Раздел 3 Научные традиции и научные революции — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Раздел 3 Научные традиции и научные революции

2017-05-14 319
Раздел 3 Научные традиции и научные революции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

3.1. План коллоквиума и рекомендации по самостоятельному изучению раздела

3.2. Модели развития науки…………………………………………

3.3. Типология научных веволюций………………………………..

3.4. Экзаменационные вопросы по разделу

 

Раздел 4 Философия техники

4.1. План коллоквиума и рекомендации по самостоятельному изучению раздела

4.2. Мировоззренческая интерпретация и философская рефлексия роблем техники и технических наук………………………………………………….

4.3 Протофилософия техники,теоретическая философия техники, парафилософия техники…………………………………………………..

4.4. Ноосферное гуманитарно-техническое измерение исторического прогресса

4.5. Экзаменационные вопросы по разделу

 

Радел 5 Философские проблемы социально-гуманитарных наук

5.1. План коллоквиума и рекомендации по самостоятельному изучению раздела

5.2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания. Додисциплинарный этап развития социальных и гуманитарных наук.

5.3. Проблема дисциплинарной демаркации: Geisteswissenschaften/Kultur­wissenschaften vs. Naturwissenschaften. Дисциплинарный и постдисциплинарный этапы развития социальных и гуманитарных наук.

5.4. Проблема метода в социальных и гуманитарных науках.

Структура и функции объяснения, понимания и интерпретации в социальных и гуманитарных науках.

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие составлено в соответствии с утвержденными федеральными государственными требованиями к структуре основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования (приказ от 16.03.2011г. № 1365) и основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по техническим и гуманитарным специальностям, подготовку которых осуществляет аспирантура ОмГТУ.

Программа кандидатского минимума по «Истории и философии науки» состоит из двух разделов. Первый раздел представляет собой введение в общую проблематику философии науки. Второй раздел программы курса предназначен для углубленного изучения проблематики, относящейся к блоку технических или гуманитарных наук.

 

Цель дисциплины – гуманитарная подготовка аспирантов и соискателей всех специальностей, ориентированная на развитие общекультурных и профессиональных компетенций молодых учёных

Основные задачи дисциплины:

1) показать механизмы взаимодействия современной философии и науки;

2) определить концептуальные основы философии науки, этапы её развития;

3) вскрыть особенности функционирования науки как социального института;

4) выявить этапы в развитии науки;

5) раскрыть сущность философии техники, формировать стиль научного мышления, соответствующий современным достижениям в области философии и методологии социальных и гуманитарных наук.

 

 

Требования к уровню подготовки аспирантов (соискателей), завершивших изучение данной дисциплины

Аспирант (соискатель), завершивший изучение данной дисциплины должен

Знать

- общие особенности науки как вида деятельности;

- историю профессиональной отрасли научного знания в контексте истории науки;

- методы философского и научного познания;

- методы и формы научного знания;

- специфику технического знания; социального и гуманитарного знания

- основные факторы развития науки

Уметь

- применять знания истории и философии науки к решению конкретных проблем диссертационного исследования;

- применять методологию научного познания для целей диссертационного исследования;

- анализировать социально-значимые научные проблемы и процессы, прогнозировать возможное их развитие в будущем;

- применять принципы этики науки в анализе научных процессов;

- собрать необходимые данные по истории конкретной отрасли научного знания и подготовить реферативный обзор;

Владеть

- культурой мышления;

- навыками формулирования проблемы, цели, задач диссертационного исследования, определения объекта и предмета исследования;

- формально-логического определения понятий.

- активно использовать полученных знаний по истории и методологии технических, социальных и гуманитарных наук в осуществлении научных исследований и процессе подготовки кандидатской диссертации

 

Данное учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы аспирантов и соикателей: их подготовке к коллоквиумам, которые будут проводится после начитки лекций по каждому разделу, и в конечном счете – к сдаче кандидатского минимума.

В части 1 представлены 3 раздела основного курса и 2 - вариативного. Остальные разделы курса будут освещены во второй части данного учебного пособия.

 

Структура учебно-методического пособия подчинена вышеуказанным целям: каждый раздел начинается с плана коллоквиума и рекомендаций по самостоятельному изучению курса, в заключение которых приводится список основных понятий и библиография.

Затем идет сжатое теоретическое изложение основных подразделов с вопросами для самопроверки.

Заканчивается каждый раздел примерным списком экзаменационных вопросов.

 

1-й раздел – «Наука в системе культуры» – акцентирует проблематику специфики научной формы познания, что требует спецификации всех основных не совпадающих и взаимодействующих с наукой форм познания. Данный раздел требует проработки в сущностном сравнении: познания научного и обыденного, научного и художественного, научного и концептуального, мифологического, религиозного, философского. Это в свою очередь предполагает освоение и определение функций науки и ряда терминов (вненаучное, лженаучное, околонаучное, паранаучное, антинаучное, псевдонаучное, квазинаучное). После чего требуется изучение науки как социального института, предполагающее осмысление исторического развития институциональных форм научной деятельности, проблематики научных сообществ их исторических типах, научных школ, исторического развития способов коммуникации и трансляции научных знаний, соотношений науки с экономикой и властью.

