Что такое вестибулярно-билатеральное нарушение? — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Что такое вестибулярно-билатеральное нарушение?

2019-08-07 387
Что такое вестибулярно-билатеральное нарушение? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Симптомы вестибулярно-билатерального расстройства едва заметны. До школы ребенок развивается нормально, а вот с началом обучения у него появляются проблемы с чтением, математикой и другими предметами. Те школьные психологи, которые не знакомы с физическими проявлениями нарушений сенсорной интеграции, диагностируют у ребенка дислексию или нарушение внимания. Бывает, что расстройство и вовсе не замечают или относят его к нарушениям в эмоциональной сфере.

Почему при уровне интеллекта среднем или выше среднего таким детям трудно делать уроки? Потому что, несмотря на сообразительность, им нелегко пользоваться своими когнитивными ресурсами, например, при обучении чтению или компьютерным навыкам. Мозг путается в значениях слов и цифр.

Такие дети слабо отвечают на попытки их учить с помощью специальных педагогов. Ребенок, чьи проблемы с обучением вызваны нарушениями иного рода, может с пользой позаниматься со специальным педагогом или репетитором, но при вестибулярно-билатеральном расстройстве таких занятий недостаточно. С другой стороны,дети с вестибулярно-билатеральными нарушениями обычно хорошо откликаются на терапию, основанную на сенсорной интеграции, и примерно после года работы с терапевтом многие из них читают куда лучше, хотя какие-то проблемы еще могут сохраняться. Сражаться с этим расстройством одним лишь натаскиванием и репетиторством - это все равно что ставить телегу впереди лошади. Здесь, наряду с традиционными образовательными программами, требуется специализированная терапия.

Постуральные реакции и реакции глазодвигательных мышц. Трудности с чтением и математикой -лишь один из признаков такого нарушения функционирования мозга, при котором укорачивается длительность нистагма. Если глазодвигательные мышцы не получают всех импульсов, необходимых для появления нормального нистагма после вращения, ребенку, скорее всего, будет нелегко уследить за движущимся объектом или переводить взгляд с предмета на предмет. Мало кто замечает нарушения движения глазодвигательных мышц, но терапевтов, специализирующихся в сенсорной интеграции, специально учат их распознавать.

Постуральные ответы тоже могут быть неадекватны. Если вестибулярные ядра испытывают дефицит в импульсах, они не могут посылать достаточное количество сигналов в спинной мозг, к мышцам, которые разгибают шею, руки, спину и ноги. Поэтому ребенок не удерживает голову, когда сидит, или быстро устает во время игр. Если у ребенка есть подобные проблемы, вы можете заметить это, попросив его лечь на живот, а затем поднять и удерживать одновременно голову и ноги. Обычно дети с вестибулярно-билатеральным расстройством не в силах удержаться в «позе самолетика» дольше нескольких секунд.

Случается, такие дети, падая, даже не замечают, что они падают, и не предпринимают попыток восстановить равновесие. Приближаясь к земле, они не выбрасывают вперед руки, чтобы себя защитить. Однажды во время занятия мой подопечный, лежа на большом мяче, стал с него сползать. «Подвинься, а то свалишься», - предупредила я его. «А в какую сторону я свалюсь?» - спросил ребенок, и упал-таки прежде, чем я успела ответить. Ощущение движения в пространстве, например при катании на каруселях, доставляет детям со сниженной активностью вестибулярной системы особое наслаждение.

Ощущение движения в пространстве, например при катании на каруселях, доставляет детям со сниженной активностью вестибулярной системы особое наслаждение.

Ребенок со сниженной активностью вестибулярной системы лишен «питания», которое другие дети получают, играяи двигаясь.

При вестибулярио-билатеральиом нарушении езда на велосипеде вызывает страх и разного рода трудности. Ребенок не уверен, сможет ли он переместить своей вес и правильно повернуть, огибая препятствие. В целом такие дети редко чувствуют себя «мастерами» в подвижных играх или спорте, и самооценка у них понижена. Бывает, такие мальчишки пытаются завоевать одобрение сверстников, играя в классе роль клоунов, дурачась и падая, чтобы развлечь одноклассников.

