Обретение воззрения при помощи краткого наставления — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Обретение воззрения при помощи краткого наставления

2019-08-07 190
Обретение воззрения при помощи краткого наставления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Таши Намгьял даёт серию очень подробных систематизированных наставлений о том, как поэтапно получить прямой опыт переживания пустотности (rim gyis),  – начиная с пустотности собственного «я» и заканчивая пустотностью феноменов. Оба этапа медитации ведут к фундаментальной реорганизации потока ума. Преимуществом поэтапного обретения воззрения является то, что практикующие овладевают методами комплексной медитации. Его недостатком является то, что такой подход может привести к укреплению двойственного воззрения.

В коренных текстах обретение воззрения крайне редко представлено как поэтапная медитация. В них подобный двойственный подход не поощряется, а медитация на пустотности собственного «я» и пустотности феноменов объединяется ('dres pa)  в единую практику. Далее приведены два примера подобных наставлений. В первом из них Пема Карпо использует для обозначения одновременно присутствующих в каждом моменте возникновения позиций термины «пребывание» и «движение» (gnas dang 'gyu).  Понятие «движение» в данном случае относится лишь к когнитивным процессам тонкого уровня. Для обретения проникающего видения Пема Карпо советует использовать иной уровень самадхи, чем Таши Намгьял. Опыт восприятия, который получают практикующие, заключается в том, что в каждый отдельный момент ума одновременно присутствуют обе позиции – пребывающего сознавания и событий, находящихся в движении. Практикующие пытаются одновременно обнаружить в пребывающем сознавании реально существующий ум и развить уверенность, возникающую благодаря отсутствию цепляния за движение. Результатом такой практики является реализация «недвойственности наблюдателя и наблюдаемого» [PK, f. 9b]. Чтобы закрепить понимание, наставления завершаются метафорой об огне и деревянных палочках, которая помогает предотвратить возвращение к ложному воззрению двойственности:

 

Когда происходит пребывание, что именно пребывает?

Как оно пребывает?

Как оно начинает движение?

Когда оно движется, отвлеклось ли оно от пребывания или движется, всё ещё пребывая?

То, что движется, отличается от того, что пребывает, или нет?

Что именно движется?

И, наконец, как движение становится пребыванием?

Теперь, поскольку мы обнаружили, что движение – это не что иное, как пребывание, а пребывание – это не что иное, как движение, нам не найти ничего, что пребывало бы или двигалось. Если посмотреть на это через призму сознавания-как-такового, то не найдёшь ничего реально существующего, и тогда приходит понимание, что наблюдаемое и наблюдатель нераздельны [blta bya lta byed dbyer med].  Поскольку ты не можешь найти ничего, что бы реально существовало, это воззрение простирается за пределы любых идей и философских рассуждений. Владыка Победоносных сказал:

 

«Любое воззрение, которое основано на услышанном, каким бы возвышенным оно ни было, устранено.

Но это воззрение лежит за пределами идей, и ему нельзя присвоить обозначения.

Эта истина обнаруживается, когда наблюдаемое и наблюдатель становятся нераздельны,

Что становится возможным благодаря доброте учителя».

 

Шантидева так описывает методы, необходимые для проведения такого исследования:

 

«Пребывая в стабильном состоянии самадхи,

Не отвлекаясь ни на мгновение,

Исследуй свой собственный ум.

Исследуй каждый отдельный момент ума».

 

В тексте «Сутра вопросов» Кашьяпы сказано:

 

«В огне, возникающем в результате трения друг о друга двух деревянных палочек… [и так далее]». [PK, f. 8b–9b]

 

После ознакомления с предлагаемыми Таши Намгьялом четырьмя этапами медитации на пустотности собственного «я» и пустотности феноменов читателям становится ясно, что эти коренные наставления являются прямыми наставлениями. Они связаны с медитацией самадхи того уровня, на котором отсутствуют концепции. Если говорить кратко, то, согласно наставлениям, практикующим необходимо обнаружить, что в пребывании и движении есть что-то, что обладает независимым существованием,[550] причём это необходимо сделать одновременно с обеих присутствующих позиций – с позиции ментальных событий и с позиции ума. Ничего такого, что обладало бы независимым существованием, найти невозможно. Двойственность устраняется. Наблюдаемое и наблюдатель становятся едины. Поскольку достичь подобной реализации на концептуальном уровне невозможно, Пема Карпо подчёркивает, что она становится возможна лишь благодаря совместному воздействию благословения ламы и последующей медитации, осуществляемой «через призму сознавания-как-оно-есть».

