Место аудита в системе финансового контроля и каковы отличия аудита от иных форм контроля — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Место аудита в системе финансового контроля и каковы отличия аудита от иных форм контроля

2019-08-07 452
Место аудита в системе финансового контроля и каковы отличия аудита от иных форм контроля 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕШНЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТА

Контролем качества аудиторской деятельности называют процедуры и методы, которые используются для того, чтобы определить соответствие работы компании или частного аудитора определенным законодательством требованиям.

 

ПЛАНОВЫЕ И ВНЕПЛАНОВЫЕ

 

 Внешние плановые проверки осуществляются не чаще, чем раз в год, и не реже, чем раз в 5 лет, внеплановые назначаются после поступления жалоб на аудиторов при нарушении законов, стандартов, правил, Кодекса этики.

 

Основанием также может послужить истечение срока исполнения такой аудиторской организацией предписания, обязывающего ее устранить выявленные нарушения требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, вынесенного по результатам внешней проверки качества ее работы и устанавливающего сроки устранения данных нарушений.

 

В случае выявления в ходе контроля качества ненадлежащего выполнения аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами своих обязанностей СРО аудиторов, членами которой они являются, может применить следующие меры дисциплинарного воздействия:

1) вынести предписание, обязывающее устранить выявленные нарушения и устанавливающее сроки их устранения;

2) вынести предупреждение в письменной форме о недопустимости выявленных нарушений;

3) выписать штраф;

4) вынести решение о приостановлении членства в СРО на срок до устранения выявленных нарушений, но не более 180 календарных дней;

5) вынести решение об исключении аудиторской организации или индивидуального аудитора из членов СРО.

 

Контроль качества в отношении конкретной проверки содержит в себе:

· анализ общего плана и программы аудита;

· оценку неотъемлемого риска и риска средств внутреннего контроля, в т.ч. результатов тестов средств внутреннего контроля и поправок, внесенных в общий план и программу аудита;

· документальное отражение аудиторских доказательств, полученных в результате процедур проверок по существу, и выводов, сделанных на их основе, в частности результатов консультаций;

· исследование финансовой отчетности, предлагаемых поправок и аудиторского заключени

 

СИСТЕМА ВНУТРИФИРМЕННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТА АУДИТА

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АУДИТОРА ЗА НЕКАЧЕСТВЕННО ПРОВЕДЕННЫЙ АУДИТ

Ответственность аудитора – это санкции, налагаемые на аудиторскую фирму, обусловленные неисполнением (либо некачественным исполнением) одного или нескольких пунктов договора с заказчиком услуг. Вид ответственности определяется законами РФ – различают три вида: Административная, Гражданско-правовая, Уголовная.

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АУДИТОРА

Наиболее распространенная причина наступления гражданско-правовой ответственности аудиторской организации – ее несостоятельность и неспособность выполнить заказанные работы качественно. Однако взыскание убытков с неквалифицированного аудитора не происходит автоматически: клиент аудитора должен доказать наличие связи между халатностью и наступившими негативными последствиями. Доказательством невиновности аудиторской фирмы может быть признано соответствие произведенных работ общепринятым стандартам.

По статье 15 Гражданского Кодекса аудитор должен компенсировать следующие убытки:

· Упущенную из-за ошибки проверяющего выгоду предприятия-клиента.

· Дополнительные расходы (судебные, а также траты на перепроверку).

МЕТОДЫ АУДИТА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Методы аудита – это варианты осуществления аудиторских проверок, согласно регламенту общепринятых внутрифирменных стандартов аудита.

 

Исходя из трактовки закона «Об аудиторской деятельности» индивидуальные аудиторы и аудиторские компании могут сами определять какие методы использовать при проведении аудиторских проверок.

 

 В широком смысле, все методы аудита можно разделить на две основные группы. Первая группа - Методы организации аудиторских проверок. Вторая группа - Методы сбора аудиторских доказательств.

 

СУЩЕСТВЕННОСТЬ В АУДИТЕ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Основной целью аудиторской проверки является заключение о достоверности бухгалтерского учета и отчетности проверяемого субъекта. Гарантировать абсолютную достоверность аудиторского заключения невозможно в силу самой специфики проверки – выборочность, ограниченность времени и применяемых процедур и т.д. Для снижения вероятности появления ошибок аудиторы на этапе подготовки к проверке проводят специальную процедуру - определение уровня существенности.

