Что чувствует ребенок с диспраксией? — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Что чувствует ребенок с диспраксией?

2019-08-07 185
Что чувствует ребенок с диспраксией? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нарушение двигательного планирования - не единственное проявление диспраксии. Она мешает во многих (но не во всех) жизненных обстоятельствах. Мозг, неспособный организовать телесные ощущения, как правило, путается, пытаясь упорядочить все те ощущения, которые мы получаем в присутствии множества людей или вещей. Ребенок не справляется с модуляцией множественных ощущений и испытывает перегрузку. Его нервная система уязвима для стрессов в ситуациях, привычных другим людям. К тому же его ответы столь неадекватны, что ему приходится делать одно и то же дважды, вторым заходом ликвидируя беспорядок, устроенный при первой попытке.

Схема тела при диспраксии развита очень плохо, поэтому такие дети осознают свое физическое бытие довольно смутно. У них наблюдается кризис идентичности. Не зная, кто он и что он, ребенок боится притворяться или фантазировать. Однажды я сказала девочке с диспраксией, что она выглядит как принцесса; в ответ раздался крик: «Я не принцесса! Я Памела!» Столь хрупкая связь с физической идентичностью рождает сильное чувство эмоциональной незащищенности. Ребенок превращается в раба собственного тела. Нарушение в нервной системе препятствует развитию личности. Неприятное поведение скрывает огромную потребность ребенка в любви и поддержке.

Большинство из нас не осознает, сколь ужасающими могут быть двигательные задачи для ребенка, который не в состоянии с ними справиться.

Большинство из нас, способных эффективно строить взаимоотношения с физическими объектами, не осознает, сколь ужасающими могут быть двигательные задачи для ребенка, который не в состоянии с ними справиться, а если и справляется, то лишь после тяжелой борьбы. Представлять, как это выглядит, когда дело сделано, и при этом быть не в состоянии его сделать, - прямая дорога к жестокой фрустрации. Это похоже на попытки утолить голод, когда обе твои руки загипсованы по плечи. Ребенок с диспраксией чувствует себя в тупике. Страдает не только его осознание себя, но и отношения с окружающей средой. Контроль над жизнью утрачивается, уступая место чувству бессилия и никчемности. Ребенок может попытаться компенсировать его, контролируя других детей или манипулируя ситуацией. Время от времени он делает попытки сохранить личностную целостность, выказывая упрямство и несогласие.

Дети с диспраксией часто полагают, что контролировать окружающую среду им мешает кто-то другой или сама среда. Для них характерны такие выражения, как «Стена меня ударила» или «Это ты шатаешь кресло». Виноват в ошибке всегда кто-то другой, - даже, бывает, сама Земля, если у ребенка есть гравитационная неуверенность.

И вот над этим фрустрированным, незащищенным, растерянным ребенком «нависают» взрослые, преисполненные благих намерений. Взрослые строят свои ожидания, исходя из интеллектуального уровня ребенка, а не из его способности к двигательному планированию. Видя, что он хорошо освоил несколько негенерализованных навыков или «запрограммированных» движений, они требуют от него такой же успешной работы и в других ситуациях. Не обращая внимания на хрупкость его эмоций, они хотят, чтобы он справлялся со стрессами и замешательством, преодолеть которые он не способен.

Дети с диспраксиейневрологически не готовы противостоять угрозам своему «я». Одна-единственная неловкость, например поломка карандаша, чревата бурной реакцией. Собравшись с духом и решившись выполнить задачу, но столкнувшись с трудностями, они могут навсегда отказаться от попыток довести дело до конца. Ощущение незащищенности усугубляется каждый раз, когда ребенок замечает, что другие дети непринужденно делают то, в чем он «провалился». Неудивительно, что дети с диспраксией часто упрямы, несговорчивы и манипулятивны.

Такие дети могут быть и эмоционально лабильными: ребенок то радуется, то через минуту рыдает. Встречается у них и нежелание взрослеть: в любой ситуации они «строят из себя младенцев», не обладая неврологической зрелостью, соответствующей своему возрасту. Такой ребенок нуждается в поддержке и ободрении родителей гораздо дольше, чем его сверстники. Ему нужны взрослые, которые увидели бы мир таким, каким видит его он сам.

