Логопедическая работа с детьми с детским церебральным параличом — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Логопедическая работа с детьми с детским церебральным параличом

2019-08-07 234
Логопедическая работа с детьми с детским церебральным параличом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Планирование логопедической работы строится на понимании речевых нарушений, и включает в себя ряд разделов не только коррекционно–логопедической, но и психолого-педагогической направленности.

Основные принципы диагностики: комплексное изучение ребенка с участием разных специалистов – врачей, психолога, педагогов; системный и качественный анализ выявленных нарушений развития речевой деятельности, учет возрастных особенностей ребенка и условий его развития, выявление не только актуальных, но и потенциальных возможностей речевого развития обследуемого.

В воспитании правильной речи важное значение имеет нормализация речевого дыхания, т.к. у больных ДЦП оно обычно бывает поверхностным, резким, неспокойным, коротким, при чём нередко слова произносятся ребёнком на вдохе. Необходимо обращать внимание в речевых упражнениях на то, чтобы ребёнок произносил слитно слова во фразе, т.е. не по отдельности каждое слово, а все вместе как одно большое слово. Научить выделять гласные в слове (опора на гласные звуки) приобретает большое значение для тех детей, у которых наблюдаются речевые судороги на согласных звуках.

Одновременно логопед, проводит работу по исправлению недостатков произношения, расширению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя, развитию способности правильно и последовательно излагать свои мысли и желания. Пассивный словарь обогащают такими словами, как форма, величина, цвет, такой же, похожий, больше, меньше. Учат сравнивать контрастные по величине предметы, различать объемные формы предметов, показывая и называя их: шар - шарик, куб - кубик, большой - маленький. Объясняют назначение отдельных предметов в практической деятельности - мячом играют, ложкой едят, из чашки пьют, на кровати спят и т.д.

Обучают отличать предметы и их изображения, слушать и понимать речь взрослого, рассматривать картинки в книгах. Ребенку рассказывают о предметах, нарисованных на картинках, и просят его показать названную картинку. Подбирают игрушки, для захватывания которых необходимо участие большого пальца. Важное значение имеет развитие игровой деятельности в общении со сверстниками, обучение и коррекция нарушенных функций в процессе игры, воспитание навыков самообслуживания и гигиены, формирование манипулятивной деятельности, зрительно-моторной координации.

Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематического проведения.  Наибольшую специфику имеет работа по формированию звукопроизношения. Особенностью этой работы при ДЦП является индивидуализация требований в зависимости от тяжести и характера поражения артикуляционного аппарата.

При формировании звукопроизношения у детей с дизартрией решаются следующие задачи:

- нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;

-развитие произвольного контроля над положением и движением мышц артикуляционного аппарата;

- развитие произвольных мимических губных и язычных движений;

- постановка, автоматизация и дифференциация звуков;

- подавление синкинезий, уменьшение слюнотечения;

- развитие дыхания, голоса и просодики, а также коррекция их нарушений.

Работа над звукопроизношением строится с учетом следующих положений:

- зависимость от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка, а также состояния его интеллекта;

- развитие речевой коммуникации.

- развитие мотивации, стремления к преодолению имеющихся нарушений;

- развитие дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа;

-усиление восприятия артикуляционных укладов и движений путем развития зрительно-кинестетических ощущений.

Не меньшее значение имеет и другая сторона логопедической работы – воспитание гармонично развитой личности. Логопедическая работа начинается с психолого-педагогического изучения ребёнка. Оно определяет выбор средств и приёмов до начала и в процессе этой работы, позволяет оценить её результативность и дать рекомендации после окончания.

Логопедические занятия проводятся как с группой детей, так и индивидуально. Но для тренировки речевого общения и воспитания правильных навыков поведения ребёнка в коллективе, преимущественной формой являются групповые занятия.

       Важным требованием к логопедическим занятиям является учёт основных дидактических принципов: регулярность, систематичность и последовательность.  Занятия следует проводиться в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребёнка, с учётом того, на каком этапе психо-речевого развития он находится; опираться на сознательность и активность детей; быть оборудованными необходимыми пособиями, наглядными и техническими средствами обучения; содействовать прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведения. 

Ранняя коррекционно-логопедическая работа при ДЦП очень важна, так как это связано с особенностями детского мозга - его пластичности и универсальной способности к компенсированию нарушенных функций, а также из того, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка.

Логопедическая работа должна проводится на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа. Логопедическая работа по коррекции дизартрических расстройств реализуется поэтапно. Чаще всего диагностируется псевдобульбарная форма дизартрии, характеризующаяся повышенным мышечным тонусом, при которой работа начинается с расслабления мышц артикуляционного аппарата.

Для коррекции нарушений мышечного тонуса учитель-логопед в структуру занятия включает логопедический массаж. При проведении логопедического массажа очень важно придать ребёнку положение, при котором активность тонических рефлексов минимальна и тонус мышц шеи, лица и языка снижен.

Сначала выполняется общий массаж лица, затем массаж губ, далее, манипуляции в полости рта обучающегося. Далеко не все дети положительно реагируют на массаж внутри ротовой полости, так как данная зона очень чувствительна. Учитель-логопед, исходя из результатов диагностики состояния мышц артикуляторного аппарата и вида дизартрии, проводит логопедический массаж с учетом индивидуальных особенностей. Важно, чтобы ребенок в процессе проведения массажа получал положительные эмоции. Негативные эмоции и неприятные ощущения могут привести к нарастанию тонуса мышц в оральной области, к оживлению рефлексов. В процессе проведения массажа необходимо активно общаться с ребенком, хорошо сопровождать массаж спокойной музыкой.

