Второй уровень сенсорной интеграции — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Второй уровень сенсорной интеграции

2019-08-07 258
Второй уровень сенсорной интеграции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тактильные, вестибулярные и проприоцептивные функции являются кирпичиками здания эмоциональной стабильности. Если все эти три главные системы не работают должным образом, ребенок, скорее всего, будет реагировать на окружающее слабее, чем следует. Некоторые дети уходят в себя, становятся тихими и стараются угодить людям, которые их окружают. Другие гиперактивны и реагируют на каждый слуховой или зрительный стимул. Однако проблема здесь не в зрительных и слуховых ощущениях: ребенок чрезмерно активен потому, что его основные сенсорные процессы не дают ему остановиться. Несмотря на активность, он не концентрирует внимание на том, что делает, поэтому редко доводит дело до конца. Сфокусироваться на чем-либо ему не под силу. С такими детьми трудно справляться как дома, так и в школе.

Подобное мы наблюдаем у детей с плохо организованным перцептивным образом, или схемой тела. Схема (образ) тела состоит из «карт» тела, хранящихся в мозгу. Эти карты содержат информацию о каждой из частей тела, отношениях между ними, а также о движениях, за которые они отвечают. Схема тела дополняется в мозгу по мере того, как ощущения, связанные с кожей, мышцами, суставами, силой тяжести и движениями, организуются и накапливаются в результате ежедневных действий ребенка. Хорошо организованный образ собственного тела позволяет человеку чувствовать, что делает та или иная часть его тела, не глядя на нее и не прикасаясь к ней. Зрительная информация не так уж важна для созданиясхемы тела. Если ребенок слишком полагается на зрение, вероятно, его образ тела неполон.

Недостаток точных и надежных данных об отношениях между правой и левой сторонами тела чреват для ребенка трудностями при выполнении задач, требующих скоординированных действий обеих рук или обеих ног. Особенно это касается игры на барабане или танцев. Расстройство координации между сторонами тела нередко наблюдается у детей с вестибулярными нарушениями.

Если мозг не имеет точной «карты» тела, он не может осуществлять «навигацию», то есть планировать движения. Большинство взрослых пользуются вилкой или надевают одежду автоматически, однако маленькому ребенку для этого приходится составлять план движений. Двигательное планирование - это сенсорный процесс, позволяющий нам адаптироваться к незнакомым задачам и затем учиться выполнять их спонтанно. Ключом к двигательному планированию служит схема тела с точной тактильной, проприоцептивной и вестибулярной информацией. Не имея хороших «карт» своего тела, ребенок не в состоянии направлять движения, которых он ранее не делал, и осваивает их очень долго. В то же время плохо организованная нервная система заставляет его выполнять множество плохо спланированных движений. Возня с игрушками превращается в трудную задачу, и ребенок часто их ломает. Он не стремится ломать игрушки, но не чувствует, как с ними обращаться, и поэтому его движения слишком резки, а усилия - чрезмерны.

О том, как организована работа мозга ребенка, позволяет судить уровень активности и концентрации внимания.

Неупорядоченные ощущения не дают малышу сконцентрироваться и придать своим действиям целенаправленный характер. Слуховые и зрительные стимулы нередко отвлекают или перевозбуждают ребенка: именно так обычно и происходит, когда телесные и гравитационные ощущения недостаточно интегрированы (организованы).

Третий уровень интеграции

Сенсорная интеграция - процесс непрерывный. Каждый предыдущий уровень интеграции открывает дорогу к следующему. Прежде чем ребенок научится понимать слова, ему необходимо научиться сосредотачивать внимание на говорящем человеке. Освоить произнесение слов можно, лишь получив надежные сенсорные данные от ротовой полости. Отдел мозга, отвечающий за связь слуха с речью, нуждается также в вестибулярных ощущениях. На рис. 3 показано, что речь и язык зависят от интеграции слуховых сигналов с вестибулярной системой.

