Выпускная квалификационная работа магистра — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Выпускная квалификационная работа магистра

2019-08-07 347
Выпускная квалификационная работа магистра 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Жданова Елена Васильевна

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА МАГИСТРА

по направлению 45.04.01 «Филология»

профиль «Русская литература»

Мир детства в прозе Валентина Распутина

канд. филол. наук, канд. культурологии, доц. каф. новейшей русской литературы ____________В.Я.Иванова   Рецензент – доц. каф. русского яз. филол. фак., ФГБОУ ВО «СПбГУ» А. А. Митрофанова
  Нормоконтролёр − ст. лаборант _____________ С,А.Гапочко    

Работа защищена

«___» _______ 2019 г.

с оценкой __________

Протокол № ________

 

 

Иркутск 2019


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

 

3  

 

  Глава I

Образы детей и взрослых в семье в прозе Валентина Распутина

7  

 

    § 1. Изучение темы детства в распутиноведении 7   § 2. Генезис темы детства в творчестве писателя: публикации в газете «Советская молодежь» 14   § 3. Образ ребёнка в художественной системе Валентина  Распутина 27   § 4. Образ отца в художественной системе Валентина  Распутина 32   § 5. Образ бабушки в художественной системе Валентина Распутина 35  

Выводы                             

41  

 

  Глава II

Образ дома в контексте мира детства в прозе Валентина

Распутина

42  

 

    § 1. Эволюция образа избы в творчестве Валентина  Распутина 43   § 2. Образ окна в избе в художественной системе Валентина Распутина 53   § 3. Образ дома учительницы в художественной системе Валентина Распутина 56  

Выводы

58 Глава III

Образы Ангары и тайги в контексте мира детства в прозе

Валентина Распутина

60  

 

    § 1. Образ Ангары в художественной системе Валентина Распутина 60   § 2. Образ тайги в художественной системе Валентина Распутина 71  

Выводы

77

 

 

Заключение

78  

Список литературы

81

 

 

Введение

Валентин Распутин – один из крупнейших писателей, чьё творчество с каждым годом приобретает всё большую значимость для читателей. Человек совести, гражданин своей страны и писатель мирового уровня, В. Г. Распутин в первую очередь известен большинству читателей как автор повести «Прощание с Матёрой», в которой писатель отразил нелёгкую судьбу своих односельчан. Художественный мир автора, герои и персонажи его прозы, народное слово в рассказах и повестях Валентина Распутина, его мифопоэтика неизменно привлекают внимание исследователей творчества В. Г. Распутина.

В творчестве В. Г. Распутина немаловажную роль играет мир детства, являющийся важнейшим компонентом мифопоэтической и философской системы писателя, поэтому в данном исследовании он будет предметом исследования.

Для того чтобы наиболее полно раскрыть мир детства, представленный в творчестве В. Г. Распутина, необходимо рассмотреть его с разных аспектов, начиная от детских образов в ранней публицистике и заканчивая мифопоэтическими образами позднего творчества.

Женские образы глубоко и полно рассмотрены в работах Н. Н. Подрезовой, С. С. Имихеловой, А. Ю. Большаковой, Т. Л. Рыбальченко, М. А. Сорокиной, Е. С. Гапон, Алиссы ДеБласио, И. В. Ащеуловой, А. В. Игнатьевой Н. В. Каблуковой, Т. Н. Марковой, Е. В. Маскиной, С. С. Раджпута, И. В. Ходченковой, Е. К. Холодковой, Г. А. Эмировой, в исследовании И. П. Калининой «Русская семья и традиции национального жизнеустройства в повестях В. Г. Распутина «Пожар» и «Дочь Ивана, мать Ивана», поэтому этот аспект опускается как достаточно исследованный в распутиноведении.

Актуальность данного исследования обусловлена потребностью в дальнейшей разработке в распутиноведении тему детства как одной из важных для творчества писателя.

Объектом исследования в данной работе является художественный мир прозы В. Г. Распутина.

Предметом исследования являются мир детства в прозе В. Г. Распутина, анализ которого помогает более полно понять мифологическую модель мира писателя как семиотическую систему, представляющую собой художественную  систему этических ценностей.

Целью магистерской диссертации является анализ художественных образов, связанных с темой детства в прозе В. Г. Распутина, анализ их развития и становления в целостную художественную систему мира детства в прозе писателя.

Для достижения поставленной цели надо решить промежуточные задачи:

1. Описать и проанализировать генезис художественных образов детей у автора.

2. Описать и проанализировать художественный образ дома (образ родительской избы-матери и образ окна, образ дома учительницы) в прозе В. Г. Распутина.

3. Описать и проанализировать образы Ангары и тайги в контексте мира детства В. Г. Распутина.