В комментариях Джампела Паво к коренному тексту особое внимание уделяется тому, как практики пребывания /успокоения и проникающего видения сочетаются в единую медитацию. В то время как объяснения Пема Карпо касаются того, как выполнять медитацию самадхи, Джампел Паво в своих объяснениях подробно останавливается на её результате. Он пишет о том, как естественное состояние ума – сознавание-как-оно-есть – появляется сразу же после того, как устранены ложные представления:

 

Рассуждая об этом, Арьядева говорит следующее: «Если хочешь знать то, что приносит блаженство, [спроси себя] – что же такое сознавание? В самом деле, сознавание появляется из ума, но при этом не может возникнуть загрязнений [разделения] на познающего и познаваемое, потому что [сознавание] не обладает ложной природой». [JP, f. 64b]

 

Можно также сказать, что результат определяется как очищение ложных концептуальных построений. Они приходят в состояние относительного покоя:

 

Посредством проникающего видения ты очищаешь все нагромождения [ложных] концептуальных построений, цепляние за двойственность и обретаешь уверенность. Так они приходят в состояние относительного покоя. [JP, f. 64b]

 

Он завершает наставления объяснением понятия «состояние относительного покоя»:

 

Большинство живых существ всё ещё не могут выбраться из ловушки, но ты, пребывая в состоянии, свободном от концепций, обретаешь свободу, приняв именно ту [достоверную] концепцию [пустотности], которая в результате аналитического исследования опровергает любые [ложные] концепции. [JP, f. 65b]

 

Если говорить кратко, то процесс построения концепций на этом не заканчивается. Завершается лишь процесс построения ложных или недостоверных концепций. Если быть более точным, концепции очищаются от ошибочных или ложных аспектов.

Коренные наставления Рангджунга Дордже также подразумевают объединение медитации на пустотности собственного «я» и пустотности феноменов и связаны с аналитическим исследованием шести структур чувственного восприятия:

 

Четвёртый этап практики:

 

Далее говорится о том, какие наставления даются для обретения проникающего видения. Тилопа как-то сказал:

 

«Узри! Невыразимая словами пробуждённая мудрость сознавания-как-такового не вовлечена в какую-либо активность, и обучить ей не может даже Тилопа».

 

Тебе следует находиться в состоянии, свободном от концепций, и наблюдать с обеих позиций – пребывания и ясности – всё, что возникает само в себе и само по себе. Сконцентрируйся на истине, изложенной в этом отрывке, и затем исследуй шесть структур чувственного восприятия, а также любые усложнения, связанные с ними. Исследование должно проводиться следующим образом:

 

Откуда берутся [усложнённые] концепции о проявляющихся вовне объектах?

Создаются ли зрительные образы, звуки, вкусы, запахи и тактильные ощущения характеристиками этих объектов?

Может, их рождают глаза, уши, язык, нос или тело?

Если провести подобное аналитическое исследование, то никаких [ложных] концепций об объектах не возникнет.

 

На основе этого исследования [получишь опыт переживания] ясности, свободы от концептуальных построений и отсутствия реального существования пяти основных структур чувственного восприятия и их объектов. Теперь исследуй пять сознаний чувственного восприятия – визуальное сознание, воспринимающее форму; аудиальное сознание, воспринимающее звук; густаторное сознание, воспринимающее вкус; обонятельное сознание, воспринимающее запах; осязательное сознание, воспринимающее тактильные ощущения. Когда обнаруживаешь, что все эти виды сознания не опираются на органы чувственного восприятия и соответствующие им объекты, всё, что проявляется даже на мгновение, сопровождается ясностью, отсутствием концепций и не обладает реальным существованием. И тогда ты отсечёшь корень – шестое сознание чувственного восприятия, сам ум.

