Раздел 1Наука в системе культуры — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Раздел 1Наука в системе культуры

2017-05-14 252
Раздел 1Наука в системе культуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Часть I.

Учебно-методическое пособие

по подготовке к сдаче кандидатского минимума

(для аспирантов и соискателей технических и гуманитарных специальностей)

 

Омск 2012

 

 

ББК

УДК

 

Рецензенты:

1.

2.

 

Составители:

Нехаев А. В., доктор филос. н., профессор кафедры философии и СК (раздел 5);

Мосиенко Л.И., канд. филос. н., доцент кафедры философии и СК (разделы 1.2 и 3);

Скачков А.С., канд. филос. н., доцент кафедры философии и СК (раздел 4);

Улевич Е.С., канд. филос. н., доцент кафедры философии и СК (разделы 1.1 и 2).

 

 

Учебно-методическое пособие предназначено для использования при подготовке к коллоквиумам и к сдаче кандидатского минимума по дисциплине «История и философия науки». Пособие может быть использовано аспирантами и соискателями как технических, так и гуманитарных специальностей.

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………

Раздел 1Наука в системе культуры

1.1.План коллоквиума ………………………………………………..

1.2.Особенности научного познания………….

1.3 Наука как социальный институт……………………………………..

1.4. Экзаменационные вопросы по разделу……………………………….

 

Раздел 2 История науки

2.1. План коллоквиума и рекомендации по самостоятельному изучению раздела

2.2. Преднаука древних цивилизаций…………………………………

2.3 Особенности Античной науки……………………………….

2.4. Наука средневековья и эпохи Возрождения……………………

2.5Наука Нового времени………………………………………..

2.6 Особенности современной науки……………………………..

2.7 Экзаменационные вопросы по разделу…………………………………..

Раздел 3 Научные традиции и научные революции

3.1. План коллоквиума и рекомендации по самостоятельному изучению раздела

3.2. Модели развития науки…………………………………………

3.3. Типология научных веволюций………………………………..

3.4. Экзаменационные вопросы по разделу

 

Раздел 4 Философия техники

4.1. План коллоквиума и рекомендации по самостоятельному изучению раздела

4.2. Мировоззренческая интерпретация и философская рефлексия роблем техники и технических наук………………………………………………….

4.3 Протофилософия техники,теоретическая философия техники, парафилософия техники…………………………………………………..

4.4. Ноосферное гуманитарно-техническое измерение исторического прогресса

4.5. Экзаменационные вопросы по разделу

 

Радел 5 Философские проблемы социально-гуманитарных наук

5.1. План коллоквиума и рекомендации по самостоятельному изучению раздела

5.2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания. Додисциплинарный этап развития социальных и гуманитарных наук.

5.3. Проблема дисциплинарной демаркации: Geisteswissenschaften/Kultur­wissenschaften vs. Naturwissenschaften. Дисциплинарный и постдисциплинарный этапы развития социальных и гуманитарных наук.

5.4. Проблема метода в социальных и гуманитарных науках.

Структура и функции объяснения, понимания и интерпретации в социальных и гуманитарных науках.

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие составлено в соответствии с утвержденными федеральными государственными требованиями к структуре основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования (приказ от 16.03.2011г. № 1365) и основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по техническим и гуманитарным специальностям, подготовку которых осуществляет аспирантура ОмГТУ.

Программа кандидатского минимума по «Истории и философии науки» состоит из двух разделов. Первый раздел представляет собой введение в общую проблематику философии науки. Второй раздел программы курса предназначен для углубленного изучения проблематики, относящейся к блоку технических или гуманитарных наук.

 

Цель дисциплины – гуманитарная подготовка аспирантов и соискателей всех специальностей, ориентированная на развитие общекультурных и профессиональных компетенций молодых учёных

Основные задачи дисциплины:

1) показать механизмы взаимодействия современной философии и науки;

2) определить концептуальные основы философии науки, этапы её развития;

3) вскрыть особенности функционирования науки как социального института;

4) выявить этапы в развитии науки;

5) раскрыть сущность философии техники, формировать стиль научного мышления, соответствующий современным достижениям в области философии и методологии социальных и гуманитарных наук.

