Документы, обеспечивающие правовую основу организации работы — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Документы, обеспечивающие правовую основу организации работы



Кабинета изобразительного искусства

1. Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ»;

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ;

3. Постановление Минтруда РФ от 27.02.1995 г. № 11 «Об утверждении рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда»;

4. Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-03 «О пожарной безопасности»;

5. Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда (Постановление Минтруда РФ от 06.04.2001 г. № 30);

6. Письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 г. № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях».

Информация о федеральных нормативных документах на сайтах

- http://mon.gov.ru/ (Министерство Образования РФ);

- http://www.ed.gov.ru/ (Образовательный портал);

- http://fipi.ru/ (ФИПИ);

- http://www.standart.edu.ru (сайт Федерального государственного образовательного стандарта);

- http://window.edu.ru/catalog/?p_rubr=2.2.80.1(Единое окно доступа к образовательным ресурсам).

 

Информация о региональных нормативных документах на сайтах

- http://www.beluno.ru/new/ (Департамент образования Белгородской области);

-http://www.belregion.ru/department/part250/staff765/ (Образовательный портал Белгородской области);

- http://www.beliro.ru(Белгородский институт развития образования)

-http://coko.beluno.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=39&Itemid=5 (РЦОКО Белгородской области, аттестация педагогических кадров).

II. Программно-методическое обеспечение и контроль по предмету «Изобразительное искусство»

В соответствии со ст. 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ (с изменениями и дополнениями) Образовательная организация свободна в выборе учебно – методического обеспечения для реализации образовательной программы по предметам.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования и основного общего образования находится на сайте fgosreestr.ru и содержит раздел «Примерный учебный план». В указанном разделе представлены три варианта примерных учебных планов.

Примерный учебный план образовательных организаций на 2016-2017 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) предусматривает:



 

Таблица 1.

Нормативный срок освоения образовательных программ Уровни общего образования Классы
4-летний начальное общее образование I-IV классы
5-летний основное общее образование V-IX классы
2-летний среднее общее образование X-XI классы

 

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом предмет «Изобразительное искусство» на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени начального и основного общего образования. Рекомендуется преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» в объеме 1 часа в неделю. Продолжительность учебного года: I класс - 33 учебные недели, II - IV классы - не менее 34 учебных недель. (1 час в неделю в 1-4 классах).

В V-VII классах в соответствии с «Примерным недельным учебным планом основного общего образования» рекомендуется введение учебного предмета «Изобразительное искусство» в объеме 1 часа в неделю (http://fgosreestr.ru, стр. 510, вариант №1) [1].

В VIII классах по решению образовательного учреждения (организации) учебные предметы «Изобразительное искусство» может изучаться в рамках учебного предмета «Искусство» в объеме 1 часа в неделю.

В VIII-IX классах по решению образовательного учреждения учебные предметы «Музыка»и «Изобразительное искусство» могут изучаться в рамках учебного предмета «Искусство» в объеме 1 часа в неделю.

Продолжительность урока во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса (35 – 40 минут).

Начальное общее образование (1-4 классы)

В начальной школе предмет «Изобразительное искусство» изучается с 1 по 4 класс из расчета 1 час в неделю.

Основой процесса преподавания является пакет документов, включающий обновленный стандарт, примерные программы, требования к оснащению учебного процесса по музыке, федеральный перечень учебников и учебно-методической литературы (www.mon.gov.ru).



Рекомендуется предусмотреть при комплектовании педагогических работников в ОО почасовую нагрузку по изобразительному искусству в первую очередь специалистам с художественно-педагогическим образованием, так как содержательный уровень всех программ и методик ФГОС рассчитан на специалиста, имеющего специальное художественное образование.

Таблица 2.

 

Уровни общего образования Начальное общее образование Всего
Предметная область Искусство
Учебный предмет Изобразительное искусство
Количество часов в неделю по классам I II III IV
Допустимая годовая нагрузка

Основное общее образование (5-9 классы)

Согласно базисному учебному (образовательному) плану на изучение предмета «Изобразительное искусство» в основном общем образовании отводится 1 учебный час в неделю в 5, 6, 7 классах, итого в год 34 часа. Для разработки учебного плана ОУ администрация определяет формы и способы реализации предметов области «Искусство».

Базисный учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать для обязательного изучения предмета «Изобразительное искусство» из расчета 1 час в неделю (см. Реестр примерных основных общеобразовательных программ, Министерство образования и науки Российской Федерации (http://fgosreestr.ru).

Таблица 3.

