Заблуждения становятся мудростью — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Заблуждения становятся мудростью

2019-08-07 192
Заблуждения становятся мудростью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Поддержание сознавания-как-оно-есть на особом уровне ума в качестве позиции наблюдения, с которой происходит исследование кажущегося возникновения относительного опыта восприятия, приводит к глубокому очищению всех остаточных загрязнений, которые в противном случае могли бы препятствовать постижению того, что обычный ум сам по себе ведёт к опыту переживания просветления традиции махаяны [TN, 416]. Главным препятствием подобной реализации являются ложные концептуальные различения, восприятие ума и феноменов как реально существующих и двойственность деления на субъект и объект (rtog pa).  Постижение пустотности и недвойственности феноменов и ума на тончайшем уровне устраняет все подобные омрачения.

Знаменитая поговорка традиции махамудры гласит: «заблуждения возникают как мудрость».[623] Воспринимаемая ранее как помеха практике проникающего видения обычная (thal mal)  работа ума теперь становится средством, которое позволяет углубить реализацию пустотности и раскрывает пробуждённую мудрость. Мысли, процессы восприятия и эмоциональные состояния становятся основной колесницей мудрости:

 

Все три мира без остатка преображаются в великое желание. [JP, f. 78b]

 

Глагол kha dog bsgyur ba  «трансформировать», «преобразить» дословно можно перевести как «изменить цвет». Он подчёркивает фундаментальное преобразование обычного потока ума, в силу которого то, что ранее воспринималось как помеха, становится средством достижения просветления. Другие глаголы, особенно gtan la phab pa  «определить», «прийти к окончательному выводу о», также предполагают фундаментальную трансформацию воззрения на опыт восприятия, указывая, что теперь оно окончательно сформировалось [JP, f. 78b]. Как пишет автор одного из комментариев: «Все феномены сансары и нирваны становятся потенциальными средствами самоосвобождения» [TN, 447]. Процессы восприятия, мысли, эмоциональные состояния и ощущения описывались раньше такими словами, как «враги», «яды» или «заблуждения». Теперь же всем этим феноменам даются иные определения. Их называют «друзья» (grogs).  Как написано в одном из комментариев: «Будучи распознаны [с позиции особого уровня ума] как они есть… все они возникают как друзья» [JP, f. 78].[624] Практикующие пересматривают своё отношение к обычному ментальному содержимому и теперь охотно принимают его, радуясь, как при встрече с другом на дороге.[625]

 

Указующие наставления

 

Особые наставления – и по йоге единого вкуса, и по йоге немедитации – обычно сопровождаются глаголом ngo sprod pa  «указывать». Посредством какой-либо искусственной активности невозможно достичь полной реализации недвойственности – плода медитации единого вкуса и последующей реализации просветления – плода практики немедитации. Для этого требуется, чтобы учитель или учения прямо указали естественное состояние ума. Указующие наставления подчёркивают соответствие или совпадение. Лама помогает практикующим реализовать соответствие между их собственным потоком ума и устными наставлениями о естественном состоянии ума. При этом, скорее всего, сохранятся определённые негативные склонности, которые, возможно, будут омрачать реализацию и которые можно устранить лишь прямым благословением ламы:

 

Махамудра – это пробуждённая мудрость, которая рождается благодаря благословению [ламы]. Глупцы не могут медитировать на пробуждённой мудрости, которая рождается от благословения. Глупцы не могут стать сосудами для благословения, рождающегося благодаря посвящению, полученному от ламы. [TN, 457]

 

Когда говорят, что природа ума, которая является объектом особых практик, должна быть указана, то имеют в виду, что необходимо получить посвящение. Указующие наставления – это прямые наставления о природе ума. Чокьи Ньима Ринпоче определяет указующие наставления следующим образом: «Указующие наставления… это когда все учения сжимаются в несколько сущностных строк, которые содержат суть – ключевой аспект, указывающий на природу ума».[626] Таши Намгьял определяет их следующим образом:

 

 

Слушай же! В безоблачную погоду солнце распространяет лучи повсюду,

Но те, у кого нет глаз, всегда пребывают во тьме.