 

Поскольку философия не существует без донаучных, научных и вненаучных знаний, и именно научные знания обеспечивают её системно-рациональный статус, постольку существенно, что философское познание чего-либо, например, философское познание научных методов, философское познание техники, с необходимостью опирается на научные знания. Но собственно научные знания, и знания именно философские возникли из синкретических архаических знаний, длительное время предшествовавших и науке, и философии. Поэтому 2-й раздел методических указаний – «История науки» – предназначен для освоения понимаемой в широком ключе проблематики истории науки, складывающейся из предистории и собственной истории науки. Он имеет целью проработку на обширном фактическом историческом материале общей идеи и истории науки в её отличии и преемственности от донаучных, в том числе – преднаучных знаний. В нём, прежде всего, необходимо изучить важнейшие составляющие истории преднауки: преднауку Древнего общества, Античности, Средневековья, Возрождения, а затем – историю собственно науки: науку Нового времени, неклассическую и постнеклассическую науку.

 

В рамках 3-го раздела – «Научные традиции и научные революции» необходимо освоить проблематику динамики функционирования науки, как процесса порождения нового знания, изучить модели развития науки (кумулятивистская и некумулятивистские), взаимодействие традиций и условий возникновения нового знания, решение проблемы типологии научных революций, проработать базовые понятия (кумулятивность, парадигма, аномалия, научно-иссделовательская программа, интернализм, экстернализм, «кейс стадис», рациональность, научная революция и т.д.).

 

Далее следуют 2 вариативных раздела.

«Философия науки и техники» (раздел 4-й) является необходимым для изучения аспирантами и соикателями технических специальностей. В разделе рассматривается философия техники: философские проблемы техники, философские вопросы технического знания.

Данный раздел следует начать с выяснения культурно-цивилизационного контекста научно-технического развития. Это требует: 1) оперирования определениями базовых понятий (культура, цивилизация) и понятий, производных от них (традиционная цивилизация и т. д.); 2) осмысления сущности людей (связки социентальных качеств) как основы для проявления техники; 3) определения структурных элементов и уровней мировоззрения, проявлений жизнеутверждения и жизнеотрицания в мировоззренческих построениях; 4) рассмотрения технической стороны жизнедеятельности людей в системе координат биосфера-ноосфера-техносфера. Далее необходимо освоить понятие «историческая модель интерпретации техники», разобрать её предфилософский и ранний философский варианты: это, в частности, требует освоения истории технических достижений, начиная от древности и заканчивая началом Нового времени. Вслед за этим необходимо перейти к интерпретациям техники, к постановке её философских проблем, к выработке вопросов технического знания в рамках теоретической философии техники (на уровне комплекса идей её основных направлений и представителей). Это требует: определения объекта и предмета философии техники в контексте объектно-предметного определения общей философии – с одной стороны и технологии, технического знания, технической науки – с другой стороны; анализа единства и несовместимостей понимания техники в философско-гуманитарном и инженерно-философском направлениях; разработки ключевых подходов (детерминизм социально-антропологический, технологический) и моделей техники (органопроекции, экзистенциально-персоналистической, сциентистско-технократической) в рамках теоретической философии.

Радел 5 «Философские проблемы социально-гуманитарных наук» также является вариативной частью курса «История и философия науки» и предназначен для подготовки аспирантов и сискателей, соотвественно, гуманитарных специальностей.

В разделе рассматриваются: специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания, особенности додисциплинарного этапа развития социальных и гуманитарных наук, а так же - проблема дисциплинарной демаркации, дисциплинарный и постдисциплинарный этапы развития социальных и гуманитарных наук. Подробно освещена проблема метода в социальных и гуманитарных науках, а также структура и функции объяснения, понимания и интерпретации в социальных и гуманитарных науках.

 

 

Подготовку по разделам и темам следует начинать с внимательного и вдумчивого прочтения рекомендаций по самостоятельному изучению данной темы. Далее следует обратить внимание на взаимообусловленность предлагаемых к каждой учебной теме основных понятий и именований подразделов, учесть их системный характер, освоить основные понятийно-теоретические единицы содержания данных подразделов.

После этого необходимо проработать содержание перечисленных в списках литературы источников, конспективно зафиксировать в прочитанном информацию, строго отвечающую предлагаемым к каждой теме раздела контрольным вопросам и заданиям. Если возникает трудность с использованием именно этих изданий или есть желание более разносторонне разобраться в содержании какой-либо темы, можно осуществить дополнительную библиографическую работу, основываясь, например, на предлагаемых в справочных изданиях списках литературы к конкретным темам[1]. Справочные издания по проблематике философии являются необходимым, но не достаточным инструментом для освоения курса «История и философия науки». Следует пользоваться предельно информативными из них, т. е. энциклопедическими изданиями. Кроме того, рекомендуется работа с ключевыми философскими терминами на этимологическом уровне: привлечение по необходимости словарей иностранных слов, этимологических словарей и т. п.

Уровень освоения аспирантами (соискателями) учебного материала контролируется за счёт выполнения ими по каждому из разделов контрольных вопросов и заданий, а также знание темы на обсуждении во время коллоквиума и сдачи кандидасткого минимума. Необходимо добиваться однозначного выполнения предлагаемых заданий, уметь развёрнуто отвечать на вопросы, контролирующие знание ключевых философских категорий, направлений, персоналий, периодизации.

В качестве приложения к данным методическим указаниям приведен указатель имен, где аспирант (соискатель) может найти краткие сведения о философах, социологах и ученых, внесших наибольший вклад в развитии философии науки и техники.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.195 с.