себя с тем же эффектом. Гиперчувствительному ребенку приятно водить по своей коже перышком, но если то же попытается сделать кто-то другой, возникнет дискомфорт. Как правило, дети наиболее терпимы к прикосновениям матери, а более всего не выносят прикосновений незнакомых людей. Эффективность терапии зависит от того, доверяет ли ребенок терапевту настолько, чтобы позволить до себя Дотрагиваться.

На терапевтических занятиях, ориентированных на сенсорную интеграцию, мы покрываем снаряды ковром или тканями с другими текстурами, чтобы ребенок сам стимулировал свои тактильные рецепторы, перемещаясь от предмета к предмету. Поскольку в этом случае ощущения возникают благодаря его собственным действиям, нервная система обычно способна справиться с их интеграцией. Тактильная гиперчувствительность мешает ребенку следовать внутреннему импульсу, но не уничтожает его. Если мы поможем ему следовать этому внутреннему стремлению при выборе вида активности, ребенок, как правило, будет делать то, что полезнее всего для его нервной системы.

Терапевты также могут предложить ребенку множество занятий с самыми разными тактильными стимулами - кисточками, одеждой, губками, бальзамами, мешочками с сырым рисом, фасолью, кукурузой, песком и другими твердыми веществами разных текстур, - позволяющими затормозить защитные тактильные процессы, но лишь тогда, когда ребенок будет готов модулировать и интегрировать эти сигналы. Вестибулярная стимуляция также способствует модуляции тактильной системы. Задания, стимулирующие тактильную сферу, могут совмещаться с заданиями, включающими движения и сильное давление-прикосновение, ибо эти ощущения обычно работают вместе, организуя мозговую деятельность.

Тактильные ощущения, намеренно вызванные самим человеком, мозг интерпретирует иначе, чем чужие прикосновения.

Где произошел сбой?

Как и в случае с другими нарушениями сенсорной интеграции, причины данной проблемы нам неизвестны. Как правило, трудно даже предположить, что именно ее вызвало и когда она появилась у конкретного ребенка. Иногда есть основания подозревать, что тактильный дисбаланс мог быть вызван недостатком кислорода при родах. Ядра, обрабатывающие тактильную информацию, в этот момент крайне уязвимы.

Также мы знаем, что недостаток адекватной тактильной стимуляции усугубляет тактильную гиперчувствительность. Животные, лишенные в детстве тактильной стимуляции, плохо справляются со стрессами. Обезьяны, которых Харлоу (Harlow) воспитывал в условиях тактильной депривации, выросли озлобленными и агрессивными, они даже не позволяли людям и другим обезьянам с ними играть (Harlow, 1958, 1959). Здоровые взрослые, подвергавшиеся сенсорной депривации в течение всего лишь нескольких часов, перевозбуждаются или теряют способность сосредотачиваться, и это состояние длится еще некоторое время после возвращения в привычную среду.

Лишь немногие дети с нарушениями сенсорной интеграции действительно испытывали сенсорную депривацию: были лишены прикосновений и других физических контактов с близкими людьми, необходимых для развития тактильной сферы. В большинстве случаев гиперчувствительные дети, скорее всего, просто не могут интегрировать ощущения. Объятий и ласки на их долю пришлось не меньше, чем у других детей, но сенсорного опыта всеже оказалось недостаточно для правильного развития мозга.

Советы родителям

Вот некоторые способы помочь ребенку с симптомами тактильной гиперчувствительности. Самое важное, что вы сможете сделать, - это осознать и принять проблему, уважая реакции вашего ребенка на разные ситуации. Считать, что здесь имеет место эмоциональное расстройство или нарушение поведения, - значит усугублять положение.

-      Легкое, щекочущее прикосновение обычно раздражает сильнее, чем постоянное сильное давление. Касайтесь ребенка всей ладонью, а не кончиками пальцев, -так вы можете ослабить раздражение.

-      Когда детей в школе строят в шеренгу, вашему ребенку, возможно, будет комфортнее в самом конце или в самом начале ряда. При групповых играх, где надо вставать в круг, ему легче располагаться позади ребят, а не между ними. Объясните учителям, что легкие прикосновения проходящих мимо людей могут раздражать ребенка и вызывать у него агрессию и эмоциональные всплески.

-      Длительное ощутимое давление обычно «перекрывает» раздражающие тактильные ощущения. Вот почему мы спонтанно трем ушибленное место. Крепкий массаж, прием «сэндвич» (когда ребенка осторожно кладут между подушек) - это примеры действий, усмиряющих чрезмерную чувствительность к прикосновениям.

* Комментарий эксперта JI. Дианы Пархэм к темам, поднятым в этой главе, см. в Приложении А.

-      Обращайте внимание на виды тканей, одежды, игрушек и на повседневные ситуации (например, проход сквозь толпу в большом магазине), которые могут спровоцировать у вашего ребенка отрицательные реакции. Пока проблема стоит остро, старайтесь избегать подобных раздражающих факторов (например, позволяйте ребенку носить одежду из ткани, которая ему нравится, не ходите в многолюдные места).

-      Попытайтесь постепенно вводить в жизнь ребенка различные тактильные ощущения - во время игр, мытья, еды и т.д. Ребенку будет легче усвоить новый опыт, если он сам станет инициатором игры, а не вынужденно окажется перед лицом потенциально опасных или незнакомых обстоятельств, подчиняясь давлению взрослого. Показывайте все на себе и превращайте свои действия в игру. Стимулируйте воображение ребенка. Не форсируйте события: не принуждайте его к участию.