Чтобы увидеть, что ум, который устремляется к объектам, и пять сознаний чувственного восприятия – это одно и то же, тебе необходимо поддерживать ясность и состояние, свободное от концепций, дольше, чем длится один момент ума.

[Через некоторое время ты] придёшь к окончательному выводу о том, что является истинной сущностью (rang ngo)  шестого сознания чувственного восприятия [ума]. Момент сознания возникает и после этого прекращается. И всё же то, что, как кажется, возникает, на самом деле присутствует всегда. Поскольку всё, что проявляется, сопровождается ясностью непосредственно в момент своего возникновения, то не возникает противоречия с относительной истиной. Более того, когда подобная ясность становится формой или цветом, это не происходит искусственным путём, потому что ни одна действующая сила – за счёт которой, как кажется, осуществляется активность, – даже сами органы чувств не существуют сами по себе. Они пусты по своей природе, и благодаря этому не возникает противоречия с абсолютной истиной. Лучшего всего воспринимать всё, что возникает, как одновременно пустотность и проявление, ибо они нераздельны. То, что проявляется сейчас, и всё, что будет проявляться после, становится колесницей совершенного просветления.

Попытайся понять, о чём говорил Тилопа. Это называется «пробуждённая мудрость». Ведь, поскольку сознавание-как-таковое присутствует как постижение в каждой ошибке, то есть в каждой возникающей [мысли или ментальном образе], это даёт тебе возможность познать естественное состояние реализованного ума, другими словами, – совершенное состояние. Глупцам неведомо, на что прямо указывает учитель. Эпицентр активности двойственных мыслей, которые запутывают обычный ум, отсутствует. Этому нельзя научить, если не получил собственный опыт переживания. Как сказано в дохах:

«Пусть вода и масло прояснятся сами.[551]

Нет того, кто принимает и отпускает то, что возникает и проходит.

Да! Это сознавание-как-таковое.

И потому этому не научить, опираясь на понятие о реально существующем.

Не заблуждайся на этот счёт».

В тексте «Праджняпарамита Самчаягатха» сказано:

«Сознавание-как-таковое, неусложнение.

Пустое, когда проявляется; проявляется, хоть и пустое.

Пустотность и проявление нераздельны,

Как луна, отражающаяся в воде.

Таким образом устанавливается их недвойственность».

Если тебе была напрямую указана [истинная природа] шестого сознания чувственного восприятия – ментального, а ты, в свою очередь, [выполнял медитацию, ] установив ум в [состояние] ясности и отсутствия концепций, то в процитированных текстах, устных наставлениях и многих других подобных источниках ты можешь найти всё, что необходимо для того, чтобы окончательно определить, в чём заключается сущность ума. Затем используй сознавание-как-оно-есть, чтобы постепенно свыкаться с идеей об иллюзорности его реального существования. Необходимо делать это до тех пор, пока пустотность и проявление не станут нераздельными. После этого практики пребывания /успокоения и проникающего видения объединятся, и благодаря этому ты устранишь все эмоции грубого уровня и вступишь на истинный путь. Учителя прошлого [прямо] указывали [на эту истину, говоря так]: «Узри сущность ума». Эта практика состоит из следующих этапов:

 

«Посредством объединения практики проникающего видения и практики пребывания / успокоения наиболее высокого уровня можно получить опыт полного устранения негативных эмоций.

Сначала необходимо положиться на практику пребывания / успокоения.

Плод практики созреет, если отринешь привязанность к словам [наставлений и вместо этого начнёшь медитировать в соответствии с ними]».