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ СУЩЕСТВЕННОСТИ

Различают два способа, которым производят определение уровня существенности в аудите – качественный и количественный. При качественной оценке аудитор определяет, носят ли существенный характер выявленные ошибки, если они не могут быть определены в суммовом выражении. К таким ошибкам могут быть отнесены, например, искажения учетной политики или отсутствие в пояснительной записке информации о допущенных отклонениях от требований законодательства.

При количественной оценке рассчитывается предельный уровень существенности в виде конкретной суммы. Если обнаруженные нарушения не превышают рассчитанный лимит, то они признаются несущественными, а отчетность – достоверной.

Т.к. на практике встречаются как качественные, так и количественные ошибки, то эти способы определения уровня существенности применяются в комплексе.

Расчет уровня существенности

Для того, чтобы при количественной оценке рассчитать уровень существенности в аудите, можно использовать абсолютные или относительные показатели. Абсолютные показатели на практике используются редко, т.к. для разных проверяемых субъектов, имеющих различный масштаб деятельности, одна и та же сумма отклонения может быть, как существенной, так и незначительной. Однако многие специалисты считают, что необходимо установить сумму, начиная с которой ошибка будет признаваться существенной для любого субъекта, независимо от размера его бизнеса.

Для того, чтобы понять, как определить уровень существенности с помощью относительных показателей, нужно сначала выбрать базу для расчета. В качестве базы может быть выбран как один показатель, так и несколько. Если применяется один критерий, то в качестве него, как правило, используется валюта баланса.

Стандарты аудиторской деятельности определяют только самые общие правила проведения проверок. Поэтому аудитор сам выбирает конкретную методику, по которой определяется уровень существенности. Как рассчитать базовые показатели, какие применить коэффициенты и методику усреднения – специалист решает самостоятельно, на основании своего профессионального опыта и особенностей проверяемой компании.

Частный уровень существенности в аудите определяется путем распределения общего уровня, рассчитанного одним из указанных выше способов, по отдельным счетам бухгалтерского учета. Это распределение обычно производится пропорционально доле остатков по соответствующим счетам в валюте баланса.

Вывод

ПОД УРОВНЕМ СУЩЕСТВЕННОСТИ ПОНИМАЕТСЯ ПОКАЗАТЕЛЬ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ПРЕДЕЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОБНАРУЖЕННЫХ ОШИБОК. ПРИ ПРЕВЫШЕНИИ УКАЗАННОЙ ВЕЛИЧИНЫ АУДИТОР МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ВЫВОД О НЕДОСТОВЕРНОСТИ ОТЧЕТНОСТИ ПРОВЕРЯЕМОГО СУБЪЕКТА. УРОВЕНЬ СУЩЕСТВЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАЧЕСТВЕННО (С ПОМОЩЬЮ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ) И КОЛИЧЕСТВЕННО - НА ОСНОВАНИИ ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ МАСШТАБ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОВЕРЯЕМОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.

 

АУДИТОСРКОЕ ЗАДАНИЕ: ОФОРМЛЕНИЕ И ПОРЯДОК ПЕРЕСОМТРА

 

Аудиторское задание устанавливает условия проведения аудита. В нем отражаются основные цели, обязанности аудитора, характер и объем аудиторских процедур, направленных на выражения мнения об уровне достоверности отчетности предприятия.

Согласование условий проведения аудита требует от аудитора и его клиента согласования условий аудиторского задания. Согласованные условия должны быть закреплены в форме письма-соглашения или какого-либо иного документа, имеющего силу договора.

Отправка аудитором письма-соглашения об условиях аудиторского задания до начала аудита с целью помочь избежать недоразумений в отношении ее проведения соответствует интересам как аудируемой организации, так и аудитора.

 

Стандартное письмо-соглашение включает, как правило, следующие пункты:

1. Цель проведения аудиторской проверки финансовой отчетности

2. Положение об ответственности руководства за подготовку финансовой отчетности

 3. Объем аудиторской проверки

4. Подготовка отчета или какая-либо иная форма передачи результатов выполнения задания

5. Заявление о том, что в силу характера тестирования и прочих ограничений, присущих аудиту, в совокупности с ограничениями, присущими системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля, существует неизбежный риск того, что даже самые существенные искажения могут остаться невыявленными.

