Тема 1. Предмет и задачи курса. Философские, историко-культурные, социологические истоки социальной педагогики. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема 1. Предмет и задачи курса. Философские, историко-культурные, социологические истоки социальной педагогики.

2017-05-14 663
Тема 1. Предмет и задачи курса. Философские, историко-культурные, социологические истоки социальной педагогики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание учебного материала по разделам (темам)

Тема 1. Предмет и задачи курса. Философские, историко-культурные, социологические истоки социальной педагогики.

Воспитательный процесс в микросреде как предмет социальной педагогики. Объект социальной педагогики. Социальная педагогика в системе наук о человеке. Тенденции и основные направления социально-педагогических исследований

Тема 2. Сущность, принципы, ценности, механизмы и факторы социального воспитания.

Сущность понятия «принцип». Характеристика научных принципов социальной педагогики: природосообразности, культуросообразности, целостности жизнедеятельности людей с воспитанием подрастающих поколений, принцип гуманизации.

Единство и взаимосвязь принципов социальной педагогики.

 

Тема 3. Формы организации взаимодействия в социальном воспитании.

Понятие о взаимодействии. Структура взаимодействия субъектов социального воспитания (задачи и цели; нормы и ценности; средства взаимодействия; ситуация взаимодействия). Компоненты взаимодействия. Виды взаимодействия. Функции взаимодействия. Формы организации взаимодействий в жизнедеятельности воспитательных организаций. Условия эффективной организации взаимодействия в жизнедеятельности воспитательных организаций.

Понятие о формах взаимодействия. Индивидуальные, групповые, массовые формы.

Формы социального контроля.

 

Тема 4. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка.

Современные тенденции в развитии института семьи.

Характеристики кризиса современной семьи в формировании личности ребенка в современных условиях. Семья как основная микросреда обитания и развития детей и подростков. Роль современной деятельности, духовного общения взрослых и детей, домашнего труда и семейного досуга в семейном воспитании.

Трудности семейного воспитания в современных условиях. Своеобразие реализации воспитательных функций семьи на современном этапе развития общества, традиции семейного воспитания.

Проблемы подготовки молодежи к семейной жизни, повышение психолого-педагогической культуры родителей.

Современная семья в педагогическом социуме. Проблемы взаимодействия семьи с различными государственными и социальными институтами.

Проблемы активизации социальной политики по отношению к семье, материнству, детству на современном этапе общественного переустройства.

Тема 5. Оказание индивидуальной помощи в различных институтах воспитания.

Социальная, социально-педагогическая служба как специальная система. Основные функции служб: обеспечение социальной защиты различных категорий детей, молодежи, населения; оказание медико-психологической, правовой, экономической, психолого-педагогической помощи нуждающимся; коррекция девиантного поведения детей и подростков, юношества; социальная, психологическая реабилитация нуждающихся; обеспечение культурно-досуговой деятельности в микросоциуме; обеспечение психолого-педагогической помощи в подготовке к семейной жизни.

Развитие служб социальной помощи населению на современном этапе. Тенденции формирования многопрофильных, многоуровневых, межведомственных и региональных структур.

Современные отечественные концепции социальной, социально-педагогической службы.

 

Образовательные технологии

Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы студентов: технологии самопрезентации, технологии развития критического мышления, технологии поиска информации, технологии оценки качества профессиональной деятельности, технологии обучения в сотрудничестве.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Виды контроля:

Текущий – опросы, представление докладов и письменных работ.

Промежуточный – тестирование по основным разделам предмета, решение ситуационных задач.

 

Вопросы по самоконтролю

1. Назвать основные категории социальной педагогики.

2. Охарактеризовать содержание социальной педагогики как отрасли знания.

3. Функции социальной педагогики.

4. Дать определение социализации и обосновать его.

5. Охарактеризовать составные части процесса социализации.

6. Назвать основные факторы социализации.

7. Охарактеризовать государственную систему воспитания и проблемы, решаемые в ней на современном этапе.

8. Сравнить назначение, содержание работы и сферы деятельности социального педагога и специалиста по социальной работе.

9. Раскрыть функции и социальные роли социального педагога.

10. Обосновать, почему в современных условиях российского общества особенно актуальна проблема социальной защиты детства.

11. Проанализировать влияние социальных процессов на молодежь в условиях современного российского общества.

12. Назвать основные социальные проблемы современной молодежи.

13. Обозначить приоритетные направления социальной защиты молодежи.

14. Раскрыть, что понимается под социально-педагогической виктимологией.

15. Что понимается под неблагоприятными условиями социализации.

16. Дать определение девиантного поведения подростков.

17. Назвать основные причины девиантного поведения.

18. Охарактеризовать систему социальных служб в России.

19. Раскрыть актуальность проблем социальной педагогики.