 

 

Требования к уровню подготовки аспирантов (соискателей), завершивших изучение данной дисциплины

Аспирант (соискатель), завершивший изучение данной дисциплины должен

Знать

- общие особенности науки как вида деятельности;

- историю профессиональной отрасли научного знания в контексте истории науки;

- методы философского и научного познания;

- методы и формы научного знания;

- специфику технического знания; социального и гуманитарного знания

- основные факторы развития науки

Уметь

- применять знания истории и философии науки к решению конкретных проблем диссертационного исследования;

- применять методологию научного познания для целей диссертационного исследования;

- анализировать социально-значимые научные проблемы и процессы, прогнозировать возможное их развитие в будущем;

- применять принципы этики науки в анализе научных процессов;

- собрать необходимые данные по истории конкретной отрасли научного знания и подготовить реферативный обзор;

Владеть

- культурой мышления;

- навыками формулирования проблемы, цели, задач диссертационного исследования, определения объекта и предмета исследования;

- формально-логического определения понятий.

- активно использовать полученных знаний по истории и методологии технических, социальных и гуманитарных наук в осуществлении научных исследований и процессе подготовки кандидатской диссертации

 

Данное учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы аспирантов и соикателей: их подготовке к коллоквиумам, которые будут проводится после начитки лекций по каждому разделу, и в конечном счете – к сдаче кандидатского минимума.

В части 1 представлены 3 раздела основного курса и 2 - вариативного. Остальные разделы курса будут освещены во второй части данного учебного пособия.

 

Структура учебно-методического пособия подчинена вышеуказанным целям: каждый раздел начинается с плана коллоквиума и рекомендаций по самостоятельному изучению курса, в заключение которых приводится список основных понятий и библиография.

Затем идет сжатое теоретическое изложение основных подразделов с вопросами для самопроверки.

Заканчивается каждый раздел примерным списком экзаменационных вопросов.

 

1-й раздел – «Наука в системе культуры» – акцентирует проблематику специфики научной формы познания, что требует спецификации всех основных не совпадающих и взаимодействующих с наукой форм познания. Данный раздел требует проработки в сущностном сравнении: познания научного и обыденного, научного и художественного, научного и концептуального, мифологического, религиозного, философского. Это в свою очередь предполагает освоение и определение функций науки и ряда терминов (вненаучное, лженаучное, околонаучное, паранаучное, антинаучное, псевдонаучное, квазинаучное). После чего требуется изучение науки как социального института, предполагающее осмысление исторического развития институциональных форм научной деятельности, проблематики научных сообществ их исторических типах, научных школ, исторического развития способов коммуникации и трансляции научных знаний, соотношений науки с экономикой и властью.

 

Поскольку философия не существует без донаучных, научных и вненаучных знаний, и именно научные знания обеспечивают её системно-рациональный статус, постольку существенно, что философское познание чего-либо, например, философское познание научных методов, философское познание техники, с необходимостью опирается на научные знания. Но собственно научные знания, и знания именно философские возникли из синкретических архаических знаний, длительное время предшествовавших и науке, и философии. Поэтому 2-й раздел методических указаний – «История науки» – предназначен для освоения понимаемой в широком ключе проблематики истории науки, складывающейся из предистории и собственной истории науки. Он имеет целью проработку на обширном фактическом историческом материале общей идеи и истории науки в её отличии и преемственности от донаучных, в том числе – преднаучных знаний. В нём, прежде всего, необходимо изучить важнейшие составляющие истории преднауки: преднауку Древнего общества, Античности, Средневековья, Возрождения, а затем – историю собственно науки: науку Нового времени, неклассическую и постнеклассическую науку.