 

Всё сказанное было для тебя прямым наставлением. [RD, 7–9]

 

В коренном тексте сказано, что для постижения пустотности достаточно использовать в качестве средства какую-то одну разновидность ментального содержимого, в данном случае чувственное восприятие. В каждый момент проявления происходит непрерывное исследование трёх компонентов[552] системы чувственного восприятия, и в конечном итоге это исследование приводит нас к выводу, что ни один из них не обладает независимым реальным существованием. Все они являются лишь аспектами процесса взаимозависимого возникновения. Например, когда глаза видят форму, зрительное восприятие этой формы не опирается ни на что, кроме взаимодействия трёх компонентов соответствующей структуры чувственного восприятия. При объяснении этого этапа практики вводится новый термин spyod yul,  который означает «эпицентр активности». Невозможно обнаружить никакого места расположения или эпицентра, где возникает процесс взаимозависимого возникновения. Термин «эпицентр активности» играет такую же роль в объяснении структур чувственного восприятия, какую термин «реальное существование» играет в объяснении ума. Медитация поиска не приводит к обнаружению реального существования ума, и точно так же не приводит она и к обнаружению эпицентра активности пяти систем чувственного восприятия. Нет ничего, кроме пустотности. Но, несмотря на это, ментальное содержимое, связанное с восприятием, продолжает возникать. Благодаря прямому опыту переживания пустотности теперь возникновение ментального содержимого не обусловлено привычкой выстраивать ложные концептуальные усложнения, и поэтому его сопровождает ясность. Рангджунг Дордже описывает результаты медитации, используя три термина, обозначающие естественное состояние ума: «ясность», «свобода от концепций» и «отсутствие реального существования». Проявление и пустотность присутствуют как две одновременно и недвойственно возникающие в один и тот же отдельный момент восприятия позиции, подобно тому как одновременно присутствуют луна и её отражение в воде. Отсутствие реального существования эпицентра активности обычного восприятия сравнивают с отсутствием реального существования эпицентра активности[553] зеркала.[554]

Эти три формы наставлений являются самодостаточными для понимания двух истин, вне зависимости от того, какая позиция и какое содержимое используются для достижения проникающего видения. Чтобы привести ум к реализации собственной сущности, используется множество методов. Главным посылом коренного текста является безусловное принятие взаимозависимости ума и происходящих в нём момент за моментом событий. В этом отношении очень показательной является метафора деревянных палочек и огня. Трение одной «палочки» ума о другую «палочку» проявления вызывает «огонь» проникающего видения, которое перерастает в пробуждённую мудрость, в «пламени» которой сгорает реальное существование обеих «палочек» – ума и проявления. Практикующий окончательно разобрался с сущностью потока ума, в результате чего этот поток ума присутствует как прямое переживание пустотности и ясности, свободное от любых ложных концепций о них. Ментальные события продолжают непрерывно возникать, но теперь им ничто не мешает. Теперь практикующие могут задаться вопросом о том, каким образом эти ментальные события вообще возникают. Ответ на этот вопрос будет получен благодаря медитации следующего этапа.

 

 

Искусное распознавание

 

С обретением нового воззрения ни ум, ни происходящие в нём события больше не расцениваются как что-то реально существующее. Тем не менее восприятие практикующих всё ещё связано с процессом распознавания (ngo gzung)  – они осознают, что что-то происходит ('byung ba),  и им кажется, что это разнообразные (sna tshogs)  события. Теперь практикующие переключают внимание с поиска реального существования ума и феноменов на ментальные события, на сам момент их возникновения. Таши Намгьял называет этот новый этап практики проникающего видения «искусный навык, позволяющий отсечь преувеличенные представления», а Джампел Паво – «распознавание» или «обратная медитация». Я объединил эти термины в единый термин – «искусное распознавание».[555]

Обретение нового воззрения не устраняет огромного количества кармических склонностей, которые аккумулировались на протяжении многих кальп перерождений в сансаре. В соответствии с законом причины и следствия эта карма рано или поздно неизбежно созревает. Поток событий в потоке ума является проявлением этих созревающих кармических склонностей. Практикующим не следует препятствовать естественному течению потока ума, но при этом каждое ментальное событие должно сопровождаться реализацией пустотности, ясности и их недвойственности. Это единственный способ отсечь преувеличенные представления (sgro 'dogs bcod)  [TN, 377]. Фраза «отсечь преувеличенные представления» означает, что практикующие не сомневаются в истинной сущности любого из ментальных событий, когда бы они ни происходили – в прошлом, настоящем или будущем. После этого происходит ещё более глубокая реорганизация потока ума, результат которой можно выразить с помощью термина ma skye,  который означает «нерождённый» или «всегда присутствующий» ум. Реализация, происходящая в результате отсечения преувеличенных представлений, и реализация постоянного присутствия, или нерождённости, становятся возможны благодаря постоянной практике медитации, которая следует за обретением воззрения.