 

Уровни общего образования Основное общее образование Всего
Предметная область Искусство
Учебный предмет Изобразительное искусство
Количество часов в неделю по классам V VI VII
Допустимая годовая нагрузка

 

В качестве варианта, обеспечивающего завершенность художественно-эстетического образования, может быть предложено перераспределение тем внутри предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» с точки зрения движения от опыта художественно-творческой деятельности в 5-7 классах к вопросам взаимодействия разных видов, стилей искусства и историческим сменам художественных эпох с их мировоззренческими доминантами в 8-9 классах. Вариантом завершения освоения предметной области «Искусство» может стать интегративный курс «Искусство» в 8-9 классах, в объёме 1 часа в неделю. По этому курсу разработаны соответствующие программы и учебники.

Интегрированный курс «Искусство» в основной школе (8-9 класс) ориентирован на эстетическое развитие, осмысление значения искусства в культурно-историческом аспекте развития человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии общества, в духовном обогащении человека. Освоение учебного предмета на данном этапе имеет главным образом деятельностный характер, что объясняется возрастными особенностями школьников, их стремлением к самостоятельности, творческому поиску, а также современными возможностями информационно-коммуникационных технологий в приобщении учащихся к различным видам искусства.

Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 определены учебники, которые используются при изучении учебного предмета «Искусство (Музыка и ИЗО)», в том числе при изучении учебного предмета «ИЗО» в VI-IX классах, при изучении учебного предмета «Музыка» в VI-IX классах, при изучении учебного предмета «Искусство» в VI-IX классах.

Не допускается замена учебного предмета «Искусство (Музыка и ИЗО)» учебным предметом «Мировая художественная культура». Изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» возможно за счет часов компонента образовательной организации при наличии учебных пособий, выпущенных организациями, установленными приказом Минобрнауки России от 14.12.2009 № 729.

Необходимо обратить особое внимание на то, что все обозначенные в примерной программе тематические разделы и подразделы следует рассматривать не как отдельные учебные темы, изучение которых возможно последовательно, одна за другой, а как основополагающие сквозные учебные линии, разворачивающиеся на протяжении всех лет обучения в школе.

На ступени основного общего образования организация изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности возможна как через преподавание краеведческих модулей в рамках учебного предмета, так и введение самостоятельных учебных курсов за счет часов школьного компонента при условии наличия рабочих программ и методических рекомендаций БелИРО.

Таким образом, преподавание учебных предметов данной области становится непрерывным.

III. Учебно-методическое обеспечение преподавания изобразительного искусства

Следует отметить, что в Белгородской области преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» рекомендовано осуществлять на основе Федерального перечня учебников, утвержденных Министерством образования РФ.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации. Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы п. 4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

п. 5. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, включает в себя перечни учебников, рекомендуемых к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, в том числе учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.)

Таким образом, учителя правомочны в выборе тех учебников, которые прошли федеральную экспертизу. В соответствии с Законом (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации. Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации п. 3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами: …4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании).

Особо обращаем внимание на то, что организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу Приказа учебники из федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/14 учебный год, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067.

Таким образом, если основная образовательная программа образовательной организации предусматривает использование учебников, не включенных в федеральный перечень учебников, учащиеся имеют возможность завершить изучение предмета с использованием учебников, приобретенных до вступления в силу Приказа.

Наряду с учебниками в образовательной деятельности могут использоваться иные учебные издания, являющиеся учебными пособиями.

Федеральные перечни учебников и перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательной деятельности, размещены на официальном сайте Минобрнауки России: www.mon.gov.ru.

«Необходимо отметить, что при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании (п. 4 ч. 3 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)».

Еще раз обращается внимание, что в соответствии со ст. 35 Федерального закона обучающиеся всех образовательных организаций имеют право на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями. С Федеральным перечнем учебников по изобразительному искусству науки (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253, с внес. изм. приказ №30 от 26 января 2016 г.) можно ознакомиться на сайте Министерства образования и РФhttp://mon.gov.ru. См. Приложение № 1.

В общеобразовательных организациях Белгородской области все предыдущие годы ведущие позиции занимали учебно-методические комплексы издательств:

Таблица 4.

По изобразительному искусству завершённые линии УМК для базового курса обучения:

Начальное общее образование
Аранова С.В. Изобразительное искусство 1-4 ДРОФА http://www.drofa.ru/106/
Ашикова С.Г. / под ред. Мелик-Пашаева А.А., Яковлевой С.Г. Изобразительное искусство 1-4 Издательский дом «Федоров» http://zankov.ru/umk/ umkpopredmetam/page=2/article=3157/
Кашекова И.Э., Кашеков А.Л. Изобразительное искусство 1-4 Издательство «Академкнига/Учебник» http://www.akademkniga.ru/catalog/15/1214/
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 1-4 ДРОФА http.//www.drofa.ru/14/
Неменская Л.А., КоротееваЕ.И., Горяева Н.А., Питерских и др. , под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство 1-4 Издательство «Просвещение» www.1-4.prosv.ru
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 1-4 Издательство «Просвещение» www.1-4.prosv.ru
Основное общее образование
Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских и др. / под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство 5-8 Издательство «Просвещение» www.prosv.ru/umk/5-9
Ермолинская Е.А., Медкова Е.С., Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство 5-8 Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ http://vgf.ru/izo
Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В. Изобразительное искусство 5-8 ДРОФА http://www.drofa.ru/50/
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. и др. Изобразительное искусство 5-8 Издательство «Просвещение» www.prosv.ru/umk/5-9

Таким образом, в 2016-2017 учебном году обучающиеся 6-11 классов продолжат изучение изобразительного искусства по учебникам, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования.

