На роду написано — можно ли это изменить? — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

На роду написано — можно ли это изменить?

2019-08-07 123
На роду написано — можно ли это изменить? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Однажды к замечательному подвижнику нашей эпохи, старцу Паисию Святогорцу пришел взволнованный юноша, который никак не мог совладать с собой. Выяснилось, что один неопытный духовник вместо дельного совета все проблемы и невзгоды юноши «списал» на его злополучные гены. От безысходности молодой человек впал в отчаяние[1].

Старец Паисий сетовал, что люди иногда мучаются помыслом, будто они обременены тяжелой наследственностью. Вернее, демон приносит им такую мысль, желая устрашить, заморочить голову и без серьезных поводов вывести из строя. «Да хотя бы в человеке действительно было что–то наследственное, — уверял старец, — перед благодатью Божией не может устоять ничего»[2].

Однако афонский подвижник нисколько не отрицал и не принижал роль генов. «Каждого Бог наделил дарованием, необходимым для того, чтобы получить пользу, — независимо от того, использует человек это дарование во благо или нет, — указывал он. — Если человек использует дарованное ему с пользой, то он достигнет совершенства. Наши недостаткиприобретены ли они от собственной невнимательности либо унаследованы от наших родителейэто тоже наша собственность. Каждый из нас должен совершать соответствующую борьбу для того, чтобы от этих недостатков освободиться (курсив. — К. З.)» [3].

Как видим, наследственность и духовность нужно рассматривать в единой связи. А такая связь гораздо сложнее и крепче, чем кажется на первый взгляд. Для того, чтобы лучше уяснить ее, надо хорошо понимать закономерности духовной, душевной и телесной природы человека, причины его страданий и способы их врачевания (см. приложение I и III).

Мы не являемся только духовными, только душевными или только физическими существами. По меткому выражению митрополита Антония Сурожского, «полнота человека — не в его духе или его душе, а в его духовно–душевном единстве с телом. В этом отношении наше тело бесконечно более значительно и обладает бесконечно большими возможностями, чем мы обычно думаем»[4].

Поэтому при анализе духовной и психологической сферы человека необходимо учитывать его биологическую сторону, а при изучении функций организма — его психологию и духовность. Кроме того, симптомы болезней нужно уметь отличать от признаков нравственной испорченности.

Не секрет, что мы буквально сотканы из противоречий. Радость и печаль, злоба и нежность, вдохновение и апатия, жажда наживы и укоры совести — всё переплетено в тугой узел. Вспомним, к примеру, царя Иоанна Грозного — жестокого тирана и одновременно смиренного богомольца, при котором Россия одержала громкие победы и перенесла тяжкие потрясения. Кто разберется, что и чем было обусловлено в его личности?

Истоки многих наших жизненных перипетий, болезней и нервных срывов коренятся в сокровенных тайниках духа, в «недрах сердца», в неосознанных поступках, в унаследованных склонностях и приобретенных привычках. Роль генетики здесь не переоценить.

Влияние генов и окружающей среды на поведение людей изучает сравнительно новое научное направление — генетика личности. Собрано множество фактов, в том числе очень интересных и спорных. Их еще предстоит критически проанализировать. Так, в одном из обзоров знаменитого на весь мир журнала «Science» в значительной мере генетически обусловленными считают даже политические предпочтения, музыкальные вкусы и желаемый вид отпуска[5].

Это, конечно, не означает, что существует некий ген «предпочтения рок–музыки» или ген «отпуска в Альпах». И все же подросток, фанатеющий под тяжелый рок, вряд ли будет столь же ценить старинные церковные песнопения. Равно и степенный профессор, разделяющий консервативные убеждения, не пойдет крушить все подряд после разгромного проигрыша своей любимой футбольной команды.

Вполне понятно: скажется возраст, воспитание, образование, репутация, менталитет, общая культура личности и… генетические предпосылки. Целиком исключать значение последних было бы ошибочно. Ведь уже сейчас доказано, что гены прямо или косвенно воздействуют на ряд наших психических функций и психологических черт. Среди них — степень активности, замкнутости, тревожности, агрессивности, сексуальности. У юноши и человека средних лет эти характеристики, безусловно, различаются.