В связи с этим нужно рассмотреть художественные приёмы, с помощью которых Распутин достигает целостности своей философской концепции на уровне воссоздания художественного мира.

Новизна представленной работы заключается в том, что в ней анализируется мир детства в прозе В. Г. Распутина, представленные образами детей, родителей, бабушки, которые являются частью мифологической модели мира художественной реальности писателя.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что будут выделены как самостоятельный предмет изучения, проанализированы и осмыслены некоторые образы в прозе В. Г. Распутина для представления целостной художественной картины мира детства писателя.

Степень разработанности проблемы. В научном пространстве намечается подход к осмыслению заявленной темы, до сих пор тема детства в прозе В. Г. Распутина не была в распутиноведении выделена как особая. И  на сегодняшний день данная тема затронута в работах известных распутиноведов лишь в отдельных аспектах.

Методологическая основой данной работыявляются системный подход, сравнительно-типологический, герменевтический подходы с элементами семиотического анализа при рассмотрении художественного и публицистического текстов В. Г. Распутина.

В диссертационном исследовании рассмотрены работы А. Н. Губайдулиной, С. С. Имихеловой, Е. А. Полевой, посвящённые анализу отдельных сторон темы детства в творчестве В. Г. Распутина, работы А. А. Митрофановой, Н. В. Ковтун, О. Н. Шахеровой, раскрывающие многие аспекты мифопоэтики художественного мира писателя, статьи В. Я. Ивановой, в которых творчество В. Г. Распутина рассматривается с семиотических позиций, диссертационная работа М. А. Сорокиной «Идеи народной педагогики в творчестве В. Г. Распутина», статья А. П. Козырева о началах русской философии в прозе писателя, а также теоретические труды А. Н. Афанасьева, В. Н. Топорова и других, необходимые для раскрытия вопросов мифологии по данной теме.

Работа состоит из введения, трёх глав и списка литературы.

Первая глава «Образы детей и взрослых в семье в прозе Валентина Распутина» посвящена генезису образа ребёнка в творчестве автора, систематизации образов мальчиков и девочек, образу отца и бабушки, выявлению особенностей данных образов, их роль в становлении философской картины мира В. Г. Распутина.

Вторая глава «Образ дома в контексте мира детства в прозе Валентина Распутина» посвящена анализу динамики образа избы в творчестве писателя, раскрытию идеи воплощения в избе образа матери и силы русской женщины, анализу образа ребёнка в доме, слиянию образов избы-матери и образа ребёнка в образ избы с окнами и печью как метаобраз матери и дитя, образу дома учительницы.

Третья глава «Образы Ангары и тайги в контексте мира детства в прозе Валентина Распутина» посвящена анализу образов Ангары и тайги в творчестве В. Г. Распутина, преломление образов Ангары и тайги сквозь оптику детского восприятия, исследованию мира детства как пространства совести в контексте творчества писателя.


Выводы

В первой главе были проанализированы образы детей и взрослых в семье, начиная с первых газетных публикаций В. Г. Распутина, и заканчивая поздними рассказами писателя. Рассмотренные образы детей и взрослых в семье представляют собой разнообразный мир детства прозы Валентина Распутина.

Образы мальчиков в прозе В. Г. Распутина связаны с категориями поиска, открытий, риска и смерти. Они взаимосвязаны с образом отца, фигура которого воплощает функцию защиты мира от внешнего хаоса.

Образы девочек связаны с прообразом Богородицы, который наиболее полно воплощён в женских образах в прозе В. Г. Распутина. Особое место в творчестве В. Г. Распутина занимает женская судьба. Вопрос «Что происходит с Россией?» напрямую связан у писателя с вопросом традиционного воспитания девочек, которое должно быть основано на целомудрии и гармонии.

Носителями традиций в прозе В. Г. Распутина являются старухи. Образ старухи в семье показан с позиций дочери, матери и бабушки. Важнейшие мысли В. Г. Распутина переданы в прозе через беседы старух, среди которых существенную роль играют разговоры бабушки с внучкой или внуком. Образ бабушки наделён наибольшей силой влияния, потому что её полновесное слово укоренено в народных традициях и нравственных устоях, которые она опосредованным образом передаёт следующему поколению.

В прозе В. Г. Распутина семья наделена важнейшей охранительной функцией, обеспечивающей цельность и полноту мира детства, в котором пребывает ребёнок.


