Пять Скандх и Три Аспекта Страданий — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Пять Скандх и Три Аспекта Страданий

2019-08-07 130
Пять Скандх и Три Аспекта Страданий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       Имея физическое существование мы обретаем тело, состоящее из плоти и крови, а на более глубоком уровне из атомов. При помощи этой «колесницы» мы воспринимаем мир. Тогда как в состоянии Сидпа Бардо мы соотносимся со скандхами Четырех Имен, как с чисто ментальным переживанием, здесь мы должны добавить 5-й элемент физического существования, который мы называем скандхой формы. В нашем теперешнем человеческом существовании имеется 5 скандх: физическое существование, плюс 4 чисто ментальных состояния ощущения, восприятия, ментальные формации и полностью дискурсивное сознание, которое способно решать: это - звук, это - форма, и приходить к оценочному суждению - это хорошо, это плохо, и т.д.

       Слово Скандха дословно означает “куча” или “груда” и один из смыслов этого термина - это: на столько, на сколько мы имеем физическое существование мы имеем не только эти 5 агрегатов (скандх), но также и кучу неприятностей. На основе нашего физического существования происходят все виды страданий: болезни, боль, старение, смерть, или счастье сменяемое несчастьем. Этот фундаментальный потенциал, присущ всем составным вещам - это (чап.па ду че.чи ду нгал [khyab pa ‘du byed kyi sdug bsngal]) "Всеобъемлющее Страдание от Составных Вещей". Это самый тонкий вид страдания, поскольку оно возникает из самого факта наличия жизни. Это страдание не может переживаться прямо, также его нельзя увидеть как что-то ощутимое или угрожающее, но тем не менее это очень тесно связано с 5-ю скандхами человеческого перерождения.

       В традиционных текстах сказано, что разница между благородным (пак па [‘phags pa]) существом и обычным человеком в том, что первый осознает, а второй нет этот тонкий аспект страдания. Чтобы проиллюстрировать это приведем следующий пример. Если вы положите волосок на ладонь, то не почувствуете этого. Однако, если волос попал в глаз - это болезненно и вы почувствуете это незамедлительно. Обычный человек, который не осознает фундаментального аспекта страдания, подобен ладони руки не ощущающей волоса, тогда как святой человек, подобен очень чувствительному глазу.

       Кроме Страдания Составного, существует Страдание Изменения (джур вэй ду нгал [‘gyur ba’i sdug bsngal]). Когда совершенно здоровый человек случайно заболевает - это изменение потери чего-то хорошего - и этот аспект страдания называется Страданием Изменения.

       Когда мы действительно испытываем боль, страдание, расстройство или одна боль следует за другой - так, например, смерти предшествует мучительная болезнь - мы говорим о 3-м виде страданий: о действительном страдании или Страдании Страдания (ду нгал гьи ду нгал [sdug bsngal gyi sdug bsngal]).

       Это общее объяснение о первых двух Благородных истинах - Истина причин страдания и истина о неизбежности их переживания.

       1-я Благородная истина называется истиной страдания, 2-я - Истина о происхождении страданий. Источник, упомянутый здесь - это невежество, которое является причиной 12-ти звеньев цепи взаимообусловленного возникновения. Последствия этого цикла есть страдания. Традиционная иллюстрация дерева самсары - это дерево, корни которого - невежество, а плоды - страдания.

 

Страдания в Различных Мирах

       В Буддийской традиции применяется другой взгляд на Вселенную, в котором говорится о Трех Сферах (кам сум [khams sum]):

1. Сфера Желания (до паи кхам [‘dod pa’i khams])

2. Сфера Форм (зук паи кам [gzugs pa’i khams])

3. Сфера без Форм (зу ме чи кам [gzugs med kyi khams]).

