Что такое нарушения сенсорной интеграции? — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Что такое нарушения сенсорной интеграции?

2019-08-07 342
Что такое нарушения сенсорной интеграции? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Симптомы, причины и уровни

Для мозга нарушение или дисфункция сенсорной интеграции - все равно что нарушение пищеварения для кишечника. Слова дисфункция и нарушение синонимы, их используют, говоря о том, что мозг работает неэффективно и в нем нарушено естественное течение процессов. Слово сенсорная означает, что страдают именно сенсорные системы. Мозг не обрабатывает и не упорядочивает потоки сенсорных импульсов, и в результате человек не получает точную информацию о себе и окружающем мире. Некорректная обработка сенсорных сигналов сказывается также на поведении и обучении; человек, как правило, чувствует, что с ним что-то не так, и не может справиться с простыми задачами и стрессом.

Мозг можно уподобить большому городу, а потоки нервных импульсов - дорожному движению. Правильно обработанные импульсы свободно путешествуют и быстро достигают пункта назначения. Дисфункция сенсорной инте грации напоминает дорожную пробку в мозге. Кусочки сенсорной информации «застревают» в пробке, и соответствующие области мозга недополучают данные, нужные им для выполнения работы. Происходит затор. Если вам случалось попасть в пробку, вы знаете, что это такое.

Некорректная обработка сенсорных сигналов сказывается и на поведении.

Повреждение мозга в результате несчастного случая или болезни обычно влечет за собой ухудшение обработки сенсорных сигналов. Тем не менее у большинства детей с нарушениями сенсорной интеграции сама структура мозга не повреждена. Несварение желудка еще не означает фактического повреждения кишечника или желудка, просто эти органы не справляются с обработкой пищи. Дорожная пробка не означает, что на улицах произошли какие-то разрушения. Мы используем термин нарушение или дисфункция, чтобы указать на возможность успешного решения проблемы. Можно найти способ устранить нарушение точно так же, как есть способы улучшить пищеварение или ликвидировать пробку на дороге.

Неврологи (врачи, специализирующиеся на лечении нарушений работы мозга) могут не найти у ребенка никаких проблем с сенсорной интеграцией, хотя они есть и вызваны сбоями в работе мозга. Обычно врачи ищут «отклонения от нормы» или нарушения, которые явно будут прогрессировать, например опухоль или заболевание. Но тесты далеко не всегда выявляют нарушение обработки сенсорных сигналов, т.е. сенсорную дисфункцию: это не болезнь, признаки ухудшения не появятся, хотя влияние этого нарушения на жизнь ребенка может со временем усилиться. Некоторые детские неврологи уже знакомы с нарушением сенсорной интеграции и способны ее диагностировать.

Трудности в обучении и нарушения развития связаны с самыми разными проблемами, и слабая интеграция -лишь одна из них. Помимо нее, встречаются речевые нарушения, неадекватное поведение, психологические проблемы и так далее. Некоторым детям с нарушением развития и речи показана тщательно контролируемая диета, так как их мозг не справляется с определенными биохимическими веществами.

Нарушение развития и речи - это не то же самое, что отставание в умственном развитии или нарушение сенсорной интеграции. У многих детей, чья сенсорная система дает сбои, интеллект обычный или выше среднего. Если во многих областях мозга есть неполадки в обработке сигналов, то формирование идей, обобщений и другие интеллектуальные задачи могут представлять для ребенка трудность, что на первый взгляд похоже на нарушение умственного развития. Тем не менее у большинства детей с нарушением сенсорной интеграции проблема не столь серьезна, а у некоторых из них больше никаких расстройств при обследовании не выявляется.

Нередко развитие ребенка с нарушением сенсорной интеграции не сбалансировано.

Нередко развитие ребенка с нарушением сенсорной интеграции не сбалансировано. Одни области нервной системы работают с перебоями или неправильно, другие же выполняют свои функции хорошо, поэтому в чем-то Развитие ребенка будет соответствовать его возрасту, а в чем-то ребенок будет отставать. С другой стороны, у детей с сильным отставанием в развитии мозг может функционировать более-менее сбалансированно. Бывает, чтодвигательные навыки у них развиты лучше, чем способность к обоснованию и понимание. В случае же сенсорной дисфункции, вероятнее всего, двигательное планирование будет страдать больше, чем обоснование и интеллект.

