Б. Развитие проникающего видения с применением поиска во время медитации самадхи — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Б. Развитие проникающего видения с применением поиска во время медитации самадхи

2019-08-07 195
Б. Развитие проникающего видения с применением поиска во время медитации самадхи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Продолжая выполнять аналитическое исследование, практикующие переходят к следующей стадии практики, которую Таши Намгьял называет «установление связи с наставлениями устной передачи, чтобы развить проникающее видение [непосредственно] в этом [потоке ума]» [TN, 346]. Цель этой стадии практики выражена в её названии: практикующим надлежит связать те устные наставления о пустотности, которые они услышали или прочли и поняли на интеллектуальном уровне, с реальным восприятием своего потока ума во время медитации, для того чтобы получить прямой опыт переживания пустотности. Метод, который практикующие для этого используют, называется «ищущий ум» (sems 'tshol).  Совершенная форма глагола tshol ba  «искать» используется вместе с наречием yong su  «тщательно». Фраза yong su tshol ba  означает «провести тщательные поиски» [TN, 347] и подразумевает, что прямое исследование ума проводится предельно досконально. Теперь практикующие анализируют каждый отдельный момент опыта восприятия, возникающий в потоке ума, точно так же, как делали это на предыдущих стадиях практики. Они ищут ум повсюду (sems kun tu 'tshol ba) [TN, 347–351] – внутри и снаружи.

В сутрах сказано, что практикующие «не должны удовлетворяться результатами поисков, пока не исследуют все феномены шести миров и трёх времён».[526] Обыкновенно при поиске не впадают в такие крайности, и продолжается он лишь до обретения проникающего видения. Таким образом, медитация поиска является последней стадией аналитического исследования (dpyad pa'i mthar),  и после её прохождения медитация самадхи завершается.

В индийской буддийской традиции медитации Камалашила дал этой стадии практики проникающего видения похожее название – «граница феноменов» (санскр. vastuparyantata).[527] Бесплодный поиск иллюзорного реального независимого существования завершается обретением проникающего видения – то, что Камалашила назвал «безошибочное постижение природы всех феноменов» (санскр. sarvadharmānamyathā-vatsvabhāvānagamat).[528]

Специальное выражение, которое используется при обозначении этого постижения, – «невозможно себе представить», или «невообразимое» (dmigs med; ma dmigs) [TN, 350; JP, f. 64b]. В качестве выбранного объекта медитации самадхи был использован сам ум, но практикующие так и не смогли обнаружить что-либо реально существующее, что называют умом:

 

Ум кашьяпы[529] не может находится ни снаружи, ни внутри, ни в обоих местах сразу. Ум кашьяпы невозможно объяснить, невозможно изучить. У него нет опоры. Он не проявляется. Он не является чем-то, что можно познать. Он не пребывает… Ум кашьяпы нельзя найти, даже если ищешь его повсюду. Если его нельзя обнаружить, то его невозможно представить. В отсутствие представлений он не имеет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Не имея ни прошлого, ни настоящего, ни будущего, он выходит за пределы трёх времён. Выйдя за пределы трёх времён, он ни существует, ни не существует. [TN, 350][530]

 

В этом отрывке использованы типичные примеры отрицания, которые передают бесполезность поисков. Можно рассматривать два аспекта проникающего видения. Что касается аспекта отрицания, то практикующие отчаиваются обнаружить иллюзорное реальное существование ума. Что касается аспекта утверждения, практикующие обретают правильное понимание природы всех феноменов. Его Святейшество Далай-лама называет подобные поиски «утверждающее отрицание».[531] С одной стороны, наставления организованы таким образом, чтобы отрицать склонность к возникновению идеи об уме как о чём-то реально существующем. С другой стороны, после полного отрицания этой условности вследствие получения опыта прямого переживания пустотности всё же остаётся что-то, а именно естественное сознавание, которое, однако, при попытках создать из него концепцию или присвоить ему характеристики также предстаёт как пустотность. Отрицание ложного воззрения ума очищает то, что не позволяет реализовать или «утвердить» его естественное состояние, – пробуждённую мудрость.

Что касается того, что отрицается, то в рамках прямого опыта восприятия ум более не рассматривается как что-то реально существующее. Он не может больше восприниматься как реальный (yang dag par rjes su mi mthong)  [TN, 351],[532] но лишь как ментальная конструкция или обозначение:[533]

 

Ум – это просто обозначение. Не более чем обозначение. Будучи обозначением, он – просто идея. Таким образом, «я» по своей природе не обладает независимым существованием. Сколько Победители ни искали ум – внутри, снаружи или где бы то ни было, – они так и не смогли его обнаружить. Независимое существование ума – это иллюзия. [TN, 355]

 

Таши Намгьял подводит итог рассуждениям о цели этой практики следующим образом:

 