Сфера Желания охватывает все от самого низшего ада до богов сферы желания. Шесть видов существ в сфере желания - это существа ада, голодные духи, животные, люди, асуры и боги. Кроме того существует 17 уровней существ в сфере форм и еще 4 уровня богов в сфере без форм. Но какой бы не был мир, переживание ли это тонкого или грубого уровня - он входит в цикл самсары, в котором нет такого существа, которое было бы отделено от трех видов страдания, и где никто не находит избавления от этого.

       Является фактом, что страдания - есть фундаментальный опыт всей жизни, в какой бы сфере самсары мы не находились. В сфере ада, например, существа испытывают сильную жару и холод. В мире голодных духов - страдания в силу голода, жажды и обеспокоенность элементами. В сфере животных тупость и невежество ведут к слепоте, к инстинктивному поведению и к пожиранию одной особи другой.

       Ситуация и страдания существ в этих трех низших мирах в основном невидимы для нас. Их описание имеется в учении Будды, но мы не имеем возможности лично это засвидетельствовать, не считая того, что мы видим в малой части мира животных, доступного нам. Если мы исследуем животных в океане, домашних или диких животных, мы можем видеть различные виды тел занимаемых этими созданиями и виды сознания, которые они имеют. Таким образом, мы можем получить некоторое понимание о том, каково положение вещей в трех низших мирах существования и какие виды страдания могут переживаться этими существами.

           

Будда однажды сказал:

“Если бы мы действительно осознавали страдания, если бы мы не были в таком неведении, если бы мы хотя бы почувствовали страдание и боль плода в материнском чреве, тогда бы мы усердно работали в этой жизни, чтобы стать просветленными и никогда больше не испытывать подобных страданий”.

 

       Например, если бы мы помнили боль при развитии зародыша, тогда бы мы помнили, что при развитии различных отверстий и органов чувств боль такая же, как если бы кто-то ткнул пальцем в открытую рану, попробуйте это и сильно ее расковыряйте. Мы бы помнили, что когда различные конечности руки, ноги, голова, и т.д. развиваются, то боль сравнима с тем, как будто очень сильный человек вытягивает наши руки из суставов, а другой бьет по ним дубиной. Развитие различных органов: нервов, костей, мышц, пищеварительного тракта и т.д. сопровождается похожей болью.

 Более того, ум зародыша, очень чувствителен к физическому состоянию матери. Если мать ест очень холодную пищу, ребенок чувствует себя, так словно его обнаженного выбросили на лёд. Если мать пьет или ест что-то очень горячее, ребенку кажется, что он варится в кипящей воде или, что его ошпарили. Если мать не ест, ребенок чувствует себя подвешенным в пространстве, если мать ест слишком много, это вызывает ощущение, подобное сдавливанию горами. Если мать вовлечена в половой акт, то ребенок чувствует, будто его бьют острыми шипами. Если мать прыгает или бегает или занимается тяжелыми физическими упражнениями, ребенок чувствует, будто его сбрасывают со скалы и он падает у ее подножия. К тому же, существует страдание простого пребывания в матке - нахождения в темном, тесном замкнутом пространстве, где так же есть ощущение нечистоты и неприятного запаха, возникающего из нечистых соков.

       Сам процесс рождения необычайно болезненный. В Тибете у нас есть приспособление - металлический диск с маленьким отверстием, через которую пропускается толстая нить, чтобы сделать ее тоньше и плотнее. Когда ребенок зажат в узком пространстве вагины и выбрасывается в мир, ощущения похожи на прохождение через такое приспособление. И когда ребенок рождается, он необычайно чувствителен к прикосновению чего-либо во внешнем мире. Ощущения здесь такие, как будто маленькую птичку атакуют волки или ястребы. Тут же ребенка неизбежно берут на руки, хватают, таскают туда и сюда. Когда ребенка помыли, он чувствует, как будто с него сняли кожу, а когда его кладут даже на мягкую постель, он чувствует себя лежащим на постели из шипов. Дети всегда плачут когда рождаются - это знак страданий и боли. Если бы процесс рождения был безболезненным, дети рождались бы улыбаясь и смеясь.