Теперь медитирующие фокусируют внимание на «том, что происходит или уже произошло» (shar ba 'am 'char du bcug nas).  Когда возникает ментальное событие, практикующие проводят сфокусированное аналитическое исследование с целью выявить, что же именно возникло и почему последовательно возникающие события предстают как разнообразие. Эта медитация предполагает, что практикующие обладают интеллектуальным пониманием (go ba)  доктрины причины и следствия. Говоря кратко, каждое отдельное ментальное событие возникает согласно стечению определённых причин и условий. За взаимодействием этих причин и условий не стоит ничего, что обладало бы реальным независимым существованием – ни собственное «я», ни внешние феномены. Таши Намгьял говорит об этом следующим образом:

 

Теперь, когда выяснилось, что пустотность и проявление, которые свойственны пребыванию и движению, обладают одной и той же [истинной] природой ума, какие могут существовать причины и условия для возникновения каждого отдельного [ментального события]? В силу взаимозависимого возникновения [brten 'brel]  дыхания (являющегося причиной возникновения проявления) и трёх компонентов (объекта, органа чувств и сознания), опираясь на врата чувственного восприятия ['char sgo],  возникают различные ментальные события. Они происходят как следствие активности остаточных склонностей и её незамедлительное созревание. Активность тревожащих эмоций возникает точно так же. [TN, 384–385]

 

Для пояснения Таши Намгьял использует позаимствованную из ранней традиции махамудры метафору морских водорослей:

 

Морские водоросли, растущие на дне океана, не обладают каким-либо «умом». Что же заставляет их двигаться? Океанические течения. Точно так же и то, что называется «ум», хотя и не является чем-то, что реально существует, предстаёт так, как будто движется. Он возникает как разнообразие в силу обусловленных созреванием кармических склонностей процессов – течения потоков энергии, возникающих в теле, дыхания и изменчивого потока ума. [TN, 385]

 

Принципы, которые объясняются в этом отрывке, определяют относительное существование (kun rdzob)  всех возникающих феноменов. Большинство учений традиции махамудры опираются на характерное для мадхьямаки разделение на абсолютную истину (don dam)  и относительную истину (kun rdzob). [556] В относительном смысле ментальные события возникают в потоке ума как разнообразие и во время медитации, и в повседневной жизни. В абсолютном смысле все ментальные события являются пустыми. Если отвергать относительное существование ментальных событий, то можно впасть в крайность нигилизма. Практика искусного распознавания связана с относительным существованием ментальных событий. Однако во время выполнения этой практики необходимо всё время сохранять воззрение пустотности. Таши Намгьял говорит, что эту медитацию следует выполнять «с позиции ясного и пустого ума» [TN, 378].

Искусное распознавание как техника, используемая в практике проникающего видения, имеет общие черты с практикой искусной визуализации, которая выполнялась на этапе тренировки пребывания / успокоения. Эта практика заключалась в том, что практикующие, сосредоточив фокус концентрации на единственном тигле (thig le),  после этого расслабляются и, когда тигле переходит в свою эманирующую форму, распознают в его проявлении различные ментальные события. Всё, что проявляется из тигле, воспринимается таким образом, что возникает ясность. Практика проникающего видения данного этапа имеет такую же структуру. После всеобъемлющего поиска реально существующего ума практикующие прекращают его, расслабляются и воспринимают всё, что возникает в потоке ума, через призму ясности, свойственной проникающему видению.