 

В рамках 3-го раздела – «Научные традиции и научные революции» необходимо освоить проблематику динамики функционирования науки, как процесса порождения нового знания, изучить модели развития науки (кумулятивистская и некумулятивистские), взаимодействие традиций и условий возникновения нового знания, решение проблемы типологии научных революций, проработать базовые понятия (кумулятивность, парадигма, аномалия, научно-иссделовательская программа, интернализм, экстернализм, «кейс стадис», рациональность, научная революция и т.д.).

 

Далее следуют 2 вариативных раздела.

«Философия науки и техники» (раздел 4-й) является необходимым для изучения аспирантами и соикателями технических специальностей. В разделе рассматривается философия техники: философские проблемы техники, философские вопросы технического знания.

Данный раздел следует начать с выяснения культурно-цивилизационного контекста научно-технического развития. Это требует: 1) оперирования определениями базовых понятий (культура, цивилизация) и понятий, производных от них (традиционная цивилизация и т. д.); 2) осмысления сущности людей (связки социентальных качеств) как основы для проявления техники; 3) определения структурных элементов и уровней мировоззрения, проявлений жизнеутверждения и жизнеотрицания в мировоззренческих построениях; 4) рассмотрения технической стороны жизнедеятельности людей в системе координат биосфера-ноосфера-техносфера. Далее необходимо освоить понятие «историческая модель интерпретации техники», разобрать её предфилософский и ранний философский варианты: это, в частности, требует освоения истории технических достижений, начиная от древности и заканчивая началом Нового времени. Вслед за этим необходимо перейти к интерпретациям техники, к постановке её философских проблем, к выработке вопросов технического знания в рамках теоретической философии техники (на уровне комплекса идей её основных направлений и представителей). Это требует: определения объекта и предмета философии техники в контексте объектно-предметного определения общей философии – с одной стороны и технологии, технического знания, технической науки – с другой стороны; анализа единства и несовместимостей понимания техники в философско-гуманитарном и инженерно-философском направлениях; разработки ключевых подходов (детерминизм социально-антропологический, технологический) и моделей техники (органопроекции, экзистенциально-персоналистической, сциентистско-технократической) в рамках теоретической философии.

Радел 5 «Философские проблемы социально-гуманитарных наук» также является вариативной частью курса «История и философия науки» и предназначен для подготовки аспирантов и сискателей, соотвественно, гуманитарных специальностей.

В разделе рассматриваются: специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания, особенности додисциплинарного этапа развития социальных и гуманитарных наук, а так же - проблема дисциплинарной демаркации, дисциплинарный и постдисциплинарный этапы развития социальных и гуманитарных наук. Подробно освещена проблема метода в социальных и гуманитарных науках, а также структура и функции объяснения, понимания и интерпретации в социальных и гуманитарных науках.

 

 

Подготовку по разделам и темам следует начинать с внимательного и вдумчивого прочтения рекомендаций по самостоятельному изучению данной темы. Далее следует обратить внимание на взаимообусловленность предлагаемых к каждой учебной теме основных понятий и именований подразделов, учесть их системный характер, освоить основные понятийно-теоретические единицы содержания данных подразделов.

После этого необходимо проработать содержание перечисленных в списках литературы источников, конспективно зафиксировать в прочитанном информацию, строго отвечающую предлагаемым к каждой теме раздела контрольным вопросам и заданиям. Если возникает трудность с использованием именно этих изданий или есть желание более разносторонне разобраться в содержании какой-либо темы, можно осуществить дополнительную библиографическую работу, основываясь, например, на предлагаемых в справочных изданиях списках литературы к конкретным темам[1]. Справочные издания по проблематике философии являются необходимым, но не достаточным инструментом для освоения курса «История и философия науки». Следует пользоваться предельно информативными из них, т. е. энциклопедическими изданиями. Кроме того, рекомендуется работа с ключевыми философскими терминами на этимологическом уровне: привлечение по необходимости словарей иностранных слов, этимологических словарей и т. п.