В прозе Валентина Распутина

Валентин Распутин в своём очерке «Откуда есть-пошли мои книги», размышляя о корнях литературного творчества, отмечает, что «<…>сосредоточенность писательского труда требует сосредоточенной жизни, и уверен: писатель начинается в детстве от впечатлений, которыми напитывается именно тогда. Он может затем долго не знать себя как писателя, а может быть, и никогда не узнать, однако душа засеяна, вздобрена, и она при направленном обращении к ней в любой момент способна дать урожай» [55, с. 5]. Из всех детских впечатлений, которыми была засеяна его душа, Валентин Распутин важнейшими для себя считает образы Ангары, семьи и родного языка: «…Первые мои впечатления связаны с Ангарой, потом с матерью и бабушкой. Я понимаю, что должно быть наоборот, ведь не Ангара же вспоила меня грудным молоком, но, сколько ни веду я в себе раскопки, ничего прежде Ангары не нахожу. Вероятно, присутствие матери было настолько естественным и необходимым, сращенность была настолько полной, что я не отделял себя от неё<…>» [55, с. 6]. Авторское самосознание В. Г. Распутина изначально слито с образом матери в единое целое, и это проявило себя в способе отображения писателем действительности, в первую очередь, на формировании архетипического образа избы в его поэтике.

А. Н. Афанасьев в своих трудах, посвящённых изучению поэтического мировоззрения славян, отмечает, что вследствие естественных условий, определивших первоначальное развитие славян, их жизнь проходила в кругу родной семьи и рода. В их представлениях изба является сакральным местом, в котором до славян жили их предки, а после них продолжат жить их потомки [65, с. 63–64].

В образной системе В. Г. Распутина нашли своё отражение глубоко народные представления о мироустройстве, в которых одно из первых мест принадлежит образу избы-кормилицы.

В данной главе будут рассмотрены различные аспекты образа избы, являющиеся основными структурными элементами образа избы-матери, которые раскрывают мир детства прозы В. Г. Распутина.

 

Образ дома учительницы

Выводы

Во второй главе был проанализирован образ дома в прозе В. Г. Распутина, включающий в себя образы окон, печи, камина, а также был рассмотрен образ дома учительницы.

Образ избы, занимая значительную часть внутреннего пространства мифопоэтики писателя, образует важнейший элемент мира детства прозы Валентина Распутина. Образ избы с древнейших времён воспринимается человеком как сакральное пространство, в котором проходит вся его жизнь, начиная с раннего детства и заканчивая старостью. Место, где стоит изба, внутреннее пространство дома, расположение вещей в комнате, помимо практического применения, наполнены этическим смыслом и устанавливают миропорядок. В образе избы отражается микромодель человеческой жизни, которая вмещает в себя и хорошее и плохое. Образ избы отражает нравственное состояние её хозяина и общества: изба старухи Анны сохраняет тепло человеческих рук, избы на Матёре сожжены перед затоплением, изба старухи Агафьи перевезена на новое место поселения и восстановлена её руками, учительский дом, где жила Лидия Михайловна, назван квартирой.

Образы избы и печи, совпадающие друг с другом на этимологическом и внутриструктурном мифопоэтическом уровнях, представляют собой соединённый образ избы-матери с образом ребёнка. Образ камина, воплощающий в себе творческую силу детства, дополняет полноту реализации образа избы с печью.

Дом учительницы олицетворяет собой нравственную силу культуры, которая формирует сознание ребёнка, являясь важнейшей частью духовно-нравственного воспитания личности.

Рассмотренный образ избы, выраженный в мифопоэтике писателя через образы окон, печи, камина, а также образ дома учительницы, полностью раскрывают художественный потенциал образа дома в контексте мира детства в прозе Валентина Распутина.


В прозе Валентина Распутина

Образы Ангары и тайги являются генеральными в мифопоэтике В. Г. Распутина. Как вспоминает сам писатель о своей родной деревне: «На двух сокровищах стояла Аталанка – на Ангаре и на тайге, – и ни того ни другого не осталось. Ангара, Ангара! – изумрудная наша красавица, еще и теперь протекающая по моему сердцу, – сколь многим она меня напоила и накормила! <... > Жила деревня огородами. Да еще тайгой и Ангарой» [55, с. 6].

Ангара и тайга являются сакральным пространством в мироустройстве народов, которые живут рекой и тайгой; это нашло отражение в фольклоре малых народов Сибири, гдеэти образы заняли центральное место, повлияли на формирование мировоззрения сибирских народов. Как считает писатель, чуткое благоговейное отношение к миру воспитывается у ребёнка с детства, когда вместе со сказками, преданиями и бывальщинами, он впитывает тайну бытия, которая касается и его собственной жизни. Поэтому в прозе В. Г. Распутина образы Ангары и тайги нашли своё воплощение в слиянии мира детства с природой, тайны с поэзией, что наиболее ярко проявилось в образе ребёнка, включённого в мир реки и тайги.

 

Выводы

В третьей главе были рассмотрены образы Ангары и тайги в художественной системе В. Г. Распутина.