Фраза «…всё то, чьё возникновение происходит или уже произошло» (shar ba 'am 'char du bcug nas) [557] указывает на более расслабленный подход к медитации. В этой тибетской фразе совершенная форма глагола 'jug pa (bcug pa)  «привести к чему-либо», «послужить причиной для», «происходить» соединяется с глаголом 'char ba  «возникать»,[558] и вместе они образуют причинно-следственную глагольную конструкцию, смысл которой можно выразить как «возникает в силу чего-то». В данном контексте этим «чем-то», этой «причиной», по которой «всё возникает», являются сформировавшиеся в отдалённом прошлом привычные склонности, которые теперь созрели и переживаются как происходящий в данный момент опыт восприятия, который можно наблюдать в потоке ума.[559] Перевод «происходит возникновение» немного изменяет тибетскую грамматическую конструкцию, но при этом точно передаёт, что процесс происходит именно в текущий момент. В любом случае эта фраза подразумевает, что следует предоставить сознаванию свободу устремляться в любом направлении, куда влечёт его соответствующая кармическая обусловленность. Несмотря на единодушие в использовании оборота «всё, что происходит или уже произошло», разные авторы используют различные термины для того, чтобы проиллюстрировать более расслабленный подход [к медитации]: «не отвергать» (ma spang)  [PK, f. 9b], «ни принимать, ни отвергать» (spang blang med)  [JP, f. 69b] [TN, 384] и «ни препятствовать, ни способствовать» (dgag sgrub)  [TN, 384]. Вангчуг Дордже использует термин «расслабленный» (lhod)  [WD, 66]. Вот что пишет Пема Карпо в своих коренных наставлениях:

 

Если ты не отвергаешь [ma spang]  возникающие мысли и эмоции, но и не попадаешь под их влияние [de'i dbang du mi bstang ba],  то воспринимаешь всё, что возникает [gcug shar],  не вовлекаясь в искусственные построения. Поэтому ты распознаёшь [ngo shes par byas]  нераздельность [do gar]  одновременно присутствующих [ума и проявления] непосредственно в момент возникновения мыслей и эмоций [skye ba'i skad cig].  Если не отвергать их, то они остаются пустыми во время возникновения и очищаются во время пребывания [gnas]. [560] Именно таким образом всё, что раньше обусловливало [rkyen]  [и поэтому являлось] препятствием, теперь привносится на путь. Именно поэтому данный метод называется «использование условий, которые раньше были препятствиями, для продвижения по пути». [PK, f. 9b–10a]

 

Эти наставления подразумевают серьёзное изменение подхода к медитации. Теперь в момент возникновения в потоке ума практикующих ментального содержимого им не следует «ни отвергать, ни попадать под его влияние». Никак на него не реагируя, практикующие просто распознают (ngo shes)  всё, что возникает в текущий момент. Вангчуг Дордже использует термин rang babs  «оставить как есть», чтобы проиллюстрировать, что нужно ослабить интенсивность поиска верного воззрения, потому что в противном случае в какой-то момент сами поиски могут превратиться в препятствие. Джампел Паво использует глагол «препятствовать» и добавляет к нему отрицательную частицу (mi 'gogs par byed)  [JP, f. 66a]. «Не препятствовать ничему, что бы ни возникало» означает, что потоку ума предоставляется свобода протекать самому по себе. Таши Намгьял описывает это нововведение в наставлениях с помощью двух фраз. Первая фраза «ни препятствовать, ни способствовать» (dgags grub med)  связана с искусственной активностью (или реагированием) тонкого уровня, которая начинается непосредственно в момент возникновения ментального события. Вторая фраза «ни принимать, ни отвергать» (spang blang med)  связана с возникшим в результате этой активности ментальным содержимым грубого уровня. Обе этих фразы имеют отношение к искусственной активности, приводящей к различным уровням усложнения ментального содержимого. Использование этих терминов связано с тем, что практикующим необходимо прекратить проявлять какую-либо активность по отношению к ментальным событиям, то есть перестать на них как-либо реагировать. Единственный вид активности, который допускается и который на самом деле является скорее отсутствием активности как таковой, – это просто непрерывное распознавание (ngo gzung tsam).