Нелегко ответить на вопрос, как именно гены, телосложение и вообще развитие организма влияют на особенности психики и личности. Гены могут быть связаны со страстями и смертными грехами посредством физиологии организмачерез жизнедеятельность клеток и тканей. Воздействие наследственности зависит от воли Божией, козней демонов, природной среды, социального окружения, воспитания и, разумеется, от личных усилий человека. Дело не в том, что генетические факторы сами по себе маловажны или не имеют самостоятельного значения. Дело в том, что наше поведение и благополучие, состояние здоровья и внутреннего мира определяются не одной генетикой. Геныэто фундамент организма. На нем, сообразуясь с замыслом Творца или игнорируя его, человек сам формирует свою личность. А на зыбкой почве строить нелепо и опасно…

Итак, посмотрим на взаимоотношения наследственности и духовности в свете православного вероучения и достижений современной науки.

 

Глава I

«Родословная» греха

 

Размышляя о судьбах человеческих, святитель Николай Сербский указывает: «От Адама до наших дней в красной реке крови кроется черная струя греха. В крови кроется грех, из крови передается грех, через кровь наследуется грех от Адама до наших дней»[6].

Диагноз горький, но правдивый. С православной точки зрения, все мы — дети Адама и Евы — являемся без вины виноватыми. Лично никто из нас в раю не согрешил, однако все мы причастны к первородному греху. Он есть нарушение божественного закона и заболевание души, отпадшей от божественной благодати.

Первородный грехэто наследственная порча или, по слову преподобного Максима Исповедника, страстность, тленность и смертность [7]. Анализируя тексты преподобного, исследователи приходят к выводу, что первородный грех есть некий врожденный механизмсклонность человека искать не Бога, а чувственное удовольствие [8].

«Восточная Православная Церковь под первородным грехом всегда понимала то “семя тли”, ту наследственную порчу и склонность ко греху, которую все люди получают от Адама… Зачатие и рождение — канал, по которому передается прародительская порча»[9].

«…Я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя», — покаянно взывает к Богу пророк Давид (Пс. 50, 7). А апостол Павел прямо связывает греховную порчу человеческой природы с преступлением Адама: «…Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5, 12).

«Адам приведен был к смерти, и тогда осуждение перешло на всех людей, так как страсть переходила как бы от корня на ветви… Адам в силу положенного на него проклятья, как бы некое наследство, естественно переходящее, распространил на весь род», — учит святитель Кирилл Александрийский[10].

Автор известных «Очерков православного догматического богословия», протоиерей Николай Малиновский отождествляет «наследственный грех в потомках Адама» с «греховным состоянием природы, наследственной греховной порчей». Вот почему родители могут передавать своим детям, внукам, правнукам и по цепочке поколений дальше определенные порочные склонности, телесные недостатки и предрасположенность к болезням[11].

«Потомки Адама, — заключает протоиерей Николай, — наследуя зараженную грехом природу, приумножают наследственную греховность своими личными грехами, а потому естественно терпят наказание за грех, осужденный в Адаме, как в родоначальнике»[12].

Наследственная порча поразила несчастный род людской и расползается по нему, словно раковая опухоль[13]. Добро в человеке смешалось со злом и перестало быть истинным добром подобно тому, как вкусная и полезная пища под действием яда становится отравой.

«Всякий рождается на свет поврежденным, с самостью или семенем всех страстей, — отмечает святитель Феофан Затворник. — Что у одного это семя развивается преимущественно одной стороной, у другого — другой, это прежде всего зависит от темперамента, принимаемого от родителей, далее от воспитания, больше же всего от подражания, которое питается предлежащими примерами, обычаями, обращением и сообществом. Как дерево молодое, человек среди сих обстоятельств, невольно склоняется в какую–либо сторону, а потом, вступив на путь жизни и действуя в том же направлении, утверждается в нем привычкой, которая становится второй, как говорят, природой»[14].

