Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с детскими видами деятельности — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с детскими видами деятельности

2019-08-07 196
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с детскими видами деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    Организация развивающей предметно-пространственной среды – важный аспект, характеризующий качество дошкольного образования. Для обеспечения подлинно творческого развития ребенка необходимо единство предметно-развивающей среды и содержательного общения, взрослых с детьми. Наличие подвижных и стационарных средств и объектов деятельности в условиях нашего образовательного учреждения создают ребенку возможность самостоятельного выбора деятельности и условий ее реализации. Самостоятельная двигательная активность составляет большое время в режиме дня детей. Она является и наименее утомительной из всех форм двигательной активности. В самостоятельной активности детей основное место занимают различные игры. В них наиболее полно реализуется свойственная детям высокая потребность в движении. Значительно разнообразит движения в играх использование физкультурных пособий. Разнообразие пособий вызывает у ребёнка интерес к движениям, предупреждает развитие у него двигательных стереотипов, развивает творческие способности, умение использовать пособия в разнообразной деятельности - двигательной, игровой. При комплектации физкультурного оборудования для уголка педагоги отбирают малогабаритное, лёгкое, с ярко выраженной развлекательно развивающей направленностью. Учитывая тягу детей к сложно координированным двигательным действиям, спортивным играм и тренажёрным устройствам, позволяющим выполнять многообразные варианты движений, физкультурный уголок в старших группах значительно отличается от предыдущих - это мячи, фитболы, массажёры, различные шаробросы, кольцебросы, кегли, обручи, скакалки, и т.д. Разнообразить активность детей позволяет изготовленный педагогами физкультурный инвентарь: дорожки-массажёры; ребристые доски; мешочки с песком и др. Чтобы движения стали полноценным компонентом игровой деятельности, детей учат разным действиям с игрушками, пособиями, физкультурным инвентарём в играх.

С учетом необходимости реализации комплексного междисциплинарного подхода при коррекции нарушений развития у детей с тяжелой двигательной патологией психолого-педагогическую работу следует проводить на фоне восстановительного лечения (медикаментозных средств, массажа, ЛФК, физиотерапии). Целесообразно проводить медико-психолого-педагогические консилиумы, на которых процесс реабилитации наиболее сложных детей докладывается и обсуждается всеми специалистами (врачом ЛФК, ортопедом, учителем-логопедом, педагогом-психологом, воспитателем); желательно участие родителей ребенка.

Необходимо обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с двигательной патологией на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении общего типа. Для этого требуется:

- организовать деятельность специалистов в форме консилиума для выявления, обследования детей, разработку индивидуального образовательной программы;

- организовать в соответствии с разработанной программой сопровождения указанной категории детей;

Пространственная организация среды определяет успешность пространственной адаптации ребенка, необходимость создания его комфортного жизненного цикла. Обязательным условием является соблюдение индивидуального ортопедического режима для каждого ребенка.

Ребенок с тяжелой двигательной патологией во время бодрствования не должен более 20 минут оставаться в одной и той же позе. Для каждого ребенка индивидуально подбираются наиболее адекватные позы для кормления, одевания, купания, игры. Эти позы меняются по мере развития двигательных возможностей ребенка.

 Нужно следить за тем, чтобы ребенок не сидел в течение длительного времени с опущенной вниз головой, согнутыми спиной и ногами. Это приводит к стойкой патологической позе, способствует развитию сгибательных контрактур коленных и тазобедренных суставов. Чтобы этого избежать, ребенка следует сажать на стул так, чтобы его ноги были разогнуты, стопы стояли на опоре, а не свисали, голова и спина были выпрямлены.

Соблюдение ортопедического режима позволяет устранить негативные моменты, способствующие прогрессированию двигательных нарушений, тем самым оказывая положительное влияние на стабилизацию двигательного статуса ребенка.

Оформление предметно-пространственной среды в соответствии с детскими видами деятельности.

Сенсорное развитие: Мозаика, матрешки, наборы вкладышей – рамок, пазлы, дидактические игры, развивающая игра «Сырный ломтик», тактильная игра «Подбери пару»

Познавательное развитие: Дидактические игры, наборы для экспериментирования, различные сюжетные и предметные картинки, модели слов и предложений, плакаты по лексическим темам. Доски: магнитная, интерактивные

ФЭМП: Цветные счетные палочки, дидактические игры, числовой ряд, пособия для составления целого из частей, магнитная доска, числовые карточки для ФЭМП, «палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша», Танграмм, «Коломбово яйцо» раздаточный материал, счетный материал для фланелеграфа.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей: календарь природы, сюжетные и предметные картинки различной тематики, книги, энциклопедии, репродукции картин, Календари: «Дошкольникам о науке», «Этнокалендарь».