6. Условие о предоставлении неограниченного доступа ко всем записям, документам и иной информации, запрашиваемой в связи с проведением аудита.

 

При проведении повторных аудиторских заданий аудитор должен оценить необходимость пересмотра условий аудиторского задания в сложившихся обстоятельствах, а также необходимость напоминания организации о действующих условиях аудиторского задания.

           

Факторы, влияющие на пересмотр условий аудиторского задания или напоминания организации о существующих условиях:

· любой признак того, что аудируемая организация неправильно понимает цель и объем аудита;

· любые пересмотренные или специальные условия аудиторского задания;

· недавнее изменение в составе высшего руководства;

·  значительное изменение в составе собственников;

· значительное изменение в характере или масштабе деятельности аудируемой организации;

·  изменение в требованиях закона или нормативных актах;

·  изменение в концепции подготовки финансовой отчетности, принятой при подготовке финансовой отчетности;

· изменение в прочих требованиях, связанных с отчетностью.

 

 

Принятие изменений в условиях аудиторского задания

 

Аудитору запрещается соглашаться на внесение изменений в условия аудиторского задания в случаях, когда для этого отсутствует разумное обоснование.

 

Запрос от аудируемой организации аудитору на внесение изменений в условия аудиторского задания может явиться результатом изменения обстоятельств, затрагивающих саму необходимость в данной услуге, непонимания характера аудита в изначально заказанном формате или ограничения объема аудита, наложенного руководством или вызванного иными обстоятельствами. Аудитор, как это требуется пунктом 14, изучает предложенное обоснование запроса на внесение изменений, уделяя особое внимание последствиям того или иного ограничения на объем аудита.

 

Изменение в обстоятельствах, затрагивающее требования аудируемой организации, или неправильное понимание самой сути изначально заказанных услуг могут считаться разумными основаниями для запроса изменений в условиях аудиторского задания.

 

Напротив, изменение условий не может считаться оправданным, если оказывается, что запрашиваемое изменение относится к информации, которая неверна, не является исчерпывающей или не удовлетворяет иным требованиям. В качестве примера может выступать ситуация, когда аудитор не в состоянии получить достаточное количество надлежащих аудиторских доказательств, касающихся дебиторской задолженности, а аудируемая организация запрашивает замену аудита на обзорную проверку, чтобы избежать получения мнения с оговоркой или отказа от выражения мнения

 

Если до завершения аудиторского задания аудитор получает запрос на замену проводимого аудита на такую проверку, которая обеспечивает более низкий уровень уверенности, аудитор должен определить, существует ли для этого какое-либо разумное обоснование.

Если аудитор придет к выводу, что имеется разумное обоснование замены аудита на обзорную проверку или на сопутствующие услуги, то вся выполненная к моменту замены аудиторская работа может оказаться уместной и в условиях изменившегося аудиторского задания; однако работа, которую еще только предстоит выполнить, а также заключение, которое предстоит выпустить, должны быть такими, чтобы соответствовать уже пересмотренному аудиторскому заданию. Чтобы не ввести в заблуждение пользователя, в отчет по сопутствующим услугам не включаются ссылки:

· на аудит, проводимый впервые, или

· любые процедуры, которые, возможно, уже были выполнены в рамках аудиторского задания, проводимого впервые, за исключением случая, когда проведение аудита заменяется на выполнение согласованных процедур и, следовательно, упоминание тех процедур, которые уже были выполнены, составляет обычную часть отчета.

 

Если условия аудиторского задания меняются, аудитор и руководство должны согласовать и изложить новые условия выполнения задания в тексте письма-соглашения о проведении аудита или иной приемлемой разновидности письменного соглашения.