Интеллект - это способность взаимодействовать с физическим миром или с мыслями и идеями, а для этого требуются эффективные «отношения» миллионов нейронов между собой. Представляется, что интеллект зависит от огромного количества нейронов в мозге и связей между ними. В мозге ребенка с нарушением сенсорной интеграции и без таковой количество нейронов примерно одно и то же. Следовательно, проблема в сбоях нейронных связей.

В качестве иллюстрации к вышесказанному приведу одну аналогию. Представьте небольшую фирму со штатом из четырех сотрудников и похожую фирму со штатом из восьми. При прочих равных условиях логично ожидать, что вторая фирма выполнит больший объем работы. Предположим, что однажды четыре человека второй фирмы не вышли на работу, а в первой весь персонал был на своих местах. Несмотря на одинаковое число сотрудников, первая фирма, вероятнее всего, будет работать лучше, чем та, где половина людей отсутствовала. Так же и с интеграцией: чтобы интеллект работал в полную силу, в мозгу должен слаженно работать весь «штат» нейронов.

Тем не менее, сенсорная дисфункция - это нарушение, а не отсутствие функции. Полный штат из восьми человек может работать очень плохо, если люди не разговаривают друг с другом и не координируют свои усилия. Достижения восьми «необщительных» сотрудников будут куда скромнее, чем четырех коммуникабельных. Ребенок с нарушением сенсорной интеграции имеет «полный штат» нейронов, которые, однако, временами перестают общаться друг с другом. Они не работают как единое целое, и потому их отдельные усилия бесполезны или же, наоборот, чрезмерны.

Многие уже начинают понимать, что проблемы с обучением могут быть связаны с нарушением функционирования мозга. А вот зависимость поведения от работы мозга осознается редко. Безусловно, развитие человека и различные его проявления определяются множеством факторов в окружающем мире. Обучение застопорится, если нет предмета изучения, и личность не разовьется без соприкосновения с внешним миром. Однако способность к взаимодействию с окружающим миром сильно зависит от мозговых функций. Одни люди не дружат с математикой, другие не могут справиться со стрессом или с изменением планов, концентрировать внимание, общаться с людьми или просто спокойно сидеть. Такие индивидуальные различия частично вызваны различиями в работе мозга.

Но далеко не все жизненные проблемы коренятся в нарушении сенсорной интеграции. Слепой человек не получает никакой зрительной информации, однако слепота - это отсутствие сенсорных сигналов, а не нарушение их интеграции. Ребенок с повреждением двигательных зон мозга, например при церебральном параличе, плохо двигается, но это нейромышечная проблема, а не проблема с интеграцией сенсорных стимулов. Частые стрессы способны сделать ребенка агрессивным или отстраненным, но причина здесь не в плохой сенсорной интеграции. Многие дети с нарушением интеграции видят и слышат хорошо, просто значение этих ощущений не вполне им ясно. Их жизнь может быть нисколько не труднее, чем жизнь среднестатистического человека, но беспорядок в мозгу сказывается на их эмоциональном развитии.

При легком нарушении интеграции единственной очевидной проблемой школьника может оказаться успеваемость, обычно по чтению или математике. В этом случае учителя и психологи, возможно, скажут, что у него слабые способности к обучению. Плохая успеваемость нередко является результатом нарушения сенсорной интеграции, и подобное нарушение наблюдается у многих детей с такого рода проблемами.

Неверное истолкование сенсорной информации может сказаться на способности к обучению.

Некоторые считают, что плохое поведение и трудности в обучении связаны с задержкой развития. Несомненно, стоит учитывать разницу в темпах роста и развития, но большинство специалистов, занимающихся проблемами сенсорной интеграции, полагают, что ребенок фактически никогда не «вырастает» из своих проблем. Дети учатся компенсировать их или вынуждены упорнее работать над заданиями, но установка на то, что ребенок перерастет свои нарушения, непродуктивна, ибо чревата задержкой в оказании профессиональной помощи, а возраст, наиболее подходящий для терапии, будет упущен.

Установка на то, что ребенок перерастет свои нарушения, непродуктивна, ибо чревата задержкой в оказании профессиональной помощи, а возраст, наиболее подходящий для терапии, будет упущен.

Причина проблемы

Сегодня мы больше знаем о том, что делать при нарушении сенсорной интеграции, чем о причинах этого явления. Одни исследователи считают, что нарушение развития и трудности в обучении у некоторых детей вызваны Наследственной предрасположенностью. Другие полагают, что к дисфункции может приводить увеличение содержания токсинов в окружающей среде, например грязный воздух, опасные вирусы или химические вещества, попадающие в наш организм. Иногда наследственные ихимические факторы сочетаются. Формирование нервной системы начинается в утробе матери, и в этот период мозг очень уязвим. Генетические факторы могут сделать какие-то области мозга более уязвимыми, чем обычно. В таком случае не исключено, что токсины из окружающей среды вмешаются в развитие сенсорной интеграции.