Уровень освоения аспирантами (соискателями) учебного материала контролируется за счёт выполнения ими по каждому из разделов контрольных вопросов и заданий, а также знание темы на обсуждении во время коллоквиума и сдачи кандидасткого минимума. Необходимо добиваться однозначного выполнения предлагаемых заданий, уметь развёрнуто отвечать на вопросы, контролирующие знание ключевых философских категорий, направлений, персоналий, периодизации.

В качестве приложения к данным методическим указаниям приведен указатель имен, где аспирант (соискатель) может найти краткие сведения о философах, социологах и ученых, внесших наибольший вклад в развитии философии науки и техники.

Литература

Основная

1. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей. М.:Гардарики, 2007.

2. Никифоров А.Л. Философия науки: История и теория. М.:Идея-Пресс, 2006.

3. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2005.

4. Кохановский В.П., Матяш Т.П. и др. Основы философии науки. Ростов н/Д: Феникс, 2004.

5. Философия науки. Под ред.С.А.Лебедева. М., 2005.

 

Дополнительная

1. Дж.Холтон Что такое антинаука? – ж.Вопросы философии. 1992, №2.

2. Научные и вненаучные формы мышления. Материалы симпозиума. Москва – Киль. 1995.

3. Новая Философская энциклопедия. В 4-х тт. М., 2002.

4. На переломе. Философские дискуссии 20-х гг.: Философия и мировоззрение. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1990. (статьи И.А.Боричевского "Наука и философия", С.П.Костычева "Натурфилософия и точные науки",

С.Л.Франка "Понятие философии. Взаимоотношение философии и науки", В.И.Вернадского "Научное мировоззрение").

5. Поппер К. "Логика и рост научного знания". М.,1986.

6. Общие проблемы философии науки. Словарь для аспирантов и соискателей. Екатеринбург, 2007.

7. Философия науки. Словарь основных терминов. Под ред. С.А.Лебедева. М., 2006.

8. Фейерабенд П. Против метода.

9. Философский словарь. М. (любое издание после 1987 г.)

10. www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/grish_filnauk/index.php

11. www.nauka-filosofia.info

 

Литература

 

1. Берков В.Ф. Философия и методология науки. М.: ООО «Новое знание», 2004. [Глава 7, §7.1, 7.2, 7.3]

2. Кун Т. Структура научной революции

3. Малкей М. Социология науки М, 1985
4. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования. М.: Прогресс-Традиция; МПСИ; Флинта, 2005. [Часть 2, Глава 5]

5. Полани М. Личностное знание М. 1979
6. Философия и методология науки. Под ред. В.И.Купцова. М.: Аспект Пресс, 1996. [Раздел IV]

7. Философия науки Под ред Крянева Ю.В и Моториной Л.Е. Москава Альфа М ИнФРА 2007 п.2.4
8. Прайс Д. Малая наука, большая наука // Наука о науке. М., 1966
9. Фейерабенд П. Наука в свободном обществе // Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986
10. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки: Проблемы и дискуссии. М., 1986

 

Раздел II: История науки

2.1. План коллоквиума и рекомендации по самостоятельному изучению раздела

1. Основные этапы развития науки. Проблема возникновения науки. Преднаука древних цивилизаций.

2. Особенности Античной науки.

3. Наука средневековья и эпохи Возрождения.

4. Наука Нового времени.

5. Особенности современной науки.

Наука появляется на довольно позднем этапе развития человечества. Если время появления первых людей 35-40 тыс. лет назад, то первые ученые, люди, профессионально занимающиеся умственной познавательной деятельностью, могли появиться только тогда, когда уровень развития производства мог обеспечить содержание людей, не занимающихся производительной деятельностью.

История науки подразделяется на ряд этапов: преднаука Древних цивилизаций, античная наука, средневековая наука (которая, в свою очередь, подразделяется на науку европейского средневековья и науку арабского средневековья), наука эпохи Возрождения и Нового времени, неклассическая наука и постнеклассическая наука.