Развитие всех компонентов устной речи детей: Картинки для фланелеграфа, иллюстрации по обобщающим понятиям, предметные картинки, книги – рассказы в картинках, картотека скороговорок и чистоговорок, речевой материал для автоматизации звуков

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству: детские книги, народные сказки о животных, картинки для фланелеграфа. Маски, аксессуары сказочных персонажей. Разные виды театра: настольный, кукольный, на фланелеграфе, пальчиковый/ Алгоритмы для обучения рассказыванию, мнемотаблицы, картины, иллюстративный матер

Развитие навыков и умений игровой деятельности: сюжетные игрушки (животные и их детеныши), игрушки транспортные, ролевые атрибуты к сюжетно – ролевым играм, куклы (представители различных профессий), игрушки – двигатели (коляски). Игрушки – персонажи и ролевые атрибуты, игрушки – предметы оперирования, маркеры игрового пространства (детская, кукольная мебель, предметы быта); полифункциональные материалы, строительный материал

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми: сюжетные картинки «Что такое хорошо, что такое плохо», книги и плакаты по этикету.

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности: коляска, утюг, гладильная доска, куклы разного пола, набор инструментов. Иллюстративный материал, плакаты для рассматривания, атрибуты для сюжетно – ролевых игр, Центр ряженья, настольные игры, игрушки – персонажи и ролевые атрибуты.

Формирование патриотических чувств, формирование чувства принадлежности к мировому сообществу: Российский флаг, герб, портрет президента России. Альбом и фотографии исторических памятников родного города. Иллюстрации к сказкам народов. В России, изделия народных промыслов. Демонстрационный материал «Народы мира».

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природных ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного поведения: иллюстрации и пособия по ОБЖ: по правилам безопасного поведения на улице и в помещении, в экстремальных или опасных ситуациях, типичных для разных времен года; информационный стенд-альбом «Один дома»; художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми, дидактические наборы соответствующей тематики.

Передача детям знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства: иллюстрации, книги и пособия по ПДД, дорожные знаки, жезл, макет светофора.

Развитие навыков и умений конструктивной деятельности: различные конструкторы разного размера: деревянные, пластмассовые, геометрические, магнитный. Схемы построек. Деревянные сюжетные конструкторы с фигурками людей.

Развитие навыков и умений музыкально – художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству: бубен, погремушки, магнитофон, аудиозаписи: детские песни, звуки природы, звучание музыкальных инструментов. Наглядные пособия с изображением различных музыкальных инструментов, различные виды театров.

Развитие навыков и умений изобразительной деятельности детей; развитие детского творчества: мольберт, альбомы для раскрашивания, трафареты, восковые мелки, краски, цветные карандаши. Различный природный материал. Бросовый материал для ручного труда. Произведения народного искусства: деревянные матрешки, хохломские и городецкие доски, Жостовские подносы. Альбомы с произведениями декоративно - прикладного искусства. Репродукции картин, скульптуры малых форм (глина, дерево), игрушки, муляжи.

Приобщение к изобразительному искусству: репродукции произведений живописи: портрет, пейзаж. Демонстрационный материал по различным видам декоративно - прикладного искусства. Слайды с репродукциями картин, альбомы художественных произведений, иллюстративный материал, картины, плакаты, изделия народных промыслов, скульптуры малых форм.

Развитие физических качеств: обручи, мячи большие и маленькие, скакалки; ленточки – султанчики, различные массажные коврики; тренажёры, клюшки с мячом и шайбой, картотека подвижных игр, тренажеры, атрибуты для спортивных игр (теннис, бадминтон и др.), игры на ловкость (кегли, «Поймай рыбку»)

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей: картотеки гимнастик (пальчиковая, зрительная, артикуляционная, пробуждения; Д/игра «Эмоции», предметные и сюжетные картинки. Развивающие игры, художественная литература, игры на ловкость, дидактические игры на развитие психических функций, оборудование для развития всех видов движений.

Воспитание культурно – гигиенических навыков: алгоритмы для запоминания последовательности культурно - гигиенических навыков; игрушки – предметы оперирования, художественная и дидактическая литература.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни: демонстрационный материал по различным видам спорта, картотеки утренней гимнастики, подвижных игр, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз. Комплекс профилактических упражнений для верхних дыхательных путей; физкультурно - игровое оборудование. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни все помещения группы, участок Демонстрационный материал по различным видам спорта, картотеки утренней гимнастики, подвижных игр, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, физкультурно - игровое оборудование.

 

3.4. Перечень общеобразовательных программ, необходимых для осуществления

воспитательно-образовательного процесса

Образовательная деятельность осуществляется в соответствии со следующими образовательными программами:                                                                                      

- «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи» под редакцией профессора Л.В. Лопатиной;                                                                                                                                   - «Программа коррекционной работы с детьми с ОНР» Н.В Нищева

- Левченко И. Ю., Приходько О. В. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: Академия, 2001

- Симонова Н. В. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 1987.

- Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Детский церебральный паралич. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками.- М.: Книголюб, 2008

- Баряева Л. Б., Герасимова Е. О., Данилина Г. С., Макарчук Н. А. Родник: программа социокультурного развития детей дошкольного и младшего возраста. -СПб., ЛОИРО, 1997

- Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПБ. 2003.

- Устинова Е. В. Детский церебральный паралич: психологическая помощь дошкольникам. – М.: Книголюб, 2007                        

В образовательной деятельности по освоению образовательных областей используются также следующие дополнительные образовательные программы.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования                                       «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;                                                                                                                          - Р.Б. Стеркина «Я, ты, мы: Программа социально-эмоционального развития дошкольников»;                                                                                                                              - Стеркина Р.В., Князева О.Л «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»;

- Котова Е.В. «В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей (Программа развития)»;

- Семенака С.И. «Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет»;

- Мулько И.Ф. «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. (Программа развития)».    

Образовательная область «Познавательное развитие»

- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования                                       «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Образовательная область «Речевое развитие»

- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования                                       «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

- Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. « Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

- Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе.                                                 Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2 – 7 лет».    

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования                                       «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;

 - Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду»                                         - Т. Сауко, А.Буренина «Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет «Топ-хлоп, малыши!»                                                                                 

- Каплунова И., Новооскольцева И. « Ладушки». Программа музыкального воспитания детей;

-Тютюнникова Т. Программа «Звуки ритм»;                                                                               - Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей.                                            

Образовательная область «Физическое развитие»        

- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования                                       «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;

- Стеркина Р.В., Князева О.Л. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»;

- Л.Д. Глазырина «Физическая культура – дошкольникам»;                                                - Э.Я.Степаненкова «Физическое воспитание в детском саду

 

Краткая презентация

Адаптированная основная образовательная программа принята на Педагогическом совете протокол № 1от 31.08.2018 и утверждена приказом МБДОУ «Детский сад  № 31«Светлана» от 31.08.2018 № 19. Адаптированная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 31 «Светлана» разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования с целью осуществление ранней полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с ограниченными возможностями в среду нормально развивающихся сверстников. Она направлена на разностороннее развитие и социализацию ребенка  с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:

· охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья детей,

· обеспечение развития ребёнка по всем направлениям: познавательному, речевому, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому и физическому;

 · воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье с учётом возрастных особенностей детей;

 · осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом развитии детей; · взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

 · оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей с ОВЗ.

Адаптированная основная образовательная программа реализуется на протяжении всего времени пребывания ребёнка  в ДОУ и направлена на разностороннее развитие. Режим работы детского сада представляет годовой цикл: с сентября по май – воспитательно-образовательная работа, с июня по август – летне-оздоровительная работа. Пятидневная рабочая неделя с 12-часовым пребыванием детей с 7.00 до 19.00. Выходные дни - суббота, воскресенье, праздничные дни. Воспитание и обучение в детском саду на русском языке. В основной образовательной программе учтены концептуальные положения комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №31 «Светлана» состоит из трех разделов: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел включает в себя: пояснительную записку, цели, задачи программы, принципы и подходы к ее формированию, характеристики, значимые для разработки программы, в т.ч. характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста, а также планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров).

 Основная цель адаптированной основной образовательной программы - построение системы коррекционно-развивающей работы, направленной на выравнивание психофизического развития детей с ОВЗ, а также осуществляющей раннюю полноценную социальную и образовательную интеграцию воспитанников с ограниченными возможностями в среду нормально развивающихся сверстников.

Основными задачами являются:

- коррекция недостатков психофизического развития ребёнка с НОДА;

- охрана и укрепление физического и психического ребёнка с НОДА, в том числе его эмоционального благополучия;

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с НОДА в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с НОДА как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социо-культурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование общей культуры личности ребёнка с НОДА, развитие его социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;

- формирование социо-культурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям ребёнка с НОДА;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребёнка с НОДА.

 Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающий полноценное развитие, в который входит:

· описание общеобразовательного  блока адаптированной основной образовательной программы в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях: познавательном, речевом, социально-коммуникативном, художественно-эстетическом и физическом;

· описание коррекционно-развивающего блока адаптированной образовательной программы  направлен на устранение и ослабление недостатков имеющихся у ребёнка НОДА, описание форм, способов, методов и средств реализации адаптированной основной образовательной программы с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ. 

      В содержательном разделе представлены: особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Дошкольное образовательное учреждение является первым социальным институтом, осуществляющим интеграцию общественного и семейного воспитания дошкольников. Это крайне важно для семей, в которых растёт ребёнок с особенностями развития. Тесное сотрудничество педагогов детского сада с родителями особых детей способствует оказанию своевременной квалифицированной помощи и поддержки всем членам семьи.

Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок и режим дня, особенности организации предметно-пространственной среды.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.