При рождении мозг тоже подвергается риску: иногда во время родов младенцам не хватает кислорода, и впоследствии это может сказаться на мозговых функциях.

У детей, мало общающихся с окружающим миром и людьми, сенсорные, двигательные и интеллектуальные функции развиваются не вполне адекватно. В закрытых детских учреждениях дети содержатся в пустых комнатах, почти не имея возможности двигаться, играть и получать сенсорную стимуляцию, в отличие от «домашних» детей.

Сенсорная депривация, при которой человек не получает достаточной сенсорной стимуляции, дезорганизует мозг даже у нормальных, здоровых взрослых людей. Ученые отмечали поведенческие и личностные проблемы у пилотов после длительных полетов, во время которых они не могли встать с кресла, а также у арктических зимовщиков, запертых в четырех стенах. Если вы хоть раз оказывались надолго прикованным к постели или пускались в длительное путешествие на автомашине, не имея возможности размять мышцы, то, наверное, помните ощущение дискомфорта и раздражение, вызванные депривацией вестибулярной и проприоцептивной систем, и адаптивные ответы на эти ощущения.

Ученые специально создали помещения сенсорной депривации, чтобы понаблюдать, что произойдет, если не стимулировать у взрослого человека ни один из органов чувств. Лишить живую нервную систему ощущений как таковых в буквальном смысле невозможно, однако вполне возможно воспрепятствовать процессу постоянного изменения ощущений у человека. Для этого надо «устранить» все ощущения, за исключением неизменных монотонных раздражителей, лишь слегка активизирующих мозг. Вскоре мозг перестает обрабатывать монотонные ощущения, такие как тиканье часов: они не поставляют ему новую информацию.

У детей, не имеющих возможности исследовать мир, получая ощущения, и взаимодействовать с новым, не сформируется перцепция, необходимая для развития навыков.

В одних помещениях сенсорной депривации пространство заполняли теплой водой так, что спустя короткое время кожа переставала получать стимулирующие ощущения. В других моделях человека облачали в одежду, полностью закрывающую тело и лишающую его тактильной стимуляции и движения. Или ему завязывали глаза или оставляли постоянно гореть белый свет. Слуховые проходы закрывали берушами или же включали монотонный «белый шум». Спустя несколько часов у человека начиналась дезорганизация мозговых процессов. Появлялась тревожность, зрительные и слуховые галлюцинации.

Когда мозг лишен сенсорного питания, происходит дезинтеграция перцептивных процессов. Эти нарушения нередко продолжались и некоторое время спустя после того, как испытуемые покидали помещения сенсорной депривации.

Описанный эксперимент показал, что делает с сенсорными процессами явная сенсорная депривация. Однако серьезное торможение сенсорной работы обычно не является причиной нарушения сенсорной интеграции. Большинство детей, у которых есть небольшие сбои в работе мозга, набирают должный сенсорный опыт. Их родители или опекуны растили их так, чтобы их мозг развивался как следует. Если бы не неврологическое нарушение, эти дети не уступали бы в развитии другим. Действия родителей, случайные или намеренные, не были причиной дисфункции.

Хотя многие дети с нарушениями сенсорной интеграции не страдают от сильной сенсорной депривации, наблюдаемой в закрытых учреждениях, их проблемы могут быть результатом «внутренней сенсорной депривации». В среде, окружающей такого ребенка, сенсорная стимуляция присутствует, но ощущения по каким-то причинам не достигают всех тех уголков мозга, которые в них нуждаются. Ощущения проникают в мозг, однако некоторым из них не удается достичь соответствующих нейронов и синапсов. Такая внутренняя сенсорная депривация мешаетмозгу формировать функции, для развития которых требуется полноценная обработка информации мозгом.

Многие родители не осознают, что проблемы в поведении и обучении их детей вызваны неврологическими нарушениями, которые неподвластны контролю ребенка. Они считают, что ребенок нарочно вредничает, и реагируют на его поведение так, что еще больше затрудняют жизнь малышу. Самое полезное, что могут сделать родители, -это помочь ребенку организовать нервную систему или, по крайней мере, помочь ему поднять самооценку.

Многие родители не осознают, что проблемы в поведении и обучении их детей вызваны неврологическими нарушениями, которые неподвластны контролю ребенка.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.