Перцепция пространства и формы — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Перцепция пространства и формы

2019-08-07 151
Перцепция пространства и формы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Большинство из нас не помнит, что такое быть младенцем. В раннем детстве мы не воспринимаем вещи как осмысленные зрительные образы. Мы весьма быстро научаемся узнавать лицо матери, ибо ее присутствие означает, что рядом пища и уют. Позднее, исследовав окружающую среду, мы постигаем физическую природу пространства и предметов. Это сенсомоторное физическое знание со временем интегрируется со зрительной информацией, формируя зрительную перцепцию пространства и форм.

Еще до того, как начать пользоваться зрением, мы обладаем чувством пространства, регулируемым силой тяжести. Импульсы, поступающие к нашим гравитационным рецепторам, уже в материнской утробе начинают подсказывать нам, где верх, а где низ. Движения матери стимулируют развитие двигательных рецепторов плода, благодаря чему он ощущает направление и скорость. Таким образом мозг плода начинает рисовать «карту» мира за пределами материнского тела. Мышечные и суставные рецепторы уже готовы обеспечивать мозг информацией, но теснота матки сковывает многие движения, рождающие мышечные и суставные ощущения. Появившись на свет, мы учимся существовать в куда более обширном пространстве, где есть возможность двигаться, видеть и слышать.

Все наши физические действия зависят от занимаемого нами пространства. Способность постигать пространственные измерения и взаимоотношения тела и пространства - это процесс, который мы вынуждены осваивать. Ребенку, не умеющему оценивать, насколько велико пространство вокруг него и как в нем расположиться, будет трудно взаимодействовать со своим физическим окружением. Проблема может сильнее всего проявляться в том, как он рисует мелками, пишет, водит взглядом по строчкам, кидает мяч или поддерживает порядок в своей комнате. Если ему трудно стоять в шеренге одноклассников или играть в игры, распознать, что истинная причина этого - нарушение пространственной перцепции, бывает нелегко.

Координирование движений глаз, головы и рук обусловливает многие навыки, в том числе игры с мячом.

Способность младенца координировать движения глаз и фокусироваться на предмете помогает ему составить четкую картину окружающего мира, в которую включаются и люди.

Все, что мы видим, не обретет смысла, пока наш мозг не поймет, где находится земля и каким образом перемещаются голова и тело. Мозг должен удерживать глаза и голову неподвижными, чтобы мы видели четкую картину окружающей среды. Кроме того, ему необходимо управлять глазами при слежении за движениями предметов и людей.

Произвольные движения

Мы учимся воспринимать пространство и соотносить себя с ним с помощью адаптивных ответов и обусловленных ими сенсорных импульсов. Ученые Ричард Хелд и Алан Хейн (RichardHeld и AlanHein) провели ряд интересных экспериментов, показывающих, сколь важны адаптивные ответы для развития зрительной перцепции.

* Станок представлял собой подобие карусели с двумя корзинами для котят. Активно двигался только один котенок, для которого в корзине были проделаны отверстия для лап, другой мог двигаться только пассивно - его возил первый. - Прим. перев.

Чтобы перемещатьсяв окружающем мире, дети координируют свои двигательные, постуральные и тактильные ощущения с тем, что они видят вокруг себя.

Один из экспериментов проводился с участием новорожденных котят. Их поместили в специальный станок. Одни котята ходили, двигая станок по кругу, другие же просто сидели в своих корзинках. Обе группы котят получали одинаковые зрительные впечатления от стен корзинок. У пассивных котят зрение развилось, но у них не получалось его использовать для эффективного управления своими движениями. Они не могли поставить лапы куда следует, покинуть место, грозившее им падением, а при приближении какого-либо предмета просто закрывали глаза. У активно двигавшихся котят этих проблем не было. Этот эксперимент показывает, что пассивных движений и зрения для развития недостаточно: чтобы интегрироватьзрительные процессы с двигательными, человек должен направлять собственные движения. Когда котят освободили из станка, те, что сидели пассивно, начали активно двигаться и быстро развили необходимые функции. Хелд и Хейн также провели любопытный эксперимент с участием людей. Его участники носили очки, переворачивающие изображение с ног на голову. Спустя некоторое время их мозг адаптировался к «зрению наоборот»: мир снова перевернулся для них головой вверх, ногами вниз. Тем не менее из участников, носивших такие очки, смогли адаптироваться только те, кто активно двигался и соотносил то, что он видит, с тактильными и двигательными ощущениями.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.