Образы Ангары и тайги являют собой сакральный локус мира детства В. Г. Распутина, отражающие в прозе писателя национальные образы русского мира. Являясь важнейшими нравственными императивами, они придают миру детства полноту и целостность, которая воплощена через образ ребёнка, включённого в мир реки и тайги, чьё сознание является частью сакрального пространства. В раннем возрасте на Ангаре и в тайге ребёнок набирается впечатлений, которые формируют его нравственно-эстетическую систему ценностей, на которую он опирается во взрослой жизни. На Ангаре и в тайге ребёнок проходит инициацию, которая является ступенью его перехода из мира детства в мир юношества.


Заключение

 

В данной работе был рассмотрен мир детства в прозе Валентина Распутина в аспекте изучения художественных образов. Для наиболее полного раскрытия темы мир детства был представлен с разных сторон, начиная с анализа художественных образов детей и взрослых в ранней публицистике иркутского периода В. Г. Распутина и заканчивая мифопоэтическими образами, связанными с миром детства в зрелом творчестве писателя.

В первой главе были представлены научные работы, в которых разбиралась малоизученная в распутиноведении тема детства как один из аспектов творчества писателя. Начиная с ранних газетных статей В. Г. Распутина в «Советской молодёжи» и заканчивая поздними рассказами писателя, были подробно рассмотрены образы детей и взрослых, включающие образы мальчиков, девочек, отца и бабушки, которые образуют в прозе В. Г. Распутина семью. Как показал анализ, в газетных публикациях молодой журналист исповедует философию общего дела и считает задачей взрослых научить детей разумным развлечениям и умению полезно использовать свободное время. Образы мальчиков и девочек представляют собой советский класс, жизнь которого, помимо учёбы, насыщена внешкольными мероприятиями, помогающими полноценно развивать в коллективе личность ребёнка. В прозе образы мальчиков и девочек изображены по-разному. Образы мальчиков магистрально связаны с образом отца, который является для них наставником, защитником и воплощением миропорядка, который на уровне мифопоэтики В. Г. Распутина выражен образом солнца, поэтому с ним связан янтарный цвет, а мотив безотцовщины на уровне художественных образов реализован как отсутствие солнца. Образы девочек связаны с образом бабушки, являющейся в прозе В. Г. Распутина носителем накопленного годами нравственного опыта, который она в беседе передаёт внукам.

Во второй главе, для того, чтобы понять архитектонику мира детства В. Г. Распутина, был проанализирован один из важнейших аспектов детства в поэтике писателя – метаобраз матери и дитя. В рамках анализа данного образа были полностью рассмотрены элементы, задающие целостность образу избы-матери, включающей в себя образы окон и образ печи, а также рассмотрен образ дома учительницы в контексте образа дома, формирующего целостность мира детства в прозе В. Г. Распутина. Анализ эволюции художественного образа избы показал, что отношение писателя к описываемой действительности со временем меняется. В начале творчества писатель воспринимал затопление деревни с пессимистических позиций, что нашло отражение в сожжении избы в повести «Прощание с Матёрой». В поздних рассказах писатель уже воспринимает происходящие события с оптимистических позиций, что находит отражение в рассказе «Изба», где старуха Агафья перевозит избу из зоны затопления в новую деревню, сама собирает избу, складывает печь истановится домовым в своём доме. Старуха Агафья воплощает собой силу русской женщины, которая находит отражение в образе избы-матери, восстанавливающей вокруг себя нарушенный миропорядок. Уникальный для русской литературы образ избы-матери в прозе В. Г. Распутина являет собой живую связь с происходящими вокруг избы событиями, организуя внешнее и внутреннее пространство мира детства.

В третьей главе были описаны и проанализированы генеральные для мира детства образы Ангары и тайги, нашедшие своё воплощение в слиянии с образом ребёнка. Для прозы В. Г. Распутина образ Ангары является связующим звеном между миром предков и миром живых, так как в зоне затопления осталась родная деревня писателя, что совпадает с верованиями коренных народов Сибири. Старая Ангара олицетворяет собой место, в котором находится матёринская рать, а также река воплощает собой сакральное время, которое хранит в себе подлинную жизнь. Ощущение подлинности жизни восстанавливается в пространстве тайги. Образы Ангары и тайги образуют собой сакрализованный топос мира детства, в котором существование ребёнка обуславливает само существование реки и тайги. В образах Ангары и тайги реализованы охранительные идеи В. Г. Распутина, который говорил о важности сохранения земных ценностей для потомков, опираясь на нравственные начала в душе человека. Образ тайги является пространством совести, в котором происходит пробуждение или исцеление повреждённых структур души, а вместе с образом Ангары они объединены в сознании ребёнка воедино, чьё восприятие мира оберегает существующую жизнь.