Для того чтобы понять, что ум пуст – лишён независимого существования, не воспринимай его, как будто это что-то реально существующее, а пытайся его обнаружить, применяя аналитическое исследование. В описании стадий медитации, представленном в тексте «Облако из драгоценностей арьев», сказано: «После многих сессий медитации на пустотности, когда ты тщательно пытался [обнаружить] ум, существующий как что-то реальное, наблюдая [с позиции ментальных событий], как он вовлекается в те или иные усложнения или [с позиции самого ума] как он пребывает [в состоянии покоя], ты пришёл к постижению пустотности, к радости её прямого переживания. Если ты подверг аналитическому исследованию всё, что происходит в уме, то постиг пустотность и, поняв её как она есть, ты пережил опыт йоги без характеристик». [TN, 348]

 

Этот отрывок показывает, как проникающее видение пустотности созревает в окончательное понимание. Во время формальной медитации каждый (so sor)  возникающий момент становится ещё одной возможностью поиска и последующего обнаружения того факта, что ум не существует как что-то реальное. Прямая реализация пустотности отдельно взятого момента ума – это фактически реализация пустотности всех потенциальных моментов ума, а это значит, что необязательно анализировать все существующие феномены. Необходимо просто анализировать последовательность моментов ума до тех пор, пока не произойдёт прямое переживание пустотности. Это и называется «достичь верхней границы» аналитического исследования.

Между терминами «сущность» (ngo bo)  и «природа» (rang bzhin)  есть важное различие.[534] Термин «сущность» используется на начальной стадии медитации самадхи, а термин «природа» – на заключительной стадии, когда созревает проникающее видение. Термин «сущность» часто является прямым дополнением при переходных глаголах, как, например, во фразе «что-либо, что нельзя обнаружить». Термин «природа» используется как противопоставление термину «ум» и обычно определяется набором уточняющих прилагательных. Термин «природа» указывает на то, как ум воспринимается после прекращения поиска чего-то реально существующего, что называется умом. Этот термин используется для утверждения,[535] которое может быть сделано для определения естественного состояния ума.

Использование термина «природа» для отрицания связано (как и в случае с термином «существование») с ошибочной верой в то, что ум обладает мнимой независимо существующей природой (rang mtshan).  Когда этот термин используется в общем смысле, то речь идёт о ложной природе. Ложная природа ума всегда определяется с помощью отрицания – например, «не имеет природы» (rang bzhin med).  В отдельных случаях могут также использоваться отрицательные прилагательные. Например, обратите внимание на уже процитированный выше отрывок об уме кашьяпы:

 

У него нет опоры. Он не проявляется. Он не является чем-то, что можно познать. Он не пребывает… Ум кашьяпы нельзя найти, даже если ищешь его повсюду. Если его нельзя обнаружить, то его невозможно представить. В отсутствие представлений, он не имеет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Не имея ни прошлого, ни настоящего, ни будущего, он выходит за пределы трёх времён. Выйдя за пределы трёх времён, он ни существует, ни не существует. [TN, 350]

 

Об уме, который не обладает реальным существованием, нельзя сказать ничего определённого. Поэтому эту практику иногда называют «йога без характеристик» (mtshan ma med pa'i rnal 'byor)  [TN, 348]. Для определения истинной природы ума никогда не используется отрицание. Для непрямого утверждения истинной природы ума используются некоторые метафоры – наиболее распространёнными являются «пространство сознавания» и «ясный свет». Поскольку истинную природу ума можно сравнить с обширным пространством (за исключением того, что, в отличие от пространства, природа ума обладает функцией сознавания), медитацию на пустотности иногда называют «медитация на пространстве» (это не то же самое, что йога пространства [TN, 119]). Поскольку в тибетских текстах термину rang bzhin  не всегда сопутствуют уточняющие прилагательные, в этой книге он будет переведён как «природа», однако каждый раз будет уточняться, какая именно природа имеется в виду – ложная природа или истинная природа. Использование этого термина и его уточнения приведены в таблице 23.

 

Таблица 23

Использование термина  rang bzhin и его уточнение

 

Результатом медитации поиска является прямой опыт переживания пустотности. Таши Намгьял пишет:

 

Если в соответствии с моими наставлениями ты проведёшь аналитическое исследование, пытаясь найти ум в стремлении установить, что он существует как что-то реальное, то не сможешь обнаружить никаких характеристик, которые могли бы служить для этого опорой. Даже усложнённое представление о том, кто совершает поиск, само по себе приходит в состояние покоя и исчезает. Это пространство абсолютной истины, где все феномены приходят в состояние полного покоя. Это называют «пустотность»… [TN, 407]

Во множестве приведённых мною цитат о природе ума сказано, что это ясный свет. Она называется «ясный свет» благодаря своей чистоте. Она не омрачена усложнениями, даже такими как иллюзия возникновения и исчезновения. И точно так же скандхи и дхату не имеют никакой материальной основы. Ум безупречен, как пространство, чьи характеристики нигде реально не существуют. [Истинную] природу пространства называют «недвойственность». [TN, 408]

 

Медитация поиска приводит к настоящему проникновению в истинную природу ума. Впервые практикующие в состоянии понять основанное на отрицании и утверждении определение ума, как оно представлено в учении традиции устной передачи, потому что теперь их поток ума сам проявляется как реализация этого учения. То, что прежде было лишь интеллектуальным пониманием, теперь перешло на более глубокий уровень. Теперь это истинный опыт переживания пустотности.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.