Важным направлением коррекции дизартрии является артикуляционная гимнастика. Артикуляторная гимнастика дифференцируется в зависимости от формы дизартрии и тяжести поражения артикуляторного аппарата, которая предполагает воспитание как активных изолированных движений языка и нижней челюсти, так и сочетанных дифференцированных движений языка и губ, необходимых для формирования звуков. Стимулируя артикуляционную моторику, важно фиксировать внимание ребенка на возникающие при этом ощущения.

Для развития артикуляционного праксиса большое значение имеет расширение и обогащение речевого опыта обучающегося, а также преобладание специальных слоговых упражнений над чисто артикуляционными. Подбираются серии слогов, которые требуют последовательной смены различных артикуляторных упражнений. Для ребёнка подбираются упражнения с учетом структуры дефекта и общего дидактического принципа – простого к сложному.

Большое внимание при коррекции дизартрии уделяется работе над правильным речевым дыханием. Работу начинают с общих дыхательных упражнений, способствующих увеличению объема дыхания и нормализации его ритма. Важное значение имеют специальные игры-упражнения: выдувание мыльных пузырей, сдувание мелких пушинок, бумажек, игры-тренажеры и т. п. Игры на развитие дыхания подбираются дифференцированно в зависимости от возраста ребенка, характера нарушения дыхания.

Основные правила дыхательной гимнастики:

- не переутомлять ребенка;

- следить за тем, чтобы он не напрягал плечи, шею;

-  концентрировать его внимание на ощущениях движений диафрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха;

- следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений.

Работа над голосообразованием возможна в том случае, если ребенок способен открывать и закрывать рот, опускать нижнюю челюсть, имитировать жевательные движения. Иногда приходится начинать логопедическую работу с обучения опускать нижнюю челюсть. Голосовые упражнения начинают с общего расслабления, затем проводят артикуляционный массаж, далее выполняются упражнения на сочетание движений головы с произнесением цепочек гласных звуков.

Важную роль играет активизация движений мягкого неба: глотание капель воды, покашливание, зевота, произнесение гласного звука «а» во время короткого энергичного выдоха. Для укрепления мышц небной занавески используются упражнения чередования ее расслабления и напряжения. Упражнения делают перед зеркалом, под счет.

При работе над звукопроизношением упражнения дифференцируют в зависимости от формы дизартрии, состояния интеллекта обучающегося, уровня речевого развития. Задания сочетают со стимуляцией дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа. Коррекция начинается с тех звуков, артикуляция которых наиболее сохранна. За вызыванием и постановкой звука следует длительный период автоматизации в различных речевых ситуациях. Часто обычные методы постановки звуков не дают должного эффекта: артикуляционные уклады долго не формируются, без осуществления контроля быстро распадаются, правильная артикуляция не автоматизируется в самостоятельной речи ребенка.

При работе над звукопроизношением учитель - логопед подбирает для ребенка позы, при которых нарушение мышечного тонуса и интенсивность насильственных движений в артикуляторной моторике минимальны. Нередко из-за тяжести нарушения тонуса артикуляторных мышц удается сформировать у ребенка лишь акустически близкий звук.

Наряду с общими подходами к коррекции дизартрии учитель-логопед применяет дифференцированные приемы стимуляции, наиболее эффективные при той или иной форме.

При псевдобульбарной дизартрии основное внимание обращают на расслабление мышц тела и речевых мышц, развитие дифференцированных артикуляционных движений, преодоление гиперсаливации, синкинезий и рефлексов орального автоматизма.

При мозжечковой дизартрии укрепляющий массаж лицевых и артикуляционных мышц сочетают со специальными лого ритмическими упражнениями, речевой игротерапией и пением для развития координации дыхания, фонации и артикуляции. Во время артикуляционной гимнастики тренируют способность воспроизводить и сохранять артикуляционные уклады. Для усиления ощущения движений многие упражнения проводят с сопротивлением.

При экстрапирамидной дизартрии артикуляционную гимнастику проводят в положениях, способствующих расслаблению ребенка и торможению непроизвольных движений, особенно в мышцах лица и шеи. Дополнительно можно использовать специальные приспособления для фиксации головы и конечностей. Ребенка учат следить за положением рта, языка, общей мимикой лица, тормозить гиперкинез, произвольно закрывать и открывать глаза без общего напряжения и содружественных движений, воспроизводить, удерживать и ощущать различные артикуляционные уклады, а также плавно переходить от одного к другому.

При корковой дизартрии основное внимание обращают на развитие кинестетических ощущений, орального и ручного праксиса. При корковой эфферентной дизартрии артикуляционная гимнастика направлена на развитие тонких дифференцированных артикуляционных движений, особенно на перемещение кончика языка вверх. Затем ребенка учат опускать язык на дно полости рта в нейтральную позицию, чередовать его опускание и поднимание. При корковой дизартрии в основном стимулируют произношение переднеязычных звуков.

При коррекции дизартрических расстройств у обучающихся со сложной речевой патологией необходим, индивидуальный, систематизированный подход к каждому ребенку, учитывающий особенности речевых и психических нарушений.

 

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.