Мир детства в прозе В. Г. Распутина проявляется через повествовательную манеру автора. Исследователями отмечено, что автор использует неопределённо-личные предложения, которые помогают вывести автора за текст и передать восприятие объективного течение жизни. Накопленный этнолингвистикой языковой материал помогает проникнуть в структуру ткани распутинского текста, помогая выявить основные художественные образы, связанные с миром детства, которыми являются рассмотренные в исследовании образы Ангары, тайги, окна, избы-матери, образа печи как творческой стихии детства, отца и бабушки как фигуры, охраняющие ребёнка, окружённого материнским присутствием. Все эти образы передают цельный мир детства в прозе В. Г. Распутина.


Список литературы:

I. Источники:

1. Распутин В. Г. Скучать совсем некогда / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1957. – № 63 (30 марта). – С. 2.

2. Распутин В. Г. Тимуровская дворовая / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1957. – № 120 (19 июня). – С. 3.

3. Распутин В. Г. Стали октябрятами / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1957. – № 256 (26 дек.). – С. 3.

4. Распутин В. Г. Лёд блестит / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1958. – 7 янв. – С. 3.

5. Распутин В. Г. Куда душа желает / В. Г. Распутин // Советская молодежь,1958. –№ 7 (9 янв.). – С. 3. – Опубл. под псевд. Р. Валентинов.

6. Распутин В. Г. Сделали сами, своими руками / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1958. – № 69 (6 апр.). – С. 2.

7. Распутин В. Г. Улица Пушкина, 19 / В. Г. Распутин // Советская молодёжь, 1958. – 14 мая. – С. 3.

8. Распутин В. Г. Не за тридевять земель... / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1958. – № 155 (9 авг.). – С. 3.

9. Распутин В. Г. Патруль идёт по городу / В. Г. Распутин // Советская молодёжь, 1958. – 20 авг. – С. 3.

10. Распутин В. Г. О школе, кукле, маленьких девочках и больших волокитчиках / В. Г. Распутин // Советская молодежь,1958. – № 182 (16 сент.). – С. 3.

11. Распутин В. Г. Утро было без солнца / В. Г. Распутин // Советская молодёжь, 1959. – 30 дек. – С. 3–4.

12. Распутин В. Г. Алло, милиция! В 5 "Б" беспорядки... / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1960. – № 43 (1 марта). – С. 2–3.

13. Распутин В. Г. Мальчишки и девчонки из 6-го "В" / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1960. – № 99 (19 мая). – С. 3–4.

14. Распутин В. Г. С кем я сяду, ребята? / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1960. – № 174 (1 сент.). – С. 1. – Опубл. под псевд. В. Каирский.

15. Распутин В. Г. Отряд шел в дождь / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1960. – № 178 (7 сент.). – С. 3. – Опубл. под псевд. В. Каирский.

16. Распутин В. Г. Они украли детство / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1960. – № 188 (21 сент.). – С. 3.

17. Распутин В. Г. Сударкин спорит с классом / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1960. – № 209 (20 окт.). – С. 3. – Опубл. под псевд. В. Каирский.

18. Распутин В. Г. Крутые перекаты / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1960. – № 221 (6 нояб.). – С. 3. – Опубл. под псевд. В. Каирский.

19. Распутин В. Г. Стучитесь в дверь налево / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1960. – № 235 (27 нояб.). – С. 2–3.

20. Распутин В. Г. Спят под снегом поля / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1961. – № 1/2 (1 янв.). – С. 2. – Опубл. под псевд. В. Каирский.

21. Распутин В. Г. Женился парень на доярке / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1961. – № 10 (14 янв.). – С. 2. – Опубл. под псевд. В. Каирский.

22. Распутин В. Г. Край возле самого неба / В. Г. Распутин; худож. Г. Леви // Советская молодежь, 1961. – № 31 (12 февр.). – С. 3.

23. Распутин В. Г. Вам завтра ловить оленей / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1961. – 4 мая. – Опубл. под псевд. В. Каирский.

24. Распутин В. Г. Я забыл спросить у Алешки...: рассказ / В. Г. Распутин // Ангара, 1961. – № 1. – С. 84–88.

25. Распутин В. Г. Старая охотница: зарисовка / В. Г. Распутин // Ангара, 1961. – № 3. – С. 107–109.

26. Распутин В. Г. Снова ветер в лицо / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1961. – № 82 (25 апр.). – С. 2. – Опубл. под псевд. В. Каирский.

27. Распутин В. Г. Всех понятней тайга / В. Г. Распутин // Советская молодёжь, 1961. – 11 мая. – Опубл. под псев. В. Каирский.

28. Распутин В. Г. В Саяны приезжают с рюкзаками: очерк / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1963. – № 7 (9 янв.). – С. 2.

29. Распутин В. Г. На снегу остаются следы: очерк / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1963. – № 92 (8 мая).