С тех пор, как Адам захотел поставить в центр мироздания себя, а не Бога, главным намерением нашего сердца стал эгоизм. В основе самолюбия (точнее себялюбия) лежит поиск наслаждения, стремление к удовольствию или, по мысли преподобного Максима Исповедника, «страстная привязанность к телу»[15].

Недаром апостол Павел увещевает нас «вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти… Попечения о плоти не превращайте в похоти… Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти». Предел невежества и ожесточения сердца — «делать всякую нечистоту с ненасытимостью» (см.: Рим. 13, 13–14; Гал. 5, 16; Еф. 4, 18–19).

Труды современных авторов раскрывают новые грани древних богословских прозрений. Так, английский ученый Ричард Докинз в своей популярной книге «Эгоистичный ген» называет человека биологически поврежденным существом, которое печется лишь о собственных интересах. «Генетический эгоизм» настраивает нас только на два вида жертвенного (вернее побуждающего к самопожертвованию) поведения: защиту рода и поиск взаимной выгоды. Бескорыстная, самозабвенная любовь к детям — это родительский инстинкт, ядро чувства материнства и чувства отцовства[16].

Тормозом биологической склонности к эгоизму являются, по замыслу Божию, библейская заповедь «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39) и иные христианские предписания. Призывая нас подчинять личные интересы требованиям нравственности и нормам общества, они способствуют духовному росту человека и выживанию человечества в целом. В этом плане христианские принципы помогают сдерживать и даже преодолевать природный эгоизм людей.

Опираясь на результаты полученных данных, Р. Докинз обращается к читателям с весьма характерным призывом: «Давайте стараться учиться великодушию и альтруизму, потому что мы от природы эгоистичны. Давайте поймем, на что нас толкают эгоистичные гены, поскольку тогда мы сможем, по крайней мере, уменьшить их воздействие, что невозможно никакому биологическому виду, кроме человека»[17].

Штутгардтский психоаналитик Петер Куттер считает базисом, общим знаменателем всех страстей жадность, а, по сути, — тот же эгоизм. О чем бы мы ни мечтали — об изысканных кушаньях и напитках, об интимной близости, о богатстве, о власти, о славе — обычно глубинный мотив всех желаний есть жадность. Согласно П. Куттеру, это — потребность обязательно получить желаемое, чтобы испытать удовлетворение. Иначе мы чувствуем себя внутренне опустошенными и обездоленными[18].

Высказывания Р. Докинза и П. Куттера служат блестящим научным комментарием к прозорливым словам апостола Иакова: «Откуда у вас вражды и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите; просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4, 1–3).

Итак, себялюбие — семя греха — посеяно в нас издревле. Как плевел, оно постепенно растет и подталкивает человека на любое беззаконие-.

Святые отцы установили генетическую связь и порядок возникновения страстей. Прежде всего выделяются три родовые страсти — «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2,16) или саможаление, своеволие и славолюбие. Три основные страсти порождают восемь производных — чревоугодие, любодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость (гордыню). Как звенья единой цепи, первое звено тянет за собой прочие. Лишь тщеславие и гордыня стоят особняком как вполне самодостаточные пороки.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин полагает, что «чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль и уныние соединены между собой особым неким сродством, по коему излишество предыдущей дает начало последующей… Потому против них надо сражаться тем же порядком, переходя в борьбе с ними от последующих к предыдущим… Чтобы победить уныние, сначала надобно подавить печаль; чтобы прогнать печаль, прежде нужно подавить гнев; чтобы погасить гнев, нужно попрать сребролюбие; чтобы исторгнуть сребролюбие, надо укротить блудную страсть; чтобы подавить эту похоть, должно обуздать чревоугодие»[19].

Все страсти разделяются также на плотские (телесные) и духовные (душевные). Плотские — это чревоугодие и любодеяние, ибо они коренятся в биологических потребностях и инстинктах. Порой очень трудно четко разграничить их физиологические и психологические элементы. Однако человек сам решает, поддаться на искушение или нет.

Остальные шесть страстей — духовные. Они совершаются без всякого содействия тела. «Происходя по склонности одной души, они не только не доставляют никакого удовольствия плоти, но еще поражают ее тяжким недугом и питают только больную душу пищею жалкого услаждения»[20].