Нередко лучший подход к детям с диспраксией-позволить им развиваться со своей собственной скоростью.

Нередко лучший подход к детям с диспраксией - защита их от внешнего давления и серьезных неудач. Пусть они следуют своему внутреннему импульсу, если это приносит хоть какую-то пользу. Пусть развиваются со своей собственной скоростью, ведь невозможно развиваться по чужому сценарию. Оберегайте их от обстоятельств и заданий, вызывающих страх. Покажите ребенку, что вы понимаете его и защищаете. Предоставляя ему какие-либо возможности, учитывайте его уровень. Но самое главное, обратитесь к профессионалу, специально подготовленному в области сенсорной интеграции, как в теории, так и в практике, чтобы найти правильные способы помочь своему ребенку.

Советы родителям

Вот некоторые способы помочь ребенку развить способности к двигательному планированию (праксису).

-      Возможно, вы заметили, что чем больше ваш ребенок пытается освоить новые действия, тем сильнее он путается, становится менее координированным и в результате все глубже погружается во фрустрацию. Старайтесь предупреждать такие ситуации, ободряйте ребенка словеснои поначалу помогите ему несколько раз выполнить новую задачу.

-      Тактильные, пространственно-телесные и двигательные ощущения - все они нужны, чтобы помочь ребенку почувствовать свое тело и понять, как двигаться в пространстве. Виды активности, стимулирующие эти ощущения, способствуют и более эффективному планированию действий.

* Комментарий эксперта Шарон А. Чермак к темам, поднятым в этой главе, см. в Приложении А.

-      Разделение задачи на более мелкие шаги, с которыми легче справиться, позволит ребенку почувствовать свои силы и повысить самооценку.

-      Задания, в которых надо карабкаться, пролезать под предметами или сквозь них, например занятия на площадке с различного рода турниками и полосами препятствий, помогут ребенку сформировать базовые навыки управления телом при передвижении, понять, как это делается.

-      Задачи, основанные на подражании, например игра «делай как я» или копирование движений пальцев и рук под музыку', стимулируют развитие такого вида планирования движений, при котором требуется наблюдение и имитация.

-      Вовлекайте ребенка в игры с простыми устными инструкциями, например «Сказал Саймон», - это учит планировать действия при отсутствии зрительных подсказок.

-      Развивайте у ребенка способность планировать серии действий, например определять, какие шаги надо предпринять, чтобы приготовить бутерброд, завернуть подарок, сделать поделку своими руками.

* Имеются в виду развивающие детские песенки с притоптываниями, прихлопываниями и другими движениями. - Прим. перев. ** Распространенная английская детская игра «SimonSays» («Сказал Саймон»). Дети встают вокруг водящего и выполняют его команды, но только если водящий произносит слова «сказал Саймон» («Подними руки! - сказал Саймон»). Если эти слова не были сказаны, команду выполнять нельзя. Тот, кто ошибается, выбывает из игры. - Прим. перев.

-      Определенную трудность представляет временной расчет действий. Стимулируйте ребенка к таким видам активности, для которых необходимо рассчитывать время, место и направление движений. Например: попасть ногой или битой по катящемуся (летящему) шару, прыгать со скакалкой и т.п.

-      Некоторым детям особенно трудно даются совсем незнакомые задания: они не могут сообразить, с какого бока подойти к делу. Подталкивайте ребенка к поиску новых способов играть с игрушками и использовать игровое оборудование. Также полезно пробовать разные положения и направления, карабкаясь куда-либо или качаясь на качелях разных типов.

-      Выясните, какие аспекты двигательного планирования (например, подражание, выполнение устных указаний, выстраивание последовательности, новые идеи) даются вашему ребенку легче других, а какие - труднее. Используйте сильные стороны развития ребенка, чтобы компенсировать трудности, возникающие в «слабых» местах.