 

Если аудитор не в состоянии согласовать изменения условий аудиторского задания, а руководство не разрешает ему продолжать начатое задание на исходных условиях, аудитор должен:

· отказаться от дальнейшего проведения этого аудиторского задания, если это допускается в соответствии с применимыми законами или нормативными актами;

· определить, предусмотрена ли обязанность - договорная или иного рода - докладывать о таких обстоятельствах третьим лицам, таким как лица, отвечающие за корпоративное управление, собственники или регулирующие органы

 

 

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС ПЛАНИРОВАНИЯ АУДИТА

Планирование аудита – один из важнейших этапов аудиторской проверки, на котором вырабатывается оптимальная стратегия и тактика проведения аудита с учетом индивидуальных особенностей каждого аудируемого лица.

 

От того, как аудитор спланировал проведение проверки, зависит рациональность использования трудоресурсов аудиторской организации, минимизация затрат и времени проведения аудита, риск необнаружения существенных ошибок в финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента.

 

Задачами планирования аудита являются:

· установление этапов и сроков работы с клиентом;

· определение затрат;

· рациональное использование рабочего времени специалиста;

· подготовка адекватной рабочей группы специалистов для работы с клиентом;

· определение разделов аудита, имеющих наибольшее значение для формирования аудиторского мнения;

· распределение между специалистами разделов аудита, обязанностей и ответственности;

· создание условий для осуществления последовательного контроля за аудитом;

· обеспечение взаимодействий с бухгалтерией аудиторской фирмы по вопросам финансового планирования.

 

На процесс планирования аудита влияет ряд факторов.

 

ПЕРВЫЙ ФАКТОР - деятельность аудируемого лица, в том числе:

 

· общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;

·  особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;

·  общий уровень компетентности руководства;

 

ВТОРОЙ - системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:

 

• учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;

 

• влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

 

• планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

 

ТРЕТИЙ - риск и существенность, в том числе:

 

• ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;

 

• установление уровней существенности для аудита;

 

• возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;

 

• выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;

 

ЧЕТВЁРТЫЙ - характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:

 

• относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;

 

• влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;

 

• существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

 

д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:

 

• привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;

 

• привлечение экспертов;

 

• количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;

 

• количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;

 

 ПЯТЫЙ - прочие аспекты, в том числе:

 

• возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;

 

• обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;

 

• особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;

 

• срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;

 

• форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.

 

ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ АУДИТА

 

 

Планирование аудиторской проверки производится в три этапа;

 

1-Й ЭТАП - ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Производится на стадии выбора клиента (СМОТРИ ВОПРОС 17)

 

2-Й ЭТАП - РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ ОБЩИЙ ПЛАН АУДИТА

Общий план является описанием предполагаемого объема, порядка, графиков и сроков  проведения проверки.

 

В общем плане рекомендуется предусмотреть:

· численность и квалификацию аудиторов в аудиторской группе;

· распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;

· инструктирование всех членов группы об их обязанностях, их ознакомление с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с общим планом аудита;

· контроль руководителя группы за выполнением плана, качеством работы членов группы, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита

·  разъяснение руководителем группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур (на этапе подготовки общего плана и программы аудита такие разъяснения могут способствовать пониманию деятельности экономического субъекта и особенностей его системы внутреннего контроля, а также получению оценок аудиторских рисков);

· документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке того или иного факта между ним и руководителем группы.

 

ПРИ РАЗРАБОТКЕ ОБЩЕГО ПЛАНА АУДИТА АУДИТОРУ НЕОБХОДИМО ПРИНИМАТЬ ВО ВНИМАНИЕ:

а) деятельность аудируемого лица, в том числе:

· общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;

· особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;

· общий уровень компетентности руководства;

 

б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:

· учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;

· влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

· планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

 

в) риск и существенность, в том числе:

· ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;

· установление уровней существенности для аудита;

· возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;

· выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;

 

г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:

· относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;

· влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;

· существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

 

е) прочие аспекты, в том числе:

· возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;

· обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;

· особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;

· срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;

· форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.

 

3-й этап - составляется аудиторская программа.

 

Программа аудита является набором инструкций для аудитора, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. Определяет объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур.

 

В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов. В процессе разработки программы аудита следует учитывать вопросы, указанные выше.