«Некоторые из страстей, родившись в душе, переходят в тело, а некоторые наоборот», — наставляет преподобный Иоанн Лествичник[21]. Действительно, определенные виды гнева, мирской печали и уныния возникают от внутренних причин, включая нарушения нервной системы и гормонального фона (см. гл. VII–IX).

Ряд грехов, переходя в порочное состояние духа и ожесточая сердце нераскаянностью, признаются наиболее тяжелыми. Они вопиют к небу об отмщении. «Грехом к смерти» (1 Ин. 5,16) являются хула на Святого Духа (Мф. 12, 31–32), сознательное и решительное отречение от христианской веры, особенно от веры в воплощение Сына Божия (1 Ин. 4, 3; Евр. 10, 26–31), человеконенавистничество (1 Ин. 3, 15), лишение работников вполне заслуженной ими платы (Иак. 5,1–5), дерзкие оскорбления и побои родителей (Мф. 15, 4).

Особо тяжкие, закоренелые страсти ведут душу к вечной погибели и потому называются смертными грехами [22].

По святоотеческой традиции, смертных грехов семь:

• гордыня до самообожания (самообожествление, культ собственного «я»);

• иудина жадность к деньгам (любостяжание, лихоимство, ростовщичество и т. д.);

• черная зависть (скорбь при благополучии ближнего, вражда к преуспевающим людям, клевета на них и т. п.);

• безграничное плотоугодие (пресыщение, пьянство и пр.);

• неистовый разврат (блуд, прелюбодеяние, кровосмешение, мужеложство и т. д.);

• крайняя жестокость (мстительность, злоба и ненависть вплоть до намеренного убийства, особенно детоубийства и убийства родителей);

• духовная беспечность (нерадение о спасении души, леность, праздность, отчаяние, самоубийство)[23].

Причины страстей весьма разнообразны. Но условно их можно разбить на три большие группы — вожделения плоти, соблазны окружающей обстановки и ухищрения демонов. «…Человецы плоть носяще, и в мире живуще, от диавола прельстишася», — слышим мы в священнической молитве перед Таинством исповеди[24].

Наивно думать, будто биологические, социально–психологические и духовные причины страстей действуют строго по очереди и возбуждают страсти по порядку. Зачастую все факторы давят на нас в совокупности, с утроенной мощью. Когда человек попадает в омут, всё влечет его вниз: и воронка воды, и внутренний шок, и собственный вес, и земное притяжение…

По мысли аввы Евагрия, бесы прикасаются к определенным зонам головного мозга и тем провоцируют людей на неблаговидные поступки. Если демону не удается рассеять наше внимание на молитве, он «принуждает телесный темперамент произвести некое чуждое представление» в уме[25].

Как ни вспомнить здесь открытую в XX веке «систему награды» мозга?! (см. гл. II и IV).

«Такова хитрость у лукавых бесов, — предостерегает преподобный Паисий (Величковский), — они постоянно заняты нами; как сторожа, подмечают наши наклонности и пожелания… Какую страсть замечают в нас, к тому нас и побуждают, такие и расставляют нам сети… Бесы ищут в нас повода, потому что чрез свою наклонность и пожелание мы скорее запутаемся»[26].

По мнению старца Паисия Святогорца, чувствительного и нервного от природы человека демон хочет сделать еще более раздражительным, а жестокосердного — еще более необузданным и грубым, «и пьяному внушает не оставлять вина, но пить еще больше»[27].

К счастью, Господь никогда не попускает чрезмерных искушений и дозирует их время. Иначе никто не смог бы устоять в духовной брани. Творец сострадает нашим немощам и учитывает, что «помышление сердца человеческого — зло от юности его» (Быт. 8, 21).

«Ты все щадишь, потому что все Твое, душелюбивый Господи, — благовествует Библия. — Посему заблуждающихся Ты мало–помалу обличаешь и, напоминая им, в чем они согрешают, вразумляешь, чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи» (Прем. 11, 27 и 12, 2). Давая место покаянию и милуя нечестивых, Бог тем не менее ведает, что «племя их негодное и зло их врожденное, и помышление их не изменится во веки (курсив. — К. 3.). Ибо семя их было проклятое от начала…» (Прем. 12, 10–11).