Изучение раздела "История науки" следует начать с социально-экономических, политических и духовных особенностей эпохи рассматриваемого периода. Из всего многообразия этих особенностей следует выделить те, которые имеют отношение к науке, т.е. в наибольшей степени повлияли на развитие науки. Далее следует проанализировать особенности познания того или иного этапа, затем перейти к конкретным достижениям в области науки. При этом важно не только подчеркнуть особенности каждого этапа, но и сравнить науку изучаемого этапа с предшествующим этапом. Следует помнить, что простое перечисление научных открытий, каким бы полным оно не было, еще не дает представления об общих чертах развития науки рассматриваемого периода.

Раздел "История науки" широко представлен в учебниках и учебных пособиях для аспирантов по философии и истории науки. Следует особо отметить работы под ред. С.А.Лебедева – "Философия науки" М., 2004, "Философия и история науки" Огородникова В.П. и др. Помимо учебников и учебных пособий следует использовать справочную литературу – "Общие проблемы философии науки: словарь для аспирантов и соискателей" – Екатеринбург, 2006; "Философия науки: Словарь основных терминов" М., 2005. и др. Кроме того, следует обратиться к отдельным работам по истории науки того или иного периода. Так, работа И.Рожанского посвящена античной науке, П.П.Гайденко – науке Нового времени. Более глубокое понимание темы обеспечит знакомство с текстами работ ученых разных периодов развития науки – как прошлого (Н.Коперник, Г.Галелей, И.Ньютон и др.) так и современности (И.Пригожин, Ж.Алферов и др). Высказывания ученых о науке и ее роли в жизни общества, о научном творчестве представлены и в хрестоматии, и в отдельных работах (см., например, работы В.П.Вернадского, М.Планка. и др.). Полный список литературы вы можете найти в конце раздела.

Для более углубленного понимания истории науки необходимо обратиться к периодическим изданиям. Журналы "Эпистемология и философия науки", "Философия науки" содержат множество статей по указанной тематике. Найденный в этих журналах материал может послужить хорошей основой для написания рефератов и выполнения домашних заданий.

Следует также воспользоваться материалами, предлагаемыми Интернетом. Проверить свои знания и уровень подготовки к коллоквиуму аспирантам помогут контрольные вопросы и задания в конце раздела.

Вопрос о том, когда зародилась наука, является дискуссионным. Диапазон мнений достаточно широк – от древних цивилизаций, датируемых III-II тысячелетиями до н.э. до XX века. Как правило, исследователи говорят о том, что наука зародилась в древних цивилизациях, но подлинной наукой она стала позже. Здесь мнения авторов расходятся. Одни считают, что в древнем Египте уже существовала наука и о ней можно говорить без приставки "пред", другие считают, что наука появляется в эпоху античности, большинство же сходятся во мнении, что наука в современном смысле слова появилась в эпоху Нового времени. Опираясь на изученную вами историю науки, выскажите собственное мнение по вопросу о том, когда появляется наука, или присоединитесь к имеющимся позициям и ответьте на вопрос, чьи аргументы показались вам более убедительными и почему.

Хотя наука в современном смысле слова существует лишь с 17 века, тем не менее, мы говорим об античной науке, средневековой науке и т.д. Осознавая тот факт, что в предшествующие эпохи наука не отвечала в полной мере требованиям, предъявляемым к науке, мы следуем традиции – почти во всех учебниках, учебных пособиях и т.п. каждый из этапов именуется наукой. Чтобы у аспирантов не возникло путаницы при подготовке, эти этапы мы также называем наукой.

Изучая историю науки, следует уделить особое внимание той отрасли знания, в рамках которой вы ведете свою исследовательскую деятельность. Это поможет вам в дальнейшей работе, в том числе и тогда, когда будете писать реферат по истории своей отрасли науки для сдачи кандидатского минимума.