 

 

МЕСТО АУДИТА В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И КАКОВЫ ОТЛИЧИЯ АУДИТА ОТ ИНЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ

Аудит представляет собой одну из форм финансового контроля и осуществляется наряду с другими его видами: государственным финансовым контролем, ревизией, судебно-бухгалтерской экспертизой.

Место аудита в системе финансового контроля может рассматриваться в двух направлениях:

Деятельность, имеющая строго регламентированную структуру, осуществляемая специально сформированными органами контроля, за порядком соблюдения финансового законодательства и дисциплины всех экономических субъектов.

Неотъемлемый атрибут управления финансами и денежными потоками на всех уровнях в целях обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций

Осуществление государственного финансового контроля в России возложено на множество структур, а именно:

· Счетная палата Российской Федерации.

· Министерство финансов России, в составе которого также принимают участие в процессе Департамент государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухгалтерского учета, контрольно-ревизионные органы Минфина России в субъектах РФ.

· Федеральная налоговая служба.

· Федеральное казначейство и Росстрахнадзор.

· Министерство экономического развития и торговли.

· Федеральная таможенная служба.

· Центральный банк Российской Федерации.

· Контрольные органы законодательных органов субъектов РФ.

Право назначать проверки, осуществляемые вышеупомянутыми структурами, имеют:

· Президент РФ.

· Государственная дума.

· Совет Федерации Федерального собрания РФ.

· Контрольное управление Президента РФ.

· Федеральные органы исполнительной власти.

· Органы власти субъектов РФ.

· Правоохранительные органы.

· Федеральные службы безопасности и МВД России.

· Руководители органов государственного финансового контроля.

Методами финансового контроля являются: документальная и камеральная проверка, экономический анализ, обследование, ревизия. По мнению абсолютного большинства специалистов, первое место принадлежит ревизии.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке операций со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, по использованию федеральной собственности и осуществлению финансово-хозяйственной деятельности, совершенных ревизуемым объектом в определенном периоде, а также проверке их отражения в бухгалтерском учете и отчетности.

Цель ревизии - определение законности, полноты и своевременности взаимных платежей и расчетов проверяемого объекта и федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также эффективности и целевого использования государственных средств.

Объекты ревизии - все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды, а также органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, союзы, ассоциации и иные объединения (независимо от видов и форм собственности), если они получают, перечисляют и используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность, либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Основными задачами ревизии являются:

· осуществление контроля за соблюдением государственной финансовой дисциплины и экономным использованием государственных средств;

· обеспечение сохранности материальных и денежных ресурсов;

·  правильность постановки бухгалтерского учета;

· пресечение хозяйственных правонарушений.

Ревизор назначается проверяющей организацией и отчитывается перед ней. Она же оплачивает его труд. По результатам ревизии составляется акт, на основе которого делаются организационные выводы в отношении руководства проверяемой организации и ее бухгалтерского аппарата, налагаются взыскания.

Аудит (аудиторская деятельность) - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - аудируемые лица).

Цель аудита - выразить мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц; о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета аудируемых лиц законодательству Российской Федерации.

Таким образом, аудит отличается от ревизии по целому ряду оснований:

1. По целям, на которые они направлены:

- аудит выявляет и фиксирует недостатки хозяйственной деятельности организации;

- ревизия не только выявляет недостатки, но и способствует их устранению и наказанию виновных;

2. По правовому регулированию:

- отношения в области аудита регулируются гражданским правом (на основе хозяйственных договоров). Клиент самостоятельно выбирает аудитора.

- отношения ревизии регулируются административным правом (на основе законов, приказов). Клиент не выбирает ревизора, его назначают

3. По объектам контроля:

- объект аудита - то, что ухудшает платежеспособность организации, ее финансовое состояние;

- объект ревизии - то, что нарушает законодательство РФ и учетную политику организации (государства);

4. По типу управления:

- в аудите присутствуют горизонтальные (добровольные) связи;

- при проведении ревизии - вертикальные (основанные на административном приказе и принуждении);

5. По решаемым практическим задачам:

- проведение аудита способствует привлечению новых пассивов, а также укреплению платежеспособности;

- ревизия направлена на сохранение активов организации, а также пресечение различных злоупотреблений (правонарушений);

 6. По достигнутым результатам:

- при аудите составляется аудиторское заключение, а также различные рекомендации для проверяемой организации;

- при ревизии - акт ревизии, делаются организационные выводы, взыскания, обязательные указания.