По мысли блаженного Феофилакта Болгарского, в результате грехопадения Адама человеческая плоть сделалась «сподручной греху». Но это не ее вина. Наклонность души к худшему дает греху свободу действовать. «Если разбойник займет дворец, то дворец не виновен в том. Так и здесь: если в членах моих обитает грех, то плоть — не зло, ибо она изнасилована»[28].

«Факты и наблюдения свидетельствуют о возрастании греховности падшей природы и о связи развития греха с генетическими предрасположенностями, — заключает доктор богословия, протоиерей Владислав Свешников. — Во многих случаях склонность к той или иной страсти, несомненно, генетически обусловлена. Так, можно порой видеть совершенно одинаковые по типу проявления гнева в трех и более поколениях (у бабушки, матери и дочки)… Отвращение к греху того или иного рода также может быть связано с определенной природной предрасположенностью… К одним видам греха у разных личностей имеется очевидная врожденная склонность, к другим — очевидное природное отвращение»[29].

Подчеркнем, что наследственно передаются не сами страсти, а только предрасположенность к ним, пагубные склонности. «Природную склонность к падению под влиянием страстей, — утверждает святитель Иоанн Златоуст, — может побеждать ум, при содействии труда»[30].

Увы, наследственный эгоизм — очень живучий и плодовитый сорняк. Кочуя из поколения в поколение, он производит в нас плевелы порочных страстей. Это, хотя и ущемляет нашу свободу, но не парализует ее полностью. Вот почему мы несем ответственность за свое поведение и должны бороться с унаследованными и приобретенными пороками. Вот почему в наших душах ежедневно разгораются разные внутренние конфликты: между «хочу» и «нельзя», между «не хочу» и «надо».

 

Глава II

Свобода — это длина цепи?

 

Потеряв вследствие грехопадения взаимную точку опоры, все части человеческой природы — дух, душа и тело — перестали получать и взаимную друг от друга помощь. Райская гармония разума, чувства и воли распалась, и внутри нас воцарился хаос. Мы буквально разрываемся от постоянной сумятицы и перенапряжения. Грех приковывает душу к себе. Ее освобождает истина, но порабощает злой навык.

Ведущую роль в поддержании накала внутриличностных конфликтов играет неразумная (бессознательная) сила души. От лица всех кающихся христиан апостол Павел вопиет: «Не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе… Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного…» (Рим. 7,19–23).

Весьма поэтично эта картина отражена в стихотворении «Раб греха»:

 

 

Опять живу не так, как надо,

Живу не так, как сам хочу.

Что ни творю — душа не рада,

Где нужно плакать — хохочу.

Хочу быть добрым — озлобляюсь.

Хочу быть трезвым — снова пью.

Хочу поститься — объедаюсь.

Хочу петь песни — слезы лью.

Хочу быть скромным — восхваляюсь.

Хочу быть щедрым, но скуплюсь.

Хочу трудиться — расслабляюсь.

Хочу быть верным — волочусь.

Хочу сдержаться, но болтаю.

Хочу бороться, но молчу.

Хочу гореть, но остываю.

Хочу, хочу, хочу, хочу…

Зачем живу не так, как надо?

И почему — не как хочу?

Свобода — крест, а не награда.

Добра хочу, а зло верчу.

И в паутине искушений

Не Божий раб, а раб греха,

Погряз я в жажде наслаждений,

Погибну я наверняка.

Но чью я волю выполняю,

Я, раб греха, коль не свою?

И пусть я беса проклинаю,

Ему служу всю жизнь мою[31].

 

 

Каков же механизм пленения человека страстью? По учению святых отцов–аскетов, грех овладевает человеком не сразу [32]. Сначала приходит помысел — простая мысль на какую–либо тему. «Прилог» («приражение») к душе помысла сравним с ударом мяча о стену. Это — безгрешно, ибо мы не в силах контролировать вереницу мыслей, которые, словно мошкара, кружатся в сознании. «Сдружение» («сочетание») — следующий момент, когда мы схватываем определенную мысль, цепляемся за нее, ловим брошенный «мячик». Мы собеседуем с помыслом и еще способны отказаться от разговора с ним — выбросить его вон из головы.