Основные понятия: преднаука,классическая наука, неклассическая наука, постнеклассическая наука, социальный институт, пантеизм, деизм, умозрительность науки, рецептурный характер науки, лапласовский детерминизм, механицизм, научная революция, синергетика, глобальный эволюционизм, сциентизм, антисциентизм, иррационализм, секуляризация

 

Античная наука

 

Следующим за этапом науки древних цивилизаций идет наука эпохи Античности. Наука приобретает в этот период черты, не совпадающие, а во многом и прямо противоположные, с чертами науки предшествующего периода. Необходимо проанализировать, что общего между наукой древнего общества и античной наукой, а также то, что их отличает. Следует показать, как географическое положение Греции способствовало расширению торгово-экономических связей Греции с государствами, имеющими высокий уровень развития, что, в свою очередь, обогатило сознание греков в области познания мира. Немаловажную роль в развитии античной науки сыграл демократический строй, позволивший свободно обсуждать научные проблемы, критиковать выдвинутые идеи, что и сделало античную науку открытой для всего общества.

Важную роль в развитии античной науки сыграли общие мировоззренческие принципы древних греков. Так, умственный труд ценился выше, чем физический, рациональное знание имело более высокий статус, чем чувственное. Космос понимался как единое целое, развивающееся по законам ("все идет согласно логосу", - писал Гераклит). Следует проанализировать связь этих принципов с приближением познания античных греков к научности. Именно в это время закладываются идеалы и принципы научного знания. Но следует помнить, что это же самое пренебрежение к данным органов чувств стало основой того, что приборы и установки не применялись в научном познании, т.к. их действие предполагает опору на чувственные данные. Эта особенность античной науки носит название умозрительность.

В античную эпоху получили дальнейшее развитие такие науки, как математика, астрономия, комплекс наук, связанных с медициной. Были заложены основы новых наук – логики, биологии, этики, психологии и др. Поскольку наука стала открытой для общества, стали известны и имена ученых. В это время жили и творили вдающиеся ученые античности – Архимед, Евклид, Гиппократ, Эратосфен, Аристотель, Гирон Александрийский, Гален, Аристарх Самосский и многие другие. Для более полного представления об античной науке следует рассмотреть вопрос о том вкладе, которые сделали эти ученые.

Античная наука делится на два периода – доалександрийский (с VIв. до н.э. до IV в. до н.э.) и александрийский (с III в. До н.э. до III н.э.) Начало александрийского периода связано с походами Александра Македонского и перенесения центра научных исследований в Александрию. Аспиранты должны понять и объяснить отличия науки этих периодов.

В литературе по истории науки античный период представлен широко. Целесообразно начать изучение раздела с соответствующих статей в словарях, где дается в сжатой форме представление об античной науке ("Философия науки: словарь основных терминов", ""Общие проблемы философии науки: словарь для аспирантов и соискателей"). Далее следует перейти к чтению учебников и учебных пособий ("Философия науки" под ред.С.А.Лебедева, "Основы философии науки" В.П.Кохановский, Т.П.Матяш и др..В.Островский "История и философия науки", Н.И.Мартишиной "Введение в философию и историю науки"), а затем – к монографиям и исследованиям, где в более развернутом плане представлена данная тема ("Античная наука" И.Рожанский). Следует уделить особое внимание работе А.Боннара "Греческая цивилизация". Особенность изложения этим автором достижений античной науки заключается в том, что в этой работе подробно описываются технологии научных открытий того периода. Любопытным является описание измерения окружности Земли, проведенного Эратосфеном. При этом погрешность была сравнительно небольшая, если учесть, что до изобретения компаса было еще далеко и кругосветных путешествий не было. Или техника измерения расстояния от Земли до Солнца, проведенная Гиппархом. Здесь также необходимо учесть тот факт, что древнегреческие астрономы применяли только дооптические приборы.

Требует специальной проработки аспирантами вопрос о том, в чем заслуга античных ученых, если они пользовались научными открытиями древних, сделанные ими тысячелетием ранее. Необходимо учесть, что древнеегипетские жрецы наблюдали солнечные и лунные затмения, могли их предсказывать, но только античные мыслители их объясняли. Именно античные ученые преподавали математику в отвлеченной, а не в эмпирической форме.