Остановка искусственной активности в отношении ментального содержимого, или, другими словами, реагирования на него, гарантирует, что непрерывное созревание в текущий момент в потоке ума сформировавшихся ранее склонностей не будет загрязнено совершаемыми одновременно с этим действиями или склонностями, которые в результате этих действий формируются.[561] Одно из изменений становится заметно безотлагательно – это изменение опыта восприятия возникающих ментальных событий. Выражение «непрекращающиеся знаки» (ma zin gyi rtags)  [WD, 65] подчёркивает, что опыт восприятия ментальных событий теперь протекает более стремительно и сопровождается большей ясностью. Теперь практикующие способны беспрепятственно, момент за моментом, наблюдать (gcer gyis bltas ba)  [JP, f. 65b] за возникновением ментальных событий. Что касается разнообразия возникающих ментальных событий, то это могут быть как когнитивные, так и перцептивные процессы грубого и тонкого уровней. В течение короткого периода формальной медитации практикующие могут наблюдать несколько стремительно сменяющих друг друга ментальных событий – какую-либо мысль, краткий приступ боли, звук, раздражение, зрительный образ и так далее. Знаками (rtags)  истинной практики искусного распознавания (rtsal sbyor)  [RD, 9] является то, что когда возникает физическая боль, она кажется более сильной, чем прежде, а ощущения от восприятия становятся более яркими. Что бы ни возникало, нет никакой необходимости это подавлять, потому что эти ментальные события очень полезны для углубления прямого опыта переживания пустотности и ясности. Пема Карпо сказал: «[Практика] искусного распознавания предполагает использование того, что раньше было препятствием, в качестве колесницы, переносящей к реализации». Глагол 'khyer ba  означает «передвигаться» или «переноситься». Обретение проникающего видения неизбежно, потому что практикующие предоставляют сознаванию свободу непрерывно «нестись» ('khyer ba)  в потоке ума. Поскольку возникновение никогда не прекращается (ma 'gag pa),  потенциал для развития проникающего видения бесконечен.

На данном этапе медитации у практикующих, вероятно, несколько раз изменится восприятие временно́й последовательности возникновения и прекращения ментальных событий в потоке ума, и им будет казаться, что меняется сам порядок возникновения и прекращения. Можно выделить четыре стадии изменения:

 

1. Сознавание только начальной фазы возникновения. Моменты ума возникают так быстро, что кажется, будто каждый последующий возникает в тот же момент, когда прекратился предыдущий. Практикующие сознают лишь тот момент, когда событие возникает, и не сознают, как оно протекает и прекращается. О подобном сознавании текущего момента возникновения события Пема Карпо говорит «сознавание момента рождения», а Таши Намгьял – «сознавание происходящего возникновения».

2. Все три фазы – возникновение, пребывание и прекращение (byung, gnas, song).  На следующей стадии практикующие могут заметить не только начальную фазу возникновения ментального события, но также и некоторую продолжительность события (gnas),  которая сменяется его прекращением (song).  Любое отдельное ментальное событие, вне зависимости от того, к какой разновидности оно принадлежит, представляет собой не что иное, как эту последовательность, состоящую из трёх фаз.

3. На следующей стадии у практикующих происходит ещё одно изменение в восприятии ментальных событий. Теперь сознавание охватывает непрерывный цикл «возникновение – прекращение» (skye 'gag).  Моменты ума кажутся очень краткими, настолько, что тяжело заметить их пребывание. Они возникают и прекращаются очень быстро. Таши Намгьял называет эту стадию «мгновенное возникновение» (thol ba).

4. На последней стадии практикующие понимают, что идея о том, что отдельные ментальные события возникают и через какое-то время прекращаются, сама по себе является не более чем концептуальным построением обычного ума. Они обнаруживают, что все различия, которые связаны с мнимым течением ментальных событий во времени, также являются пустыми. Практикующие приходят к новому пониманию истинной природы ума – они постигают, что ум присутствует всегда, то есть является нерождённым (skye med).