Если мысль греховна, а мы склоняемся на ее сторону, уступаем ее давлению, любуемся ею, то «сдружение» перерастает в «сложение» («сосложение»). Но лишь только мы внутренне согласились на помысел и перестали ему сопротивляться, он тотчас превращается из «невинного приятеля» в «жестокого деспота». «Пленение» есть полное соединение и порабощение ума греховным помыслом, «насильственное и невольное увлечение сердца», нарушающее душевный мир. Вырваться из «плена» стоит уже «борьбы» — огромных усилий по прорыву «блокады».

Со временем порок становится навыком, укореняется, вживляется и делается как бы неотъемлемым природным свойством души. Этострасть, заключительная фаза рабства греху. Она открывает просторную дорогу греховным деяниям, словам, мыслям и чувствам. Теперь страсть беспрепятственно понукает своей жертвой и играет с ней, как футболист с мячиком.

А все начинается, казалось бы, с безобидных помыслов! Поэтому святые отцы советуют внимательно отслеживать их и сторожить себя, как кошка мышку. Отсечь лукавый помысел в зародыше достаточно легко. Это все равно, что удалить тонкий стебелек, а не мощный корень. В итоге наша внутренняя свобода прежде всего зависит от чистоты помыслов. Свободой нельзя владеть. Ее можно только принять, причем как дар Божий. Она всегда подвергается нападению и всегда в опасности. Если здоровое чувство опасности ослабевает, свобода уже почти утрачена, и мы внутренне больны. Тогда грех, будто спрут, улавливает нас и опутывает своими «щупальцами».

За примерами далеко ходить не надо: курение (никотиномания), алкоголизм, наркомания, компьютеромания, игромания, патологическое пристрастие к музыке (меломания), просмотрам телепередач (телемания), обильной или вкусной еде (гурманство), сексуальная зависимость, спортивный фанатизм, трудоголизм — все мании не перечислишь. Эти заболевания — одного поля ягоды. Словно сестры–близнецы, они имеют много общего, что побуждает нас рассматривать их в единой связи. Так, всем названным болезням свойственны синдром психической зависимости (навязчивое влечение и т. п.) и синдром физической зависимости («ломка», похмелье и т. д.).

Механизмы формирования зависимостей, по сути, одинаковы Всех пристрастившихся людей объединяет стремление быстро и без особых усилий избавиться от духовной пустоты, душевной боли и психического перенапряжения. А пристрастие к чему–либо как раз и позволяет заглушить укоры совести, отвергнуть доводы разума, изменить собственные ощущения, забыться и отключиться от неприятной реальности.

Ученые полагают, что каждый человек потенциально склонен к зависимости. Взять хотя бы такие мягкие формы, как пристрастие к снотворным таблеткам, сладостям, крепкому кофе и чаю. Не случайно некоторых неумеренных любителей кофе называют кофеманами. Все виды удовольствия (в том числе от пищи, игры и половой активности) приносят наслаждение потому, что активизируют одну и ту же зону мозга — специфическую «систему награды» («центр удовольствия»). А потом запускается процесс формирования конкретного клинического варианта болезни (наркотического, игрового, пищевого, сексуального и пр.).

Зависимая личность представляет собой каркас, на который нанизываются зависимости — идолы. Вот и получается: секс, игромания, алкоголизм — выбери свое, точнее отдайся в его власть. Часто встречаются и смешанные формы зависимости, например, алкоголик–курильщик, наркоман–игрок.

По мнению зарубежных специалистов, зависимая личность имеет свои особенности. Пристрастия постоянно используются в качестве искусственной защиты и избавляют от переполняющих душу негативных переживаний. При этом значимое отрицательное чувство связано с предпочитаемым видом зависимости. Так, некоторые люди начинают азартную игру только тогда, когда сильно раздражены. Значит, игра их успокаивает. Спрашивается, затянет ли их игра, если душа спокойна?