Рекомендации по изучению предмета на профильном и углубленном уровне

В концепции профильного обучения отмечается, что предпрофильная и профильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершении основного общего образования.

На профильном уровне изучение изобразительного искусства осуществляется в образовательных учреждениях художественно-эстетического профиля из расчета 6 часов в неделю.

Что касается профилизации художественного образования в старших классах, то оно может быть связано со специальным художественным и художественно-педагогическим направлением гуманитарного профиля.

С целью осуществления выбора профилирующего направления деятельности старшеклассников, в 9-х классах основной школы предполагается предпрофильная подготовка на основе введения значительного числа курсов по выбору (элективных курсов). Элективные курсы должны представлять специфику видов деятельности той или иной художественно-профессиональной сферы. Эти курсы не должны дублировать базовый курс. Содержание элективных курсов может углублять какой-то раздел учебного предмета «Изобразительное искусство» (предметно-ориентированные курсы), либо расширять их возможности через нетрадиционные и интегрированные курсы (межпредметные курсы). Набор элективных курсов должен иметь вариативный характер, а их содержание ориентировано на разнообразные проявления специального художественного или художественно-педагогического направлений.

Примерный перечень элективных курсов для учащихся 9 -11 классов:

1. Кривицкая, Л.А. Основы рисунка /Л.А. Кривицкая, Т.Г. Новоселова Т.Г., Г.А. Софронов, И.В. Казакова. Под ред. Т.В. Челышевой. Профильное обучение в школе. Художественно-эстетический профиль: учебно-методическое пособие.- М.: АПКиПРО, 2004. – С 41-46.

2. Кривицкая, Л.А. Основы живописи /Л.А. Кривицкая, Т.Г. Новоселова, Н.Г. Кириллова. Основы живописи. Под ред. Т.В. Челышевой. Профильное обучение в школе. Художественно-эстетический профиль: учебно-методическое пособие.- М.: АПКиПРО, 2004. – С 46-52.

3. Кузнецова, О.А. Художественные техники /О.А. Кузнецова. Под ред. Т.В. Челышевой. Профильное обучение в школе. Художественно-эстетический профиль: учебно-методическое пособие.- М.: АПКиПРО, 2004. – С. 53-60.

4. Мун Л.Н. Синтез искусств.- Профильная школа.- 2006.-№ 2. - С. 36-45.

5. Секирова Т.А. Искусство понимания исторической живописи / Т.А. Секирова. - Профильная школа. - 2006.-№ 4. - С. 31-34.

6. Челышева, Т.В. Искусство и мы (художественно-педагогическое направление) / В. Челышева. Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство»: Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – С. 27-41.

7. Челышева Т.В. Введение в историю русского искусства. Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство»: Учебно-методическое пособие / Т.В. Челышева. - М.: АПК и ПРО, 2003. - С. 67-75.

8. Челышева, Т.В. Мир дизайна (специальное художественное направление) / В. Челышева. Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство»: Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – С. 42-47.

9. Челышева, Т.В. Основы экранной культуры (специальное художественное направление) / В. Челышева. Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство»: Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – С. 48-49.

10. Шилько, Л.Ю. Дизайн. Профессия – дизайнер / Л.Ю. Шилько. Под ред. Т.Н. Шилько, Л.Ю. Изобразительное искусство. Профессия – художник / Л.Ю. Шилько. Под ред. Т.Н. Ботиной, И. В. Кашминой, О.В. Пескун. – Музыка в школе. – 2006. - №5. с. 41.

Для формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному художественному направлению содержание элективных курсов предпрофильной подготовки девятиклассников может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы по предметам искусства, а также специализированных программ школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла и учреждений дополнительного образования детей и молодежи.

Предпрофильное обучение по художественным (изобразительное искусство) специальностям может включать в себя их большое количество и имеет предметно-ориентированный характер.

Продолжительность предметно-ориентированных курсов может быть четверть, полугодие; межпредметных – одна четверть, что связано с ознакомительным характером [Челышева Т.В.]. Результативность обучения может быть отражена в таких формах контроля как: реферат, зачет, проект.

 

 






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.015 с.