Заложенные в эпоху античности принципы научного исследования послужили основанием дальнейшего развития науки в Западной Европе и возникновения науки в современном смысле слова.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Наука доалександрийского периода носила синкретичный характер. Что это означает?

2. Проанализируйте высказывание Бернала: «Достоверного знания в античной науке было немного. Античная наука, скорее, тормозила дальнейшее развитие науки, но без нее оно было бы невозможным»

3. Что означают слова древнеримского врача Галена: «Врач-философ подобен богу».

4. Античная наука теряет рецептурный характер, присущий преднауке древнего общества. Как, на ваш взгляд, можно оценить эту особенность античной науки – положительно или отрицательно? Ответ аргументируйте.

5. Диоген Лаэртский в работе "О жизни, учениях и изречениях древнегреческих философов" описывает эпизод из жизни Фалеса: Фалес, засмотревшись на звездное небо, споткнулся и упал, за что был осмеян согражданами". О какой особенности познания в античную эпоху свидетельствует этот эпизод?

6. Древние греки полагали, что математика применима лишь к космосу. Процессы, происходящие на Земле, ее законам не подчиняются. На чем основано такое утверждение?

7. Идея о том, что Земля имеет форму шара, в древней Греции была очень популярна. На чем была основана эта идея? Кто впервые ее высказал?

8. Кто из античных астрономов впервые высказал идею гелиоцентризма? Почему эта идея не нашла широкой поддержки среди античных ученых? Какие аргументы приводились против этой идеи?

9. Кто заложил основы науки логики? Назовите законы логики, открытые этим ученым.

10. Герон Александрийский создал паровой котел, применив который можно быстро добираться из Афин в Александрию, создал приспособление для открывания массивных дверей храмов и многие другие устройства. Почти все они не применялись на практике. Почему античное общество не было заинтересовано в практическом применении этих устройств?

11. Назовите черты античной науки, отличающие ее от преднауки древнего общества.

12. Каких функций науки еще не было в эпоху античности?

13. Фалес доказал несколько теорем о равенстве треугольников. Между тем об этих теоремах египтяне знали еще за 3 тыс. лет до Фалеса. На каком основании мы причисляем авторство именно Фалесу? Назовите особенность научного познания, имеющая отношение к данному факту.

14. Александрию называют родиной инженера. Назовите инженерные идеи античных ученых.

15. Назовите временные рамки античной науки, доалександрийского и александрийского периодов.

16. Объясните, в чем смысл такого признака античной науки как умозрительность.

17. Вавилоняне наблюдали небо и установили таблицу обращения пяти планет – Венеры, Марса, Меркурия, Юпитера и Сатурна. Они заметили отклонения движения планет на небесном своде и могли предвидеть движение этих планет. Греки использовали эти наблюдения и пошли дальше. В чем это проявлялось?

18. Вспомните функции науки, известные на сегодняшний день. Какие из этих функций еще не сложились в эпоху античности?

19. Назовите 3 аспекта бытия науки. Какие из этих аспектов не представлены в античной науке?

20. Назовите античных математиков и их достижения в этой области.

21. Назовите отличительные особенности александрийского периода.

22. Используя работу "Очерки из истории математики", проанализируйте доводы Н.Бурбаки, приводящиеся в пользу тезиса, что в древнем обществе существовала наука в подлинном смысле слова (без приставки "пред"). Согласны ли вы с этими доводами?

23. Кто из античных математиков использовал аксиоматический метод?

24. Основы биологической науки были заложены Аристотелем. В его трудах были как гениальные догадки и достижения, так и неточности и заблуждения. Назовите и то, и другое.

25. Проследите историю идеи гелиоцентризма в античной науке (по работе А.Боннара "Древнегреческая цивилизация").

 

Наука Нового времени

Науку Нового времени называют классической наукой. Именно в это время формируется наука в современном смысле слова. Начинает формироваться третий, ранее не существующий аспект науки – наука становится социальным институтом. Следует объяснить, что представляет собой социальный институт вообще и наука как социальный институт, в частности.