С точки зрения психологов, человек не склонен к зависимости, если он находится в согласии с самим собой и адекватно выражает свои чувства. Поэтому психологические факторы (например, черты темперамента, саморегуляция эмоций) являются очень важными предпосылками развития расстройств поведения. Увлечение предметом зависимости — это отчаянная попытка контролировать чувства, которые иначе кажутся неподвластными. Навязчивое стремление к освобождению — симптом внутренней несвободы.

Вот пример, заимствованный из Интернета. Ольга делится собственной историей любви к компьютерным играм: «С тех пор, как два года назад у меня появился компьютер, я в буквальном смысле не отрываюсь от него. Могу играть сутки напролет, всю ночь. Предпочитаю квесты и логические игры. Но если этого нет, обхожусь пасьянсами и прочим хламом. Зависимость свою осознала полтора года назад и безуспешно пытаюсь бороться путем стирания абсолютно всех игр. Компьютер не включаю. Но так как без него по роду занятий не обойтись, приходится включать. Там случайно нахожу какую-нибудь игру, и весь день, а то и неделя потеряны. Забросила обучение в аспирантуре, уволилась с работы и не стараюсь найти новую… В реальной жизни мало что привлекает, выглядеть стала хуже некуда. Помогает бороться только вера в Бога. Если маленькую течь не заделать, она превратится в огромную дыру и утонет весь корабль. И еда необходима для организма, но стоит позволить лишнее — и уже чревоугодие. Так и во всем остальном (игры, Интернет, телевизор): перейдешь меру дозволенного, безопасного — и ты уже одержим страстью. Будьте осторожны и внимательны! Не попадайтесь в ловко расставленные сети виртуальной реальности», — заканчивает Ольга.

По сообщению CNN, страсть к компьютерным играм стала фатальной для 28–летнего гражданина Южной Кореи. Молодой человек скончался от сердечного приступа после пятидесяти (!) часов непрерывной игры. Парень пришел в интернет–кафе и сел играть. В течение трех дней он отрывался от монитора лишь для того, чтобы выйти в туалет и немного вздремнуть на импровизированной кушетке. Мать, обеспокоенная тем, что сын не появляется дома, попросила друзей разыскать его. Когда те добрались до интернет–кафе, несчастный пообещал им закончить игру и прийти домой. Но спустя несколько минут он умер. Врачи констатировали, что сердце молодого человека не выдержало интенсивной психической нагрузки и физического истощения.

По данным китайских специалистов, у интернетоманов отмечается химический дисбаланс мозговой деятельности. Оказывается, во время нахождения в Интернете или при занятиях компьютерными играми мозг производит органический компонент 5–НТ, который передает чувство эйфории всему организму. Когда этого соединения выделяется слишком много, человеку может казаться, что он не нуждается ни в пище, ни в отдыхе[33].

Типичным является рассказ пациентки клиники для интернет–зависимых, расположенной на военной базе в пригороде Пекина. Девушка «ушла в он–лайн» из–за того, что ее не устраивала жизнь в студенческом коллективе. «Все ценности, которым родители учили меня в течение восемнадцати лет, неожиданно разрушились, — вспоминает она. — Внешний мир потерял смысл. Я полностью отдалась стихии онлайновых игр. Я потеряла чувство времени и пространства, не чувствовала голода и усталости. Но когда выходила из Интернета, у меня начиналась депрессия, и я не могла ни с кем общаться»[34].

Как и любая иная зависимость, интернетомания имеет четкую психологическую подоплеку. К болезни склонны люди с заниженной самооценкой, неудовлетворенные собой, неспособные строить и поддерживать гармоничные отношения с окружающими. Такие люди «окунаются» в Сеть, пытаясь обрести уважение, любовь и собственную значимость. Они находят своего рода отдушину. Многие покупаются на это и быстро попадают в «капкан». Человек забрасывает семью, дом, карьеру…

Почему же потеря внутренней свободы влечет за собой столь катастрофические последствия? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, как соотносятся личность, разум, свобода и наследственность.