Даже несмотря на то, что всё пронизано вместерождённым [умом],

Те, кто омрачён, никогда не постигнут его. [TN, 424]

 

[Достоверное] познание объединено с четырьмя измерениями (каями) будды. Мысли (которые, как кажется, возникают в результате двойственности «субъект – объект») и ум, феномены и пустотность – [все эти единства возникают] одновременно как изначально недвойственные. Те, кто прошёл по пути, узнали, что понимание не приходит, когда воспринимаешь ум и его проявление как что-то различное; не приходит оно и тогда, когда считаешь плохим или хорошим вместерождённый [ум]. Оно приходит благодаря устному наставлению тех, кому доверяешь и кто [прямо] указывает на вместерождённость этих единств в тот момент, когда твой ум пребывает [в состоянии самадхи особого уровня]. [TN, 424]

 

В этом отрывке Таши Намгьял сначала предлагает два определения вместерождённого ума. На более низком уровне реализации присутствует вместерождённость, которая указывает на фундаментальную недвойственность ума и возникающих в нём ментальных образов и мыслей, в результате чего практикующие постигают, что ментальные образы и мысли являются спонтанной активностью сознавания-как-оно-есть. Поэтому ясность и пустотность являются естественными аспектами сопровождающегося сознаванием-как-оно-есть проявления ума. На более высоком уровне реализации появляются пробуждённая мудрость и измерения будды, которые одновременно связаны с каждым моментом относительного опыта восприятия потока ума. Таши Намгьял добавляет, что прямой опыт переживания вместерождённого ума появляется благодаря тому, что: 1) сначала происходит интеллектуальное понимание, основанное на устной передаче, за которым следует аналитическая медитация, и 2) последующему прямому опыту переживания, основанному на указующих наставлениях ламы, которые передаются в тот момент, когда ум ученика пребывает в состоянии медитации самадхи особого уровня.[627]

Представленное ниже описание естественного ума является типичным указующим наставлением:

 

В «Сутре воззрения» (Dṛṣṭisaṃkṣepta) это представлено следующим образом:

 

«Этот [естественный ум], освобождённый от загрязнений ложной концептуализации, является

Сознаванием-как-оно-есть, которое не вовлекается в усложнения,

Он вне пребывания, нирвана,

Он – это сам Ваджрасаттва,

Он – это шесть будд мудрости,

Он – это шесть мудростей,

Он – это юный Манджушри,

Он – это мир, проявленный во всём своём разнообразии,

Он – это дхармакая и великое блаженство,

Он известен как единство, пребывание /успокоение,

Он – это плод четвёртого [посвящения],

Он и есть вместерождённый ум,

Он – это присущая ему природа…

Он – это абсолютная бодхичитта,

Он – это будда-семейства,

Он – это сердце сугат.

Эта самовозникшая пробуждённая мудрость является

Великим блаженством.

Сознавание-как-оно-есть – это светоносность.

Сознавание-как-оно-есть – это свободное от концепций состояние покоя…

Сознавание-как-оно-есть – это совершенная свобода от усложнений.

Это основа сансары.

Это также сама нирвана.

Это Великий срединный путь.

Это то, что ты наблюдаешь.

Это то, на чём ты медитируешь.

Это то, что ты реализуешь». [TN, 431–432]

 

 

Существует множество различных форм указующих наставлений, но характерной чертой каждого из них является то, что они описывают естественное состояние ума. Основных форм указующих наставлений две. Коренной текст Таши Намгьяла и его автокомментарий могут служить примером одного из подходов к передаче указующих наставлений, который связан с использованием отрывков из текстов – таких как отрывок из «Сутры воззрения», приведённый выше. Услышав подобные объяснения естественного ума из аутентичного текста, а затем поразмыслив над ними, практикующие приходят к интеллектуальному пониманию основополагающей природы – недвойственности ума и его проявления, – а также связи естественного ума с пробуждённой мудростью и измерениями будды, которые проявляются в момент просветления. Пема Карпо и Джампел Паво используют другой подход традиции устной передачи, а именно – используют метафоры, такие как «сновидение – сновидец», «вода – лёд», «вода – волны». Эти метафоры указывают на сущностную недвойственность и пустотность естественного ума и его проявления.

 

 

Как практиковать

 

Указующее наставление ведёт к интеллектуальному пониманию естественного состояния ума и засевает семена прямой реализации, поэтому ученикам необходимо привести свою практику медитации в соответствие с полученным от ламы благословением. Сама практика состоит из двух ступеней. Первая ступень заключается в выполнении аналитической медитации на естественном уме. Следующая ступень – это формальная медитация самадхи, и она разделена на две промежуточные стадии. На первой стадии ум приводится в состояние самадхи особого уровня, для того чтобы постичь вместерождённость, а на второй стадии медитация продолжается до тех пор, пока не будут пройдены три уровня реализации единого вкуса. Таши Намгьял структурирует эти практики в ступени (rim pa),  а Пема Карпо, в свою очередь, приводит три афоризма, которые могут быть использованы для каждой соответствующей ступени или для объединённой ('dres pa)  практики всех трёх ступеней. В этой книге первым будет описан поэтапный подход, а объединённая практика будет представлена позже.

 

Поэтапная практика

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.