-      Поддерживайте у ребенка желание приобретать новый тактильный опыт. Тактильные ощущения, которые ребенок получает, активно участвуя в каких-либо действиях, приносят больше пользы, чем полученные в пассивном состоянии.

-      «Тяжелая работа», когда ребенок помогает нести сУМки с покупками или белье из прачечной, надеваетв меру тяжелый рюкзак, играет в игры, где надо толкать или тянуть что-либо или прыгать, обеспечивает нервную систему определенными ощущениями, которые, как пра-вило, успокаивают или организуют тактильную гиперчувствительную систему. Пусть ребенок помогает вам выполнять достаточно тяжелую работу по хозяйству, играет в игры, требующие физических усилий, - все это успокаивает и организует его мозг.

- На первый взгляд может показаться, что ребенок пытается манипулировать вами и намеренно портит окружающим жизнь. Доверяйте ему, когда он жалуется на неудобства. Скорее всего, он действительно страдает. Также полезно объяснять родственникам и учителям, что ребенок отрицательно реагирует не на их внимание, а на ощущение чужого прикосновения.

Терапевт может предложить и более специфические виды занятий, подходящие вашему ребенку. Расспросите терапевта, который занимается с ребенком, о возможных новых идеях для занятий и постарайтесь вместе обсудить реакции ребенка на разные виды тактильного опыта. Всегда следите за признаками гиперстимуляции и перевозбуждения.

Опросный лист

«Тактильная гиперчувствительность»

Эти вопросы описывают некоторые признаки и симптомы тактильной гиперчувствительности, которая характеризуется избеганием прикосновений или соприкосновений с текстурами, обычно не вызывающими тревоги у детей того же возраста. У ребенка необязательно наличествуют все указанные признаки, и наоборот, отдельные симптомы могут встречаться у детей, не имеющих никаких проблем. Также ребенок может слишком сильно реагировать на другие ситуации, например, на звук или прикосновение. Любая необычная реакция на сенсорные стимулы в какой-либо ситуации или в процессе какой-либо активности может раздражать и порождать дискомфорт. Дети, которым свойственны такие реакции, не находят у окружающих понимания, их проблемы обычно относят к эмоциональной или поведенческой сфере.

Замечаете ли вы, что ваш ребенок:

- избегает чужих прикосновений или отворачивает лицо от всего, что находится слишком близко к нему?

- не любит мыть лицо и голову?

- боится осмотров у стоматолога больше, чем другие дети?

- терпеть не может, когда ему стригут волосы или ногти на руках или ногах?

- не любит, когда его касаются, даже по-дружески или из чувства симпатии, уворачивается от объятий, даже если его всего лишь похлопывают по плечу, склонен избегать любого физического контакта с друзьями, хотя с удовольствием болтает и общается с ними?

- каждый раз реагирует на прикосновения по-разному и странным образом?

- негативно реагирует на одевание, определенные виды или особенности одежды (например, на эластичные манжеты, определенную длину рукава, швы и т. д.)?

-      тревожится сильнее обычного, если к нему подходят сзади или если он не видит происходящего?

- сильно беспокоится, когда люди находятся близко к нему (например, в очереди или в толпе)?

-      испытывает необычную потребность в прикосновениях или, наоборот, избегании прикосновенийк определенным поверхностям или предметам с конкретной текстурой, таким как одеяла, ковры или мягкие игрушки?

- не любит погружать пальцы в песок, макать их в специальные краски, касаться клея и тому подобных материалов?

-      не любит ходить босиком, особенно по песку или траве?

- особенно придирчив к текстуре или температуре пищи?

Copyright © WesternPsychologicalServices, 2005

Нарушение зрительной перцепции: история Эшли

В дошкольном возрасте Эшли была очень творческой девочкой. Она любила, поставив лист ватмана на мольберт, рисовать большие насыщенные картины. Ей нравилось петь и танцевать под музыку. Однако, когда она пошла в школу, у нее возникли проблемы. В 7 лет она все еще с трудом запоминала, как выписывать буквы. Скопировать что-либо с доски в тетрадь представляло для нее большую трудность. Кроме того, у Эшли все время ломались карандаши, потому что в процессе письма она нажимала на них изо всех сил. Учителю Эшли вскоре стало ясно, что девочке требуется дополнительная помощь, поскольку ей плохо давалось чтение (она часто переставляла буквы местами)и рисование геометрических фигур.

Осмотр у эрготерапевта выявил у Эшли - наряду с нарушением зрительной перцепции - проблемы с перцепцией телаи обработкой двигательных ощущений. Все эти сенсорно-двигательные факторы плохо сказывались на учебе. Чтобы научить Эшли выполнять действия, требующие более высокого уровня зрительной перцепции, эрготерапевты построили свои занятия с использованием двигательной и тяжелой физической нагрузки. Благодаря терапевтическому вмешательству Эшли стало легче учиться в школе, а ее учитель и родители разобрались, какие методы нужны для того,чтобы поддержать ее и в школе, и в домашней обстановке.

Развитие системы обработки сенсорной информации служит фундаментом для освоения чтения и математики


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.