Преподобный Иоанн Дамаскин указывает, что свобода выбора неразрывно соединена с разумом. Лишь тот разумен, кто «господин своих действий и не зависит» от них. Животные неразумны, а значит, несвободны. «Человек же, будучи разумным, скорее ведет природу, нежели ведется ею, вследствие чего… если только хочет, имеет власть подавить свое желание или последовать за ним»[35].

Это высказывание интересно сопоставить с мнением видного немецкого врача и философа Карла Ясперса. По его мысли, разум проистекает не из природы, а из человеческой свободы. Когда мы поступаем неразумно, то теряем свое подлинное достоинство[36].

К сожалению, нередко люди ведут себя хуже животных. И что удивляться, если неблагодарного обзывают свиньей, ленивого — трутнем, развратного — кобелем, бестолкового — бараном, а упрямого — ослом?! Тот, кто опустился нравственно, уподобляется своему прототипу в животном мире[37].

Личность — это человек, которого от–личает Бог, кто имеет свой уникальный и неповторимый лик, чье имя «написано у Агнца в книге жизни» (Откр. 21, 27). Личность есть «сокровенный сердца человек» (1 Пет. 3, 4).

Согласно известному православному богослову В. Н. Лосскому, «личность, этот образ Божий в человеке, есть свобода человека по отношению к своей природе». Мыслитель обращается к авторитету святителя Григория Нисского: «Личность есть избавление от законов необходимости, неподвластность господству природы, возможность свободно себя определять». Обычно мы находимся в тех рамках, которые нам ставят гены, естественные запросы организма, привычки, характер, общество и т. д. Но истинная сущность человека не зависит ни от чего. Его достоинство — в возможности освободиться от своей природы не ради ее уничтожения, а ради ее преображения в Боге[38].

Позиция святителя Григория, на которую ссылается В. Н. Лосский, созвучна идее крупного австрийского психолога и психотерапевта Виктора Франкла. Ученый полагает, что влечения человека находятся во власти его духовности. В идеале именно она контролирует и обуздывает наши биологические и социальные потребности. Человек имеет влечения, а животное состоит из них. Разница очевидна. Человек как таковойэто его свобода по отношению к собственным влечениям, наследственности и окружающей среде. Несмотря на судьбу и множество ограничений, мы и сами выбираем свою долю. Это — наше неотъемлемое достояние. Бытие личности означает свободу стать личностью[39].

Однако в результате грехопадения цельность нашей личности нарушилась. Наклонность к греху помрачает нравственное сознание, ущемляет нашу свободу, самостоятельность и независимость. Мы не можем не грешить. Если нам и удается избегать грехов, то без помощи Божией мы снова запутываемся в них. На сей счет апостол Петр цитирует мудрую пословицу: «Пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Пет. 2, 22).

Итак, мы внутренне свободны лишь в той мере, в какой связаны с Богом и справляемся со своими страстями. «Кто кем побежден, тот тому и раб», — свидетельствует Библия (2 Пет. 2, 19). Это — аксиома. Божественная благодать укрепляет желание творить добро и противостоять злу. Вот почему свобода духовно зрелой личности определяется ее собственным отношением к происходящим событиям, а свобода духовно слабого человека зависит от «длины его цепи». Уточним: той цепи, на которую он вольно или невольно сам себя посадил (позволил посадить). И подтверждается горький афоризм: «Свобода ограничивается тем, что человек может выбрать себе господина».

Укротить, а тем более преодолеть пагубное влияние демонов, окружающего мира и дурной наследственности никто из нас своими силами не способен. «…Богу же все возможно» (Мф. 19, 26). Поэтому унывать и отчаиваться не стоит. Господь в силах спасти даже самого падшего человека. «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму…» — так святой Иоанн Предтеча обнадеживает кающихся грешников и укоряет самодовольных фарисеев (Лк. 3, 8).

Завершим словами В. Франкла: «Наследственность — это не более чем материал, из которого человек строит себя сам. Это не более чем камни, которые могут быть использованы, а могут быть отвергнуты строителем. Но сам строитель — не из камней»[40].

И тут возникает закономерный вопрос: как правильно распорядиться своим природным потенциалом?

 

Глава III


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.