Это нарушение может стать причиной неуклюжести, неловкости движений, но необязательно: двигательная координация страдает не всегда. Тем не менее адекватная координация не гарантирует отсутствия проблем с чтением.

Быстрее, быстрее! Вестибулярная система со сниженной активностью не пропускает через себя должного количества сигналов, и в результате ребенок лишается "питания», которое другие дети получают, играя и двигаясь. Но внутренний импульс, потребность развивать свой мозг у него сохраняется. К тому же он не чувствует ни слабости, ни тошноты даже после большой и длительной двигательной нагрузки. В свете этого неудивительно, что Дети со сниженной активностью вестибулярной системы способны кататься на американских горках или каруселях гораздо дольше других. В терапевтической обстановке они обычно кружатся на соответствующих гимнастических снарядах очень быстро, и им все время хочется делать это еще быстрее и быстрее.

Один наш маленький пациент, первый раз в жизни качаясь в гамаке, изрек: «Да я бы мог так качаться миллион лет», - настолько сильно его вестибулярная система нуждалась в стимуляции. На терапевтических занятиях ребятам предлагаются многочисленные игры, включающие качание и вращение: они призваны активизировать вестибулярную функцию. Тем не менее только специально подготовленный терапевт, хорошо знающий, как происходит сенсорная интеграция и работает нервная система ребенка, может кружить или качать его продолжительное время. Вращение очень опасно, особенно для детей с неврологическими нарушениями, ибо в отдельных случаях грозит остановкой дыхания, понижением кровяного давления, потерей сознания. Также не исключены судорожные припадки при наличии склонности к таковым, поэтому здесь следует соблюдать особую осторожность.

Билатеральная интеграция. Слабым вестибулярным реакциям может сопутствовать плохая интеграция ощущений, поступающих от обеих сторон тела. Ребенок путается, пытаясь скоординировать действия правой и левой рук, понять направление движения, следовать инструкции, особенно когда у него нет времени разобраться, где какая сторона. Попросите его повернуть налево, он направится вправо. Танцевать или играть на барабанах для него мучение: руки и ноги плохо работают сообща, постоянно сбиваются с ритма.

С возрастом вестибулярные сбои могут компенсироваться в других областях мозга. Так, различить право илево поможет мысленное рассуждение. Различение лево-право может, на первый взгляд, вообще не вызывать никаких затруднений, до тех пор пока дело не дойдет до нового или необычного задания. Компенсация в других зонах мозга никогда не будет столь же эффективна, как естественная функция, созданная для этой цели самой природой.

Вестибулярная система - это главный организатор ощущений.

В 4-й главе мы обсуждали специализацию двух сторон тела и мозга - распределение функций. Сниженная активность вестибулярной системы путает здесь все карты. У ребенка развиваются одинаковые навыки для правой и левой рук, правого и левого полушария мозга. Вместо того чтобы использовать для точных движений (работа с инструментами, письмо) только одну руку, он орудует левой и правой попеременно. Это можно было бы назвать амбидекстрией, но фактически ни одна из рук «мастерством» и ловкостью не отличается. Иногда происходит переориентация: изначальные правши становятся левшами.

* Амбидекстрия (от лат. ambi - «оба» и лат. dextrum - «правый») - отсутствие явно выраженной мануальной асимметрии; проявляется в том, что человек в равной степени владеет правой и левой руками, без выделения ведущей. - Прим. перев.

А в это время оба полушария мозга заняты одним и тем же, вместо того чтобы специализироваться ради более эффективной работы. Такая ситуация влияет на речь, чтение и письмо. Речь развивается медленно, ребенок обычно многое понимает, но говорит мало. Позднее он начинает говорить, но речь держится где-то на среднем уровне, как количественно, так и качественно. Недостаточнаялатерализация навыков позволяет предположить, что у детей с вестибулярно-билатеральными расстройствами затруднено сообщение между полушариями мозга, а это означает, что полушария функционируют хуже, чем задумано природой.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.