Как уже говорилось в 3-й главе, слуховая и вестибулярная системы тесно связаны. Слушать человеческую речь, безусловно, очень важно для развития понимания языка и для речевого развития, но вестибулярная система должна помогать мозгу обрабатывать услышанную информацию. У детей с определенными видами вестибулярных нарушений речь развивается медленнее, хотя обычно, когда они начинают говорить, она не выходит за рамки нормы.

Зрительный анализ пространства (зрительная перцепция пространства) говорит нам об окружающем мире многое: перевернута ли чашка, войдет ли колышек в выемку, куда должен лечь фрагмент мозаики.

Для артикулирования, то есть произнесения слов, необходима слаженная работа всех трех основных сенсорных систем. Даже простейшее односложное слово, например мяч или кот, требует очень точных движений языка и губ. Многие дети с нарушением сенсорной интеграции не чувствуют, где именно находится язык и как «работают» губы, поэтому их слова бывает трудно разобрать.

Подобно речи и языку, зрительная перцепция - результат предшествующей сенсорной интеграции. Она представляет собой смысл, который мы извлекаем из увиденного. Самая простая зрительная перцепция - это когда мы распознаем, что, собственно, мы видим. Более сложная - это восприятие объекта в связи с другими объектами и фоном. Зрительный анализ пространства (зрительная перцепция пространства) говорит нам об окружающем мире многое: перевернута ли чашка, войдет ли колышек в выемку, куда должен лечь фрагмент мозаики, как вложить письмо в конверт так, чтобы адрес на бумаге оказался напротив прозрачного окошка в конверте, и так далее.

Очевидно, что для ответов на подобные вопросы мы должны видеть, что происходит. Но одного зрения тут недостаточно. Для развития зрительной перцепции нужно также иметь солидный опыт взаимодействия с предметами: прикосновения, удержание предметов в руке, их перемещение, ощущение их веса (с помощью мышц и суставов), а также силы тяжести, действующей на предмет, и инерции, возникающей при его движении. Поэтому детям с вестибулярными нарушениями нелегко разобраться в том, что же они видят. В особо серьезных случаях ребенок не воспринимает глубину пространства: ему трудно ходить по лестнице и оценивать высоту предметов. Если к этому добавляется плохая работа проприоцептивной системы, то такие действия, как наливание молока из кувшина или сервировка стола, оказываются непосильными.

На третьем уровне интеграции действия ребенка становятся более целенаправленными. Он теперь выполняет задания, понимая, что они имеют начало, длятся и заканчиваются, и он уже способен отслеживать процесс, направляясь к поставленной цели. Тянуться за погремушкой, ползти по комнате к игрушке, поднимать ее, вставлять палочку в отверстие, взбираться куда-то - все это целенаправленные действия. Типично развивающиеся дети могут действовать целенаправленно, так как их основные сенсорные процессы стабильны, непрерывны и надежны. Ребенок же с нарушением сенсорной интеграции столкнется с трудностями, пытаясь завершить начатое, поскольку его многое смущает, отвлекает, возбуждает или расстраивает.

Многие виды деятельности мы выполняем, глядя на свои руки. Движениями рук руководят вестибулярные и проприоцептивные ощущения, однако нам обязательно надо смотреть на то, что мы делаем, если задача нам незнакома или требует очень точных движений. Хорошая координация глаз-рука означает, что руки и пальцы занимают именно то положение, которое им приказывает занять мозг. Одной лишь интеграции зрительных сигналов и сообщений, предназначенных для рук, мало: мозгунеобходима соответствующая информация о действии силы тяжести, движениях, работе мышц, суставов и кожи всех частей тела. Мозг так устроен, что он работает как единое целое, и это единственно возможный способ работать хорошо. Если сигналы от любого из органов чувств беспорядочны, страдает все остальное. Следовательно, у детей с вестибулярными, тактильными или проприоцеп-тивными нарушениями координация глаз-рука часто дает сбои. Им трудно разобраться, где и как нужно провести линию или закрасить фигуру. Позднее они не смогут выполнять точную работу с помощью ручных инструментов.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.