20. Обозначить основные социальные проблемы современной России.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

7.1. Основная и дополнительная литература

Распределение учебных изданий** (включая учебники и учебные пособия):О - Основное / Д - Дополнительное (О / Д) Автор, название, издательство, год издания учебной и учебно-методической литературы Год издания Форма издания: печатное / электронное Места хранения (печатные издания) / Ссылка на ресурс (электронные издания)  
 
           
О Телина, И.А. Социальная педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие. — Электрон. дан. — М.: ФЛИНТА, 2014. — 191 с. 2014. Электронное издание Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=51980 — Загл. с экрана.  
О Садыкова Л.Р. Методики и технологии работы социального педагога [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Садыкова Л.Р., Абдуллин Г.Ф.— Электрон. текстовые данные.— Набережные Челны: Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов, 2014.— 200 c   Электронное издание Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29880.— ЭБС «IPRbooks», по паролю  
Д Содержание и методика педагогической деятельности в социальной работе (социальная педагогика) [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов педагогических вузов/ Н.А. Соколова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 2014.— 350 c   Электронное издание Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/31919.— ЭБС «IPRbooks», по паролю  
Д Альжев Д.В. Социальная педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Альжев Д.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 126 c   Электронное издание Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6334.— ЭБС «IPRbooks», по паролю  
Д Беляева Н.Л. Работа социального педагога с различными типами семей [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов факультета педагогики и психологии/ Беляева Н.Л.— Электрон. текстовые данные.— Набережные Челны: Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов, 2013.— 85 c   Электронное издание Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29869.— ЭБС «IPRbooks», по паролю  

УТВЕРЖДЕНО

Декан факультета педагогики и психологии

«___»_____________ 20__ г. _____________________/ Истомина И.П. /

(дата) (подпись)

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры педагогики и педагогического и социального образования.

Протокол № от «___» 20 1_ г.

Заведующий кафедрой _________________ / Телегина И.С. /

(подпись) (Ф.И.О.)

 

СОГЛАСОВАНО

 

Заведующий кафедрой педагогики и педагогического и социального образования

«____»_____________ 20__ г. ________________ / Телегина И.С. /

(дата) (подпись) (Ф.И.О.)

 

Директор библиотеки

«___»_____________ 20__ г. _____________________/ Селезнёва С. Н. /

(дата) (подпись) (Ф.И.О.)

 


Дополнения и изменения

в рабочей программе дисциплины на 20__/20__ учебный год

 

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

 

УТВЕРЖДЕНО

 

Декан факультета педагогики и психологии

«___»_____________ 20__ г. _____________________/ Истомина И.П. /

(дата) (подпись)

 

Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры педагогики и педагогического и социального образования.

Протокол № ____ от «____» _____________ 20___ г.

Заведующий кафедрой _________________ / Телегина И.С. /

(подпись) (Ф.И.О.)

 

СОГЛАСОВАНО

 

Заведующий кафедрой педагогики и педагогического и социального образования

«____»_____________ 20__ г. ________________ / Телегина И.С. /

(дата) (подпись) (Ф.И.О.)

 

Директор библиотеки

«___»_____________ 20__ г. _____________________/ Селезнёва С. Н. /

(дата) (подпись) (Ф.И.О.)

 


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижневартовский государственный университет»

Кафедра педагогики и педагогического и социального образования

 

Фонд оценочных средств дисциплины

Б1.Б.20 СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Курс, 4 семестр

 

 

Вид образования: Профессиональное образование
Уровень образования: Высшее образование (бакалавриат)
Квалификация выпускника: Бакалавр
Направление подготовки: 39.03.02 Социальная работа
Направленность (профиль) образовательной программы: Социальная работа в системе социальных служб
Тип образовательной программы: Программа академического бакалавриата
Форма обучения: заочная
Срок освоения образовательной программы 5 лет

 

Нижневартовск

2015 г.


ПЕРЕЧЕНЬ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

 

№ п/п Наименование оценочного средства Краткая характеристика оценочного средства Представление оценочного средства в ФОС  
1. Доклад, сообщение Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы Темы докладов, сообщений
2. Контрольная работа Система заданий, позволяющая оценить уровень знаний и умений обучающегося. Вопросы контрольной работы
3. Реферирование научной статьи Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде содержания научной статьи профессионального журнала Алгоритм реферирования
4. Сравнительная таблица Средство проверки умений сравнения и обобщения для решения профессиональных задач по теме. Шапка таблицы, критерии сравнения
5. Схема Средство проверки умений обобщения материала для решения профессиональных задач по теме. Темы для составления схемы
6. Глоссарий Словарь терминов по определенной тематике. Позволяет оценивать умение работы с источниками, осуществлять профессиональную коммуникацию. Перечень тем
           

КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

 

ДОКЛАД

Содержание оценочного средства

Темы докладов отражены в вопросах к семинарским занятиям дисциплины.