Аудит является методом осуществления независимого вневедомственного контроля, но он не подменяет собой Государственный финансовый контроль.

Хотя различий между аудитом и ревизией много, тем не менее, ряд ревизорских методов, приемов, подходов к Проверке может и должен рационально использоваться в аудите.

Судебно-бухгалтерская экспертиза – это процессуально-правовая форма применения экспертно-бухгалтерских знаний в целях получения источника доказательств по уголовным и гражданским делам.

 

Экспертиза дает ответ на поставленные судом вопросы, в то время как целью аудита является выражение мнения. Результат экспертизы во многом зависит от того, как сформулированы вопросы для эксперта.

 

Отличие аудита от судебно-бухгалтерской экспертизы заключается в том, что СБЭ проводится по решению судебных органов и направлена на получение источника доказательств при наличии уголовного или арбитражного дела. Общие положения о судебной экспертизе, закрепленные в Федеральном законе от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», распространяются на все виды судебных экспертиз, включая и судебно-бухгалтерскую.

 

 

2. ПРИНЦИПЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СКЕПТИЦИЗМ

 

ОСНОВНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ, СВЯЗАННЫЕ С АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ:

 

НЕЗАВИСИМОСТЬ выражается в отсутствии у аудитора при формировании своего мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого субъекта, а также в отсутствии зависимости от третьих лиц. Реализация принципа предполагает достижение аудиторской организацией полной самостоятельности при планировании, проведении и оформлении результатов аудиторской проверки.

 

ЧЕСТНОСТЬ - принцип аудита, заключающийся в обязательной приверженности аудитора профессиональному долгу, а также следовании общим нормам морали.

 

 ОБЪЕКТИВНОСТЬ - принцип аудита, заключающийся в обязательности применения аудитором непредвзятого, беспристрастного и самостоятельного, не обусловленного каким-либо влиянием, подхода к рассмотрению любых профессиональных вопросов и формированию суждений, выводов и заключений.

 

 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - данный принцип определяется то, что аудитор должен соответствовать своей квалификации в вопросах аудита того объекта, который подлежит аудиторской проверке. То есть, аудитор должен обладать необходимым набором знаний и навыков в части аудита проверяемого объекта.

 

ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ - принцип аудита, заключающийся в обязательности оказания аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей.

 

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ - Данный принцип предполагает, что аудитор не имеет права разглашать результаты аудита, или передавать документы третьим лицам. Исполнение принципа конфиденциальности обеспечивается и регулируется Уголовным кодексом РФ и Законом «Об аудиторской деятельности».

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - принцип аудита, заключающийся в соблюдении приоритета общественных интересов и в том, что аудитор должен поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживаться от совершения поступков, несовместимых с оказанием своих услуг и способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии, нанести ущерб ее общественному имиджу.

 

Принцип профессионального поведения определяет перечень случаев, когда аудит не возможен:

· Если аудитор является заинтересованным лицом (учредителем) клиента.

· Если аудитор состоит в родстве или близких отношениях с заинтересованным лицом (учредителем) клиента.

· Если аудиторская организация является заинтересованным лицом (учредителем) клиента.

 

Принципы аудита основываются на его независимости как вида финансово-хозяйственного контроля, высоких профессиональных, культурных и морально-волевых качествах аудитора, научной организации и прогрессивной методологии выполнения аудиторского процесса.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СКЕПТИЦИЗМ – это необходимое качество аудитора, заключающееся в том, что он при формировании своего мнения всегда должен принимать во внимание, что в силу объективных и субъективных причин получаемые им аудиторские доказательства могут быть неверными, содержать ошибки и искажения.

 

Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений.

 

3. ВИДЫ АУДИТА

Аудит по отношению к аудируемой организации:

 

· внешний – проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта, тестируется существующая система внутреннего контроля;

 

· внутренний – организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства или собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухучета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. Проводят аудит аудиторы, работающие непосредственно в данной организации, а также можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.

 

Виды аудита по решаемым задачам (по объекту изучения):

 

· Управленческий аудит – проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производст


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.