       Все мы испытываем различные страдания процесса перерождения, описанного Буддой, но не помним этого. Большинство из нас, в особенности доктора и те, кто связан с медициной, видят страдания взросления и жизни в этом мире. Мы, испытывали болезни и различные физические и ментальные проблемы, и знаем, что за этим всегда следует боль и страдание смерти. И место, где мы сейчас сидим, является центром всех этих страданий.

       Однако, в пределах человеческого существования есть очень большие различия индивидуального опыта. Некоторые люди переживают великую боль, страдания и трудности жизни, в то время, как другие живут довольно таки комфортно, без больших страданий, и неудобств. Например, 3-ий Кармапа, Рангджунг Дордже, однажды сказал, что его ощущения в материнском чреве был очень приятным, он чувствовал себя подобно богу в одной из высших сфер желания, наслаждаясь высочайшим блаженством на протяжении всего срока беременности. А что касается самого Будды, его сила и реализация были такими, что даже во чреве матери, королевы Маядевы, он мог помогать многим живым существам, определенным образом передавая им Дхарму.

       Хотя, в общем, мы можем сказать, что страдание и боль присутствуют во всяком переживании, но наша собственная карма должна всегда приниматься в расчет. Для тех, у кого особенно хорошая карма, в любом переживании будет преобладать ощущение счастья, а страдание будет переживаться в меньшей степени. Такие обстоятельства - это результат индивидуального аспекта кармы, нераздельный от общей кармы человеческого существования.

       Сферы существования находящиеся в ”верхней” части самсары, одна из них - это миры асуров. Примерно, по роскоши, довольству и благополучию - это сравнимо с состоянием богов. Однако, в умах асуров присутствует сильный элемент зависти, по этой причине они живут в постоянной борьбе и ссорах между собой, а так же в стремлении получить богатство богов. Борьба и ссоры - основные характеристики этой сферы существования и на основе этого здесь постоянно возникают страдания и боль.

       Последний из 6 миров Сферы Желания - это мир богов. С относительной точки зрения - это высшая сфера существования, поскольку это отмечено величайшей степенью счастья и удовлетворенности и такого количества благоденствия и чувственного наслаждения, которое мы не можем даже представить. Самое большое чувство удовлетворения и счастья, которое может испытать человек - это не более одного процента физического и ментального блаженства, которое испытывают боги.

       Но, тем не менее, относительное состояние легкости и комфорта в мире богов не постоянно и когда причинный фактор - заслуга, которая привела к этому перерождению, исчерпана, боги падают в низшие состояния существования. Этому падению предшествуют определенные признаки, которые боги начинают чувствовать за 7 дней до смерти и перехода в более низкие существования. Во первых - боги слышат голос, говорящий о приближении смерти; затем они обнаруживают, завядшие цветы; гирлянды цветов надетые на них начинают портиться и терять свой прекрасный запах; тело впервые начинает потеть и неприятно пахнуть. Боги и богини, с которыми он привык делить удовольствия мира богов, полностью отворачиваются от него, видя эти признаки смерти и убегают. Подношения больше не помогают и не вдохновляют, они разбрасывают цветы за собой, подобно дождю и постоянно молятся, чтобы будущее перерождение было использовано умело с тем, чтобы вновь обрести блаженство мира богов. Другие же боги просто избегают умирающего, они оставляют его проводить оставшуюся неделю в одиночестве, в размышлениях, не понимая, что то же ожидает и их. Умирающий бог чувствует огромную тоску, потому что его перерождение неизбежно будет более низким. Более того, период в 7 дней сопоставим с 700 годами, таким образом, боги испытывают это страдание изменения очень долгое время.

       По этой причине Будда, исследовав различные миры, сказал, что нет места в цикле перерождений, которое было бы свободно от печали:

страдание - это основное переживание непросветленного существования.

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.