Вступление в подростковый возраст детей из неблагополучных семей — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Вступление в подростковый возраст детей из неблагополучных семей

2019-08-07 162
Вступление в подростковый возраст детей из неблагополучных семей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Нейробиологические преимущества, которые получают дети из состоятельных семей, начинают проявляться задолго до наступления подросткового возраста. Вероятность развития когнитивных расстройств значительно выше у детей из бедных семей, чем у их обеспеченных сверстников. Молодые люди из бедных семей[316] устойчиво демонстрируют более низкие результаты при тестировании на уровень развития интеллектуальных способностей и исполнительных функций мозга. Подобные социоэкономические различия начинают проявляться достаточно рано: примерно в возрасте двух лет. Факт рождения в социально неблагополучной среде имеет для ребенка долгосрочный эффект и оказывает влияние на многие аспекты[317] – не только на уровень академических достижений, но и на психологическое здоровье, антисоциальное поведение, употребление алкоголя и наркотиков и, конечно, уровень дохода.

На разницу в развитии интеллектуальных способностей детей из разных социальных слоев общества оказывают влияние многие факторы. Один из наиболее важных (который тем не менее не спешат открыто признавать) – генетика. По-другому быть просто не может, учитывая большую роль наследственности при развитии интеллекта и, в частности, исполнительных функций мозга[318], сильное и официально зафиксированное влияние генетического кода на структуру мозга[319], а также явление, которое социологи называют «ассортативным скрещиванием»[320]. Последнее означает тенденцию к тому, что пара, образовавшаяся для произведения потомства, разделяет общие характеристики, включая социальные и экономические, и имеет примерно одинаковый уровень интеллектуальных способностей.

Различия в уровне интеллектуальных способностей детей разного социального положения определенно зависят от наследственности. Однако серьезно влияют на более низкий уровень интеллекта детей из малообеспеченных детей и факторы окружающей среды: психологические травмы, насилие в семье и за ее пределами, хронические болезни, которые обычно связаны с бедностью. Стресс оказывает негативное воздействие[321] на области головного мозга (такие как префронтальная кора), которые отвечают за когнитивные способности более высокого уровня и самоконтроль. Однако поскольку окружающая среда играет столь важную роль в развитии этой области головного мозга, направленное вмешательство может способствовать сокращению разрыва в уровне интеллектуальных способностей у детей из малоимущих и из состоятельных семей.

Как уже отмечалось, системы мозга, отвечающие за такие функции, как саморегулирование, сохраняют пластичность в течение продолжительного времени, вследствие чего они очень восприимчивы к негативным факторам внешней среды, в частности к хроническим стрессам, таким как бедность. Неудивительно, что социально-экономические различия особенно заметно проявляются[322] в поведении (включая такие навыки, как самоконтроль), которое регулируется префронтальной корой мозга. Даже если префронтальная кора подвергается воздействию стрессоров в раннем детском возрасте, многие серьезные последствия могут не проявиться вплоть до подросткового возраста, когда эти системы мозга начинают играть еще более важную роль в обеспечении психологического здоровья и успехов в учебе. Гораздо легче наблюдать влияние бедности на низкий уровень самоконтроля у детей в подростковом периоде, когда от них ожидают проявления этого навыка, чем у детей в раннем возрасте: для малышей естественно неумение управлять своими эмоциями.

Томография головного мозга показала, как социально-экономические различия в исполнительных функциях отражаются на структуре мозга. В ходе недавних исследований выявлены структурные различия в префронтальной коре мозга детей, связанные с уровнем образования их родителей[323]. В процессе развития головного мозга стресс в раннем возрасте оказывает особенно негативное воздействие[324] на нейронные связи между префронтальной корой и лимбической системой. Раннее разрушение этих нейронных связей влияет на способность людей в будущем контролировать свои эмоции и управлять собой в условиях получения нового опыта. Так что едва ли удивительно, что детям из неблагополучных семей впоследствии сложнее контролировать импульсивное поведение, они легче попадают в алкогольную и наркотическую зависимость, им более свойственно совершать правонарушения и проявлять агрессию.

Давно известно, что неблагоприятные экономические условия негативно влияют на интеллектуальное развитие детей. В США имеется почти пятидесятилетний опыт направленного вмешательства, например реализация дошкольной образовательной программы Head Start, направленной на стимулирование раннего когнитивного развития и повышения уровня готовности к школе у детей из неблагополучных семей. Эффективность этих инициатив, как правило, очень низка[325]. Они никак не повлияли на разницу в уровне доходов богатых и бедных, которая сегодня значительно выше[326], чем в 1965 году, когда программа Head Start только начинала внедряться. Неравенство доходов в США было на историческом минимуме в конце 1960-х гг. и на историческом максимуме – сегодня. Возможно, не стоит ожидать многого от таких программ, как Head Start, в вопросе снижения неравенства доходов. Однако направленное вмешательство в раннем возрасте никак не повлияло и на разрыв в показателях академических достижений. Несмотря на миллиарды долларов, инвестированных в реализацию этих программ, разрыв в уровне академических достижений детей из состоятельных и малообеспеченных семей[327] сегодня выше, чем 50 лет назад.

За последние несколько лет достижения в развитии нейронауки привели к изменению общепринятой точки зрения на раннее вмешательство. Акцент начинает смещаться с академических достижений в сторону саморегуляции. Пока никто не знает, насколько эффективными окажутся эти новые виды направленного вмешательства. Если они докажут свою эффективность, то акцент на саморегуляции не только повысит готовность детей к школе, но также будет способствовать снижению уровня безработицы, повышению числа студентов высших учебных заведений, снижению уровня подросткового ожирения и подростковых беременностей, а также подростковой преступности, так как все эти проблемы в той или иной степени связаны с низким уровнем самоконтроля. Можно спорить, в чем корень этих проблем: в наследственности, бедности, дискриминации, плохой социализации и так далее, – но их прямым следствием является неспособность отказаться от немедленного вознаграждения.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.