-      Установка «я не могу» может войти у ребенка в привычку. Иногда, чтобы избежать стресса и унижения, ему легче вообще не пытаться выполнить действие. Некоторые дети с нарушением двигательного планирования все время стремятся брать верх, чтобы управлять ситуациейи избегать обстоятельств, грозящих им трудностями. Во всех этих случаях помогайте ребенку справляться с задачами, налаживать и поддерживать дружеские связи. Это крайне важно.

Терапевт может предложить и более специфические виды занятий, подходящие вашему ребенку.

Опросный лист

«Праксис (двигательное планирование)»

Нижеприведенные вопросы описывают некоторые признаки и симптомы нарушения праксиса (двигательного планирования), которые чаще всего становятся заметны, когда ребенок пытается выполнить незнакомое действие или сделать что-то знакомое, но непривычным для себя способом. Большинство признаков и симптомов диспраксии развития заключено в том, чего ребенок не может делать, а не в том, что он делает. У ребенка необязательно наличествуют все указанные признаки, и наоборот, отдельные симптомы могут встречаться у детей, не имеющих никаких проблем.

Замечаете ли вы, что ваш ребенок:

- неуклюж или неловок?

- избегает участия в спортивных играх или иных видах физической активности, или они емуне нравятся?

- с трудом придумывает для себя новые развлечения или не понимает, как играть с теми или иными игрушками?

- все время предпочитает следовать одной и той же схеме игры или выбирает одни и те же игры?

- действует неэффективно: например, пропускает какие-то шаги или выполняет ненужные действия во время игры или занятия?

- с трудом приступает к выполнению задачи или не может ее закончить?

- затрудняется переключаться с одного вида деятельности на другой?

- не может навести порядок в комнате и на столе?

- подвержен физическому риску или часто натыкается/спотыкается о предметы?

- дольше сверстников осваивает навыки, такие как завязывание шнурков, одевание, письмо, игры с мячом (в которых надо поймать мяч) и т.д.?

- пытается верховодить сверстниками, направить игру так, чтобы обрести контроль над ситуацией?

Copyright © 2005 byWesternPsychologicalServices

Тактильная гиперчувствительность: история Ники

Мама Ники просто не знала, что делать. Конечно, она и раньше понимала, что быть мамой не просто, но никогда не предполагала, что помочь своему ребенку помыться перед сном или одеться утром будет так сложно.

Ники, очаровательная четырехлетняя малышка, была весьма смышленой и разговорчивой для своего возраста. Развивалась она типично, разве что слишком много капризничала. Ее мама мечтала о блаженстве материнства, но теперь, когда дочь родилась, ее мечты рушились: Ники постоянно плакала и плохо спала. Успокаивалась малышка только тогда,

когда ее держали на руках и качали, но спокойное состояние все равно продолжалось недолго. С самого раннего возраста она ненавидела, когда ее мыли в ванной, резко отрицательно реагировала на прикосновения одежды, одеяла, игрушек, на различные текстуры, вкус и запах разных продуктов, на громкие или необычные звуки, а еще ей не нравилось, когда ее касаются или держат на руках не так, как она привыкла. Мама Ники планировала режим дня так, чтобы избегать ситуаций, наиболее тревожных для дочери.

Девочка подросла, пошла в школу, и ежедневные сборы каждый раз стали перерастать в борьбу. Ей хотелось ходить

в своем чудесном платьице или кружевных носках, однако она либо оттягивала одевание до последней минуты, либо вообще наотрез отказывалась одеваться. Умывание, приведение себя в порядок, посещение парикмахерской оборачивались кошмаром. Учителя, соседи, мамы детей из игровой группы, родственники и даже папа Ники -все они считали, что мама девочки «балует» дочь и «позволяет ей слишком много». А мать расстраивалась из-за того, что простые, казалось бы, вещи доставляют ее дочери столько неприятностей. Когда мама Ники, наконец, наткнулась на термин тактильная гиперчувствительность, у нее гора с плеч свалилась: проблема, которую она ясно видела у своей дочери, обрела имя.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.