Экологическая служба дифференцированного, интегрированного и смешенного типа. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Экологическая служба дифференцированного, интегрированного и смешенного типа.



Экологические службы дифференцированного типа

В них обязанности сотрудников разделены по видам воздействия на окружающую среду.

Для большинства служб такого типа можно выделить сотрудников, занятых:

• охраной и рациональным использованием водных ресурсов;

• охраной атмосферного воздуха;

• охраной и рациональным использованием земельных ресурсов;

• охраной окружающей среды от отходов производства и потребления.

Разделение обязанностей в экологических службах дифференцированного типа сходно со структурой государственных органов экологического контроля. Подобное разделение обязанностей оправдано для больших предприятий, например, производственных объединений, на которых экологическая служба включает более 10 человек.

К недостаткам структуры экологических служб первого типа относятся:

• изолированность областей деятельности специалистов;

• вероятность возникновения ситуаций, в которых в случае болезни или в силу каких-либо других причин специалист не сможет выполнять свою работу, другим специалистам потребуется значительное количество времени, прежде чем они квалифицированно смогут выполнять обязанности отсутствующего сотрудника;

• организационные сложности принятия комплексных природоохранных решений.

Достоинство экологической службы типа IV заключается в том, что можно досконально изучить требования и возможности в определенной области деятельности, осуществлять более эффективное управление и менеджмент, например в области обращения с отходами производства и потребления, принимать правильные решения в этой области.

К описанному типу относятся и экологические службы, обязанности сотрудников в которых разделены по виду технологических операций, существующих на предприятии. Работники таких служб занимаются экологическими вопросами, связанными с конкретной

технологической операцией. Достоинства и недостатки экологической службы этого типа аналогичны описанным для службы типа IV.

Экологические службы интегрированного типа

Сотрудники экологической службы такого типа в составе подразделения, отвечающего за природоохранную деятельность на предприятии, все вместе выполняют работы, связанные с охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов. Такой тип структуры экологической службы предприятия достаточно распространен для средних и мелких предприятий.

Достоинства экологических служб подобного типа следующие:



• взаимозаменяемость сотрудников; в случае отсутствия кого- либо из сотрудников другие специалисты могут успешно выполнить его обязанности;

• комплексный характер работ проявляется в том, что при рассмотрении вопросов, связанных с одним видом воздействия на окружающую среду, учитываются и остальные аспекты такого воздействия. Так, при разработке обоснования лимитов размещения отходов важными являются не только знания и навыки в области обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО), но и в области воздействия на атмосферный воздух, рационального использования водных и земельных ресурсов;

• возможность разработки корректной экологической политики, определения комплексных целей и задач предприятия в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

• возможность наиболее эффективного управления охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов, такое управление можно осуществлять только при комплексном подходе в определении экологической политики и стратегии, целей и задач.

Экологические службы смешанного типа

Сотрудники подобных экологических служб могут выполнять обязанности, связанные с различными видами воздействия на окружающую среду, а также заниматься экологическими проблемами конкретной технологической операции. Экологическим службам такого типа присущи достоинства и недостатки служб вышеописанных типов.

При любой организации производственной экологической службы важен комплексный подход в осуществлении эффективного экологического менеджмента, в том числе и при разработке экологической политики предприятия, определении основных целей и задач в данной области, организации деятельности, мотивации и контроле.

Организация коммуникаций служит основой формирования системы экологического менеджмента на предприятии.



Коммуникации – взаимодействия между субъектами системы экологического менеджмента, а также связи между функциями, элементами системы и отдельными людьми.

В любой системе менеджмента могут существовать формальные и неформальные коммуникации.

Формальными признаются такие коммуникации, которые заранее оговорены в регламентах, описаниях процедур, должностных инструкциях.

В любом случае различают следующие наиболее важные типы коммуникаций в системах экологического управления и менеджмента:

• административные;

• финансовые;

• информационные.

Административные коммуникации отражают взаимоподчинение субъектов в системе экологического менеджмента. Экологическая служба предприятия как основной субъект в системе экологического менеджмента может иметь различные тины подчинений.

Финансовые коммуникации показывают, какие субъекты в системе экологического менеджмента экономически взаимосвязаны между собой при осуществлении экологической деятельности. Такие коммуникации также отражают последовательность принятия финансовых решений при реализации экологической деятельности. Основными субъектами финансовых взаимоотношений являются бухгалтерия, руководство предприятия, экологическая служба, плановый отдел.

Информационные коммуникации в системе экологического управления и менеджмента показывают взаимосвязи, возникающие при обмене информацией относительно экологической деятельности. Это может быть обмен информацией, которая должна обязательно предоставляться экологической службе или руководству предприятия (формальные коммуникации), а также обмен информацией на неформальной основе в зависимости от конкретной ситуации.

Экологическая служба предприятия, как правило, информационно связана с такими подразделениями, как отделы главного энергетика, главного механика, подразделением, занимающимся вывозом отходов, эксплуатирующими подразделениями, промсанлабораторией и др. Обмен информацией может быть как односторонним, так и двухсторонним. Экологическая служба аккумулирует всю информацию по осуществлению экологического менеджмента па предприятии, а затем анализирует ее и представляет полученные результаты в различных внутренних и внешних документах, разрабатывает программы и планы экологического менеджмента, составляет и ведет экологическую отчетность.

Для системы экологического менеджмента характерно активное использование неформальных коммуникаций в процессе практической реализации природоохранной деятельности и достижения поставленных экологических целей и задач.

Основная ответственность за деятельность экологической службы лежит на ее руководителе. Ключевые цели менеджера-эколога по экологическим вопросам определяются следующим образом:

• содействовать защите и сохранению окружающей среды в рамках действующего производства;

• содействовать обеспечению здоровья сотрудников и местного населения;

• способствовать экономному, рациональному, сбалансированному и синергичному расходованию природных ресурсов, энергии и материалов.

В организационной структуре менеджер должен непосредственно подчиняться директору, а не быть включенным в штат службы главного инженера в качестве исполняющего обязанности его заместителя по соблюдению техники безопасности. Это должен быть самостоятельный специалист, полностью отвечающий за экологическую безопасность на предприятии во взаимосвязи с окружающей природной средой, с ответственностью за весь жизненный цикл продукции, с ответственным отношением к кругу обязанностей вне и внутри предприятия.

Заработную плату менеджер-эколог получает из фонда средств предприятия, сэкономленных за счет:

– снижения издержек производства;

– модернизации производства;

– повышения технологичности процесса производства;

– рационального использования природных ресурсов на входе предприятия, внутренней и внешней рециркуляции;

– сокращения отходов, их переработки;

– уменьшения выбросов, сбросов, а значит, уменьшения издержек штрафных санкций, судебных исков и т.д.

Только в этом случае экологическая служба будет иметь наивысший уровень заинтересованности в повышении эффективности своей работы и экологической эффективности предприятия в целом.






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.008 с.