30. Распутин В. Г. Человек с этого света / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1963. – № 223 (7 нояб.). – С. 3

31. Распутин В. Г. Там, на краю оврага: рассказ / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1964. – № 90 (9 мая). – С. 3.

32. Распутин В. Г. От солнца до солнца: из тофаларского дневника / В. Распутин / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1964. – № 249 (19 дек.). – С. 3; № 250 (20 дек.). – С. 2.

33. Распутин В. Г. Эх, старуха: очерк / В. Г. Распутин // Советская молодежь: орган Иркутского областного и городского комитетов ВЛКСМ, 1965. – № 168 (3 дек.). – С. 4.

34. Распутин В. Г. День рождения: рассказ / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1966. – № 99 (21 авг.). – С. 3.

35. Распутин В. Г. Костровые новых городов: очерки. / В. Г. Распутин. –Красноярск: Кн. изд-во,1966. – 100 с.

36. Распутин В. Г. Край возле самого неба: очерки. / В. Г. Распутин. – Иркутск: Вост-Сиб. кн. изд-во, 1966. – 66 с.

37. Распутин В. Г. Там, на краю оврага: рассказ / В. Г. Распутин // Ангара, 1967. – № 1. – С. 75–77.

38. Распутин В. Г. Имена: рассказ / В. Г. Распутин // Ангара, 1967. – № 1. – С. 77–78.

39. Распутин В. Г. Воспоминание о реке: отрывок из повести [Вниз по течению] / В. Г. Распутин // Восточно-Сибирская правда, 1971. – № 277 (20 нояб.).

40. Распутин В. Г. Вниз по течению: [повесть] / В. Г. Распутин; рис. И. Михайлина // Наш современник, 1972. – № 6. – С. 2–39.

41. Распутин В. Г. Вниз по течению: отрывок из одноимённой повести / В. Г. Распутин // Литературная газета, 1972. – 14 июня. – С. 7.

42. Распутин В. Г. Уроки французского: рассказ / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1973. – № 99 (18 авг.). – С. 2: рис.; № 100 (21 авг.). – С. 3: рис.; № 101 (23 авг.). – С. 2, 3: рис.

43. Распутин В. Г. Уроки французского: рассказ / В. Г. Распутин // Советская молодежь: орган Иркутского областного и городского комитетов ВЛКСМ, 1973. – № 100 (21 авг.). – С. 3: рис. – Продолж. Начало в № 99.

44. Распутин В. Г. Уроки французского: рассказ / В. Г. Распутин // Советская молодежь: орган Иркутского областного и городского комитетов ВЛКСМ, 1973. – № 101 (23 авг.). – С. 2, 3: рис. – Окончание. Начало в №№ 99, 100.

45. Распутин В. Г. Не ищу героев на стороне / В. Г. Распутин // Советская молодёжь, 1977. – № 109 (10 сент.). – С. 4.

46. Распутин В. Г. Что передать вороне?: рассказ / В. Г. Распутин // Сибирь, 1981. – № 5. – С. 3–18.

47. Распутин В. Г. Не могу-у: рассказ / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1982. – № 84 (15 июля). – С. 2.

48. Распутин В. Г. Вниз и вверх по течению / В. Г. Распутин // Роман-газета, 1984. – № 17. – С. 26–47.

49. Распутин В. Г. Век живи – век люби / В. Г. Распутин // Роман-газета, 1984. – № 17 (999). – 79 с.

50. Распутин В. Г. Земля родины: для мл. шк. возраста / В. Г. Распутин; предисл. В Крупина; худож. П. Багин. –М.: Малыш, 1984. – 80 с.

51. Распутин В. Г. Бондарев Ю. В, Белов В. И. Легко ли быть молодым?: приглашаем к разговору / В. Г. Распутин, Ю. В. Бондарев, В. И. Белов // Вост.-Сиб. правда, 1987. – № 263 (14 нояб.). – С. 4. – Перепеч.: Правда. – 1987. –10 нояб.

52. Распутин В. Г. Что в слове, что за словом?: Очерки, интервью, рецензии. – Иркутск: Вост.-Сиб. книжн. изд-во, 1987. – 336 с.

53. Распутин В. Г. В судьбе природы – наша судьба / В. Г. Распутин // Вост.-Сиб. правда, 1989. – № 19 (22 янв.). – С. 1, 3.

54. Распутин В. Г. Шерше ля фам / В. Г. Распутин // Литературный Иркутск. – 1989. – С. 8–9.

55. Распутин В. Г. Откуда есть пошли мои книги: вместо предисл. / В. Распутин. Избр. произведения: в 2 т. / В. Г. Распутин – М.: Современник; Братск: Братсккомплексхолдинг, 1997. – С. 5–14.