Содержание оценочного средства

Содержание оценочного средства определяется содержание научной статьи профессионального журнала.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Содержание оценочного средства

1. Влияние педагогической науки на развитие общества.

2. Возникновение социально-педагогической теории и практики: начальный этап до 17 века.

3. Становление социально-педагогической теории и практики: наука 18-19 века.

4. Становление социально-педагогической теории и практики: 20 век.

5. Социально-историческая обусловленность социальной педагогики в России.

6. Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики.

7. Основные задачи и функции социальной педагогики. Основные категории социальной педагогики.

8. Понятие и сущность принципов в социальной педагогике. Характеристика основных принципов социальной педагогики и их требования.

9. Понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса.

10. Этапы социально-педагогического процесса.

11. Характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса (внешний и внутренний социально-педагогический процесс).

12. Условия эффективности социально-педагогического процесса.

13. Социализация как социально-педагогическое явление. Сущность и понятие социализации. Этапы социализации. Средства социализации. Механизмы и составляющие процесса социализации.

14. Факторы социализации. Мегафакторы социализации.

15. Факторы социализации. Макрофакторы социализации.

16. Факторы социализации. Мезофакторы социализации.

17. Факторы социализации. Микрофакторы социализации.

18. Социализация как социально-педагогическое явление. Человек как объект и субъект социализации. Человек как жертва процесса социализации, жертва его неблагоприятных условий.

19. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности. Сущность понятий «семья», «брак», «семейное воспитание», «семейные отношения».

20. Семейный социум как приоритетная сфера социально-педагогической работы. Основные направления деятельности социального педагога в работе с семьей.

21. Диагностика семьи, семейных отношений, семейного воспитания. Изучение воспитательных возможностей семьи.

22. Методика (формы и методы) социально-педагогической деятельности с семьей.

23. Воспитание детей в разных типах семей. Типология семей.

24. Социально-педагогическая деятельность с различными типами семей.

25. Социально-педагогическая деятельность с малообеспеченными семьями.

26. Социально-педагогическая деятельность с семьями безработных граждан.

27. Социально-педагогическая деятельность с многодетными семьями.

28. Социально-педагогическая деятельность с неблагополучными семьями.

29. Работа социального педагога с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями (отклонениями в развитии).

30. Социальные отклонения, их причины и пути преодоления. Норма и патология в социальном развитии человека.

31. Дети с девиантным поведением: сущность, причины, формы проявления. Профилактика различных форм проявления девиантного поведения.

32. Дети с девиантным поведением: сущность, причины, формы проявления. Коррекция и реабилитация различных форм проявления девиантного поведения.

33. Трудновоспитуемые дети: сущность, причины, проблемы, формы проявления, типичные группы трудновоспитуемых детей и особенности воспитательной работы.

34. Социально-педагогическая деятельность с «детьми улицы» (беспризорные и безнадзорные дети и подростки). Факторы улицы и их влияние на формируемую личность.

35. Социально-педагогическая деятельность с детьми-инвалидами, проблемы детей-инвалидов.

36. Устройство детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Приемные и замещающие семьи для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

37. Дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей: сущность, причины, проблемы. Социально-педагогическая деятельностьс детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

38. Государственные и негосударственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

39. Социально-педагогическая защита права ребенка на воспитание в семье.

40. Социально-педагогическая защита имущественных прав несовершеннолетних.

41. Социально-педагогическая защита прав ребенка на образование.

42. Социально-педагогическая защита прав ребенка на охрану здоровья.

43. Социально-педагогическая защита прав ребенка на развитие способностей.

44. Социально-педагогическая защита несовершеннолетних на участие в трудовой деятельности.

45. Социально-педагогическая деятельность по разрешению споров о воспитании детей.

46. Инфраструктура социально-педагогической деятельности.

47. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях системы образования. Социальный педагог в детских дошкольных и внешкольных учреждениях.

48. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях системы социальной защиты населения.

49. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях системы здравоохранения.

50. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях культуры.

51. Социально-педагогическая деятельностьв учреждениях пенитенциарной системы.

52. Профессиональная деформация личности: понятие, сущность и содержание. Факторы профессиональной деятельности, существенно влияющие на личность и ее проявление.

53. Типичные проявления профессиональной деформации личности социального работника.

54. Пути предупреждения и преодоления негативной профессиональной деформации социального работника.

55. Педагогическая культура социального работника. Понятие «культура», «педагогическая культура», «социально-педагогическая культура». Типичные уровни проявления педагогической культуры социального работника.

56. Структура социально-педагогической культуры и характеристика ее основных компонентов.

2. Педагогическая культура социального работника. Понятие «культура», «педагогическая культура», «социально-педагогическая культура». Пути повышения педагогической культуры социального работника

3. Описание процедуры оценивания и критерии оценивания

За решение задач студент может получить от 2 до 5 баллов в зависимости раскрытия содержания статьи заявленному алгоритму реферирования.