 

Первые три стадии реорганизации восприятия временно́й последовательности возникновения и прекращения ментальных событий связаны с упражнениями по развитию навыка искусного распознавания, в то время как четвёртая связана с йогой неусложнения – практикой следующего этапа. Считается, что три стадии медитации, связанной с искусным распознаванием, выполняются последовательно (rim pa),  но, несмотря на это, границы между ними не всегда очевидны, поскольку в коренных текстах наставления по разным стадиям обычно объединены.[562]

Пема Карпо и Джампел Паво в своих наставлениях основное внимание уделяют моменту возникновения. Из всего разнообразия ментального содержимого Джампел Паво рекомендует фокусироваться на эмоциях – привязанности или неприязни. Эти эмоции приводятся в качестве примера, тогда как на самом деле можно задействовать всё многообразие ментальных конструкций, на что указывает использование обобщающего термина rnam rtog  «ментальные события».[563] Джампел Паво пишет:

 

Когда находишься в состоянии самадхи, то возникновение когнитивных процессов [тонкого уровня] – таких как привязанность или неприязнь к чему-либо – сопровождается интенсивностью и ясностью, которые схожи с ощущениями радости и счастья. Когда они возникают подобным образом, смотри непосредственно на то, как именно они проявляются. Распознав истинную сущность кратких, следующих один за другим моментов этих когнитивных процессов – пустотность, то есть отсутствие чего-либо реально существующего, – ты увидишь, что их возникновение и прекращение сопровождается пустотностью и ясностью. Чтобы избавиться от двойственности, возникающей из-за ошибочного восприятия [всего, что возникает] как реально существующего, тебе следует получить прямой опыт переживания нераздельности того [что возникает] и пустотности – нераздельности движения и пустотности. Ты увидишь истинную природу вместерождённого когнитивного процесса. Распознавание проникающим видением – это распознавание всего, что возникает. Приведя ум в состояние сознавания и ясности, исследуй присутствие сознавания во всём, что возникает как разнообразие, а также исследуй ясность, которая не препятствует подобному способу возникновения когнитивных процессов… Позиции пустотности и распознавания нераздельны. Опыт переживания пустотности и движения, а также неподвижности и пустотности приводит к понимаю одновременности их возникновения. Эта «вместерождённость» является истинной природой когнитивных процессов. Представь себе океан и волны. Когда вода становится волнами, сама эта вода не становится чем-то отличным от воды. Волны остаются не чем иным, как той же самой «водой», даже после того, как она стала «волнами». И точно так же мысли не становятся чем-то иным, чем их собственная природа [даже после того как она становится мыслями]. После завершения [предыдущей] медитации на пустотности когнитивные процессы возникают лишь как атрибуты мыслей, обусловленных взаимозависимостью определённых причин и условий. [JP, f. 65b–66b]

 

Практикующие переключают внимание на возникающие в потоке ума события. Поскольку практикующие воздерживаются от какой-либо направленной на них искусственной активности, более всего стараясь не препятствовать им, то возникновение этих ментальных событий сопровождается ясностью и отличается интенсивностью (nar dag bcar).  Определённые знаки, такие как радость (dga)  или ощущение счастья (skyid pa),  указывают на то, что практика выполняется успешно. Определяя, что такое распознавание (ngo gzung),  Джампел Паво сначала объясняет то, как воспринимаются ментальные события, в рамках представления о времени. Происходит «непосредственное наблюдение за тем, как они проявляются». Практикующие замечают тот момент, когда возникает отдельно взятое ментальное событие, но после этого не могут проследить его продолжительность. В результате этого они наблюдают кажущееся стремительным распространение мгновенно возникающих моментов, которое Джампел Паво описывает (используя разделительную конструкцию cha na gru ma cag gru ma) как «краткий момент за кратким моментом».

Этот момент возникновения практикующие воспринимают с двух одновременно присутствующих позиций, которые на самом деле представляют собой недвойственность, – пустотности и ясности. Несмотря на то что в данном упражнении практикующие воспринимают временны́е характеристики возникающих моментов не так, как в предыдущей медитации на пустотности, само проникающее видение пустотности и ясности в обеих практиках идентично. Для того, чтобы проиллюстрировать более глубокую реализацию пустотности, используется термин «только характеристики» (mtshan tsam).  Для того, чтобы проиллюстрировать развитие проникающего видения, используется ряд новых терминов. Термины «вместерождённый» (lhan skyes)  и «одновременный» (do mar)  показывают, что сознавание каждого ментального события связано с недвойственностью двух позиций. Это отражено в таблице 28.

 

Таблица 28


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.