56. Распутин В. Г. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 1. Век живи – век люби: повести, рассказы / В. Г. Распутин; предисл. В. Курбатова. – Иркутск: Издатель Сапронов Г. К., 2007. – 448 с.

57. Распутин В. Г. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 2. Последний срок: повесть, рассказы / В. Г. Распутин. – Иркутск: Издатель Сапронов Г. К., 2007. – 440 с.

58. Распутин В. Г. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 3. Живи и помни: повесть, рассказы / В. Г. Распутин. – Иркутск: Издатель Сапронов Г. К., 2007. – 440 с.

59. Распутин В. Г. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. В ту же землю: повесть, рассказы / В. Г. Распутин. – Иркутск: Издатель Сапронов Г. К., 2007. – 440 с.

60. Распутин В. Г. Собрание повестей и рассказов в одном томе. М.: Изд-во Эксмо, 2018. – 960 с.

61. Распутин В. Г. В поисках берега: повесть, очерки, статьи, выступления, эссе. Иркутск, 2007. – 528 с.

II. Научная и критическая литература:

62. Агапкина Т. А. Дерево и человек: одна судьба на двоих / Т. А. Агапкина // EthnolinguisticaSlavica. К 90-летию академика Никиты Ильича Толстого. – М.: Индрик, 2013. – С. 42–59.

63. Акимова А. С. Изображение «завязывающейся» души в прозе Б. Л. Пастернака и В. Г. Распутина / А. С. Акимова.  // Творчество В. Г. Распутина в социокультурном и эстетическом контексте эпохи – М.: МПГУ, 2012. – С. 5–12.

64. Алисса ДеБласио. Русское лицо, «русская идея»: «Наташа» Валентина Распутина / Алисса ДеБласио // Три века русской литературы: актуальные аспекты изучения. Вып. 16: Мир и слово В. Распутина: Междунар. науч. конф., посвящ. 70-летию В. Г. Распутина: материалы / под ред. Ю. И. Минералова, И. И. Плехановой, О. Ю. Юрьевой. – М.; Иркутск: Иркут. ун-т, 2007. – С. 104–109.

65. Афанасьев А. Н. Религиозно-языческое значение избы славянина / А. Н. Афанасьев / Народ-художник. М.: Советская Россия, 1986. – С. 63–76.

66. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х Т. Т.1 – М., Индрик, 1994. – 800 с.

67. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х Т. Т.2 – М., Индрик, 1994. – 784 с.

68. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х Т. Т.3 – М., Индрик, 1994. – 840 с.

69. Афанасьев А. Живу и верю / Валентин Распутин; беседовал А. Афанасьев // Советская молодежь. – 1982. – № 97 (12 авг.). – С. 3. –Перепеч.: Комсомольская правда, 1982. – 8 авг.

70. Ащеулова И. В. «Мысль семейная» в рассказах В. Г. Распутина 1990-х годов / И. В. Ащеулова // Три века русской литературы: актуальные аспекты изучения. Вып. 16: Мир и слово В. Распутина: Междунар. науч. конф., посвящ. 70-летию В. Г. Распутина: материалы / под ред. Ю. И. Минералова, И. И. Плехановой, О. Ю. Юрьевой. – М.; Иркутск: Иркут. ун-т, 2007. – С. 157–171.

71. Баталин А. Нравственность нельзя восполнить ничем / В. Г. Распутин; беседовал А. Баталин // Советская молодежь, 1987. – № 112 (15 сент.). – С. 3.

72. Большакова А. Ю. О вечно девичьем в женской душе / А. Ю. Большакова // Творческая личность Валентина Распутина: живопись – чувство – мысль – воображение – откровение: сборник научных трудов / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Иркутский гос. ун-т", Фак. филологии и журналистики; [под ред. И. И. Плехановой]. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2015. – С. 308–314.

73. Вендина Т. И. Средневековый человек в зеркале старославянского языка. М.: Индрик, 2002.– 336 с.

74. Вуколов Н. Человек в зеркале природы / Валентин Распутин; беседовал Н. Вуколов // Советская молодежь, 1986. – № 137 (13 нояб.). – С. 3. –Перепеч.: Советская Россия,1986. – 11 нояб.

75. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры в системе культурфилософского знания / Г. П. Выжлецов // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.:  Гуманит. науки, 2000. – № 16.

76. Галимова Е. Ш. Архетипический образ реки в художественном мире Валентина Распутина / Е. Ш. Галимова // Время и творчество Валентина Распутина: история, контекст, перспективы: междунар. науч. конф., посвящ. 75-летию со дня рождения Валентина Григорьевича Распутина: материалы / под ред. И. И. Плехановой. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2012. – С. 98–109.

77. Гапон Е. С. Художественная концепция личности в творчестве В. Г. Распутина 1990-х – 2000-х годов: дис.... канд. филол. наук: 10.01.01 / Е. С. Гапон; Армавир, 2005. –167 с.