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Общие правила.

Контрольная работа студента должна быть выполнена печатным способом на одной стороне листа белой бумаги формата А-4. Титульный лист работы оформляется в соответствии с Приложениями 1.

Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм, левое – 30 мм.

Текст работы печатается через 1,5 интервала с применением шрифта – Обычный, Times New Roman, размер шрифта – 14. Насыщенность букв и знаков должна быть ровной в пределах строки, страницы и всей работы. Вписывать в текст отдельные слова, формулы, условные знаки допускается только черными чернилами и приближенно плотности основного текста. Абзацный отступ равен 5 печатным знакам (1,25 см). Каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится и к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку источников, приложениям. Наименования структурных элементов работы: «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСТОЧНИКОВ», а также названия глав основной части являются заголовками структурных элементов работы. Их следует располагать по центру строки без точки и печатать прописными буквами, полужирным шрифтом, не подчеркивая. Общий объем – не более 12 страниц текста.

Нумерация

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами. Все страницы нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы. На титульном листе цифра не ставится, также как и на листе содержания работы. Первый лист с номером – введение, на нем проставляется цифра 3. Номер страницы печатается в правом верхнем углу поля страницы без каких-либо дополнительных знаков (точки, тире).

Основную часть работы следует делить на главы, пункты и подпункты. Название основных частей работы выделять полужирным шрифтом. Главы должны иметь порядковые номера в пределах работы, обозначенные арабскими цифрами с точкой. Заголовок главы печатается прописными буквами без точки в конце, без подчеркивания. Не допускается перенос слова на следующую строку, применение римских цифр, математических знаков и греческих букв.

Каждая глава печатается с нового листа. Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно 1,5 интервалам. Такое же

расстояние выдерживается между заголовком главы и пункта. Если глава делится на пункты, то не должно быть текста между ними. Пункты нумеруются в пределах главы. Номер пункта состоит из номера главы и пункта, разделённых точкой, например, 1.1., в конце номера пункта ставится точка. Заголовки пунктов следует начинать печатать с абзацного отступа с прописной буквы, не подчеркивая, без точки в конце. Расстояние между названием пункта и последующим текстом должно быть равно 1,5 интервалам. Если пункт делится на подпункты, то не должно быть текста между ними.

Изложение текста

Текст работы должен быть кратким, чётким и не допускать различных толкований. Научный текст не допускает использования разговорной лексики. Важнейшим средством выражения смысловой законченности, целостности и связности научного текста является использование специальных слов и словосочетаний.

В тексте не допускается применять обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы.

Сокращения в тексте допускаются только общепринятые:

– в середине предложений – «см.», «т. е.»;

– в конце предложений – «и т. д.», «и др.», «и т. п.»; –

при фамилии или названии учреждения

– сокращения ученых степеней и званий, например, д-р пед. наук Иванов К.М.; канд. пед. наук Петров Ю.С.

Не допускаются сокращения следующих слов и словосочетаний: «так как», «так называемый», «таким образом», «так что», «например».

Имена следует писать в следующем порядке: имя, отчество, фамилия (или – инициалы, фамилия, при этом не допускается перенос инициалов отдельно от фамилии на следующую строку).

Оформление таблиц

Цифровой материал, сопоставление и выявление определённых закономерностей оформляют в виде таблиц. Все таблицы, если их несколько, нумеруются арабскими цифрами, без указания знака номера, в пределах главы. Номер размещают в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова "Таблица...".

Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают по центру страницы и пишут с прописной буквы без точки на конце. Название таблиц полужирным шрифтом не выделяют. Таблица выполняется на одной странице. Если таблица не умещается на одной странице, то она переносится на другие, при этом заголовок таблицы помещается на первой странице, а на следующих страницах следует повторить шапку таблицы и под ней поместить надпись: «Продолжение таблицы 1.2». Допускается применять в таблице размер шрифта и интервал меньший, чем в тексте (кегль 12, интервал одинарный).

Таким образом, имеющиеся в тексте статистические таблицы и рисунки должны быть правильно оформлены. Общее требование таково: если таблицу, диаграмму или график изъять из текста, то их смысл и источник данных должны быть совершенно понятны. Следовательно, необходимо дать точное название таблицы, правильно изложить подлежащее и сказуемое, размерность единиц, период времени, к которому относятся данные таблицы.

 

 

Содержание учебного материала по разделам (темам)

Тема 1. Предмет и задачи курса. Философские, историко-культурные, социологические истоки социальной педагогики.

Воспитательный процесс в микросреде как предмет социальной педагогики. Объект социальной педагогики. Социальная педагогика в системе наук о человеке. Тенденции и основные направления социально-педагогических исследований


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.