Научная революция XVII века, как и любая революция, привела к смене оснований науки, включающий в себя принципы и идеалы науки, методы и мировоззренческие основы. Необходимо проанализировать методологические и мировоззренческие принципы, лежащие в основании античной науки и науки средневековья и показать, каким образом новая эпоха разрушила их и заложила новое основание.

В Новое время продолжает распространяться возникший в эпоху Возрождения принцип пантеизма, снимающий запрет на изучение природы, начинается процесс секуляризации; церковь постепенно ослабевает свое влияние на науку и общество в целом. Если природа – это и есть бог, то, изучая природу, мы в определенной мере познаем бога. Формируются и развиваются такие науки, как биология, физика, химия, геология. Именно в это время вводятся основные понятия – клетка, химический элемент, атомный вес и многие другие. Аспиранты должны назвать имена ученых в области естественных наук, внесших наибольший вклад в развитие естествознания.

Происходит процесс математизации науки, исчезает пропасть между математикой и естествознанием, возникшая еще в античности и поддержанная средневековым религиозным мировоззрением. Аспирантам следует объяснить как тот факт, что в предшествующие эпохи считалось, что законы математики неприложимы к природе, так и то, что, начиная с XVII века, наука встала перед необходимостью математизации естествознания.

В эпоху Нового времени широко распространяется идея гелиоцентризма. Благодаря открытиям в физике эта идея приобретает законченный вид. Как отмечает Р.Тарнас в «Истории западного мышления», в XVIII веке каждый образованный человек знал, что законы земные и законы небесные – одни и те же и каждая частица во Вселенной притягивается к другой частице с силой, прямо пропорциональной произведению их массы и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними. Кроме того, рушится идея, идущая со времен античности, о том, что космос конечен и небесный свод представляет собой твердое образование, на котором располагаются неподвижные звезды.

В Новое время начинается широкое использование экспериментальных методов в науке (пренебрежительное отношение к которым также было заложено в предшествующие эпохи), что вызвало необходимость изобретения приборов и оборудования.

Особое внимание уделяется вопросам научного метода – не только со стороны философов, но и ученых. Экспериментальный метод, согласно Галилею, должен строиться не на описании наблюдаемых явлений, а на идеальных объектах.

Наука Нового времени ориентирована на успех («Знание – сила»), исчезает предвзятое отношение к науке как возможности реализации ее идей на практике и источнику получение прибыли. Хотя путь от научного открытия до его реализации еще достаточно длинен и наука становится производительной силой лишь во второй половине XX века, но начало этого процесса – в Новом времени.

Эпоха Нового времени характеризуется формированием и развитием технических наук. Следует проследить связь между этим явлением и установлением капиталистических производственных отношений и индустриализацией общества. Необходимо также обратить особое внимание на специфику технических наук, их отличие от естественных наук, а также на то, какие ученые в этой области знания жили и творили в эпоху Нового времени. Этим вопросам уделено особое внимание в учебном пособии под ред. С.А.Лебедева "Философия математики и технических наук"(2006), в учебном пособии В.П.Котенко "История и философия технической реальности", где специфике технических наук также уделяется определенное внимание.

Следует избегать ошибки подменять историю технических наук с историей техники, технических изобретений. В первом случае речь идет именно об идеях, которые в дальнейшем будут реализованы при создании техники. Хотя в изложении темы технических наук невозможно абстрагироваться от вопроса о техники, тем не менее, не следует смешивать эти два вопроса.

Стоит особо отметить, что анализу науки Нового времени в разных учебных пособиях по истории и философии науки уделяется значительное внимание (см., например, В.П.Кохановский, Т.Г.Ляшкевич и др. "Основы философии науки"). Обязательным условием освоения данной темы является знакомство с первоисточниками, представленных в хрестоматии. Работ ученых Нового времени в значительной степени больше, чем произведений ученых других эпох (Галилей, Ньютон, Лаплас, Дарвин, Ломоносов, Дек


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.