78. Гореславская Н. Б., Чернов В. Валентин Распутин. Русский гений [Электронный ресурс]. – URL: https://biography.wikireading.ru/56668 (дата обращения: 24.05.2019).

79. Губайдулина А. Н. Феноменология детства в прозе Валентина Распутина / А. Н. Губайдулина // Время и творчество Валентина Распутина: история, контекст, перспективы: междунар. науч. конф., посвящённая 75–летию со дня рождения Валентина Григорьевича Распутина. Иркутск, 15–17 марта 2012 г.: материалы / под ред. И. И. Плехановой. – Иркутск, 2012. – С. 143–150.

80. Дашевская О. Творчество В. Распутина и национальная духовная традиция: философия женского образа / О. Дашевская // Сибирь, 2007. – № 4. – С. 212–221.

81. Жданова Е. В. Последний срок как последний суд не исповеданной души. Рецензия на телеверсию спектакля Иркутского академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова «Последний срок / Е. В. Жданова // Первоцвет, 2018. – № 1 (41).– С. 115–117.

82. Журавлёв А. Ф. Стихия света в её поэтических представлениях / А. Ф. Журавлёв // Язык и миф. Лингвистический комментарий к труду А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». М.: Индрик, 2005. – С. 113–139.

83. Иванова В. Я., Смирнов С. Р. Поэтика художественного образа в творчестве В. Г. Распутина: учеб.пособие / В. Я. Иванова, С. Р. Смирнов. – Иркутск: Изд-то Иркут.ун-та, 2014. – 155 с.

84. Иванова В. Я. Воспоминание как творческий и формообразующий принцип в прозе Валентина Распутина / В. Я. Иванова // Валентин Распутин. Правда памяти: материалы Всерос. конф., посвящ. 80-летию со дня рождения писателя. Иркутск, 28 сент. – 2 окт. 2017 г. / [отв. ред. В. Я. Иванова]. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2018. – С. 80–93.

85. Иванова В. Я. Человек и «его» время в первых рассказах Валентина Распутина / В. Я. Иванова // Пространства коммуникации: язык, литература, медиа: материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 100-летию Иркут.гос. ун-та. 18–21 сент. 2018 г. / под ред. О. Л. Михалёвой. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2018. – С. 336–344.

86.  Игнатьева А. В. Онтологический смысл мотива утраченного ребенка в ранних произведениях В. Г. Распутина / А. В. Игнатьева // Науч. тр. молодых ученых-филологов: сб. ст. студентов и аспирантов по материалам науч. конф. Всероссийского студенческого фестиваля «Учитель русской словесности» 16-19 окт. 2007 г. – М., 2007. – С. 35–39.

87. Игнатьева А. В. Женщина как хранительница родовой памяти в ранних рассказах В. Г. Распутина / А. В. Игнатьева // Творчество В. Г. Распутина в контексте отечественной литературы: сб. науч. ст. и материалов. – Сургут: РИО СурГПУ, 2008. – С. 71–86.

88. Игнатьева А. В. Эволюция образа женщины в творчестве В. Г. Распутина: дис.... канд. филол. наук: 10.01.01 / А. В. Игнатьева; Сургут, 2008. – 223 с.

89. Имихелова С. С. Рассказ В. Распутина «Уроки французского» в контексте «деревенской прозы» 1960–1970-х гг. / С. С. Имихелова // Время и творчество Валентина Распутина: история, контекст, перспективы: междунар. науч. конф., посвящённая 75-летию со дня рождения Валентина Григорьевича Распутина. Иркутск, 15–17 марта 2012 г.: материалы / под ред. И. И. Плехановой. – Иркутск, 2012. – С. 342–348.

90. Имихелова С. С. Образ-символ Ангары в прозе В. Г. Распутина / С. С. Имихелова // Творческая личность Валентина Распутина: живопись – чувство – мысль – воображение – откровение: сборник научных трудов / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Иркутский гос. ун-т", Фак. филологии и журналистики; [под ред. И. И. Плехановой]. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2015. – С. 267–276.

91. Каблукова Н. В. Старухи в прозе В. Распутина и в драматургии Л. Петрушевской / Н. В. Каблукова // Три века русской литературы: актуальные аспекты изучения. Вып. 16: Мир и слово В. Распутина: Междунар. науч. конф., посвящ. 70-летию В. Г. Распутина: материалы / под ред. Ю. И. Минералова, И. И. Плехановой, О. Ю. Юрьевой. – М.; Иркутск: Иркут. ун-т, 2007. – С. 171-185.

92. Калинина И. П. Символика образов природного мира в позднем творчестве В. Распутина / И. П. Калинина // Человек и природа в русской


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.126 с.